Научная статья на тему 'Теоретические основы и практика дополнительного экологического образования в школе'

Теоретические основы и практика дополнительного экологического образования в школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
382
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СРЕДНЕЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КАРТИНА МИРА / ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОГРАММЫ / ПРОЕКТ / ECOLOGICAL CONSCIOUSNESS / ECOLOGICAL CULTURE / SECONDARY GENERAL EDUCATION / ADDITIONAL ENVIRONMENTAL EDUCATION / PICTURE OF THE WORLD / ETHNO-CULTURAL TRADITIONS / PEDAGOGICAL PROGRAMS / PROJECT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Софронов Родион Павлович

Рассматривается актуальная проблема теоретического осмысления и педагогического содействия развитию экологического сознания, формированию экологической культуры у школьников в рамках дополнительного экологического образования. Обосновывается связь формирования экологического сознания и экологической культуры школьников с процессом становления их картины мира. Отмечаются в этой связи роль, методические приемы и пути реализации этнокультурных традиций в системе дополнительного экологического образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the topical issue of theoretical understanding and pedagogical assistance to the development of environmental awareness, the formation of environmental culture among schoolchildren in the framework of additional environmental education. The author substantiates the connection of the formation of ecological consciousness and ecological culture in schoolchildren with the process of the formation of their view of the world. In this regard, the role, methodological techniques and ways of implementing ethno cultural traditions in the system of additional environmental education are noted.

Текст научной работы на тему «Теоретические основы и практика дополнительного экологического образования в школе»

известия вгпу

earchive/digests/1994/lk-pro94.html (дата обращения: 01.10.2018).

12. Jane M. The Project Approach: A different way to plan curriculum // Young Children. 1998. № 53(4). P. 55-59.

13. Katz L.G., Chard S.C. Engaging children's minds: The project approach. Stamford, CT: Ablex. 2000.

14. Lee S. Explore, Question, Ponder, and Imagine: Projects give kids the chance to delve deeply and find their own way through challenging intellectual terrain // Northwest Education. 2002. 7(3). P. 2-7.

15. Kolodziejski M., Przybysz-Zaremba M. Project method in educational practice // University Review. 2017. Vol. 11. No. 4. P. 26-32.

16. Piaget J. To understand is to invent: The future of education. NY: Grossman Publishers, 1973.

17. Project Approach for Preschoolers [Electronic resource]. URL: https://illinoisearlylearning. org/tipsheets/projects-overview/ (дата обращения 01.10.2018).

* * *

1. Veraksa N.E., Veraksa A.N. Proektnaja deja-tel'nost' doshkol'nikov: posobie dlja pedagogov do-shkol'nyh uchrezhdenij. M.: Mozaika-Sintez, 2014.

2. Gabibova M.Sh. Puti povyshenija konku-rentosposobnosti predprijatija // Aktual'nye voprosy jekonomiki i upravlenija: materialy III Mezhdunar. nauch. konf. (g. Moskva, ijun' 2015 g.). M., 2015. S. 86-87.

3. Garashkina N.V., Druzhinina A.A., Garash-kin N.A. Kul'turologicheskij podhod v vuzovskoj pod-gotovke social'nyh rabotnikov: novye napravlenija: monogr. Tambov: Izd-vo TGU, 2012.

4. Meskon M.H. Osnovy menedzhmenta. M.: Delo, 1992.

5. Platonova S.M. O vnedrenii metoda proektov v doshkol'noe obrazovanie // Vestn. Leningr. gos. un-ta im. A.S. Pushkina. 2017. № 2. C. 213-223.

6. Rudakova L.S. Metod proektov - innovacionnaja forma organizacii obrazovatel'nogo processa v do-shkol'nom obrazovatel'nom uchrezhdenii // Vestn. Pri-kam. soc. in-ta. 2016. № 3(75). C. 86-90.

7. Udalov F.E., Aljohina O.F., Gaponova O.S. Osnovy menedzhmenta: ucheb. posobie. N. Novgorod: Nizhegor. gos. un-t, 2013.

8. Shajdullina E.S. Ispol'zovanie proektnoj tehno-logii v uslovijah vvedenija federal'nogo gosudarst-vennogo obrazovatel'nogo standarta doshkol'nogo obrazovanija // Cheljab. gumanitarij. 2014. № 2(27). S. 87-94.

9. Shmis T. Detstvo zolotoe. Kak investicii v do-shkol'noe obrazovanie vlijajut na jekonomicheskij rost [Jelektronnyj resurs] // Forbes. 2017. 25 okt. URL: http://www.forbes.ru/finansy-i-investicii/351965-dets tvo-zolotoe-kak-investicii-v-doshkolnoe-obrazovanie-vliyayut-na (data obrashhenija: 01.10.2018).

Management of project activities of children in preschool education

The article describes the specific features of the project approach and its application in preschool education. It is shown that the application of the project approach in a pre-school organization requires system management. The stages of children's project activities in pre-school education are presented from the point of view of managing this process. The importance of the formation of managerial competencies among teachers of preschool education is emphasized.

Key words: management, management functions, pre-school education, projects, project approach, stages of children's project activities.

(Статья поступила в редакцию 24.10.2018)

р.П. софронов

(Якутск)

теоретические основы и практика дополнительного экологического образования в школе

Рассматривается актуальная проблема теоретического осмысления и педагогического содействия развитию экологического сознания, формированию экологической культуры у школьников в рамках дополнительного экологического образования. Обосновывается связь формирования экологического сознания и экологической культуры школьников с процессом становления их картины мира. Отмечаются в этой связи роль, методические приемы и пути реализации этнокультурных традиций в системе дополнительного экологического образования.

Ключевые слова: экологическое сознание, экологическая культура, среднее общее образование, дополнительное экологическое образование, картина мира, этнокультурные традиции, педагогические программы, проект.

Вопросы экологического образования подрастающего поколения признаются особо значимыми для устойчивого развития российского общества, в связи с чем они нашли от-

О Софронов Р.П., 2019

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ражение в ряде государственных документов [8; 9; 11]. Экологическое образование - сравнительно новое направление государственной образовательной политики в Российской Федерации, актуализирующее проблему теоретического осмысления таких основополагающих понятий, как «экологическое сознание» и «экологическая культура».

Термин экологическое сознание, на наш взгляд, самым тесным образом связан с фило-софско-мировоззренческим понятием «картина мира». В научных работах картина мира признается сложным явлением, интегрирующим философские, социальные, психологические, педагогические и др. аспекты взаимодействия человека и социума [2; 7]. В рамках рассматриваемой проблемы для нас важна точка зрения ученых, определяющих картину мира как синтез знаний и представлений о мире, космосе, природе, обществе, которые формируют у ребенка модель восприятия мира на оси «человек - природа - общество» [10]. Таким образом, картина мира выступает системой мировоззренческих представлений школьника об основаниях природы в ее тесном соотношении с культурой, нормами социума, с национальными традициями и т. п. И экологическое сознание в этой связи также является частью картины мира школьника, его мировоззрения, реализуя следующие его функции:

• аксиологическую, которая определяет систему ценностей школьника, связанных с выражением его отношения ко всему живому, к проблемам экологического характера, мотивирует на построение своих отношений с окружающей средой на основе системы коэволю-ционных ценностей, на признание себя ответственным за их решение, на «экологичную» оценку явлений и внутренних мотивов собственных поступков; «замещение потребительского отношения к природе и ее ресурсам, бытующего в массовом сознании <...> новым экологическим» [4, с. 11];

• гносеологическую, которая нацеливает на получение школьником новой и актуальной информации о мире, природе, экологических законах, правовых основах экологического поведения и т. п.;

• исследовательскую, мотивирующую повышение познавательного интереса и творческой активности детей, желание познать законы природы, провести параллели с законами бытия, определить свое место в экосистеме планеты и малой родины;

• прагматическую, определяющую элементарные нормы поведения школьника как

части экосистемы планеты, гражданина своей страны, патриота своего края, умение предвосхищать (прогнозировать) результаты взаимодействия человека с природой;

• деятельностно-стратегическую, которая определяет умения принимать экологически целесообразные решения, нацеливает на конкретные поступки и дела школьника в сфере охраны природы, приумножения ее богатств, уменьшения по возможности негативного техногенного влияния на объекты региональной экосистемы и др.

Несмотря на то, что экологические проблемы региона большей частью связаны с ведением хозяйства, с работой предприятий и транспорта, есть так называемые бытовые экологические проблемы, на которые каждый человек может оказывать влияние своим поведением. В этом и проявляется в том числе его экологическая культура.

Экологическая культура самым тесным образом, на наш взгляд, связана с экологическим сознанием, она вырастает из него и становится важным компонентом общей культуры личности в XXI в. Экологическая культура - это не только система взглядов, принципов (гуманность, бережливость, сопереживание и др.), ценностных установок, принятых норм поведения и т. п. Это еще и мера цивилизованности человека, требование жизни (а может, и выживания), соотнесенное с современным глобализационным уровнем развития. Воспитание экологической культуры базируется в первую очередь на идее согласования и гармонизации действий и поведения человека с состоянием природы.

нам импонирует мнение исследователей, считающих, что, будучи близкой к экологическому сознанию, экологическая культура также связана с экологической образованностью, культурой познавательной деятельности, с экологическим мышлением, с культурой духовного общения с природой, с культурой чувств и эстетическими переживаниями, с вниманием к экологически осознанному поведению, с наработкой практических навыков экологического природопользования [3; 14].

Если исходить из понимания экологической культуры, основным критерием ее проявления у современного школьника, на наш взгляд, является готовность к эколого-сози-дательному мышлению, поведению, деятельности. формирование такой готовности возможно в рамках дополнительного экологического образования, выступающего целенаправленным процессом обучения, воспита-

ИЗВЕСТИЯ вгпу

ния и развития школьника путем внедрения во внеурочный педагогический процесс дополнительных программ, связанных с удовлетворением индивидуальных потребностей школьников, в том числе и в контексте их саморазвития [1]. Важной характеристикой дополнительного образования является признание того факта, что обучение не замыкается в рамках передачи отдельных знаний, ценностей и т. п., а соотносится с комплексным процессом развития личности, что находит отражение и в выборе педагогических подходов, методов, образовательных программ.

По мнению исследователей, в современной школьной практике потенциал дополнительного экологического образования не реализуется в полной мере, хотя «дополнительное образование детей в области экологии является ключевым направлением <...> в связи с отсутствием предмета экологии в основных образовательных программах современных школьников» [12, с. 8-9].

Как показывает наш опыт, в школе зачастую ограничиваются разовыми массовыми мероприятиями экологического характера, распространением наглядности (плакатов),

Рис. 2. Ответы респондентов на вопрос, интересуются ли они экологической обстановкой и экологическими проблемами своей республики, села

декларированием необходимости бережного отношения к природе и др. Не случайно сами школьники и студенты первых курсов признают нехватку информации о наличии экологических проблем, причем они даже больше осведомлены о глобальных проблемах в мире, в стране, и гораздо в меньшей степени - об экологической обстановке и проблемах в масштабах своего региона, местности. Об этом свидетельствует, например, проведенный нами опрос школьников базовых и договорных школ педагогического отделения Института естественных наук и студентов первых курсов Института естественных наук Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова (СВФУ) (г. Якутск, Республика Саха (Якутия)). Всего в опросе приняли участие 126 респондентов.

При ответе на вопрос, важна ли экологическая культура для их развития как личности, были получены в большинстве (67,7%) положительные ответы (рис. 1).

В то же время понятие экологической культуры далеко не все учащиеся связывают с личным знанием и личной ответственностью за экологическую обстановку в регионе и своей местности (рис. 2).

Из диаграммы видно, что только 25% учащихся интересуются экологическими проблемами своего региона и, следовательно, на наш взгляд, могут обладать экологическим сознанием и чувством повышенной ответственности за свои поступки, за свою малую родину, быть мотивированными на гражданские инициативы в данном направлении. Такие результаты, на наш взгляд, свидетельствуют о необходимости расширения дополнительных знаний в этой области, более целенаправленного формирования экологической культуры, осознанного понимания школьниками единства, взаимозависимости и взаимообусловленности человека и природы.

Как известно, одним из направлений дополнительного экологического образования является реализация комплексных программ оздоровления, отдыха и изучения окружающей среды в ее естественном состоянии, в контексте непосредственных впечатлений. Это органичный путь соединения чувственных и эстетических восприятий с экологическим просвещением, экологическим воспитанием (учащиеся в непосредственной обстановке осваивают правила поведения в экосистеме, в беседе с учителем или в организуемых им играх, походах, экскурсиях, исследованиях и т. п., понимают, как естественнонаучные зна-

КИЕ науки -

ния помогают оптимально взаимодействовать с природой, с окружающей средой.

Большое значение при этом приобретает исследование конкретных экологических проблем, поиск выхода из них, предложение конкретных проектов, акций для снижения техногенного воздействия на природу и т. п. Это также самым непосредственным образом затрагивает мотивационную сферу школьников, ведь, помогая им понять многообразие отношений человека и природы, включая учащихся в непосредственную деятельность по решению экологических проблем, учитель развивает их склонность к биологии экологической деятельности, показывает, что становление личности связано не только с самоутверждением, но и с развитым чувством ответственности, умениями сотрудничать, с творческим подходом и т. п. Зачастую это связано даже с зарождением будущих профессиональных интересов.

Сегодня в условиях модернизации современного школьного образования в Республике Саха (Якутия) одной из наиболее эффективных форм совершенствования системы школьного дополнительного экологического образования является создание летних экологических лагерей. Остро стоит сегодня вопрос о включении предмета экологии в учебные планы общеобразовательных школ. Однако в примерных учебных планах место и время изучения предмета «Экология» еще не определено. Реализация экологического образования предполагается за счет регионального компонента. В этой связи в Республике Саха (Якутия) такие формы дополнительного экологического образования, как летние экологические лагеря, обладают мощным потенциалом для формирования экологической культуры школьников [13].

Следует также отметить, что образовательная структура типа летнего экологического лагеря как необходимый блок в системе школьного дополнительного экологического образования с 1992 г. апробируется сотрудниками кафедры методики преподавания биологии, химии и географии биолого-географического факультета (ныне Института естественных наук) Якутского государственного университета (ныне СВфу). на сегодняшний день отделение имеет сеть школьных летних экологических лагерей в базовых школах Олекминского, Сун-тарского, Нюрбинского, Таттинского, Горного, Мегино-Кангаласского, Хангаласского, Усть-Алданского, Чурапчинского, Амгинско-го районов Республики Саха [Там же].

Накопленный многолетний опыт в настоящее время позволяет отметить, что педаго-

известия вгпу

гическое отделение владеет уникальной технологией организации и проведения школьных летних экологических лагерей. Основными преимуществами данной технологии являются [6, с. 12]:

- комплексная естественнонаучная подготовка учащихся силами студентов и преподавателей кафедры - биологов, химиков и географов.

- руководство индивидуальными научными исследованиями школьников, имеющими прикладной характер;

- создание экологической тропы силами учащихся, на которой в дальнейшем проходят обучение и экологические исследования;

- создание мини-метеоплощадок и организация ежедневных наблюдений за погодой и ближайшим водоемом;

- организация мониторинговых исследований воды, воздуха, почвы, растений, проводимых как по маршруту экологической тропы, так и на территории экологического лагеря и всего наслега;

- не только изучение природного и социально-экономического окружения лагеря, но и проведение выездных экспедиций на объекты исследования (удаленные аласы, озера, селения и др.);

- проведение заключительной конференции школьников по итогам полевого периода (стендовая защита и пленарное заседание);

- индивидуальные консультации для учащихся со стороны сотрудников кафедры по дальнейшей обработке собранного материала (в условиях лагеря и в зимний период);

- опора на реальную помощь родителей в организации школьных исследований (обеспечение транспортом для выездных экспедиций, помощь в научном поиске и др.).

Еще одно направление дополнительного экологического образования может быть реализовано на основе программ, построенных на взаимосвязи экологии с этнокультурными традициями. Этнокультурные традиции в рамках экологического образования мы понимаем как элементы этнической культуры, играющие большую роль в контексте формирования экологического мировоззрения, важных правил человеческого общежития в экосистеме региона, активного и гармоничного взаимодействия между людьми, природой, обществом. Народная культура воплощает в себе лучшие образцы, запечатленные в фольклоре, изделиях прикладного искусства, обычаях и обрядах и т. п., всего того, что мы называем экологическими традициями, способствующими гармоничному взаимодействию с природой:

- осознание себя частью этноса и частью природы;

- понимание того, что природа обеспечивает существование всего живого на Земле;

- осмысление через элементы народной культуры, традиции, что природа - наш главный друг (это находит отражение в эпосе, былинах, сказках, где людям в борьбе со злом всегда помогает природа);

- понимание глубокой взаимосвязи с природой, расценивание ее как общего дома для всех живущих на ней людей;

- понимание того непреложного факта, что правила взаимоотношений с природой -это, по сути, правила Жизни;

- обеспечение эмоциональной насыщенности восприятия и положительного эмоционального отклика на объекты окружающей природы.

Этнокультурные традиции очень значимы в контексте дополнительного экологического образования, т. к. вся народная педагогика пронизана идеями природосообразности, естественности воспитания, ведь именно народные песни, сказания, обряды способствуют воспитанию у детей любви к земле, лесу, полям, тундре, водоемам и т. п. А зачастую обожествление природных явлений воспитывает бережное и уважительное отношение к ней. При этом многие учащиеся обращаются к изучению дополнительной литературы и народного опыта природопользования, что расширяет их кругозор и мировосприятие.

Особое значение, на наш взгляд, приобретает внимание к педагогическому потенциалу этнокультурных традиций народов севера-востока России, у которых сложился особый стиль взаимодействия с природой Севера. К характерным особенностям экологических традиций народов Севера можно отнести идею взаимосвязи «человек - общество - биосфера» в рамках сочетания экологического и культурного баланса жизни, толерантность, гумани-стичность взаимодействий людей с природой, принцип нерасторжимости культурного и природного, который воплощен в том числе в щадящем отношении к использованию природных ресурсов. Хотя на сегодняшний день среди важнейших причин экологического дисбаланса в Арктическом регионе учеными и общественными деятелями признаются интенсивные нефтегазовые разработки и, как следствие, техногенное воздействие на экосистему Севера, в том числе загрязнение и ухудшение естественности развития экосистемы.

По мнению З.С. Жирковой, как этнокультурный фон в рамках экологического воспи-

тания северян в современных условиях можно рассматривать гармонию суровой природной среды с человеком, и эта гармония способствуют формированию в людях с детства трудолюбия, доброты, взаимовыручки, создают психологическую основу для развития экологического сознания и экологической культуры, без которых невозможно саморазвитие человека в суровых условиях среды обитания [5].

как считает ученый, модель личности северянина формируется по схеме «экологическая среда - личность - социальная среда», и определяющим условием обеспечения возможности использования педагогического потенциала этнокультурных традиций народов Севера является реализация потенциала эко-пространства (особые духовные ценности, бережное отношение к природе, региональное пространство как часть природы и др.) [Там же]. Все это ведет к адекватной социокультурной адаптации человека с детства, формированию у него активности, ответственности и самостоятельности.

В этой связи при реализации этнокультурного подхода в условиях летних экологических лагерей педагогического отделения Института естественных наук СВФУ, процесс дополнительного экологического образования на основе интереса к народным традициям включал в себя три взаимосвязанных этапа.

1. формирование у школьников положительно-эмоционального отношения к предмету изучения, к экологическим традициям; этому способствовало ознакомление детей и подростков с уникальной и усовершенствованной экологической традицией якутов - родовым унаследованием хозяйственно-культурных угодий, с распространенным культом духа охоты и рыболовства у якутов - «Баай Байанай» и т. п.

2. Включенность школьников в активную деятельность по пропаганде народных экологических традиций через экологические тренинги, учебно-исследовательские работы, эко-лого-краеведческие экскурсии, обогащение содержания дополнительного экологического образования школьников (в частности, традиционным мифологическим материалом (учение Айыы)).

3. Организация практической деятельности. Так, учебно-исследовательская работа учащихся в условиях летнего экологического лагеря по изучению аласной экосистемы имела различное содержание в зависимости от возраста и интересов участников лагеря. Группа учащихся экологического лагеря «Кутту»

'КИЕ НАУКИ -

Жехсогонской СОШ Якутии, расположенного в зоне интенсивного развития термокарстового процесса, начала исследования многолетне-мерзлых горных пород в своем наслеге. На типичном аласе «Булгунняхтах», где ярко выражены многие формы мерзлотного микрорельефа, учащиеся провели следующие виды работ: составили карту-схему аласа; измерили крупный булгуннях - бугор пучения, байджарахи -«бугры-могильники» - на северном и восточном склонах аласа; изучили растительность этих форм; для сравнения слоя сезонного оттаивания (на начало июля) провели вскрытие мерзлоты на северном и южном склонах, отличающихся инсоляцией. Провели также инвентаризацию сельскохозяйственных земель наслега, подверженных термокарсту. Изучался небольшой участок (примерно 5 км) вдоль федеральной трассы Якутск - Хандыга, пролегающей по территории Жехсогонского наслега. В результате проведенных исследований учащиеся выявили особенности развития мерзлотных форм рельефа на аласах и на участке трассы Якутск - Хандыга. Были определены размеры байджарахов, границы их распространения, глубина оттаивания сезонно-талого слоя мерзлоты на различных склонах аласов. Были составлены карты-схемы каждого из исследуемых природных и природно-антропогенных комплексов и т. п.

Таким образом, теоретические основания дополнительного экологического образования в школе мы связываем с содержанием, структурой и механизмом формирования экологического сознания и экологической культуры, которые соотносятся с картиной восприятия мира в рамках «человек - природа - общество», экологической образованностью, экологическим мышлением и экологически осознанным поведением.

В современной образовательной практике одним из важнейших направлений развития экологического сознания и экологической культуры признается активное внедрение программ дополнительного экологического образования (комплексных программ оздоровления, отдыха и изучения окружающей среды на уровне интеграции возможностей нескольких учебных дисциплин) и (в большей степени) программ, построенных на взаимосвязи экологии с этнокультурными традициями.

Такая целенаправленная деятельность педагога по включению экологических народных традиций в процесс дополнительного образования, на наш взгляд, будет способствовать формированию экологического сознания

и культуры как важнейших компонентов социокультурной адаптации школьника, его экологического мировоззрения, определяющего принятие важных правил человеческого общежития в экосистеме региона; формированию у школьника активности и самостоятельности в применении экологических традиций, способствующих гармоничному взаимодействию с природой.

Список литературы

1. Буйлова Л.Н. Общее и особенное в соотношении понятий «дополнительное образование детей» и «внеурочная деятельность» // Молодой ученый. 2015. № 23. С. 930-937.

2. Валеева Д.Р. Понятия «картина мира», «концептуальная картина мира» и «языковая картина мира» в концептологических исследованиях // Филологический аспект. 2018. № 3(35). С. 63-69.

3. Глазачев С.Н., Гагарин А.В. Экологическая культура как вершинное достижение личности: сущность, содержание, пути развития // Вестн. междунар. академии наук (Русская секция). 2015. № 1(17). С. 20-23.

4. Ефимова О.Н. Социально-психологические особенности экологического сознания: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Кострома, 2010.

5. Жиркова З.С. Семейно-родовое просвещение, образование, воспитание в системе межпо-коленческих отношений кочевых народов // пед. журн. 2017. Т. 7. № 3А. С. 115-122.

6. кривошапкина О.м. Создание системы школьных научных экологических лагерей как основы для исследовательской работы школьников на территории Якутии // Исследовательская и практико-ориентированная деятельность учащихся в современном экологическом образовании. Якутск, 2002.

7. Кубанова Т.А. Картина мира как философское понятие и мировоззренческая система взглядов: история и перспективы изучения // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). 2011. № 1. С. 189193.

8. Об Экологической доктрине Российской федерации: распоряжение правительства Рос. федерации от 31 авг. 2002 № 1225-р [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_92097/e3391990ed7407a80c0ba78adcf868 82bd1b1eff/ (дата обращения: 03.03.2018).

9. Основы государственной политики в области экологического развития Российской федерации на период до 2030 года (утв. президентом Рф от 30 апреля 2012 г.) [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/70169264/ (дата обращения: 07.09.2018).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. природное и культурное наследие: междисциплинарные исследования, сохранение и развитие: кол. моногр. по материалам III Междунар.

i вгпу -

науч.-практ. конф., Санкт-Петербург, РГПУ им. A.K Герцена, 29-31 окт. 2014 г. / отв. ред. В.П. Соломин, В.З. Кантор, Н.О. Верещагина, A.H. Пара-нина. СПб.: Изд-во РГПУ им. A.K Герцена, 2014.

11. Проект Программы экологического воспитания детей и молодежи в системе образования Российской Федерации на 2017-2020 годы [Электронный ресурс]. URL: http://new.ecobiocentre.ru/ novelty/detail/162pdf (дата обращения: 08.06.2018).

12. Рисухина ДА., Соколова H.H., Минь-ков A^. [и др.]. Экологическое образование // Социально-экологические технологии. 2017. № 1. С. 7-26.

13. Софронов Р.П. Методика учебно-исследовательской работы учащихся в летнем экологическом лагере (на примере Республики Саха (Якутия): дис. ... канд. нед. наук. СПб., 2003.

14. Харитонова л.ю. Результаты апробации программы повышения уровня экологической культуры во внеурочной деятельности в условиях дополнительного образования детей // Вестн. Перм. гос.

гуманит.-пед. ун-та. 2017. Вып. 2. Ч. 2. С. 64-72. * * *

1. Bujlova L.N. Obshhee i osobennoe v soot-noshenii ponjatij «dopolnitel'noe obrazovanie detej» i «vneurochnaja dejatel'nost'» // Molodoj uchenyj. 2015. № 23. S. 930-937.

2. Valeeva D.R. Ponjatija «kartina mira», «kon-ceptual'naja kartina mira» i «jazykovaja kartina mira» v konceptologicheskih issledovanijah // Filologicheskij aspekt. 2018. № 3(35). S. 63-69.

3. Glazachev S.N., Gagarin A.V. Jekologicheskaja kul'tura kak vershinnoe dostizhenie lichnosti: sushh-nost', soderzhanie, puti razvitija // Vestn. Mezhdunar. akademii nauk (Russkaja sekcija). 2015. № 1(17). S. 20-23.

4. Efimova O.N. Social'no-psihologicheskie oso-bennosti jekologicheskogo soznanija: avtoref. dis. ... kand. psihol. nauk. Kostroma, 2010.

5. Zhirkova Z.S. Semejno-rodovoe prosveshhenie, obrazovanie, vospitanie v sisteme mezhpokolencheskih otnoshenij kochevyh narodov // Ped. zhurn. 2017. T. 7. № 3A. S. 115-122.

6. Krivoshapkina O.M. Sozdanie sistemy shkol'-nyh nauchnyh jekologicheskih lagerej kak osnovy dlja issledovatel'skoj raboty shkol'nikov na territorii Jakutii // Issledovatel'skaja i praktiko-orientirovan-naja dejatel'nost' uchashhihsja v sovremennom jekolo-gicheskom obrazovanii. Jakutsk, 2002.

7. Kubanova T.A. Kartina mira kak filosofskoe ponjatie i mirovozzrencheskaja sistema vzgljadov: istorija i perspektivy izuchenija // Obshhestvo. Sreda. Razvitie (Terra Humana). 2011. № 1. S. 189-193.

8. Ob Jekologicheskoj doktrine Rossijskoj Fede-racii: rasporjazhenie Pravitel'stva Ros. Federacii ot 31 avg. 2002 № 1225-r [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

92097/e3391990ed7407a80c0ba78adcf86882bd1b1e ff/ (data obrashhenija: 03.03.2018).

9. Osnovy gosudarstvennoj politiki v oblasti jeko-logicheskogo razvitija Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda (utv. Prezidentom RF ot 30 aprelja 2012 g.) [Jelektronnyj resurs]. URL: http://base.garant. ru/70169264/ (data obrashhenija: 07.09.2018).

10. Prirodnoe i kul'turnoe nasledie: mezhdiscip-linarnye issledovanija, sohranenie i razvitie: kol. monogr. po materialam III Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., Sankt-Peterburg, RGPU im. A.I. Gercena, 2931 okt. 2014 g. / otv. red. V.P. Solomin, V.Z. Kantor, N.O. Vereshhagina, A.N. Paranina. SPb.: Izd-vo RGPU im. A.I. Gercena, 2014.

11. Proekt Programmy jekologicheskogo vospi-tanija detej i molodezhi v sisteme obrazovanija Rossijskoj Federacii na 2017-2020 gody [Jelektronnyj resurs]. URL: http://new.ecobiocentre.ru/novelty/detail/162pdf (data obrashhenija: 08.06.2018).

12. Risuhina D.A., Sokolova N.N., Min'kov A.O. [i dr.]. Jekologicheskoe obrazovanie // Social'no-jeko-logicheskie tehnologii. 2017. № 1. S. 7-26.

13. Sofronov R.P. Metodika uchebno-issledo-vatel'skoj raboty uchashhihsja v letnem jekologiches-kom lagere (na primere Respubliki Saha (Jakutija): dis. ... kand. ped. nauk. SPb., 2003.

14. Haritonova L.Ju. Rezul'taty aprobacii programmy povyshenija urovnja jekologicheskoj kul'tury vo vneurochnoj dejatel'nosti v uslovijah dopolnitel'nogo obrazovanija detej // Vestn. Perm. gos. gumanit.-ped. un-ta. 2017. Vyp. 2. Ch. 2. S. 64-72.

Theoretical foundations and practice of additional environmental education at school

The article deals with the topical issue of theoretical understanding and pedagogical assistance to the development of environmental awareness, the formation of environmental culture among schoolchildren in the framework of additional environmental education. The author substantiates the connection of the formation of ecological consciousness and ecological culture in schoolchildren with the process of the formation of their view of the world. In this regard, the role, methodological techniques and ways of implementing ethno cultural traditions in the system of additional environmental education are noted.

Key words: ecological consciousness, ecological culture, secondary general education, additional environmental education, picture of the world, ethnocultural traditions, pedagogical programs, project.

(Статья поступила в редакцию 10.09.2018)

О Абаева Е.С., 2019

Е.С. АБАЕВА (Москва)

ПРОЕКТ КАК ВАРИАНТ НЕТРАДИЦИОННОГО КОНТРОЛЯ В РАМКАХ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ КУРСОВ В ЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ

В теоретико-прикладном аспекте освещаются проблемы нетрадиционной формы контроля в языковом вузе. Описывается один из вариантов проекта, который, затрагивая основные разделы изучаемой дисциплины, может быть использован в качестве нетрадиционной формы контролирующей деятельности.

Ключевые слова: проект, нетрадиционный контроль, языковой вуз, теоретический курс.

В условиях современной ситуации в контексте высшего образования следует отметить ряд моментов, влияющих, вне всякого сомнения, на то, что происходит в аудитории: повышение эффективности обучения, новая парадигма компетентностного подхода, укрупнение групп в рамках теоретических курсов и т. д. Помимо всего прочего, все чаще поднимается вопрос об активном использовании проектной деятельности в образовательном процессе [5, с. 185], что представляется весьма продуктивным как с точки зрения организации самостоятельной работы студентов, так и с точки зрения проверки сформиро-ванности необходимых компетенций. Именно с этой целью - практического внедрения -в статье предпринимается попытка несколько изменить ракурс, под которым мы смотрим на контроль и проектную деятельность как форму организации рабочего процесса.

Теоретические предпосылки

в рамках предоставленной статьи контроль принимается в целом как специфическая обратная связь в системе «преподаватель - студент», способ получить информацию о качественной стороне реализации учебного процесса, выполняющий ряд несоизмеримо важных функций, таких как «обучающая, диагностическая, воспитывающая, развивающая, прогностическая и ориентирующая» [4, с. 356].

Рассматривая контроль как необходимый этап образовательного процесса, исследователи выделяют разные его типы, виды и формы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.