Научная статья на тему 'Формирование культуры предпринимательства подрастающих поколений в общеобразовательной школе развитых англоязычных стран'

Формирование культуры предпринимательства подрастающих поколений в общеобразовательной школе развитых англоязычных стран Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
438
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / ШКОЛЬНИК / РАЗВИТЫЕ АНГЛОЯЗЫЧНЫЕ СТРАНЫ / ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА / УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ / ENTREPRENEURSHIP CULTURE FORMATION / SCHOOL STUDENT / DEVELOPED ENGLISH-SPEAKING COUNTRIES / REGULAR SCHOOL / CURRICULA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Грасс Татьяна Петровна

В статье рассматривается содержание процесса формирования культуры предпринимательства у подрастающих поколений в общеобразовательной школе развитых англоязычных стран. Отмечается, что средняя общеобразовательная школа во всех странах поощряет предпринимательское экспериментирование учащихся через разработку и выполнение проектов; организацию минии виртуальных компаний, выпускающих конкретные продукты или оказывающих услуги местному населению общин. Описываются особенности содержания процесса формирования культуры предпринимательства у подростков в школах каждой из стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Грасс Татьяна Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF ENTREPRENEURSHIP CULTURE OF THE YOUNGER GENERATION IN REGULAR SCHOOL IN DEVELOPED ENGLISH -SPEAKING COUNTRIES

The paper considers the content of entrepreneurship culture formation process of the younger generation in regular schools in developed English-speaking countries. The paper points out that regular schools in every country promote students' entrepreneurship experimentation through the development and fulfillment of projects and through the setting up of mini and virtual companies producing concrete products and delivering services to local population in communities. The paper also describes the peculiarities of the content of entrepreneurship culture formation process of teenagers in schools in each country.

Текст научной работы на тему «Формирование культуры предпринимательства подрастающих поколений в общеобразовательной школе развитых англоязычных стран»

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ПРЕДПРИНИ МАТЕ Л ЬСТВА ПОДРАСТАЮЩИХ ПОКОЛЕНИЙ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ РАЗВИТЫХ АНГЛОЯЗЫЧНЫХ СТРАН1

THE FORMATION OF ENTREPRENEURSHIP CULTURE OFTHE YOUNGER GENERATION IN REGULAR SCHOOL IN DEVELOPED ENGLISH-SPEAKING COUNTRIES

Т.П. Грасс

Т.P. Grass

Формирование культуры предпринимательства, школьник, развитые англоязычные страны, общеобразовательная школа, учебные программы. В статье рассматривается содержание процесса формирования культуры предпринимательства у подрастающих поколений в общеобразовательной школе развитых англоязычных стран. Отмечается, что средняя общеобразовательная школа во всех странах поощряет предпринимательское экспериментирование учащихся через разработку и выполнение проектов; организацию мини- и виртуальных компаний, выпускающих конкретные продукты или оказывающих услуги местному населению общин. Описываются особенности содержания процесса формирования культуры предпринимательства у подростков в школах каждой из стран.

Entrepreneurship culture formation, school student, developed English-speaking countries, regular school, curricula.

The paper considers the content of entrepreneurship culture formation process of the younger generation in regular schools in developed English-speaking countries. The paper points out that regular schools in every country promote students' entrepreneurship experimentation through the development and fulfillment of projects and through the setting up of mini and virtual companies producing concrete products and delivering services to local population in communities. The paper also describes the peculiarities of the content of entrepreneurship culture formation process of teenagers in schools in each country.

Основной ресурс предпринимательства заключается в людях, ориентированных на создание собственного дела и на разумный риск. На рубеже ХХ-ХХ1 вв. многие развитые англоязычные страны начали испытывать нехватку молодых людей с деловыми качествами, способных работать в компаниях и фирмах, где нет четких инструкций, как вести бизнес, но существует значительная свобода выбора и инициативы. Общеобразовательная школа в этих странах пришла на помощь правительствам и начала большое внимание уделять программам обучения предпринимательству подрастающих поколений.

Еще Джон Дьюи обращал внимание на то, что школа имеет огромный потенциал и «она

может создать в проекте такой тип общества, который нам бы хотелось осуществить. Влияя на умы в этом направлении, мы постепенно изменили бы характер взрослого общества. Будучи важной, активной составляющей общественной среды, школа, несомненно, способствует социализации индивида» [Дьюи, 1923, с. 45]. Важнейшим понятием, по Дьюи, выступает «опыт», который включает все переживания человека: ощущения и мысли, невежество и знание, чувства, привычки, потребности, интересы, любовь и ненависть. Опыт он считает единственным реальным миром подлинных ценностей. Поэтому социальное становление личности, по Дьюи, это не что иное, как постоянная «реконструкция» ее опыта. Вхождение личности в жизнь общества в

<

m

Щ

$9

I %

С И

о

ь

к к

W Рq Н U

Рч < ^

о ^

о о о Q

£ W

н S о

Рч W

о §

к

и

W V S

ь

1-4

<с п

W

с

Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского государственного научного фонда (РГНФ), проект N8 14-06-00084.

S

д

н и

щ

PQ

качестве активного субъекта достигается путем постепенного, осуществляемого с детства шаг за шагом решения отдельных частных социальных проблем в рамках существующего общества. Он отмечает, что опыт-это не плавный, спокойный поток событий, а всегда серия неожиданных ситуаций [Там же, с. 60]. Общеобразовательная школа в развитых англоязычных странах стала уделять особое внимание воспитанию у молодёжи предпринимательских качеств и развитию трудовых навыков на всех этапах образовательного процесса. Для этого в Великобритании, США и Новой Зеландии проводится целенаправленное реформирование национальной системы образования, ориентированное на развитие личной инициативы, формирование культуры и духа предпринимательства у школьной молодежи. При этом предприимчивость рассматривается как важнейшая составляющая успеха, проявляющаяся в личной инициативе, сопровождаемой активным участием учащихся в социальной, экономической и культурной жизни этих стран.

Формирование культуры предпринимательства у подрастающих поколений в школах иссле-дуемых стран зависит, прежде всего, отсоциально-экономического и социально-культурного уровня каждой из этих стран. До конца XX в. система обучения школьной молодежи в развитых англоязычных странах была недостаточно гибкой, не знакомила молодежь с реалиями экономической жизни этих стран, недостаточно ориентировала на профессии.

Средняя общеобразовательная школа поощряет предпринимательское экспериментирование учащихся через разработку и выполнение проектов; организацию мини- и виртуальных компаний, выпускающих конкретные продукты или оказывающих определенные услуги (например, изготовление праздничных открыток, уборка мусора, программных продуктов и т.п.); метод моделирования, направленный на формирование умений генерировать предпринимательские идеи; воспитывает дух новаторства и стремление к успеху, готовит творческого, инициативного молодого человека с ключевыми предпринимательскими компетенциями, спо-

собного эффективно решать проблемы своего трудоустройства, создавать собственный бизнес и принимать грамотные решения по экономическим вопросам. Школа сотрудничаете крупными компаниями и банками, выполняет проекты по их заданию (например, создание оригинальных буклетов для крупных туристических фирм; разрабатывает для местных жителей практические рекомендации по финансовым вкладам, чтобы помочь им разместить свои капиталы в банках под выгодный процент и т.д.). Школа создала вариативные программы нового поколения, развивающие предпринимательское мышление и деловую активность, формируя готовность учащихся к предпринимательской деятельности. В старших классах в учебном плане появились новые учебные предметы («Бизнес-образование», «Основы предпринимательства» и т.п.), элективные курсы («Финансовая грамотность», «Секреты малого бизнеса», «Советы по управлению бизнесом»), отражающие тип профилизации, которая способствует экономическому анализу различных ситуаций в предпринимательской деятельности.

Школа, будучи социальным институтом, в котором культивируются главным образом ценности и нормы среднего класса, отличающиеся от социальных ценностей и норм семей малоимущего населения, реализовывала учебные программы, не учитывающие потребностей детей из этих слоев населения. Учебные программы оказывались для них сложными, поскольку были основаны на принципе инвариантности, т.е. традиционной системы обучения.

На протяжении многих лет продолжаются поиски по улучшению содержания учебных программ, кадрового состава и кардинальному изменению атмосферы государственной средней школы.

Один из реформаторов школы в Великобритании Дэвид Харгривс, подвергавший критике содержание учебных программ еще в 80-х гг. прошлого века, в конце XX в. выступил с концепцией создания инновационной среды в государственной школе, которая могла бы помочь ей не только выжить в конкурентной борьбе с други-

ми странами в сфере школьного образования, но и достичь реальных высоких результатов. Суть его концепции заключалась в том, что Великобритании необходимы школы, генерирующие новые знания, которые могли бы кардинально изменить природу школы. К данной идеи он пришел, ознакомившись с материалами японских специалистов Икудзиро Нонако и Хирота-ка Такеучи, которые поделились своим секретом о том, как японским компаниям удалось достичь такого фантастического успеха в производстве различных видов продукции (автомашин, Ы^есИ-оборудования и т.п.). Оказалось, что этот успех напрямую связан с умением генерировать новые знания промышленными компаниями, которые впоследствии они эффективно используют в продукте и технологиях. Заинтересовавшись открытием японских специалистов, профессор Д. Харгривс решает перенести аналогичный японский метод на британскую школу для фундаментального прорыва школы нового тысячелетия в организационном и содержательном аспектах. Создать инновационную, педагогическую среду, генерирующую новые знания. Свою концепцию он базирует на четырех принципах.

1. Необходимость проведения аттестации-педагогического персонала. По утверждению Харгривса, учителя зачастую не подозревают, в чем они слабы. Автор подчеркивает, что в ряде школ наблюдается отсутствие межличностных отношений между педагогами. Он считает, что назрела необходимость создания специальных картин интеллектуально-творческого потенциала, отражающих те предметные области, в которых тот или иной педагог особенно силен.

2. Управление процессом развития профессиональных компетенций педагога. В последнее время стало очевидным, что исследования ученых в области образования оказывают незначительную практическую помощь учителям. В этом случае, по мысли Харгривса, учителя-практики должны стать основным источником создания конкурентных преимуществ на основе знаний.

3. Легализация созданного профессионального ресурса. Автор утверждает, что ресурс основан на личном понимании практики, на оценке

группы профессионалов и потребителей, на научных доказательствах и т.д.

4. Распространение результатов созданного научными работниками профессионального ресурса для учителей школ.

Харгривз утверждает, что методисты в университетах недовольны тем, что школы крайне мало внедряют их разработки и рекомендации в учебном процессе [Hargreaves, 1999].

В докладе департамента труда США от 2013 г. «Какие требования мир труда предъявляет к школе?» показано, что эффективное поведение школьников включает ключевые компетенции и группу базовых навыков и личностных качеств. Эти навыки необходимы всем учащимся, оканчивающим среднюю школу. Наиболее успешно они формируются при непосредственном включении старшеклассников в производственные отношения на реальном рабочем месте. К ключевым компетенция относятся умения: эффективно работать с ресурсами; в коллективе с клиентами, в условиях поликультурного окружения; находить нужную информацию, пользоваться компьютером; понимать социальные, организационные, технологические системы, корректировать их деятельность; работать с разными технологиями и технологическим оборудованием [Annual..., 2009].

Анализ вариативных форм обучения, которые реализуются в школах, показал, что именно вариативные программы нового типа устраняют однообразность. Соответственно, необходимость вариативности предпринимательского образования в школах развитых англоязычных стран можно рассматривать как условие, которое обеспечивает возможность применения таких моделей и технологий обучения предпринимательству, как деятельное (реальные и имитационные мини-предприятия), модульное обучение, общешкольные подходы, которые характеризуются межпредметной интеграцией, позволяющей развивать предпринимательские знания, т.е. предпринимательскую грамотность как обязательный элемент предпринимательской культуры, а также предпринимательские навыки.

ч

с m

о

ь

к Щ

w m н о

Рч <

о ^ о о

о я

2S

W

н S о

Рч

W

0

1

к %

о

W V S

ь

1-4

<с п

W

с

13'

S

X

Н U

м

Содержание процесса формирования культуры предпринимательства в школах развитых англоязычных странах строится на основе социокультурных и экономических условий каждой из них.

В нынешнем тысячелетии Великобритания рассматривает предприимчивость и формирование культуры предпринимательства как главную стратегию образования подрастающих поколений, ибо именно предприимчивость граждан и их активная гражданская позиция являются залогом экономического процветания этой страны и социального благополучия населения. Британское правительство справедливо считает, что в XXI в. востребована новая модель обучения, которая позволит готовить творческого, инициативного молодого человека с ключевыми компетенциями, способного эффективно решать проблемы своего трудоустройства, создавать собственный бизнес и принимать грамотные решения по экономическим вопросам. Поэтому оно осуществляет стратегическую политику по формированию нового социального заказа, ориентированного на подготовку такого молодого человека.

Во второй декаде XXI в. реформирование системы школьного образования в Великобритании осуществляется с помощью реализации предпринимательского образования, развития личной инициативы, формирования культуры предпринимательства у школьников. Такая политика приводит к тому, что школы повсеместно внедряют программы предпринимательского образования на основе компетентностного подхода.

Сегодня рынок труда требует нового выпускника школы, который не просто обладает знаниями и навыками, ему нужны молодые люди, ориентированные на решение реальных задач, стоящих перед этим обществом. Другими словами, школьники должны получить инструмент, с помощью которого они могли бы быстрее адаптироваться к новым ситуациям. Оказывается, что таким инструментом в значительной степени является компетентностный подход в предпринимательском образовании [Грасс, 2014].

Этот подход базируется на знаниях, которые в практической предпринимательской деятельности трансформируются в навыки и умения. Не-

посредственным результатом реализации предпринимательского образования на основе этого подхода является формирование предпринимательских компетенций. Отличие компетентностного от традиционного подхода заключается в значительном усилении практической направленности образования, связи школьного образования с жизнью и бизнесом.

В британских средних школах содержание процесса формирования культуры предпринимательства у школьников имеет свои особенности.

Здесь широко распространена практика организации школьного ученического предприятия. Это реальное производство (автосервис, строительная компания, издательская фирма, служба сервиса), где учащиеся приобретают трудовые умения и навыки и одновременно совершенствуют общеобразовательную подготовку. Кроме этих форм, широко используются стажировка учащихся, а также наблюдение за работой опытных сотрудников 0'оЬ5|1ас1о\л/т§). Во время наблюдений за работой персонала школьник анализирует задания, которые выполняет работник, а также взаимоотношения людей на рабочем месте. Несомненно, обучение трудовым навыкам и предпринимательское образование направлены прежде всего на то, чтобы молодежь лучше была подготовлена к миру труда: использовала возможности приобретения прямого опыта работы (с помощью опыта работы или подработок, разнообразных видов деятельности в школах или обучения по программам профессионально-технического контекста), развивала ключевые умения, которые необходимы для предпринимательства и нахождения работы, лучшего понимания экономики, предприимчивости и предпринимательства, личного финансового положения, структуры организации бизнеса и того, как нужно работать [Петрищев, Грасс, 2011, с. 145].

«Обучение предприимчивости и культуре предпринимательства - это учебная программа с ориентацией на предприимчивость и педагогический опыт, позволяющий молодежи исследовать и рассматривать возможность самозанятости, которая становится важной составляющей учебных

планов образовательных учреждений и институтов повышения квалификации во всем мире» [Там же, с. 179]. Одной из задач общеобразовательная школа в развитых англоязычных странах считает объединение предприимчивости с практической деятельностью в процессе обучения предпринимательству подрастающих поколений.

В американских общеобразовательных школах формирование культуры предпринимательства у школьников осуществляется через образовательные дисциплины, традиционные и вариативные формы обучения на практических занятиях непосредственно в фирмах или на производстве. Широко применяются поисково-исследовательские методы, деловые игры, выполнение проектов, организуется предпринимательская деятельность.

Соединенные Штаты Америки всегда уделяли большое внимание развитию предпринимательского мышления и деловой активности школьной молодежи, реализуя разнообразные программы и проекты по обучению предпринимательству в средних школах.

В школу приглашают успешных предпринимателей, которые знакомят учащихся с этой профессией. Они объясняют технологии создания собственного дела, раскрывают основные факторы, способствующие и определяющие успешность бизнеса. Предприниматели учат школьников развивать навыки творческой самостоятельной работы на уроке, принимать самостоятельные решения, разрабатывать бизнес-план, помогают им в продвижении от идеи до продукта и его продажи. Таким образом, эта практико-ориентированная модель приобщает школьную молодежь к основам предпринимательства, обеспечивая ей возможность работы.

Во многих школах формы профессиональной подготовки школьников диверсифицированы. Одной из распространенных форм является сочетание работы с обучением в школе (а\люгк-Б1:ис1урго§гат). По словам Т.Л. Кремневой, «каждое учебное заведение имеет широкие права и возможности для адаптации общих требований к условиям и особенностям своего учебного заведения» [Кремнева, 1999].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В школах Новой Зеландии процесс формирования культуры предпринимательства у подростков осуществляется с помощью разных программ с предпринимательской компонентой. Многие программы ориентированы на конкретный возраст подростков. Большинство из них, естественно, предназначены для старшего школьного возраста.

Например, «Программа молодежного предпринимательства, предназначенная для старшеклассников», программы «Обучение старшеклассников управлению финансами», «Обучающее звено предпринимательства» (трехдневная программа по обучению старших школьников бизнес-планированию). Основной целью данных программ являются знакомство с системой экономических отношений, обучение основам предпринимательской деятельности. Ключевая идея заключается в практическом формировании навыков предприимчивости и культуры предпринимательства, в умении создавать, управлять и развивать свой бизнес, в воспитании ответственности, коммуникабельности и уверенности в собственных силах. В старших классах представления у школьников о профессии предпринимателя более или менее уже точны и определенны. Подростки нередко проявляют инициативу, у них возникают инновационные предпринимательские идеи.

Предпринимательской успешности школьников способствует программа «Молодежное предпринимательство», организующая практические бизнес-тренинги в 162 средних новозеландских образовательных школах для 2 ООО старшеклассников в возрасте 16-17 лет.

Подобные тренинги проводятся в течение 5 дней либо в школе, либо на выезде в каком-нибудь молодежном лагере. Данная программа включает ряд структурных профессиональных модулей, ориентированных исключительно на создание малого бизнеса в условиях новозеландского общества. Она включает два аспекта: теоретический и практический.

К теоретическому аспекту можно отнести занятия по предметам экономического цикла (бухгалтерский учет, маркетинг, экономика и

<С £

С т

о

ь

к ^

м т н о

Рч

о ^ о о

О Й

3

м н к о

Рч

м

0

1

к

а

«

о м

V

к

ь

1-4

<с «

м с

X

н и

щ м

т.п.), знакомство с экономическими категориями и т.д. Подростков учат тому, что во многом конкурентоспособность их компании будет зависеть прежде всего от правильного и грамотного управления, разработки долгосрочной стратегии развития, умения распределять и составлять бизнес-планы, принимать конкретные решения по вопросам, связанным с созданием и развитием собственного бизнеса. Серьезность программы заключается в том, что при моделировании реального бизнеса в ходе тренинга учащихся обучают системному подходу к формированию предприимчивости и культуры предпринимательства. Смоделированная бизнес-среда формирует у учащихся определенные предпринимательские компетенции, базовые экономические знания, креативность, умение работать в команде и ряд других личностных качеств.

Практика показала, что реализация подобных программ в новозеландских школах имеет огромное воспитательное значение для самих учащихся, поскольку они приобретают необходимые им предпринимательские знания, навыки, деловые качества, организаторские умения, креативность, уверенность в себе. У них воспитывается чувство гордости за созданную ими продукцию и ее реализацию. Кроме того, подобные программы позволяют решать проблемы осознанного выбора будущей трудовой деятельности учащейся молодежи [Грасс, 2011].

Если рассматривать программу «Молодежное предпринимательство» с педагогической точки зрения, то становится очевидным ее практическая значимость. Она прививает школьникам необходимые навыки и знания в области экономики, менеджмента и предпринимательства, помогает видеть динамику разви-

тия бизнеса, «пощупать его изнутри», попробовать свои силы в создании собственного дела. Учитель-ментор, будучи центральной фигурой в этих бизнес-проектах, приобщая учащегося к деловой активности, знакомит его с предпринимательской деятельностью, дает шанс проверить свои возможности в этой сфере, способствует его более действенной профориентации.

В заключение следует отметить, что школы в развитых англоязычных странах системно формируют культуру предпринимательства у подрастающих поколений, что конкретно проявляется в росте малых предприятий, открытых молодыми людьми.

Библиографический список

1. Грасс Т.П. Компетентность^ подходе предпринимательском образовании школьной молодежи в Великобритании // Сибирский педагогический журнал. 2014. № 6. С. 216.

2. Грасс Т.П. Экономическая социализация подрастающих поколений в развитых странах / Lambert Academic Publishing. Германия, 2011. С. 116.

3. Дьюи Дж. Введение в философию. М.: Госиздат, 1923.

4. Кремнева Т.Л. Подготовка социальных работников в Великобритании: автореф. дис.... д-ра пед. наук. М., 1999. С. 31.

5. Петрищев В.И., Грасс Т.П. Предпринимательство как фактор экономической социализации школьной молодежи (на примере России и зарубежных стран). Красноярск, 2011.

6. Annual Report to the President. January 13. 2009.

7. Hargreaves D.H. The knowledge-creating school // British Journal of Educational Studies. 1999. 47(2). P. 122-144.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.