Научная статья на тему 'Роль бизнеса в формировании культуры предпринимательства у подрастающих поколений в развитых англоязычных странах'

Роль бизнеса в формировании культуры предпринимательства у подрастающих поколений в развитых англоязычных странах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1000
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИЗНЕС / УЧАЩИЕСЯ / КУЛЬТУРА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / СОТРУДНИЧЕСТВО / ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ В БИЗНЕСЕ / BUSINESS / SCHOOL STUDENTS / ENTERPRISE CULTURE / COOPERATION / PRACTICAL EXPERIENCE IN BUSINESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Грасс Татьяна Петровна

В статье рассматриваются вопросы, связанные с сотрудничеством бизнеса и школы с целью формирования культуры предпринимательства у школьников в англоязычных странах. Дается определения бизнесу, под понятием «бизнес» имеется ввиду разнообразные мелкие, средние, крупные компании и банки, которые тесно сотрудничают с учебными заведениями. Показывается, как бизнес привлекает учащихся, обладающих новыми идеями, реализовать их с помощью финансовой поддержки в различных проектах. Анализируются различные программы и проекты, предоставляющие учащимся англоязычных стран шанс показать все свое мастерство и изобретательность в приобретении практического опыта в бизнесе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Грасс Татьяна Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of business in youth enterprise culture formation in developed English speaking countries

The article considers the issues connected with the cooperation of business and school with the purpose to form school student enterprise culture in the English language speaking countries. The business notion is defined. Under this term small, medium and big companies, and banks which closely cooperate with schools are taken into account. It is shown how business attracts school students possessing new ideas to realize them with the help of their financial support in different projects. Various programs and projects proving school students with the chance to demonstrate all their skillfulness and invention to obtain the practical experience in business are analyzed.

Текст научной работы на тему «Роль бизнеса в формировании культуры предпринимательства у подрастающих поколений в развитых англоязычных странах»

DOI: 10.12731/2218-7405-2015-4-14 УДК 37.0+371

Роль бизнеса в формировании культуры предпринимательства у подрастающих поколений в развитых Англоязычных странах

грасс т.п.

В статье рассматриваются вопросы, связанные с сотрудничеством бизнеса и школы с целью формирования культуры предпринимательства у школьников в англоязычных странах. Дается определения бизнесу, под понятием «бизнес» имеется ввиду разнообразные мелкие, средние, крупные компании и банки, которые тесно сотрудничают с учебными заведениями. Показывается, как бизнес привлекает учащихся, обладающих новыми идеями, реализовать их с помощью финансовой поддержки в различных проектах. Анализируются различные программы и проекты, предоставляющие учащимся англоязычных стран шанс показать все свое мастерство и изобретательность в приобретении практического опыта в бизнесе.

ключевые слова: бизнес; учащиеся; культура предпринимательства; сотрудничество; практический опыт в бизнесе.

the role of business in youth enterprise culture formation in developed english speaking countries

Grass T.P.

The article considers the issues connected with the cooperation of business and school with the purpose to form school student enterprise culture in the English language speaking countries. The business notion is defined. Under this term small, medium and big companies, and banks which closely cooperate with schools are taken into account. It is shown how business attracts school students possessing new ideas to realize them with the help of their financial support in different projects. Various programs and projects proving school students with the chance to demonstrate all their skillfulness and invention to obtain the practical experience in business are analyzed.

Keywords: business; school students; enterprise culture; cooperation; practical experience in business.

В XXI веке бизнес-сообщества и организации Великобритании, США и Новой Зеландии взяли курс на более эффективное сотрудничество с образовательными учреждениями, поскольку сотрудничество с коммерческими организациями обеспечивает подготовку молодежи, обладающей такими личностными качествами и компетенциями, которые отвечают современным требованиям, помогающим ей эффективно адаптироваться к высоким темпам научно-технического и экономического развития.

Наше исследование показало, что XXI век внес серьезные коррективы в учебные программы школ Великобритании, США и Новой Зеландии. Под воздействием критики бизнесменов, родителей школы этих стран реформировали свои образовательные программы, создав вариативные программы нового поколения. Изменение подходов к системе образования в этих странах означает, что каждая школа может реализовывать многочисленные вариативные программы обучения учащихся. Вариативность сопровождает предпринимательскую деятельность и формирование культуры предпринимательства у школьников. Им предлагают участие в проектах по созданию и управлению мини и виртуальными предприятиями на базе школ, обретение прямого опыта работы, участие в проектной (по заданию фирм и компаний) деятельности и в предпринимательской сфере. Смысл вариативных форм обучения сводится к тому, чтобы школьники были заинтересованы не только формой обучения предпринимательству на различных программах, но чтобы у них сформировалась установка на творчество и предпринимательскую активность [1].

Сегодня активное вмешательство бизнеса в процесс образования происходит содержательно: предприниматели помогают спланировать предпринимательскую деятельность школы в соответствии с потребностями рыночных отношений местной общины, разрабатывают концепцию предоставления услуг, модернизируют учебные планы по предпринимательской подготовке школьников. Задача бизнеса состоит в ориентации учащихся на индивидуализацию обучения в условиях рыночных отношений, учитывающая их личностные особенности, интересы и склонности, позволяющая им находить и использовать наилучшее сочетание ресурсов в процессе производства, создавать и применять новации, идти на определенный риск, необходимый для выполнения намеченной цели.

На повестке дня сегодня чрезвычайно важные качества для бизнеса - это самостоятельность решения индивидом проблем, уверенного обращения и применение современных технологий, обладание предпринимательским мышлением, ибо эти качества могут помочь выжить в конкурентной среде [2].

Когда мы говорим об участии бизнеса в формировании культуры предпринимательства у подрастающих поколений в развитых англоязычных странах, то под понятием «бизнес» мы имеем ввиду разнообразные мелкие, средние, крупные компании и банки, которые тесно сотрудничают со школой, детьми и их родителями, создавая благоприятные условия в местных общинах. Такое сотрудничество превратилось в целенаправленный процесс, который стал частью государственной политики приобщения подрастающих поколений к культуре предпринимательства в Великобритании, США и Новой Зеландии. Бизнес в трех исследуемых нами странах целенаправленно занимается поисками такой модели формирования культуры предпринимательства у подрастающих поколений, которая должна быть оптимальна и эффективна для каждой социокультурной и экономической системы, ориентированной на успешное предпринимательство и социализацию учащихся. Исследования американских ученых В. Гартнера, М. Кассона, Р. Брокхауса, В. Баумоля, К. Веспера и др. констатируют, что сотрудничество бизнеса со школой и другими социальными институтами направлено на развитие креативности, инициативной деятельности школьников, которая заключается в организации своего дела и в поисках ниши по реализации продукции и услуг [3].

В настоящее время в США в основе современной модели предпринимательства лежит «Креативный дух американского предпринимателя», который будоражит умы многих молодых людей. Креативность, инновации и решение проблем- это та концептуальная база, которая заложена в понятии американской системы предпринимательства.

Американские ученые Д. Ребак и Д. Бредли справедливо отмечают, что изменения в парадигме бизнеса способствует предпринимательскому мышлению, а инновации требует кардинальных изменений в системе образования, укрепления взаимодействия образовательных учреждений с бизнесом и промышленностью, которое до этого был довольно слабым. Деловое сотрудничество этих социальных институтов будет способствовать креативности, инновации и развитию предпринимательства [4].

Программа «Партнерство школы и деловых людей» конкретно направлена на активизацию предпринимательской деятельности учащихся, реализующих полученные в школе теоретические знания в реальной жизненной ситуации в местной общине. Используя инвестиционный потенциал бизнесменов, в школах организуют собственное производство, позволяющее учащимся получать опыт предпринимательской деятельности и приносить пользу школе и местным жителям [5].

В США деловые люди быстро поняли, какую выгоду они могут извлечь из сотрудничества со школой. Во главу подхода бизнеса к сотрудничеству со школой были положены слова пред-

седателя Национальной федерации бизнесменов Генри Форда: «Образование - это тоже наш бизнес». Сегодня активное вмешательство бизнеса в процесс образования и модернизацию учебных планов и профессиональной подготовки школьников превратилось в целенаправленный процесс, который стал частью американской государственной политики приобщения школьников к культуре предпринимательства.

Крупный американский специалист в области бизнеса и предпринимательства Питер Дру-кер, исследуя вопросы, связанные с будущими ориентирами бизнеса, указывал: «Бесполезно пытаться угадать, какие товары и технологии потребует будущее, но вполне возможным представляется определиться относительно того, какую идею мы хотим воплотить в будущем и строить бизнес на этой идее. Идея может касаться другой, отличной от существующей, от экономики, технологии и другого общества. Идея не обязательно должна быть глобальной. Но она должна отличаться от нормы сегодняшнего дня» [6].

Иностранные и местные компании, понимая, что школьная молодежь обладает свежими новыми идеями, которые она может реализовать с помощью их финансовой поддержки, привлекают ее для участия в различных проектах: например, создание оригинальных буклетов для крупных туристических компаний и т.д. Местные банки просят школьников разработать наиболее приемлемые финансовые условия по ипотеке для местных жителей с подсчетом реальных выплат и гибкого графика оплаты. Учащиеся совместно с учителями математики на занятиях занимаются расчетом доходности вкладов местных жителей, консультированием о способах инвестирования денежных средств и т.п., чтобы помочь им более успешно разместить свои капиталы. Бизнес и подростки получает существенную выгоду от данного сотрудничества. С одной стороны, бизнес экономит средства и время на поиск будущих сотрудников. Кроме того, поддерживая школьников, бизнес не только формирует пул будущих сотрудников и клиентов, но и выполняет одну из своих ключевых социальных задач. Он продвигает положительный образ юного бизнесмена, который сразу со школы выбирает непростой, но интересный путь развития, создавая дополнительные рабочие места и принимая на себя всю ответственность за свой бизнес и команду, а с другой стороны, учащиеся получают стипендию, гранты и применяют полученные в школе знания в реальной жизненной ситуации. В школу приглашают успешных предпринимателей, которые знакомят учащихся с этой профессией. Они объясняют технологии создания собственного дела, раскрывают основные факторы, способствующие и определяющие успешность бизнеса. Предприниматели учат школьников развивать навыки творческой самостоятельной работы на уроке, принимать самостоятельные решения, разрабатывать бизнес-план, помогают им в продвижении от идеи до продукта и его продажи.

Безусловно, изменения, происходящие в социуме развитых англоязычных стран в последнее время, оказали позитивное влияние на подрастающие поколения.

Начало XXI века явилось неким поворотным пунктом в сознании старшеклассников, которые достаточно существенно изменили отношение к созданию своего бизнеса.

Взять, к примеру, Великобританию. Программы по предпринимательскому образованию в школах этой страны, ориентированные главным образом на развитие предпринимательских качеств у учащихся, преследуют три главные цели:

1. Развитие у школьников позитивного отношения к предпринимательству, представляющее собой комбинацию гибкости, инициативы, способности брать на себя разумные риски, осуществления руководства, приобретения навыков сотрудничества и мотивации к достижению.

2. Практическое знакомство с предпринимательской деятельностью.

3. Понимание требований, предъявляемых к предпринимательской деятельности с точки зрения карьерной ориентации и дальнейшего образования [7].

С 2007 в Великобритании реализуется особая программа предпринимательского состязания «Tenner Tycoon» (Финансовый магнат Теннер) для школьников. Эта программа инновационного состязания, предоставляющая учащимся по всей стране шанс показать свое мастерство и изобретательность в приобретении практического опыта в бизнесе. В последнее время эта программа завоевывает особую популярность среди подростков. Суть его заключается в том, что оно создает жесткую конкуренцию среди учащихся до 19 лет. В марте каждый год 40 тысячам подросткам по всей стране предоставляется кредит всего на 10 фунтов стерлингов с напутствием использовать все свое мастерство и предприимчивость для того, чтобы заработать как можно больше денег за короткий срок. Заработанные за месяц деньги школьники передают в благотворительные фонды. Учащиеся, заработавшие наиболее значительные суммы денег с помощью своей сообразительности, изворотливости и первоначального капитала в 10 фунтов стерлингов, получают награды от инициаторов данного состязания. Школьники-иммигранты также принимают участие в этом соревновании наряду с местными учащимися. В 2014 году свыше 29 тысяч старшеклассников приняли участие в этой программе. 75% из них сказали, что им удалось развить, по крайней мере, одно качество, необходимое предпринимателю [8].

В 2011 году британское правительство объявило о комплексе мер, подготовленных Департаментом бизнеса и инноваций по развитию бизнеса в Великобритании. Целью данного мероприятия явилась поддержка общеобразовательных школ в сфере развития бизнеса с помощью

проекта «Enterprise Champion» (Чемпион предприятия), повышающего мотивацию учащихся к занятию предпринимательской деятельностью. «Мы хотим преобразовать амбиции и чаяния молодых людей с помощью реального опыта в бизнесе. Для возрождения нашей экономики и создания новых рабочих мест нам необходимо сформировать условия для того, чтобы следующее поколение серьезно задумалось о создании своей собственной компании». С помощью программы «Tenner Tycoon», проекта «Enterprise Champions» и бизнес сообществ мы даем молодежи возможность приобщиться к бизнесу с раннего возраста, показывая им как преобразовывать их собственные идеи в реальном бизнесе. В основе этой инициативы лежит позитивное практическое отношение правительства к поддержке школьников в том, чтобы они придумывали как можно больше инновационных идей, которые мы могли бы в дальнейшем реализовать», - отметил М. Приск, британский министр по вопросам развития бизнеса и предпринимательства [8].

В Новой Зеландии бизнес активно принимает участие в приобщении подрастающего поколения к предпринимательской деятельности и формированию культуры предпринимательства. В этой стране реализуется одна из многочисленных программ «Введение в малый бизнес» с участием самого бизнеса. Она предназначена главным образом для местной маорийской молодежи, помогая ей выстраивать чёткую стратегию по организации своего бизнеса, правильного выбора ниши рынка, практического применения собственных склонностей и способностей (знакомит маорийских школьников с основными понятиями бизнеса, со всеми этапами подготовки бизнес-плана. Позволяет им изучить различные технологии, которые могут быть полезны в их бизнесе). В школе их знакомят с практическими знаниями в экономике (бухгалтерский учет, менеджмент и т.д.), формируют деловые качества маорийца, обучают культуре рыночных отношений, которая выступает фактором, непосредственно и опосредованно влияющим на всю систему его жизнедеятельности, учат находить нестандартные пути решения проблем, вести переговоры, быть коммуникабельным и т.п. Согласно этой программе, школьники проходит серию однодневных модулей обучения. Каждый модуль обучает подростка-маорийца в зависимости от уровня его общего образования и индивидуальных особенностей умению выполнять конкретную работу в малом бизнесе. Подобные программы достаточно активно внедряются в местных общинах, где существуют клубы молодых фермеров. Фермерство в Новой Зеландии - одна из самых развитых индустрий. Клубы молодых фермеров организуют специальные вечерние занятия для старшеклассников, где они приобретают первые профессиональные умения и навыки, их знакомят с технологическими новинками в сельском

хозяйстве. В программу этих курсов входят такие дисциплины, как маркетинг, бухгалтерский учет на ферме, менеджмент и т.п.

В результате целенаправленных мер бизнеса и школы по совершенствованию экономической социализации и формированию культуры предпринимательства у подрастающих поколений в этой стране сформировался благоприятный климат, позволяющий населению заниматься бизнесом. Так, за последние семь лет свыше 5 тысяч маорийцев открыли свое дело. В 2014 году в стране насчитывалось около 600 тысяч предпринимателей, среди них 14 тысяч - это молодые люди в возрасте от 18 до 24 лет, у которых уже есть свой малый бизнес. Свыше 25 % маорийцев в стране говорят, что они откроют свой бизнес в течение ближайших трех лет.

В ходе проведенного исследования в Новой Зеландии в 2014 году 79% из 105 опрошенных нами респондентов в возрасте от 15 до 21 года заявили, что они хотят открыть свой бизнес. Совершенно очевидно, что бизнес с помощью многочисленных предпринимательских программ стремится не только адаптировать школьников к реальной социально-экономической жизни, сколько помочь сформировать культуру предпринимательства у подрастающих поколений, создать, грамотно вести собственное дело и успешно трудиться.

Таким образом, становится очевидным, что участие бизнеса в реализации программ для школьников в развитых англоязычных странах во многом призвано изменить их предпринимательское мышление, внедрить понимание необходимости обладания качествами предприимчивости и культурой предпринимательства, представляющих палитру взаимоотношений между работающими в одной команде и обществом в целом.

Суть такого положения заключается в том, что не все люди могут быть предпринимателями, но у всех должна быть сформирована предприимчивость, которую можно с пользой применять в жизни: либо создать свою компанию и руководить ею, либо быть нанятым в качестве работника в компанию или фирму и творчески использовать это качество.

Статья подготовлена при финансовой поддержке автора Российским государственным научным фондом (РГНФ), проект № 14-06-00084.

^исок литературы

1. Jonathan Birdwell, Ralph Scott, Louis Reynolds. Service Nation 2020. URL: http://www.demos.

co.uk/files/ServiceNation2020.pdf?1436793169 (дата обращения: 09.07.2015).

2. Грасс Т.П., Петрищев В.И. Западное общество: ресоциализация школьной молодежи из семей мигрантов. - Красноярск. 2014. С. 156.

3. Петрищев В.И., Грасс Т.П. Предпринимательство как фактор экономической социализации школьной молодежи ( на примере России и зарубежных стран). - Красноярск. 2011. С. 15.

4. Roebuck D., Brawley D. Forging Links Between Academic and Business Communities // Journal of Education for Business. 1996. Jan. 71(3). P. 125.

5. School - Business Partnership (A handbook for developing and maintaining successful partnership). Vol. 112. Aug. 2006.

6. Друкер П. Управление, нацеленное на результаты. - М. 1992. С. 169.

7. Gibb A. A Note on the Meaning of Entrepreneurial Core Qualities and Qualities and Management. - L., 1998. P. 17.

8. Christine Gillie. Enterprise education in schools. http://www.ab-consulting.co.uk/EnterPRISE%20 EDUCATI0N%20Report%20Feb%2012.pdf (дата обращения: 15.07.2015).

References

1. Jonathan Birdwell, Ralph Scott, Louis Reynolds Service Nation 2020. URL: http://www.demos. co.uk/files/ServiceNation2020.pdf?1436793169. (accessed July 9, 2015).

2. Grass T.P., Petrishchev V.I. Western society: resocialization of school youth from migrant families. - Krasnoyarsk. 2014. P. 156.

3. Petrishchev V.I., Grass T.P Entrepreneurship as a factor of economic socialization of school youth (based on the example of Russia and foreign countries). - Krasnoyarsk. 2011. P. 15.

4. Roebuck D., Brawley D. Forging Links Between Academic and Business Communities // Journal of Education for Business. 1996. Jan. 71(3). P. 125.

5. School - Business Partnership (A handbook for developing and maintaining successful partnership). Vol. 112. Aug. 2006.

6. Druker P. Result-oriented management. - M., 1992. P. 169.

7. Gibb A. A Note on the Meaning of Entrepreneurial Core Qualities and Qualities and Management. - L., 1998. P. 17. Education in Schools. 13 Feb. 2012. P. 9.

8. Christine Gillie. Enterprise education in schools. http://www.ab-consulting.co.uk/EnterPRISE%20 EDUCATI0N%20Report%20Feb%2012.pdf. (accessed July 15, 2015).

данные об авторах

грасс татьяна петровна, кандидат педагогических наук, доцент

Красноярский государственный педагогический университет имени В.П. Астафьева

ул. Ады Лебедевой, д. 89, г. Красноярск, 660049, Россия

[email protected]

data about the authors

Grass Tatyana Petrovna, PhD (Pedagogy), associate professor Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafeva 89, Ada Lebedeva st., Krasnoyarsk, 660049, Russia [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.