Научная статья на тему 'Взаимодействие сотрудников МВД на основе гражданско-правовой деятельности в системе повышения квалификации'

Взаимодействие сотрудников МВД на основе гражданско-правовой деятельности в системе повышения квалификации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
165
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМИОТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / ИМИТАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ / ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ПРЕСТУПНОСТЬ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ИНСТИТУТЫ / SEMIOTIC MODEL / SIMULATION MODEL / LEGAL CIVIL RELATIONS / CRIMINALITY / SOCIOCULTURAL INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шхагапсоева Мариана Хасановна

В статье обосновывается один из аспектов направления деятельности института повышения квалификации сотрудников МВД России формирование гражданско-правовой компетентности слушателей в процессе организации контекстного взаимодействия в учебной и воспитательной деятельности. Подробно рассмотрены особенности построения моделей контекстного взаимодействия сотрудников МВД (семиотической, имитационной обучающей, социально-обучающей) на основе гражданско-правовой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шхагапсоева Мариана Хасановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTION OF POLICE OFFICERS ON THE BASIS OF LEGAL CIVIL ACTIVITIES IN THE ADVANCED TRAINING SYSTEM

The article explains such an aspect of the activities of the institute for police officers’ advanced training as the formation of legal civil competence of students in the process of contextual interaction during educational and training activities. The author considers in detail the peculiarities of building the models of contextual interaction of police officers (semiotic, simulation training, social training) based on the civil legal activities.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие сотрудников МВД на основе гражданско-правовой деятельности в системе повышения квалификации»

УДК 347

Шхагапсоева Мариана Хасановна

кандидат педагогических наук, преподаватель кафедры общеправовых дисциплин Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиала) Краснодарского университета МВД России

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СОТРУДНИКОВ МВД НА ОСНОВЕ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Shkhagapsoeva Mariana Hasanovna

PhD in Education Science, Lecturer, North Caucasus Institute for Advanced Training (branch) of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

INTERACTION OF POLICE OFFICERS ON THE BASIS OF LEGAL CIVIL ACTIVITIES IN THE ADVANCED TRAINING SYSTEM

Аннотация:

В статье обосновывается один из аспектов направления деятельности института повышения квалификации сотрудников МВД России - формирование гражданско-правовой компетентности слушателей в процессе организации контекстного взаимодействия в учебной и воспитательной деятельности. Подробно рассмотрены особенности построения моделей контекстного взаимодействия сотрудников МВД (семиотической, имитационной обучающей, социально-обучающей) на основе гражданско-правовой деятельности.

Ключевые слова:

семиотическая модель, имитационная модель, гражданско-правовые отношения, преступность, социокультурные институты.

Summary:

The article explains such an aspect of the activities of the institute for police officers' advanced training as the formation of legal civil competence of students in the process of contextual interaction during educational and training activities. The author considers in detail the peculiarities of building the models of contextual interaction of police officers (semiotic, simulation training, social training) based on the civil legal activities.

Keywords:

semiotic model, simulation model, legal civil relations, criminality, sociocultural institutions.

В соответствии с положениями Закона «О полиции», в современной России изменены ведомственные подходы к оценке деятельности подразделений МВД России. Сейчас они направлены на стимулирование качественного выполнения задач по обеспечению общественного порядка и противодействию преступности. Впервые в истории современной России совещательный орган при министерстве образован не ведомственным приказом, а федеральным законом и указами Президента страны, что свидетельствует о его значимости для системы МВД России.

Одними из главных оценочных критериев работы сотрудников ОВД являются общественное мнение, уровень удовлетворенности граждан предоставляемыми правоохранительными услугами.

Категория «взаимодействие» выступает одной из основных в концепциях социокультурных институтов. Специалисты отмечают, что взаимодействие социокультурных институтов - это управляемый процесс, который может быть сознательно организован. Он «запускается» благодаря созданию между субъектами различных связей, в совокупности дающих представление о содержании взаимодействия в целом. Организованное взаимодействие в данном случае рассматривается не как самоцель, а как средство, с помощью которого можно наиболее эффективно решить те или иные общественные задачи.

Анализ задач и функций, возлагаемых на органы внутренних дел РФ, свидетельствует, что основная часть правомочий подразделений системы МВД реализуется в сфере публичных правоотношений, исследование которых ведется достаточно активно. Однако та часть гражданских правоотношений, динамика которой так или иначе связана с деятельностью подразделений МВД, до настоящего времени остается наименее изучена.

Деятельности органов внутренних дел в системе гражданско-правовых отношений свойственны как общие черты функционирования элемента системы органов исполнительной власти, так и специфические, вытекающие из функций и задач, присущих исключительно МВД.

Подобная цель в гражданских правоотношениях трансформируется в том числе в некоммерческий характер деятельности по реализации возложенных на государственные органы за-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

дач. В то же время следует учитывать, что некоторые из задач (охрана собственности, обеспечение безопасности граждан и т. д.) могут осуществляться и на коммерческой основе, как специализированными подразделениями МВД, так и отдельными хозяйствующими субъектами.

Практическая реализация любой концепции как стратегии организации возможна при создании реалистичной и продуманной модели, предусматривающей детализацию особенностей воспитательной работы на весь период обучения; организационной основы реализации концепции воспитания в жизнь, определяющей формат, сроки проведения основных воспитательных мероприятий и содержание деятельности субъектов воспитательной деятельности.

Под моделью понимают упрощенное подобие реального объекта, который отражает некоторые стороны изучаемого объекта или явления, существенные с точки зрения цели моделирования.

Модели объектов реальной действительности (предметов, процессов, явлений) используются для представления материальных предметов, объяснения известных фактов, построения гипотез, получения новых знаний об исследуемых объектах, прогнозирования и управления.

Возникает необходимость выделения компонентов процесса или явления, а также их взаимосвязей, взаимозависимостей и взаимоподчиненности.

Для построения модели контекстного взаимодействия сотрудников МВД на основе гражданско-правовой деятельности в системе повышения квалификации нам необходимо обратиться к сущности моделирования, характеристике его содержательной и процессуальной сторон.

Моделирование как специфический способ познания позволяет воспроизводить объект исследования - контекстное взаимодействие сотрудников МВД в процессе гражданско-правовой деятельности, что помогает систематизировать знания об изучаемом явлении или процессе, предсказывает пути их развития и более полные связи между компонентами.

Известно, процесс моделирования какой-либо системы, как правило, начинается с определения контекста, то есть наиболее абстрактного уровня описания системы в целом.

В контекст входит определение субъекта моделирования, цели и точки зрения на модель. Под субъектом понимается сама система, при этом необходимо точно установить, что входит в систему, а что лежит за ее пределами, другими словами, мы должны определить, что мы будем в дальнейшем рассматривать как компоненты системы, как внешнее воздействие. Таким образом, модель предполагает наличие четко сформулированной цели, единственного субъекта моделирования и одной точки зрения.

Вместе с тем анализ контекстного обучения в традиционном его понимании и применении реализуется в трех моделях: семиотической, имитационной и социально-обучающей.

Семиотическая модель существует в виде словесных и письменных текстов, содержащих информацию, которую должен усвоить обучающийся. Они создают необходимую коммуникативную базу для развития речевых и социальных умений, иллюстрируют функционирование языка в форме, принятой его носителями, и в естественном социальном контексте. На данном этапе особое внимание следует уделить следующим задачам: осознанию субъектом коммуникативного намерения, анализу коммуникативной ситуации, первичному планированию речевого поведения и т. д.

Имитационная обучающая модель - это моделируемая ситуация, требующая анализа и принятия решения на основе полученной информации. Для слушателей предлагается большой выбор разнообразных видов деятельности, которые наиболее близки их способностям и задаткам. В предлагаемых заданиях постепенно расширяются социальный и культурный компоненты содержания, задания формулируются как проблемные, требующие творческой мыслительной активности и самостоятельности обучающихся. На первый план выступают задания «открытого» характера, выполнение которых позволяет обучающимся действовать в соответствии с собственными жизненными ориентациями. Для этого создаются социально заостренные учебно-речевые ситуации, в которых обучаемые самостоятельно программируют речевые действия.

Социально-обучающая модель - это типовая проблемная ситуация, которая анализируется и преобразуется в совместной деятельности обучающихся. Здесь слушатели берут на себя определенные роли. В ситуации ролевого общения с реальными или воображаемыми субъектами слушатели приобретают опыт установления взаимоотношений с представителями данной культуры, опыт доброжелательного отношения к людям, независимо от расы, национальности, положения в обществе, личных качеств. Они учатся уважительному отношению к другим народам и их традициям.

Как правило, в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов обучение строится в контексте производственных процессов и специфичных ситуаций, зачастую при этом игнорируются или вообще нарушаются педагогические принципы, обусловленные законами и закономерностями педагогических процессов. Согласно такому подходу, учебная и воспитательная деятельность организуются без методологического обоснования предлагаемых технологий, что делает

их разрозненными действиями. В конечном счете не следует ожидать каких-либо спрогнозированных прежде результатов, так как освоение фрагментарных знаний не способствует формированию и развитию у слушателей интереса ни к самим знаниям, ни к профессиональной деятельности.

Ссылки:

1. О полиции [Электронный ресурс] : федер. закон от 07.02.2011 № З-ФЗ (принят ГД ФС РФ 28.01.2011) // Гарант : информ.-прав. портал. URL: http://base.garant.ru/12182530/ (дата обращения: 26.10.2014).

2. Базулина А.А. Компетентностно-ориентированная модель повышения квалификации сотрудников органов внутренних дел // Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования : материалы IX Всерос. науч.-практ. конф. 2010. Ч. 3. С. 8-14.

3. Шхагапсоева М.Х. Контекстное взаимодействие в процессе гражданско-правовой деятельности сотрудников МВД : монография. Нальчик, 2012. 136 с.

4. Шхагапсоева М.Х. Особенности воспитательной работы в системе повышения квалификации сотрудников МВД России // Вопросы экономики и права. 2013. № 1. С. 37-43.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.