Научная статья на тему 'Сущность управления качеством воспитательного процесса в вечерней (сменной) общеобразовательной школе'

Сущность управления качеством воспитательного процесса в вечерней (сменной) общеобразовательной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
346
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Турани Лариса Валерьевна

В статье содержатся основные идеи по определению сущности управления качеством воспитательного процесса в вечерней (сменной) общеобразовательной школе. Автор обращается к проблеме качества воспитания именно в данной школе, так как социально-педагогические особенности учащихся должны не провоцировать отклонения в поведении, а позволять каждому обучающемуся решать образовательные задачи в доступной форме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сущность управления качеством воспитательного процесса в вечерней (сменной) общеобразовательной школе»

Сущность управления качеством воспитательного процесса..,

JI.B. Турани

СУЩНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ВОСПИ ATE ИЬНОГО ПРОЦЕССА В ВЕЧЕРНЕЙ (СМЕННОЙ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Ппеамбула. В статье содержатся основные иоеи по определению сущности управления качество/л воспитательного процесса в вечерней <сменной\) общеобразовательной школе.

Автор обращается к проблеме качества воспитания именно в данной школе. так как со-циалъно-педагигические особенности учащихся должны не провоцировать отклонения в поведении, и позволять каждому обучающемуся решать образовательные задачи в доступной форме.

Для определения сущности управления качеством воспитательного процесса вечерней (сменной') общеобразовательной школы, необходимо прежде всего, определить основное назначение данного типа образовательною учреждения. Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа, обучая взрослых людей, смягчает несоответствие между общеобразовательным уровнем взрослого населения, в первую очередь работающей молодежи, и государственным общеобразовательным минимумом для школьников. Давая без отрыва от работы неполное и полное среднее образование взоослым людям, не получившим его в прошлом, а также юношам и девушкам, прервавшим по каким-либо причинам учебу в средней общеобразовательной школе, ве Чсфняя (сменная) общеобразовательная школа обеспечивает им возможность поступления в средние специальные и высшие учебные заведения. Таким образом, вечерняя (сменная) об-щеооразовательная школа способствует повышению общеобразовательного и культурного уровня населения страны и создает всем трудящимся независимо от возраста возможности ^дя продолжения образования.

В результате реформ в 90-х голах в системе российского образования произошла недооценка специфических средств и целей воспитания-в отличие от обучения отрицалась необходимость системы воспитания в школе. Следствием этого стал бурный рост социальной патологии в детской и молодежной среде. По определению Министерства образования возник мощ-

ный дестабилизирующий фактор длительного действия, который угрожает социальной безопасности Ш.

Обострение внимания исследователей и пе-дагогоь-пракгиков к проблемам социальной поддержки и реабилитации молодежи обусловлено резким увеличением за последние годы количества детей и подростков, попадающих в жизненные экстремальные ситуации (распад семей, лишение родительского попечительства, вынужденная миграция и т.п.), неизбежным следствием которых является социальная дезадаптация Такие подростки составляют основной контингент мчащихся вечерних (сменных) общеобразовательных школ. Можно выделить социально-педагогические особенности учащихся данной школы.

-низкая педагогическая состоятельность и социальный статус большинства семей учащихся;

- педагогическая запущенность (стойкая неуспеваемость. переориентация интересов на внешкольное oкpvжeниe- »пкольные конфликты, нео-бученность и необразованность);

- неадекватное поведение (неуправляемость поведения и низкий самоконтроль, имитация или устойчивость асоциальных форм подросткового/молодежного поведения, поведенческие реакции в виде отказа, угроз);

- трудности общения, обусловленные нерешительностью, обидчивостью, презрением, страхом, неравноправием, стыдом за себя или близких;

- трудовая изоляция подростков и молодежи (отсутствует трудовая мотивация, создаются ограничения профессионального роста из-за отсутствия необходимого образовательного уровня, предоставляются рабочие места, требующие низкой квалификации). Особенности контингента вечерней (сменной) общеобразовательной школы требуют нового научно-методического осмысления, разработки целесообразных учебных планов, методик и программ с учетом специфики различных форм обучения и создания

©Л.В. Турани, 2007

65

системы управления качеством воспитательного процесса.

Для характеристики воспитательного про цесса как системы с высоким уровнем целостности, сочетающей в себе процессы нормативного функционирования с постоянным развитием всех переменных компонентов, мы используем критерии оценки воспитательного процесса, которые выделяют Н.П. Капустин, П.И. Третьяков, Т.И. Шамова. Вводятся два критерия: критерий оценки эффективности воспитательного процесса и критерий оценки действенности оезучьтата, т.е. соответствие результата целям. По мнению данных авторов, показателями оценки эффективности воспитательного процесса являются:

- высокий уровень целостности системы: наличие и качество целей, содержания, основных воспитательных форм, использование современных воспитательных технологий, необходимые условия и измерители процесса и его результатов;

- наличие инновации в воспитательном процессе;

- демократический стиль управления развисая система ученического самоуправления;

- гуманистический характер отношений в коллективе,

- использование в воспитательном процессе внешних социокультурных, образовательных центров:

- взаимодействие и сотрудничество школы и родителей;

- отслеживание результатов воспитания.

Показатели оценки действенности результата:

-удовлетворенность педагогов, учащихся, родителей организацией жизнедеятельности в образовательном учреждении;

- соответствие поведения учащихся установленным нормам внутришкольной жизни;

- сохранение здоровья учащихся;

- организация социальной защиты учащихся [4].

По нашему мнению, указанные критерии оценки эффективности воспитательно!« процесса характеризуют качество управления. Чем выше количественные показатели по каждому критерию, тем выше уровень управления воспитательным процессом.

В.Г. Афанасьев понимает управление воспи-

тательным процессом в вечерней школе как планомерное воздействие на управляемые процессы с целью достижения высокого качества и эффективности [2].

Специфика вечерней (сменной) общеобразовательной школы рассмотрена нами ь трех ракурсах:

- в содержательном: отличие вечерней школы от общеобразовательной;

- в историческом: отличие современной вечерней школы от вечерних школ предыдущих лет в России;

- в региональном: отличие местных вечерних школ от столичных.

В содержательном аспекте отличия обусловлены характеристикой учащихся вечерней (сменной) школы: недостаток опорных знании и умении; пробелы в знаниях и умениях по причине длительного п реоыва в учебе или слабой успеваемости в массовой школе; совмещение учебы с работой; более разносторонний жизненный и производственный опыт- различия учащихся одного и того же класса по возрасту уровню подготовки, мотивам учения, условиям жизни, семейному положению. Также специфика определяется условиями работы вечерней школы: учебные занятия проходят с 8.30 до 21.10 ч. Тем самым школа создает возможности, позволяющие молодому человеку, не нашедшему себя в массовой школе, избрать иной образовательный маршрут.

В историческом аспекге наблюдае^я изменение правового статуса вечерней школы, повышение социализирующего эффекта образования за счет развития школьных резервов. В качестве ведущих направлении следует рассматривать по сравнению с предыдущим периодом следующие:

- повысилась гуманизация содержания образования за счет введения новых предметов (психология, право МХК и др.) и интеграции знаний вокруг лично значимых для учащихся проблем;

- изменилась организация обучения приспособленная к запросам и возможностям молодых людей Г гибкая система обучения в школе, экстернат и др.);

- введена предпрофессиональная и профессиональная подготовка, позволяющая молодым людям адаптироваться к гребованиям рынка;

- повысилась профессиональная компетентность педагогов путем повышения их квалифи-

66

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова, 2007, Том 13

Сущность управления качеством воспитательного процесса.

кагщи;

- изменился количественный состав вечерних школ: с 1990 года по 2005 год в России число школ уменьшилось с 2096 до 1726.

В региональном аспекте специфика вечерних школ заключается в отличии финансирования, учебно-методическом обеспечении, материально-технической базы и организации учебного и воспитательного процессов. В результате четко обозначилось противоречие между социальным назначением вечерней школы, призванной средствами образования содействовать социально-педагогической реабилитации молодых людей и возможностями, которыми она обладает. За последние годы не вышло ни одного пособия, рассматривающего социализирующие возможности вечерней школы. Единственный печатный орган обобщающий творческие поиски учительства журнал «Открытая школа».

В настоящее время концепция качества воспитания тилько складывается: определяются подходы, исследуются различные аспекты качества, разрабатываются его критерии и показатели. Следует отметить, что проблема качества воспитания как научно-теоретическая проблема является достаточно сложной, комплексной.

Опираясь на перечисленные выше измерения и проведенный нами анализ осноьных кон-цетуальных подходов к проблеме качества воспитания можно выделить ведущие идеи концепции качества воспитания:

- - идея 1уманизации, суть которой в переходе от карательного реагирования на различные отклонения в поведении к оказанию всесторонней и своевременной помощи подросткам и молодежи, т.е. восстановление приоритета воспитания перед наказанием; проявление заботливого отношения к каждому ученик^ и в то же время формирование у каждого из них такого же отношения к окружающим;

- идея адаптивности основывается на глубокой дифференциации содержания и форм получения образования, выборе педагогических технологий и форм организации учебно-воспитательного процесса, дозировании учебных нагрузок с учетом не только актуальности, но и потенциального здоровья;

- идея допрофессиональной грамотности и ранней профессионализации раскрывает необходимость научно-обоснованной профориентации, которая нужна не только старшеклассникам,

но и тем, кго самоопределился и выбрал сферу профессиональной деятельности;

- идея творчества ставит перед педагогами задачу выявить и развить способности и таланты, которые есть у каждого человека.

Актуальность вопроса о разработке концепции качества воспитания связана:

- с ростом числа подростков, имеющих признаки социально-педагогической запущенности, и молодежи, нуждающейся в той или иной форме социальной оеабититации;

- в меняющихся условиях вечерней (сменной) общеобразовательной школе необходимы разработка и развитие системы новых мер по дифференциации, индивидуализации, гуманизации обучения и воспитания подростков и молодежи.

Суть концепции заключается в создании для подростков и молодежи, обладающих данными сониально-педагогическими особенностями, соответствующих условий, не провоцирующих отклонений в поведении и позволяющих каждому обучающемуся решать образовательные задачи в доступной форме.

Проведенное первичное исследование позволяет выявить фактическое состояние воспитательного процесса МОУ «Вечерней (сменной) общеобразовательной школы № 1» г. Вологды, определить проблемы и перспективы повышения качества воспитательной деятельности.

Состояние воспитательной деятельности вечерней (сменной) общеобразовательной школы через реализацию ведущих идей концепции качества воспитания:

- нормативно-правовая база общеобразовательного учреждения определяет подразделения, организующие воспитательный процесс и основные направления содержания воспитания учащихся;

- все внутренние локальные акты разрабатываются на основе документов федерального и местного уровней;

- функционал должностных лиц распределен по уровням и направлениям деятельности;

- наблюдается заинтересованность всех участников в качественной воспитательной деятельности;

- разнообразие направлений воспитания позволяет удовлетворить интересы большего числа участников воспитательного процесса (рис. 1).

Педагогию . Психология. Социальная работ Ювенология. Социокинетика, № 4, 2007

67

704 604 80% 40% 304 204 10% 0%

□ Гражданско-патриотическое Ш Культурно-массовое Ш Лрофориент-е С Спортивно-оздоровительное 'Духовно-нравственное

ККО очные заочные классы классы

'ис. 1. Уровень активности учащихся в общешкольных мероприятиях в 2006-2007

учебном гооу

- воспитательная деятельность выстраивается в контексте знаменательных дат общегосударственного и регионального уровней и школьных традиции;

- накоплен банк методических разработок по воспитательной работе,

- воспитательная деятельность выстраивается на основе сотрудничества с различными предприятиями, организациями, учреждениями;

- воспитательная деятельность основное влияние оказывает на взаимоотношения учащихся, учащихся и педагогов, создание благоприятного психологического кдимата в педагогическом коллективе

Проблемы в осуществлении воспитательной работы в вечерней (сменной) общеобразовательной школе:

- некоторые актуальные для учащихся направления воспитательной деятельности только начинают развиваться (например спортивно-оздоровительное);

- не отработано делегирование полномочий классного руководителя старосте класса, особенно в средних классах;

- недостаточное материальное и моральное стимулирование педагогов за качество воспитательной работы:

- не созданы материально-технические условия для качественной деятельности школьных коллективов;

- профессиональная занятость многих учащихся, их семейное положение не позволяют полностью посвятить себя школьным мероприятиям.

Перспективы повышения качества воспитательной деятельности в вечерней (сменной) общеобразовательной школе:

- дальнейшее развитие традиционного обучения и освоение новых технологий, в том числе и воспитательных;

- продумать систему работы по приобщению молодых педагогов к воспитательным традициям;

- распределить права и обязанности администрации, педагогов и учащихся по осуществлению воспитательного процесса;

- продумать формы и методы стимулирования педагогов к воспитательной работе;

- расширение форм получения образования (индивидуальное, сессионное, создание малых учебных групп);

- введение элективных курсов «Психология общения» 7-9 классы, «Профориентация» - 9 классы, заочные группы, «Кулмура речи» 7-9 классы, «Орфоэпические нормы русского языка» п-9 классы;

- введение должности «валеолог» в связи с необходимостью профессиональной работы над формированием навыков здорового образа жизни;

- сотрудничество с межшколышми учебными комбинатами, профессионально-техническими училищами;

-усилить внимание сотрудничеству педагогов, учащихся и родителей в культурном и гражданско-правовом направлениях воспитательной работы.

Таким образом, анализ теоретических аспек-

68

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова , 2007, Том 13

Система работы педагогов с родителями ...

тов проблемы управления качеством воспитательного процесса в вечерней (сменной) общеобразовательной школе убеждает в том, что

- вечерняя школа и в перспективе будет важным звеном образовательной системы, придающим ей стаОильность и гибкость;

- надо повышать качество воспитахельного процесса и формировать стабильную систему управления данным процессом. Полагаем, что в рамках законодательных проектов и инициатив всех ветвей власти желательно выделять и поддерживать данную категорию школ как одну из приоритетных, так как они выполняют гочиали-зирующ) ю и адаптирующую фучкции для социально-незащищенных зачастую «трудных» подростков и представителей молодежи.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Библиографический список

1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.

2. Саварина Г.П. Критерии эффективности вечерней школы У Открытая школа - 2005 -№4. -С. 14.

3. Субгтто 4.И. Качество непрерывного образования в Российской Федерации: состояние, тенденции, проблемы, прогнозы. — М.: Исследовал. центр проблем качества подготовки специг листов, 2000.-498с.

4. 'Управление образовательными системами: Учеб. пособие для стуц. высш. учеб. заведений / Под ред.Т.И. Шамовой. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. 2001. - 320 с.

Л.Н. Урбанович

СИСТЕМА Р\БОТЫ ПЕ ДА ГО ГО В С РОДИТЕЛЯМИ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К СЕМЬЕ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ

В многовековой культуре среди человеческих ценностей семья занимает ведущее место. Семейные ценности обусловлены уникальностью и социальным значением семьи. В семье мы опосредуем нормы человеческого общежития, усваиваем нравственные ценности, получаем представление о семейных ролях, первые представления о «мужественности» и «женственности» супружеских и родительских функциях, а также навыки социального поведения, подражая поведению родителей. Родительский авторитет - это специфическая форма передачи нравственного опыта старшего поколения младшему. Семейное воспитание основано на эмоциональном, интимном характере отношений, оно выражается в глубокой и кровной любви родителей к детям и детей к родителям. Семья представляет собой многогранную систему, в которой существуют не только взаимодействия и взаимоотношения в диаде «родитель-рсиенок», но и взаимопроникновение мира взрослых и мира детей, что объективно может способствовать формированию у детей «образа семьи», оказывать влияние на формирование привычек, черт характера, психических свойств. Многое из усвоенного в детстве и определяет качества будущего семьянина. Молодожены, создавая свое гнездо, формируя его уклад, стиль семейной жизни, воспи-

тывая первенца, в качестве образца, берут, как правило, свой родной дом как источник своего социального, эмоционального и познавательного опыта.

В настоящее время в условиях творческого переосмысления воспитательных ценностей отечественной педагогической культуры прошлого наблюдается акцентуация внимания современных ученых на аксиологическом подходе в педагогике

Проведенный анализ научной литературы позволил нам сформулировать понятие «ценностное отношение к семье» которое мы определили как: понимание сопричастности семье и роду, выражаемое через почитание родителей, предков; осознание важности нравственных ценностей - любви, дружбы, верности, уважения -как основы семьи; потребность в рождении и воспитании детей как главной обязанности супругов: желание передавать и умножать национальные, культурные традиции семьи; понимание необходимости сохранить иерархичность семьи в качестве фактора, гарантирующего ее стабильность; стремление к здоровому образу жизни ради здорового будущего своего народа, эмоциональная отзывчивость на чувства, пережива ния и заботы членов семьи; моральное удовлетворение от признания и любви родителей, реа-

© Л.Н. Урбанович, 2007

69

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.