УДК 343.326 Маздогова Заира Зауровна
кандидат политических наук, доцент кафедры общеправовых дисциплин Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиала) Краснодарского университета МВД России
Машекуашева Маргарита Хасанбиевна
кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры общеправовых дисциплин Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиала) Краснодарского университета МВД России
Шхагапсоева Марина Хасановна
преподаватель кафедры общеправовых дисциплин Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиала) Краснодарского университета МВД России
ОБ «ИДЕАЛАХ» ЭКСТРЕМИСТСКОЙ МОРАЛИ
Mazdogova Zaira Zaurovna
PhD in Political Science, Assistant Professor, General Legal Disciplines Subdepartment, North Caucasus Institute for Advanced Training (branch) of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia
Mashekuasheva Margarita Hasanbievna
PhD in Psychology, Senior Lecturer, General Legal Disciplines Subdepartment, North Caucasus Institute for Advanced Training (branch) of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia
Shkhagapsoeva Marina Hasanovna
Lecturer, General Legal Disciplines Subdepartment, North Caucasus Institute for Advanced Training (branch) of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia
CONCERNING THE IDEALS OF THE EXTREMIST MORALITY
Аннотация:
В статье постулируется факт о необходимости сотрудничества институтов гражданского общества и органов внутренних дел для развенчания существующего у населения образа об ОВД как об органе насилия. Определены основные направления, в которых должна вестись такая совместная деятельность. Авторы приходят к выводу о том, что рассматриваемое эффективное сотрудничество способно развить доверительные отношения между населением и сотрудниками ОВД, что, безусловно, поможет предупреждать распространение экстремистских настроений и пресекать деятельность террористических образований на ранних стадиях.
Summary:
The article postulates the need for cooperation of civil society institutions and police to debunk the existing image of the police as a violence authority. The authors define the main areas of such collaborative activities. It is concluded that the efficient cooperation is able to develop a trust relationship between the public and the police officers, which can certainly help to prevent the spread of extremist sentiments and to deter activities of terrorist organizations at early stages.
Ключевые слова:
террористическая деятельность, противодействие, опасные преступные деяния, экстремизм, комплекс ценностей, агрессивное отношение, моральные ценности.
Keywords:
terrorist activity, counteraction, dangerous criminal acts, extremism, value system, aggressive attitude, moral values.
Под экстремизмом понимают взгляды, учения или системы ценностей, категорически отрицающие существующий и общепринятый комплекс ценностей и при этом выступающие за насильственную смену ценностного комплекса в обществе. Взгляды и учения эти могут быть политическими, социальными (культурными), а могут быть и религиозными. Экстремизм проявляется чаще всего на улице с «рукоприкладным» насилием, а именно среди молодежи. Одной из главных причин экстремистского, агрессивного отношения выступает психологический барьер «свой - чужой», страх перед непохожим на себя. Эффективность организации деятельности территориальных органов МВД России по выявлению, предупреждению, пресечению преступлений террористического характера во многом зависит от надлежащей правовой обеспеченности (уре-гулированности) деятельности самих органов внутренних дел, их должностных лиц, отношений с другими субъектами противодействия терроризму.
Как социальный институт гражданское общество объективно нацелено на активное сотрудничество с государством в решении наиболее сложных политических и социально-экономических задач и служит социальным индикатором эффективности выполнения органами государства своих функций. Поэтому обеспечение системного взаимодействия между органами внутренних
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (2014, № 17)
дел и институтами гражданского общества рассматривается в качестве важнейшего условия эффективного управления в демократическом обществе [1].
Однако отсутствие четких социальных ориентиров у органов внутренних дел осложняет процесс выработки ими модели эффективной деятельности с институтами гражданского общества. Концентрация усилий на узкопрофессиональных функциях без опоры на общественность не дает должных результатов. Вместе с тем не вызывает сомнения научное положение о том, что эффективное функционирование любой социальной системы может осуществляться только через такие формы социальной и правовой организации, которые обеспечивают конструктивное взаимодействие социальных субъектов на благо всего общества [2].
Следует также отметить, что еще существует в обществе образ государства, его органов управления и прежде всего правоохранительных органов как органов насилия над гражданами. Сложившаяся проблемная ситуация в обществе объективизирует необходимость формирования социального механизма взаимодействия правоохранителей и институтов гражданского общества. Повышению прозрачности работы полиции и чистоты в ее рядах должны активно содействовать общественные советы при органах внутренних дел. Общественные советы должны открыто высказывать свое мнение о качестве работы полицейских и, в частности, о раскрытых ими тяжких и особо тяжких преступлениях. В то же время институты гражданского общества должны участвовать в опровержении публичных и резонансных заявлений с предвзятой оценкой деятельности органов внутренних дел [3].
Социальное взаимодействие между институтами гражданского общества и правоохранительными органами не может складываться по формуле «всё, что не запрещено - разрешено», а должно предусматривать вполне конкретные области отношений, в которых заинтересованы все граждане.
Процесс взаимодействия институтов гражданского общества с органами внутренних дел можно также охарактеризовать составом совместных действий, среди которых:
1. Охрана здоровья населения и обеспечение здорового образа жизни: определение причин и источников распространения наркотиков; противодействие алкоголизации общества и проституции; формирование безопасного для здоровья населения стиля, образа и традиций жизни; развитие физкультурно-оздоровительного комплекса; укрепление социально-психологического здоровья населения; повышение социальной безопасности жизнедеятельности населения.
2. Повышение уровня образования населения: демократизация отношений в сфере предоставления образовательных услуг; мониторинг правонарушений в образовательных учреждений; формирование системы социальных нормативов, регулирующих участие правоохранительных органов и институтов гражданского общества в рационализации образовательных программ, защищающих граждан от дискриминации, насилия, обмана, шантажа и проявлений коррупции; соблюдение конституционного права граждан на получение образования, как общего, так и профессионального.
3. Развитие социально-культурных отношений: формирование правовой культуры, обучение и воспитание в нормативном правовом поле, соблюдение трудового законодательства; формирование у молодежи трудовой мотивации; воспитание у населения необходимости уважения законов и их соблюдения; формирование и укрепление у населения, прежде всего у молодежи, уважения к добросовестному, честному труду.
4. Морально-нравственная подготовка граждан к борьбе с организованной преступностью, различными видами противоправной деятельности: высокопрофессиональная подготовка предпринимателей, бизнесменов, работников, включая овладение морально-нравственными, этическими нормами профессиональной деятельности; государственно-правовое регулирование такой подготовки; методы государственно-правовой борьбы с преступностью; методы общественной борьбы с преступностью, с правонарушениями; методы убеждения, воспитания, просвещения, в том числе правового, морально-нравственного.
5. Доверительные отношения граждан: формирование доверительного социопсихологического типа взаимодействия граждан и органов государственного управления; укрепление взаимного доверия между людьми, социальными группами и органами государственного управления в деловых поступках, поведении с одновременным вытеснением отношений обмана и недоверия.
Для развития гражданского общества как демократического института ключевым фактором является доверие, которое можно определить как устойчивый комплекс взаимных ожиданий и обязательств, характеризующих взаимодействие общества и государства [4]. К тому же не следует упускать из виду, что сотрудники данных органов являются гражданами с такими же мотивациями, социальными предпочтениями и ориентациями в общественном развитии, какие присущи и всем гражданам России [5].
В заключение хотелось бы сказать, что, каким бы правильным и понятным ни был закон на
бумаге, его реализация - сложная задача, требующая взаимодействия и координации всех сил
и средств не только органов, осуществляющих борьбу с терроризмом, но и всего общества.
Ссылки:
1. Концепция противодействия терроризму в России (утв. Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 г.) // Российская газета. 2009. № 5022. 20 окт.
2. Машекуашева М.Х. Молодежный экстремизм и молодежная субкультура. // Феномен экстремизма и ксенофобии в современной России: факторы генезиса, пути и способы противодействия : сб. ст. по материалам Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Краснодар, 2010. С. 171-173.
3. Маздогова З.З., Машекуашева М.Х., Шхагапсоева М.Х. Антитезисы экстремистской морали // Теория и практика общественного развития. 2014. № 12.
4. Сундиев И.Ю. Террористическое вторжение: криминологические и социально-политические аспекты проблемы : монография. М., 2008. 114 с.
5. Гушер А.И. Проблема терроризма на рубеже третьего тысячелетия новой эры человечества. М., 2002. 245 с.