УДК 342.951.746.1 Шхагапсоева Мариана Хасановна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры общеправовых дисциплин Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиала) Краснодарского университета МВД России
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ МВД РОССИИ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
Shkhagapsoeva Mariana Hasanovna
PhD in Education Science, Lecturer, North Caucasus Institute for Advanced Training (branch) of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia
DIDACTIC BASES OF CIVIL LEGAL ACTIVITIES OF RUSSIAN POLICE IN THE SYSTEM OF ADVANCED TRAINING
Аннотация:
В процессе профессиональной подготовки будущих специалистов обучение строится в контексте производственных процессов и специфичных ситуаций (обусловленных спецификой профессии), зачастую при этом игнорируются или вообще нарушаются педагогические принципы, обусловленные законами и закономерностями педагогических процессов (как воспитания, так и обучения). Вместе с тем системное использование научных знаний, соблюдение принципов их преподавания в рамках профессиональной деятельности обеспечивает прогнозируемость и диагно-стируемость получаемых результатов учебной и воспитательной работы в системе повышения квалификации сотрудников МВД РФ.
Ключевые слова:
контекстное обучение, педагогическое проектирование, педагогические технологии, повышение квалификации.
Summary:
The professional training of future specialists is carried out in the context of production processes and specific situations (determined by the specifics of an occupation), at the same time the pedagogical principles, pedagogical conditions governed by the laws and regularities of pedagogical processes (education and training) are often ignored or even violated. However, the systemic use of scientific knowledge, observance of the principles of their teaching in the framework of professional activities provides predictability and diagnostic ability of the results of teaching and educational work in the system of advanced training of police officers.
Keywords:
contextual learning, pedagogical designing, educational technology, professional development.
В процессе подготовки специалиста обозначилось явное противоречие между учебной деятельностью и деятельностью профессиональной.
Оно получило свое выражение в следующих конкретных противоречиях:
- между абстрактным предметом учебно-познавательной деятельности (тексты, знаковые системы, программы действий) и реальным предметом будущей профессиональной деятельности, где знания не даны в чистом виде, а заданы в общем контексте производственных процессов и ситуаций;
- между системным использованием знаний в профессиональной деятельности и «разнесенностью» их усвоения по разным учебным дисциплинам, кафедрам. Усвоение «изолированного» и бессистемного знания не способствует формированию и развитию у студентов интереса ни к самим знаниям, ни к будущей профессиональной деятельности;
- между индивидуальным способом усвоения знаний и опытом в обучении, индивидуальным характером учебной работы студентов и коллективным характером профессионального труда, предлагающим межличностные взаимодействия специалистов, соответствующие формы общения, обмен мнениями, принятие решений и т. п.;
- между вовлеченностью в процессы профессионального труда специалиста на уровне творческого мышления и социальной активности и опорой в традиционном обучении прежде всего на процессы внимания, восприятия, памяти в соответствии с широко распространенным представлением об учении как о процессе передачи информации от преподавателя к слушателям.
Основной единицей деятельности слушателя - сотрудника МВД при повышении их квалификации в контекстном обучении является поступок, посредством которого он не только выполняет предметные действия в соответствии с «профессиональными» требованиями и нормами, но и получает нравственный опыт, поскольку действует в соответствии с нормами, принятыми в данном обществе и в данном профессиональном сообществе. Тем самым решается проблема единства обучения и воспитания [1, с. 79].
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Между тем практике известны формы и методы обучения, в которых воссоздается не только предметное, но и социальное содержание будущей профессиональной деятельности: метод анализа конкретных ситуаций и ситуационных задач, деловые игры, проблемные ситуации, научно-исследовательская работа обучающихся, практика, курсовое и дипломное проектирование.
Как известно, под педагогической технологией понимается реализованный на практике проект совместной деятельности преподавателя и обучаемого, направленный на достижение целей обучения, воспитания и развития личностей обоих этих субъектов образования.
Важно иметь в виду, что при этом необходимо проектировать не только предметное содержание, обеспечивающее профессиональную компетентность специалиста, но и социальное содержание, обеспечивающее способность работать в коллективе, быть организатором производства.
Такое обучение, в котором с помощью всей системы дидактических форм, методов и средств моделируется предметное и социальное содержание будущей профессиональной деятельности специалиста, а усвоение им абстрактных знаний как знаковых систем наложено на канву этой деятельности, называют знаково-контекстным (контекстным) обучением. Такие технологии называют активными, так как в них существенно меняются и роль обучающего, и роль обучаемых (информация не цель, а средство для освоения действий и операций профессиональной деятельности) [2, с. 78].
Групповая работа как технология активного обучения
Методы активного обучения - это способы взаимосвязанной деятельности педагога и обучаемых, направленные на достижение учебно-воспитательных целей. Известно, что в теории обучения в числе основных факторов, побуждающих обучающихся к активности, можно назвать познавательный и профессиональный интерес, творческую организацию учебной деятельности, состязательный, игровой характер проведения занятий. Не менее важное значение в активизации познавательной деятельности имеет эмоционально-психологическая атмосфера образовательного пространства учебного заведения.
В основе данной техники (или совокупности взаимодополняющих техник) лежат психологические теории, рассматривающие групповую работу обучающихся с трех точек зрения:
- социально-психологической (представление о взаимозависимости членов группы);
- когнитивной теории (представление о развитии познавательных функций человека);
- бихевиористской теории научения (представление о положительном подкреплении результативной работы группы).
Принципы кооперации в обучении - это набор теоретически обоснованных и практически проверенных утверждений, описывающих условия, которые необходимо соблюдать, чтобы группа совместно работающих, обучающихся становилась эффективной группой [3, с. 99].
Как показывают многочисленные эксперименты, учение в условиях кооперации демонстрирует и другие важные преимущества по сравнению с обучением в условиях конкуренции.
Позитивное отношение к изучаемому материалу. Слушатели в условиях повышения квалификации лучше относятся к материалу, который они изучали в условиях кооперации, чем к материалу, который им приходится осваивать индивидуально или в условиях конкуренции. Они с большей готовностью возвращаются к предшествующим темам, углубляют и расширяют полученные знания. В условиях кооперации слушатели-обучающиеся реже отвлекаются от учебной задачи и в среднем занимаются ею в отведенный промежуток времени больше, чем обучающиеся-работающие самостоятельно или в условиях конкуренции [4, с. 101].
При отборе учебного материала необходимо уточнить, какие виды знаний будут представлены в предлагаемом для совместного выполнения задании (понятия, факты, законы, методические знания, оценочные знания и т. д.). Необходимо заметить, что не всякий учебный материал подходит для групповой работы, он должен соответствовать особым требованиям:
- по своей структуре задание должно быть таким, чтобы его можно было бы расчленить на отдельные подзадачи и подпункты, что обеспечивало бы решение проблемы поэтапно, то есть от частного к общему;
- задание должно быть достаточно трудным, желательно проблемным, допускать разные точки зрения, предполагать несовпадение позиций;
- «трудность» задания должна быть высокой: чем больше информации необходимо для его правильного выполнения, тем интенсивнее идет взаимодействие между участниками группы.
Итак, преимущество групповой работы в том, что слушатель - сотрудник МВД учится высказывать и отстаивать собственное мнение, сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения других, аргументировать, опираясь на гражданско-правовые нормы, приводя ссылки на положения, нормативные акты и т. д. Вырабатываются навыки контроля за действиями других и самоконтроля, формируется критическое мышление.
Проблемность. Основная задача при этом состоит в том, чтобы ввести обучаемого в проблемную ситуацию, для выхода из которой ему не хватает имеющихся знаний, и он вынужден сам активно формировать новые знания с помощью преподавателя и с участием других слушателей, основываясь на известном ему чужом и своем профессиональном опыте, логике и здравом смысле. Оптимальный вариант проблемной задачи - та задача, решение которой неоднозначно даже для специалиста, преподавателя.
Взаимообучение. Стержневым моментом многих форм проведения занятий с применением методов активного обучения является коллективная деятельность и дискуссионная форма обсуждения. Этот признак не отрицает индивидуализацию обучения, но требует его разумного сочетания и умелого использования.
Индивидуализация. Требование организации учебно-познавательной деятельности с учетом индивидуальных способностей и возможностей обучающегося. Признак также подразумевает развитие у обучающихся механизмов самоконтроля, саморегулирования, самообучения.
Непосредственность, самостоятельность взаимодействия обучающихся с учебной информацией. При традиционном обучении педагог (равно как и весь используемый им комплекс дидактических средств) исполняет роль «фильтра», пропускающего через себя учебную информацию.
Мотивация. Активность, как индивидуальной, так и коллективной, как самостоятельной, так и регламентируемой учебно-познавательной деятельности обучающихся, развивается и поддерживается системой мотивации.
Современная технология обучения представляет собой сочетание основных составляющих педагогического процесса, обеспечивающего на эффективном уровне активное усвоение знаний при одновременном формировании личности.
Учебная профессионально ориентированная ситуация рассматривается в исследованиях как единица совместной деятельности преподавателя и обучающегося; как система конструируемых педагогом условий, побуждающих и опосредующих активность обучающегося в социальном и предметном контекстах его будущей профессиональной деятельности.
Первая предполагает организацию под руководством преподавателя самостоятельной поисковой деятельности обучающихся по решению гражданско-правовых проблем, в ходе которых у них формируются новые знания, подходы к решению, развиваются коммуникативные навыки путем совместного решения проблем. Такой проект совместной деятельности больше всего направлен на формирование речевых умений, на расширение и обогащение у обучающихся опыта адекватных содержательных и эмоциональных реакций, в которых проявляется их индивидуальная социальная позиция. Первоначально следует подбирать упражнения на создание эмоционального настроя на работу в группе. Затем можно использовать следующие приемы: разыгрывание аутентичных диалогов, проведение ролевых игр, драматизаций. Обучающиеся приобретают необходимый для их социального развития опыт коллективного взаимодействия, участвуя в дискуссиях, ролевых играх, проектных заданиях нравственно-этического и социального содержания.
Профессионально ориентированная технология направлена на развитие профессионального аспекта, предполагает профессиональное развитие у обучающихся в сфере коммуникативного поведения в учебном процессе и в области профессионального построения коммуникативного взаимодействия. Педагог подбирает темы и ситуации, связанные с профессией. Широкое применение находят одновременно выполняемые (не фронтальные) коллективные задания -свободная дискуссия, заседание экспертной группы, ролевые и деловые игры и т. п., позволяющие обучающимся формулировать и аргументировать личностную позицию по вопросам социокультурного, нравственно-этического, научно-познавательного, социального характера. В связи с этим обучающихся необходимо вооружить умением вести диалог (диалог-расспрос, диалог -обмен мнениями, диалог - побуждение к действию, этикетный диалог) в ситуациях официального и неофициального общения в бытовой, социокультурной и учебно-трудовой сферах. Большинство заданий на занятиях формулируются как проблемные.
Таким образом, в условиях повышения квалификации сотрудников МВД можно сформировать активную жизненную позицию обучающихся, заинтересовать их в постоянном совершенствовании.
Ссылки:
1. Шхагапсоева М.Х. Средовая организация гражданско-правового воспитания старших школьников : дис. ... канд. пед наук. Майкоп, 2013. 190 с.
2. Там же. С. 78.
3. Там же. С. 99.
4. Шхагапсоева М.Х. Контекстное взаимодействие в процессе гражданско-правовой деятельности сотрудников МВД. Нальчик, 2012. 135 с.