Научная статья на тему 'Экономическое ресурсирование в семейном воспитании как фактор личностных особенностей подростков'

Экономическое ресурсирование в семейном воспитании как фактор личностных особенностей подростков Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
214
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ / ПОДРОСТКИ / СЕМЬЯ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЛИЧНОСТЬ / ОБЩЕНИЕ / РЕСУРС / CHILDREN / TEENAGERS / FAMILY / ECONOMIC EDUCATION / PERSONALITY / COMMUNICATION / RESOURCE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Богомягкова Оксана Николаевна

Раскрываются научные подходы к проблеме экономического воспитания детей в семье, их субъектной позиции, инициативы в осуществлении деятельности. Ресурсный подход в обеспечении воспитательных стратегий семьи иллюстрирует личностные особенности подростков в зависимости от возраста начала выдачи карманных денег. Эмпирические данные, представленные в статье, дают возможность определить реперные точки экономического воспитания в условиях семейной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Богомягкова Оксана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC RESOURCE IN FAMILY EDUCATION AS A FACTOR OF PERSONAL CHARACTERISTICS OF ADOLESCENTS

The article reveals the scientific approaches to the problem of the economic education of children in the family, their subjective position, initiative in the implementation of activities. The resource approach in providing educational strategies of the family illustrates the personal characteristics of teenagers, depending on the age at which the pocket money was issued. The empirical data presented in the article make it possible to determine the benchmarks of economic education in the conditions of the family system.

Текст научной работы на тему «Экономическое ресурсирование в семейном воспитании как фактор личностных особенностей подростков»

РАЗДЕЛ 4. ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ

УДК 159.92

Богомягкова Оксана Николаевна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры теоретической и прикладной

психологии

ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический

университет», Пермь, Россия 614990, Пермь, Сибирская, 24, +7(342) 212-85-90 e-mail: Bogomyagkova.o@pspu.ru

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РЕСУРСИРОВАНИЕ В СЕМЕЙНОМ ВОСПИТАНИИ КАК ФАКТОР ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ

ПОДРОСТКОВ

Oksana N. Bogomyagkova

Сandidate of Рedagogical Science, Assistant Professor of Psychology

Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Perm State Humanitarian and Pedagogical University» 24, Sibirskaja, 614990, Perm, Russia e-mail: Bogomyagkova.o@pspu.ru

ECONOMIC RESOURCE IN FAMILY EDUCATION AS A FACTOR OF PERSONAL CHARACTERISTICS OF ADOLESCENTS

Аннотация. Раскрываются научные подходы к проблеме экономического воспитания детей в семье, их субъектной позиции, инициативы в осуществлении деятельности. Ресурсный подход в обеспечении воспитательных стратегий семьи иллюстрирует личностные особенности подростков в зависимости от возраста начала выдачи карманных денег. Эмпирические данные, представленные в статье, дают возможность определить реперные точки экономического воспитания в условиях семейной системы.

Ключевые слова: дети, подростки, семья, экономическое воспитание, личность, общение, ресурс.

Abstract. The article reveals the scientific approaches to the problem of the economic education of children in the family, their subjective position, initiative in the implementation of activities. The resource approach in providing educational strategies of the family illustrates the personal characteristics of teenagers, depending

© Богомягкова О.Н., 2018

on the age at which the pocket money was issued. The empirical data presented in the article make it possible to determine the benchmarks of economic education in the conditions of the family system.

Key words: children, teenagers, family, economic education, personality, communication, resource.

В настоящее время очень важным является экономическое воспитание детей и подростков. Ключевая роль в экономическом воспитании детей и подростков принадлежит семье. В первую очередь от семьи зависит формирование характера, уровень самооценки ребенка, его ценностные ориентации и поведенческие стереотипы во всех сферах жизни, в том числе в экономической и финансовой сфере [2].

Ресурсный подход в последние годы приобрел широкое распространение во многих отраслях науки. Впервые ресурсный подход был описан в 1991 г. в работе «Ресурсы компании и устойчивое конкурентное преимущество» Дж. Барни (J.B. Barney), который рассматривал компанию в качестве набора материальных и нематериальных ресурсов в контексте стратегического планирования. Сущность ресурсного подхода - в выделении наиболее важных ключевых ресурсов, которые станут источником устойчивого конкурентного преимущества компании. Идеи ресурсного подхода были применены в ряде наук: философии (В.Т. Воронин), психологии (М.А. Холодная), психотерапии (Н.П. Коваленко), управлении (В.М. Лизинский), в образовательном процессе (Т.А. Цецорина).

Термин «ресурс» в толковом словаре русского языка С.И. Ожегова определяется как запасы, источники чего-нибудь, средства, к которым обращаются в необходимом случае. Признаками ресурса являются: сформированность, качество, ограниченность, доступность (Л.И. Клочкова).

В зависимости от сферы приложения ресурсы подразделяются на личностные, социальные, демографические, экономические; информационные, культурные, утилитарные; природные, энергетические; трудовые, технические, производственные; жизненные, интеллектуальные (Л.И. Клочкова).

По мнению А. Нестеровой, семейные ресурсы - это ценные социальные, экономические, психологические, эмоциональные и физические качества, которые члены семьи могут использовать в преодолении трудной жизненной ситуации [6].

По мнению З.Х. Саралиевой, ресурсность семьи - это один из компонентов ее жизнеспособности, который можно определить как комплексное интегративное понятие, совокупность потенциалов для формирования и удовлетворения основных потребностей семьи, где потенциалами выступают всевозможные инструменты (ресурсы), которые и выполняют основную функцию данного феномена [6, 7].

Все существующие ресурсы, которыми обладает семья, можно разделить на внешние и внутренние. К внешним относят социальные, финансовые, материальные, информационные и другие ресурсы. Под социальными

ресурсами понимают реальные возможности, с помощью которых семья способна изменить свой социальный статус. Финансовые ресурсы - денежные средства, доход семьи. Материальные ресурсы - имущество, материальные ценности, все то, что находится в собственности семьи. Внутренние ресурсы включают в себя трудовые и психологические ресурсы. Трудовые ресурсы раскрываются в возможности всех членов семьи трудиться, вести домашнее хозяйство (А.Б. Федулова).

Психологические ресурсы семьи включают в себя знания, способности, умения, компетенции каждого члена семьи в отдельности и всей семьи в совокупности (когнитивная составляющая); стиль взаимоотношений между членами семьи, семейные роли и правила (бихевиоральная составляющая); чувства членов семьи друг к другу, эмоциональные связи между членами семьи, степень сплоченности семьи, семейные ценности, семейную идентичность (эмоциональная составляющая).

Внешние и внутренние ресурсы семьи взаимосвязаны. Внешние ресурсы влияют на проявление и развитие внутренних ресурсов. Внешние ресурсы могут преобразовываться во внутренние, а внутренние - во внешние. Ресурсы семьи имеют динамическую организацию, они могут меняться в зависимости от условий жизнедеятельности и от возраста семьи. Ресурсы семьи могут существовать, развиваться и погибать. Ресурсы могут генерироваться, накапливаться и растрачиваться [4]. Источником образования новых ресурсов могут быть имеющиеся (базовые) ресурсы, резервы, а также внешние ресурсы (М.В. Хватова). Процесс получения ресурсов, которые будут сопровождать и поддерживать желаемые изменения, называется ресурсированием (С.В. Ковалев).

Проанализировав и обобщив множество определений экономического воспитания, можно констатировать, что экономическое воспитание имеет трехкомпонентный состав [1, 5].

1. Первая составляющая экономического воспитания - когнитивная: передача экономических знаний, формирование экономических умений и навыков, развитие экономического мышления.

2. Вторая компонента экономического воспитания - поведенческая (бихевиоральная): формирование стиля экономического (финансового) поведения, осознанных поведенческих паттернов, индивидуального стиля трудовой деятельности.

3. Третья составляющая экономического воспитания - личностная: формирование мотиваций к экономической деятельности, ценностей и установок, личностных параметров в экономической и финансовой сфере, экономически значимых качеств личности.

С точки зрения ресурсного подхода в семейном экономическом воспитании задействован целый комплекс ресурсов семьи. Это в первую очередь финансовые и материальные ресурсы семьи.

По мнению большинства исследователей, главным ресурсом семейного экономического воспитания являются карманные деньги. Для того чтобы ребенок научился обращаться с деньгами, эти деньги должны у него быть [5].

Карманные деньги - своего рода тренажер финансовой грамотности детей: они учат обдумывать траты, планировать расходы и делать сбережения. С деньгами в кармане ребенок чувствует себя полноценной личностью (ведь у родителей и других взрослых есть деньги), его самооценка повышается. Карманные деньги формируют у ребенка самостоятельность, независимость, ответственность, развивают разумное соотношение между бережливостью и щедростью, регулируют склонность к риску. Карманные деньги - важнейший инструмент финансового экономического воспитания [1, 3, 5].

В настоящее время влияние семейного экономического воспитания на формирование личностных характеристик детей и подростков в нашей стране недостаточно изучено. Причины этого кроются в первую очередь в исторически сложившейся ситуации. В эпоху социалистического хозяйства в России семейное экономическое воспитание отсутствовало, в эпоху перехода к рыночной экономике оно только начало зарождаться и в настоящее время до сих пор полностью не сформировано и не регламентировано. Одним из ключевых методов семейного экономического воспитания является экономическое ресурсирование детей. Исследование влияния возраста начала ресурсирования в семье на личностные характеристики подростков является актуальным в связи с тем, что оно помогает формировать финансовую грамотность подрастающего поколения.

Цель исследования - изучение личностных особенностей подростков в связи со стратегией экономического ресурсирования в семье (возрастом начала выдачи карманных денег).

Объектом исследования являются личностные параметры подростков.

Предмет исследования - специфика личностных проявлений подростков в зависимости от возраста начала ресурсирования в семье.

Методология и методы исследования. Методологическую основу исследования составляют основные принципы отечественной психологии: личностный и деятельностный подходы в контексте социокультурных факторов личностного развития; принцип детерминизма; принцип единства теории, эксперимента и практики. В основу общей методологии данного исследования положены мировоззренческие позиции Л.С. Выготского о культурно-исторической обусловленности личности ребенка; концепция саморегуляции личности Б.С. Братуся; социально-психологическая концепция общения А.А. Бодалева. Специальная методология представлена концепциями субъективного благополучия Э. Динера, концепцией тревожности Ч.Д. Спилбергера, типологией акцентуаций характера Г. Леонгарда, концепцией жизнестойкости С. Мадди и др.

В исследовании применяются следующие методы: метод теоретического анализа данных; эмпирические методы (опрос, наблюдение, тестирование); методы обработки данных (методы количественного и качественного анализа).

Эмпирические основания работы связаны с исследованиями, проведенными в 7-х классах школ г. Перми.

Научная значимость полученных результатов. Исследование позволит обнаружить характерные для подростков особенности личности, детерминированные возрастом выдачи им карманных денег.

Практическая значимость полученных результатов. Прикладной характер данного исследования заключается в том, что в его результате могут быть выработаны рекомендации для родителей по оптимизации экономического воспитания детей в семье, что в дальнейшем приведет к более рациональному функционированию экономики российских домохозяйств и к экономическому процветанию всего российского общества в целом. Вместе с тем результаты исследования позволят определить стратегии социально-психологического сопровождения подростков в образовательной организации, модель конструктивного взаимодействия с семьей. Практический ориентир исследования заключается в разработке рекомендаций для родителей по оптимизации экономического воспитания детей в семье, что в дальнейшем приведет к более рациональному функционированию экономики российского предпринимательства через воспитание подрастающего поколения с амбициозными намерениями.

Гипотеза исследования. Существуют различия в проявлении личностных особенностей подростков, имеющих разный стартовый возраст выдачи им карманных денег. Можно предположить, что опыт владения и распоряжения карманными деньгами, датированный младшим школьным возрастом, обеспечивает подросткам проявление социально адаптированных личностных свойств в 13-14лет.

В эмпирическом исследовании приняло участие 80 человек. Это учащиеся 7-х классов школ г. Перми в возрасте 13-14 лет: 39 девочек и 41 мальчик. Все подростки воспитываются в полных семьях.

Стратегия эмпирического исследования состояла в том, чтобы изучить влияние возраста начала экономического ресурсирования детей (возраста начала выдачи карманных денег) на параметры их личностного развития и межличностные отношения.

В ходе исследования было выделено 3 группы подростков: те, кто получал карманные деньги с 7-8 лет (1-2-й класс начальной школы), с 9-10 лет (3-4-й класс начальной школы) и с 11-12 лет (5-6-й класс, среднее звено школы). Возраст начала экономического ресурсирования ребенка в семье определялся на основе анкетных данных, предложенных подросткам на стартовом этапе эмпирического исследования.

Выбор методик эмпирического исследования осуществлялся на основе требований валидности, надежности, стандартизации, адаптации. Диагностический инструментарий: шкала детской «Я»-концепции Е. Пирса и Д. Харриса, многофакторный личностный опросник Р.Б. Кеттелла (подростковый вариант), методика диагностики уровня школьной тревожности Б. Филипса, методика исследования самоотношения С.Р. Пантелеева и В.В. Столина, пятифакторный личностный опросник (тест «Большая пятерка»), методика «Поведение родителей и отношение подростков к ним (ADOR)».

Анализ результатов исследования осуществлялся с использованием статистического критерия Колмогорова - Смирнова с целью определения нормальности распределения полученных в ходе исследования данных. Было

выявлено, что распределение по большинству шкал отличается от нормального, в связи с чем для сравнительного анализа был выбран непараметрический критерий и Манна - Уитни, который позволяет выявлять различия в значении параметра между малыми выборками.

Сравнительный анализ полученных данных выявил следующие значимые различия среди подростков возраста начала экономического ресурсирования 9-10 и 11-12 лет. Во-первых, следует отметить, что подросткам, получавшим деньги с 9-10 лет, присуща большая автономность (р < 0,01) в отношениях с матерью, чем подросткам, начинающим распоряжаться деньгами с 11-12 лет. Под автономностью в данном случае понимается отсутствие вовлеченности матери в дела ребенка, наличие у него самостоятельности в данной сфере.

Во-вторых, у детей возраста начала экономического ресурсирования 9-10 лет наблюдается высокая директивность в отношениях мамой (р < 0,01) и папой (р < 0,05). То есть у группы подростков возраста начала экономического ресурсирования 9-10 лет с отцом складываются отношения, построенные на доминантном поведении отца, его стремлении завоевать авторитет. В то время как с матерью взаимоотношения носят характер навязывания чувства вины за несоответствие идеалу в глазах окружающих. Таким образом, у подростков, получающих деньги от родителей с 9-10 лет, в связи с директивностью отношений складываются отношения, исключающие чрезмерную опеку.

В-третьих, отношения с родителями подростков группы начала экономического ресурсирования 9-10 лет, в отличие от группы 11-12 лет, характеризуются отсутствием грубой силы, стремлением подчинить ребенка родительскому авторитету, общей компетентностью, доверием (р < 0,01). Иными словами, отношения носят характер понимания, обладают дружеским фоном. Более того, показатели шкалы враждебности говорят о большем уровне агрессии и строгости родителей в отношении детей, имеющих в распоряжении деньги с 11-12 лет (р < 0,01).

Анализируя результаты проведенного исследования, следует сделать вывод, что среди подростков, начавших получать деньги в личное распоряжение с 9-10 и 11-12 лет существует ряд различий в характеристиках «Я»-концепции. К ним относятся различные оценки ситуации в школе: группе начала экономического ресурсирования 11-12 лет свойственна тенденция к пессимистичной оценке, в отличие от группы начала экономического ресурсирования 9-10 лет (р < 0,05). Также значительны расхождения в оценке уровня счастья и удовлетворения: подростки возрастной категории начала экономического ресурсирования 11-12 лет в большей степени склонны к общей неудовлетворенности жизнью (р < 0,05). В целом данные исследуемых групп позволяют оценить уровень самоотношения обеих групп как средний.

Можно предположить, что в силу более сложных взаимоотношений с родителями подростки с возрастом начала экономического ресурсирования 11-12 лет обладают менее сформированной «Я»-концепцией, в результате чего они менее удовлетворены жизнью, чем подростки с возрастом начала экономического ресурсирования 9-10 лет.

В результате анализа данных мы приходим к выводу, что подросткам возраста начала экономического ресурсирования 9-10 лет в большей степени присущи доминантность (р < 0,05), легкомыслие (р < 0,05) и стремление обмануть опросник (р < 0,01). Эту группу характеризует стремление к самоутверждению, проявлению лидерских качеств в ситуации борьбы за свои права и мысли. Им свойственна демократичность. Дети группы 9-10 лет ярче проявляют такие качества, как импульсивность, энтузиазм, разговорчивость, обладают организаторскими способностями. Дети младшей, среди исследуемых возрастных групп, склонны пытаться в большей степени произвести впечатление своими ответами.

Это можно объяснить двояко. С одной стороны, возможно на развитие активности и инициативности подростков с возрастом начала экономического ресурсирования 11-12 лет повлияло то, что родители раньше начали им доверять финансы. С другой стороны, возможен и обратный вариант: дети с возрастом начала экономического ресурсирования 11-12 лет были более активными и доминантными, проявляли организаторские способности, в результате чего родители раньше начали доверять им управление собственными финансами.

Уровень тревожности среди подростков в возрасте начала экономического ресурсирования 9-10 и 11-12 лет значительно отличается (р < 0,01). Так дети, имеющие собственные деньги с младшего школьного возраста (9-10 лет), испытывают значительно меньшее эмоциональное напряжение в сравнении с возрастной категорией 11-12 лет.

Детям группы начала экономического ресурсирования 11-12 лет построение взаимоотношений со сверстниками дается значительно сложнее, чем детям группы начала экономического ресурсирования 9-10 лет. Они острее переживают ситуацию проверки знаний (р < 0,01), боятся несоответствия ожиданиям социума (р < 0,01). Более того, даже физически подростки 11-12 лет хуже справляются со стрессом (р < 0,01). Повышенная тревожность этой группы подростков распространяется и на взаимодействие с учителями (р < 0,01).

Данные факты соотносятся с выводами, сделанными выше. Возможно, особенности взаимоотношений с родителями оказали влияние на возникновение тревожности и неуверенности в себе у подростков с возрастом начала экономического ресурсирования 11-12 лет. Также можно предположить, что именно тревожность и неуверенность младших школьников привели к тому, что родители позже начали их экономическое ресурсирование.

Таким образом, подростки возрастной категории начала экономического ресурсирования 11-12 лет, в сравнении с группой начала экономического ресурсирования 9-10 лет, в большей степени склонны деструктивно реагировать на стрессовые ситуации, тревожиться по поводу негативных оценок окружающих и испытывать трудности в случае необходимости публичного самовыражения, самопрезентации.

Значимые различия по показателям школьной тревожности, самоотношения и самооценки были обнаружены у подростков, получавших деньги с 7-8 и с 11-12 лет. В целом у детей возраста начала экономического

ресурсирования 11-12 лет более ярко прослеживается тенденция к высокому уровню тревожности. В то время как в возрастной категории начала экономического ресурсирования 7-8 лет не наблюдается данной особенности. Результатом анализа данных, представленных выше, является вывод о том, что исследуемые группы отличаются друг от друга по ряду факторов. Среди них: показатели шкалы самопринятия (р < 0,01), дружественности по отношению к собственному «Я» (р < 0,01), ожидаемому отношению к себе других (р < 0,01), самоуверенности (р < 0,01) и самоинтереса (р < 0,01), самопонимания (р < 0,01), самоуважения (р < 0,05) и самопоследовательности (р < 0,05). Группа, начавшая получать экономическое ресурсирование с возраста 7-8 лет, показывает результаты значительно выше группы детей, начавших получать экономическое ресурсирование в более старшем возрасте (11-12 лет).

Дети, которые начали распоряжаться деньгами в младшем школьном возрасте (7-8 или 9-10 лет), имеют статистически значимые отличия от подростковой выборки старта экономического ресурсирования 11-12 лет в личностных характеристиках, структуре взаимодействия с окружающими взрослыми и сверстниками. Подростки, получающие деньги в личное пользование с 11-12 лет, характеризуются большей зависимостью от оценки общества, неуверенностью в себе, замкнутостью, несамостоятельностью. Зачастую такие дети хуже прогнозируют результаты своей деятельности, реакцию на нее окружающих.

Следовательно, подростки, которые раньше начинают иметь собственные денежные средства, учатся распоряжаться ими, приобретают навыки, становящиеся факторами личностного развития и социализации в будущем.

Получение карманных денег тесно связано с детско-родительскими отношениями, поскольку для того чтобы начать давать ребенку деньги, родители должны ему доверять, не стремиться чрезмерно его контролировать и верить, что он способен разумно распорядиться ими по своему усмотрению. В противном случае родители не будут доверять ребенку и не дадут ему полноценно распоряжаться финансами. Как следствие, при негативных детско-родительских отношениях у подростка будет формироваться повышенная тревожность, негативное самоотношение, сниженная автономность и уверенность в себе. Он будет искать подтверждение своих поступков у других и ждать их положительного отношения, сомневаться в сделанном выборе и бояться брать на себя ответственность.

Важно обратить внимание на оборотный вариант взаимосвязи: ребенок может быть изначально наделен личностными особенностями, которые и являются причиной напряженных отношений с родителями: замкнутый характер, тревожность, безынициативность приводят к тому, что родители начинают более холодно относиться к ребенку, что усиливает выраженность данных черт. В результате чего у родителей формируется недоверие к ребенку, и они позже начинают выделять ему карманные деньги.

На основании проведенного исследования можно говорить о том, что деятельность психолога в работе с подростками должна быть также направлена на сопровождение их родителей и педагогов, с целью опосредованного сопровождения личностного развития подростка.

Гипотеза исследования подтвердилась: существуют различия в проявлении личностных свойств подростков, имеющих разный стартовый возраст выдачи им карманных денег. Опыт владения и распоряжения карманными деньгами, датированный младшим школьным возрастом, обеспечивает подросткам проявление социально адаптированных личностных свойств в 13-14 лет.

Вопросы экономического воспитания и ресурсирования ребенка в семье все чаще становятся предметом психолого-педагогических консультаций и запросом компетентных родителей. Психологическое сопровождение ребенка и его семьи в условиях образовательной организации может быть ориентировано на систему рекомендаций в рамках психологического консультирования и психопросвещения, а также стать содержанием мероприятий профилактической и развивающей направленности в деятельности психолога.

Список литературы

1. Журавлев А.Л., Дробышева Т.В. Влияние раннего экономического образования на ценностные ориентации младших школьников // Знание. Понимание. Умение. - 2012. - № 1. - С. 181-190.

2. Инченко Н.А. Подросток как субъект самоопределения: ресурсы и риски // Психологическая наука и образование. - 2014. - № 1.

3. Кийосаки Р. Богатый ребенок, умный ребенок. - М.: Попурри. -2017. - 368 с.

4. Коваленко Н.П. Ресурсный подход в психотерапии. - СПб.: Изд-во ИППиРП, 2010. - 46 с.

5. Красавина Е.В., Бродникова Е.А. Дети и деньги. Растим миллионера. -СПб.: Питер, 2013. - 256 с.

6. Нестерова А.А. Семейные ресурсы как условие жизнеспособности семьи в кризисных ситуациях // Развитие личности. - 2016. - № 1. - С. 156-173.

7. Фонталова Н.С. Семья как фактор формирования отношения ребенка к деньгам // Известия Иркутской государственной экономической академии. -2017. - № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.