Научная статья на тему 'Организация учебного процесса заочной формы обучения в вечерней (сменной) общеобразовательной школе при исправительных учреждениях'

Организация учебного процесса заочной формы обучения в вечерней (сменной) общеобразовательной школе при исправительных учреждениях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1528
194
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЧЕРНЯ (СМЕННАЯ) ШКОЛА / ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ СИСТЕМА / ЗАОЧНАЯ ГРУППОВАЯ И ЗАОЧНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ФОРМЫ РАБОТЫ / БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / EVENING (SHIFT) SCHOOL / PENAL INSTITUTIONS / PENITENTIARY SYSTEM / THE CORRESPONDENCE GROUP AND THE INDIVIDUAL PART-TIME WORK FORMS / BLOCK-MODULAR TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Клепикова С. В., Куликова Н. А.

В статье рассматривается специфика обучения в вечерней школе, обосновывается необходимость взаимодействия между образовательными учреждениями при исправительных колониях, приводятся основные формы организации учебного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF EDUCATIONAL PROCESS OF THE CORRESPONDENCE FORM OF TRAINING IN THE EVENING (SHIFT) SCHOOL IN CORRECTIONAL INSTITUTIONS

The article considers the specificity of the training school in the evening, the necessity of interaction between educational institutions of the correctional colonies, are the main form of organization of the educational process.

Текст научной работы на тему «Организация учебного процесса заочной формы обучения в вечерней (сменной) общеобразовательной школе при исправительных учреждениях»

Библиографический список

1. Шалаев, И.К. Программно-целевая психология управления: учеб. пособие. - Барнаул, 2007.

2. Шалаев, И.К. Повышение качества образовательного сервиса на основе мотивационного программно-целевого управления: монография. - Барнаул, 2010.

3. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (по состоянию на 20 сентября 2008 года). - Новосибирск, 2008.

4. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года [Э/р]. - Р/д: Ь|Нр://фсин.рф^оситепУ index.php?ELEMENT_ID=6663

Bibliography

1. Shalaev, I.K. Programmno-celevaya psikhologiya upravleniya: ucheb. posobie. - Barnaul, 2007.

2. Shalaev, I.K. Povihshenie kachestva obrazovateljnogo servisa na osnove motivacionnogo programmno-celevogo upravleniya: monografiya. - Barnaul, 2010.

3. Ugolovno-ispolniteljnihyj kodeks Rossiyjskoyj Federacii (po sostoyaniyu na 20 sentyabrya 2008 goda). - Novosibirsk, 2008.

4. Koncepciya razvitiya ugolovno-ispolniteljnoyj sistemih Rossiyjskoyj Federacii do 2020 goda [Eh/r]. - R/d: http://fsin.rf/document/ index.php?ELEMENT_ID=6663

Статья поступила в редакцию 06.12.12

УДК 376.6

Klepikova S.V., Kulikova N.A. ORGANIZATION OF EDUCATIONAL PROCESS OF THE CORRESPONDENCE FORM OF TRAINING IN THE EVENING (SHIFT) SCHOOL IN CORRECTIONAL INSTITUTIONS. The article considers the specificity of the training school in the evening, the necessity of interaction between educational institutions of the correctional colonies, are the main form of organization of the educational process.

Key words: evening (shift) school, penal institutions, penitentiary system, the correspondence group and the individual part-time work forms, block-modular training.

С.В. Клепикова, зам. директора по учебной работе КОУ РА «Вечерняя школа», г. Горно-Алтайск;

Н.А. Куликова, канд. филол. наук, доц., Горно-Алтайский гос. Университет, г. Горно-Алтайск,

E-mail: n.kulikova@mail.ru

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ В ВЕЧЕРНЕЙ [СМЕННОЙ] ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ ПРИ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

В статье рассматривается специфика обучения в вечерней школе, обосновывается необходимость взаимодействия между образовательными учреждениями при исправительных колониях, приводятся основные формы организации учебного процесса.

Ключевые слова: вечерня (сменная) школа, исправительные учреждения, пенитенциарная система, заочная групповая и заочная индивидуальная формы работы, блочно-модульное обучение.

В последнее время образование оказалось в центре внимания общества и государства. На сегодняшний день статус вечерней школы в системе образования не определен. Это проявляется в отсутствии нового базисного учебного плана, программ и учебно-методического комплекса для вечерних школ, в критериальном подходе при оценке качества работы - он такой же, как и для массовых школ. Очевидно, что вечерняя школа не может сравняться по показателям с дневной школой (особенно с лицеями и гимназиями). Там - высокие успеваемость и качество обученности, призеры различных олимпиад, конкурсов, медалисты, что за пределами возможностей педагогов вечерних школ. Вечерняя школа все свое время тратит на «работу над ошибками» дневных общеобразовательных школ, а в вечерних школах при исправительных колониях обучаются далеко не детей, и уже не по разу оступившихся в жизни, а сознательно вставших на путь преступления.

Общество воспринимает вечернюю школу как учреждение «на окраине системы образования», в глазах руководителей разных ведомств это своеобразная низшая ступень, где скапливается так называемый отсев из дневных школ. Лишь немногие, кто прошел вечернюю школу, знают о незыблемом законе «вечерки» - жить, учиться и общаться по нормам душевной чуткости и участия, гуманизма и милосердия. Объективная реальность создала ряд противоречий:

• между постепенным накоплением проблем в образовании и концентрацией внимания педагогической науки на модернизации образовательной системы;

• между необходимостью поиска пути развития вечерних школ и отсутствии проработанных путей развития на уровне органов управления образованием;

• между наличием потенциала вечерних школ при ИУ и отсутствием научно обоснованной системы его реализации.

Опыт работы в вечерней школе при ИУ показывает, что обновление содержания общего образования может быть осуще-

ствлено только через разработку и принятие нового Базисного учебного плана для вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений. До сегодняшнего дня мы пользуемся примерным Базисным планом 1998 г. [1].

Вызывают нарекание и примерные программы, и учебнометодический комплекс дневных общеобразовательных школ, не отвечающий специфике вечерних школ, и без учета возраста обучающихся (20-30 лет). Количество часов на изучение предмета в вечерней школе в 2-3 раза меньше, а объем изучаемого материала остается таким же, как и в дневной общеобразовательной школе.

На наш взгляд, возникла необходимость создания системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров вечерних школ (и в частности при исправительных колониях). Большую роль в этом сыграет создание системы обмена опытом. Вечерние школы при ИУ - это закрытые школы со своеобразной спецификой, в корне отличающиеся даже от обычных вечерних школ. Поэтому взаимодействие с образовательными учреждениями при исправительных колониях, обмен опытом, имеющим практическую направленность, -это необходимость сегодняшнего дня.

Общеобразовательное обучение лиц, отбывающих уголовные наказания, рассматривается Международными стандартными правилами обращения с заключенными и действующими законодательными актами как одно из основных средств исправления данных лиц и подготовки их к жизни на свободе.

В соответствии с законами Российской Федерации в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы организуется обязательное получение осужденными, не достигшими 30-летнего возраста, среднего (полного) общего образования. В целях создания необходимых условий для его получения Минюстом России совместно с Минобразования России утверждено положение о порядке организации получения основного общего и среднего (полного) образования лицами, отбывающи-

ми наказания в виде лишения свободы в исправительных колониях и тюрьмах [2].

Школа - источник знаний. В условиях исправительной колонии школа - это еще и источник жизни. Она усилиями учителей реанимирует сознание человека, возвращая его к желанию изменить себя, оказывает педагогическую помощь в снятии психологической напряженности, стрессовых состояний, организации самовоспитания спецконтингента учащихся, подготовке их к жизни на свободе.

Непредсказуемость поведения плюс влияние уголовных элементов делают общение с осужденными сложным и напряженным. Экстремальность работы и постоянный риск приводит к стойкой эмоциональной напряженности, личностной и ситуативной тревожности снижению общей работоспособности, мотивации и стрессоустойчивости. От неумения устанавливать контакт и вести беседу с осужденными, аргументировано излагать свою позицию, страдают не только ученики, но и педагоги. Но несмотря ни на что учителя должны делать свое дело, причем без ошибок.

Работа в вечерней школе пенитенциарного учреждения уголовно-исполнительной системы требует от педагогов и обучающихся умения организовать свою работу по ликвидации пробелов и приведению знаний к единому уровню обученности [3-7]. Данные обследования указывают на перерыв в обучении от 1 года до 20 лет. Естественно, что тот багаж знаний, который осужденные получили в детском возрасте в школе, с годами просто исчез. В начале учебного года проводится работа по определению уровня обученности учащихся (нулевой срез знаний) и установлению точки отсчета коррекции и восстановления утраченных знаний по каждому из изучаемых в школе предметов. Проводимые в течение учебного года поверочные работы по определению качества знаний, умений и навыков обучающихся из числа вновь поступившего контингента показывают низкий уровень знаний, умений и навыков.

Таким образом, урок в исправительной колонии должен быть тщательно спланирован, проходить в насыщенном режиме, каждая минута урока четко организована и направлена на выполнение образовательных, развивающих и воспитывающих целей.

В вечерней школе при ИУ учебный процесс ведется по очнозаочной, заочной групповой и заочной индивидуальной формам работы. Заочная форма обучения предусмотрена для особых категорий обучающихся и существенно отличается от очной формы обучения. Своеобразие заочной формы обучения состоят в том, что в большей степени, чем очная, строится на самообразовательной работе обучающихся. Основной формой учебных занятий является самостоятельная работа. Она тесно взаимосвязана с групповыми и индивидуальными консультациями, а также с зачетами.

В отличие от очной формы, где преобладает фронтальная работа с классом, здесь большое место в учебном процессе занимают групповые и индивидуальные формы занятий. Объем программного материала и требования к уровню его усвоения одинаковы в очной и заочной формах, однако количество часов на классные занятия под непосредственным руководством учителя в заочной форме значительно меньше. Поэтому самостоятельная учебная работа заочников и по значению, и по удельному весу в учебном процессе выступают на первый план.

В практике заочного обучения существует несколько режимов:

1. Традиционный - классные занятия проводятся 3 раза в неделю, и один день отводится на зачеты. В данном режиме работают в учебно-консультационных пунктах.

2. Учебный режим, при котором все классные занятия проводятся один раз в неделю, а остальное время отводится на индивидуальную работу. Этот режим работы применяется в учебно-консультационных группах индивидуального заочного обучения.

3. Сессионный режим, при котором все часы, отведенные на групповые консультации и частично на индивидуальные, выносятся на сессии, которые проводятся несколько раз в году.

Продолжительность учебного года при заочной форме обучения составляет 36 недель. Группы по заочной форме обучения открываются в школе при наличии не менее 9 обучающихся. Учебные часы для группы еженедельно равномерно распределяются в течение 3 учебных дней. Факультативы, индивидуальные консультации включаются в общее расписание занятий.

При численности менее 9 обучающихся освоение общеобразовательных программ осуществляется по индивидуальному плану. Количество учебных часов в неделю устанавливается из расчета одного академического часа на каждого обучающегося на все виды работ. На прием одного зачета, проверку одной

письменной работы отводится 1/3 академического часа. Количество зачетов по учебным предметам школа определяет самостоятельно. Формы проведения зачетов определяются учителем и могут быть устными, письменными или комбинированными.

Организация учебной работы по заочной форме обучения специфична и сильно отличается от очной формы. Педагог должен ориентироваться на минимальное число классных занятий в неделю и определять темп изучения нового материала по количеству консультаций в неделю, учитывая при этом возможность самообразовательной работы обучающихся-заочников. Главная трудность состоит в том, что у заочников нет навыков самостоятельной подготовки, особенности содержания осужденных не позволяют многим из них заниматься самообразованием. Поэтому основное внимание учителя сосредоточено на том, чтобы за минимальное количество времени научить многому. Здесь и раскрывается все педагогическое мастерство учителя. Именно учитель решает такие важные для заочного обучения вопросы, как отбор учебного материала для групповых консультаций и индивидуальных занятий.

Следует отметить, что групповые консультации не копируют уроки. Главная цель групповых консультаций - помочь заочникам в усвоении наиболее трудных и важных вопросов программного материала. Вместе с тем, принимая во внимание недостаточную готовность обучающихся к заочному обучению, нужно особенно подчеркнуть важность соблюдения принципа «стадийности» в учебном процессе.

Начальная (подготовительная) стадия обучения. Она имеет место не только в тех классах, которые укомплектованы учащимися нового набора, но и во всех других классах, где произошло значительное обновление контингента. Значение подготовительной стадии состоит в том, чтобы через систему групповых и индивидуальных консультаций выявить и ликвидировать пробелы в знаниях обучающихся, подготовить их к самостоятельной учебной работе, т.е. поднять уровень готовности к заочному обучению. На консультациях учитель довольно подробно раскрывает содержание первых тем, учит заочников разбирать различный по своей логической структуре учебный материал. Инструкции по выполнению домашних заданий учени-ками-заочниками носят подробный, развернутый характер. На групповых консультациях преобладают фронтальные формы работы, дополняемые дифференцированным подходом к отдельным группам учащихся. Продолжительность начальной стадии обучения неодинакова. Она зависит от уровня готовности учащихся к заочному обучению.

Основная стадия обучения. На этой стадии путем постепенного повышения требований к учебной деятельности заочников ставятся новые задачи, направленные на дальнейшее развитие самостоятельности. Главной целью наряду с приобретением новых знаний теперь становится формирование у заочников умений применять знания при решении различного рода учебных задач. На первый план начинает выступать инструктивно-методическая функция, т.к. увеличивается объем и усложняется характер домашней работы.

Заключительная стадия обучения. Наряду с усвоением нового материала осуществляется дальнейшее совершенствование умений и навыков самостоятельной работы, происходит обогащение интеллектуальных умений и перенос их на более широкий круг познавательны задач. Самостоятельная работа учащихся становится преобладающей в учебном процессе. Главную роль играет система вопросов, составленных учителем, расположенная в определенной последовательности. Эти вопросы отражают логику содержания данной темы, служат ориентирами для самостоятельного изучения текста в учебнике. Инструктаж приобретает свернутый характер. На первый план выдвигается корректирующая и контролирующая деятельность: учитель ведет тщательный анализ самостоятельной работы обучающихся, выполненной дома, выявляет типичные ошибки и пробелы в знаниях. В соответствии с полученной информацией об усвоении учебного материала вносятся коррективы в содержание и методику групповых консультаций.

Таким образом, стадийность процесса обучения в заочной организационной форме выражена значительно ярче, чем в очной форме. Здесь ярче выступает необходимость индивидуализации обучения, т.к. фронтальной работы под руководством учителя здесь значительно меньше, а гораздо больший упор на самостоятельную работу требует постоянного индивидуального подхода.

Блочно-модульное обучение - это, прежде всего, личностно-ориентированная технология, представляющая возможность выбрать самостоятельную и посильную траекторию обучения. Обучающиеся могут реализовать себя в различных ви-

дах деятельности: выполнение упражнений или творческих работ, участие в семинарах, изготовление наглядных пособий и т.д. Технология предполагает, что ученик учится добывать информацию, ее обрабатывать, получать готовый продукт. Учитель при этом - руководитель, направляющий и контролирующий его деятельность.

Организация блочно-модульного обучения:

• обязательное структурирование учебного содержания по блокам;

• концентрированное изложение основного материала темы;

• определение заданий для самостоятельной деятельности каждого ученика и группы с учетом дифференцированного подхода к учащимся с разным уровнем учебно-познавательных способностей.

Понятие «блок» и «модуль» практически равнозначны -любая автономная, укрупненная часть учебного материала, состоящая из нескольких элементов:

• учебная цель (целевая программа);

• банк информации (собственно учебный материал в виде обучающихся программ); методическое руководство;

• контрольная работа.

Блок - группа знаний и навыков, которые учащийся должен продемонстрировать после его изучения. Он устанавливает границы, в которых ученик оценивается, и стандарты, в соответствии с которыми проходит обучение и оценка. Сам по себе блок не является учебной программой или планом.

В свою очередь каждый блок состоит из нескольких модулей:

1-й (1-2 урока) - устное изложение учителем основных вопросов тем, раскрытие узловых понятий; при подаче домашнего задания обращается внимание на теоретический материал; опережающие задания; изготовление карточек.

2-й (2-4 урока) - использование теоретического материала при выполнении типовых упражнений: самостоятельные и практические задания, где учащиеся под руководством учителя работают с различными источниками информации, прорабатывают тему обсуждают, дискуссируют. На этих урока обычно выделяются группы обучающихся, способных самостоятельно составлять логические опорные конспекты, задания «для одноклассника», т.е. работать творчески.

3-й (1-2 урока) - предварительный контроль знаний, повторение и обобщение материала темы; работа на компьютере или с индивидуальными карточками - задания, тесты разного уровня и т.д.

Библиографический список

1. Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ: Приказ Минобразования РФ от 9 февраля 1998 г. № 322

2. Положение о вечернем (сменном) общеобразовательном учреждении: Постановление Правительства РФ с изменениями от 20 июля

2007 № 459.

3. Иванов, К.Н. Практическая психология в пенитенциарных учреждениях. - СПб., 2005.

4. Кондратьев, М.Ю. Социальная психология закрытых образовательных учреждений. - СПб., 2005.

5. Митрофанова, С.Н. Эффект вариативных образовательных программ // Открытая школа. - 2010. - № 5.

6. Обучение в вечерней школе / под ред. Е.П. Тонконогой. - М., 1997.

7. Щуковский, С.В. Вечерние школы на пути модернизации // Открытая школа. - 2010. - № 5.

Bibliography

1. Bazisnihyj uchebnihyj plan obtheobrazovateljnihkh uchrezhdeniyj RF: Prikaz Minobrazovaniya RF ot 9 fevralya 1998 g. № 322

2. Polozhenie o vechernem (smennom) obtheobrazovateljnom uchrezhdenii: Postanovlenie Praviteljstva RF s izmeneniyami ot 20 iyulya 2007

№ 459.

3. Ivanov, K.N. Prakticheskaya psikhologiya v penitenciarnihkh uchrezhdeniyakh. - SPb., 2005.

4. Kondratjev, M.Yu. Socialjnaya psikhologiya zakrihtihkh obrazovateljnihkh uchrezhdeniyj. - SPb., 2005.

5. Mitrofanova, S.N. Ehffekt variativnihkh obrazovateljnihkh programm // Otkrihtaya shkola. - 2010. - № 5.

6. Obuchenie v vecherneyj shkole / pod red. E.P. Tonkonogoyj. - M., 1997.

7. Thukovskiyj, S.V. Vechernie shkolih na puti modernizacii // Otkrihtaya shkola. - 2010. - № 5.

Статья поступила в редакцию 10.01.13

УДК 378

Kokolova TV. MODERN APPROACHES TO THE PEDAGOGICAL PRACTICES OF FUTURE EDUCATIONAL PSYCHOLOGISTS: REFLEXIVE TECHNOLOGY. Presents the author's development in the field of training in the system of the reflective teacher education, to the process of passing the pedagogical practices, identifies the role and the importance of technology in shaping the modern reflexive space pass pedagogical practice of future educational psychologists.

Key words: contemporary pedagogical space, pedagogic practice, reflexive abilities, reflexive, metakognitivnye technology skills.

4-й (1-2 урока) - контроль знаний: контрольная или зачетная работы.

Такая технология имеет четкую структуру. Учебный материал нацелен на решение интегрированной дидактической задачи, обеспечивает системность деятельности при индивидуальной и групповой работе. При этом все участники учебного процесса оперируют одинаковыми понятиями.

Значимость представленной технологии в том, что она комплексная: способы проектирования содержания обучения; система задач и упражнений; конструирование дидактических материалов; рейтинговая система контроля и оценки учебных достижений.

Основная цель блочно-модульного обучения - активизация самостоятельной работы учащихся на протяжении всего периода обучения. Ее реализация позволяет повысить мотивацию изучения предмета, качество знаний, уровень образовательного процесса в целом. Принцип - постепенное накопление знаний. Переход к следующему модулю возможен только после полного усвоения предыдущего, причем каждым обучающимся индивидуально. Данное обучение также делает акцент на «ключевые навыки», которые необходимы всегда и везде: общение, грамотность, использование информационных технологий, умение работать в команде.

Блочно-модульное обучение позволяет каждому достигать запланированных результатов за счет:

• организации обучения индивидуально, парами и в малых группах;

• соблюдения темпа продвижения и саморегуляции своих учебных достижений, дозирования индивидуальной помощи;

• оценки по конечному результату, контроля внутри модуля (безоценочный, диагностический), что снимает напряжение, неуверенность, раздражительность перед оцениванием.

Блочно-модульное обучение - наиболее приемлемый вариант в вечерней школе при исправительных колониях, в силу их специфики.

Следует отметить, что внутри каждой из представленных технологий особое внимание уделяется воспитательной цели урока, т.к. в нашей школе нет классных руководителей и не предусмотрена воспитательная работа с учащимися вне уроков. Работа учителя в школе закрытого типа сложна, напряженна и многогранна, требует не только прекрасного знания своего предмета, но и, прежде всего, высокой нравственности, добропорядочности и милосердия по отношению к осужденным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.