DOI: 10.12731/2218-7405-2017-7-130-141 УДК 37.0
РОЛЬ СЕМЬИ В ПРОЦЕССЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРАСТАЮЩИХ ПОКОЛЕНИЙ В США И КАНАДЕ
Грасс Т.П., Крашенинникова А.Е., Петрищев В.И.
Цель. Целью статьи является изучение методов экономической социализации в американских и канадских семьях, а также анализ различных способов влияния родителей на формирование экономического поведения своих детей.
Методы и методология проведения работы. Методологической основой исследования послужили труды, как отечественных (Т.П. Грасс, Т.В. Дробышева, Е.Н. Землянская, А.С. Прутченков и др.), так и зарубежных ученых (K. Lewis, A. Gibb, A. Furham, U. Schoof), которые подробно рассматривали роль семьи в экономической социализации подрастающих поколений в психологической, социологической и педагогической литературе.
Результаты. Результаты исследования показывают, что экономическое поведение и финансовые установки родителей оказывают значительное влияние на экономическую социализацию подрастающих поколений. Авторы раскрывают наиболее эффективные методы, инструменты и стратегии, используемые родителями в США и Канаде для формирования экономических компетенций подрастающих поколений.
Область применения результатов. Результаты исследования могут быть использованы в научно-исследовательской, преподавательской и социально-педагогической деятельности.
Ключевые слова: семья; экономическая социализация; управление личными финансами; семейное воспитание; финансовое поведение родителей.
THE ROLE OF THE FAMILY IN THE PROCESS OF ECONOMIC SOCIALISATION OF YOUNGER GENERATIONS IN THE USA AND CANADA
Grass Т.Е, Krasheninnikova A.E., Petrishchev V.I.
Purpose. The purpose of this article is to examine the economic socialization practices of American and Canadian parents and provide an analysis of the various ways in which parents influence the economic behavior of their children.
Methodology. The basis of the research is the theoretical analysis and synthesis of the information contained in pedagogical, psychological, sociological literature in the USA and Canada on the research problem.
Results. The results ofthe study show that parental economic behavior and parentalfinancial orientations have a significant impact on the economic socialization of younger generations as well as on their economic behavior in adulthood. The authors reveal the most effective methods, tools, and strategies employed by parents in the USA and Canada to encourage economic competences of younger generations.
Practical implications. The results of the study can be applied in further research, teaching and socio-pedagogical activities.
Keywords: family; economic socialization; personalfinance management; financial education; parents 'financial behavior.
Значимость экономической социализации подрастающих поколений стала осознаваться отечественными учеными достаточно поздно - при переходе России к рыночным отношениям в конце прошлого века. Поэтому у нас накоплен небольшой теоретический и эмпирический опыт изучения проблем экономической социализации, в основном отечественными психологами и некоторыми педагогами, таким как Т.В. Дробышева (2000, 2002), А.Б. Фенько (2000), Е.Н. Землянская (2005), Т.П. Грасс (2008) и др. [1]. Между тем, экономическая социализация подрастающих поколений, как сфера деятельности многих социальных институтов в обществе приобретает
все большую значимость, ибо способствует вхождению школьников в сложный мир экономических представлений» [1].
Современная трактовка понятия «экономическая социализация» получила свое оформление в трудах американских ученых С. Каминг-са и Д. Тибла, которые одними из первых обратили свое внимание на экономическую социализацию детей и подростков и рассматривали ее с точки зрения неомарксистского анализа» [2]. При этом под экономической социализацией они понимали процесс усвоения индивидуумом социального опыта в его экономическом поведении.
Зарубежные исследователи в основном анализировали и описывали то, как дети входят в мир рыночных отношений, адаптируясь к современным условиям жизнедеятельности. Занимаясь проблематикой усвоения ценностных ориентаций, в обществе с рыночной экономикой (США), авторы сделали вывод, что американцы свято верят в конкурентоспособность индивидуализма, поскольку всякий успех личности они связывают в основном с индивидуальными качествами. Не случайно американцы придают большое значение частному бизнесу. Американская молодежь считает, - отмечают С. Камингс и Д. Тибл, - что «люди, у которых есть бизнес, будут больше и лучше работать, потому что они хотят заработать больше денег. Если у индивидов ничего нет, то ему незачем много работать» [4].
Хотя в процессе экономической социализации подрастающих поколений участвует большое количество социальных институтов, ключевая роль отводится семье, в основе которой лежит, прежде всего, ценностное освоение экономической реальности, индивидуальное этическое наполнение экономических категорий, а не нейтральное приобретение соответствующих знаний и практических навыков.
Экономическое воспитание детей в семье связано с развитием таких практических качеств, как предприимчивость, экономность, расчетливость, умение быстро и оперативно решать возникающие задачи. Все вместе они образуют практический интеллект, необходимый в домашней экономике.
В семье закладываются основы формирования человека как личности, именно в ней осуществляется воспитание человека и гражданина, происходит трансляция культурных, этнических и нравственных,
экономических ценностей от общества к индивиду. Эффективным приемом здесь является поведение родителей, дающее наглядный пример того, как надо вести себя в различных ситуациях. Следовательно, можно утверждать, что среди агентов первичной социализации родители находятся в более выгодном положении. Многие американские исследователи подчеркивают, что способность молодых людей управлять своими финансами напрямую зависит от того, имели ли они подобный опыт в детстве [3].
Семья для ребенка является своего рода финансовой академией, в которой он постоянно включается в реальные жизненные ситуации: сталкивается с настоящими деньгами, посещает с родителями магазины, участвует в процессах купли-продажи, приобщается к нуждам и потребностям семьи, познает соотношение понятий «работа» и «деньги», узнает о функциях денег. Именно в семье зарождаются основы понимания таких категорий как стоимость, деньги, труд, собственность, благосостояние семьи и общества в целом, а также определяется дальнейшее финансовое поведение подростка.
СШАи Канада добились немалых успехов по реализации на практике идей и принципов социально-экономической подготовки подрастающего поколения, успешно формируя финансово-экономическую грамотность и воспитывая у подрастающего поколения стремление к предпринимательской деятельности. Несмотря на серьезные изменения и потерю ряда традиционных норм и ценностей, семья в этих странах стала более четко ориентировать подростка на противостояние жизненным коллизиям, формирование предприимчивости и культуры предпринимательства, ценности потребления, патриотизм, толерантность, морально-нравственные идеалы, повышение материального благосостояния и т.п. [3].
Пол Уэбли в своем исследовании «Влияние родителей на будущее детей» выделяет четыре «механизма» формирования финансового поведения детей. Во-первых, уровень культуры финансового поведения родителей является образцом для детей. Дети склонны копировать и перенимать его у своих родителей. Во-вторых, обсуждение финансовых вопросов в семье относительно ведения домашнего хозяйства помогает сформировать у детей умение кон-
тролировать свои расходы, принимать взвешенные решения относительно собственных финансов. В-третьих, семейное воспитание влияет на формирование финансовых привычек. Молодые люди, родители которых с детства приучали к экономии и бережливости, в большинстве случаев продолжат заданный родителями курс поведения во взрослой, самостоятельной жизни. И, наконец, последний механизм - воспитание самостоятельности и независимости в принятии финансовых решений [10].
Многочисленные исследования, относительно роли семейного воспитания и его влияния на экономическую социализацию подрастающего поколения в США и Канаде, позволили нам выделить основные методы и средства экономического воспитания в американских и канадских семьях.
Большинство родителей в США и Канаде подчеркивают важность обсуждения с детьми финансовых и экономических тем. Семейный бюджет, финансовое положение семьи не должно быть тайной для ребенка. Кроме того, дети могут и должны принимать участие в планировании семейного бюджета, в распределении семейных доходов и расходов, оплаты счетов. Участвуя в обсуждении семейных финансовых вопросов, подростки более осознанно подходят к семейному бюджету, получают более полную информацию о внутрисемейных финансовых проблемах. Обсуждение таких тем как сбережения, ипотека, кредиты, счета и т.д., помогает сформировать соответствующие качества личности: предприимчивость, деловитость, расчетливость, бережливость, учить взвешенно подходить к собственным тратам и принимать финансово обдуманные решения. Осведомленность детей о семейных расходах помогает воспитать ответственных потребителей финансовых товаров и услуг [7].
Эффективное ведение домашнего хозяйства предполагает, что человек должен обладать экономическим мышлением, деловыми качествами, способностью к предпринимательству, особой экономической культурой. Очевидно, что именно в семье необходимо знакомить детей с такими понятиями, как разумное ведение домашнего хозяйства, экономия средств, рациональное использование сбережений. Область экономической действительности - одна из
жизненно важных областей, в которую ребенок включается с детских лет и темы связанные с семейными доходами и расходами не должны быть тайной. Более того, согласно опросам, проведенным в США, родители активно вовлекают детей в обсуждение таких тем как оплата счетов, оплата ипотеки, кредиты [9].
В американских семьях детей воспитывают экономно относиться к деньгам, им внушают мысль о том, что не все можно мерить деньгами, что деньги не всесильны. Если имеешь деньги, то их нужно инвестировать либо в образование, бизнес, либо оказывать помощь бедным гражданам.Важность обсуждения с детьми финансовых тем и вопросов подтверждает исследование, проведенное в университете Мидвест среди студентов данного университета. Опрос показал, что понятие «сбережения», способы сбережений и важность личных сбережений, обращение с деньгами были основными темами обсуждения в их семьях. 68% опрашиваемых подтвердили, что они учились обращению с деньгами, наблюдая за своими родителями, а 42% беседуя с ними [5].
Согласно опросам американского ученого Шэрон М. Дэйнса, среди представителей возрастной группы 15-17 лет 54% знают об автостраховании семейного автомобиля; 64% имеют собственный счет в банке; 55% самостоятельно распоряжаются собственной кредитной картой, 44% знают о страховании жизни; 37% принимают участие при принятии финансовых решений; 32% знают, где находятся семейные денежные сбережения. Высокая осведомленность продиктована, прежде всего, высокой практической вовлеченностью молодых людей в финансовые ситуации [7].
В семейном воспитании четко прослеживается связь между финансовым опытом детей и их последующей способностью распоряжаться денежным бюджетом. Исследования показывают, что важно не только научить детей разумно управлять собственными финансами, но и позволить им осознать последствия ошибочно принятых финансовых решений. Так, необдуманная покупка на сэкономленные деньги, может отложить приобретение того, что действительно необходимо. Одним из методов финансового воспитания, используемых в американских семьях, является составление совместно с детьми плана расходов. Таким образом, родители закладывают с ранних лет
такие важные качества как ответственность, рациональность, деловитость, умение оценивать риски и принимать разумные финансовые решения, а также умение соотносить потребности и возможности [8].
Особое внимание обращают на развитие у подрастающих поколений навыков планирования бюджета и сбережений. Примером реализации данного принципа является открытие родителями сберегательных счетов для детей. Собственный сберегательный счет позволяет ребенку на практике овладеть базовыми знаниями и умениями руководства личными финансами и их разумному распределению, узнать о процентных ставках по сберегательному счету и кредиту. Многие родители используют собственные счета для обучения своих детей тонкостям банковской системы.
Интересен тот факт, что ребенка воспринимают в качестве экономического партнера. Благодаря функционированию детских банков ребенок в достаточно юном возрасте может сам открыть себе счет, класть туда сэкономленные или заработанные деньги. Банковская система развивает сотрудничество даже с младшими школьниками, уважая их как своих клиентов, предлагая всевозможные банковские привилегии и льготы. Такое сотрудничество помогает развить навыки управления финансами, учит детей экономии и пониманию ценности денег. Так, на сайте ассоциации канадских банков размешен список банков, нацеленный на работу с детьми.
Многие школы Канады и США сотрудничают с банками и кредитными ассоциациями, а также привлекают к участию в данных программах родителей, которые посещают семинары и мастер-классы. Так семья совместно со школой выполняют задачу подготовки финансово-грамотного подрастающего поколения, способного к самостоятельной жизни в обществе.
Одним из важнейших средств экономической социализации являются карманные деньги. Канадский ученый П. Плайнер с коллегами изучалиэтот вопрос в рамках ведения домашнего хозяйства. Они провели ряд экспериментов, сравнивая детей получающих и не получающих денежное содержание от родителей. Дети, имевшие деньги на расходы, лучше пользовались «доходами» и ориентировались в ценах товаров. Эти навыки совершенствуются с возрастом, способствуя
развитию потребительских навыков. Авторы пришли к выводу, что эффективность системы денежного содержания проявляется в построении доверительных отношений и ожидании того, что ребенок со временем станет грамотным и опытным в финансовых вопросах [11].
В своем исследовании «Потребительская социализация в семьях: как родители обучают детей тратить, экономить и важности денег» на основе опроса американских родителей, П. Бэттон выделяет два абсолютно полярных метода предоставления детям карманных денег. Первый метод предполагает систему поощрений, то есть ребенок получает деньги за выполнение оговоренных с родителями обязанностей по дому (убрать комнату, помыть посуду и т.д.), хорошее поведение и оценки в школе. Второй метод основан на системе «автоматической» выдачи оговоренной суммы денег ежемесячно или еженедельно. Родители, придерживающиеся второго метода, подчеркивают, что выработанная связь выполнения обязанностей по хозяйству и денежных выплат может негативно повлиять на формирование необходимых умений по руководству личными финансами. Получение таких средств не всегда подчинено каким-либо четким правилам, вследствие чего дети с трудом могут планировать собственные доходы и расходы [6].
Несмотря на полярность данных методов, большинство родителей придерживаются мнения, что карманные деньги, прежде всего, учат подрастающее поколение вести собственный бюджет, разумно тратить, откладывать деньги на вещи, которые они хотели бы приобрести в будущем.
Особое внимание в экономическом воспитании детей в американских и канадских семьях уделяется организации трудовой деятельности. Одним из условий формирования предпринимательской культуры может служить забота о домашнем хозяйстве, что включает в себя умелое планирование семейного бюджета и распределение денежных средств на приобретение продуктов и вещей для членов семьи. Таким образом, происходит постепенное формирование экономического сознания у молодых людей, воспитывается определенное отношение к экономическим ценностям.
В последствие, американские и канадские школьники стараются сами заработать деньги на карманные расходы. Родители в опре-
деленной степени способствуют такой экономической активности, поощряя желание детей работать. При этом подростки могут выполнять некоторые виды работ без официального трудоустройства. К таким работам относятся: подстрижка газона у соседей, выгул собак, присмотр за чужими детьми и т.д. [5].
Как видим, для подрастающих поколений семья является источником получения знаний о финансах, экономике и предпринимательстве, а модель финансового поведения семьи способствует формированию норм и способов финансового поведения. Проведенный А. Лионсом опрос показал, что 77% старшеклассников и студентов колледжа доверяют своим родителям относительно полученных знаний и умений в сфере финансов и будут придерживаться модели финансового поведения принятой в их семье [7].
Исследования свидетельствуют, что семейное воспитание в США и Канаде ориентировано на воспитание экономически грамотных молодых людей, ответственных участников финансовых отношений, готовых к конкуренции, рассчитывающих на собственные силы, способных быстро реагировать на меняющиеся рыночные условия.
Статья подготовлена при финансовой поддержке авторов Российским фондом фундаментальных исследований (РФФИ), проект № 17-06-00183.
Список литературы
1. Грасс Т.П. Экономическая социализация подрастающих поколений в Великобритании и в Новой Зеландии. дисс. канд. пед. наук. Красноярск, 2008. С. 17.
2. Петрищев В.И., Грасс Т.П., Рыбакова Е.В. Роль родителей в обучении подрастающих поколений предприимчивости и культуре предпринимательства на Западе (на примере Великобритании и США) // Альманах современной науки и образования. 2010. .№8. С. 116-118.
3. Грасс Т.П. Великобритания, США и Новая Зеландия: формирование культуры предпринимательства у школьников. Красноярск, 2015. С. 74.
4. Cummings S., Taebel D. The economic socialization of children. Aneo-Marx-istanalysis. Socialproblem. N.Y. 1978. # 26. P. 198.
5. Calamato, Maria Paula, "Learning Financial Literacy in the Family" (2010), Master's Theses. Paper 3849.
6. Consumer Socialization in Families: How Parents Teach Children about Spending, Saving, and the Importance of Money, George Patrick Batten // Dissertation submitted to the faculty of Virginia Polytechnic Institute and State University in partial fulfillment of the requirements of Doctor of Philosophy in Sociology, May 6, 2015 Blacksburg, VA.
7. Family Financial Socialization: Theory and Critical Review, Clinton G. Gudmunson, Sharon M. Danes // Journal of Family and Economic Issues, December, 2011. P. 35.
8. Financial Socialization Family Pathways: Reflections from College Students' Narratives Catherine A. Solheim, Virginia S. Zuiker, Polina Levchenko // Family Science Review, Volume 16, Issue 2, 2011.
9. A Humanistic Approach to Understanding Child Consumer Socialization in US Homes, Lucy Atkinson, Michelle R. Nelson & Mark A. Rademacher // Journal of Children and Media, Vol. 9, No. 1, 2015, 95-112.
10. Parents influence on children's future orientation and saving, Paul Webley, Ellen K. Nyhus // Journal of Economic Psychology 27 (2006) 140-164.
15.Pliner, P., Freedman, J., Abramovitch, R. and Darke, P. (1996) Children as consumers: In the laboratory and beyond. In P. Lunt and A. Furnham (eds.). Economic socialization: The economic beliefs and behaviors of young people (pp. 35-46). Cheltenham: Edward Elgar.
References
1. Grass T.P. Ekonomicheskaya sotsializatsiyapodrastayushchikhpokole-niy v Velikobritanii i v Novoy Zelandii [Economic socialization of the younger generation in the UK and New Zealand]. Krasnoyarsk, 2008. P. 17.
2. Petrishchev V.I., Grass T.P., Rybakova E.V. Al'manakh sovremennoy nauki i obrazovaniya. 2010. №8, pp. 116-118.
3. Grass T.P. Velikobritaniya, SShA i Novaya Zelandiya: formirovanie kul 'turypredprinimatel 'stva u shkol'nikov [UK, USA and New Zealand: formation of the culture of entrepreneurship among schoolchildren]. Krasnoyarsk, 2015. S.74.
4. Cummings S., Taebel D. The economic socialization of children. Aneo-Marxistanalysis. Socialproblem. N.Y. 1978. # 26. P. 198.
5. Calamato, Maria Paula, "Learning Financial Literacy in the Family" (2010), Master's Theses. Paper 3849.
6. Consumer Socialization in Families: How Parents Teach Children about Spending, Saving, and the Importance of Money, George Patrick Batten. Dissertation submitted to the faculty of Virginia Polytechnic Institute and State University in partial fulfillment of the requirements of Doctor of Philosophy in Sociology, May 6, 2015 Blacksburg, VA.
7. Family Financial Socialization: Theory and Critical Review, Clinton G. Gudmunson, Sharon M. Danes. Journal of Family and Economic Issues, December, 2011. P. 56.
8. Financial Socialization Family Pathways: Reflections from College Students' Narratives Catherine A. Solheim, Virginia S. Zuiker, Polina Levchenko. Family Science Review, Volume 16, Issue 2, 2011.
9. A Humanistic Approach to Understanding Child Consumer Socialization in US Homes, Lucy Atkinson, Michelle R. Nelson & Mark A. Rademacher. Journal of Children and Media, Vol. 9, No. 1, 2015, 95-112.
10. Parents influence on children's future orientation and saving, Paul Webley, Ellen K. Nyhus. Journal of Economic Psychology 27 (2006): 140-164.
11. Pliner P., Freedman J., Abramovitch R. and Darke P. (1996) Children as consumers: In the laboratory and beyond. In P. Lunt and A. Furnham (eds.). Economic socialization: The economic beliefs and behaviours of young people, pp. 35-46. Cheltenham: EdwardElgar.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ Грасс Татьяна Петровна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой экономики и управления
Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева
ул. А. Лебедевой, 89, г. Красноярск, 660049, Российская Федерация tpgrass@mail.ru
Крашенинникова Анастасия Евгеньевна, старший преподаватель кафедры иностранных языков
Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева
ул. А. Лебедевой, 89, г. Красноярск, 660049, Российская Федерация atansy2@mail.ru
Петрищев Владимир Иннокентьевич, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой иностранных языков
Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева
ул. А. Лебедевой, 89, г. Красноярск, 660049, Российская Федерация vpetrichtchev@hotmail.com
DATA ABOuT THE AuTHORS Grass Tatyana Petrovna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Economics and Management
Krasnoyarsk State Pedagogical University
89, A. Lebedeva Str., 89, Krasnoyarsk, 660049, Russian Federation
tpgrass@mail.ru
ORCID: 0000-0002-0082-4857
Krasheninnikova Anastasia evgenievna, Senior Lecturer, Department of Foreign Languages
Krasnoyarsk State Pedagogical University
89, A. Lebedeva Str., 89, Krasnoyarsk, 660049, Russian Federation
atansy2@mail.ru
Petrishchev Vladimir Innokentievich, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of the Department of Foreign Languages
Krasnoyarsk State Pedagogical University
89, A. Lebedeva Str., 89, Krasnoyarsk, 660049, Russian Federation
vpetrichtchev@hotmail.com
ORCID: 0000-0002-5698-3187