Научная статья на тему 'Взаимодействие специалистов образовательной организации по развитию полисенсорного восприятия у ребёнка с ограниченными возможностями здоровья'

Взаимодействие специалистов образовательной организации по развитию полисенсорного восприятия у ребёнка с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
800
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСОБЫЙ / РЕБЁНОК / ЗРЕНИЕ / КОЛЛЕКТИВ / СОТРУДНИЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Лыкова Анна Алексеевна

Целью статьи является опыт работы по обеспечению оптимальных условий для системного, комплексного, непрерывного воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста с нарушением зрения в образовательной организации. Известно, что нарушения зрения, возникшие в раннем возрасте, приводят к гиподинамии, некоординированности двигательных актов, ритмичности движений, к трудностям в развитии зрительно-пространственной ориентировки. Успешность интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья зависит не только от характера и степени, имеющихся у них физических и психических нарушений, но и от эффективности учитывающих эти нарушения образовательных программ, обучающих технологий, от отношения к таким детям окружающих, от той образовательной среды, в которую ребенок включён. Педагогический коллектив решает и педагогические и специальные задачи: обогащение зрительных представлений (рисунки предметов); развитие зрительно-двигательной координации; развитие слухового внимания (ориентировка на звуковые свойства предмета); стимуляция зрительно-познавательной активности; развитие зрительного восприятия в единстве с развитием несенсорных психических функций (внимания, памяти, мышления, речи) и другие. Реализация всего комплекса мер, будет более эффективной при обязательном руководстве специалистом, который помогает воспитателям групп правильно организовать сопровождение ребенка с особыми потребностями в коллективе здоровых сверстников. При этом мы руководствуемся следующими принципами: 1. Максимальное слияние лечебно коррекционных и педагогических воздействий. 2. Индивидуальный подход к нормированию учебной и физической нагрузки. 3. Создание дифференцированных условий зрительной работы.4. Применение специальных учебных и наглядных пособий, технических средств развития и обучения. Прежде чем приступать к использованию любого учебного оборудования и игровых пособий, нужно учесть четыре основных аспекта проведения коррекционной работы: 1.Следует неоднократно показывать ребенку, как выполняется упражнение для того, чтобы он научился понимать и запоминать. Чем лучше ребенок этому научится, тем точнее и правильнее он будет выполнять поставленные перед ним задачи. 2.Объем внимания детей ограничен. Поэтому ставьте перед ребенком только одну задачу. Если задача будет для него непосильной, то она может отбить всякое желание заниматься. 3.Сущность этого принципа заключается в получении максимального тренировочного эффекта, с помощью предельной для данного уровня развития ребенка нагрузки. 4.Сочетание текста и выполнения разных упражнений позволит добиться максимального тренировочного эффекта. Специфика, содержание непрерывной непосредственно образовательной деятельности, формы организации, способы, средства и приёмы коррекции определяются не только возрастными и индивидуальными возможностями дошкольников, но и зрительными диагнозами и степенью его выраженности, состоянием зрительных функций, уровнем развития восприятия, периодом лечения. Быстрая зрительная утомляемость детей требует смены деятельности. Учитель-дефектолог консультирует всех воспитателей комплекса, и других специалистов по вопросам организации коррекционно-педагогического процесса и взаимодействия детей группы, помогает в подборе коррекционных приёмов при проведении непосредственно образовательной деятельности; проводит совместные мероприятия. При каждом виде зрительной патологии существуют некоторые противопоказания, но есть такие факторы, которые должны учитываться всеми участниками образовательного процесса. Например, нельзя заниматься в помещении с низкой освещенностью, точно также как и при резком избыточном свете; противопоказаны резкие и длительные наклоны головы и туловища, сотрясания тела. Предъявляя картины, фотографии, иллюстрации мы учитываем следующие рекомендации учителя-дефектолога (тифлопедагога): при проведении с детьми фронтальных мероприятий при демонстрации объектов использовать фоны, улучшающие зрительное восприятие; преобладание пособий красного, оранжевого, жёлтого цвета; при фронтальном рассматривании одного объекта наглядный материал должен быть размером до 15-20 см, при дифференцированном индивидуальном предъявлении от 1 до 5 см; если предъявляется нескольких изображений, то размещать их на доске, мольберте (в количестве не более 8-10 шт., если предметы размером от 10 до 15 см и объекты размером 20-25 см не более 5 шт. одновременно). Размещать объекты следует так, чтобы они не сливались в единую линию или пятно, а выделялись и могли быть рассмотрены по отдельности; рассаживать детей следует как можно ближе к рассматриваемому объекту, использовать индивидуальную наглядность для детей с низкой остротой зрения; применять подставки, позволяющие рассматривать объекты в вертикальном положении. При работе с детьми с нарушением зрения необходимо учитывать остроту зрения, наличие окклюдора, и в зависимости от этого возможности каждого ребёнка, темп выполнения задания, реакцию на оценку деятельности, устойчивость внимания. Предъявлять наглядность (образец движений, артикуляция вокала, иллюстративный материал и т.п.) следует со стороны работающего глаза. Для этого необходимо расположить, распределить детей с учётом вышеназванных рекомендаций. Таким образом, мы должны учитывать и соблюдать условия коррекционной направленности организации психолого-педагогического сопровождения и коррекционной работы с детьми с нарушениями зрения: для полного и точного восприятия демонстрируемого объекта учитывается выбор адекватного фона; оптимального цвета; обязательно постоянное использование указки для уточнения; объекты на рассматриваемой картине должны иметь чёткий контур, определённый размер картины; наглядный материал при показе ребёнку с окклюдором должен находиться со стороны открытого глаза; педагог должен находиться обязательно лицом к детям; непрерывная зрительная нагрузка не должна превышать 10 минут. Ранняя коррекция психофизического развития наших детей имеет большое компенсаторно коррекционное значение, позволяет избежать нам появления многих вторичных дефектов (нарушение координации пространства, боязнь больших пространств, вербализм и т.д.), а также 727 помогает малышу пользоваться остаточным зрением и сохранными анализаторами. А это в свою очередь огромный шаг к его дальнейшей жизни в школьном обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Лыкова Анна Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие специалистов образовательной организации по развитию полисенсорного восприятия у ребёнка с ограниченными возможностями здоровья»

Взаимодействие специалистов образовательной организации по развитию полисенсорного восприятия у ребёнка с ограниченными возможностями здоровья

Лыкова Анна Алексеевна

ГБОУ Гимназия № 1512, г.

Москва

Ключевые слова:

особый, ребёнок, зрение, коллектив, сотрудничество

Аннотация: Целью статьи является опыт работы по обеспечению оптимальных условий для системного, комплексного, непрерывного воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста с нарушением зрения в образовательной организации.

Известно, что нарушения зрения, возникшие в раннем возрасте, приводят к гиподинамии, некоординированности двигательных актов, ритмичности движений, к трудностям в развитии зрительно-пространственной ориентировки.

Успешность интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья зависит не только от характера и степени, имеющихся у них физических и психических нарушений, но и от эффективности учитывающих эти нарушения образовательных программ, обучающих технологий, от отношения к таким детям окружающих, от той образовательной среды, в которую ребенок включён.

Педагогический коллектив решает и педагогические и специальные задачи:

• обогащение зрительных представлений (рисунки предметов);

• развитие зрительно-двигательной координации;

• развитие слухового внимания (ориентировка на звуковые свойства предмета);

• стимуляция зрительно-познавательной активности;

• развитие зрительного восприятия в единстве с развитием несенсорных психических функций (внимания, памяти, мышления, речи) и другие.

Реализация всего комплекса мер, будет более эффективной при обязательном руководстве специалистом, который помогает воспитателям групп правильно организовать сопровождение ребенка с особыми потребностями в коллективе здоровых сверстников. При этом мы руководствуемся следующими принципами:

1. Максимальное слияние лечебно - коррекционных и педагогических воздействий. 2. Индивидуальный подход к нормированию учебной и физической нагрузки. 3. Создание дифференцированных условий зрительной работы.4. Применение специальных учебных и наглядных пособий, технических средств развития и обучения.

Прежде чем приступать к использованию любого учебного оборудования и игровых пособий, нужно учесть четыре основных аспекта проведения коррекционной работы:

1.Следует неоднократно показывать ребенку, как выполняется упражнение для того, чтобы он научился понимать и запоминать. Чем лучше ребенок этому научится, тем точнее и правильнее он будет выполнять поставленные перед ним задачи. 2.Объем внимания детей ограничен. Поэтому ставьте перед ребенком только одну задачу. Если задача будет для него непосильной, то она может отбить всякое желание заниматься.

3.Сущность этого принципа заключается в получении максимального тренировочного эффекта, с помощью предельной для данного уровня развития ребенка нагрузки.

4.Сочетание текста и выполнения разных упражнений позволит добиться максимального тренировочного эффекта.

Специфика, содержание непрерывной непосредственно образовательной деятельности, формы организации, способы, средства и приёмы коррекции определяются не только возрастными и индивидуальными возможностями дошкольников, но и зрительными диагнозами и степенью его выраженности, состоянием зрительных функций, уровнем развития восприятия, периодом лечения. Быстрая зрительная утомляемость детей требует смены деятельности.

Учитель-дефектолог консультирует всех воспитателей комплекса, и других специалистов по вопросам организации коррекционно-педагогического процесса и взаимодействия детей группы, помогает в подборе коррекционных приёмов при проведении непосредственно образовательной деятельности; проводит совместные мероприятия.

При каждом виде зрительной патологии существуют некоторые противопоказания, но есть такие факторы, которые должны учитываться всеми участниками образовательного процесса.

Например, нельзя заниматься в помещении с низкой освещенностью, точно также как и при резком избыточном свете; противопоказаны резкие и длительные наклоны головы и туловища, сотрясания тела.

Предъявляя картины, фотографии, иллюстрации мы учитываем следующие рекомендации учителя-дефектолога (тифлопедагога):

• при проведении с детьми фронтальных мероприятий при демонстрации объектов использовать фоны, улучшающие зрительное восприятие; преобладание пособий красного, оранжевого, жёлтого цвета;

• при фронтальном рассматривании одного объекта наглядный материал должен быть размером до 15-20 см, при дифференцированном индивидуальном предъявлении - от 1 до 5 см;

• если предъявляется нескольких изображений, то размещать их на доске, мольберте (в количестве не более 8-10 шт., если предметы размером от 10 до 15 см и объекты размером 20-25 см - не более 5 шт. одновременно). Размещать объекты следует так, чтобы они не сливались в единую линию или пятно, а выделялись и могли быть рассмотрены по отдельности;

• рассаживать детей следует как можно ближе к рассматриваемому объекту, использовать индивидуальную наглядность для детей с низкой остротой зрения;

• применять подставки, позволяющие рассматривать объекты в вертикальном положении.

При работе с детьми с нарушением зрения необходимо учитывать остроту зрения, наличие окклюдора, и в зависимости от этого - возможности каждого ребёнка, темп выполнения задания, реакцию на оценку деятельности, устойчивость внимания.

Предъявлять наглядность (образец движений, артикуляция вокала, иллюстративный материал и т.п.) следует со стороны работающего глаза. Для этого необходимо расположить, распределить детей с учётом вышеназванных рекомендаций.

Таким образом, мы должны учитывать и соблюдать условия коррекционной направленности организации психолого-педагогического сопровождения и коррекционной работы с детьми с нарушениями зрения:

• для полного и точного восприятия демонстрируемого объекта учитывается выбор адекватного фона; оптимального цвета; обязательно постоянное использование указки для уточнения; объекты на рассматриваемой картине должны иметь чёткий контур, определённый размер картины;

• наглядный материал при показе ребёнку с окклюдором должен находиться со стороны открытого глаза;

• педагог должен находиться обязательно лицом к детям;

• непрерывная зрительная нагрузка не должна превышать 10 минут.

Ранняя коррекция психофизического развития наших детей имеет большое компенсаторно -коррекционное значение, позволяет избежать нам появления многих вторичных дефектов (нарушение координации пространства, боязнь больших пространств, вербализм и т.д.), а также

помогает малышу пользоваться остаточным зрением и сохранными анализаторами. А это в свою очередь огромный шаг к его дальнейшей жизни в школьном обществе.

Список литературы:

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. 2013. Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.0ктября 2013г. № 1155. Стр. 12

Нагаева Т.И. 2008. Коррекционная направленность занятий с детьми, имеющими нарушения зрения//Нарушения зрения у дошкольников/Ростов-на-Дону. Стр. 11-17

Никулина Г.В., Фомичёва Л.В. 2002. Психолого-педагогические и методические основы развития зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения// Охраняем и развиваем зрение/ Санкт-Петербург. Стр. 13-35

Плаксина Л.И. , Григорян Л.А. 1998. Содержание и методика лечения глазных болезней// Содержание медико-педагогической помощи в дошкольном учреждении для детей с нарушением зрения/ Москва. Стр. 9-32

Фомичёва Л.В. 2007. Тифлопедагогические мероприятия по коррекции, компенсации и развитию зрительного восприятия - один из путей охраны и развития нарушенного зрения у детей// Клинико-педагогические основы обучения и воспитания детей с нарушением зрения/ Санкт-Петербург. Стр. 152-163

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.