СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА
РО! 10.34216/2073-1426-2019-25-4-245-249 УДК 371.4
Грасс Татьяна Петровна
доктор педагогических наук, доцент Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации
Петрищев Владимир Иннокентьевич
доктор педагогических наук, профессор Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации
Рыбакова Екатерина Владимировна
кандидат педагогических наук, доцент
Сибирский федеральный университет, г. Красноярск tpgrass@mail.ru, vpetrichtchev 2019@outlook.com, rybakova@mail.ru
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЫ И БИЗНЕСА КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ В РОССИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ
Статья подготовлена при финансовой поддержке Российским фондом фундаментальных исследований (РФФИ), проект № 18-013-00176
В статье рассматриваются вопросы, связанные формированием экономической культуры в России и зарубежных странах. Исследователи подчеркивают, что в последнее время вектор внимания государства повернулся в сторону приобщения российских старшеклассников к экономической культуре. Вместе с тем они считают, что российский бизнес не спешит вкладывать большие финансы в школу, стараясь отделываться лишь небольшими инвестициями. В статье приводятся данные о взаимодействии бизнеса и школы, которые в США и Китае в последнее время приобретают новые формы, способствующие практичному и эффективному формированию экономической культуры у своих школьников.
Ключевые слова: экономическая культура, взаимодействие бизнеса и школы, старшеклассники, зарубежные страны, финансовая грамотность, деловые игры, школьные предприятия.
Сегодня перед обществом стоит важная проблема - сформировать экономическую культуру молодого человека, способного эффективно участвовать в экономической деятельности государства. Не случайно не только Россия, но и многие зарубежные страны стали рассматривать экономическую культуру как залог конкурентоспособности и социального благополучия населения своих стран, поскольку она определяет мышление человека, его поступки и действия в современных рыночных условиях.
Ряд отечественных авторов - А.Ф. Аменд, Т.И. Заславская, Р.В. Рывкина, Р.Л. Микулан, Л.Н. Пономарев и другие, занимаясь исследованием вопросов формирования экономической культуры подрастающих поколений, справедливо утверждают, что экономическая культура вобрала в себя все социальные ценности и нормы, которые формируют не только экономическое поведение индивида, но и современный образ жизни общества [1; 3; 4; 5; 9].
В этих условиях экономическая культура, безусловно, становится объектом внимания междисциплинарных исследований. В современной научной литературе понятие «экономическая культура» рассматривается представителями самых разных областей знаний: экономистами, психологами, социологами, педагогами и др.
Следует подчеркнуть, что реализация государственной политики в области экономическо-
го воспитания молодежи определена в основных нормативно-правовых документах Российской Федерации. В утвержденном Указе Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» выделено, что основное внимание в образовании школьников должно быть уделено формированию таких знаний, умений и качеств личности, которые будут востребованы в современных экономических условиях и в дальнейшем позволят личности достичь успеха в различных видах деятельности [10].
Для реализации данного направления взаимодействие школы и предпринимателей в разных странах осуществляется с учетом местных условий и в разных формах: от участия в модернизации учебных планов до создания мини-предприятий и развития механизма государственно-частного партнерства. В последнее десятилетие актуализируется проблема экономической социализации и предпринимательства российской молодежи. Решение этой проблемы в основном определено тем, что многие исследователи определяют экономическую культуру как важную составляющую базовой культуры личности в современной рыночной экономике.
Современная экономическая подготовка школьника характеризуется снижением уровня экономического поведения в плане его занятия экономической деятельностью профессионально.
© Грасс Т.П., Петрищев В.И., Рыбакова Е.В., 2019
Педагогика. Психология. Социокинетика ^ №4
245
Во многих школах в субъектах Российской Федерации осуществляются различные исследования по обучению старшеклассников основам предпринимательской деятельности.
Отечественный исследователь Г.А. Васильева отмечает, что в школе стали широко применять активные формы обучения, включая деловые и экономические тренинги и различные формы практики: мини-предпринимательство, позволяющее непосредственное знакомство с деятельностью предприятий, участие в организации работы Детской биржи труда и т.д. [2].
На основании вышесказанного, можно сделать следующий вывод. В последнее время вектор внимания государства повернулся в сторону приобщения старшеклассников к экономической культуре и предпринимательству. Создается система приобщения старшеклассников к основам предпринимательства, экономическому знанию, мышлению и повышению уровня финансовой грамотности, который способствует рациональному использованию финансовых средств [6]. Вместе с тем, при всей положительной оценке данного явления, следует понимать, что если в учебном процессе не присутствуют практико-ори-ентированные задания, связанные с разработкой какого-то конкретного продукта с добавленной стоимостью, проведения маркетинговых исследований и продвижения этого продукта на рынок, то у школьников не будет сформирована ориентация на практический результат - открытие собственного дела.
Большой российский бизнес пока все же не спешит вкладывать большие финансовые средства в школу, отделываясь лишь небольшими инвестициями по организации экскурсий, проведения олимпиад и пр. Справедливости ради следует отметить, что начало развиваться движение по организации проектной деятельности школьников, которые реализуются корпорациями Росатом, Сбербанк, Роснано и другими. Однако, формат данных проектов не всегда формирует экономическую культуру подрастающих поколений.
В развитых зарубежных странах она формируется, главным образом, на основе деятельностной модели формирования экономической культуры при подготовке подрастающих поколений к бизнесу и предпринимательству.
Американская система образования по своей структуре принципиально отличается от российской, европейской и азиатской в целом. Естественно, во многом отличается само формирование экономической культуры у подрастающих поколений. В выступлении на Национальной школьной неделе в январе 2017 г. президент США Д. Трамп отмечал, что для укрепления и развития американской экономики необходим новый тип работника, который должна подготовить система образования [15].
Американские предприниматели, крупные компании стали активно участвовать в процессе образования, модернизации учебных планов и профессиональной подготовки обучающихся. Соединенные Штаты Америки всегда уделяли большое внимание развитию предпринимательского мышления и деловой активности школьников, привлекая для этого крупные корпорации и организации такие, как IBM, Misrosoft, Junior Achievement и другие, реализуя разнообразные программы и проекты, формирующие навыки культуры труда, самостоятельного принятия решения, организации и планирования работы [11].
Кроме крупных компаний и организаций со школами в США взаимодействуют множество мелких компаний, уделяющих серьезное внимание как теоретической, так и практической экономической подготовке школьной молодежи. Для примера можно взять среднюю школу Eastern High School в штате Кентукки, в которой школьники обучаются предпринимательству. При школе создано мини-предприятие, в котором работают сами школьники. Они продают все от кофе до куриных сэндвичей. Такое предприятие было создано по программе Высшей школы бизнеса для участия в проектной работе в виде практического изучения бизнеса. Школа Eastern High School установила партнерские отношения с местными предпринимателями и преподавателями колледжа, которые обучают школьников брать на себя ответственность, не бояться рисковать, развивать навыки предпринимательской деятельности. Высшая школа бизнеса, которая обучает старшеклассников предпринимательству предлагает шесть курсов от принципов ведения бизнеса, экономики, маркетинга до управления финансами и выработкой бизнес-стратегии. Приобретенные теоретические навыки старшеклассники отрабатывает на практике в этом мини-предприятии. Школьники по реализации товаров и услуг в этом мини-предприятии проходят полный цикл операций от розничной продажи товара, оценки дохода, то есть выручки от его реализации до своевременного и в соответствии законодательством штата исчислить налоги с оборота по реализации товара.
Такое взаимодействие позволяет использовать инвестиционный потенциал предпринимателей, организовать школьное предприятие по предоставлению услуг населению и приносить пользу школе и местным жителям. Получается, что особенностью взаимодействия школы и предпринимателей является не только приобретение обучающимися знаний, умений и навыков, но и включение их в практическую деятельность и принятия конкретных решений для реализации поставленных целей и задач.
Существуют и некоторые другие формы взаимодействия. В школы приглашают успешных предпринимателей, которые знакомят обучающих-
ся с этой деятельностью. Они объясняют технологии создания собственного дела, раскрывают основные факторы, способствующие и определяющие успешность бизнеса. Предприниматели учат школьников развивать навыки творческой самостоятельной работы на уроке, принимать самостоятельные решения, разрабатывать бизнес-план, помогают им в продвижении от идеи до продукта и его продажи. Таким образом, эта практико-ориен-тированная модель приобщает школьников к основам предпринимательства, обеспечивая ей возможность работы.
В США 65-70% подростков в возрасте 1415 лет уже сами подрабатывают после школы, приобретая опыт трудовой деятельности непосредственно на рабочем месте, работая официантами, кассирами в магазинах, на автозаправках и прочих местах.
В последнее время все с удивлением наблюдают стремительный экономический прогресс Китая. На вопрос, каким образом Китаю удалось при 1,5 миллиардном населении за такой короткий срок стать второй экономикой в мире? Сами китайцы отвечают, что такой прорыв в экономике тесно связан с конфуцианскими ценностями и руководящей ролью коммунистической партии КНР, которые сыграли огромную роль в экономическом успехе в Юго-Восточной Азии.
Опыт США в сфере формирования экономической культуры при подготовке молодежи к бизнесу и предпринимательству давно привлекает внимание китайцев. Они перенимают позитивный опыт других стран, включая США, с присущей китайцам мудростью, успешно адаптируя многочисленные предпринимательские программы американских средних школ к своим потребностям, но с учетом своей национальной специфики.
Одним из таких заимствований, на наш взгляд, стала система объединения академического и бизнес направления развития конкурентоспособных рыночных отношений по созданию стартапов (непосредственного взаимодействия школы и бизнеса с китайской спецификой). Подобная система стала развиваться и у нас. Следует подчеркнуть, что характерной чертой национальной инновационной системы является определяющая роль государства в стимулировании инновационного процесса [7], которая, несомненно, способствовала подъему уровня предпринимательского образования в Китае в соответствии с требованиями инновационно-ориентированной экономической системы. Как отмечает Ли Баоцзянь в своей диссертационной работе, в настоящее время по всему Китаю насчитывается более 43 миллионов средних и малых предприятий, прошедших процедуру регистрации, средние и малые предприятия составляют 99% от общего числа предприятий [8]. Компания Junior Achievement International China,
крупнейшая в мире некоммерческая организация, занимающаяся обучением школьников навыкам трудоустройства, предпринимательству и финансовой грамотности, выявила, что около 71 процента китайских школьников заинтересованы в том, чтобы начать свой собственный бизнес. Китайские исследователи Бинг Генг, Линг Дуань, Го -тао Мао и другие утверждают, что в последнее десятилетие государство и КПК КНР в основу своей политики заложили развитие инновационного потенциала личности, включающего предпринимательский дух, инновационное мышление, предпринимательские навыки и т.п., которое формируется на основе взаимодействия школы и бизнеса [12; 14].
Как мы отмечали ранее, Китай, копируя позитивный американский опыт практического формирования экономической культуры, стал создавать мини-предприятия при школах. Спектр таких предприятий довольно широк: от салонов красоты, ресторанчиков, ферм до производства инновационных образовательных продуктов. Например, при школе Сиенянг в провинции Шаньси (Xianyang Machine Tool Technical School) действует фабрика, на которой производятся неавтоматические многоцелевые станки, которые экспортируются в некоторые страны, включая США.
В сельских районах при школах и профессионально-технических училищах практикуют создание предприятий агропромышленного комплекса, например, ферм по выращиванию грибов или свежей зелени и т.п.
В ходе данной экономической деятельности старшеклассники не только осваивают общеобразовательную программу средней школы, но и формируют навыки предприимчивости и предпринимательства в сфере аграрного хозяйства, например, основы экономической теории, международный рынок, прикладная экономика, бизнес-планирование, управление личными финансами и др. Как видим, подобное взаимодействие школы и предпринимателей оказывает благотворное влияние на рост предпринимательской активности подрастающего поколения.
С. Ченг (Cheung) и Д. Льюис (Lewis) провели исследование в школах Гонконга (Специальный административный район КНР) по выявлению тех компетенций, которые бы хотели видеть работодатели у выпускников школ. Оказалось, что большинство работодателей хотели бы видеть у своих выпускников школ, которые станут их сотрудниками такие профессиональные компетенции и личные качества, как инициативность, экономическое и творческое мышление, умение планировать, принимать решения, эмоциональную устойчивость, опыт трудовой деятельности; умение налаживать коммуникативные связи на рабочем месте [13]. Около 80% школ в Гонконге, реализующих программы по предпринимательству,
Педагогика. Психология. Социокинетика № 4
247
имеют опыт обучения в этом направлении более трех лет, а 50% школ практикуют такие программы уже свыше 5 лет. Администрация государственных школ с пониманием относятся к данной тенденции и всемерно поддерживают занятие предпринимательством. Об этом можно судить по курьезному случаю, который произошел в одной из школ г. Шанхая: ученик первого класса часто пропускал уроки, чтобы управлять своим онлайн-магазином косметики. Зная причину его отсутствия, администрация школы всячески поддерживала этого ребенка, стараясь помочь ему найти баланс между учебой и бизнесом.
Таким образом, представленные данные по Китаю, свидетельствуют о том, что предпринимательская активность, как местного населения, так и старшеклассников довольно высокая. В стране создана благоприятная среда и предпринимательский климат, способствующий развитию малого бизнеса. Этому в немалой степени способствует симбиоз государственного и рыночного регулирования экономики под управлением ЦК КПК КНР, являющиеся залогом успехов. В заключение следует отметить, что взаимодействие школы и предпринимателей в России и зарубежных странах (США и Китая) осуществляется на основе своих традиций, социально-экономического, культурного потенциала и менталитета населения. Тем не менее, Китай, например, не боится заимствовать позитивный опыт США в этом направлении и успешно использует его с учетом своей культуросообразности.
На наш взгляд, в условиях глобализации, развития и углубления интеграционных связей, целесообразно внедрять лучшие зарубежные практики в отечественное образование для повышения мотивации школьников к инновационной предпринимательской деятельности и практического обучения основам предпринимательства непосредственно на рабочем месте, как это происходит в США и Китае.
Библиографический список
1. Аменд А.Ф. Профориентация в системе экономического воспитания школьников // Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение школьников. - Челябинск, 2001. - С. 87-102.
2. ВасильеваГ.А. Формирование экономической культуры старшеклассников в условиях дополнительного образования: дис. ... кан. пед. наук. - М., 2016. - 201 с.
3. Заславская Т.И., Рывкина Р.В. Социология экономической жизни: Очерки теории. - Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1, 1991. - С. 110-111.
4. Клавдиенко В. П. Национальная инновационная система Китая: становление и развитие // Инновации. - 2016. - № 4 (210). - С. 97-102.
5. Кудинов В. В. Экономическое воспитание учащихся старших классов в информационной среде школы: дис. ... кан. пед. наук. - М., 2005. - 178 с.
6. Ли Баоцзянь. Роль малого бизнеса в развитии инновационного процесса КНР: дис. ... кан. эконом. наук. - М., 2015. - 162 с
7. Микулан Р.Л. Экономическая культура современного школьника: сущность и условия формирования // Вестник Ставропольского государственного университета. - 2007. - № 49. - С. 90-98.
8. Морозов В.А. Экономическая культура и ценности // Креативная экономика. - 2017. - Т. 11. -№ 1. - С. 135-143.
9. Пономарев Л.Н., Попов В.Д., Чичканов В.П. Экономическая культура: сущность, направления развития. - М.: Мысль, 1987. - C. 89-97.
10. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http ://publication.pravo. gov. ru/Document/ View/0001201805070038 (дата обращения: 9.06.2019).
11. Bridgeland J. et al. Enterprising pathways: toward a national plan of action for career and technical education // U.S. Chamber of Commerce. -2012, Sep. - P. 5-14.
12. Bing Geng, Ling Duan. Revelation about innovation entrepreneurship education in developed countries // Theoretical Research, 2010 (3).
13. Cheung C.K. & Lewis D.B. The expectations of employers of school leavers in Hong Kong // Journal of Vocational Education & Training. - 1998. -№ 50 (1). - P. 97-111.
14. Guo-tao Mao. Research on innovation and entrepreneurship talents training pattern // Literary Circles of CPC History, 2010 (2).
15. President Donald J. Trump Proclaims January 21 through January 27, 2018, as National School Choice Week Issued on: January 22, 2018 Whitehouse. gov. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.whitehouse.gov/presidential-actions/ president-donald-j-trump-proclaims-january-21-january-27-2018-national-school-choiceweek (дата обращения: 7.06.2019).
References
1. Amend A.F. Proforientatsiia v sisteme ekonomicheskogo vospitaniia shkol'nikov // Trudovoe vospitanie i professional'noe samoopredelenie shkol'nikov. - Cheliabinsk, 2001. - S. 87-102.
2. Vasil'eva G.A. Formirovanie ekonomicheskoi kul'tury starsheklassnikov v usloviiakh dopolnitel'nogo obrazovaniia: dis. ... kan. ped. nauk. - M., 2016. - 201 s.
3. Zaslavskaia T.I., Ryvkina R.V. Sotsiologiia ekonomicheskoi zhizni: Ocherki teorii. - Novosibirsk: Nauka. Sib. otd-nie, 1, 1991. - S. 110-111.
4. Klavdienko V.P. Natsional'naia innovatsionnaia sistema Kitaia: stanovlenie i razvitie // Innovatsii. -2016. - № 4 (210). - S. 97-102.
5. Kudinov VV. Ekonomicheskoe vospitanie uchashchikhsia starshikh klassov v informatsionnoi srede shkoly: dis. ... kan. ped. nauk. - M., 2005. - 178 s.
6. Li Baotszian'. Rol' malogo biznesa v razvitii innovatsionnogo protsessa KNR: dis. ... kan. ekonom. nauk. - M., 2015. - 162 s
7. Mikulan R.L. Ekonomicheskaia kul'tura sovremennogo shkol'nika: sushchnost' i usloviia formirovaniia // Vestnik Stavropol'skogo gosu-darstvennogo universiteta. - 2007. - № 49. - S. 90-98.
8. Morozov V.A. Ekonomicheskaia kul'tura i tsennosti // Kreativnaia ekonomika. - 2017. - T. 11. -№ 1. - S. 135-143.
9. Ponomarev L.N., Popov V.D., Chichkanov VP. Ekonomicheskaia kul'tura: sushchnost', napravleniia razvitiia. - M.: Mysl', 1987. - C. 89-97.
10. Ukaz Prezidenta RF ot 7 maia 2018 g. № 204 «O natsional'nykh tseliakh i strategicheskikh zadachakh razvitiia Rossiiskoi Federatsii na period do 2024 goda» [Elektronnyi resurs]. - Rezhim dostupa: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001201805070038 (data obrashcheniia: 9.06.2019).
11. Bridgeland J. et al. Enterprising pathways: toward a national plan of action for career and technical education // U.S. Chamber of Commerce. -2012, Sep. - P. 5-14.
12. Bing Geng, Ling Duan. Revelation about innovation entrepreneurship education in developed countries // Theoretical Research, 2010 (3).
13. Cheung C.K. & Lewis D.B. The expectations of employers of school leavers in Hong Kong // Journal of Vocational Education & Training. - 1998. -№ 50 (1). - P. 97-111.
14. Guo-tao Mao. Research on innovation and entrepreneurship talents training pattern // Literary Circles of CPC History, 2010 (2).
15. President Donald J. Trump Proclaims January 21 through January 27, 2018, as National School Choice Week Issued on: January 22, 2018 Whitehouse. gov. [Elektronnyi resurs]. - Rezhim dostupa: https:// www.whitehouse.gov/presidential-actions/ president-donald-j-trump-proclaims-january-21-january-27-2018-national-school-choiceweek (data obrashcheniia: 7.06.2019).
Педагогика. Психология. Социокинетика J 14 4
249