Научная статья на тему 'Взаимодействие семьи, школы и общества в условиях вечерней школы'

Взаимодействие семьи, школы и общества в условиях вечерней школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
306
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
«ТРУДНЫЕ» ПОДРОСТКИ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ / ШКОЛЫ И ОБЩЕСТВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сотникова Татьяна Сергеевна, Николаева Мария Степановна, Менякова Феодосия Егоровна

В статье обсуждается реализация программы духовно-нравственного воспитания трудных подростков, рассчитанной на обучающихся 9–12-х классов вечерней (сменной) общеобразовательной школы. Приводится обоснование Программы, учитывающей особенности контингента вечерней школы, а также результаты ее реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие семьи, школы и общества в условиях вечерней школы»

ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ

В данном случае такие темы создаются для индивидуальных заданий или контроля изученного материала.

Деятельность учеников электронного образовательного ресурса время от времени необходимо активизировать. Для этого ставятся проблемные вопросы, на которые, первоначально, отвечает сам учитель, как бы предлагая развернуть дальнейшую дискуссию.

Данный электронный образовательный ресурс «English language» содержит теоретический и практический материал, а также много дополнительной информации. эОР «English language» может применяться как для дистанционного обучения учащихся средней школы английскому языку, так и для использования в качестве дополнительного учебного материала на уроках.

Созданный электронный образовательный ресурс

«English language», является эффективным пособием

для достижения нового качества знаний.

Литература

1. Ефременко А. В. Применение информационных технологий // Иностранные языки в школе. 2007.- № 8. С.18-21.

2. Пидкасистый П. И. Тыщенко О. Б. Компьютерные технологии в системе дистанционного обучения // Педагогические технологии.- 2004. № 5. С.7-12.

3. Роберт И. В. Современные информационные технологии в образовании. М.: Школа-Пресс, 2010.- 179 с.

4. Хуторской А. В. Современная дидактика. 2-е изд. М.: Высшая школа, 2009.- 639 с.

J

Сотникова Татьяна Сергеевна

директор

Николаева Мария Степановна

зам.директора по учебно-воспитательной работе Менякова Феодосия Егоровна

социальный педагог МБОУ В (С) ОШ Олекминского района Республика Саха (Якутия), г. Олекминск E-mail: vecherka_olekma@mail.ru

V.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ, ШКОЛЫ И ОБЩЕСТВА В УСЛОВИЯХ ВЕЧЕРНЕЙ ШКОЛЫ

Л

г

Аннотация. В статье обсуждается реализация программы духовно-нравственного воспитания трудных подростков, рассчитанной на обучающихся 9-12-х классов вечерней (сменной) общеобразовательной школы. Приводится обоснование Программы, учитывающей особенности контингента вечерней школы, а также результаты ее реализации.

Ключевые слова: «трудные» подростки, духовно-нравственная реабилитация, педагогическая диагностика, взаимодействие семьи, школы и общества

«Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего - люди. Из них на первом месте родители и педагоги»

А. С. Макаренко

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем современного общества. Характерными причинами сложной ситуации явились: отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, спад культурно-досуговой деятельности с детьми и молодежью; отсутствие патриотического воспитания и некоторые другие. На фоне пропаганды средствами массовой информации жестокости и насилия, рекламы алкогольной продукции

и табачных изделий ситуация ещё более осложняется: представления детей о главных человеческих духовных ценностях вытесняются материальными, и соответственно среди желаний детей преобладают узколичные, «продовольственно-вещевые» по характеру, формируются вредные привычки. Существенную роль в приобретении детьми лучших человеческих качеств играет личный пример родителей, их труд, знания, моральный облик. Все, что видит и чувствует ребенок в ранние годы, оставляет в его сознании глубокий неизгладимый след.

Перед семьей, общеобразовательной школой стоит задача воспитания ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2013

47

ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ

свою деятельность в со ответствии с интересам и о кружа-ющих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств и качеств личности школьника. этого можно достичь только в процессе постоянного взаимодействия образовательной системы с представителями культуры, здра-воохранени я, всех за инткресованных ведомств и общественных организаций, с родителями и работодателями.

Качественно новые сартнерские отношения соци -ума, семьи и школы являются неотъемлемой частью общеео учебно-воспитательного процесса, всущесс-вляемого в системе совр еменного образован ия. Особе нно сто актуально при работе с так называемыми «трудными детьми», котсрые составляют основной контингент учащихся МБОУ «<Вечерняя (сменная) общкобраооеаткльная шмолт».

Характеристика контингента:

• подростки из многодетных, неполных, неблагополучных семей, сироты, опекаемые;

• подростки, состоящие но роз ных видах учето (КДН, ППСК, ОШК), условно осужденные и находящиеся под яледствием;

• молодые мамы;

• работающая молодежа.

МБОУ «<Веоерняя (сменная) общеобразовательнам школо»>, кан любая вечерняя школа, стато вится еестот иноелликтуагпзноьй и нравственной реаЯил итации «трудных» учащихся: ориттчных и с обостренным чуеством собственного достоинства, педагогически запущенных, с асоциальным пмведение». Осторгнутык дети ищут пристанища том, где; их свараювся понмть и принять как личности, подающие положительные надежды.

Главная миссия педа гогов втчмрней школы - обе-стеч ение конституяооннтго правт на получение общего образования для граждан, по различным причинам отставших от своего возрастного образовательного

потока и желающих возобновить обучение и воспитание, нацеленн ого нс разяитие у пкдростков проявле ний духовности,- ортьнтивованного на доброту, любовь,

уважейик к другим , вострадание, сочувствие, ото составляет основу ценностных ориентиров, определяющих смысл жизни человека как непрерывное духовно- нравственное его совесшенствовани е.

С целью предупреждения и преодоления проблем трудновоспитуемого подростка разработана Программа дсхотно-нравствнннкго воспиттн ия «<Подросток», коттр ая направлена на решение многих важных задач коррекции, развития, социализации, станослеиия граяданствинности личности детей ««групаы риска»». Пр ограмма предполагает педагогическую диагностику, включение воспитуемого в систему ответственных осаошений с обществом и гол-лекгивом, пхи влвчение дтткй «группы риска»> ксооиальсо ценной деятельности с учетом положительных качеств, сил, способностсй. Процесс воспитания «проблемных» учащихся н тколе ооноваи, прежде всего, на общих педологических принципах организации воспитательной работы в образьвательном учреждевии. Вместе с тем, он им кет ряд отобенностей, тоторые нашли отражение в этой программе, в частности: в подходе к структуре планирования, в организации индивидуяльн ой рабовм с учащи миоя.

Вне вышевказанное учитывалось прв составлении нашей программы духовно-нравственного воспитания трудных подростков, рассчитанной на обучающихся 9-12-т класков.

Цель программы:

• обеспечить духовно-нравственную реабилитацию «трудных» подростков в условиях обучения и воспитания путем взаимодействия семьи, школы и общества.

Задачи:

• Организация в школе открытого информационного образовательного пространства.

• Создание условий для социально- психолого-педагогической реабилитации «трудных» подростков и подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию, их семей и дальнейшего развития личности ребенка и его самореализации, социальная защита подростков.

• Профилактика правонарушений, алкоголизма, наркомании, токсикомании; решение воспитательных задач по укреплению связи поколений в семье, развитию нравственности и духовности; на развитие чувства ответственности; на развитие гражданской ответственности.

• Создание среды, охватывающей психический, нравственный аспекты жизни школьника.

• Создание учебно-мотивационной среды с целью развития кругозора детей, повышения информационной культуры обучающихся и педагогов.

• Вовлечение «трудных» подростков в жизнедеятельность школы: развитие самоуправления, творческого потенциала.

• Повышение мастерства педагогических работников, работающих с «трудными» подростками.

• Укрепление мвтериально-техни ческого обеспечения школы с целью модернизации и оптимизации проведения учебно-воспитательного процесса.

Программа духовня-нравственного воспитання

школьников в МБОУ «В (С) ОШ» «Твой образ жизни» сключает в себядеятельность следующих служб:

• Соки алвно-правовая служба «Я - гражданин»

48

Муницопальнме образование:инноваци1 ииэксверимент №3, 2013

ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ

• Центр профориентации «Вектор»

• Социально-психологическая служба «Контакт»

• Программа «Школа - территория здорового образа жизни»

• Программа профилактики аддиктивного поведении «Спасательный круг»

Участники программы:

• дети, подростки и молодежь, обучающиеся МБОУ «В (С) ОШ», и их семьи;

• педагогические работники МБОУ «В (С) ОШ»;

• специалисты КДН, ПДН, районной прокуратуры, отдел семьи, опеки и попечительства, ЦТ и ЗН, врачи - гинекологи, наркологи и другие.

Сроки реализации программы: 2011-2013 гг.

Эффективность реализации Программы оценивается по показателям, характеризующим состояние и динамику профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Оценкой эффективности реализации Программы могут служить следующие критерии:

• сокращение числа детей, находящихся в социально опасном положении;

• сокращение числа детей, состоящих на учете в ПДН и КДН;

• сокращение количества материалов, передаваемых в суды по уголовным делам;

• снижение роста преступности несовершеннолетних;

• снижение уровня безнадзорности и беспризорности детей;

• совершенствование гражданско-патриотического воспитания;

• укрепление психологического и духовного здоровья.

За год работы программы мы добились следующих

результатов:

Создано открытое информационное пространство с использованием интернет по общеобразовательному учреждению. Сайт школы регулярно посещают педагоги и обучающиеся.

В образовательном процессе активно используются информационные технологии, что приводит к повышению количества и качества проводимых мероприятий.

Педагоги школы создали виртуальную копилку методических разработок по реализации программ духовно-нравственного воспитания, которая включает в себя циклы «ЗОЖ», «Гражданско-патриотическое воспитание», планируется расширить тематику разработок. эти методички интересны и ценны не только для детей, но и для их родителей.

За год проведено 3 родительских собрания по проблемам духовно-нравственного воспитания с охватом 25 человек, что для вечерней школы является неплохим показателем.

Социально-психологическая служба «Контакт» занимается поддержкой и реабилитацией «трудных» подростков и подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию. Это диагностика, организация психологических тренингов, психологическая поддержка молодым людям. Составлены психологические характеристики обучающихся «группы риска».

Значительно снизилось количество обучающихся, состоящих на разных видах учета.

Социально-правовая служба «Я - гражданин» оказывает помощь в оформлении пенсии подросткам, оставшимся без родителей.

Центр профориентации «Вектор» ориентирует подростков на рынке труда, содействует в поиске постоянной и временной работы. Проведен обзор рабочих профессий и учебных заведений, классными руководителями проведены часы общения «Выбор профессии -дело серьезное», «Рынок труда в России», обучающиеся 9 и 12 классов с интересом участвовали в Ярмарке профессий и учебных мест.

Благодаря активному сотрудничеству с Центром труда и занятости населения 4 обучающихся школы прошли курсы парикмахеров, 3 получили свидетельства продавцов промышленных товаров.

Всего этого нельзя достичь без сотрудничества семьи, школы и общества. Положительные промежуточные результаты реализации программы дают надежду, что все ранее отмеченные проблемы будут успешно решены.

Состоящие на учете

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2013

49

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.