Научная статья на тему 'Семья как фактор формирования отношения ребенка к деньгам'

Семья как фактор формирования отношения ребенка к деньгам Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1621
193
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Baikal Research Journal
ВАК
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / КАРМАННЫЕ ДЕНЬГИ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ECONOMIC EDUCATION / POCKET MONEY / SOCIALIZATION / ECONOMIC BEHAVIOR

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Фонталова Наталья Сергеевна

Посвящена вопросу экономической социализации детей. Рассматривается роль семьи в формировании экономических представлений и экономического поведения ребенка. Затрагивается вопрос карманных денег, в частности с какого возраста необходимо выделять ребенку карманные деньги, в каком количестве, необходимо ли контролировать их использование. Раскрывается влияние семьи на личностные качества ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Фонталова Наталья Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FAMILY AS FACTOR OF FORMING CHILD'S ATTITUDE TO MONE

The article deals with the matter of economic socialization of children and studies the role of family in forming children's economic ideas and economic behavior. The author discusses the issue of pocket money, particularly, at what age it is necessary to provide a child with pocket money, how much money should be given, and whether you should control their use. The author also studies influence of family on child's personal qualities.

Текст научной работы на тему «Семья как фактор формирования отношения ребенка к деньгам»

О

(N

УДК 330.16 ББК 65.01

СЕМЬЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЯ РЕБЕНКА К ДЕНЬГАМ

Посвящена вопросу экономической социализации детей. Рассматривается роль семьи в формировании экономических представлений и экономического поведения ребенка. Затрагивается вопрос карманных денег, в частности с какого возраста необходимо выделять ребенку карманные деньги, в каком количестве, необходимо ли контролировать их использование. Раскрывается влияние семьи на личностные качества ребенка.

Ключевые слова: экономическое воспитание, карманные деньги, социализация, экономическое поведение.

N.S. Fontalova

FAMILY AS FACTOR OF FORMING CHILD’S ATTITUDE TO MONEY

ssi

2sê

KS г

НА

Ой"

^ 1

5s Ü

^ Л £

« я I 8sî ЕнО а

£м§|

МО I

аи-|

нее

К

н

н

о

н

PQ

СО

Н

The article deals with the matter of economic socialization of children and studies the role of family in forming children’s economic ideas and economic behavior. The author discusses the issue of pocket money, particularly, at what age it is necessary to provide a child with pocket money, how much money should be given, and whether you should control their use. The author also studies influence of family on child’s personal qualities.

Keywords: economic education, pocket money, socialization, economic behavior.

Семья, как известно, является одним из самых первых и самых главных источников социализации развивающейся личности ребенка. Где, как не в семье закладывается отношение ребенка к себе, окружающему миру, другим людям к деятельности и, конечно же, к деньгам. Деньги в данном случае выступают не только как результат деятельности, но и как средство, с помощью которого ребенок обучается различным формам поведения, приобретает навыки, обучается.

«Семейная культура денег» оказывает сильнейшее влияние на представление ребенка о том, как нужно обращаться с деньгами, как к ним надо относиться. Часто человек бессознательно совершает те или иные поступки, выбирает определенную линию поведения, только потому, что так всегда поступали его родители. Не всегда родители намеренно формируют у ребенка отношение к деньгам, часто ребенок просто присутствует притом, как родители осуществляют покупки, как отзываются о деньгах, как зарабатывают их и легко ли с ними расстаются, имеют ли склонность к накопительству.

Деньги являются многомерным объектом, связанным с культурой, и играют важную роль в человеческой деятельности [6; 11]. На настоящий момент психология денег является малоизученной, но перспективной частью психологической науки. Это связано с экономическими процессами, происходящими в стране и мире, делающими необходимым с раннего детства приобщать детей к основам экономической грамотности

© Н.С. Фонталова, 2011

[4; 12, с. 3; 13]. Многие авторы сходятся на том, что карманные деньги нужно давать ребенку уже с трех летнего возраста.

Существуют полярные точки зрения. Одни ученые считают, что деньги детям не нужны; по мнению других — деньги нужно давать по ^ первому требованию, независимо от планов родителей. Зарубежные ис-

5^ следователи считают, что карманные деньги являются хорошим трена-

жером финансовой самостоятельности для детей, они формирую у ребенка «покупательские навыки», самостоятельность, независимость [6; 7; 9]. В пользу карманных денег отечественные авторы выдвигают следующие аргументы: ребенку нужно чувствовать себя полноценной личностью, ведь у всех вокруг есть деньги: у мамы, папы, старшего брата, одноклассников; имея карманные деньги, ребенок учится самостоятельно и ответственно тратить и рассчитывать свой бюджет; если он наделает ошибок, так под присмотром родителей и с малыми потерями; в результате научится предвидеть последствия своих поступков — не станет рисковать во взрослой жизни [2].

Сторонники детских денег обосновывают свое решение тем, что если ребенок никогда не видел и не держал денег в руках, то в будущем он может вырасти расточительным, совершенно не умеющим распоряжаться своими деньгами и не способным делать сбережения. С другой стороны, отгораживание ребенка от финансовых проблем семьи приводит к тирании ребенком всех членов требованием купить с включением капризов и истерик [1; 9; 12; 13].

И.А. Сосова считает, что постоянное требование покупок или денег является свидетельством недостаточной социализации ребенка. Он пребывает в заблуждении, что тратить деньги надо исключительно на развлечения и его личные удовольствия. Обычно такое поведение свойственно малышам двух-трех лет, но может закрепиться и до более старшего возраста, если родители вовремя не приучат своих детей грамотно §ЦЦ¥ распоряжаться деньгами. Поэтому выдавая карманные деньги, родите-

== ли приучают ребенка к разумным тратам [9].

По мнению А.В. Золотаревой результатом финансового воспитания ой § ребенка является:

1. Умение считать (в прямом арифметическом смысле: складывать, умножать, делить и т.д.). og 1 2. Знание о соотношении стоимости вещей (услуг).

s 3. Умение выбирать (между двумя «хочется», между нужным и необ-

I ходимым, хорошим и плохим и т.д.). Умение выбирать развивает мыш-

s ление и способности анализировать.

йо! 4. Умение отказываться (от менее нужного, от некачественного, от

к®! менее ценного — и соответственно определять приоритеты).

5. Повышение самооценки, чувства собственного достоинства.

6. Познание себя. Иногда дети с удивлением обнаруживают, что они

23 не так добры, как о себе думали; не так беспомощны, как предполага-

ли — все это ведет к рефлексии.

7. Познание других. Чем раньше ребенок осознает, что денежные отношения иногда являются «лакмусовой бумажкой» и для дружбы, и для

1^ любви, тем меньше ошибок и провокаций совершит он в дальнейшем.

8. Радость благотворительности, безвозмездной помощи другим.

со 9. Возможность проявить себя «на равных» в отношениях с родите-

Нлями (заключение договоров, одалживание, возможность «скинуться» на общее дело и т.д.).

н

о

«К1

2нё Д 5 =

КнК

нД

ОЙ"

^ 1

5к I

^ Л £ ё§! ь Е

«¡г I

8Н! й§ о

ул* ЕнО а

£м§|

МО I £И4

нее

И

н

н

о

н

м

со

Н

10. Знакомство с основными финансовыми понятиями — «долговое обязательство», «кредит», «договор», «расписка» и т.д.

11. Умение просчитывать свои действия, видеть последствия того или иного решения [3].

По данным А.Б. Фенько в нашей стране отношение многих родителей к карманным деньгам является двойственным. С одной стороны, многие боятся, что деньги испортят ребенка. С другой стороны, для многих родителей деньги и подарки — это самый простой и удобный способ заменить свои воспитательные обязанности [10]. И в данном случае с помощью денег родители начинают заменять любовь и ласку на деньги.

Вопрос, стоит или не стоит давать ребенку деньги на карманные расходы, во многих семьях решается положительно. Родители понимают, что карманные деньги для подрастающих детей — важный момент воспитания в них бережливости, умения распределять расходы, чувствовать некоторую свободу, самостоятельность и независимость.

Давать карманные деньги детям чаще всего начинают с 6-7 лет. В этом возрасте обычно ребенок уже понимает, что деньги нужно тратить с пользой, их нужно беречь. Сумма выдаваемых денег зависит от возможностей семьи; от совместной договоренности с ребенком; от средних сумм, получаемых его сверстниками от своих родителей. На выдаваемые суммы не должны оказывать влияние школьные оценки, полученные ребенком в школе; отрицательное поведение ребенка; настроение родителей.

Все исследователи проблемы карманных денег указывают на то, что отношение детей к деньгам всегда зависит от отношения к деньгам в семье, оно собственно и формируется под влиянием семейного восприятия.

Исследования свидетельствуют о том, что именно тип финансового поведения родителей (включая такие крайности, как «транжира», «скряга», «шопоголик», «филантроп») определяет отношение к деньгам их детей [8].

Существуют особенности денежных выплат детям в разных типах семей. Оказалось, что дети, которых растит один родитель, получают денег больше, чем их сверстники из обычных, особенно «традиционных», семей, где работает только отец. Если же школьник недоволен слишком маленьким «пособием» от родителей, ему лучше просить прибавки у матери, а не у отца. Оказывается, матери легче идут на финансовые уступки детям [5].

Также исследования свидетельствуют о том, что европейские родители одобряют, когда дети копят деньги, и не приветствуют, когда их отпрыски берут деньги взаймы или сами дают их в долг другим детям. Родители, принадлежащие к среднему классу, лучше относятся к понятию «карманные деньги», чем родители из рабочего класса, и начинают приучать детей к управлению личными финансами в более раннем возрасте. В рабочих семьях чаще считается, что мальчикам надо давать больше карманных денег, чем девочкам [5, с. 152].

Выяснены особенности отношения к детским деньгам у родителей разных возрастных категорий. Исследователи установили, что выдавать деньги за помощь по хозяйству обычно характерно для молодых родителей. Они также часто меняют условия договоренностей с ребенком о количестве карманных денег. Большинство родителей «постарше» считают, что какое-то количество денег надо давать детям просто потому, что они являются членами семьи. В то же время предполагается, что дети должны в той или иной мере помогать родителям по хозяйству.

Помимо общих социально-демографических условий в формировании экономического поведения и установок по отношению к деньгам А.Б. Фенько выделяет следующие факторы, влияющие на формирование экономических представлений:

^ 1. Семейные ценности и установки, транслируемые детям в виде «ро-

5^ дительских напутствий».

2. Общая социально-экономическая ситуация, в которую помещен ребенок.

3. Основная система распределения, принятая в данном обществе (социалистическая или рыночная).

4. Непосредственный опыт участия в экономической деятельности (осуществление купли продажи, собственные заработки, карманные деньги) [10].

Таким образом, семья является важным фактором экономической социализации ребенка. Отношение детей к деньгам всегда зависит от отношения к деньгам родителей. Карманные деньги это один из приемов воспитания, который имеет цель — научить ребенка обращаться с деньгами и сформировать у него правильные экономические представления.

Наличие карманных денег у ребенка влияет на формирование различных качеств личности таки как самостоятельность, независимость, ответственность, чувство собственного достоинства, кроме этого развивается умение планировать свою деятельность и оценивать свои возможности. Отсутствие карманных денег может способствовать развитию таких негативных личностных характеристик, как зависть, жадность, переоценивание власти денег, расточительность, а также недостаточная социализация в целом.

Список использованной литературы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

I. Арефьева Т.А. Дети и деньги / Т.А. Арефьева. — СПб., 2002.

ОК Л 2. Бердникова А. Карманные деньги / А. Бердникова // Школа жизни. —

I 2004.

п^| 3. Золотарева А.В. Экономика для малышей / А.В. Золотарева. — М., 2001.

ой “ 4. Карнышев А.Д. Человек и собственность / А.Д. Карнышев, Т.Д. Бурмен-

^ ^ | ко, Е.И. Иванова. — Иркутск, 2006.

5. Кийосаки Р.Т. Богатый папа, бедный папа / Р.Т. Кийосаки, Ш. Лектер. —

§§ | М., 2002.

5 6. Кийосаки Р.Т. Если хочешь стать богатым и счастливым, не ходи в шко-

§ лу / Р.Т. Кийосаки, Х.З. Беннет. — М., 2005.

I 7. Кэмпбелл Р.Т. Экономикс / Р.Т. Кэмпбелл, Л. Макконнелл, Б. Стэнли. —

| Бишкек, 1996.

ао| 8. Семенов М.Ю. Особенности отношения к деньгам людей с разным уровнем

Каа личностной зрелости: автореф. дис. ... канд. психол. наук / М.Ю. Семенов. —

Ярославль, 2004.

9. Сосова И.А. Экономическое воспитание детей в семье: помощь лектору /

М И.А. Сосова. — М., 1989.

10. Фенько А.Б. Дети и деньги: особенности экономической социализации / А.Б. Фенько // Вопросы психологии. — 2000. — № 2. — С. 94-99.

II. Фернам А. Деньги. Психология денег и финансового поведения / А. Фер-нам, М. Аргайл. — СПб., 2005.

12. Шатова А.Д. Воспитание дошкольника в условиях современных рыночных отношений: Актуальные проблемы воспитания и обучения дошкольников / со А.Д. Шатова. — Шадринск, 1994.

Н13. Шатова А.Д. Экономическое воспитание дошкольников / А.Д. Шатова // Дошкольное воспитание. — 1994. — № 8.

н

О

(N

Bibliography (transliterated)

1. Aref’eva T.A. Deti i den’gi / T.A. Aref’eva. — SPb., 2002.

2. Berdnikova A. Karmannye den’gi / A. Berdnikova // Shkola zhizni. — 2004.

3. Zolotareva A.V. Ekonomika dlya malyshei / A.V. Zolotareva. — M., 2001.

4. Karnyshev A.D. Chelovek i sobstvennost’ / A.D. Karnyshev, T.D. Burmenko, E.I. Ivanova. — Irkutsk, 2006.

5. Kiiosaki R.T. Bogatyi papa, bednyi papa / R.T. Kiiosaki, Sh. Lekter. — M., 2002.

6. Kiiosaki R.T. Esli khochesh’ stat’ bogatym i schastlivym, ne khodi v shkolu / R.T. Kiiosaki, Kh.Z. Bennet. — M., 2005.

7. Kempbell R.T. Ekonomiks / R.T. Kempbell, L. Makkonnell, B. Stenli. — Bishkek, 1996.

8. Semenov M.Yu. Osobennosti otnosheniya k den’gam lyudei s raznym urovnem lichnostnoi zrelosti: avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk / M.Yu. Semenov. — Yaroslavl’, 2004.

9. Sosova I.A. Ekonomicheskoe vospitanie detei v sem’e: pomoshch’ lektoru / I.A. Sosova. — M., 1989.

10. Fen’ko A.B. Deti i den’gi: osobennosti ekonomicheskoi sotsializatsii / A.B. Fen’ko // Voprosy psikhologii. — 2000. — № 2. — S. 94-99.

11. Fernam A. Den’gi. Psikhologiya deneg i finansovogo povedeniya / A. Fernam, M. Argail. — SPb., 2005.

12. Shatova A.D. Vospitanie doshkol’nika v usloviyakh sovremennykh rynochnykh otnoshenii: Aktual’nye problemy vospitaniya i obucheniya doshkol’-nikov / A.D. Shatova. — Shadrinsk, 1994.

13. Shatova A.D. Ekonomicheskoe vospitanie doshkol’nikov / A.D. Shatova // Doshkol’noe vospitanie. — 1994. — № 8.

Информация об авторе

Фонталова Наталья Сергеевна — кандидат психологических наук, доцент, кафедра социальной и экономической психологии, Байкальский государственный университет экономики и права, г. Иркутск, e-mail: [email protected].

SS1

2sl

НА

Ой"

^ 1

s

«Л*

« V | 8s! ЕнО а

£м§|

МО I

нее

К

н

н

о

н

PQ

со

Н

Author

Fontalova Natalia Sergeyevna — PhD in Psychology, Associate Professor, Chair of Social and Economic Psychology, Baikal State University of Economics and Law, Irkutsk, e-mail: [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.