Научная статья на тему 'Сравнительная характеристика процесса экономической социализации у школьников (на материале России, Германии и Китая)'

Сравнительная характеристика процесса экономической социализации у школьников (на материале России, Германии и Китая) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
510
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ПОДРАСТАЮЩИЕ ПОКОЛЕНИЯ / ШКОЛА / ПРОЦЕСС / РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА / ECONOMIC SOCIALIZATION / THE YOUNGER GENERATION / SCHOOL / PROCESS / MARKET ECONOMY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Грасс Т. П., Петрищев В. И., Филоненко Е. В., Лебедева Н. А.

В статье авторы представили свое научное осмысление процесса экономической социализации у школьников в России, Германии и Китая в сравнительном аспекте. Выбор трех стран для сравнения характеристики процесса экономической социализации у школьников не случайный и обусловлен двумя причинами. Во-первых, происходит интенсификация сотрудничества между этими странами. Во-вторых, Россия, Германия и Китай представляют собой три типа культуры, имеющие выраженные особенности: конкретно западную и восточную, а у России специфические особенности культуры определены еще ее геополитическим положением: срединным положением между Западом и Востоком. Авторы показывают, что процесс экономической социализации у школьников в каждой стране базируется на своей культуре, экономическом опыте и социальном заказе. В статье даются сравнительные характеристики процесса экономической социализации у школьников в исследуемых странах. В заключение, проведя анализ работ современных исследователей и непосредственные полевые исследования, авторы приходят к выводу о том, что понятие «экономическая социализация» в каждой стране трактуется по своему и имеет свои особенности. Тем не менее представленный материал характеристик процесса экономической социализации у школьников (на материале России, Германии и Китая) демонстрирует важность осмысления опыта такого вида социализации и его анализ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Грасс Т. П., Петрищев В. И., Филоненко Е. В., Лебедева Н. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Comparative Characteristics of the Process of School Children' Economic Socialization (on the Material of Russia, Germany and China)

In the article the authors presented their scientific understanding of the experience of school children’ economic socialization in Russia, Germany and China in a comparative aspect. The choice of three countries for comparing characteristics of the process of school children’ economic socialization was not chosen by chance and is due to two reasons. First, there is an intensification of cooperation between these countries. Secondly, Russia, Germany and China are three types of culture with distinctive features: specifically Western, and Eastern culture, and in Russia, the specific features of the culture are determined by its geopolitical position: the middle position between West and East. The authors show that the process of economic socialization of school children in each country is based on their culture, economic experience and social order. The article gives comparative characteristics of the process of school children’ economic socialization in the countries studied.In conclusion, having analyzed the works of contemporary researchers and direct field research, the authors came to conclusion that the concept of “economic socialization” in each country is interpreted in its own way and has its own characteristics. Nevertheless, the material presented about the characteristics of the process of economic socialization among schoolchildren (on the material of Russia, Germany and China) demonstrates the importance of understanding the experience of such a type of economic socialization and its analyze.

Текст научной работы на тему «Сравнительная характеристика процесса экономической социализации у школьников (на материале России, Германии и Китая)»

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

DOI: 10.15293/1813-4718.1903.13 УДК 371

Грасс Татьяна Петровна

Доктор педагогических наук, профессор кафедры экономики и менеджмента, Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева, [email protected], ORCID 0000-0002-0082-4857, Красноярск

Петрищев Владимир Иннокентьевич

Доктор педагогических наук, профессор кафедры Языковой подготовки № 7, Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации, [email protected], ORCID 0000-0002-5698-3187, Санкт-Петербург

Филоненко Екатерина Валерьевна

Старший преподаватель кафедры английской филологии, Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева, [email protected], Красноярск

Лебедева Наталья Александровна

Кандидат исторических наук, доцент кафедры Языковой подготовки № 7, Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации, [email protected], Санкт-Петербург

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЦЕССА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ У ШКОЛЬНИКОВ

(НА МАТЕРИАЛЕ РОССИИ, ГЕРМАНИИ И КИТАЯ)1

Аннотация. В статье авторы представили свое научное осмысление процесса экономической социализации у школьников в России, Германии и Китая в сравнительном аспекте. Выбор трех стран для сравнения характеристики процесса экономической социализации у школьников не случайный и обусловлен двумя причинами. Во-первых, происходит интенсификация сотрудничества между этими странами. Во-вторых, Россия, Германия и Китай представляют собой три типа культуры, имеющие выраженные особенности: конкретно западную и восточную, а у России специфические особенности культуры определены еще ее геополитическим положением: срединным положением между Западом и Востоком.

Авторы показывают, что процесс экономической социализации у школьников в каждой стране базируется на своей культуре, экономическом опыте и социальном заказе.

В статье даются сравнительные характеристики процесса экономической социализации у школьников в исследуемых странах.

В заключение, проведя анализ работ современных исследователей и непосредственные полевые исследования, авторы приходят к выводу о том, что понятие «экономическая социализация» в каждой стране трактуется по своему и имеет свои особенности. Тем не менее представленный материал характеристик процесса экономической социализации у школьников (на материале России, Германии и Китая) демонстрирует важность осмысления опыта такого вида социализации и его анализ.

Ключевые слова: экономическая социализация, подрастающие поколения, школа, процесс, рыночная экономика.

1 Статья подготовлена при финансовой поддержки авторов Российским фондом фундаментальных исследований (РФФИ), проект № 17-06-00183.

Введение в проблему. Интерес к феномену «экономическая социализация» постепенно способствовал тому, что это явления органически вошло в категориальный аппарат многих наук, таких как философия, социология, психология, педагогика и других, а теория социализации приобрела самостоятельность, поскольку любое общество заинтересовано в том, чтобы готовить творческого, инициативного молодого человека с ключевыми компетенциями, способного эффективно решать проблемы своего трудоустройства, создавать собственный бизнес и принимать грамотные решения по экономическим вопросам.

Объясняя причины растущего интереса к этому явлению, С. Уорд считает, что экономическая социализация представляет собой процесс, который ориентирован на то, чтобы молодежь приобретала практический опыт и умение жить в условиях рыночных отношений в качестве покупателя [14]. Безусловно, такое определение вполне соответствует реальной жизненной ситуации.

Следует отметить, что «экономическая социализация», так же как и понятие «социализация», не имеет однозначного толкования и продолжает оставаться недостаточно разработанным. Так, В. В. Орлова рассматривает экономическую социализацию как процесс становления и развития экономического осознанного поведения как уровня отражения экономических отношений [5].

Цель статьи заключается в поиске получения нового знания и обосновании такого процесса экономической социализации, имеющей ряд универсальных характеристик и механизмов, которая может способствовать совершенствованию практики экономической социализации российской школьной молодежи, для которой будет характерны инициатива, предпринимательский дух и способность решать проблемы своего трудоустройства. Методологическим основанием выступает куль-

турологический подход к исследованию проблем экономической социализации, который может пониматься как совокупность теоретико-методологических положений и организационно-педагогических мер, направленных на создание условий по приобщению индивида к социально-экономической жизни любого социума.

Теоретический анализ проблемы. Сегодня перед российским обществом и общеобразовательной школой поставлена задача сформировать у современных школьников качества делового человека, которые позволят им быстрее адаптироваться в условиях рыночных отношений, овладеть основами профессиональных знаний и умений, грамотно вести собственное дело, найти место в жизни. Безусловно, от этого во многом будет зависеть и экономическая стабильность в нашем обществе [6].

Проблема экономической социализации подрастающих поколений в течение ряда лет рассматривалась в отдельных исследованиях как отечественными (А. В. Бо-яринцева, Т. П. Грасс, Т. В. Дробышева, Е Н Землянская, А. Б. Фенько и др.), так и зарубежными учеными (C. Bonnett, J. Curran, A. Furnham, P. Lunt, P. Webley).

В конце ХХ в. российская школьная молодежь оказалась не совсем готова к новому восприятию экономических явлений в обществе. На успешность экономической социализации школьников совершенно не обращали внимания, и изучение этого вопроса в отечественной педагогической науке на протяжении многих лет было предано забвению. Сегодня парадигма современного образования кардинально изменилась, вектор внимания переместился на формирование у школьников рыночного экономического мышления, на приобретение ими определенных деловых качеств, компетенций, которые быстрее помогут им найти свой путь в дальнейшей самостоятельной жизни.

Мы можем констатировать, что в последние десятилетия российский ребенок,

так же как и ребенок в других странах, начинает свое первое знакомство с миром экономических отношений с самого раннего детства, так как он становится непосредственным наблюдателем финансово-экономических операций своих родителей, которые зачастую берут детей с собой за покупками в супермаркет или в банк, чтобы положить или снять деньги. Еще не понимая значения банковских карточек и кассовых аппаратов, дети тем не менее с любопытством наблюдают за родителями, которые рассчитываются за купленные товары или снимают банковскими карточками деньги со своего счета [8].

Сегодня процесс экономической социализации в российских школах ориентирован на формирование у обучающихся готовности участвовать в разнообразных формах деятельности, связанных с рыночной экономикой; на приобретение навыков принятия эффективных экономических решений в повседневной жизни с помощью имитационного моделирования деятельности рабочего процесса, основанного на принципе «делая - познаю».

Однако, основной недостаток процесса экономической социализации у российских школьников, на наш взгляд, заключается в представления им информации о коммерческой и другой деятельности в бизнесе на рабочем месте с помощью только имитации работы реальной фирмы, организации финансовых игр, бизнес-проектов и т. д.[4]. В этих условиях школьник остро нуждается в практическом формировании экономики знаний, которое, к сожалению, он не всегда получает. На наш взгляд, использование компетентностно-го подхода усилило бы прагматический и практико-ориентированный аспект экономической социализации школьников.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что одним из недостатков механизма формирования экономической социализации у российских школьников является отсутствие практической реализации

полученных знаний непосредственно на рабочем месте. Как утверждают Е. Н. Васильева и В. Н. Гуляихин, объективная реальность противоречий, существующих в российском обществе, оказывает непосредственное влияние на процесс экономической социализации у подрастающих поколений, которая не позволяет использовать креативный потенциал молодых российских граждан [1].

Результаты исследования. Современная трактовка понятия «экономическая социализация» получила свое оформление в трудах американских ученых С. Каминг-са и Д. Тибла, которые одними из первых, непосредственно обратили свое внимание на экономическую социализацию детей и подростков и рассматривали ее с точки зрения неомарксистского анализа [9]. При этом под экономической социализацией они понимали процесс усвоения индивидуумом социального опыта в экономическом аспекте жизни.

Почему же все страны так трепетно относятся к этому феномену? Его уникальность, на наш взгляд, заключается именно в самом понятии «экономическая социализация», которое чрезвычайно многолико, сложно, но в то же время очень динамично. Экономическая социализация формирует экономически значимые качества личности, развивает экономическое мышление, готовит индивида к практической деятельности в рыночных условиях в обществе. Как было отмечено ранее, экономическая социализация начинается лишь с определенного момента, когда ребенок подрастет и начнет понимать некоторые экономические явления, он сразу же попадает в новый для него мир, связанный с покупками товаров, банковскими операциями, в отличие от социализации, которая начинается со дня появления на свет.

Если посмотреть на то, как идет процесс экономической социализации у школьников в Германии, то можно увидеть, что сам процесс несколько отличается от

российского. Во-первых, изучение основ экономики и развитие предприимчивости начинается уже в начальной школе. В немецких школах с первого класса, наряду с чтением, письмом, математикой, вводится такой предмет, как «Окружающий мир» (Sachkunde / Sachunterricht), изучая который дети знакомятся с основами предметов, которые они будут изучать в будущем - социальные науки, история, география, биология, физика, химия. Во-вторых, Германия обладает целым рядом неоспоримых преимуществ: хороший профессиональный уровень рабочей силы и высокая степень мотивации к труду не только среди работающих, но и молодежи. Содержательная часть курса по экономике в учебных программах основывается на настоящих и будущих экономических и социальных ролях обучающихся (я - личность и гражданин, я - собственник, я - участник финансового рынка, я - потребитель, я - производитель и др.). При этом вводятся многие экономические понятия не только посредством игр, но на основе реального практического опыта. Например, в начальной школе в Берлине изучаются такие темы, как «Планирование и поход за покупками», «Обращение с деньгами», «Финансовые ситуации», «Потребительское поведение». В средней школе I ступени (7-10 классы) такие предметы, как «Обще ствознание», «Экономика-рабо -та-техника» (Wirtschaft-Arbeit-Technik), продолжают знакомить обучающихся с экономическими темами. Оба предмета являются обязательными для изучения. Школьникам предлагают рассмотреть следующие темы: выбор профессии, основы экономики, инфраструктура, продукция и предприятия и т. д. Предмет «Общественные науки / экономика» является предметом по выбору. Тематический план по этой дисциплине, может включать тему «Рынок и потребление в Берлине»: местные рынки, реклама, бюджет, карманные деньги, экономия, устойчивость цен, до-

говор купли-продажи [2]. Удивительно то, что, несмотря на мотивацию школьников к труду, реализацию мер по их приобщению к предпринимательской деятельности, уровень предпринимательской активности среди молодежи продолжает оставаться на не высоком уровне по сравнению с другими промышленно развитыми странами. Мы объясняем такое положение не отсутствием государственной поддержки, а скорее отсутствием предпринимательского духа среди большинства населения, включая молодежь.

В Европе и во всем мире в конце ХХ -начале ХХ1 в. потребительская социализация становится частью общего процесса экономической социализации. Еще в 1974 г. С. Уорд, обративший внимание этот вид социализации в своей работе «Consumer Socialization» («Потребительская социализация»), определил ее как аспект экономической социализации, благодаря которому молодые люди приобретают навыки, знания и установки, относящиеся к эффективному функционированию человека в качестве потребителя на рынке [14]. Не случайно многие зарубежные ученые также наряду с финансовой социализацией рассматривают потребительскую социализацию как неотъемлемый компонент экономической социализации.

Как считает Татьяна Розендорфер (Dr. Т. Rosendorfer), экономическая социализация - это «процесс обучения моделям поведения, при помощи которых индивидуум включается в экономическую систему общества. Обучение осуществляется через взаимодействие с социальной средой и приводит к заимствованию определенных социальных ролей, которых ждут от индивидуума» [13].

Профессор Эльмар Ланге (Pr. Elmar Lange) под экономической социализацией, понимает процесс формирования моделей поведения, с которыми индивид входит в экономическую систему общества (рис.1).

Согласно этой теории, сложные со-

циальные действия можно описать с помощью простых абстрактных моделей поведения. Цель такой «многоуровневой модели», с одной стороны, объяснить, а с другой стороны, указать отправные точ-

ки, каким образом формируются и передаются модели поведения детей и подростков в семье, в школе и в других учреждениях социализации, посредством изменяющихся процессов социализации и обучения.

Макроуровень

I. Ограничительные условия 1. Культурные условия 2. Социальные условия 3. Экономические условия 4. Предлагаемые структуры (в семье, школе, сверстники, организации, СМИ) —► IV. Экспланандум (совокупность положений) 1. Особые потребительские модели 2. Общие потребительские модели 3. Модели доходов 4. Модели расходов 5. Модели сбережений 6. Модели задолженностей/долгов

Логика агрегации | Микроуровень у

II. Индивид. торговые условия 1.Право выбора и ограничения: экономический, социальный, культурный капитал 2.Предпочтения 3.Индивид и социальные ценностные ориентиры 4.Точка зрения и манера поведения 5. Самооценка III. Индивидуальные действия 1.Особое потребительское поведение/по ступки 2. Общее потребительское поведение 3. доходы 4. расходы 5. сбережения 6. задолженность/долги

Логика выбора

Рис. 1. «Многоуровневая модель» по Э. Ланге [10]

Эта модель характеризует процесс экономической социализации, включающий два уровня: макроуровень и микроуровень, отражающие структурные и содержательные процессуальные процессы, помогающие людям учиться «действовать в экономике»: они планируют бюджет, занимают деньги, экономят, покупают и т. д. [7; 11].

Процесс экономической социализации у школьников в Германии проходит в рамках следующих направлений: 1) в школе, с помощью дисциплин экономического цикла; 2) в рамках практического направления, связанного с участием в различных предпринимательских программах, школьных предприятиях, профориентационных мероприятиях и т. д. Кроме изучения экономических дисциплин на занятиях в школе, школьники в Германии принимают уча-

стие в различных предпринимательских программах, которые направлены на обучение предприимчивости и формирование экономической культуры [12].

Характерной особенностью школьных программ в Германии является не только накопление школьниками определенной суммы знаний, умений и навыков, но и включение их в разные виды деятельности на уроке, во внеклассной работе и в самостоятельное практическое исследование проблем.

Экономическое образование, являясь компонентом экономической подготовки в школе, направлено на приобретение школьниками доступного им целостного понятия о производстве, распределении, обмене и потреблении материальных и духовных благ.

Особый интерес в нашей статье представляет вопрос о процессе экономической социализации у китайских школьников. Здесь процесс экономической социализации у школьников ориентирован на конкретную цель, в основу которой положена определенная стратегия инновационного развития страны. В Китае вера населения в предпринимательство сформировала своеобразный образ жизни, основанный на конфуцианской философии, который стал движущей силой в этом социуме. В этой связи установились конкретные взаимоотношения с промышленностью, с бизнесменами, способствующие созданию инновационной системы подготовки современного конкурентоспособного выпускника школы.

Такой подход позволил создать систему учебного процесса с инновационными механизмами, ориентированными на три составляющие [3]:

1) на коммерческую. Обучаясь в школе, китайские школьники видят, что практически при каждой школе создаются предприятия, к работе на которых их привлекают, чтобы они приобретали определенный трудовой опыт, производя какой-то продукт или оказывая услугу (например, работая официантами в школьных ресторанах, на фермах и т. п.), создавая прибыль, осуществляя выплаты банкам по кредиту и т. п.;

2) на интеллектуальную инициативу, которая должна исходить от самих школьников, которые, например, могут предложить идеи по улучшению процесса изготовления какого-то продукта или услуг на школьном предприятии;

3) на обучение школьников управлению рисками. Известно, что предпринимательское образование всегда связано с рисками в бизнесе. Главное заключается в том, чтобы школьники разумно брали их на себя и понимали, что они всегда остаются частью

любого бизнеса. Напористость и решительность являются также важными качествами предпринимателя.

В Китае создана система своеобразной триады социальной ответственности: обучающегося, школы и бизнеса, способствующая эффективному процессу экономической социализации школьников и инновационному предпринимательству.

Заключение. На наш взгляд, изучение и научное осмысление процесса экономической социализации у школьников в Германии и Китае в сравнительном аспекте может оказаться полезным при разрешении вопросов экономической социализации школьников в России, поскольку помогут избежать некоторых ошибок, которые были допущены в процессе экономической социализации школьников в этих странах.

На основе анализа полученных данных было выявлено, что в разных странах в зависимости от социально-экономического и культурного потенциала используется свой процесс экономической социализации у школьников. Представленный материал свидетельствует о том, что процесс экономической социализации в Китае оказывается более эффективным, чем подобный процесс в России и Германии. Благодаря высокому уровню развития малого и среднего бизнеса, например, в Шанхае, большинство родителей школьников, являясь предпринимателями, обучают детей финансовой грамотности с раннего возраста, мотивируют их к ведению успешной финансовой деятельности в будущем. Все это эффективно влияет на формирование предприимчивости обучающихся и на их успешную экономическую социализацию [3].

Анализ полученных данных позволил определить, что наиболее перспективной в этом случае является китайская система экономической социализации, позволяющая школьникам, обладающим своей

индивидуальной системой ценностных ориентаций, убеждений и установок, получать бесценный опыт в профессиональной

среде в ходе учебных и производственных практик, что в конечном итоге приводит к впечатляющим результатам.

Библиографический список

1. Васильева Е. Н., Гуляихин В. Н. Экономическая социализация учащейся молодежи: опыт регионального исследования // Социологические исследования. - 2014. - № 8. - С. 115-119.

2. Колесникова Ю. Н. Процесс формирования предприимчивости в практике общеобразовательной школы Германии // Социализация и межкультурная коммуникация в современном мире: материалы VI Международной научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов, учителей и преподавателей. - Красноярск: КГПУ, 2016. - С. 155-160.

3. Латынина Е. С. Формирование финансовой грамотности у старшеклассников в общеобразовательной школе Китая // Социализация и межкультурная коммуникация в современном мире: материалы IX международной научно-практической конференции студентов, аспирантов, молодых ученых и преподавателей. - Красноярск: КГПУ, 2019. - С. 211-218.

4. Модель формирования финансовой грамотности в школе и комплект методических материалов по ее реализации. - Санкт-Петербург: Изд. СОШ № 249, 2018. - 82 с.

5. Орлова В. В. Старшеклассники как социально-демографическая группа и особенности их экономической социализации в условиях переходного российского общества к рыночным отношениям: автореф. дис. ... канд. социол. наук. - Улан-Удэ, 2004. - 21 с.

6. Петрищев В. И., Грасс Т. П. Предпринимательство как фактор экономической социализации школьной молодежи (на примере России

и зарубежных стран). - Красноярск: КГПУ, 2011. - 264 с.

7. Уэбли П. Понимание детьми экономических явлений // Проблемы экономической психологии. - 2005. - Т. 2. - С. 146-177.

8. Щедрина Е. В. Исследования экономических представлений у детей // Вопросы психологии. - 1991. - № 2. - С. 157-164.

9. Cummings S., Taebel D. The Economic Socialization of Children. A Neo-Marxist Analysis // Social problem. - 1978. - № 26. - P. 198.

10. Lange Elmar, Fries Karin R. Jugend und Geld 2005. Eine empirische Untersuchung über den Umgang von 10-17-jährigen Kindern und Jugendlichen mit Geld. Durch führen des Institut: IJF Institut für Jug. - München, 2006. - S. 14.

11. Kahneman D. J., Frederick S. Representativeness revisited: Attribution substitution in intuitive judgment // In: Gilovich T., Griffin D., Kahneman D. Heuristics of intuitive judgment: Extensions and applications. - N. Y., 2002. - 33p.

12. Meier-Gräwe U., Deeken I., Maennchen M. Kinder und ihr Umgang mit Geld und Konsum. Dokumentation und Evaluation des Programms der Stiftung Kinderland Baden-Württemberg. -Stuttgart, 2009. - 41 s.

13. Rosendorfer T. Kinder und Geld. Zur Konsum- und Gelderziehung von Heranwachsenden. Diskurs 2/97. - Frankfurt am Main, 1997. - S. 68-75.

14. Ward S. Consumer socialization // Journal of Consumer Research. - 1974. - № 1. - P. 1-16.

Поступила в редакцию 08.03.2019

Grass Tatiana Petrovna

Dr. Sci(Pedag). Prof. at the Chair of Economics and Management, Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafiev, [email protected], ORCID 0000-0002-0082-4857, Krasnoyarsk

Petrishchev Vladimir Innokentievich

Dr. Sci( Pedag). Prof. at the Chair of Language Training № 7 at Saint-Petersburg State University of Civil Aviation, [email protected], ORCID 0000-0002-5698-3187, Saint-Petersburg

Filonenko Ekaterina Valerievna

Senior Teacher at the Chair of the English Language at Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V. P. Astafiev, [email protected], Krasnoyarsk

Lebedeva Natalia Aleksandrovna

Cand. Sci( History), Assoc Prof., at the Chair of Language Training № 7 at Saint-Petersburg State University of Civil Aviation, [email protected], Saint-Petersburg

COMPARATIVE CHARACTERISTICS OF THE PROCESS OF SCHOOL CHILDREN' ECONOMIC SOCIALIZATION

(ON THE MATERIAL OF RUSSIA, GERMANY AND CHINA)1

Abstract. In the article the authors presented their scientific understanding of the experience of school children' economic socialization in Russia, Germany and China in a comparative aspect. The choice of three countries for comparing characteristics of the process of school children' economic socialization was not chosen by chance and is due to two reasons. First, there is an intensification of cooperation between these countries. Secondly, Russia, Germany and China are three types of culture with distinctive features: specifically Western, and Eastern culture, and in Russia, the specific features of the culture are determined by its geopolitical position: the middle position between West and East.

The authors show that the process of economic socialization of school children in each country is based on their culture, economic experience and social order. The article gives comparative characteristics of the process of school children' economic socialization in the countries studied.

In conclusion, having analyzed the works of contemporary researchers and direct field research, the authors came to conclusion that the concept of "economic socialization" in each country is interpreted in its own way and has its own characteristics.

Nevertheless, the material presented about the characteristics of the process of economic socialization among schoolchildren (on the material of Russia, Germany and China) demonstrates the importance of understanding the experience of such a type of economic socialization and its analyze.

Keywords: economic socialization, the younger generation, school, process, market economy.

References

1. Vasilyeva, E. N., Gulyaikhin ,V. N., 2014. Economic socialization of studying youth: experience of regional research. Sociological studies, No. 8, pp. 115-119. (In Russ.)

2. Kolesnikova, Yu. N., 2016. The process of formation of enterprise in the practice of Germany's comprehensive school. Socialization and in-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

tercultural communication in the modern world. Proceedings of the VI International Scientific and Practical Conference of Students, Master Students, Postgraduates, Teachers and Teachers. Krasnoyarsk: Krasnoyarsk State Pedagogical University. V. P. Astafieva Publ., 2016, pp. 155-160. (In Russ.) 3. Latynina, E. S., 2019. Formation of fi-

1 The article was prepared with the financial support of the authors of the Russian Foundation for Basic Research (RFBR), project No. 17-06-00183.

nancial literacy among high school students in a comprehensive school in China. Socialization and intercultural communication in the modern world. Proceedings of the ninth international scientific and practical conference of students, graduate students, young scientists and teachers. Krasnoyarsk: Krasnoyarsk State Pedagogical University. V. P. Astafieva Publ., 2019, pp. 211-218. (In Russ.)

4. The model of formation of financial literacy at school and a set of methodological materials for its implementation. St. Petersburg: middle School of General education № 249 Publ., 2018, 82 p. (In Russ.)

5. Orlova, V. V., 2004. High school students as a socio-demographic group and features of their economic socialization in the conditions of transitional Russian society to market relations. Ulan-Ude, 21 p. (In Russ.)

6. Petrishchev, V. I., Grass, T. P., 2011. En-trepreneurship as a factor in the economic socialization of school youth (based on the example of Russia and foreign countries). Krasnoyarsk: Krasnoyarsk State Pedagogical University. V. P. As-tafieva Publ., 264 p. (In Russ.)

7. Webley, P., 2005. Children's understanding of economics. Journal of Economic Psychology, Vol. 2, pp. 146-177. (In Russ.)

8. Shchedrina, E. V., 1991. Studies of econom-

ic ideas in children. Issues in psychology, No. 2, pp. 157-164. (In Russ.)

9. Cummings, S., Taebel, D., 1978. The Economic Socialization of Children. A Neo-Marxist Analysis. Social problem, No. 26, pp. 198. (In Russ.)

10. Lange, Elmar, Fries, Karin R., 2006.Youth and Money 2005. An empirical study on the treatment of 10-17 year old children and young people with money. By Leading the institute: IJF Institute for Jug. München, pp. 14. (In Germ.)

11. Kahneman, D. J., Frederick, S., 2002. Representativeness revisited: Attribution substitution in intuitive judgment. In: Heuristics of intuitive judgment: Extensions and applications. New York, 33 p. (In Eng.)

12. Meier-Gräwe, U., Deeken, I., Maen-nchen, M., 2009. Children and Their Handling of Money and Consumption. Documentation and evaluation of the program of the Stiftung Kinderland Baden-Württemberg. Stuttgart, 41 p. (In Germ.)

13. Rosendorfer, T., 1997. Children and money. On the consumption and education of adolescents. Discourse 2/97. Frankfurt-am-Main, pp. 68-75. (In Germ.)

14. Ward, S., 1974. Consumer socialization. Journal of Consumer Research, No. 1, pp. 1-16. (In Eng.)

Submitted 08.03.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.