ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПРИИМЧИВОСТИ УЧАЩИХСЯ США И КИТАЯ: СХОДСТВО И РАЗЛИЧИЯ1
THE FORMATION OF ENTREPRENEURIAL SPIRIT IN STUDENTS IN THE USA AND CHINA: SIMILARITIES AND DIFFERENCES
Т.П. Грасс, В.И. Петрищев, Е.С. Латынина T.P. Grass, V.I. Petrishchev, E.S. Latynina
Предприимчивость, учащиеся, школа, профессионально-технические училища, программы. В статье авторы рассматривают формирование предприимчивости как главную концепцию образования подрастающих поколений США и Китая. Проводится анализ подходов к формированию предприимчивости в США и Китае, отмечаются сходства и различия в данных подходах. Приводятся конкретные примеры разнообразных программ и проектов по формированию предприимчивости и обучению предпринимательству в школах обеих стран.
Enterprising spirit, school students, school, vocational schools, programs.
In the article the authors consider the formation of enterprising spirit as the main concept of education of the rising generations in the USA and China. The article presents the analysis of approaches to the formation of enterprising spirit in the USA and China and highlights the similarities and differences of these approaches. Besides, it gives specific examples of various programs and projects to form enterprising spirit and teach enterprising in schools of both countries.
ВХХ! веке США и Китай рассматривают предприимчивость и культуру предпринимательства как главную концепцию образования подрастающих поколений, ибо именно предприимчивость граждан и их активная гражданская позиция являются залогом экономического процветания этих стран и социального благополучия населения.
В Соединенных Штатах Америки всегда уделяли большое внимание деловой активности школьников, реализуя разнообразные программы и проекты по формированию предприимчивости и обучению предпринимательству в школах и общинах.
Как считает Дж. Бейли, «основная цель обучения предприимчивости в школе заключается в поощрении предприимчивости и развитии личности учащихся» [Chernow, Lash, 2005].
В нынешнем тысячелетии США требуется новый тип работника в рыночной экономи-
ке, обладающего такими навыками и умениями, как критическое мышление, решение проблем, работа в команде, общение, навыки руководителя и креативность [J. Bridgeland, 2012 ].
Хотя американские старшеклассники занимают 17 место среди промышленно развитых стран в международных олимпиадах по математике, что является достаточно неплохим показателем, но проблема с отсевом старшеклассников все больше тревожит общественность в США, поскольку «25 % всех школьников и 60 % небелых учащихся покидают школу до ее окончания» [J. Bridgeland, 2012, p. 6].
Не случайно предприимчивость стала объектом внимания междисциплинарных исследований. В современной научной литературе понятие «предприимчивость» рассматривается с точки зрения многих наук. Однако в педагогический лексикон это понятие вошло сравнительно недавно. Изучение предприимчивости как со-
1 Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ, проект № 14-06-00084.
т.п. грасс, в.и. петрищев, е.с. Латынина. формирование предприимчивости учащихся сша и китая:
сходство и различия
циального феномена важно для выявления закономерностей процесса восходящей мобильности личности, в какой бы области это не происходило. Таким образом, формирование предприимчивости стало одним из важнейших направлений образования, целью которого является обеспечение всесторонне развитой личности и, что очень важно в современных условиях, сообщение ей тех знаний и компетенций, которые будут способствовать успешному трудоустройству или самозанятости [Рыбакова, 2013].
Американский психолог Д. Макклелланд полагал, что отличительной психологической особенностью предприимчивых людей является более высокий уровень мотивации достижения, который выступает «соревнованием с некими существующими стандартами» [McClelland, 1965]. Соответственно, индивиды с высоким уровнем мотивации достижения являются более успешными и рациональными предпринимателями.
По мнению профессоров из Мэрилендского университета Дж. Баума и Э. Лока, предприимчивость определяется как способность личности принимать оптимальное решение в нестандартной, постоянно изменяющейся ситуации. Под оптимальным решением понимается то, которое учитывает основные аспекты ситуации: экономический, нравственный и правовой [Baum, Locke, 2004].
В США существует достаточно много примеров, когда предприимчивые школьники уходили раньше из школы, не получив общего среднего образования, открывали свой бизнес и достаточно успешно вели его. Некоторые из них позднее оканчивали общую среднюю школу, а потом и вузы, а другие, не испытав влечения к общему образованию, продолжали заниматься своим бизнесом [Петрищев, Грасс, 2011].
Э. Гован, исполнительный директор международного фонда «Бизнес для детей», который активно работает с детьми в 5 городах США и ориентирован на обучение предпринимательству детей с 6 до 18 лет, считает, что «если вы хотите, чтобы ваши дети обучались предпринимательству, разговаривайте с ними о том, как владеть бизнесом. Более того, постарайтесь помочь им открыть свое дело, обучайте их умениям, ко-
торые им пригодятся, когда они станут предпринимателями или просто в жизни» [Reed, 2008]. Э. Гован особое внимание обращает на обучение афроамериканских детей предпринимательским компетенциям, ибо только 2 % афроамери-канцев заняты предпринимательской деятельностью. По ее мнению, детям нужно давать информацию о предпринимательстве как можно раньше с тем, чтобы они постепенно свыкались с мыслью о том, что они будут заниматься данным видом деятельности. В опросе, проведенном Институтом Гэллапа, 70 % афроамериканских старшеклассников отмечали, что они заинтересованы в открытии своего дела после школы. Однако в их городских школах нет программ, которые могли бы поддержать их интерес [Enterprising..., 2012].
Вместе с тем, по словам американских школьников, скука является главным врагом школьников в американских школах. «Скука всегда будет самым главным врагом школьной дисциплины», - отмечает Ф. Редл [Redl, 1966]. 81 % опрошенных респондентов сказали, что если бы школа обеспечила возможность обучения реальным вещам (например, проекты по обучению предоставлению услуг и т.д.), то это бы намного улучшило шансы учащихся закончить полный курс обучения. Учащиеся, которые бросили школы, признались, что плохая успеваемость была тому основной причиной.
Консорциум по предпринимательскому образованию в США провел опрос среди более чем 3 000 учащихся 68 разных школ, которым был задан такой вопрос: «Заинтересованы ли вы в открытии своего бизнеса?» [Redl, 1966, р. 32].
Оказалось, что 42 % детей в возрасте от 8 до 12 лет выразили желание сделать это. Среди подростков в возрасте 13-16 лет уже 44 % хотели бы открыть свой бизнес, количество подростков в возрасте 17 лет и старше, которые также собираются открыть бизнес, возрастает и составляет 47 % [Redl, 1966, р. 33].
Вместе с тем опрос, проведенный институтом Гэллапа, выявил, что 5 из 10 школьников в возрасте от 14 до 19 лет плохо представляют себе, как нужно открыть бизнес и управлять им [Redl, 1966, р. 34].
<С £
ti pq
0
ь
X
1 W m Е-U
CL
<
о ^ о о ^ h О Й
3
ш tS
О PL W
§
о §
X
«
о W :г s
ъ
I—
<с п
W
с
« s
д
H U
W M
На наш взгляд, наблюдается некоторое противоречие в подходах к вопросам об открытии школьниками собственного бизнеса. Справедливости ради, следует отметить, что не только в общеобразовательных школах США, но и в целом в стране активно реализуются программы обучения основам предпринимательства разных возрастных групп населения, включая и молодежь. Те школьники, которые, как оказалось, не знают, как открыть и управлять своим бизнесом, вероятно, пропустили эту информацию.
Мы выявили, что в США и Китае существуют свои подходы к формированию предприимчивости у школьников, которые в большей степени ассоциируются с разными стилями семейного воспитания, да и самой системы воспитания в этих обществах.
Отмечая некоторые сходства в подходах по формированию предприимчивости у школьников США и Китая, мы считаем, что это происходит из-за того, что во-первых, США уделяют большое внимание вовлечению американских школьников к созданию мини-предприятий на базе школ, а в КНР основным принципом молодежной политики является трудовая этика, которая также предполагает вовлеченность школьников в экономико-трудовую деятельность местной школы. Во-вторых, в обеих странах происходит выявление основных функций предприимчивости как особого типа активности школьников, удовлетворяющих потребности личности и общества в целом. В-третьих, проблема формирования предприимчивости школьников актуализирована уже в конце XX века как в американской, так и в китайской социологии и психолого-педагогической науке. В-четвертых, поскольку предпринимательство и предприимчивость находятся в прямой причинно-следственной связи, то в этих условиях в обеих странах возникает необходимость изучения данного феномена, помогающего объяснению триадной связи культуры, общества и личности учащегося, которая до сих пор изучена недостаточно.
Анализируя различия в подходах по формированию предприимчивости школьников США и Китае, мы пришли к выводу о том, что этому
способствуют некоторые факторы. Во-первых, в США родители учитывают мнения и желания ребенка, в отличие от китайских родителей, которые применяют авторитарный стиль воспитания в соответствие с конфуцианским стилем семейного воспитания. Во-вторых, школьники в США более самостоятельны, чем в Китае. Они сами принимают решения, например, подрабатывать после школы, проявляя изобретательность и творческий подход во всех делах, что всегда было отличительной чертой американского общества. В-третьих, в США родители не зацикливаются, в отличие от китайских родителей, на успехах ребенка в школе. Им главное, чтобы он сам определил свое будущее, чтобы умел общаться, строить отношения со сверстниками, получать удовольствие от учебы и верить в себя. В-четвертых, в соответствии с китайской системой воспитания школьник чаще получает приказы, чем родительское тепло, не говоря уже о праве выбора, у него его просто нет. В-пятых, вместе с тем китайский школьник воспринимает строгость родителей как проявление любви и заботы с их стороны. Китайского школьника заставляют с раннего возраста зубрить все школьные предметы, не беспокоясь о его всестороннем развитии, в отличие от американских школьников, которых учат мыслить. В-шестых, в Китае все верят, что все дело в усердии, школьника обучают быть прилежным, преданным семье и достигать поставленной цели любой ценой. В-седьмых, по оценке западных специалистов, авторитарный подход, применяемый китайскими родителями к своим детям, как ни странно, дает довольно хороший эффект только для детей азиатского этноса. Для американцев он противопоказан.
Как же в США формируют предприимчивость у учащихся? Как правило, это происходит в школьной среде. Там реализуются сотни программ по формированию предприимчивости и предпринимательству молодежи в школах, расположенных в общинах различного социально-экономического статуса. Эти программы носят прагматический характер, направленный на приобретение подростками тех компетенций,
т.п. грасс, в.и. петрищев, е.с. латынина. формирование предприимчивости учащихся сша и китая:
сходство и различия
которые необходимы для решения проблем при ведении бизнеса.
Наиболее популярная из них - «Программа достижения молодых с проектом «Банк в действии», представляющая собой многоцелевой проект, предназначенный для старших школьников. Целью этого проекта являются знакомство с банковской терминологией и получение знаний по банковскому делу, маркетингу и т.п. По замыслам инициаторов данного проекта, он предусматривает развитие межличностных и жизненных умений школьников и понимание, как управлять личными финансовыми средствами. Программа охватывает 8 занятий, на которых изучается материал, связанный с работой в банке, принятием решений, выдачей кредитов, решением проблем, работой в команде и т.д.
Интерес к предпринимательству у американских школьников связан с желанием и возможностью стать хозяином собственного бизнеса.
Совершенно очевидно, что участие школьников в этой и других программах имеет цель не столько адаптировать их к реальной жизни, сколько помочь старшеклассникам открыть и грамотно вести собственное дело и успешно трудиться. По справедливому замечанию исследователя Г. Хитчкок, лучше испытать банкротство в 16 лет и извлечь из него какие-то уроки, чем думать о том, что заниматься бизнесом очень просто [Hitchcock, 1988].
В Китае проблема формирования предприимчивости китайских учащихся решается также весьма успешно. Так, с 80-х годов прошлого века при школах стали создаваться опытные хозяйства, что позволяло не только внедрить практический компонент в учебный план, но и покрыть финансовые издержки школы. В конце ХХ века понятие «школьное предприятие» появилось в расширяющейся экономической деятельности школ. Сегодня школьные предприятия включают в себя фабрики, фермы, строительные компании и широкий спектр компаний, оказывающих услуги населению. Американский профессор Дэвид Стерн в статье «Предприятие и образование» отмечает, что большинство профессионально-технических
училищ управляют как минимум одним опытным хозяйством [Stern].
Возьмем, к примеру, среднее профессионально-техническое училище административного района Нангунг провинции Хэбэй (Secondary Vocational School of Nangong County, Hebei Province). Предприятие данного училища представляет собой ферму по выращиванию грибов. В процессе трехлетнего обучения в данном профессионально-техническом училище учащиеся не только осваивают общеобразовательную программу средней школы, но и получают квалификацию в сфере аграрного хозяйства. У учащихся этого училища формируются навыки предприимчивости, так как деятельность предприятия училища включает в себя полный цикл создания продукта - от выращивания до рынка сбыта. Таким образом, выпускники училища не только умеют выращивать продукт, но и владеют основами маркетинга и финансовой грамотности, которые необходимы будущим предпринимателям.
Помимо организации собственных предприятий на территории профессионально-технического училища, для подготовки специалистов внедрена программа сотрудничества между училищами и действующими предприятиями КНР. По словам профессора Пекинского университета Джицюн Чжао, все существующие программы сотрудничества между профессионально-техническим училищем и предприятием в Китае можно разделить на несколько типов [Zhiqun Zhao]. Представим лишь один из них. Это модель «2+1», она предполагает обучение учащихся по следующей схеме: первые 2 года обучения учащийся проводит в стенах профессионально-технического училища, а 3 год обучения - это интернатура на предприятии. Данная модель является самой популярной в Китае. Обучаясь по модели «отдаленные районы», учащиеся из сельских районов Китая один год обучаются в профессионально-техническом училище которое находится в сельской местности, второй год - в городском профессионально-техническом училище, а третий год - в интернатуре непосредственно на предприятии.
<С
d га
0
ь
X
1 га m Е-U
CL
<
о ^ о о ^ h о я
Ш tS
О PL
га
§
о §
х
%
«
о га :г s
ь
L
<с п га с
« S
д
H
и
W
м
При профессионально-техническом училище Сиенянг в провинции Шаньси (Xianyang Machine Tool Technical School) действует фабрика, на которой производятся неавтоматические многоцелевые станки, экспортируемые в некоторые страны, включая США. Профессионально-техническое училище в Пекине, готовящее специалистов общественного питания, владеет двумя ресторанами, успешно конкурирующими с коммерческими ресторанами, расположенными на той же улице. Школа гостиничного и ресторанного сервиса в Нанцзине владеет небольшой гостиницей и рестораном. Старшеклассники в такой школе принимают участие в коммерческой деятельности предприятий, которыми владеет учебное заведение.
В заключение следует отметить, что школа (общеобразовательная и профессионально-техническая) США и Китая, будучи важнейшим социально-экономическим и воспитывающим социумом, всемерно способствует формированию предприимчивости у учащихся, благодаря чему уровень безработицы среди молодежи в этих странах заметно снижается. Школа внедряет довольно гибкую модель чередования учебных занятий и работы на предприятии, позволяя школьникам успешно применять полученные знания на производстве.
Исследование опыта формирования предприимчивости учащихся США и Китая важно для осмысления, взаимообогащения и возможности использования их позитивного опыта в отечественной практике.
Библиографический список
1. Петрищев В.И., Грасс Т.П. Предпринимательство как фактор экономической социализации
школьной молодежи (на примере России и зарубежных стран). Красноярск, 2011. С. 156.
2. Рыбакова Е.В. Формирование предприимчивости у учащихся-мигрантов в общеобразовательной школе Великобритании и США: дис. ... канд. пед. наук. Красноярск, 2013. С.18.
3. Baum J.R., Locke E.A. The relationship of entrepreneurial traits, skill, and motivation to subsequent venture growth // Journal of Applied Psychology. 2004. № 89 (4). P. 587-589.
4. Chernow R., Lash D. British Innovators // Developing World-Class Entrepreneurs for a Competitive Future. 2005. Dec. P. 24.
5. Enterprising Youth in Crisis. 2012. Sept. 13 // ThyBlackMan.com
5 McClelland, D. Need achievement and entrepre-neurship: a longitudinal study // Journal of Personality and Social Psychology. 1965. № 1. P. 45.
6. Hitchcock G. Education and Training 14-18. A Survey of New Initiative. L., 1988. P. 171.
7. J. Bridgeland et al. Enterprising pathways: toward a national plan of action for career and technical education. U.S. Chamber of Commerce. 2012. Sep. P. 5-6.
8. Stern D. Enterprise and Education: A View from China Executive Summary. URL:http://ncrve. berkeley.edu/CW82/ExecutiveSummary.html
8. Reed W. Entrepreneurial education: Teaching Black Kids about Business // Insight News. Com. 2008. Feb. 6.
9. Zhiqun Zhao. School-enterprise Cooperation in Chinas Vocational Education and Training. URL:http://www.Keynote2-Zhiqun Zhao-School-enterprise Cooperation in China s Vocational Education and Training.pdf
10. Redl F. When we deal with our Children. 1966. № 7. Р. 30-34.