узкие социальные или позиционныемотивы (стремление занять определенную позицию в отношениях с окружающими получить их одобрение) осознание личной значимости участия в решении математическо й задачи и пр. задания оценочного типа (предполагается разбиение на малые группы в соответствии с исполняемыми ролями в зависимости от целей математических заданий); творческие задания (создание оценочных средств одной группой по определенной математической теории и их апробация другой группой) и пр. стремление к взаимодейств ию для решения поставленной задачи, получению оценки своей работы и пр. самоутверж дение, личностны й рост математиче ского образовани я
оценивание
образовате
льного
задания результата
конструкторского типа с точки
(предполагают взаимное зрения
осознание обучение членов команды осознание установлен
мотивы социального преимуществ и умениям работы с рациональнос ной нормы
сотрудничества недостатков компьютерными ти работы в (например,
(ориентация на разные коллективной программами и Интернет, коллективе эталон
способы работы над совместное подведение для решения),
взаимодействия с решением итогов выполнения достижения на основе
другим человеком) математическо каждой математической образовательн сравнения
й задачи подзадачи, обмен ой цели всех
материалами для результатов
достижения общей цели)
и пр. полученны
х при
выполнени
и задания
Обязательным при проведении занятий с помощью технологии Веб-квестов является рефлексия. Понимание своего отношения к происходящему - основа для формирования мотивов изучения не только математики, но и любой дисциплины. Обсуждение проделанной работы над Веб-квестами в коллективе делает результат социально значимым.
Литература
1. Смирнова О. Б., Приходько М. А. Развитие логической культуры студентов при обучении математике посредством веб-квестов. [Электронный ресурс]: О. Б. Смирнова, М. А. Приходько // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ, 2016. № 3 (6) июль - сентябрь. Режим доступа: http://e-journaLomgau.ra/index.php/2016-god/5/29-statya-2016-2/378-00128. ISSN 2413-4066/ (дата обращения: 21.10.2016).
2. Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. [Текст]: пособие для учителя / А. К. Маркова. Москва: Просвещение, 1983. 96 с.
Экологическая тропа «Тиинчээн» как средство активизации познавательной
деятельности учащихся Захарова А. Г.1, Гаврильева А. П.2
'Захарова Акулина Гаврильевна / 2аНатоуа Аки1та ОаупГета - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра методики преподавания биологии, химии и географии; 2Гаврильева Айталина Петровна / Gavril'eva Ajtalina Petrovna — студент, Институт естественных наук Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, г. Якутск
Аннотация: в статье анализируется реализация принципа активного обучения, которая имеет определенное значение, т. к. обучение и развитие носят характер активности и качества учения как деятельности, от которой зависят результаты обучения.
Ключевые слова: активизация, познавательная деятельность, природная тропа.
Активизация познавательной деятельности учащихся - это создание условий обучения, при которой учащиеся совместно с учителем сознательно размышляют над учебной деятельностью, отслеживают, подтверждают, опровергают, расширяют и вносят свои идеи, развивая отношение к природе [1, с. 155]. Экологическая тропа позволяет создать условия для реализации познавательной деятельности в природе - позитивного отношения к окружающему миру и его показателей: эмоционального благополучия, эмоционального отклика и адекватности реакций на успех и неудачу, увлеченности процессом познания, ответственности по отношению к предмету изучения и исследования природных объектов [2, с. 2-3].
Представленная ниже экологическая тропа организована на местности «Сасыл». Она создана на участке лесного фонда, закрепленном за школьным лесничеством «Тиинчээн» МОУ «Сэргэ - Бэсская ООШ» Амгинского района Республики Саха (Якутия) и даёт возможности для организации учебной познавательной деятельности в курсе «Растения». Учащимся 6 класса свойственно уникальное единство знаний и переживаний, которое позволяет говорить о возможности формирования у них надежных основ ответственного отношения к природе.
Маршрут экологической тропы имеет протяженность 1000 метров. Учащиеся рассматривают состав объектов: натуралистические (растения) и следы деятельности человека (рекреационная зона). Время прохождения маршрута длится от 120 - 150 минут. На маршруте прохождения нами выделены следующие станции:
1. Рекреационная зона;
2. Бруснично-толокнянковый лиственнично-сосновый лес;
3. Заброшенный балаган;
4. Красно-книжные растения;
5. Припойменная растительность.
На указанных выше станциях экологической тропы все природные объекты находится под защитой юных экологов данной школы. При прохождении маршрута учащиеся выполняют исследовательские работы под руководством учителя биологии или экскурсовода. Активными методами изучения лесного сообщества являются, приемы и способы, побуждающие школьников к познавательной деятельности: визуальные наблюдения с использованием картографического изображения, экспериментального метода и геоботанических описаний [3, с. 145].
На экологической тропе можно организовать и провести учебные экскурсии. Учебная экскурсия сложная в методическом и организационном отношении форма занятий с учащимися, требующая тщательной подготовки экскурсовода и учащихся. Кратко остановимся на содержании и организации учебной экскурсии по экологической тропе на примере темы «Природные сообщества леса», которые изучаются в курсе «Растения». При этом для изучения конкретных объектов растительного сообщества даются задания на каждой станции маршрута такие, как «Выявите наиболее характерные виды растений в рекреационной зоне леса»; «Дайте геоботаническое описание леса этой станции»; «Определите видовое разнообразие растительности на данной пойменной террасе реки Амги в этой станции»; «Какова вероятность занесения новых растений на станции, где имеется заброшенное жилье человека?» и другие.
На констатирующем этапе педагогического эксперимента для выявления уровня развития познавательной активности учащихся 6 класса было проведено анкетирование. Общий результат обучения курса «Растения» в среднем достигал 32,4%. Ученики затруднились ответить на такие вопросы:
- Какой природной зоне относится растительный мир Амгинского района?
- Какова основа естественной растительности на территории школьного лесничества Амгинского района?
- Какие сообщества дикорастущих травянистых растений преобладают на территории Амгинского района?
Исходя из данных тестирования, можно сказать, что имеющиеся знания не всегда дают им возможность отражать сформированные понятия о растительных сообществах. Таким образом, был сделан вывод, что существует необходимость в ознакомлении учащихся с объектами природы ближайшего окружения, в организации систематической работы на экологической тропе.
Проведение формирующего этапа педагогического эксперимента завершилось повторным тестированием и можно говорить лишь о зарождении заинтересованности данной темой, наблюдается повышение уровня активизации познавательной деятельности. Школьники задавали вопросы, касающихся изучения бруснично-толокнянкового и лиственнично-соснового сообщества на экологической тропе.
В результате использования экологической тропы как средства активизации познавательной деятельности учащихся по теме «Растительные сообщества» выполнены следующие познавательные действия, относящиеся к проектно-исследовательской деятельности учащихся:
72
- описаны станции экологической тропы по растительным сообществам и проведено картирование местности экологической тропы местности «Сасыл» села Сэргэ-Бэс Амгинского района возможностями самих учащихся;
- раскрыта особенность взаимосвязей растений и человека в лесном сообществе;
- проведен сравнительный анализ видового разнообразия растений пробных площадок в местности «Сасыл» с применением микрокартирования;
- проведена оценка жизненного состояния лесного участка местности «Сасыл» по сосне обыкновенной на территории школьного лесничества «Тиинчээн».
Организация и проведение познавательной деятельности учащихся на станциях экологической тропы требует системного подхода для развития их проектных и исследовательских умений; их экологической ответственности по отношению к родной природе.
Литература
1. Захарова А. Г. Региональный опыт экологического образования и просвещения: материалы I Всероссийской заочной научно-практической конференции. Якутск, 10 декабря 2014 года Материалы I Всероссийской заочной научно-практической конференции. Якутск, 10 декабря 2014 года Электрон. текст. дан. Киров: МЦНИП, 2015. 324 с.
2. Красильникова Н. А. Экологическая тропа как средство воспитания культуры поведения школьников в природе // Биология в школе, 2015. № 1.
3. Андреева Н. Д. Теория и методика обучения экологии: учебник для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Н. Д. Андреевой. М.: Академия, 2009. 208 с.
Ранняя политехнизация обучения с использованием Интернет-ресурсов на занятиях английского языка в техническом вузе Маргарян И. Х.1, Маргярян Т. Д.2
'Маргарян Ирина Хачатуровна /Margaryan Irina Khachaturovna — студент, кафедра промышленной логистики;
2Маргярян Татьяна Дмитриевна /Margaryan Tatiana Dmitrievna - кандидат исторических наук, доцент, кафедра английского языка для машиностроительных специальностей, Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана, г. Москва
Аннотация: сегодня высокие требования, предъявляемые к выпускникам технических университетов, обусловлены их востребованностью на рынке труда. Современный выпускник должен обладать целым рядом общих и профессиональных компетенций. Такой подход ставит конкретные задачи перед преподавателями английского языка в техническом вузе: развить не только навыки иноязычного общения, а создать среду для профессионально-ориентированного обучения. И для достижения этих целей важную роль играют информационно-коммуникативные технологии и Интернет-ресурсы. Авторы предлагают познакомиться с методикой ранней политехнизации при обучении английскому языку в техническом университете.
Ключевые слова: Интернет-ресурсы, профессионально-ориентированное обучение, политехнизация обучения.
Сегодня Интернет перестал быть экзотикой как понятие, и как реализация. Теперь это слово превратилось в легко узнаваемый социальный символ, характеризующий «современность». В этой связи Интернет вообще и новые информационные технологии в частности наиболее быстро и эффективно влияют на молодое поколение. В результате проведенных исследований было установлено, что среднестатистический молодой человек тратит в Интернете от 43 до 100 часов в неделю из 168 [1]. Интернет стал средой обитания для миллионов, в которой работают, общаются и учатся. Несомненно, Интернет-ресурсы могут быть незаменимым инструментом при обучении иностранному языку [2, с. 188-196].
Важным фактором использования Интернета в обучении иностранному языку является то, что он изобилует аутентичным иноязычным материалом. А. В. Филатова вслед за F. Mishan выделяет три группы таких ресурсов [3, с. 170]:
• материалы, изначально не созданные для размещения в Интернете (поэзия, книги, песни, журнальные статьи);