Научная статья на тему 'Использование активных методов обучения в формировании экологических представлений у младших школьников во внеклассной работе'

Использование активных методов обучения в формировании экологических представлений у младших школьников во внеклассной работе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2301
340
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА / ECOLOGICAL EDUCATION / ECOLOGICAL CULTURE / ACTIVE TEACHING METHODS / PRIMARY SCHOOL STUDENT / EXTRACURRICULAR ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кушнир Анна Владимировна

В статье раскрываются проблемы экологического воспитания и рассмотрены методические условия формирования экологических представлений у младших школьников во внеклассной работе с использованием активных методов обучения (далее АМО). Вместе с теоретическим анализом проблемы приведены примеры АМО, способствующих активизации познавательной деятельности и в перспективе формированию активной жизненной позиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кушнир Анна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article focuses on the problems of ecological education and the methodical conditions for creating ecological concepts among primary school children in extracurricular activities with the use of active teaching methods (hereinafter ATM). Together with the theoretical analysis of the problem, the article renders the examples of ATM enhancing the cognitive activity and prospects for forming an active life position

Текст научной работы на тему «Использование активных методов обучения в формировании экологических представлений у младших школьников во внеклассной работе»

12. Федоров. С.Е. Новое качество образования и его оценка при реализации компетентностного подхода // Образование и инновации. - 2008. - №11. - С. 61-74.

А.В. Кушнир

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ

Аннотация: В статье раскрываются проблемы экологического воспитания и рассмотрены методические условия формирования экологических представлений у младших школьников во внеклассной работе с использованием активных методов обучения (далее АМО). Вместе с теоретическим анализом проблемы приведены примеры АМО, способствующих активизации познавательной деятельности и в перспективе формированию активной жизненной позиции.

Ключевые слова: экологическое образование, экологическая культура, активные методы обучения, младший школьник, внеклассная работа.

A.V. Kushnir

THE USE OF ACTIVE TEACHING METHODS IN FORMING ECOLOGICAL CONCEPTS AMONG PRIMARY SCHOOL CHILDREN IN EXTRACURRICULAR ACTIVITIES

Abstract: The article focuses on the problems of ecological education and the methodical conditions for creating ecological concepts among primary school children in extracurricular activities with the use of active teaching methods (hereinafter ATM). Together with the theoretical analysis of the problem, the article renders the examples of ATM enhancing the cognitive activity and prospects for forming an active life position.

Keywords: ecological education, ecological culture, active teaching methods, primary school student, extracurricular activity.

Природа всегда имела огромное значение в жизни общества, так как она является естественной основой его существования и развития.

В настоящее время происходит разностороннее воздействие общества на окружающую нас природную среду, вследствие чего наблюдается ухудшение экологической обстановки в мире, которое угрожает всей жизни на планете Земля. Все возрастающая угроза разрушения окружающей среды и обострение дисбаланса между человеком как существом природным и существом социальным требуют от него формирования принципиально нового отношения, как к самому себе, так и к природе.

Между тем новое отношение к природе не возникает само по себе, оно может строиться только на базе достаточно продуманного экологического образования с учетом усвоения анализа опыта предыдущих поколений. Все это и актуализирует проблему экологического образования будущего поколения.

В литературе часто по-разному трактуют понятия «экологическое образование» и «экологическое воспитание». Поэтому будет целесообразно рассмотреть их определения. По мнению В. Л. Грохова, А. Н.Чилингарова экологическое образование - это процесс усвоения систематизированных экологических знаний, то есть знаний о природе, а также приобретения практических навыков в данной области. Экологическое воспитание - это формирование соответствующего мировоззрения, нравственного облика человека, развитие у него потребности активно защищать природу, способствовать преумножению ее богатств» [1].

Экологическое образование - актуальная проблема, не решая которую невозможно представить вероятность развития нормальных взаимоотношений человека и природы.

Система общего среднего образования определяет экологическое образование как непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде, здоровью и становится новым приоритетным направлением педагогической теории и практики.

Основным звеном для учащихся в экологическом образовании является начальная школа. Следовательно, именно учителю начальных классов предстоит прививать детям основы правильного, разумного отношения к окружающей природе. Чтобы донести изучаемый материал более доступно и с большей пользой для умственного и нравственного развития учащихся К. Д. Ушин-

ский предлагал «вести детей в природу». Он писал, что общение с природой не только доставляет эстетическое наслаждение, но и влияет на формирование мировоззрения детей, на их нравственное развитие, расширяет их кругозор, обогащает впечатления. Значит, учитель должен уделять особое внимание вопросам взаимодействия детей и природы, а также вопросам формирования у младших школьников элементов экологической культуры. Во многом экологическая культура подрастающего поколения и, следовательно, состояние окружающей среды в целом зависят от эколого-профессиональной подготовленности того, кто, начиная с самого раннего возраста, закладывает основы экологических знаний и убеждений.

Над проблемой улучшения экологического образования учащихся младших классов работали многие исследователи, уделяя большое значение природе как средству воспитания. Например, Я. А. Каменский считал природу основным источником знаний и рассматривал её как средство для развития ума, чувств и воли.

Также огромную роль в воспитании у детей экологических представлений имеют разработки ведущих педагогов и методистов, в числе которых С. А. Веретенникова, А. Ф. Мазурина, М. В. Лучич, А. А. Быстров, Е. И. Волкова и др.

Формирование экологических представлений происходит в процессе ознакомления ребенка с окружающим миром, а экологическое сознание формируется с годами. И самыми эффективными в данном случае являются как урочная деятельность, так и нерегламентированная деятельность экологической направленности при проведении внеурочных занятий и внеклассной работы.

У учащихся в начальных классах развит познавательный интерес, они желают задавать вопросы и обладают способностью находить ответы на них. Учащиеся склонны к экспериментированию и активной поисковой, исследовательской и природоохранной деятельности. Дети этого возраста уже способны достаточно длительное время сосредотачиваться на интересующей их проблеме: наблюдать за жизнью рыбок в аквариуме; экспериментировать - почему одни предметы плавают, а другие тонут; придумывать новые конструкции.

При получении новых знаний у детей появляется желание задать взрослому много вопросов, самостоятельно попытаться найти связь в личном опыте, сформировать свои высказывания, предположения.

Рассматривая историю вопроса, отметим, что в конце 70-х годов в организации экологического образования и воспитания были выделены два подхода: традиционный - зародившийся еще в 20-е годы и базирующийся на природоохранном содержании, на воспитании любви и бережного отношения к природе, и активный - нацеленный на формирование экологического сознания и экологической культуры.

По мнению ученого А. Н. Захлебного, «экологическое образование требует непременного сочетания познавательной и практической деятельности, смены способов научного, этического, эстетического, практического осмысления не столько самой природы, сколько реального отношения к ней человека в конкретных делах и поведении» [3].

В 80-х годах ХХ века ученые разработали концепцию непрерывного экологического образования, а на ее основе выработали проект стандарта экологического образования. В стандарте были определены требования к основному содержанию общеобразовательной подготовки в области экологии и охраны окружающей среды, к объему учебного времени в учебном плане школы, к уровню обязательной экологической подготовки школьников и основным формам и видам внеурочной работы.

В литературе выделяют следующие формы организации внеурочной работы в экологическом образовании: индивидуальные, групповые и массовые [4].

Тематика индивидуальной внеклассной работы по экологии может быть разнообразной. Она включает наблюдение за жизнью отдельных растений и животных, выявление влияния окружающей среды на их развитие, размножение и т.д. Опыты и наблюдения выполняются непосредственно в природе, на учебно-опытном участке, в теплице, уголке живой природы. Изготовление скворечников и кормушек предполагает в дальнейшем наблюдение за их заселением и использованием.

Индивидуальная внеклассная работа помогает в развитии склонностей и способностей каждого ученика. В экологическом аспекте эта работа, направленная на подготовку доклада или выступления по экологической тематике, приобщает учащихся к чтению научно-популярной и специальной литературы, работе со справочниками и всевозможными географическими картами (климатическими, почвенными, растительности, химических загрязнений и т.д.).

Опытно-экспериментальная индивидуальная работа в рамках экологического воспитания часто носит также социально-значимый характер. Индивидуализация занятия подразумевает выполнение учащимися наблюдений, как за отдельными видами растений, животных, так и в целом природных сообществ (в микрорайоне дома, школы). Для более активного и продуктивного результата проведения наблюдения в природе учитель рекомендует прочитать ту или иную книгу

экологического содержания, подобрать материал для стенда или выпуска экологической газеты, листовки, баннера и т.д. Ученикам нравится разгадывание кроссвордов, проведение дидактических игр, разъяснение народных пословиц и поговорок о природе и т. п.

Наиболее результативным видом индивидуальной работы во внеурочной экологической деятельности являются различные разновидности фенологических наблюдений за окружающей природной средой. Эта форма работы позволяет использовать практические знания учащихся, развивает их наблюдательность, логическое мышление и творческую инициативу. Организация фенологических наблюдений может также проводиться в процессе подготовки к новым занятиям.

По итогам наблюдений можно провести итоговую беседу, где ученики докладывают о выводах по своим наблюдениям. Такая работа учит школьников быть наблюдательными на природе и повышает у них исследовательскую активность.

Используя возможности современных компьютерных технологий (например, лаборатории «Сенсор-лаб»), учащиеся могут проводить под руководством учителя различные мониторинги за состоянием окружающей среды.

Практическая работа по уходу за растениями и животными воспитывает у учеников чуткое отношение к окружающей среде, любовь к природе и бережное отношение к богатствам страны, способствует развитию у учащихся интереса к вопросам экологии.

В рамках индивидуальной формы внеклассной работы с младшими школьниками могут выполняться такие проекты, как озеленение улицы, очищение школьного участка от сорняков, насаждение участка клумбами, изготовление скворечников и развешивание их, регулярный сбор корма для птиц и их кормление и др.

Все проводимые работы направлены на воспитание экологической культуры и приобретение практических умений по уходу за природными объектами.

К сожалению, индивидуальные формы внеклассной работы экологического содержания пока еще мало популярны в школах.

Групповые формы внеклассной работы по экологии охватывают коллектив учащихся до 2025 человек. Они способствуют воспитанию самостоятельности, коллективной активности, формируют познавательные интересы младших школьников и дают возможность системного и более углубленного изучения интересующих тем.

Наиболее распространенной формой являются экологические кружки и объединения. В них занимаются учащиеся, проявляющие интерес к процессу изучения взаимосвязей человека с живой и неживой природой. При организации кружка требуется продумать все методические требования: назначить руководителей групп, подготовить творческие задания для организации исследования детьми участков природы с различной социальной инфраструктурой, проверить наличие необходимых материалов и других средств, заранее научить обучающихся определенным исследовательским методикам и умениям.

Классическими видами деятельности, проводимыми в рамках групповой формы работы, являются: экскурсии, ролевые игры, экологическая тропа.

К одной из наиболее действенной форм экологического воспитания относятся экскурсии в природу и на промышленные предприятия. Тематические экскурсии способствуют закреплению знаний, полученных на занятиях по экологии, и привитию интереса и любви к природе.

На экскурсии перед учениками природа предстает как сложное единое целое, состоящее из многих видов взаимосвязанных и взаимодействующих компонентов: почвы, рельефа земной поверхности, водных объектов, воздушной сферы, растений и животных. Учащиеся могут убедиться в том, что жизнь каждого вида растений и животных находится в зависимости от различных факторов окружающей среды и от изменений в ней в результате деятельности человека.

Например, в последние годы наши реки и озера загрязняются в результате сброса в них огромного количества промышленных и бытовых сточных вод, которые проходят некачественную очистку. Поэтому при проведении экскурсий на водоеме требуется разъяснить учащимся значение растений и животных, необходимость охраны водоемов и бережного отношения к окружающему миру в целом.

При проведении ролевых игр учащиеся должны проявить свое желание для участия самостоятельно. Это очень важно учитывать педагогу, так как только в этом случае в процессе игры у учащихся сформируется неподдельный интерес к экологии как к изучаемому предмету. При проведении игр на экологические темы у учащихся развиваются творческие способности, они учатся самостоятельности, у них расширяется кругозор, что в свою очередь оказывает воздействие на формирование их экологического сознания. Проведение игр привлекает большое внимание детей к проблемам охраны природы и вызывает стремление внести посильный вклад в ее защиту.

По мнению С. Д. Дерябо, В. А. Ясвина, «экологическая игра - это форма экологического образования, основанная на развертывании особой деятельности участников, стимулирующая высокий уровень мотивации, интереса и эмоциональной включенности» [2].

Экологические игры делятся на:

а) соревновательные - аукционы, проекты, марафоны, экологические викторины и др.;

б) ролевые (сюжетные) игры - «Экологическая экспедиция», «Зеленая книга» и др.;

в) имитационные игры - «Экосистема водоема», «Зоогеография», «Экологический конструктор» и др.;

г) эколого-психологический тренинг.

Такая классификация экологических игр способствует осуществлению принципа преемственности, позволяет начать эту работу с учениками начальных классов и с возрастом учащихся усложнять содержание и совершенствовать методику проведения этих игр.

Значительную роль в экологическом образовании младших школьников играют учебные экологические тропы. История создания экологических троп в природе насчитывает несколько десятилетий. Как правило, такие маршруты прокладывались по наиболее интересным уголкам природы.

Экологическая тропа -организованный маршрут на местности для проведения учебной и пропагандистской природоохранной работы, направленный на создание условий для воспитания экологической культуры учащихся.

Такие тропы способствуют улучшению экологического образования и воспитания учащихся и вовлечения их в решение практических задач охраны природы. Здесь, увидев результаты антропогенных изменений в ходе своих исследований и наблюдений, учащиеся под руководством учителя имеют возможность внести свои предложения и участвовать в разработке природоохранных мероприятий. Для учеников начальных классов проводятся ознакомительные экскурсии на части тропы, рассчитанные на 30-40 минут.

Массовые мероприятия, соответствующие целям экологического воспитания, имеют реальную воспитательную возможность в сочетании с другими внеклассными мероприятиями на данную тему.

Массовая работа экологического характера организуется по инициативе учителей и проводится при активной поддержке и с участием администрации учебного заведения, общественными организациями и учителями-предметниками. К массовой работе возможно привлечение большего количества учащихся, например, нескольких классов или групп, родителей, работников школы, жителей микрорайона и т. д.

В процессе проведения массовых мероприятий дети накапливают не столько экологические знания, сколько практически реализуют свои возможности и получают эмоциональный заряд, что поможет им в дальнейшем лучше воспринять и глубже прочувствовать всю необходимость проводимых мероприятий по экологическому воспитанию.

В настоящее время в школах организуются различные виды массовой работы: тематические вечера, посвященные Неделе экологии, Дню Земли, Дню птиц, Неделе леса, экологические олимпиады, субботники, марафоны, акции, народные праздники с экологической направленностью и др.

В системе внеклассной работы по экологическому воспитанию немаловажное место занимает проведение различных конкурсов, викторин, КВН, устных журналов и т.д.

По мнению многих исследователей, такие мероприятия можно проводить, уже начиная с 3-го класса. Эти виды деятельности развивают у обучающихся экологическое мышление, сообразительность и любознательность, умение сравнивать и сопоставлять факты, способствуют закреплению экологических знаний (понятий, терминов). Принимая участие в этих мероприятиях, ученики расширяют свой кругозор, развивают активность и самостоятельность суждений, инициативу. Например, экологическая игра в форме КВН в процессе ее подготовки, проведения и после объединяет, сплачивает участников единой целью, максимально раскрывает потенциал способностей и возможностей каждого ее участника и побуждает к дальнейшему самообразованию и саморазвитию.

Учитывая метапредметный характер экологии, в конкурсные задания можно включать самые разнообразные вопросы экологического содержания. Различают два типа проведения игр-конкурсов: а) тематические (посвященные какой-либо экологической теме); б) по многим вопросам ряда различных экологических проблем («экологическая мозаика»).

Хорошо продуманные и грамотно спланированные мероприятия экологического содержания воспитывают в детях любовь к родной природе, чувство патриотизма, тренируют у учащихся наблюдательность и точность, развивают воображение, вызывают положительные эмоциональные состояния, что способствует более эффективному формированию экологических убеждений.

Участвуя во внешкольных и внеклассных мероприятиях, ученики приобретают опыт принятия экологических решений, основанный на полученных знаниях. Далее, оказываясь в реальной жизненной ситуации, где требуется принятие четкого и быстрого решения, ученик, имея свободу выбора в зависимости от обстановки, делает быстро наиболее правильный вывод и в соответствии

с ним предпринимает какие-либо действия. В каждой конкретной ситуации, принимая ответственность за свои решения, он сопоставляет свои личные интересы с общественными.

Все эти формы и виды внеурочной работы по экологическому воспитанию между собой связаны и дополняют друг друга. Проведение массовых мероприятий экологического характера связано с индивидуальной или с групповой работой по их подготовке или с работой экологического кружка, клуба, что обеспечивает соблюдение преемственности экологического образования учащихся.

Модернизация процесса обучения требует от учителя поиска новых педагогических технологий, к которым относятся, например, активные методы и формы воспитания и обучения.

Активные методы обучения (АМО) - это методы, которые обеспечивают инициативность и разнообразие практической и мыслительной деятельности учащихся во время изучения учебного материала. В них входят педагогические приемы и специальные формы занятий. Они строятся на творческом характере обучения и игровом действе, использовании знаний и опыта учащегося, вовлечении всех органов чувств, формировании групповых форм организации работы, деятельност-ном подходе в обучении и воспитании, использовании интерактивности и разнообразных коммуникаций, диалога и полилога.

В последние годы наблюдается тенденция возникновения новых форм экологического воспитания: деловые, ролевые и сюжетно-ролевые игры, флеш-мобы, эко-квесты. Как при их проведении, так и при организации традиционных групповых и массовых мероприятий экологического направления используются АМО. К активным методам обучения относятся и такие формы обучения, как тренинг, интерактивный семинар, проблемное обучение, обучающие игры, обучение в сотрудничестве. При использовании АМО следует учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся и преемственность экологического образования. В результате процесс обучения станет легким и доступным каждому ребенку.

Одним из принципов активизации обучения и воспитания посредством использования АМО является мотивация учебно-познавательной деятельности, а фактором мотивации является поощрение. Поощрение выражается не только положительной оценкой достигнутого результата, но и побуждением к дальнейшей плодотворной работе. В результате успешно примененного поощрения у учащихся возрастает познавательная активность и, как следствие, повышаются внимание и работоспособность, усиливается стремление к творческой активности. Учащиеся ожидают все новых заданий, помогают друг другу, стараются не допускать ошибок, переживают за результат своей деятельности.

Принцип индивидуальности имеет не менее важное значение в процессе активного обучения. Активные индивидуальные познавательные способности и возможности развиваются у ребенка при условии, что он не просто слушает, но и активно участвует в познавательном процессе и добывает знания своим трудом. Индивидуальные формы внеклассной работы могут проводиться в процессе долговременного фенологического наблюдения за растениями, жизнью насекомых, птиц, рыб и других животных.

Основными достоинствами АМО являются высокая степень самостоятельности и инициативности детей, развитие социальных навыков и творческих способностей, формирование умения самостоятельного поиска получения знаний. Предоставление ребенку свободы выбора делает обучение осознанным, продуктивным и более результативным.

Экологическое образование оказывается привлекательным для младших школьников во многом благодаря их участию в социально значимых делах и проектах, которые предоставляют дополнительную возможность для самореализации. Они постоянно находятся в поиске ситуации для самореализации. Появляется возможность заинтересовать детей из разных социальных категорий: успешно и слабоуспевающих, не имеющих особенных сложностей в социализации, а также детей из группы «социального риска».

Ценность экологической культуры становится нравственной ценностью отдельной личности в момент прохождения её через путь эмоционального переживания. Следовательно, наравне с задачами воспитания и развития целью экологических занятий является задача организации ситуации эмоционального переживания посредством АМО, где возможно использование фотоматериалов и видеосюжетов, направленных на ознакомление с жизнью окружающей среды. Для создания эмоциональной атмосферы можно озвучивать стихи или классическую музыку.

Для каждого этапа занятия возможно использование разных активных методов, что позволит эффективнее решать конкретные задачи этапа.

Для закрепления изученного материала наиболее интересным видом внеурочной деятельности является занятие, направленное на выполнение самостоятельной практической работы или опыта. При этом учитывая возрастные особенности младших школьников следует четко и последовательно задать необходимые рекомендации по технике выполнения задания, а еще лучше подготовить для них пошаговую инструкцию [8].

Большое значение во внеклассной работе имеют использование информационно-коммуникационных технологий во время работы с собранным материалом. Учащиеся могут создавать базы данных, в которых они будут накапливать материалы, полученные при выполнении лабораторных и практических работ, а также во время походов, экскурсий. Заинтересованность у учащихся в расширении базы данных будет стимулировать их к поиску новой информации в разной справочной литературе, журналах, газетах и Интернете.

Экологические знания являются не только информативными, но и в первую очередь прак-тико-ориентированными. Поэтому природоохранительную деятельность учеников начальных классов изначально невозможно осуществлять без определенных практических умений и навыков, обеспечивающих решение экологических проблем, в том числе с учетом краеведческого принципа, который во внеклассной работе является ведущим. Исследование окружающей природы дает ученикам возможность обсуждать социально-экологические ситуации с точки зрения нормативного отношения детей и взрослых к окружающей природе. При этом школьники овладевают научными знаниями, на основе которых у них меняется модель поведения и отношения к экологической ситуации в окружающей его среде. Также в процессе краеведческой деятельности школьники приобщаются к самостоятельной работе по исследованию окружающей природной среды.

Главная ценность АМО состоит в том, чтобы ввести в экологическую работу элемент занимательности.

Представляем некоторые занимательные игровые моменты, которые помогут создать эмоциональный настрой и вовлечь всех в познавательный процесс:

1. Как это было?

Цель: Научить детей видеть зависимость проявления разных свойств объекта в развитии и изменения объектов во времени.

Выдаем детям комплекты картинок, на которых изображены природные объекты на разных стадиях их развития, и предлагаем выложить их в правильной последовательности. Если задание выполнено верно, то картинки складываются в единую линию:

• семечко - росток - цветок с бутоном - раскрывшийся цветок - плод;

• икринка - головастик - лягушонок - лягушка;

• кладка яиц - гусеница - куколка - бабочка;

Как разновидность можно использовать модель «Восстанови рассказ»

Учитель выдает участникам фрагменты текста экологической тематики в разрозненном виде. Задача учащихся расположить эти фрагменты текста в нужном порядке, в результате получится связанный рассказ

2. Угадай-ка (разновидность игры «Да-Нет»).

Ученик получает от учителя картинку животного. Его задача описать животное, не называя. Остальные учащиеся должны угадать по описанию, кто изображен на рисунке. Дети при отгадывании могут задать уточняющие вопросы, на которые ведущий может ответить только «да» и «нет». Как более сложный вариант можно не описывать, а мимикой и жестами изобразить повадки и движения изображенного на рисунке животного.

3. Разведчики.

Для игры понадобится набор картинок или фотографий животных и растений, которые можно встретить на лугу, в парке, возле водоема (игра проводится во время экскурсии или похода в природу).

По команде: «Разведчики, вперёд!» ученики должны найти изображенный на рисунке объект в живой природе.

4. «Хорошо - плохо».

Учитель называет ученикам природное явление или объект, а задача детей перечислить сначала его полезные свойства, а потом - вредные. Можно усложнить задачу, дав детям «точку зрения», а они должны со своей позиции обосновать свои доводы, для кого это хорошо, а для кого плохо.

Действительно, с помощью применения активных методов можно усовершенствовать процесс экологического образования и воспитания, но этим цели и задачи АМО не ограничиваются. Возможности активных методов заключаются не только в активизации познавательной деятельности, но и во всем многообразии достигаемых образовательных эффектов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Горохов, В.А., Чилингаров, А.Н. Образование в области охраны окружающей среды: Методическое пособие. -Л.: Гидрометеоиздат, 1987., - 40 с.

2. Дерябо, С.Д., Ясвин, В.А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на Дону: Феникс, 1996. - 480 с.

3. Захлебный, А.Н. На экологической тропе (опыт экологического воспитания). М.: Знание, 1986. - 112 с.

4. Педагогика: учеб. пособие / под ред. П.И. Пидкасистого. - 2-е изд., испр и доп. - М. : Юрайт, 2011. 502 с. .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Проект Федерального закона N 90060840-3 «Об экологической культуре». - М. 2000 - URL: https://www.lawmix.ru/lawprojects/64844 (дата обращения: 25.02.2016).

6. Селиванов, В.С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / В.С. Селиванов; под ред. В.А. Сластенина. - 5-е изд, стер. - М.: Академия, 2007. - 336 с.

7. Сластенин, В.А. Педагогика: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев. - Москва: Академия, 2002. - 576 с.

8. Экологическое образование школьников / под ред. И.Д.Зверева, И.Т. Суравегиной. - М.: Педагогика, 1983. -160с.

Н.И. Мирошниченко

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УЧЕБНОГО БЛОГА В ОБУЧЕНИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

Аннотация. В статье говорится о развития у учащихся старшей ступени обучения умений аргументированной письменной речи посредством учебного блога в образовательном процессе по иностранным языкам, рассматриваются возможности использования учебного блога в обучении старшеклассников письменной речи, классификация, функции блогов, а также процесс реализации конкретных задач каждой из функций, организованный в соответствии с этапами работы над созданием иноязычного письменного высказывания.

Ключевые слова: аргументированная письменная речь, блог, сетевой этикет, веб-страница, онлайн-портфолио, гипертекстовая навигация, комментирование, интернет-опрос, обратная связь.

N.I. Miroshnichenko

THE CAPACITIES OF USING A STUDENTS' BLOG IN TEACHING A FOREIGN WRITINGLANGAGE IN HIGH SCHOOL

Abstract. The article deals with the development of senior school students' reasoned writing skills by means of a training blog in teaching a foreign language. It shows the capacities of using a students' blog in teaching writing in high school. It also presents classifications and functions of blogs, including the implementation of concrete functions organized in accordance with work stages on creating a written statement in a foreign language.

Keywords: reasoned writing, blog, netiquette, web page, online portfolio, hypertext navigation, commenting, online survey, feedback.

Согласно государственному образовательному стандарту общего образования (2004), примерным программам по иностранному языку ученикам старшего школьного возраста необходимо уметь устно «рассуждать о фактах/событиях, приводя примеры, аргументы, делая выводы» [7,45], в связи с этим задание «С2» Единого государственного экзамена по иностранному языку предполагает написание учениками письменного высказывания с элементами рассуждения.

Данное требование к выпускникам средних общеобразовательных школ обусловлено потребностями современного общества в воспитании человека, умеющего грамотно формулировать собственную точку зрения, аргументированно излагать ее как устно, так и письменно. Однако анализ отечественной методической литературы и современных учебно-методических комплектов по немецкому языку для старшей школы показал, что методика обучения старшеклассников письменной аргументированной речи представлена лишь фрагментарно (Е.А. Андрющенкова, Е.Е. Ба-бушис и др.). Исследователи в основном предоставляют в распоряжение учителя лишь практические рекомендации по обучению школьников письменному высказыванию на иностранном языке.

Вследствие этого старшеклассники испытывают трудности в выражении собственного мнения, формулировании аргументов, решении речевой задачи в полном объеме. Следует заметить, что у старшеклассников подобные умения слабо развиты и на родном языке.

Опыт показывает, что основными причинами неразвитости вышеуказанных умений являются (помимо отсутствия специальных упражнений): недостаток аудиторного времени, отсутствие мотивации у старшеклассников, возникающая, в частности, из-за отсутствия адресата, осуществление фрагментарного контроля, нерегулярность использования метода обучения в сотрудничестве в классной аудитории.

В связи с этим остро встает вопрос поиска средств, способствующих наиболее эффективному развитию умений аргументированной письменной речи на старшем этапе. Использование информационно-коммуникационных технологий помогло бы избавить образовательный процесс по иностранному языку от вышеназванных недостатков, особенно с появлением Интернета второго поколения. Технология Веб 2.0, составившая основу современной концепции развития сети

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.