Е. Е. Шеншина (г. Воронеж)
Адаптационная образовательная модель открытой школы
Когда задумываешься о процессах, определяющих сущность образовательной системы открытой (сменной) школы и хочешь охарактеризовать их кратко и емко, одним словом, - чаще всего приходишь к убеждению, что это - адаптация, причем адаптация сложная и многоплановая. Действительно, наша школа вынуждена приспосабливать свою педагогическую систему к сложному и трудному контингенту учащихся - и из этой творческой адаптации постоянно рождаются разнообразные (часто уникальные!) формы, методы, технологии обучения - неизбежно-естественные и привычные для нас, педагогов открытых школ, но - непривычные для обычной массовой школы (а потому, к сожалению, иногда непонятные и чуждые тем, кто управляет образованием). Отсюда у наших школ появляется необходимость так или иначе «адаптироваться» к совершенно недостаточным (за редкими и счастливыми исключениями) нормативнозаконодательным, материально-техническим, финансовым условиям, которые зависят от субъектов управления образованием всех уровней. Но это - не самое главное, и не об этом сейчас речь. Важнее всего то, то мы, наши школы, помогаем учащимся адаптироваться (и в образовательном и в социальном плане) к непростым условиям жизни в современном обществе. А самый первый этап такой адаптации - адаптация учащегося к школе.
В этой статье мы хотим поделиться опытом построения адаптационной образовательной системы, которая сложилась в нашей школе исходя из местных условий и творческой деятельности педагогического коллектива. Насколько наш опыт уникален и насколько он может быть воспринят в других школах - пусть решат читатели-коллеги.
Описание любой образовательной модели предполагает раскрытие таких аспектов, как особенности ее структуры, содержание курса образования, организация образовательного процесса. В рамках данной статьи мы остановимся на особенно-
стях структуры школы и организации учебно-воспитательного процесса. Но сначала кратко изложим особенности условий работы и проблемы, решение которых и привело нас к созданию в школе адаптационной образовательной системы.
1. Можно отметить тенденцию к омоложению контингента учащихся вечерних (открытых) школ за последние 10-15 лет. Мы не будем останавливаться на причинах данного явления, так как это обусловлено общим характером социальных изменений в обществе. Отметим лишь следующие конкретные причины перехода учащихся в школу (по данным социального педагога, получаемым при поступлении учащихся в школу): (а) неуспеваемость в дневных образовательных учреждениях; (б) конфликты с учителями; (в) социальные причины (необеспеченность в материальном плане, доходящая до невозможности посещать занятия по причинам отсутствия средств на проезд, хорошей одежды и обуви); (г) устройство на работу как следствие проблем предыдущего пункта; (д) параллельное обучение в профессиональных училищах начального образования, на подготовительных и профессиональных курсах, что приводит к серьезному увеличению учебной нагрузки; (е) психологические причины.
2. Исходя из наблюдений за изменением статуса вечерней (открытой) школы, а также ее структуры за последние годы, мы можем отметить две противоположные следующие тенденции:
- востребованность данного вида учебного заведения сохраняется, если не возрастает: несмотря на общее уменьшение числа учащихся в дневных школах, связанное с демографическими изменениями в обществе, количество учащихся в вечерних (открытых) школах, хотя и уменьшается, но менее значительно, чем в школах дневных;
- несмотря на это - практически полное игнорирование вечерних (открытых) школ официальными документами системы образования: для данного вида учеб-
ных заведений не нашлось места в «Концепции модернизации российского образования...», нет современных программ, учебников. Нормативная документация по вечерним школам в рамках вводимого сейчас подушевого финансирования школ не ориентирована на данный вид школы, не учитывает постоянного притока учащихся в школу в течение всего учебного года и т.д.
3. Что касается предпрофильной подготовки и профильного обучения, то вечерние (открытые) школы, конечно, не могут конкурировать с дневными по степени углубления каких-либо областей знаний в силу специфичности контингента (разновозрастность, низкая мотивация и т.д.), но ресурсы кооперации с учреждениями начального профессионального образования есть, и нами они используются уже давно. На старшей ступени школа плодотворно сотрудничает с городским учебно-производственным центром, где учащиеся, обучаясь параллельно в школе, получают профессии повара, кондитера, бармена, и с многопрофильным медицинским колледжем, где они учатся на фармацевтов и медицинских сестер.
4. В качестве основной структурной единицы в нашей образовательной модели рассматриваются класс (очная форма обучения) и группа (заочная форма), в которых находятся учащиеся «смешанных» способностей. Разделение на тех, кому нужна помощь в обучении, и «одаренных» происходит уже внутри класса или группы. Учитель имеет возможность самостоятельно регулировать, корректировать и индивидуализировать процесс обучения в течение урока или групповой консультации.
5. Если вторая ступень обучения, по определению, дает основное образование, то старшая ступень - призвана обеспечить качественное образование учащихся с учетом их потребностей, познавательных интересов, склонностей и способностей. Здесь хотелось бы отметить еще один момент: с одной стороны, вечерняя школа, как и любое другое образовательное учреждение, должна обеспечить качественное образование, причем работая с более «трудными» детьми, с другой - мы наблюдаем существенное уменьшение учебных часов по предметам в сравнении с дневными школами. Получается, что за меньшее количество часов, работая с педагогически сложными учениками, вечерняя школа
должна дать такое же образование, как и дневная? Нам кажется, что, напротив, в вечерних школах нужно увеличивать количество часов на учебные предметы, а не сокращать их.
6. Добавим, как ни парадоксально это прозвучит, что государственные стандарты не являются определяющим элементом в построении образовательного процесса в вечерней школе. Учитывая специфику контингента, на первый план выдвигаются цели развития личности, ее социальной, психологической и учебной адаптации. Предметные знания и умения рассматриваются как средства их достижения.
7. Таким образом, школа разрабатывает адаптивную образовательную модель, причем в самом широком смысле этого слова: независимо от причин, по которым учащиеся школы «выпали» из общепринятых норм социума, главная цель работы всей школы, всего коллектива педагогов -помочь преодолеть дезадаптацию личности.
Каким же образом мы строим работу по адаптации учащегося?
Основное средство адаптации учащихся к школе - это разработанный и опробованный нами комплекс организационно -педагогических мероприятий, который получил название «недели адаптации». Они проводятся дважды в год (в начале учебного года, в сентябре, и в середине, в январе) и включают в себя несколько организационных и методических моментов.
Цели проведения недели адаптации в сентябре - помочь вновь прибывшим в школу учащимся, а в наших школах контингент меняется постоянно, дети не учатся вместе более трех лет, как правило, только год-два), познакомить их со школой, учителями, организацией учебного процесса. Сентябрьская неделя адаптации включает в себя: (а) социальную, психологическую и учебную диагностику; (б) классные мероприятия с использованием методик коллективного творческого дела (КТД), направленные на снятие психологического напряжение при переходе в другую школу; (в) особые уроки развития общеучебных умений и навыков. Рассмотрим эти три элемента подробнее.
Очень важную роль имеет первоначальная, «входная» диагностика учащегося: социальная, психологическая, учебная (здесь мы рассматриваем и традиционный уровень знаний, умений и навыков, и уро-
вень развития общеучебных умений и навыков как способность продолжать образование данной ступени) и т.д. Данная диагностика проводится с каждым учащимся без исключения при поступлении в школу независимо от времени его поступления: в начале учебного года, в середине или в конце. Для этих целей предусмотрен ряд методик, анкет и других диагностических материалов. В результате формируется банк данных, который удобно использовать в своей повседневной работе социальному педагогу, психологу, классным руководителям и учителям.
Классные и школьные мероприятия. В рамках сентябрьской недели адаптации проводятся мероприятия по организации и созданию классных коллективов. Кроме того, проводится общий вечер «Знакомство со школой», где ученики второго и третьего года обучения знакомят вновь поступивших в школу учащихся с учителями, с организацией работы школы, а учителя представляют в игровой форме свои предметные кафедры - так происходит «введение» ученика в мир новой школы.
Уроки формирования общеучебных умений и навыков. На каждом из этих уроков преподаватель ведет целенаправленную работу по формированию одного из данных навыков. Сразу определяются и сообщаются учащимся требования к таким, казалось бы, простым навыкам и умениям, как ведение тетради, работа с учебником, и более сложным - таким, как поиск нужной информации, конспектирование и т.д. Почему мы решили проводить эти уроки именно в начале года? Мы столкнулись с проблемой очень низкого развития общеучебных умений и навыков у вновь поступающих учащихся, а это, на наш взгляд, один из факторов неуспешно-сти ученика. Не будем приводить факты предметных пробелов, но зачастую пришедший в школу ученик 10 класса не умеет ориентироваться в учебнике, не может составить план прочитанного, сделать вывод и т.д. Если не обращать на эту проблему внимания, мы не получим на выходе из школы человека, способного к дальнейшему развитию: образовательному,
профессиональному, личностному.
Повторная неделя адаптации проводится в январе, после выхода с каникул. Цели ее проведения: (а) повторная психологическая, социальная, учебная диагностики; (б) проведение тренинговых заня-
тий по коррекции личностной сферы (в зависимости от результатов психологических и социальных диагностик); (в) мониторинг уровня общеучебных умений и навыков и (г) дальнейшее проведение уроков, направленных на их развитие.
По исследованиям социально-психологической службы школы, ведущимся в течение двух лет, в результате проведения подобных «недель адаптации» на 20% увеличилось число учащихся, оценивающих среду школы как комфортную, - прежде всего благодаря преодолению тревоги, неуверенности в своих способностях и созданию комфортного микроклимата на уроках и в классе в целом.
Рассмотрим теперь направленность работы всех организационных структур школы: социально-психологической, вос-
питательной, учебной, управленческой -на поиск и реализацию путей адаптации ученика к самостоятельной жизни в обществе.
Дело ведь в том, что 40% (в других школах процент может быть еще выше) обучающихся нашей школы - это подростки, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации (к ним, в соответствии с Законом РФ «О гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», ст. 1, отнесены, помимо детей-сирот, опекаемых детей и детей-ин-валидов, также и дети из малоимущих семей; дети, родители которых не имеют работы; лица до 18 лет, сами имеющие детей, и т.д.). Большинство из них вынуждены работать, чтобы жить, и мы не будем останавливаться на том, что здесь имеет место серьезная социальная проблема, связанная с нежеланием официально оформлять на работу несовершеннолетних, низкой оплатой за неквалифицированный труд, несоблюдением никаких трудовых прав и т.д., - это проблема общества и государства в целом.
В итоге мы, преподаватели, имеем разновозрастные, с разным уровнем знаний за вторую ступень обучения классы. Учеба для данных учащихся не единственное занятие и находится у них далеко не всегда на первом месте в иерархии повседневных приоритетов. На занятия многие приходят после работы, параллельного обучения, и следовательно, присутствует фактор перегрузки. При этом обучение приходится вести по адаптированным к учебным планам вечерних школ государственным образовательным программам
ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ № 3-4 (12-13) 2007 - http://iovrao.ru - 113
Структура МОУ ОСОШ № 11 г. Воронежа
Очное обучение Заочное обучение Индивидуальное обучение
2 ступень 3 ступень 2 ступень 3 ступень 2 ступень 3 ступень
Общеобразовательные классы Общеобразовательные классы
Двухгодичные (10-11) Трехгодичные (10-12) Двухгодичные (10-11) Трехгодичные (10-12)
9-а класс 10-ж,10-и, 11-и, 11-3, 11-ж,11-к общеобразовательные классы 11-г,11-д классы, совмещающие обучение в школе с обучением в профессиональном лицее № 53 (повар, кондитер) 10-е, 10-д, 11-е, 12-а классы, совмещающие обучение в школе с обучением в профессиональном лицее № 53 (повар, кондитер) 8-а, 9-6 группы 8-6,9-в группы УКП при ИЗ 36/1 11-л, 11-м обще-образо-ватель-ные группы 10-а, 10-6,10-в, 10-г, 11-а, 11-6, 11-в группы, совмещающие обучение в школе с обучением в медицинском колледже (медсестра, фармацевт) 10-к, 10-л, 11-н группы УКП при ИЗ 36/1 6-9 кл. 6-9 кл. УКП при ИЗ 36/1 10-12 кл. 10-12 кл. УКП при ИЗ 36/1
Итого классов/ групп 13 16
Уча- щихся 398 280 15 7 36 1
Смены 1 смена - 2 класса; 2 смена - 8 классов; подсмена - 3 класса 1 смена-12 групп; 2 смена -2 группы, подсмена - 2 группы -
Схема 1. Структура школы: формы обучения, специфика классов и групп, число обучающихся.
Е. Е. Шеншина. Адаптационная образовательная модель открытой школы
дневных общеобразовательных школ, по тем же учебникам, что и в дневных школах, так как для нашего типа школ учебники, программы и вообще другие методические, нормативные документы не издавались с начала 90-х годов.
Именно поэтому, начиная от приема в школу и выбора приемлемой для ученика формы обучения, времени обучения, сроков обучения и заканчивая отслеживанием дальнейшего после окончания школы трудоустройства, поступления в учебные заведения среднего профессионального и высшего образования, все организационные структуры школы ведут целенаправленную работу по ликвидации дезадаптации ученика.
Пока ученик находится в школе (2-3 года), преподаватели стремятся дать ему максимально широкий спектр способов получения новых знаний (независимо от предмета) для того, чтобы эти знания ученик мог получить самостоятельно.
Здесь у преподавателей, методической службы школы и психологов две задачи:
(1) собственно научить способам получения новых знаний;
(2) повысить мотивации к обучению: как к обучению в школе, так и на перспективу, на будущее, нацелить молодого человека на необходимость постоянно учиться, повышать свой образовательный и профессиональный уровень в течение всей предстоящей жизни.
Может быть, вторая задача еще более сложна, чем первая. Но и здесь мы стараемся комплексно решать задачи адаптации ученика. В процессе преподавания используются традиционные для нашего типа школ технологии блочного (модульного и т.д.) обучения, новые информационные технологии (не как самоцель, а как средство достижения интереса к предмету).
Очень большой потенциал информационные технологии приобретают именно в условиях школ нашего типа, поскольку позволяют значительно сэкономить время поиска нужной информации, расширяют возможности доступа ученика к качественным образовательным ресурсам, уравнивают возможности получения образования для различных категорий учащихся. У нас есть намерение внедрить дистанционное обучение для учащихся, не имеющих возможности посещать школу. Но пока этот вопрос только разрабатывается, поскольку есть проблемы и в организации дистанционного обучения со стороны
нормативно-правовой базы школы, и в обеспеченности компьютерами, и с выходом в Интернет у учащихся дома. Однако с методической точки зрения школа уже готова использовать и развивать форму дистанционного обучения.
В заключение приведем информационную справку об образовательном учреждении.
Численность обучающихся в школе составляет 650... 750 человек. Данные приведены на начало и конец учебного года, поскольку в течение года продолжается прием в школу из других образовательных учреждений, и средний показатель прироста составляет 10-15% в год. В школе обучаются подростки 14-18 лет (примерно 90% контингента) и учащиеся старше 18 лет (10%). В последней возрастной группе можно особо выделить более взрослых учащихся - от 20 до 30 лет, но их доля по отношению с общему числу обучающихся невелика - не более 4-5%.
В школе открыты 8, 9, 10-11(12) классы и заочные группы. В 2006-2007 учебном году в общей сложности насчитывалось 29 классов и групп. Обучение ведется в две смены (с 8:30 и с 13:30) и одну подсмену (с 16:40). Продолжительность уроков в классах 40 мин. Режим работы школы -пятидневная либо шестидневная учебная неделя (в зависимости от формы и сроков обучения).
Отметим, что за последние годы увеличилось количество классов ускоренного обучения на третьей ступени (10-11 классы) и соответственно уменьшилось число классов традиционного трехгодичного обучения (10-12 классы). Ускоренное обучение является типичной особенностью современного образовательного запроса к школе со стороны учащихся и их родителей. Сегодня количество получающих среднее образование по двухгодичной схеме уже превышает количество «трехгодичников». Очевидно, следует ожидать дальнейшего увеличения спроса на данную форму обучения, которую мы намерены развивать и методически совершенствовать.
В МОУ ОСОШ № 11 существует также и индивидуальная форма обучения, по которой обучаются 15-20 человек. Чаще всего данная форма обучения выбирается теми учащимися, возраст которых значительно превосходит возраст учащихся соответствующего класса, а также по индивидуальным психолого-педагогическим и медицинским показаниям. Имеется потен-
циал для внедрения дистанционного обучения с использованием сети Интернет в целях поддержки обучающихся по индивидуальной форме и усиления эффективности учебного процесса.
С 2002 года в школе открыт УКП при исправительном учреждении ИЗ 36/1. Организация работы в УКП имеет свои сложности, так как контингент обучающихся часто меняется, документы о предыдущем образовании поступают с опозданием либо вообще не соответствуют заявленному.
Материально-техническая база такова: школа функционирует в оборудованном для ОУ здании, в котором имеется 17 учебных аудиторий; кабинеты психолога, социального педагога, методистов; медицинский кабинет; библиотека, читальный зал; спортивный зал, кабинеты администрации. Оборудованы классы информатики, химии. Есть медиатека.
В школе работают 34 педагога, из них 3 совместителя. Средний возраст педагогического коллектива - 39 лет.
Структура школы наглядно представлена на Схеме 1 (стр. 113).
Л. О. Маленкова (г. Санкт-Петербург)
Корпоративное обучение педагогов: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
Актуальность изучения зарубежного опыта корпоративного (внутрифирменного) повышения квалификации педагогов обусловлена тем, что сегодня в России этот способ подготовки педагогических кадров получает широкое распространение в различных учреждениях системы непрерывного образования взрослых. За рубежом корпоративный способ обучения используется на протяжении многих лет, и в педагогической науке и практике накоплен значительный опыт эффективной организации внутрифирменного обучения педагогов.
Анализ зарубежного опыта позволяет сделать вывод о том, что главным условием эффективного повышения квалификации педагогов выступает такая организация подготовки, при которой решения, касающиеся профессионального развития персонала учебного заведения, получают статус стратегических. В противном случае «.процесс повышения квалификации сотрудников будет идти непоследовательно, сведется к серии отдельных актов и затронет лишь часть персонала, тогда как
другая его часть окажется неохваченной при совместном использовании ресурсов и будет работать не в полную силу. Более того, нельзя будет достичь даже минимальных стандартов, распространяющихся на учреждение в целом» [1, с. 45] .
Организация и проведение корпоративного обучения сотрудников, таким образом, должны быть:
- согласованы с индивидуальными целями того или иного сотрудника и задачами, стоящими перед организацией в целом;
- планируемым и управляемым систематическим процессом;
- направлены на совершенствование знаний, умений, взглядов и производительности труда на уровне отдельного сотрудника, рабочей группы и всей организации.
Повышению квалификации сотрудников учреждений образовательной сферы в развитых странах оказывают содействие национальные правительства, агентства и профессиональные объединения. Правительства действуют через политику, по-