Лыкова А.А.
старший воспитатель ГБОУ детский сад № 1125 Москва, Россия
Взаимодействие специалистов детского сада по развитию полисенсорного восприятия у ребёнка с ограниченными возможностями здоровья
Аннотация: Статья раскрывает концептуальные основы организации психолого-педагогического процесса, коррекционно-развивающей и лечебно-оздоровительной работы в детском саду № 1125, обеспечивающие оптимальные условия для системного, комплексного, непрерывного воспитания и развития детей с ограниченными возможностями здоровья раннего и дошкольного возраста. Предлагаемый опыт работы, будет эффективным при обязательном руководстве специалистами, которые помогают воспитателям групп правильно организовать сопровождение ребенка с ОВЗ в коллективе сверстников.
Известно, что нарушения зрения, возникшие в раннем возрасте, приводят к гиподинамии, некоординированности двигательных актов, ритмичности движений, к трудностям в развитии зрительно-пространственной ориентировки.
Успешность интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья зависит не только от характера и степени, имеющихся у них физических и психических нарушений, но и от эффективности учитывающих эти нарушения образовательных программ, обучающих технологий, от отношения к таким детям окружающих, от той образовательной среды, в которую ребенок интегрируется.
Концептуальными основами организации психолого-педагогического процесса, коррекционно - развивающей и лечебно - оздоровительной работы в нашем детском саду является обеспечение оптимальных условий для системного, комплексного, непрерывного воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста.
Педагогический коллектив решает и педагогические и специальные задачи:
• обогащение зрительных представлений (рисунки предметов);
• развитие зрительно-двигательной координации;
• развитие слухового внимания (ориентировка на звуковые свойства предмета);
• стимуляция зрительно-познавательной активности;
• развитие зрительного восприятия в единстве с развитием несенсорных
психических функций (внимания, памяти, мышления, речи) и другие.
Реализация всего комплекса мер, будет более эффективной при обязательном
руководстве специалистом, который помогает воспитателям групп правильно организовать сопровождение ребенка с отклонениями в развитии в коллективе здоровых сверстников. При этом мы руководствуемся следующими принципами:
1. Максимальное слияние лечебно - коррекционных и педагогических воздействий.
2. Индивидуальный подход к нормированию учебной и физической нагрузки.
3. Создание дифференцированных условий зрительной работы.
4. Применение специальных учебных и наглядных пособий, технических средств воспитания и развития.
Прежде чем приступать к использованию любого учебного оборудования и игровых пособий, нужно учесть четыре основных принципа проведения коррекционной работы:
1. Принцип деятельности. Следует неоднократно показывать ребенку, как выполняется упражнение для того, чтобы он научился понимать и запоминать. Чем лучше ребенок этому научится, тем точнее и правильнее он будет выполнять поставленные перед ним задачи.
2. Принцип дробления. Объем внимания детей ограничен. Поэтому ставьте перед ребенком только одну задачу. Если задача будет для него непосильной, то она может отбить всякое желание заниматься.
3. Принцип нагрузки. Сущность этого принципа заключается в получении максимального тренировочного эффекта, с помощью предельной для данного уровня развития ребенка нагрузки.
4. Принцип деятельности. Этот принцип обратный принципу дробления. Сочетание текста и выполнения разных упражнений позволит добиться максимального тренировочного эффекта.
Специфика, содержание непосредственно образовательной деятельности, формы организации, способы, средства и приёмы коррекции определяются не только возрастными и индивидуальными возможностями дошкольников, но и зрительными диагнозами и степенью его выраженности, состоянием зрительных функций, уровнем развития восприятия, периодом лечения. Быстрая зрительная утомляемость детей требует смены деятельности.
Учитель-дефектолог консультирует всех воспитателей детского сада, и других специалистов по вопросам организации коррекционно-педагогического процесса и взаимодействия детей группы, помогает в подборе коррекционных приёмов при проведении непосредственно образовательной деятельности; проводит совместные мероприятия.
При каждом виде зрительной патологии существуют некоторые противопоказания, но есть такие факторы, которые должны учитываться всеми участниками образовательного процесса.
Например, нельзя заниматься в помещении с низкой освещенностью, точно также как и при резком избыточном свете; противопоказаны резкие и длительные наклоны головы и туловища, сотрясения тела.
Предъявляя картины, фотографии, иллюстрации мы учитываем следующие рекомендации тифлопедагога:
• при проведении с детьми фронтальных мероприятий при демонстрации объектов использовать фоны, улучшающие зрительное восприятие; преобладание пособий красного, оранжевого, жёлтого цвета;
• при фронтальном рассматривании одного объекта наглядный материал должен быть размером до 15-20 см, при дифференцированном индивидуальном предъявлении - от 1 до 5 см;
• если предъявляется нескольких изображений, то размещать их на доске, мольберте (в количестве не более 8-10 шт., если предметы размером от 10 до 15 см и объекты размером 20-25 см - не более 5 шт. одновременно). Размещать объекты следует так, чтобы они не сливались в единую линию или пятно, а выделялись и могли быть рассмотрены по отдельности;
• рассаживать детей следует как можно ближе к рассматриваемому объекту, использовать индивидуальную наглядность для детей с низкой остротой зрения;
• применять подставки, позволяющие рассматривать объекты в вертикальном положении.
При работе с детьми с нарушением зрения необходимо учитывать остроту зрения, наличие окклюдора, и в зависимости от этого - возможности каждого ребёнка, темп выполнения задания, реакцию на оценку деятельности, устойчивость внимания.
Предъявлять наглядность (образец движений, артикуляция вокала, иллюстративный материал и т.п.) следует со стороны работающего глаза. Для этого необходимо расположить, распределить детей с учётом вышеназванных рекомендаций.
Таким образом, мы должны учитывать и соблюдать условия коррекционной направленности организации психолого-педагогического сопровождения и коррекционной работы с детьми с нарушениями зрения:
• для полного и точного восприятия демонстрируемого объекта учитывается выбор адекватного фона; оптимального цвета; обязательно постоянное использование указки для уточнения; объекты на рассматриваемой картине должны иметь чёткий контур, определённый размер картины;
• наглядный материал при показе ребёнку с окклюдором должен находиться со стороны открытого глаза;
• педагог должен находиться обязательно лицом к детям;
• непрерывная зрительная нагрузка не должна превышать 10 минут. Ранняя коррекция психофизического развития наших детей имеет большое
компенсаторно - коррекционное значение, позволяет избежать нам появления многих вторичных дефектов (нарушение координации пространства, боязнь больших пространств, вербализм и т.д.), а также помогает малышу пользоваться остаточным зрением и сохранными анализаторами. А это в свою очередь огромный шаг к его дальнейшей жизни в школьном обществе.
Список литературы:
Л.И. Плаксина, Л.А. Григорян. Содержание и методика лечения глазных болезней// Содержание медико-педагогической помощи в дошкольном учреждении для детей с нарушением зрения/ Москва, 1998. стр. 9-32
Т.И. Нагаева. Коррекционная направленность занятий с детьми, имеющими нарушения зрения//Нарушения зрения у дошкольников/Ростов-на-Дону, 2008, стр. 11-17 Л.В. Фомичёва. Тифлопедагогические мероприятия по коррекции, компенсации и развитию зрительного восприятия - один из путей охраны и развития нарушенного зрения у детей// Клинико-педагогические основы обучения и воспитания детей с нарушением зрения/ Санкт-Петербург, 2007. стр. 152-163
Г.В. Никулина, Л.В. Фомичёва. Психолого-педагогические и методические основы развития зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения// Охраняем и развиваем зрение/ Санкт-Петербург, 2002. стр. 13-35