DOI: 10.15293/1813-4718.1901.12 УДК 371
Грасс Татьяна Петровна
Доктор педагогических наук, профессор кафедры экономики и менеджмента, Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева, tpgrа[email protected], Красноярск
Петрищев Владимир Иннокентьевич
Доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой иностранных языков, Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева, [email protected], Красноярск
ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ «ПРЕДПРИИМЧИВОСТЬ» У СТАРШЕКЛАССНИКОВ КАК СТРУКТУРНЫЙ ЭЛЕМЕНТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ (НА МАТЕРИАЛЕ РОССИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН)*
Аннотация. В статье авторы представляют опыт осмысления формирования компетенции «предприимчивость» как структурного элемента экономической культуры старшеклассников в качестве одной из составляющих компетентностного подхода в современной педагогике, демонстрируют новые задачи, стоящие перед обществом в России, когда выпускник школы должен не только понимать основные законы функционирования современной инновационной экономики, но и иметь набор компетенций для эффективной предпринимательской и потребительской деятельности и успешного участия в социально ориентированных экономических отношениях. На основе теоретического анализа передового педагогического опыта сделаны выводы о том, что в настоящее время в научной литературе отсутствует общее понятие о компетенции «предприимчивость» как структурного элемента экономической культуры старшеклассников. Анализ подходов к пониманию ее структуры и компонентов позволил систематизировать знания по формированию компетенции «предприимчивость» и экономической культуры у старшеклассников, включающей цели, задачи, содержание, педагогические условия.
В заключение, проведя анализ работ современных авторов как зарубежных, так и отечественных, мы определили, что в научной литературе не существует общего подхода к формированию компетенции «предприимчивость» у старшеклассников, равно как и нет согласованной структуры рассматриваемой категории, поэтому структурный состав ее не ограничивается умениями, знаниями, способностями. Представленный материал формирования компетенции «предприимчивость» и экономической культуры подрастающих поколений в США, Канаде и Китае важен для осмысления, взаимообогащения и возможности использования его позитивного опыта в отечественной практике, поскольку в этих странах сложился методологический и технологический потенциал, разработаны способы, формы и методы организации практической деятельности по формированию компетенции «предприимчивость» у старшеклассников как структурного элемента экономической культуры.
Ключевые слова: экономическая культура, компетенция, предприимчивость, старшеклассник, школа
Введение в проблему. Переход к инновационному социально ориентированному типу экономического развития России,
предполагает, с одной стороны, повышение конкурентоспособности человеческого капитала, с другой - создание благопри-
* Статья подготовлена при финансовой поддержке авторов Российским фондом фундаментальных исследований (РФФИ) №18-013-00176
ятных условий для развития способностей каждого человека, требующих экономического просвещения общества и личности, формирования экономической культуры, основы которой закладываются в школьном возрасте, позволяющей каждому члену общества свободно ориентироваться в условиях инновационной экономики, основанной на рыночных отношениях и высокой потребительской активности [2].
Инвестирование в экономическую культуру нам видится важнейшим вкладом в формирование человеческого потенциала, приносящим социальные и экономические выгоды, в наиболее полную самореализацию человека. Согласно «Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы» [3], целью которой является обеспечение условий для эффективного развития российского образования, направленного на формирование конкурентоспособного человеческого потенциала, в рамках проекта Стратегии социально-экономического развития России до 2024 года и с перспективой до 2035 года, в современных условиях человеческий капитал - это совокупность компетенций, знаний, умений, навыков, использующихся для удовлетворения многообразных потребностей человека и общества в целом [4].
Цель статьи - уточнение сущности понятия экономической культуры у старшеклассников, уточнение ее структурного элемента компетенции «предприимчивость» и формирование ее с учетом реализации в отечественной и зарубежной педагогической практике. Методологическим основанием выступает культурологический подход, в соответствии с которым целью экономического образования является формирование «представлений об экономических закономерностях развития общества и воспитание на этой основе таких качеств личности, которые необходимы ей в производственно-экономической деятельности» [11], рассматриваемый
в контексте содержательных требований компетентностного. Методом структурного анализа, теоретического и историко-педагогического анализа были выявлены основные пути, механизмы и особенности формирования компетенции «предприимчивость» у старшеклассников.
Теоретический анализ проблемы. Подготовка грамотной и предприимчивой личности встала перед российским экономически образованием сравнительно недавно, но от ее решения во многом зависит будущее страны. Подрастающее поколение должно не только понимать основные законы функционирования современной инновационной экономики, но и иметь набор компетенций для эффективной предпринимательской, потребительской деятельности и успешного участия в социально ориентированных экономических отношениях.
Это определяет социальный заказ общества и государства к системе образования, что отражено в статье 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», а также в других государственных документах (Концепции развития образования в Российской Федерации на 2016-2020 годы, Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в России до 2030 года). «В данной концепции предпринимательство рассматривается как фактор инновационного развития и улучшения отраслевой структуры экономики, а с другой стороны - социального развития и обеспечения стабильно высокого уровня занятости» [5; 3; 6]. Согласно Указу Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», необходимо обеспечить формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся [7].
Сегодня формирование предприимчиво-
сти является одним из ключевых навыков XXI века в условиях успешной социализации личности и развития человеческого капитала.
Проблема формирования экономической культуры у старшеклассников отмечается в ряде отдельных исследований отечественных ученых (А. Ф. Аменд, Л. И. Абалкин, Р. Г. Ахметов, С. Бирман, Л. П. Буевой, В. Д. Демичев, Т. И. Заславской, И. А. Сасова, Б. П. Шемякин, Л. Е. Эпштейн и др.). Структурные элементы экономической культуры - это знания, мышление, экономические ценности, которые составляют единое целое и формируются во многом на основе прикладных экономических знаний, т. е. через экономические компетенции. Теоретическими предпосылками исследования проблемы формирования экономической компетентности старшеклассников являются концептуальные идеи содержания образования в работах Ю. К Бабанского, Е. П. Белозер-цева, Б. С. Гершунского, В. В. Краевского, И. Я. Лернера и др.
Методологические основы формирования предпринимательских компетенций у старшеклассников рассматривалась в работах В. Г. Зарубина, Э. Ф. Зеера, И. А. Зимней, И. П. Гладилиной, О. Е. Лебедева, А. М. Осипова, В. В. Серикова, Г. К. Селевко, Г. П. Скамницкой, Л. А. Тру-совой и других.
В этой связи наиболее полно, на наш взгляд, проблемы формирования экономической культуры отражены в работах таких зарубежных ученых, как J. Curran, P. Drucker, A. Furnham, R. Ruttinger, J. Schumpeter, P. Webley, однако, в них рассматриваются отдельные формы и способы экономической деятельности, отсутствует единый подход к определению самих понятий «экономическая культура» и «формирование экономической культуры». Дискуссионным моментом является определение содержания составляющих элементов экономической культуры и фор-
мирования экономической культуры, что требует дальнейших научных исследований в этой области [12; 14; 15].
Структурные элементы экономической культуры - это знания, мышление, экономические ценности, которые составляют единое целое и формируются во многом на основе прикладных экономических знаний, которые необходимо формировать через экономические компетенции, в которые входит финансовая, предпринимательская, потребительская грамотности, предпринимательские навыки. Переход от предметного знания к компетенции (способности получать знания самостоятельно или в процессе учебного сотрудничества) определен не только новым Федеральным государственным образовательным стандартом [8].
На основании анализа компетенций ФГОС в школьном образовании, можно выделить основные элементы: это совокупность умений, способности и реальная оценка собственных возможностей, т. е. результатов образования, системы ценностных ориентиров для приобретения и накопления знаний, их целесообразности, опыта деятельности в реальных жизненных ситуациях.
Определяемый новыми образовательными стандартами результат обучения - формирование «метапредметных компетенций» - предполагает освоение инструментария, а не конечного набора знаний. Процесс формирования мета-предметных компетенций включает в себя проведение комплексной педагогической диагностики, формулирование целей обучения, отбор содержания учебного материала, выбор форм учебно-познавательной деятельности обучающихся, комплексная оценка уровня сформированности у школьников компетенций и корректирование образовательного процесса.
Такой подход требует пересмотра постановки учебных задач и учебного материала не только через использование системы
дополнительного образования, но и посредством усиления и расширения многих традиционных школьных предметов (математика, обществознание, право, экономика, география и др.).
Результаты исследования. Решение проблемы формирования компетенции «предприимчивость» у старшеклассников осложняется ситуацией в образовании. Сегодня общеобразовательные организации должны готовить обучающихся к гораздо более быстрым экономическим и социальным переменам, чем когда-либо прежде, к профессиям, которые пока еще даже не созданы, к использованию технологий, которые еще не изобрели, и к решению социальных проблем, которые пока невозможно предсказать.
Учитывая изменившуюся социальную ситуацию в стране, в которой стратегической целью образования является формирование знаний, навыков и качеств, позволяющих каждому обучающемуся стать успешным, экономически активным гражданином, стали предлагать школьникам новые источники мотивации и ключевые условия деловой активности в сфере предпринимательства, основанные на прак-тико-ориентированном подходе, возник бум реализации разнообразных образовательных программ по обучению предприимчивости и предпринимательству, как в формальном, так неформальном и инфор-мальном образовании, чтобы выпускники могли сделать самостоятельный выбор. В Москве и во многих других городах России многочисленные частные компании (типа школ «Эрудит», «Путь к успеху», курсы ЮМегМВА и др.) стали занимать нишу по обучению школьников предпринимательству. Появляются разнообразные бизнес-школы для любых возрастных групп: от 5 лет до 18 лет. Они обучают детей и школьников предпринимательскому мышлению, умению брать на себя ответственность, решать проблемы, основным бизнес-навыкам, маркетингу, цифровиза-
ции, работе в команде и т. п. [9].
В условиях модернизации российского образования и нового ФГОС появляется ряд проблем на стыке образования, науки и производства, требующих незамедлительного анализа: несоответствие ком-петентностных требований современной цифровой экономики возможностям школьного образования и т. п. Решить проблему формирования компетенции «предприимчивость» у старшеклассников в условиях компетентностного подхода можно только в рамках специально организованного образовательного процесса с непосредственным участием бизнеса. Многие из компетенций, необходимых для достижения финансовой независимости во взрослой жизни, такие как ориентация на будущее, саморегулирование, самооценка, развиваются в раннем возрасте [8].
В этой связи определенный интерес может представлять структурированный передовой практический опыт зарубежных стран (США, Канады и Китая) по решению проблемы формирования компетенции «предприимчивость» у старшеклассников, поскольку в этих странах сложился методологический и технологический потенциал, разработаны способы, формы и методы организации практической деятельности, направленной на формирование экономической культуры. Нам представляется, что успех решения этой проблемы заключается в четком понимании того, какими новыми знаниями обучающиеся должны обладать, что они должны уметь делать, чтобы старшеклассники видели конкретный результат применения своих знаний, умений и навыков, сформированного мышления и пр. [10; 13].
В этих странах на базе школ проводятся всевозможные теоретические и практические мероприятия, направленные на формирование компетенции «предприимчивость» и обучение финансовой и предпринимательской грамотности и основами предпринимательской деятельности,
которые, безусловно, способствуют развитию предпринимательской активности и формированию экономической культуры у школьников. К примеру, игра управления банком «Школа-банк» Канаде, которая реализуется в США и Китае с идентичным или несколько измененным названием, предназначена для знакомства школьников с реальной практикой управления банком и работы в нем [25].
Наконец, следует согласиться с мнением американского исследователя Р. Трейчела: «мы хотим, чтобы они учились предпринимательству в классах, а затем применяли эти знания как можно быстрее на практике, чтобы посмотреть, как они усвоили урок» [23; 24].
В 2006 г. Европейским Союзом была издана рекомендация Парламента ЕС «Европейская рамка ключевых компетенций в целях обучения в течение всей жизни», в которой предпринимательская компетенция (а именно «дух инициативы и предприимчивости») была названа одной из восьми значимых компетенций. Глобализация усилила потребность экономических систем в повышении конкурентоспособности и введении инноваций, а для этого нужны творческие и предприимчивые люди, открытые к изменениям [11; 16; 17].
В связи с этим в исследуемых странах осуществляется стратегическая политика по формированию компетенции «предприимчивость» у старшеклассников и реализуются концептуальные модели их подготовки. Прежде всего отметим, что в этих странах активно ведется внедрение инноваций, с целью модернизации и углубления процесса обучения старшеклассников. Нами выявлено несколько направлений, ориентированных на формирование экономической культуры и компетенции «предприимчивость» у старшеклассников одной из универсальных (метапредметных) компетенций, способных эффективно решать проблемы своего трудоустройства и карьерного развития, создавать собственный
бизнес и принимать грамотные решения по финансовым и экономическим вопросам и готового к инновационной деятельности. К ним можно отнести: проектное обучение, основанное на инновациях; обучение через исследование (обучающийся уточняет задачу, ищет информацию, представляет результат, формулирует критерии оценки и вместе с учителем оценивает успешность выполнения задачи); обучение через опыт; дизайн-ориентированное обучение, стимулирующее инновации, выходящее за рамки современных навыков общения, творчества и компьютерной грамотности, проблемное обучение, аутентичное обучение (создание ситуаций, приближенных к реальным); кооперативное обучение, цифровые технологии и др., реализующиеся в комплексе и дополняющие друг друга. Экономическая направленность образовательного процесса осуществляется благодаря инвариантности и вариативности программ, направленных на социально-экономическую подготовку старшеклассников, что позволяет обеспечить внутрипредметную экономическую наполняемость и межпредметную взаимосвязь изучаемых обучающимися предметов, расширить спектр предоставляемых на выбор предметов.
Среди программ, реализуемых в США, Канаде и Китае, способствующих формированию компетенции «предприимчивость» у старшеклассников, нами выделены следующие: 1) программы по финансовой грамотности (Funny Money, Personal Finance Management, Bright Foundation и др.); 2) программы по предпринимательской грамотности (А business of your own (Ваш собственный бизнес), Apachey youth entrepreneurial program (Программа предпринимательства для молодежи апачи), Alabama Youth Entrepreneurial Initiatives and Work force Development (Молодежная предпринимательская инициатива в Алабаме и развитие рабочей силы), Be Entrepreneurial, Company Program, Dream
Big, Investment Strategies, Success Skills, World Of Choices, Youth Entrepreneurship Program, Business Studies, Virtual Enterprise, JA China, HP Life E-learning, программа Малой предпринимательской деятельности (Small Business Activity - SBA), «Школа - компания - родители», Enactus China, MasterCard - Bright China Entrepreneurship Education Program и др.); 3) программы, обеспечивающие переход от школы к работе (New and Beginning Farmer Training Program (Программа обучения новичков фермерскому делу), Improved Solutions for Urban Systems (ISUS), Academy «Х», Machine Technology, Youth Apprenticeships (YA), Specialist High Skills Majors, Youth Apprenticeship, Dual Credit Program и др.); 4) программы по профориентации и профессиональному самоопределению (Job shadowing, Job twinning, производственная и виртуальная практика); 5) программы, направленные на выстраивание индивидуальной стратегии обучения и приобретения навыков, необходимых для учебы, жизни и работы (Success program, Leadership program, Pathways to education) [14; 15; 18; 19; 26].
С целью формирования культуры предпринимательства, а также повышения престижа предпринимательской деятельности в условиях инновационной экономики старшеклассники участвуют: 1) в мастер-классах и беседах, организованных при участии представителей государственных предприятий, финансовых структур, предпринимателей и т. д.; 2) в создании реально функционирующих мини-предприятий и компаний; 3) в экскурсиях, выставках, неделях «Молодого предпринимателя», «Неделя финансов» и др. конкурсах по предоставлению грантов и стартапов, ярмарках
по профессиональному ориентированию и по управлению личными финансами; 4) в программах наставничества с привлечением работодателей и представителей бизнес-структур [20; 21; 22; 24].
Анализ педагогического обеспечения формирования компетенции «предприимчивость» как структурного элемента экономической культуры у старшеклассников в исследуемых нами странах позволил выделить ряд организационно-педагогических условий, способствующих успешности исследуемого нами процесса, и определить возможности использования педагогического опыта этих стран для решения проблемы формирования компетенции «предприимчивость» и экономической культуры у старшеклассников в практике российского школьного образования.
Заключение. В научной литературе не существует общего подхода к формированию компетенции «предприимчивость» у старшеклассников, равно как и нет согласованной структуры рассматриваемой категории, поэтому структурный состав ее не ограничивается умениями, знаниями, способностями. Представленный материал формирования компетенции «предприимчивость» и экономической культуры подрастающих поколений в США, Канаде и Китае важен для осмысления, взаимообогащения и возможности использования его позитивного опыта в отечественной практике, поскольку в этих странах сложился методологический и технологический потенциал, разработаны способы, формы и методы организации практической деятельности по формированию компетенции «предприимчивость» у старшеклассников как структурного элемента экономической культуры.
Библиографический список
1. Стратегия инновационного развития кабря 2011 г. N° 2227-р. - URL: http://govemment Российской Федерации на период до 2020 года ru/docs/9282/ (дата обращения: 18.11.2019). [Электронный ресурс]: Утв. распоряжением 2. Прогноз долгосрочного социально-Правительства Российской Федерации от 8 де- экономического развития Российской Фе-
дерации на период до 2030 года [Электронный ресурс]. - 2013. - URL: http://economy. gov.ru/minec/activity/sections/macro/prognoz/ doc20130325_06 (дата обращения: 18.11.2018).
3. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы [Электронный ресурс]: Утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 2765-р - URL: http:// static.government.ru/media/files/mlorxfXbbCk. pdf (дата обращения 18.11.2018).
4. Медведев Д. А. Россия-2024: Стратегия социально-экономического развития [Электронный ресурс] // Вопросы экономики. - 2018. -№ 10. - С. 5-28. - URL: http://government.ru/ news/34261/ (дата обращения: 18.11.2018).
5. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ [Электронный ресурс]. - URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 18.11.2018).
6. Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года (вместе с «Планом мероприятий ("дорожной картой") по реализации Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года») [Электронный ресурс]. - URL: http://docs.cntd. ru/document/420359173#1 (дата обращения: 18.11.2018).
7. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: http://pravo.gov. ru/proxy/ips/?docbody=&firstDoc=1&lastDoc=1 &nd=102468157 (дата обращения: 18.11.2018).
8. Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс]. -URL: http://government.ru/docs/9282/ (дата обращения 18.11.2018).
9. Алдошина М. И. Формирование предпринимательских компетенций обучающихся при взаимодействии образования, науки и производства (на основе воспитательной педагогики
А. С. Макаренко) // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2018. - Т. 1, № 3 (50). - С. 84-97.
10. Грасс Т. П., Петрищев В. И., Колесникова Ю. Н. Предпринимательская активность как способ ресоциализации мигрантов в США и Германии // Вестник КГПУ - 2017. -№ 1 (39). - С. 18-25.
11. СластенинВ. А., ИсаевИ. Ф.,ШияновЕ. Н. Педагогика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений - М.: Академия, 2007. - C. 319-326.
12. European Parliament and the Council. Recommendation of the European Parliament and of the Council of 23 April 2008 on the establishment of the European Qualifications Framework for lifelong learning [Электронный ресурс] // Official Journal of the European Union. - 2008. - URL: https://ec.europa.eu/ploteus/sites/eac-eqf/files/ journal_en.pdf (дата обращения: 18.11.2018).
13. Furnham A., Cleare A. School children's conceptions of economies: Prices, wages, investments and strikes // J. of Economic Psychol. - 1988. - № 9. - P. 467-479.
14. Grass T. P., Petrishchev V. I., Lefler N. O. Peculiarities Of Social Psychological And Economic Adaptation Of Pupils From The Migrant Families In The City Of Krasnoyarsk In Siberian Region // Regional Science Inquiry, Hellenic Association of Regional Scientists. -2017. - Vol. 0 (2). - P. 177-185.
15. Gregg H. Weltz introduction National youth vocational education and training Case Study - U.S.A. «Youth vocational educational and training in the U.S.A.». - 2011. - P. 24-28.
16. Hahn A., Leavitt T. D., Horvat E. M., Davis J. E. Life after YouthBuild: 900 YouthBuild graduates reflect on their lives, dreams, and experiences. - Somerville, MA: YouthBuild USA, 2004.
17. Johannisson J. A. University training for entrepreneurship: Swedish approaches // Entrepreneurship and Regional Development. -1991. - № 3, 1. - Р. 67-82.
18. Komarkova I., Gagliardi D., Conrads J., Collado A. Entrepreneurship Competence: An Overview of Existing Concepts, Policies and Initiatives // Final Report of European Comission. -
Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2015. - 162 p.
19. Kourilsky M. L, Carlson S. R. Entrepreneurship education for youth: a curricular perspective // Entrepreneurship / eds. D. L. Sexton, R. W. Smilor. - 2000. - P. 193-213.
20. Levesque K., et al. Career and Technical Education in the United States: 1990 to 2005: Statistical Analysis Report [Электронный ресурс] // NCES, Institute of Education Sciences. - U.S. Department of Education. -Washington, 2008. - URL: https://nces.ed.gov/ pubs2008/2008035.pdf (дата обращения: 18.11.2018).
21. Practical Money Skills for Life [Электронный ресурс]. - URL: http://www. practicalmoneyskills.com (дата обращения: 18.11.2018).
22. Sloan Willona M. Should schools teach financial literacy? // Education Update. - 2012. -№ 54 (8). - P. 1-7.
23. Stacey B. G. Economic socialization in the pre-adult years // British Journal of Social Psychology. - 1982. - № 21 (2). - P. 159-173.
24. WebleyP., NyhusE. K. Parents' influence on children's future orientation and saving // Journal of Economic Psychology. - 2006. - Vol. 27 (1). -P. 140-164.
25. White S., Kenyon P. Initiatives for the development of enterprise action and strategies. -Geneva, 2001. - P. 7.
26. Zhiqun Zhao. School-enterprise Cooperation in China's Vocational Education and Training [Электронный ресурс]. - URL: http:// www.jachina.org/jachina_en/index.html (дата обращения: 18.11.2018).
Поступила в редакцию 16.12.2018
Grass Tatiana Petrovna
Dr. Sci. (Pedag.), Prof. at the Chair of Economics and Management, Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafiev, [email protected], Krasnoyarsk
Petrishchev Vladimir Innokentievich
Dr. Sci. (Pedag.), Prof., head of the Chair of Foreign Languages, Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V. P. Astafiev, [email protected], Krasnoyarsk
THE FORMATION OF THE COMPETENCE "ENTREPRENEURSHIP" FOR SENIOR SCHOOL STUDENTS AS A STRUCTURAL ELEMENT OF THE ECONOMIC CULTURE (BASED ON THE MATERIAL OF RUSSIA AND FOREIGN COUNTRIES)
Abstract. The authors present the experience of comprehension of the formation of the competence "entrepreneurship "as a structural element of the economic culture of senior school students as one of the components of the competence approach in the modern pedagogy and they demonstrate new challenges facing the society in Russia when a school leaver should understand not only main laws of modern innovative economy functioning but should have a set of competencies for the effective entrepreneurship and consumer activity and for the successful participation in social-oriented economic relationship. Based on the theoretical analyses of the advanced pedagogical experience conclusions are drawn that at present there is no concept about competence "entrepreneurship" as a structural element of senior school students' economic culture. The analyze of approaches to understanding its structure and components allows to systematize knowledge for the formation of the competence "entrepreneurship "and economic culture for senior school students including objects, tasks, content and pedagogical conditions.
Conclusion. Having carried out the analyze of works of modern foreign as well as Russian authors we came to conclusion that in the scientific literature there is no general approach to the formation of the competence "entrepreneurship " for senior school students as well as there is no agreed structure of the category under consideration, therefore its structural composition is not
limited to skills, knowledge and abilities. The given material of the formation of the competence "entrepreneurship " and economic culture of youth in the USA, Canada and China is important for the comprehension, mutual enrichment and for the possibility to use it in practice in Russia because methodological and technological potential has been developed in these countries and ways and forms, and methods of practical activity organization to form the competence "entrepreneurship " for senior school students as a structural element of the economic culture have been worked out.
Keywords: economic culture, competence, entrepreneurship, senior school student, school.
References
1. The strategy of the Russian Federation innovation development for the period up to 2020. [online]. Available at: http://government.ru/docs/9282/ (accessed: 18.11.2018). (In Russ.)
2. Forecast of long-term socio-economic development of the Russian Federation for the period up to 2030. [online]. Available at: http:// economy.gov.ru/minec/activity/sections/macro/ prognoz/doc20130325_06 (accessed: 18.11.2018). (In Russ.)
3. The concept of the federal targeted program of education development for the period 20162020. [online]. Available at: http://static.govern-ment.ru/media/files/mlorxf XbbCk.pdf (accessed: 18.11.2018). (In Russ.)
4. Medvedev, D. A., 2018. Russia 2014.The strategy of social economical development. Issues of economics, Vol. 10, pp. 5-28. [online]. Available at: http://government.ru/news/34261/ (accessed: 18.11.2018). (In Russ.)
5. The Federal Law About education in the Russian Federation. [online]. Available at: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (accessed: 18.11.2018). (In Russ.)
6. On the approval of the Strategy of small and medium-sized business development strategies for the period up to 2030 (together with the Action plan (road map) to implement the Strategy of small and medium-sized business development strategies in the Russian Federation for the period up to 2030. [online]. Available at: http://docs.cntd.ru/ document/420359173#1 (accessed: 18.11.2018). (In Russ.)
7. Decree of the President of the Russian Federation dated 07.05.2018 № 204. About national purposes and strategic tasks of the Russian Federation development for the period up
to 2024. [online]. Available at: http://pravo. gov.ru/proxy/ips/?docbody=&firstDoc=1&last-Doc=1&nd=102468157 (accessed: 18.11.2018). (In Russ.)
8. Federal state educational standard. [online]. Available at: http://government.ru/docs/9282/ (accessed: ). (In Russ.)
9. Aldoshina, M. I., 2018. The formation of entrepreneurial competencies of students when in the interaction of education, science and production (on the basis of educational pedagogy A. S. Makarenko). Russian and foreign pedagogy, Vol. 1, No 3 (50), pp. 84-97. (In Russ.)
10. Grass, T. P., Petrishchev, V. I., Kolesnikova, Yu. N., 2017. Entrepreneurship activity as a way of migrant resocialization in the USA and in Germany. Bulletin KGPUB, 1 ( 39), pp. 18. (In Russ.)
11. Slastenin, V. A., Isaev, I. F., Shiaynov, E. N., 2007. Pedagogics: Text-book for Senior Students. Moscow: Akademia Publ., 319 p. (In Russ.)
12. European Parliament and the Council. Recommendation of the European Parliament and of the Council of 23 April 2008 on the establishment of the European Qualifications Framework for lifelong learning. Official Journal of the European Union. [online]. Available at: https://ec.europa.eu/plo-teus/sites/eac-eqf/files/journal_en.pdf (accessed: 18.11.2018). (In Eng.)
13. Furnham, A., Cleare, A., 1988. School children's conceptions of economies: Prices, wages, investments and strikes. J. of Economic Psychol., 9, pp. 467-479. (In Eng.)
14. Grass, T. P., Petrishchev, V. I., Lefler, N. O., 2017. Peculiarities of Social Psychological and Economic Adaptation Of Pupils From The Migrant Families In The City Of Krasnoyarsk In Siberian Region. Regional Science Inquiry, Hellenic
Association of Regional Scientists, Vol. 0 (2), pp. 177-185. (In Eng.)
15. Gregg, H., 2011. Weltz Introduction National youth vocational education and training Case Study. U.S.A. «Youth vocational educational and training in the U.S.A.», pp. 24-28. (In Eng.)
16. Hahn, A., Leavitt, T. D., Horvat, E. M., Davis, J. E., 2004. Life after YouthBuild: 900 Youth-Build graduates reflect on their lives, dreams, and experiences. Somerville, MA: YouthBuild USA Publ. (In Eng.)
17. Johannisson, J. A., 1991. University training for entrepreneurship: Swedish approaches. En-trepreneurship and Regional Development, 3, 1, pp. 67-82. (In Eng.)
18. Komarkova, I., Gagliardi, D., Conrads, J., Collado, A., 2015. Entrepreneurship Competence: An Overview of Existing Concepts, Policies and Initiatives. Final Report of European Commission, Luxembourg: Publications Office of the European Union Publ., 162 p. (In Eng.)
19. Kourilsky, M. L., Carlson, S. R., 2000. Entrepreneurship education for youth: a curricu-lar perspective. Entrepreneurship, pp. 193-213. (In Eng.)
20. Levesque, K., et al., 2008. Career and Tech-
nical Education in the United States: 1990 to 2005. NCES, Institute of Education Sciences, U.S. Department of Education. Washington. [online]. Available at: https://nces.ed.gov/pubs2008/2008035.pdf (accessed: 18.11.2018). (In Eng.)
21. Practical Money Skills for Life. [online]. Available at: http://www.practicalmoneyskills. com (accessed: 18.11.2018). (In Eng.)
22. Sloan, Willona M., 2012. Should schools teach financial literacy? Education Update, 54 (8), pp. 1-7. (In Eng.)
23. Stacey, B. G., 1982. Economic socialization in the pre-adult years. British Journal of Social Psychology, 21 (2), pp. 159-173. (In Eng.)
24. Webley, P., Nyhus, E. K., 2006. Parents' influence on children's future orientation and saving. Journal of Economic Psychology, Vol. 27 (1), pp. 140-164. (In Eng.)
25. White, S., Kenyon, P., 2001. Initiatives for the development of enterprise action and strategies. Geneva, p. 7. (In Eng.)
26. Zhiqun Zhao. School-enterprise Cooperation in China's Vocational Education and Training. [online]. Available at: http://www.jachina. org/jachina_en/index.html (accessed: 18.11.2018). (In Eng.)
Submitted 16.12.2018