Научная статья на тему 'Вечерняя школа как элемент системы образования г. Новосибирска'

Вечерняя школа как элемент системы образования г. Новосибирска Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1264
179
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЧЕРНЯЯ ШКОЛА / ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ / РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ермолаев Михаил Сергеевич

Статья освещает актуальное положение вечерних школ в современной системе образования города Новосибирска в преддверии их реструктуризации. В статье кратко представлена история вечерних школ, охарактеризована специфика образовательного процесса и преподавательского состава. Проведена классификация контингента учащихся, дана его краткая характеристика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вечерняя школа как элемент системы образования г. Новосибирска»

УДК 37.07

Ермолаев Михаил Сергеевич

Старший преподаватель кафедры юридических и социально-политических наук Института истории гуманитарного и социального образования Новосибирского государственного педагогического университета, директор муниципального вечернего (сменного) общеобразовательного учреждения города Новосибирска «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №24», mermo@bk.ru, Новосибирск

вечерняя школа как элемент системы образования

г. новосибирска

Аннотация. Статья освещает актуальное положение вечерних школ в современной системе образования города Новосибирска в преддверии их реструктуризации. В статье кратко представлена история вечерних школ, охарактеризована специфика образовательного процесса и преподавательского состава. Проведена классификация контингента учащихся, дана его краткая характеристика.

Ключевые слова: вечерняя школа, образование взрослых, реструктуризация.

Ermolaev Mikhail Sergeyevich

Lecturer department of Legal and Social and Political Sciences Institute of History, "Novosibirsk State Pedagogical University", director of evening school of the city of Novosibirsk «Evening High School №24», mermo@bk.ru, Novosibirsk

evening high school as element of an education systrm

of novosibirsk

Abstract. The article shows actual position of evening school in a modern education system of the city of Novosibirsk.The history of evening schools is briefly presented in article, specifics of educational process and teaching structure is characterized. Classification of the contingent of pupils is carried out, its short characteristic is given.

Keywords: Evening High School, education of adults, restructuring.

Вечерняя школа - это «темная лошадка» системы образования. Студенты педагогических вузов знают о ней только «понаслышке», представления коллег из общеобразовательных школ зачастую насыщены «педагогической мифологией». Сегодня вечерняя школа - по определению «плохая школа», так как ее контингент изначально формируется благодаря негативной селекции. Шлейф «дурной» репутации тянется и за образовательным учреждением, и за учениками, и за учителями. Но оправдано ли это негативное отношение?

С момента своего возникновения школы рабочей и крестьянской молодежи начали играть важную роль в ликвидации безграмотности, повышении образовательного уровня, политическом просвещении, воспитании граждан. Менялась социально-экономическая жизнь страны, совершенствовались

организационные модели вечерних школ (центры образования взрослых, центры образования молодежи, центры непрерывного образования), менялись их названия (школа рабочей молодежи, вечерняя (сменная) общеобразовательная школа, открытая (сменная) общеобразовательная школа), вечерняя школа оставалась доступной, а образование в ней бесплатным, что ясно свидетельствовало о ее важной функции в образовательной политике государства.

С 80-х годов XX века вечерняя школа начинает осваивать функцию адаптации и обучения несовершеннолетних, прервавших обучения в общеобразовательных школах не по объективным социально-экономическим обстоятельствам, а по причине трудново-спитуемости и слабой успеваемости. Учениками вечерок все чаще становились дети, допускающие пропуски учебных занятий,

с низкой учебной мотивацией, пробелами в знаниях, учащиеся, требующие повышенного педагогического внимания.

С 90-х годов XX века начинает стремительно меняться контингент учащихся. Увеличивается доля несовершеннолетних, уменьшается количество работающих совершеннолетних (получение среднего образования все реже коррелирует с ростом заработной платы).

На конец 2012/2013 учебного года распределение обучающихся вечерних (сменных) общеобразовательных школ г. Новосибирска по возрасту было следующим: детей в возрасте 15 лет - 427 человек, учащихся 16-17 лет - 942 человека, от 18 до 29 лет - 1097 человек, 30 лет и старше - 139 человек. Несовершеннолетних учащихся - 1369 (53% от общего количества), совершеннолетних -1236 (47%) [1].

Вечерняя школа сегодня обучает:

- несовершеннолетних, корректирует их поведение;

- совершеннолетних учащихся, предоставляет возможность получить образование в удобной форме.

- На сегодняшний день в Новосибирске функционирует:

- 10 муниципальных бюджетных вечерних (сменных) общеобразовательных школ, в которых обучается 2605 человек;

- 2 вечерних отделения при средних общеобразовательных школах, в них обучается 208 человек;

- 5 муниципальных казенных вечерних (сменных) школ при исправительно-трудовых колониях (ИТУ), в которых находятся 1375 воспитанников.

Большая неоднородность ученического коллектива обуславливает главную специфику современных вечерних (сменных) общеобразовательных школ (далее - В(С) ОШ): контингент обучающихся разнороден по возрасту, подготовленности, социальной зрелости, профессиональной направленности и мотивации обучения.

Условно ученический коллектив возможно классифицировать:

Несовершеннолетние:

1. дети из семей, нуждающихся в экономической и психолого-педагогической помощи и поддержке;

2. дети с «ослабленным» контролем со

стороны родителей (законных представителей);

3. дети из семей с асоциальной направленностью;

4. дети со спецификой в развитии, не имеющие значимо выраженных клинико-пато-логических характеристик;

5. дети с проявляющие социальную и психолого-педагогической дезадаптацию;

6. педагогически запущенные дети;

7. дети избыточно-комфортного типа;

8. несовершеннолетние, осознано перешедшие в В(С)ОШ для совмещения учебы с трудовой деятельностью (заочная форма обучения).

Следует обратить внимание, что значительная часть несовершеннолетних учащихся имеет сложный социальный, медицинский и психолого-педагогический статус. Требуют особого внимания такие проявления, как:

- различной степени выраженности эмоциональные расстройства, неврастенические реакции, неврозоподобные состояния;

- наличие страхов, тревожности;

- нарушенная самооценка, нарушение доверия к окружающим людям;

- социально отягощенная возрастная или биологическая специфика развития;

- низкие коммуникативные навыки;

- импульсивность, стремление привлечь внимание.

В сравнении с общеобразовательными школами, значительно больший процент несовершеннолетних учащихся имеет соматические заболевания, часто хронического характера. Эмоциональная возбудимость учащихся вызывает привычку к искусственному возбуждению, многие имеют опыт употребления алкоголя и психоактивных веществ, курят. Педагогический коллектив сталкивается с такими проблемами как искаженность мотивов поведения, ценностных ориентаций, пробелы в знаниях, несформированность учебных действий. Несовершеннолетние учащиеся нуждаются в помощи социального педагога, педагога-психолога.

Характерные психологические особенности и социальные характеристики свойственные несовершеннолетним учащимся несомненно создавали сложности в их ходе обучения в общеобразовательной школе.

Такие дети допускают пропуски учебных занятий без уважительной причины, плохо усваивают учебный материал. Конфликты с педагогами и одноклассниками, становятся самыми заметными признаками дезадаптации. Показательно, что учащиеся МБВ(С) ОУ В(С)ОШ № 24, № 39 самой частой причиной перевода считают «конфликт с учителем», «конфликт с классом».

В современной системе образования, ориентированной на результат (и прежде всего на результаты итоговой аттестации), общеобразовательные учреждения охотно пользуются возможностью перевода в вечернюю школу обучающихся с низкими показателями для улучшения результата ОУ.

Закрепленная в «Типовом положении о вечерних (сменных) образовательных уч-реждениях»[5] (и сохраняющая свою актуальность) возможность принимать учеников в течение всего учебного года в зависимости от представленных документов способствует оттоку учеников из дневных школ в вечерние в середине учебного года, в том числе из выпускных классов. Следует отметить, что вечерние школы готовы обучать «слабоуспевающих» учащихся, и такой экстренный перевод может оказаться правильным решением в деле исправления сложившейся ситуации. Негативная тенденция «отсева» неуспевающих из общеобразовательной школы сегодня профилактируется вдумчивой работой членов комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, выносящих решение о переводе несовершеннолетнего в вечернюю школу.

Разнороден по составу и контингент совершеннолетних учащихся. Данную категорию, возможно, разделить на три группы, отличающихся уровнем учебной мотивации и подготовленностью к продолжению обучения:

- учащиеся, ставшие совершеннолетними и продолжающие обучение без перерыва;

- учащиеся, имеющие незначительный перерыв в обучении;

- учащиеся, имеющие значительный перерыв в обучении.

Несовершеннолетние, переведенные из общеобразовательных учреждений, вследствие длительной дезадаптации и конфликта, имеющие проблемы с успеваемостью не мотивированы на продолжение обучения, систематически пропускают уроки, имеют

низкий познавательный интерес.

Учащиеся, не достигшие 18 лет и переведенные в вечернюю школу, продолжают обучение не только в силу внешней мотивации (в силу долга, обязанности, давления других людей), но и в силу внутренних, зачастую позиционных мотивов [3]. Лишь немногие забирают документы и бросают обучение по достижению совершеннолетия. По мере взросления, накопления социального опыта, с появлением долгосрочного целепологания доминирующей становится оценочная и социальная мотивация обучения [2].

Учебные планы вечерних школ в целом соответствуют государственным образовательным стандартам 2004 года [8], регламентируют сокращенное в часах и растянутое на три учебных года среднее (полное) образование. Частичное несоответствие при заочной форме обучение вызвано применением устаревшего (рассчитанного на обязательный минимум содержания среднего общего и основного общего образования [6; 7]) примерного учебного плана вечернего (сменного) общеобразовательного учреждения [4]. Основой для выхода из сложившейся ситуации служит право вечерним школам вносить коррективы в распределение часов на отдельные предметы в пределах общего количества учебного времени, отводимого на группу. Так, перечень предметов федерального компонента Примерного учебного плана заочной формы обучения не соответствует перечню предметов ФК ГОС обязательных для изучения. Для реализации федерального компонента в полном объеме используется компонент образовательного учреждения. Из-за нехватки учебного времени «География Новосибирской области», «История Сибири» не могут изучаться как отдельные предметы, содержание курсов интегрировано в предметы «География» и «История» соответственно.

Следует отметить, что реализация вечерними школами общего образовательного стандарта является отступлением от идеи образования взрослых. Совершеннолетние, профессионально определившиеся учащиеся не нуждаются в изучении «Технологии», «Искусства (ИЗО)», «Искусство (Музыка)» и «Физической культуры». Реализация ФГОС 2004 года в условиях нехватки учебного времени по отдельным предметам порождает

«сжатие» учебного материала, ускорение темпов изложения, увеличение объема самостоятельной работы учащихся. В обучении используются учебники общеобразовательной школы, не учитывающие специфику образовательного процесса.

Еще одним препятствием в реализации образовательного стандарта в полном объеме становится недостаточная материально-техническая база вечерних школ. Такие предметы как «Технология», «Физическая культура» реализуются либо благодаря сетевому взаимодействию образовательных организаций, либо путем организации проектной деятельности учащихся.

Обучение ведется по заочной и очной форме, многие вечерние школы предоставляют возможность получить образование экстерном. В 2012/2013 учебном году на заочной форме и экстернате обучалось 86% от всего контингента учащихся вечерних школ города Новосибирска, остальные 14% обучались по очной форме. Существует три важнейших отличия очной и заочной формы обучения в вечерней школе:

- количество часов аудиторной работы с учителем в учебном плане;

- заочная форма допускает непосещение занятий учащимися, при обязательном выполнении зачетных заданий последними;

- наполняемость классов.

Группы с заочной формой обучения открываются при наличии не менее 9 учащихся. Рациональное комплектование и сниженный норматив наполняемости классов положительно сказывается на качестве обучения разнородной группы учащихся, обеспечивая возможность проводить индивидуальную работу в рамках классно-урочной системы.

При численности менее 9 обучающихся освоение общеобразовательных программ осуществляется по индивидуальному плану. Количество учебных часов в неделю по индивидуальной форме обучения устанавливается из расчета одного академического часа на каждого обучающегося по все видам работ. В 2012/2013 учебном году по индивидуальному плану обучалось 52 человека, подавляющие большинство из них несовершеннолетние.

Учащимся вечерней школы предоставлено право выбора времени занятий, они

имеют возможность обучаться в две смены (дневная и вечерняя).

Традиционно в вечерних школах практикуется зачетная система оценивания. Итоговая оценка за учебный предмет выставляется по итогам 2-6 зачетов, регламентированных локальным актом организации и отраженных в рабочей программе учителя. При принятии зачетов учитываются оценки, полученные за самостоятельные, практические, лабораторные работы. Такая система создает условия для дифференцированного процесса обучения, необходимого при неоднородном составе класса. Однако, если в общеобразовательных учреждениях введение зачетов рассматривается как нововведение, то в вечерних школах идет поиск новых систем оценивания, положительно сказывающихся на уровне учебной мотивации и способных объективно оценивать уровень учебных достижений учащихся.

Разнородный ученический коллектив, переводы учащихся в вечернюю школу и возобновление обучения совершеннолетними лицами (после перерыва в обучении) в течение учебного года, мешают правиль-нооценить результаты деятельности педагогических коллективов вечерних школ. В состав класса на момент аттестации могут входить:

1. учащиеся, обучавшиеся весь учебный год и ранее;

2. обучающиеся, перешедшие из других общеобразовательных учреждений в течение учебного года;

3. ученики с перерывом в обучении, приступившие к занятиям в течение учебного года.

По результатаматтестации такого классного коллектива нельзя сделать объективные выводы об учительском коллективе школы, уровне его профессионализма, компетентности, взаимоотношений учителей и учеников и т.д.

Однако итоги государственной аттестации являются важными показателями деятельности образовательных организаций, и вечерние школы в этом рейтинге занимают нижние строчки. Всего по итогам государственной итоговой аттестации в 2013 году получили аттестаты 256 выпускников, что составляет 67,5 % от общего числа выпускников - 379 человек.

Несмотря на столь низкие показатели, не-

обходимо отметить педагогическое мастерство учителей вечерних школ, ежедневно работающих с трудными учениками и добивающихся успехов в их обучении и воспитании (к сожалению, эти результаты нивелируются на фоне общеобразовательных организаций). Высокий профессиональный уровень подтверждается результатами аттестации: в вечерних школах Новосибирска работает 174 педагога, из них 137 (79 %) аттестованы, в том числе 32 человека (18 % от общего количества) на высшую квалификационную категорию.

Слабой стороной кадрового обеспечения продолжает оставаться внутреннее и внешнее совмещение таких предметов как география, физика, психология, ОБЖ (внутренних совместителей - 27 человек (15,5%), внешних совместителей - 71 человек (41%)). Причины: незначительная недельная нагрузка по данным предметам в связи с резким сокращением контингента учащихся и связанная с этим низкая заработная плата, сменность учебных занятий, специфика УВП и контингента. Встречаются факты совмещения одним педагогом 4 предметов, с аттестацией только по основному роду деятельности.

На протяжении последних лет уникальную по своей сути систему общего вечернего образования явно недооценивают. Вечерние школы не упоминаются в нормативных документах, педагогическое сообщество не говорит о ее социальной значимости и возможности использования заложенного в ней потенциала. Накопившиеся с годами противоречия, достигли критической массы (Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» не предполагает существования данного типа образовательной организации). На протяжении 2012/2013 учебного года все чаще звучало мнение о необходимости реструктуризации сети вечерних школ Новосибирска. Воплотятся ли эти заявление в реформирование образования или в экономию бюджетных средств покажет время.

Возможны два пути реформирования сети вечерних школ:

1. Признание необходимости вечерних школ. Устранение пробельности нормативной базы. Официальная передача функций по работе с «трудными» подростками (необ-

ходимо признать факт существования такой категории детей). Дальнейшее совершенствование методов работы с совершеннолетними учащимися, развитие дистанционных технологий обучения.

2. Закрытие вечерних школ. Распределение функций и контингента учащихся по общеобразовательным организациям. Дети нуждающиеся в особом педагогическом воздействии будут переводится на очно-заочную, заочную форму обучения (с минимальным количеством аудиторных часов) или семейное образование, самообразовние (в соответствии с письмом министерства образования и науки РФ от 15 ноября 2013 г. № НТ-1139/08 «Об организации получения образования в семейной форме» [9] образовательное учреждение не несет ответственности за качество образования получаемое учащимся в семейной форме).

Библиографический список

1 Зверев В. А., Зверева К. Е Школа, грамотность и книга в сибирской деревне концаХ1Х -начала XX века: современная историография вопроса // Сибирский педагогический журнал. -2013. - №5. - С. 159-165.

2. Лукьянова М. И., Калинина Н. В. Психолого-педагогические показатели деятельности школы. - М.: Сфера,2004. 208 с.

3. Маленьких Н. А., Нургалеев В. С. Познавательные мотивы субъекта как предмет психологического анализа // Сибирский педагогический журнал. - 2012. - № 3. - С. 167-171.

4. Письмо Минобразования РФ от 14.01.1999 г. № 27/11-12 «О примерном учебном плане вечернего (сменного) общеобразовательного учреждения (заочная форма обучения)». [Электронный ресурс]. URL:http://zakon.law7.ra/base73/part2/ d73ru2212.htm (дата обращения: 25.08.2013).

5. Постановление Правительства РФ от 3 ноября 1994 г. № 1237 (ред. От 19.03.2001 №196) «Об утверждении Типового положения о вечернем (сменном) общеобразовательном учреждении». [Электронный ресурс]. URL:http://www. bestpravo .ru/federalnoje/xg-pravo/a3 o .htm. (дата обращения: 25.08.2013).

6. Приказ Минобразования РФ от 19.05.1998 г. № 1235 «Об утверждении обязательного минимума содержания начального общего образования». [Электронный ресурс]. URL:http://lexed.ru/ doc.php?id=2901(дата обращения: 25.08.2013).

7. Приказ Минобразования РФ от 19.05.1998 г № 1236 «Об утверждении временных требований к обязательному минимуму содержания основного общего образования». [Электронный

ресурс]. URL:http://www.referentru/1/31361 (дата обращения: 25.08.2013).

8. Приказ Минобразования РФ от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в редакции приказов Минобрнауки России от 03.062008 №164, от 31.08.2009 №320, от 19.10.2009 №427, с изменениями, внесенными приказами Минобрна-уки России от 10.11.2011 №2643, от 24.01.2012

№39, от 31.01.2012 №69). [Электронный ресурс]. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc;base=EXP;n=423105 (дата обращения: 25.08.2013).

9. Письмо Минобрнауки России от 15.11.2013 № НТ-1139/08 «Об организации получения образования в семейной форме». [Электронный ресурс]. URL: http://xn--273--84d1f.xn--p1ai/ akty_minobrnauki_rossii/pismo-minobrnauki-rf-ot-15112013-no-it-113908 (дата обращения 30.12.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.