Научная статья на тему 'Обучение в открытой (сменной) школе'

Обучение в открытой (сменной) школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
144
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обучение в открытой (сменной) школе»

Н.Н. Худякова, учитель немецкого языка МОУ ОСОШ №11,

г. Воронеж

ОБУЧЕНИЕ В ОТКРЫТОЙ (СМЕННОЙ) ШКОЛЕ

Вечерняя общеобразовательная школа (ООШ) является важной составляющей в системе образования на протяжении десятилетий. Однако социально-экономические и политические изменения в обществе не могли не сказаться и на ее положении. Она стала открытой общеобразовательной школой прежде всего потому, что название «вечерняя» просто стало не соответствовать организационной структуре школы, которая работает в две смены и подсмену.

Основная функция ООШ — развитие личности ученика, поддержка и помощь в самореализации. Изменился средний возраст учащихся, основная масса — подростки 16-17 лет.

2.

□ 15 лет

□ 16-17 лет

□ 18-20 лет

□ старше 20 лет

Основной контингент школы помолодел. Большая часть учащихся ООШ — незащищенные подростки и молодежь, многие из неблагополучных семей с низкой мотивацией к обучению и низкой степенью обученности. Кроме того, около 70% учащихся совмещают обучение в школе с работой и параллельным обучением в профессиональных училищах, на курсах.

Социально-экономические и политические изменения в обществе привели к существенным изменениям в системе образования.

В соответствии с социальным заказом общества изменился статус иностранного языка, изучение которого рассматривается как приоритетное направление модернизации школьного образования. Цель обучения иностранному языку — это, с одной стороны, развитие иноязычной коммуникативной компетенции (то есть способности и возможности осуществлять иноязычные межличностные и межкультурные общения с носителями иностранных языков), с другой стороны, развитие и воспитание школьников средствами иностранного языка.

Основной стратегией обучения выступает личностно-ориентированный подход, который выражается в учете возраста школьников, их ин-

тересов, возможностей и потребностей. Личностная направленность в иностранном языке проявляется в том, что отбор тематики и проблематики иноязычного общения ориентирован на реальные интересы и потребности школьников с учетом различных возрастных групп, на усиление деятельностного характера обучения.

Особое внимание уделяется развитию социокультурной компетентности у школьников. Социокультурные знания и умения позволяют приобщить учащихся к культуре стран изучаемого языка, помогают лучше представлять культуру своей страны в процессе иноязычного общения. Развивая социокультурные знания и умения, учитель помогает учащимся научиться проявлять толерантность к особенностям культуры, менталитета носителей изучаемого языка.

Обучение иностранному языку в открытой школе сопряжено с рядом трудностей:

1. Низкий уровень владения иностранным языком, низкая мотивация.

По окончании полной средней школы учащиеся должны достигнуть иноязычной коммуникативной компетенции на пороговом уровне, который обеспечивает достаточный уровень функциональной грамотности выпускников для успешного продолжения ими образования и трудовой деятельности. На практике же в школу приходят учащиеся с уровнем владения ниже базового.

2. Отсутствие учебно-методического комплекта для ООШ (ВСШ).

В федеральном компоненте стандарта образования за общеобразовательным учреждением закреплено право выбора учебно-методического издания, имеющего гриф Минобразования России или органа управления образованием субъекта Российской Федерации.

Однако содержание материала учебников требует хорошей подготовки школьников. В предложенных учебниках, как правило, отсутствует справочный материал, содержащий основные правила грамматики, фонетики и чтения, и материал для повторения. Курс же расширенного повторения в ООШ необходим, так как у многих учащихся, помимо низкого уровня владения иностранным языком, наблюдается перерыв в учебе, иногда достаточно существенный. Кроме

2005

того, учащиеся поступают в школу в течение года как в 10-е, так и в 11-е классы из разных школ, с разным уровнем знаний, соответственно учителю необходимо организовывать работу по преодолению пробелов в течение всего учебного года на сопутствующем повторении. Справочные материалы будут полезны и для других учащихся.

Возникает насущная необходимость разработки нового учебника по иностранным языкам для вечерних (открытых) школ либо совершенствования уже имеющихся.

3. Финансовые проблемы, слабое материально-техническое обеспечение школ.

Учебно-методические комплекты стоят дорого, а большинство учащихся школы — из малообеспеченных семей и не могут позволить себе купить учебник, точно так же, как и школа не может обеспечить всех учащихся учебниками. Библиотеки школ не пополняются дополнительной литературой на иностранном языке. Учащиеся, мотивированные на обучение, не имеют возможности удовлетворить свой познавательный интерес.

Качественное обучение иностранному языку невозможно без применения современных аудиовизуальных средств и новых информационных технологий. В стандарте образования подчеркнута необходимость формирования информационной культуры школьников при изучении иностранного языка.

Для решения отмеченных проблем можно предложить следующее:

• разработку программ по иностранному языку с учетом специфики учебного заведения и данной учебной дисциплины;

• использование индивидуальных консультаций, позволяющих решать сразу несколько задач: скорректировать знания и умения учащихся, довести их до базового уровня и удовлетворить познавательные интересы учащихся;

• введение расширенного курса повторения;

• разработку карточек-информаторов, содержащих основные правила грамматики с тренировочными упражнениями, или тематических карточек с опорным материалом по теме (лексикой, речевыми выражениями);

• подбор дополнительной информации, сообщающей сведения и факты из области молодежной культуры, национальной культуры стран изучаемого языка;

• совершенствование общеучебных умений и навыков, наиболее важными из которых являются информационные умения, способствующие самостоятельному приобретению знаний (умение осуществлять поиск необходимой информации, использовать справочную литературу и словари, умение выделять и обобщать информацию,

делать выводы, умение использовать новые информационные технологии);

• применение современных педагогических технологий.

На последнем хотелось бы остановиться более подробно.

Личностная направленность педагогического процесса влияет на все компоненты системы обучения. Изменение целей образования привело к необходимости применения наряду с традиционными способами обучения новых современных технологий. В качестве наиболее адекватных технологий для ООШ выступают индивидуальный и дифференцированный подходы, технология проектного обучения, информационные, игровые технологии коммуникативного обучения. Кратко охарактеризуем применяемые педагогические технологии.

• Технология дифференцированного обучения позволяет создавать разнообразные условия обучения для учащихся с целью учета их способностей, интересов и уровня умственного развития. Одним из основных видов дифференцированного обучения является индивидуальное обучение, которое позволяет соотнести содержание обучения, методы и темп учебной деятельности учащегося с его особенностями.

• Технология коммуникативного обучения

— это обучение на основе общения. Коммуникативная технология строится на основе активного взаимодействия всех участников учебного процесса. Эффективность групповой деятельности

— закономерность общения. В результате деятельности возрастает продуктивность совместного труда. При обучении на основе общения осуществляются передача полученных знаний, сотрудничество и взаимопомощь между учащимися, учитываются индивидуальные и возрастные способности каждого школьника и активизируются учебно-познавательные процессы (самооценка, самоконтроль).

• Технология проектного обучения в наибольшей степени нацелена на развитие личности школьника, его самостоятельности и творчества. Проектная технология включает постановку проблемы, поиск путей ее решения и определения характера личного участия в нем, поиск информации, ее систематизацию и оформление конечного результата деятельности. Особо следует отметить, что технология проектного обучения позволяет сочетать различные формы работы: индивидуальную, парную, групповую и коллективную. Проект развивает самостоятельность ученика, его инициативу, формирует навыки планомерной деятельности, способности к самоорганизации, самоконтролю.

• Игровые технологии - это эффективный способ вовлечь учащихся в коммуникацию. Во время игры создается проблемная ситуация и учащиеся могут сами выбрать себе роль, которую они бы хотели играть. Ролевые игры следует проводить только в том случае, если в классе сложилась благоприятная обстановка и учащиеся чувствуют себя свободно. Очень важно, чтобы учащимся была понятна идея игры и у них было время для освоения роли и обдумывания своих действий. В это время учитель может проконсультировать и оказать помощь отдельным учащимся.

• Информационные технологии обучения

обеспечивают подготовку личности информационного общества, формирование умений работать с информацией, развивают коммуникативные способности. Информационное обучение характеризуется управляемостью, то есть учитель может в любой момент скорректировать процесс обучения.

Медиатека школы располагает хорошей коллекцией компьютерных дисков по предметам, в том числе по английскому, немецкому и французскому языкам. Использование компьютерных технологий — один из путей повышения мотивации школьника и самостоятельной работы учащихся по ликвидации пробелов, особенно после перерыва в учебе.

Таким образом, современные педагогические технологии помогают учителю поддержать и развить мотивацию школьников к изучению иностранного языка и всячески стимулировать их продвижение, и тем самым повышают продуктивность обучения. Все эти технологии реализуют практическую направленность обучения и позволяют каждому школьнику быть активным уча-

стником образовательного процесса. Учителями школы накоплен богатый методический, дидактический материал, разработаны уроки с применением разнообразных технологий, позволяющие осуществлять работу учащихся разноуровневой подготовки в пределах одного класса.

В заключение хотелось бы отметить, что применение различных новейших технологий в условиях вечерней школы, помимо уже выделенных общих трудностей в отношении учебно-методического обеспечения преподавания иностранных языков, требует от самого учителя высокого профессионализма и желания работать с данным контингентом учащихся. А на сегодняшний день молодые специалисты, владеющие иностранными языками, предпочитают работать в других сферах деятельности, где оплата труда более достойная, чем в школе. Практически за 10 лет в нашей школе не появился ни один постоянный молодой учитель иностранного языка, работают год-два от силы и уходят. Здесь есть о чем задуматься...

Литература

1. Государственный стандарт общего образования.

2. Настольная книга учителя иностранного языка: Справ.-метод.пособие / Сост.В.В. Копылова. - М.:000 «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2004. — 446 с.

3. Настольная книга преподавателя иностранного языка: Справ. пособие / Е.А.Маслыко, П.К.Бабаинская, А.Ф.Будько, С.И.Петрова. — 9-е изд., стер. — Мн.: Выш. шк., 2004. — 522 с.

4. Иностранные языки в школе. — 2004. — № 5; 2005. - №2-3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.