УДК 373.24
ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В СОВРЕМЕННОМ СОЦИУМЕ
Чурекова Татьяна Михайловна, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии, Кемеровский государственный институт культуры, заслуженный работник высшей школы РФ (г. Кемерово, РФ). E-mail: [email protected]
Пуранен Вероника Николаевна, аспирант, межвузовская кафедра общей и вузовской педагогики, Кемеровский государственный университета (г. Кемерово, РФ). E-mail: [email protected]
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме социализации подрастающего поколения. Авторы, раскрывая феномен процесса социализации с точки зрения философской, социологической, психологической и педагогической наук, акцентируют внимание на рассмотрении компонентной основы данного процесса. Представлены различные точки зрения ученых на компонентную составляющую процесса социализации. В качестве основных компонентов определены: гностический, коммуникативный, эмоциональный, ценностный, деятельностный, региональный. Содержательное их наполнение рассматривается с учетом возрастных особенностей современных детей. Подчеркивая мысль о том, что семья - наиболее значимый институт социализации ребенка, авторы раскрывают потенциальные возможности семьи в исследуемом процессе, а также указывают на трудности, с которыми сталкиваются современные семьи. Признавая немаловажную роль общества в процессе подготовки ребенка к жизни в социуме, исследователи раскрывают свойственные ему позитивные и негативные тенденции, которые способны ускорить или замедлить процесс социализации. Определена роль дошкольной образовательной организации в эффективности реализации процесса социализации, а также обосновывается необходимость осуществления взаимодействия между педагогическими работниками и родителями.
Ключевые слова: социализация, компонентная основа, возрастные особенности ребенка дошкольного возраста, семейное воспитание, дошкольная образовательная организация, общество.
PRE-SCHOOL CHILDREN'S SOCIALIZATION FEATURES IN MODERN SOCIETY
Churekova Tatyana Mikhaylovna, Dr of Pedagogical Sciences, Professor of Department of Pedagogy and Psychology, Kemerovo State University of Culture, Honorary Worker of Russian Higher Education (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: [email protected]
Puranen Veronika Nikolaevna, Postgraduate, Interuniversity Department of High School and General Pedagogy, Kemerovo State University (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: [email protected]
In a modern dynamically developing and transforming society, a number of requirements are imposed on the personal qualities of a person. Among them the following should be noted: ability of a person to easily adapt to frequently changing conditions of existence and activity, ability to effectively interact with other people, readiness to solve a large amount of tasks in a limited time interval, high professionalism, presence of non-standard thinking and creativity, ability and readiness for an endless process of education
The article is devoted to a relevant current problem of rising the generation socialization. The authors draw attention to component foundation socialization process approval, opening some points of view describing the philosophical, sociological, psychological and pedagogical approaches to a phenomenon of socialization.
The article describes some scientists' points of view to components of the socialization process. Gnostic, communicative, emotional, value, activity and regional components are defined as fundamental. Components' informative filling is dealt with modern pre-school age characteristics consideration. It should be outlined that the family is the most important socialization institute for children; the authors show family potential
opportunities in studying process and point out the difficulties of present-day families. Recognizing the society significant role in children preparation process for social life, the researchers speak in detail about these process positive and negative tendencies, accelerating or slowing the socialization process. Role of Nursery Children Educational Organization in efficiency achievement of socialization process is determined; the necessity of interaction between parents and teachers is founded.
Keywords: socialization, component foundation, pre-school children's characteristics, family education, pre-school children's educational organization, society.
В современном динамично развивающемся и трансформирующемся социуме к личностным качествам человека предъявляется целый ряд требований. Среди них необходимо отметить: способность человека легко адаптироваться к часто изменяющимся условиям существования и деятельности, умение эффективно взаимодействовать с другими людьми, готовность к решению большого объема задач в ограниченный временной интервал, высокий профессионализм, наличие нестандартного мышления и креативности, способность и готовность к бесконечному процессу образования (в том числе и самообразования). С позиции обозначенных требований наиболее актуален вопрос социализации человека. В настоящее время человек испытывает трудности при взаимодействии с другими людьми. Люди не умеют слушать и слышать другого человека, им сложно достичь согласия по какому-либо вопросу, непосредственное «живое» общение подменяется виртуальным, размываются ценностные ориентиры, человеку достаточно сложно реализоваться в личностном плане, растет число одиноких людей, а также увеличивается число суицидов (особенно среди подрастающего поколения), что негативным образом сказывается на состоянии современного общества. Именно поэтому в современном мире среди ученых особое внимание уделяется процессу социализации. А умение общаться, взаимодействовать с другими людьми, уважительно относиться к окружающему миру, к людям, к самому себе, осваивать нормы и правила поведения в обществе - все это формируется и развивается в период дошкольного детства, наиболее благоприятный период для позитивной социализации.
Рассматривая понятие «социализация», следует сказать, что впервые этот термин в 1887 году применил американский социолог Г. Гиддингс [21, с. 5]. В своем труде «Теория социализации» ученый рассматривал социализацию как под-
готовку человека к жизни в обществе. Изучение вопросов, связанных с жизнедеятельностью человека, становится предметом рассмотрения отдельных наук.
Лишь значительно позднее, к середине XX века феномен «социализация» становится междисциплинарной областью исследования. На современном этапе развития научной мысли данный феномен пристально изучается философами, социологами, психологами, педагогами. Рассматривая феномен социализации нельзя не опираться на достижения этих наук, так как аккумулирование полученных знаний позволит получить объективную информацию и наметить пути, способствующие наиболее глубокому и детальному анализу данного процесса.
Отметим подходы к исследованию понятия «социализация» с точки зрения разных наук, занимающихся изучением личности человека.
Так, с позиции философского знания процесс социализации анализируется в соотношении «индивид-общество». Особое внимание уделяется рассмотрению зависимости сущности человека от социальных факторов. При изучении процесса социализации, с точки зрения философии, в нашем исследовании определяющей является позиция Б. Д. Парыгина. По мнению ученого процесс социализации человека заключается во вхождении индивида в общество, предусматривающего социальное общение, социальное познание, а также комплекс социальных ролей и функций. Ученый делает акцент на том, что человек, подвергаясь влиянию окружающей среды, социальных институтов, собственной деятельности, в собственном развитии и в развитии самосознания относительно независим [16, с. 153].
В определении сущности процесса социализации, с точки зрения социологической науки, особое внимание уделяется активной или пассивной позиции личности в данном процессе. Именно активная позиция личности в процессе социа-
лизации обусловливает восприятие, оценивание и осмысление окружающего социума, предполагая идентификацию личности с конкретной социальной группой, со своим народом. Особого внимания заслуживают исследования А. И. Ковалевой, которая подчеркивает, что процесс социализации заключается не только в освоении человеком социальных норм и общечеловеческих ценностей, образцов поведения, но подразумевает активную деятельность самой личности по преобразованию окружающего социума [12, с. 139-143].
Значимая роль в изучении процесса социализации принадлежит психологии, где ведущее место занимает анализ развития личностных качеств человека, в процессе его взаимодействия с окружающим социумом. Основополагающим для нашего исследования является позиция Г. М. Андреевой, которая рассматривает процесс социализации в двух аспектах, в которых человек не только усваивает социальный опыт и систему социальных отношений, но и преобразовывает окружающий мир благодаря своей творческой деятельности [2, с. 214].
В представлениях ученых-педагогов процесс социализации человека рассматривается с позиции того, какие воздействия оказывает окружающий мир на человеческую личность и какова реакция самой личности на эти воздействия.
Определяя феномен «социализация» с позиции педагогической науки, в рамках нашего исследования, наибольший интерес представляют научные взгляды А. В. Мудрика. В представлениях ученого данный феномен заключается в совершенствовании и самоизменении человека в рамках процесса овладения и воспроизводства им культурного наследия человечества, что осуществляется через взаимодействие человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни. Также ученым отмечается факт непрерывности данного процесса [15, с. 72].
Рассмотрев феномен «социализация» с позиции разных наук, занимающихся изучением личности человека и процесса его взаимодействия с социумом, необходимо раскрыть компонентную основу процесса социализации.
Изучив и проанализировав различные взгляды ученых (Г. Г. Винограденко, Н. Ф. Головано-
вой, Г. Я. Гревцевой, Т. Э. Мангер, Л. В. Мардаха-ева, А. И. Хузиахметова и др.), констатируем, что представления исследователей о компонентной основе процесса социализации неоднозначны. Это связано с тем, что при определении компонентов процесса социализации учеными используются разные основания. Так, в качестве основания для определения компонентов изучаемого процесса, исследователи выбирают: знание человеком стандартов поведения, социальный опыт, умение общаться, мотивацию и др.
Г. Г. Винограденко и И. Ф. Фролова в качестве основания для определения компонентной основы процесса социализации выделяют коммуникацию и социальный опыт человека [6, с. 26]. Похожая точка зрения у Т. Э. Мангер, но ученый не только отмечает социальный опыт личности, но и обогащение знаний человека [13, с. 65].
В представлении Г. Я. Гревцевой, мотивацию и деятельность самой личности можно рассматривать как основание для определения компонентной основы процесса социализации человека [7, с. 27-29]. Л. В. Мардахаев под основанием рассматривает расширение мировоззрения человека, овладение культурой, реализацию в деятельности правил и шаблонов поведения [14, с. 53].
А. И. Хузиахметов, говоря о компонентной основе процесса социализации, делает акцент на знании и владении человеком правилами и нормами поведения, на овладении общечеловеческими ценностями [19, с. 126]. Для определения компонентной основы процесса социализации Н. Ф. Голованова опирается, во-первых - на культуру и психологию общества, во-вторых - на личностный социальный опыт.
Следуя данному основанию, ученый обозначил следующие компоненты:
- коммуникативный;
- познавательный;
- поведенческий;
- ценностный [8, с. 43].
В рамках нашего исследования мы в большей степени опираемся на компоненты, предложенные Н. Ф. Головановой, так как считаем, что во взглядах ученого отражены все сферы жизнедеятельности человека. Но, как нам кажется, необходимо данную компонентную основу расширить и наполнить новым содержанием.
В качестве компонентов процесса социализации мы представим:
- гностический (усвоение знаний об окружающем мире, а также знание стандартов поведения);
- коммуникативный (овладение разнообразными способами и формами коммуникации);
- эмоциональный (владение культурой проявления чувств и эмоций);
- ценностный (усвоение индивидом ценностей духовной и материальной культуры);
- деятельностный (подразумевает деятельность личности, согласно принятой в обществе системе ценностей);
- региональный (ориентирован на особенности региона проживания: историю и традиции народов, проживающих в регионе; культурные особенности и особенности быта; взаимоотношения между людьми).
Содержательное наполнение компонентов процесса социализации определялось нами с учётом возрастных особенностей детей дошкольного возраста. Следует подчеркнуть, что дошкольный возраст - это период наиболее значимый и оптимальный для социализации ребенка. В этот период ребенок активно овладевает речью, учится общаться со сверстниками и взрослыми, приобретает знания о стандартах поведения в обществе, учится им соответствовать.
Так как ведущим видом деятельности ребенка в дошкольном возрасте является игровая деятельность и коммуникация, то процесс социализации ребенка необходимо осуществлять через игру и общение.
Благодаря игровой деятельности у ребенка происходит освоение следующих новообразований, присущих именно рассматриваемому возрасту: внимание, память, мышление, воображение, речь, эмоции, воля.
Развитое внимание позволит ребенку дошкольного возраста получать большее количество информации об изучаемом предмете (гностический компонент); способность к длительному удержанию внимания на объекте или при взаимодействии с людьми позволит ребенку учитывать эмоциональное состояние собеседника (эмоциональный компонент); владение достаточно большим количеством знаний позволит ребенку применить полученные знания на практике
(деятельностный компонент). Следует отметить, что дальнейший процесс эффективного обучения ребенка в школе напрямую зависит от развития его внимания.
Эффективность процесса социализации будет зависеть от его способности запоминать информацию и воспроизводить ее в нужный период времени. Сохранение в памяти стандартов поведения (ценностный компонент) и реализация их в повседневной жизни будет способствовать гармоничному существованию в обществе.
Благодаря совершенствованию мыслительных процессов и появлению в дошкольном возрасте такого новообразования как наглядно-образное мышление ребенок в состоянии устанавливать причинно-следственные связи между явлениями и событиями (ценностный компонент). Увеличение объема знаний об окружающем мире, способность анализировать, классифицировать (гностический компонент) будут способствовать эффективной социализации.
В период дошкольного детства интенсивно развивается воображение, благодаря которому ребенок может получать новые знания путем аналогии и синтеза (гностический компонент); прогнозировать ситуацию общения (коммуникативный компонент); предвосхищать результаты собственной деятельности (деятельностный компонент).
Среди возрастных особенностей ребенка дошкольного возраста, оказывающих влияние на его социализацию, необходимо отметить речевое развитие, благодаря которому ребенок получает новые знания (гностический компонент), учится общаться (коммуникативный компонент), согласовывает собственную деятельность с другими людьми (деятельностный компонент).
Рассматривая особенности эмоционального развития ребенка, являющегося залогом эффективной социализации, необходимо отметить, что, осваивая различные формы проявления эмоций (мимику, пантомимику), ребенок начинает глубже понимать настроение, чувства, душевное состояние другого человека (ценностный компонент).
Эффективности процесса социализации будет способствовать и другая возрастная особенность дошкольника - развитие волевой сферы. Благодаря этой возрастной особенности ребенок становится способным к 5-7 годам преодолевать трудности, доводить начатое дело до логического
завершения (деятельностный компонент), подчинять свою волю правилам поведения в обществе (ценностный компонент), что в дальнейшем будет способствовать более продуктивному взаимодействию с окружающим миром.
Перечисленные выше возрастные особенности ребенка дошкольного возраста совершенствуются в игровой деятельности и в общении. Но, нельзя не отметить тот факт, что игровая деятельность ребенка и общение в современном мире претерпевают значительные изменения. Так, исследуя игровую деятельность ребенка, О. В. Ев-докишина говорит об однообразии и ограниченности сюжета игры. Одну из причин этого ученый видит в неумении современного ребенка сотрудничать с другими детьми и взрослыми, проявлять сочувствие и взаимовыручку. Другая причина заключается в преобладании виртуального (компьютер, Интернет) общения над непосредственным общением, что не позволяет ребенку почувствовать эмоциональное состояние собеседника, не способствует выбору оптимальной модели поведения в сложной ситуации, не развивает его речь [9, с. 206].
Показательны результаты исследования Д. И. Фельдштейна, который отмечал неспособность детей дошкольного возраста разрешать конфликтные ситуации [18, с. 49].
По мнению А. Д. Андреевой, для современного ребенка дошкольного возраста характерно снижение уровня психологической зрелости: недостаточность развития воображения, низкий уровень речевого развития [1, с. 3-18]. Для эффективности процесса социализации ребенка необходимо не только знание его возрастных особенностей, но и понимание того, как та или иная возрастная особенность повлияет (позитивно или негативно) на данный процесс.
Таким образом, раскрыв феномен «социализация», определив компонентную основу данного процесса, выделив возрастные особенности ребенка дошкольного возраста, способствующие успешности процесса социализации, необходимо рассмотреть роль дошкольной образовательной организации (далее - ДОО) и современного социума в исследуемом процессе.
Безусловно, что первостепенная роль в процессе социализации ребенка принадлежит семье и ДОО. Семья является первым социальным ин-
ститутом, задача которого состоит в формировании у подрастающего поколения представления об окружающем мире, об отношениях к окружающим людям, к самому себе, обучает общению и взаимодействию между людьми, не только знакомит с материальными и духовными ценностями общества, но и побуждает ребенка следовать принятым в обществе правилам и стандартам поведения. Соглашаясь с представлениями многих ученых о роли семьи в процессе социализации ребенка (С. А. Амбалова [3, с. 13-15], А. К. Быков [5, с. 59-65], В. П. Борисенков и О. В. Гука-ленко [4, с. 1-24], В. К. Кочисов [11, с. 101-103], В. К. Кочисов и О. У Гогицаева [10, с. 83-8б], Г. М. Цинченко [20, с. 86-99]), мы считаем, что эффективность данного процесса будет зависеть от высокого уровня взаимодействия семьи и социума.
Определим тенденции современного социума, оказывающие позитивное и негативное влияние на процесс социализации ребенка. Среди положительных тенденций отметим:
- выстраивание в современной семье взаимоотношений на основе партнерства между родителями и детьми, признавая за каждым ее членом не только обязанности, но и права (самореализацию, инициативу, свободу);
- создание благоприятных условий для физического и психического развития ребенка;
- наглядная демонстрация ребенку образцов поведения, родительских функций, пример участия в жизни общества, эмоциональной оценки, происходящих событий.
Но, также следует отметить негативные проявления современного социума, которые не способствуют гармоничному существованию человека в обществе, не дают личности самореализоваться:
- напряженность в отношениях между родителями и детьми (неумение «слушать и слышать» другого человека, учитывать разные точки зрения на события или явления, неумение договариваться между собой, уступать другому);
- разрушение межпоколенческих связей в семье (отвечающих за передачу не только знаний и опыта от поколения к поколению, но и культурного наследия, уважительного отношения к старшему поколению);
- сверхзанятость родителей (сокращение времени на общение и взаимодействие с ребен-
ком, а, как следствие, заполнение этого вакуума другими социальными институтами, с отрицательным влиянием на становление личности ребенка);
- отсутствие благоприятного эмоционального климата в семье;
- низкий уровень педагогической культуры родителей.
Рассматривая семью как первый институт социализации ребенка, необходимо отметить, что в дальнейшем этот процесс происходит в ДОО. Деятельность ДОО по социализации детей регулируется ФГОС ДО, реализация которого призвана обеспечить уникальность и самоценность детства как исключительного периода в жизни и развития ребенка; который предполагает гуманистический и личностно-развивающий характер взаимодействия педагогических работников и родителей, осуществление уважительного отношения к личности ребенка, через игровую, исследовательскую и познавательную деятельность. Работа в ДОО по социализации ребенка осуществляется в нескольких направлениях:
- знакомство с нормами и правилами поведения в обществе;
- усвоение моральных и нравственных ценностей;
- развитие общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
- формирование уважительного отношения к людям, к окружающему миру, к своей семье, к самому себе;
- становление самостоятельности, а также саморегуляции собственной деятельности;
- формирование позитивного отношения к труду [17].
Считаем необходимым отметить, что реализация работы в данных направлениях будет наиболее эффективной при взаимодействии педагогических работников с родителями, так как именно родители выступают заказчиками образовательных услуг и рассматриваются как партнеры ДОО в осуществлении образовательной деятельности детей.
Резюмируя изложенное отметим, что процесс социализации ребенка дошкольного возраста будет наиболее эффективен при опоре на знания возрастных особенностей детей, с учетом влияния семьи и современного социума на данный процесс, а также при реализации взаимодействия между педагогическими работниками и родителями в процессе постижения ребенком окружающего мира и осознания себя его неотъемлемой частью.
Литература
1. Андреева А. Д. Особенности развития дошкольников в современных цивилизационных условиях // Вестн. Минин. ун-та. - 2013. - № 2. - С. 3-18.
2. Андреева Г. М. Психология социального познания. - М.: Аспект Пресс, 1997. - 283 с.
3. Амбалова С. А. Влияние семьи на социализацию личности ребенка // Вектор науки ТГУ. Сер.: Педагогика, психология. - 2015. - № 3 (22). - С. 13-15.
4. Борисенков В. П., Гукаленко О. В. Институт семьи и семейная политика в современной России: проблемы, тенденции и перспективы [Электронный ресурс] // Науковедение: интернет-журн. - 2014. - № 5 (24). -URL: http://naukovedenie.ru (дата обращения: 15.09.2017).
5. Быков А. К. Семья как феномен междисциплинарного анализа // Развитие методологии междисциплинарных исследований в области воспитания и социализации детей: сб. науч. ст. - М.: ИСВ РАО, 2014. - С. 59-65.
6. Винограденко Г. Г., Фролова И. В. Социализация: вопросы истории и теории // Вестн. ВЭГУ - 2012. -№ 4 (60). - С. 21-27.
7. Гревцева Г. Я. Особенности социально-культурного развития личности в детстве как феномен ее социализации // Вестн. ЮУрГУ Сер. «Образование. Педагогические науки». - 2015. - № 1. - С. 25-30.
8. Голованова Н. Ф. Социализация школьников как явление педагогическое // Педагогика. - 1998. - № 5. -С. 42-46.
9. Евдокишина О. В. Влияние игровой деятельности на социализацию детей дошкольного возраста // Мир науки, культуры, образования. - 2015. - № 2 (51). - С. 205-207.
10. Кочисов В. К., Гогицаева О. У Семья как условие социализации личности // Вектор науки ТГУ Сер.: Педагогика, психология. - 2015. - № 2 (21). - С. 83-86.
11. Кочисов В. К. Психолого-педагогические аспекты социализации личности ребенка // Вектор науки ТГУ. Сер.: Педагогика, психология. - 2013. - № 4. - С. 101-103.
12. Ковалева А. И. Социализация // Знание. Понимание. Умение. - 2004. - № 1. - С. 139-143.
13. Мангер Т. Э. Педагогические основы социализации личности как субъекта социокультурного общества // Вестн. ТГУ - 2014. - № 10 (138). - С. 59-66.
14. Мардахаев Л. В. Социализация и социономия. Социально-педагогический подход // Вестн. высш. шк. Сер.: педагогика и психология. - 2015. - № 4. - С. 51-55.
15. Мудрик А. В. Социализация - поле системных изменений // Вопр. воспитания. - 2014. - № 4. - 114 с.
16. Парыгин Б. Д. Социальная психология: проблемы методологии, истории и теории. - СПб.: ИГУП, 1999. -592 с.
17. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утв. приказом М-ва образования и науки РФ от 17 окт. 2013 года № 1155. - 29 с.
18. Фельдштейн Д. И. Социализация и индивидуализация - содержание процесса социального взросления // Мир детства в современном мире (проблемы и задачи исследования). - Воронеж: МОДЭК, 2013. - 336 с.
19. Хузиахметов А. Н. Проблемы социализации личности в педагогической теории и практике // Образование и саморазвитие. - 2012. - № 2 (30). - С. 121-127.
20. Цинченко Г. М. Семейная социализация и воспитание // Управленческое консультирование. - 2014. - № 5. -С. 86-99.
21. Giddings F. P. The theory of socialisation. - N. Y., 1897. - 51 р.
References
1. Andreeva A.D. Osobennosti razvitiya doshkol'nikov v sovremennykh tsivilizatsionnykh usloviyakh [Features of the development of preschool children in modern civilization conditions]. VestnikMininskogo universiteta [Bulletin ofMinsk University], 2013, no. 2, pp. 3-18. (In Russ.).
2. Andreeva G.M. Psikhologiya sotsial'nogo poznaniya [Social Perception Psychology]. Moscow, Aspect Press Publ., 2000. 283 p. (In Russ.).
3. Ambalova S.A. Vliyanie sem'i na sotsializatsiyu lichnosti rebenka [The influence of the family on the socialization of the child's personality]. Vektor nauki TGU. Seriya: Pedagogika, psikhologiya [Vector Science TSU. Series: Pedagogy, Psychology], 2015, no. 3 (22), pp. 13-15. (In Russ.).
4. Borisenkov V.P., Gukalenko O.V. Institut sem'i i semeynaya politika v sovremennoy Rossii: problemy, tendentsii i perspektivy [Family Institute and Family Policy in Modern Russia: Problems, Trends and Prospects]. Naukovede-nie: internetzhurnal [Science. The online magazine], 2014, no. 5 (24). (In Russ.). Available at: http://naukovedenie.ru (accessed 15.09.2017).
5. Bykov A.K. Sem'ya kak fenomen mezhdistsiplinarnogo analiza [Family as a phenomenon of interdisciplinary analysis]. Razvitie metodologii mezhdistsiplinarnykh issledovaniy v oblasti vospitaniya i sotsializatsii detey: sbornik nauchnykh statey [Development of the methodology of interdisciplinary research in the field of education and socialization of children. Collection of scientific articles]. Moscow, ISV RAO Publ., 2014, pp. 59-65. (In Russ.).
6. Vinogradenko G.G., Frolova I.V. Sotsializatsiya: voprosi istorii I teorii [Socialization: Historical and Theoretical Questions]. Vestnik VEGU[Bulletin of WEGY], 2012, no. 4 (60), pp. 21-27. (In Russ.).
7. Grevtseva G.Ya. Osobennosti sotsial'no-kul'turnogo razvitiya lichnosti v detstve kak fenomen ee sotsializatsii [Sociocultural Personal Development Features as Socialization Phenomenon]. Vestnik YUUrGU. Seriya "Obra-zovanie. Pedagogicheskie nauki" [VestnikSUSU. Series "Education. Pedagogical sciences"], 2015, no. 1, pp. 25-30. (In Russ.).
8. Golovanova N.F. Sotsializatsiya shkolnikov kak yavlenie pedagogicheskoe [Schoolchildren Socialization as Pedagogical Phenomenon]. Pedagogika [Pedagogy], 1998, no. 5, pp. 42-46. (In Russ.).
9. Yevdokishina O.V. Vliyanie igrovoy deyatel'nosti na sotsializatsiyu detey doshkol'nogo vozrasta [The impact of gaming activities on the socialization of preschool children]. Mir nauki, kul 'tury, obrazovaniya [The world of science, culture, education], 2015, no. 2 (51), pp. 205-207. (In Russ.).
10. Kochisov V.K., Gogitsaeva O.U. Sem'ya kak uslovie sotsializatsii lichnosti [Family as a condition of socialization]. Vektor nauki TGU. Seriya: Pedagogika, psikhologiya [Vector Science TSU. Series: Pedagogy, Psychology], 2015, no. 2 (21), pp. 83-86. (In Russ.).
11. Kochisov V.K. Psikhologo-pedagogicheskie aspekty sotsializatsii lichnosti rebenka [Psychological and pedagogical aspects of the socialization of the child's personality]. Vektor nauki TGU. Seriya: Pedagogika, psikhologiya [Vector Science TSU. Series: Pedagogy, Psychology], 2013, no. 4, pp. 101-103. (In Russ.).
12. Kovaleva A.I. Sotsializatsiya [Socialization]. Znanie. Ponimanie. Umenie [Knowledge. Understanding. Skill], 2004, no. 1, pp. 139-143. (In Russ.).
13. Manger T.E. Pedagogicheskie osnovy sotsializatsii lichnosti kak sub"ekta sotsiokul'turnogo obshchestva [Personal Socialization Pedagogical Basis as a Sociocultural Society Subject]. Vestnik TGU[TSUBulletin], 2014, no. 10 (138), pp. 59-66. (In Russ.).
14. Mardakhaev L.V. Sotsializatsiya i sotsionomiya. Sotsial'no-pedagogicheskiy podkhod [Socialization and Sociono-my. Social and Pedagogic Approach]. Vestnik vysshey shkoly. Seriya: pedagogika ipsikhologiya [The Higher School Herald. Pedagogy and Psychology], 2015, no. 4, pp. 51-55. (In Russ.).
15. Mudrik A.V. Sotsializatsiya - pole sistemnykh izmeneniy [Socialization is the Field of System modifications]. Voprosy vospitaniya [Educational Questions], 2014, no. 4. 114 p. (In Russ.).
16. Parygin B.D. Sotsial'naya psikhologiya: problemy metodologii, istorii i teorii [Social psychology: problems of methodology, history and theory]. St. Petersburg, IGUP Publ., 1999. 592 p. (In Russ.).
17. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart doshkol'nogo obrazovaniya: utverzhdennyy Prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 17 oktyabrya 2013 goda № 1155 [National (Federal) Education Standards of nursery education: approved by the Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation, October 17, 2013, No. 1155]. 29 p. (In Russ.).
18. Feldshteyn D.I. Sotsializatsiya i individualizatsiya - soderzhanie protsessa sotsial'nogo vzrosleniya [Socialization and individualization - the content of the process of social growth]. Mir detstva v sovremennom mire (problemy i zadachi issledovaniya [World of childhood in the modern world (problems and objectives of the study)]. Voronezh, MODEK Publ., 2013. 336 p. (In Russ.).
19. Khuziakhmetov A.N. Problemy sotsializatsii lichnosti v pedagogicheskoy teorii i praktike [Problems of socialization of the individual in educational theory and practice]. Obrazovanie i samorazvitie [Education and self-development], 2012, no. 2 (30), pp. 121-127. (In Russ.).
20. Tsinchenko G.M. Semeynaya sotsializatsiya i vospitanie [Family socialization and education]. Upravlencheskoe konsul'tirovanie [Management Consulting], 2014, no. 5, pp. 86-99. (In Russ.).
21. Giddings F.P. The theory of socialisation. New-York, 1897. 51 p. (In Engl.).
УДК 37.018.324
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ АДАПТАЦИЯ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА СРЕДСТВАМИ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Сущенко Людмила Александровна, старший преподаватель, кафедра социально-культурной деятельности, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: alexei. [email protected]
В статье исследуется проблема социально-культурной адаптации воспитанников детского дома средствами культурно-досуговой деятельности. Актуальность проблем интеграции детей в общество, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, обусловлена развитием тенденций гуманизации образования, формированием адаптивности образовательной системы к особенностям развития и воспитания ребёнка. Такие дети нуждаются в индивидуальном адаптивном подходе, в связи с этим существует необходимость поиска новых путей организации работы по социально-культурной адаптации, содействия в развитии детей как личностей, реализации способностей и возможностей, обеспечения позитивных изменений в их образе жизни. Целью работы является обобщение практического опыта применения средств культурно-досуговой деятельности как определяющего фактора адаптивного подхода в социально-культурной адаптации воспитанников детского дома. Адаптивный подход в работе с такими детьми является наиболее рациональным и эффективным способом успешной социальной интеграции воспитанников в общество. За счёт сотрудничества руководства детских домов и высших образовательных учреждений культуры происходит положительная динамика формирования социально-культурной адаптации личности воспитанников. Преодоление социальной изоляции, расширение возможностей произвольного взаимодействия со сверстниками и студентами является существенным условием пози-