ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПРИИМЧИВОСТИ И КУЛЬТУРЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ШКОЛЬНИКОВ В США И КИТАЕ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА1
THE FORMATION OF ENTERPRISE AND ENTREPRENEURIAL CULTURE OF SCHOOL CHILDREN IN THE UNITED STATES AND CHINA AS A PEDAGOGICAL PROBLEM
Т.П. Грасс, В.И. Петрищев, Е.С. Латынина Т.P. Grass, V.I. Petrishchev, E.S. Latynina
Предприимчивость, культура предпринимательства, школьники, школа, самозанятость.
В статье раскрываются подходы к формированию предприимчивости и культуры предпринимательства школьников в двух крупнейших экономически развитых странах, США и Китае. Анализируется предпринимательское образование в обеих странах, которое представляет собой не отдельный предмет, а целое направление, связанное с комплексом предметов, изучаемых школьником.
Enterprise, entrepreneurial culture, school children, school, self-employment. The article deals with the approaches to the formation of enterprise and entrepreneurial culture in two biggest economically developed countries, namely, the USA and China. It analyses business education in both countries, which is not a separate discipline but the whole field connected with a complex of disciplines studied by a student.
В новом тысячелетии крупные экономически развитые страны, такие как США и Китай, вектор внимания перенесли на развитие предприимчивости и формирование культуры предпринимательства в качестве главной концепции образования подрастающих поколений, ибо именно предприимчивость молодежи и ее активная гражданская позиция являются залогом экономического процветания и социального благополучия населения этих стран, что способствует успешной социализации школьников в данных социумах [Грасс, Петрищев, Петрищева, 2013]. Экономические кризисы, которые происходили в первой декаде XXI века способствовали появлению инновационного подхода при формировании предприимчивого общества и воспитании предприимчивых граждан, которые могут «думать и действовать по-предпринимательски» и «воплощать идеи в действия».
Инновационный подход к формированию предприимчивости и культуры предпринима-
1 Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ, проект N9
тельства у школьников направлен на обеспечение целенаправленной экономической социализации посредством формирования мировоззрения, системы знаний, общих и специальных компетенций, связанных с предпринимательской деятельностью, ибо инновационная деятельность - это неотъемлемая сущность всего процесса предпринимательства [Грасс, Петрищев, Рыбакова, 2014, с. 187].
Компетенция предприимчивости определяется как «способность человека превращать идеи в действия». Сюда входит творческий потенциал, инновации и готовность взять на себя риск, а также способность планировать и управлять проектами для достижения поставленной цели. Все это помогает человеку в повседневной жизни и дома, и в обществе понять суть своей работы и не упустить представившиеся возможности, а также является фундаментом для овладения более конкретными навыками и знаниями, которые так нужны тем, кто занимается социальной или коммерческой деятельностью.
14-06-00084.
Сюда должно входить понимание этических ценностей и продвижение добросовестного управления [Европейская комиссия ..., 2007]. Первоначально предприимчивость рассматривается как набор качеств личности:
- обладать способностью видеть возможности для деятельности и, следовательно, хорошо знать соответствующий экономический контекст и рынок труда;
- следовать этическим принципам предприятий и предпринимателей;
- планировать, организовывать, управлять, вести за собой, делегировать, анализировать, информировать, оценивать и вести учет;
- представлять организацию и вести переговоры;
- работать самостоятельно и в коллективе;
- делать суждения и определять сильные и слабые стороны, оценивать и рисковать;
- брать инициативу на себя, действовать на опережение, быть самостоятельным и инициативным в личной и общественной жизни, а также на работе;
- мотивировать других и быть мотивированным и решительным в достижении целей (самому или вместе с другими, в том числе и на работе) [Обучение предприимчивости ..., 2011], На рубеже XXI века американцы стали активно реализо-вывать предпринимательские программы в своих школах, в основе которых лежал подход Дж. Дьюи, который придавал большое значение ценности практической деятельности и личного опыта, рассматривая проблему формирования деловых качеств с позиций, базирующихся на решении тех задач и вопросов, которые возникают в ходе конкретной работы [Дьюи, 1925]. Таким образом, получалось практико-ориентированное обучение предприимчивости и культуре предпринимательства. Такой подход позволил США продемонстрировать свои стратегии достижения конкретного успеха в этом направлении. В настоящее время в стране успешно функционируют более 27 млн малых предприятий, включая молодежные микропредприятия.
По мнению европейских чиновников, «не следует путать обучение предприимчивости с
общим обучением бизнесу и экономике», его цель состоит в том, чтобы продвигать творческий потенциал, новаторство, самозанятость, и оно может включать следующие элементы: развитие личных качеств и навыков, которые формируют основу предпринимательского мышления и поведения (творческий потенциал, инициативность, умение рискнуть, самостоятельность, уверенность в себе, лидерские качества, умение работать в команде и т.д.) [Обучение предприимчивости ..., 2011, с. 21];
- повышение осведомленности учащихся о том, что самозанятость и предпринимательство могут быть вариантами возможной карьеры;
- работа над конкретными проектами и выполнение конкретных действий;
- привитие конкретных деловых навыков и знаний о том, как можно создать предприятие и успешно им управлять» [Обучение предприимчивости ..., 2011, с. 22]. Не случайно школьники рассматривают предприимчивость как инструментальную ценность, которая помогает им преодолеть экономические проблемы, обрести уверенность и независимость. Другими словами, предприимчивость становится способом выживания. Школьники, участвуя в предпринимательских программах, получают больше шансов проявить себя, продемонстрировать свои таланты, смекалку, настойчивость и трудолюбие и тем самым заслужить уважение одноклассников. Чувство того, что их принимают и ценят, что они могут внести свой вклад в достижение общего успеха, помогает школьникам значительно повысить самооценку.
Поэтому оказание помощи молодым людям в организации собственного бизнеса - это реальный шаг на пути создания и расширения количества рабочих мест, которые в определенной степени позволят молодежи стать самозанятыми и реально снизят уровень безработицы.
Следует понимать, что предпринимательское образование - это не отдельный предмет, а целое направление, которое связано с комплексом предметов, изучаемых школьником.
Предпринимательское образование школьной молодежи предусматривает два компонен-
< 03
щ
УЗ
I %
С
03 £ §
и 5
о
Рч
и
03
н
о
Рн
о ^
п ^
а и
« с *
н
и
ш
та. Первый включает обучение тому, как развивать бизнес и управлять им. Второй способствует развитию предпринимательских качеств с помощью разнообразных методов обучения, которые формируют у молодежи ответственность, инициативу, умение решать проблемы и др.
При этом система предпринимательского образования базируется на следующих подходах:
1) ориентация на учебный план в общеобразовательной школе, в основе которого - предпринимательство, являющееся интегративной составляющей всех предметов;
2) понимание того, что предпринимательство проходит через все предметы. Такой подход в целом помогает развивать у школьников блок предпринимательских качеств;
3) создание программ по обучению предпринимательству: бизнес-курсы, позволяющие обучать школьников планированию и управлению бизнесом;
4) создание программ, связанных с выбором карьеры предпринимателя. Эти программы знакомят молодежь на ранней ступени обучения с элементами бизнеса;
5) продвижение ролевой модели предпринимателя;
6) укрепление связи школы и промышленности (предприятие в классе) и т.п.
Главным компонентом всех предпринимательских программ выступает подготовка творческого, инициативного молодого человека с ключевыми компетенциями, способного эффективно решать проблемы своего трудоустройства, создавать собственный бизнес и принимать грамотные решения по экономическим вопросам.
Современный социальный заказ требует от школы определенной ясности в задачах образовательных учреждений, конкретных взаимоотношений с промышленностью и создания инновационной системы подготовки современного конкурентоспособного выпускника школы. Такой подход позволил создать систему учебного процесса с инновационными педагогическими технологиями, ориентированными:
1) на коммерческую составляющую. В ходе обучения по этим программам молодые пред-
приниматели понимают, что их предприятия будут производить какой-то продукт, создавать прибыль, осуществлять выплаты банкам по кредиту и т.п.;
2) инициативу, которая должна исходить от самой школьной молодежи;
3) обучение молодежи управлению рисками. Известно, что предпринимательское образование не в силах устранить риски в бизнесе. Главное заключается в том, чтобы предприниматели разумно брали их на себя и понимали, что они всегда остаются частью любого бизнеса.
Безусловно, предпринимательство включает как врожденные, так и приобретенные навыки и умения, к которым можно отнести веру в успех и достижения поставленной цели, желание быть независимым, т.е. обладать способностью, принимать независимые решения, выражать собственные мнения и иметь возможность работать независимо. Напористость и решительность являются также важными качествами предпринимателя [Петрищев, Грасс, 2011].
Государство оказывает значительную поддержку мелкому инновационному производству, создавая благоприятные условия для его развития. Не случайно в стране наблюдается рост молодежного инновационного предпринимательства. Получается, что предприимчивость выступает образом мышления и действия, который способствует занятиям предпринимательской деятельности.
В докладе департамента труда США от 2013 г. «Какие требования мир труда предъявляет к школе?» показано, что эффективное профессиональное поведение включает ключевые компетенции и группу базовых навыков и личностных качеств. Эти навыки необходимы всем учащимся, оканчивающим среднюю школу. Наиболее успешно эти навыки формируются при непосредственном включении старшеклассников в производственные отношения на реальном рабочем месте. К ключевым компетенциям относятся умения: эффективно работать с ресурсами; работать в коллективе с клиентами, в условиях поликультурного окружения; находить нужную информацию, пользоваться компьютером; иметь понятие о социаль-
ных, организационных, технологических системах, уметь корректировать их деятельность; работать с разными технологиями и технологическим оборудованием [Емельянова, 2009, с. 53].
Анализ вариативных форм обучения, которые реализуются в школах, показал, что именно вариативные программы нового типа устраняют однообразность. Соответственно, необходимость вариативности предпринимательского образования в США можно рассматривать как условие, которое обеспечивает возможность применения таких моделей и технологий обучения предпринимательству, как деятельная (реальные и имитационные мини-предприятия), модульное обучение, общешкольные подходы, которые характеризуются межпредметной интеграцией, позволяющей развивать предпринимательские знания, т. е. предпринимательскую грамотность как обязательный элемент предпринимательской культуры, а также предпринимательские навыки.
Существуют многочисленные определения понятия культуры предпринимательства. Мы придерживаемся понятия, предложенного известным британским ученым, занимающимся теорией и практикой культуры предпринимательства, Аланом Гиббом. Он подчеркивает, что культура предпринимательства представляет собой «набор ценностей, отношений, верований, поддерживающей деятельности в общине в контексте бизнеса» [в1ЬЬ, 1998, р. 17].
Существенным компонентом подготовки американских школьников является предпринимательское образование. Изучение экономических и предпринимательских проблем включено в программы общественных дисциплин. Помимо традиционных форм обучения, проводятся занятия в фирмах и на производстве. Широко применяются поисково-исследовательские методы, деловые игры, выполнение проектов, организуется конкретная предпринимательская деятельность.
Соединенные Штаты Америки всегда уделяли большое внимание развитию предпринимательского мышления и деловой активности школьников, реализуя разнообразные программы и проекты по обучению предпринимательству в средних школах. В школы приглашают успешных пред-
принимателей, которые знакомят учащихся с этой деятельностью. Они объясняют технологии создания собственного дела, раскрывают основные факторы, способствующие и определяющие успешность бизнеса. Предприниматели учат школьников развивать навыки творческой самостоятельной работы на уроке, принимать самостоятельные решения, разрабатывать бизнес-план, помогают им в продвижении от идеи до продукта и его продажи. Таким образом, эта практико-ориентированная модель приобщает школьников к основам предпринимательства, обеспечивая ей возможность работы [Грасс, 2015, с. 134].
Изучение примеров различных предпринимательских программ позволило определить, что они обеспечивают формирование предпринимательского намерения по следующей схеме:
1) анализ информации о разнообразии и самой возможности участия в предпринимательской деятельности;
2) интерес к предпринимательской деятельности;
3) осознание необходимости предпринимательской деятельности;
4) потребность в предпринимательской деятельности.
Зарубежные исследователи Н. Петерман, Дж. Кеннеди рассматривают предпринимательское образование как необходимое условие формирования предпринимательского намерения, которое может быть развито только при наличии специально разработанного педагогического обеспечения для обучения школьников [Ре1егтап, 2003].
Мы предполагаем, что предпринимательское образование также способствует развитию уверенности школьников в своих способностях. При помощи создания ситуации успеха в учебной проектной деятельности формируются позитивные ожидания относительно предпринимательской деятельности.
В КНР времен Мао Цзедуна понятия «предприимчивость» и «культура предпринимательства» были чужды населению, поскольку проводилась политика самоограничения во всем. Сегодня государство активно поощряет предпри-
<
аз
Щ
УЗ
I
С
03
С
в
к
Щ
и
03
н
о
Рн
о ^ о о и к с О
£
ы н К о
Рч
и
0
1
к
§
и
и
И V
К
ь
и
<с
И
и
н
и
ш
имчивых китайцев, помогая им в планировании своего бизнеса, в выходе на мировую арену.
Обучение предприимчивости и формирование культуры предпринимательства в Китае получили развитие около 30 лет назад, когда правительство приступило к созданию предпосылок для инновационного развития и создания технопарков в стране. Взяв за основу инновационное развитие предпринимательства в США, Китай с присущим ему мудростью стал адаптировать многочисленные предпринимательские программы, реализуемые в средних школах США, к своим нуждам с учетом национальной специфики. В настоящее время подъем уровня предпринимательского образования в Китае отвечает требованиям создания инновационно-ориентированной экономической системы и развитию образования высокого уровня.
Китай со свойственным ему опережением внедряет образовательные модули со знание-вым компонентом в учебный план, поставив на практическую основу развитие предприимчивости и формирование культуры предпринимательства в средних школах. В конце XX века понятие «школьное предприятие» появилось в расширяющейся экономической деятельности школ.
Занимаясь изучением вопросов, связанных с реформированием системы образования Китая, Чжаомин Чэнь отмечает, что особое место в современной системе образования Китая занимает старшая ступень средней школы - высшая средняя школа (ВСШ), реформирование которой определяет успех всей национальной политики в сфере образования. В настоящее время ВСШ решает одновременно две задачи, которые органично дополняют друг друга: оказание помощи учащимся с продолженем образования в вузе, чтобы получить специалиста высокого класса и подготовить его к жизни и труду в высокотехнологичном производстве сразу же по окончании ВСШ [Чэнь Чжаомин, 2010, с. 45].
Практический подход китайской политики обучения предприимчивости и культуре предпринимательства заключается в непрерывности этой системы, которая помогает школьникам приобщиться к основам ведения бизнеса не-
посредственно на базе школьных предприятий (ферм, фабрик, строительных компаний и других видов предприятий). Таким образом, происходит формирование навыков и компетенций для стартапа школьников.
Обучение предприимчивости и культуре предпринимательства в Китае носит комплексный характер. Эта система охватывает несколько элементов: 1) формирование теоретических и практических предпринимательских знаний и навыков в процессе обучения; 2) государственная поддержка предпринимательской деятельности с помощью развитой инфраструктуры. Справедливости ради следует отметить, что, кроме создания большого количества свободных экономических зон (СЭЗ) в стране для привлечения иностранных инвестиций и научно-технических ресурсов и фондов развития малого и среднего предпринимательства, предоставляющих льготные кредиты и гарантии потенциально успешным предприятиям, правительство обратило внимание на огромный ресурсный потенциал школ. С 80-х годов прошлого века при школах стали появляться опытные хозяйства, что позволило не только внедрить практический компонент в учебный план, но и покрыть финансовые издержки школы.
По словам министра образования Китая Юаня Гуйжэнья, количество выпускников школ в 2016 году составляет свыше 9 млн человек, что выше показателя прошлого года. В условиях сокращения рабочих мест, вследствие замедления экономического роста, многие выпускники столкнутся с проблемами трудоустройства. Председатель КНР Си Цзиньпин призывает будущих выпускников школ попробовать себя в роли предпринимателей. Общество осознает важность предпринимательской деятельности для развития экономики, научного и технологического прогресса и создания рабочих мест.
В заключение следует отметить, что общеобразовательная школа США и Китая является важнейшим социально-экономическим и воспитывающим социумом, она практически способствует формированию предприимчивости и культуры предпринимательства учащихся, благодаря чему возрастает самозанятость выпуск-
ников школ, которые открывают микропредприятия, снижая тем самым уровень безработицы.
Нам кажется, что обращение к опыту формирования предприимчивости и культуры молодежи США и Китая может оказаться полезным для осмысления и прогнозирования процесса формирования предприимчивости и культуры предпринимательства российской молодежи.
Библиографический список
1. ГрассТ.П. Великобритания, США и Новая Зеландия: формирование культуры предпринимательства у школьников. Красноярск, 2015. С. 134.
2. Грасс Т.П., Петрищев В.И., Рыбакова Е.В. Инновационный подход к формированию предприимчивости и культуры предпринимательства у школьников-мигрантов в практике общеобразовательной школы Великобритании и США // Сибирский педагогический журнал. 2014. № 1. С. 187.
3. Грасс Т.П., Петрищев В.И., Петрищева Г.П. Что влияет на процесс ресоциализации детей-мигрантов в Красноярском крае? // Сибирский педагогический журнал. 2013. № 6. С. 19-24.
4. Дьюи Дж. Школа и общество. М.: Госиздат, 1925. С. 32.
5. Европейская комиссия: Европейская рамка ключевых компетенций в целях обучения в течение всей жизни. Брюссель, 2007.
6. Емельянова Н.И. Интеграция общеобразовательной и профессиональной подготовки учащихся в средних учебных заведениях США (историко-педагогическое исследование): дис. ... канд. пед. наук. М., 2009. С. 53.
7. Обучение предприимчивости как ключевой компетенции. Загреб, 2011. С. 21.
8. Петрищев В.И., ГрассТ.П. Предпринимательство как фактор экономической социализации школьной молодежи (на примере России и зарубежных стран). Красноярск, 2011. С. 151.
9. Чэнь Чжаомин. Высшая средняя школа Китая в условиях современных реформ образования. дис.... канд. пед. наук. Чита, 2010. С. 45.
10. Gibb A. A note orí the meaning of entrepreneurial core qualities and qualities and management. L., 1998. P. 17.
11. Peterman N., Kennedy J. Enterprise education: influencing students' perceptions of entre-preneurship // Entrepreneurship: Theory and Practice. 2003. No. 2, Vol. 28. P. 129-45.
<
¡2 tS
I
4 tí m
с
fe x S
m m
H
о
Рн
<
CJ ^
О о u h
с Q
£
te H
s о
Рч
и
I
0
1
X
i «
«
и и
V
s
fe u
<c n и tí
« s
X
H
и
W PQ