Научная статья на тему 'Современные экологические проблемы глазами школьников: результаты социологического исследования'

Современные экологические проблемы глазами школьников: результаты социологического исследования Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2263
176
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ / ENVIRONMENTAL EDUCATION / ECOLOGICAL CULTURE / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / EDUCATION FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы —

В статье кратко характеризуются экологическое образование и образование для устойчивого развития, целью которых является формирование экологической культуры школьников. Представлены результаты социологического исследования, характеризующего некоторые показатели экологической культуры старшеклассников Санкт-Петербурга, их отношение к целям устойчивого развития, ценностные ориентации, знания о проблемах окружающей среды, отношение к эколого-образовательным технологиям, экологически ориентированной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article briefly describes the environmental education and education for sustainable development, the purpose of which is the formation of ecological culture of schoolchildren. The article presents the results of sociological research that characterizes some indicators of environmental culture pupils of high school in St. Petersburg, their attitude to the goals of sustainable development, value orientation, knowledge about environmental problems, attitude to environmental and educational technologies, environmentally oriented activities.

Текст научной работы на тему «Современные экологические проблемы глазами школьников: результаты социологического исследования»

ТЕОРИЯ, МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УДК 373.5 : 504 : 316

С. В. Алексеев, Э. В. Гущина

Современные экологические проблемы глазами школьников: результаты социологического исследования

В статье кратко характеризуются экологическое образование и образование для устойчивого развития, целью которых является формирование экологической культуры школьников. Представлены результаты социологического исследования, характеризующего некоторые показатели экологической культуры старшеклассников Санкт-Петербурга, их отношение к целям устойчивого развития, ценностные ориентации, знания о проблемах окружающей среды, отношение к эколого-образовательным технологиям, экологически ориентированной деятельности.

The article briefly describes the environmental education and education for sustainable development, the purpose of which is the formation of ecological culture of schoolchildren. The article presents the results of sociological research that characterizes some indicators of environmental culture pupils of high school in St. Petersburg, their attitude to the goals of sustainable development, value orientation, knowledge about environmental problems, attitude to environmental and educational technologies, environmentally oriented activities.

Ключевые слова/ экологическое образование, экологическая культура, устойчивое развитие, образование для устойчивого развития.

Key words: environmental education, ecological culture, sustainable development, education for sustainable development.

К концу XX началу XXI в. наиболее полно пришло осознание того, что «...если цивилизация продолжит развиваться бесконтрольно, нашим потомкам достанется совсем другой мир. Чтобы всем в мире хватило места и ресурсов, чтобы Земля будущего осталась прекрасной голубой планетой, необходимо действовать иначе. Нужно добиться стабильного экономического роста, который бы учитывал и потребности общества, и возможности природы» [9, с. 3].

Необходимым условием такого развития является «.формирование у молодежи экологической культуры, необходимой для перехода нашей страны на новую, экологически безопасную модель

© Алексеев С. В., Гущина Э. В., 2018

социально-экономического развития... Мировое научно-педагогическое сообщество стало рассматривать экологическое образование в качестве платформы образования для устойчивого развития» [5].

Школьный возраст - важнейший этап развития личности человека. Сегодняшний школьник - активный гражданин страны завтра: специалист, политик, родитель, - это все те, кто каждый на своем месте строят экологическое будущее своего города, страны и планеты. Кроме того современные школьники - активные молодые люди, воспринимающие знания как руководство к действию.

В подтверждение этих слов приведем высказывание участника Всероссийской олимпиады школьников по экологии (2012), которое характеризует понимание роли устойчивого развития для дальнейшего существования человечества: «Дорогие взрослые! Мы хотим обратиться к вам от будущих поколений, от молодежи. Мы понимаем больше, чем вы думаете. Своей жадностью вы уничтожаете мир, который создал вас. Вы хотите вкладывать деньги в защиту природы, но при этом продолжаете засорять ее. Мы, дети, хотим помочь спасти мир, который создан для радости, но для этого вы, взрослые, должны помочь нам, став скромнее в потребностях и желаниях наживы» [4].

Основной объект познания современного экологического образования - социально-природные экологические системы, устойчивое развитие которых невозможно без развития личностных качеств людей, их заинтересованности, активности, компетентности, неравнодушия.

Образование - это помощь ребенку в построении его образа будущего. А образование для устойчивого развития направлено на развитие личности, способной свободно ориентироваться в меняющемся мире, характеризующейся открытостью, адаптивностью, толерантностью, критическим мышлением, высоким уровнем гражданственности, общительной и демократичной, гуманистичной и следующей в своем поведении и деятельности общечеловеческим ценностям, понимающей ценность жизни, культуры и образования [2, с. 105].

В целом экологическая культура характеризуется феномен, который включает разнообразные компоненты: экологические ценности и мотивы, мировоззрение, морально-этические нормы, эмоциональную отзывчивость, знания о взаимодействии общества и природы, мышление, практическую деятельность по исследованию и охране окружающей среды, ответственность и умение адекватно оценивать свое поведение и поведение других людей с позиции экологической грамотности и др. (С.В. Алексеев, С.Н. Глазычев, А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, С.С. Кашлев, Т.В. Комиссарова, Б.Т. Лихачев, Н.М. Мамедов, И.Н. Пономарева, И.Т. Суравегина, В.А. Ясвин и др.).

266

Экологическая культура подростка является личностным образованием, базирующемся на развитии когнитивной, эмоциональной и волевой сфер личности, результатом ее формирования является активная реализация субъектной позиции обучающегося [8, с. 6].

Каков образ экологического мышления современных старшеклассников крупного города: их система ценностей, экологические знания, готовность к экологической деятельности? На эти и некоторые другие вопросы позволяет ответить социологическое исследование, проведенное среди школьников Санкт-Петербурга в 2018 г.

В анкетном опросе «Экологическая культура школьников» приняли участие 680 учащихся 15-17 лет, 9-11 классов (более 550 чел. -десятиклассники) из 21 общеобразовательного учреждения 9 районов города. В исследовании участвовали школы, которые не являются лидерами в области экологического образования. Средний возраст респондентов - 16,5 лет; 46,0 % - мальчики, 54,0 % - девочки.

Приведем характеристику ответов на основные вопросы анкеты.

Старшеклассникам было предложено обозначить своё отношение к важности и актуальности 17 Целей устойчивого развития, принятых ООН в 2015 г. для дальнейшего развития цивилизации.

Для устойчивого развития роль реализации человеческого потенциала объективно еще более важна, нежели устойчивость планетарного экономического роста с учетом сохранения природных факторов существования человеческого общества (экология, климат и пр.). Цели устойчивого развития ООН носят общечеловеческий характер и предназначены для всех стран [3].

Вопрос о Целях устойчивого развития достаточно непростой для подростков. В целом школьники оценили понимание сути устойчивого развития на 5,3 балла из 10.

Ответ на этот вопрос представляет собой включение подростков в определенную общественную дискуссию о том, что важно для каждого человека, для будущего всей страны и человечества. В поле зрения старшеклассников включены разные вопросы - социальные, экономические, экологические, которые они считают важными для себя сегодня и в будущем.

Ниже приводится число респондентов, отметивших определенную цель как приоритетную (выбор пяти наиболее значимых целей) (табл. 1).

Ранжирование школьниками Целей устойчивого развития ООН

Цели устойчивого развития %

1. Ликвидация нищеты 46,5

2. Ликвидация голода 39,3

3. Хорошее здоровье и благополучие 55,6

4. Качественное образование 57,4

5. Гендерное равенство 23,4

6. Чистая вода и санитария 56,2

7. Недорогостоящая и чистая энергия 35,4

8. Достойная работа и экономический рост 51,6

9. Индустриализация, инновации и инфраструктура 22,9

10. Уменьшение неравенства между людьми и странами 27,1

11. Устойчивость развития городов и населённых пунктов 25,7

12. Баланс между производством и потреблением 22,9

13. Борьба с изменением климата 29,1

14. Сохранение морских экосистем 21,2

15. Сохранение экосистем суши 23, 7

16. Мир, правосудие и эффективные институты 29,4

17. Партнерство стран в интересах устойчивого развития 31,8

Среди первых пяти наиболее важных Целей устойчивого развития старшеклассники обозначили следующие:

1 место - качественное образование (57,4 %);

2 место - чистая вода и санитария (56,2 %);

3 место - хорошее здоровье и благополучие (55,6 %);

4 место - достойная работа и экономический рост (51,6 %);

5 место - ликвидация нищеты (45,6 %).

Следует отметить, что многие учащиеся выделили такие Цели,

как:

- ликвидация голода (39,2 %);

- недорогостоящая и чистая энергия (35,5 %);

- партнерство стран в интересах устойчивого развития (31,7 %);

- мир, правосудие и эффективные институты (29,4 %);

- борьба с изменением климата (28,9 %);

- уменьшение неравенства между людьми и странами (27,1 %).

В целом можно констатировать, что у школьников широкий взгляд на Цели устойчивого развития: в данном рейтинге практически нет позиций, выбор которых был сделан абсолютным меньшинством.

Ранжирование Целей устойчивого развития демонстрирует как личностные результаты экологического образования, так и метапредметные - способность анализировать и сопоставлять различные образы сложных явлений, выявлять связи экологической, социальной, экономической сторон в деятельности человека, моделировать образ будущего.

Важнейшим личностным результатом экологического образования для устойчивого развития является присвоение системы ценностей, которая ложится в основу экологического императива, экологической ответственности личности. О ценностных ориентациях старшеклассников свидетельствуют ответы на вопрос: «Обозначьте рейтинг ценностей, который вы лично принимаете» (выбрать 5 наиболее важных для них ценностей) (табл. 2).

Таблица 2

Рейтинг ценностей

Ценности %

Финансы 57,5

Работа 42,2

Жизнь 67,8

Здоровье 73,4

Семья 72,1

Окружающая среда (природа) 41,3

Любовь 44,9

Дружба 43,2

Родина (страна, город) 30,3

Свобода 42,5

Первую пятерку ценностей составили:

здоровье - 73,4 %;

семья - 72,1 %;

жизнь - 67,8 %;

финансы - 57,5 %;

любовь - 44,9%.

Как видно из данного рейтинга, первую тройку ценностей представляют жизнь и здоровье, близкие люди. Однако достаточно важно для подростков и финансовое благополучие, которое, безусловно, также является составляющим качества жизни молодого человека. Как и в предыдущем рейтинге, нет позиций, выбор которых был сделан абсолютным меньшинством. Для качественной жизни необходимо многое.

Результаты экологического образования предполагают освоение базовых знаний об экосистемной концепции, закономерностях устойчивого развития в системе «Природа - Общество - Человек», представлений об экологических проблемах разного уровня и путях их решения, анализа опыта практической деятельности, оценки личностной позиции с точки зрения экологической этики и пр.

Школьникам было предложено оценить знания в области экологии и проблем окружающей среды и свою экологически ориентированную деятельность (табл. 3).

Самооценка экологических знаний, умений и деятельности

Критерии оценки Самооценка (по 10-балльной шкале)

Я владею основными понятиями и терминами 6,8

современной экологии (экология, экосистема, экологическая проблема, экологический кризис и др.)

Я пониманию суть устойчивого развития 5,3

Я могу рассказать о глобальных экологических проблемах (парниковый эффект и изменение климата, озоновый слой, 7,2

кислотные дожди и др.)

Я знаю об экологических проблемах Северо-Западного региона и Санкт-Петербурга 6,5

Я учитываю экологические ценности в повседневной жизни 6,3

Я умею оценивать экологическое состояние окружающей 4,7

среды различными методами

Я знаю о международных и российских экологических организациях и фондах 5,3

Активно участвую в курсах внеурочной деятельности и дополнительном образовании экологической 3,6

направленности

Активно участвую в различных экологических проектах и 3,7

акциях

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Оценка моего уровня экологической культуры 6,1

Школьники выше среднего оценивают:

- экологические знания в целом (6,8), особенно в области глобальных экологических проблем (7,2), а также экологических проблем своего региона (6,5). Оценка собственного экологического поведения (учет экологических ценностей) в повседневной жизни также довольно высокая - 6,3.

В целом средней можно считать оценку понимания старшеклассниками сути устойчивого развития (5,3) и знаний о международных и российских экологических организациях и фондах (5,3).

Низкой является оценка собственной компетентности, связанной с исследованием экологического состояния окружающей среды различными методами (4,7).

Наиболее низкие оценки получило участие школьников в различных экологических проектах и акциях (3,7), а также во внеурочной экологической деятельности и дополнительном образовании (3,6).

В целом школьники несколько выше среднего (6,1) оценивают уровень своей экологической культуры, что, вероятно связано с достаточно высокой оценкой своих экологических знаний и поведения в повседневной жизни.

Далее обратим особое внимание на некоторые приведенные выше оценки и их более развернутую характеристику.

Наиболее высоко старшеклассники оценили свою информированность о глобальных экологических проблемах (7,2). Осознанию глобальных проблем способствуют особенности подросткового возраста, когда активно формируется абстрактное, логическое и гипотетическое мышление, что позволяет мысленно выходить за границы реального, учитывать все значимые факты и идеи, устанавливать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы [7].

Однако от знаний и представлений важно переходить к действиям. Неслучайно фраза «Мыслить глобально - действовать локально» стала девизом такой авторитетной организации, как Римский клуб, и общим лозунгом экологического движения.

Школьники выразили также свое отношение к восприятию глобальных экологических проблем (табл. 4).

Таблица 4

Восприятие школьниками глобальных экологических проблем

Проблема Воспринимаю Я могу помочь в Не могу ничего

серьезно!, % решении проблем, % поделать, %

Озоновый слой 48,6 16,1 44,6

Загрязнение воздуха 61,8 37,7 32,4

Загрязнение воды 59,7 43,0 28,4

Исчезновение видов 53,4 14,4 47,4

Разрушение местообитаний 47,4 17,9 47,9

Озабоченность старшеклассников глобальными экологическими проблемами нельзя назвать очень высокой.

Наиболее серьезно школьники воспринимают проблемы загрязнения воздуха (61,8 %) и воды (59,7 %). Они уверены, что могут помочь в решении этих проблем - 37,7 % и 43,0 % соответственно.

53,4 % респондентов воспринимают серьезно проблему исчезновения видов, но большинство из них (47,4 %) считают, что сами ничего не могут сделать для ее решения. Примерно такая же ситуация с проблемой озонового слоя.

Около половины опрошенных учащихся (47,4 %) серьезно воспринимают проблему разрушения местообитаний. Однако неменьшее их число (47,9 %) считают, что они никак не могут помочь в решении этой проблемы.

Такая позиция школьников в аспектах личной ответственности за нарушение экологического равновесия подтверждается исследованиями, поведенными среди школьников г. Минска в 2015 г. В

целом 57,9 % опрошенных учащихся 7-11 классов отметили, что глобальные проблемы и охрана природы являются для них личностно значимыми, существенными. При ответе на вопрос: «Как вы считаете, кто отвечает за нарушение экологического равновесия?», -«виновными» в первую очередь оказались «люди» (74 % выборов), а к ответу «отдельный (каждый) человек» склонились лишь 18 % учащихся. Следует отметить, что категория «люди» здесь является сборной / обобщенной, в то время как «каждый человек» свидетельствует о личной причастности к поддержанию экологического равновесия [6, с. 102].

Таким образом, задача формирования понимания тесной взаимосвязи глобальных и локальных проблем, личной ответственности и включенности в решение экологических проблем является актуальной задачей школьного образования.

Свои знания об экологических проблемах Северо-Западного региона и Санкт-Петербурга старшеклассники оценили на 6,5 баллов по 10-балльной шкале (табл. 3).

Идея устойчивого развития является системообразующей в Стратегии экономического и социального развития Санкт-Петербурга, направленной на обеспечение стабильного улучшения качества жизни горожан, и включает четыре стратегических направления: обеспечение устойчивого экономического роста; развитие человеческого капитала; повышение качества городской среды; обеспечение эффективности управления и развития гражданского общества [1].

Старшеклассники оценили свои знания о проблемах окружающей среды в Санкт-Петербурге (табл. 5).

Таблица 5

Самооценка знаний школьников об экологических проблемах города

Проблема Оценка (по 10-балльной шкале)

Транспорт 7,4

Радиация 5,6

Загрязнение воздуха 7,7

Загрязнение водоемов 7,5

Загрязнение почв 6,0

Шумовое загрязнение 5,9

Электромагнитное излучение 4,6

Бездомные животные 7,5

Опасные растения (борщевик и др.) 6,5

Среди проблем окружающей среды города, о которых знают старшеклассники, наиболее высокие оценки получили проблемы загрязнения воздуха (7,7) и водоемов (7,5), а также связанная с загрязнением воздушной среды проблема транспорта (7,4). Это,

272

безусловно, одни из наиболее обсуждаемых проблем городской среды, которые оказывают влияние на здоровье людей и наиболее доступны для понимания.

Проблема бездомных животных (7,5) отмечается школьниками на уровне проблемы загрязнения водоемов. Эта проблема довольно актуальна в крупных городах. Кроме того, большинство детей имели или имеют различных домашних животных, а также могут видеть на улицах города бездомных кошек и собак.

Наиболее низко школьники оценивают свои знания о физических факторах загрязнения городской среды - шумовом загрязнении (5,9), радиации (5,6), электромагнитных излучениях (4,6). Безусловно, следует обратить внимание на эти факторы особо, поскольку их влияние на здоровье человека и качество городской среды постоянно возрастает. Возрастает также степень «общения», особенно детей и молодежи, с различными электронными гаджетами.

Далее учащимся было предложено отметить степень своего «знания» или «незнания» каждого из предложенных положений, которые касаются экологической ситуации в городе (табл. 6).

Таблица 6

Знания школьников о проблемах экологической безопасности и информирования населения

Положение Знаю, % Не знаю, % Затрудняюсь ответить, %

Знаете ли Вы, что атомная 53,8 31,9 14,4

электростанция в Сосновом Бору обеспечивает свыше 50 %

электроэнергии города?

Знаете ли вы, что ГУП «Водоканал» 62,1 19,8 18,7

обеспечивает высокое качество

питьевой воды

Знаете ли вы правила раздельного 76,2 15,5 13,0

сбора мусора и сортировки отходов

Знаете ли вы, что нефтяное 34,5 42,2 23,5

загрязнение водоемов - частые случаи для Санкт-Петербурга

Знаете ли вы, что экологическую информацию о состоянии среды в 39,8 43,1 14,3

своем районе можно получить на

экологическом портале города

Я знаю куда обратиться (позвонить!), если обнаружу экологические проблемы в своем 23,3 48,8 26,5

районе, по месту жительства

Большинство школьников знают правила раздельного сбора мусора и сортировки отходов (76,2 %), а также имеют представления о роли важнейших предприятий города и области, обеспечивающих экологическую безопасность и качество жизни горожан: высокое качество питьевой воды обеспечивает ГУП «Водоканал» (62,1 %), а свыше 50% электроэнергии города - атомная электростанция в Сосновом Бору (53,8 %).

Практически две трети респондентов не знают (или затрудняются ответить) на вопрос о нефтяном загрязнении акватории Санкт-Петербурга. Это одна из актуальных региональных проблем экологической безопасности, обусловленная приморским расположением города, большим количеством водотоков и водного транспорта.

Большая часть учащихся не знает, что экологическую информацию о состоянии среды в своем районе можно получить на специализированном экологическом портале города (43,1 %), или затрудняется ответить на этот вопрос (14,3 %).

Наименьшее число респондентов (23,3 %) ответили, что знают куда обратиться, если обнаружат экологические проблемы в своем районе, по месту жительства. Такая информация, безусловно, является актуальной.

В целом можно констатировать, что проблемы экологической безопасности и информирования населения весьма актуальны для экологического образования и просвещения, о чем свидетельствуют также данные следующего пункта анкеты.

На вопрос «Достаточно ли Вы информированы об экологической обстановке в нашем городе?» «Однозначно нет» ответили 14,7 %; «Меня это не интересует» - 6,4 % школьников; «Скорее да, чем нет» -50,6 %. Положительно ответили на этот вопрос лишь 21,9 % учащихся. Затруднились ответить на поставленный вопрос - 11,8 %.

Большую часть экологической информации школьники получают на уроках, из учебников и пособий (72,0 %), многие просто добавили - от учителей. Безусловно, для старшеклассников актуальной является также информация из Интернета (65,6 %). Источником экологической информации являются также телевизионные передачи (39,0%); журналы и газеты (10,4%); молодежные общественные организации (6,7%).

В рубрике «Иное» некоторые учащиеся указали также родителей.

Поскольку учащиеся являются субъектами экологического образования и от их заинтересованности и активности зависят его результаты, в анкету были включены вопросы, касающиеся технологий экологического образования и просвещения.

Школьники ответили на вопрос «Считаете ли Вы данные технологии экологического просвещения эффективными?» (табл. 7).

Таблица 7

Эффективность эколого-образовательных технологий

Положение Согласен Согласен Не

полностью, % частично, % согласен, %

Эффективны экологические проекты 33,3 44,3 16,7

Интересны игровые технологии 43,6 31,1 20,2

Результативны экологические 54,3 28,1 11,3

исследования

Перспективны компьютерные (информационные) технологии 62,1 20,2 11,5

Эффективны экскурсии в природу, 60,9 23,2 9,5

на промышленные предприятия, в научные лаборатории

Эффективны СМИ (газеты, журналы....) 32,1 37,3 24,7

Заслуживают особого внимания районные (городские, федеральные, международные) акции 37,6 39,1 13,8

Близкие результаты показали две позиции: для экологического просвещения школьники считают эффективными как компьютерные технологии (согласны полностью или частично 82,3 % учащихся), так и различного рода экскурсии, т.е. знакомство с «живыми» объектами (согласны полностью или частично 84,1 % учащихся). Главное - это личная включенность школьников в деятельность. В целом высокий рейтинг (согласны полностью или частично) имеют практически все интерактивные технологии, поэтому в экологическом образовании и просвещении необходимо использовать их многообразие.

Сами школьники предлагают следующие мероприятия, направленные на экологическое просвещение населения: субботники, озеленение; экологические акции; квесты, игры; интернет-акции; волонтерское движение; экологические проекты; концерты, выставки; специальные программы для детей на каналах о природе; флешмобы, экодемонстрации; экореклама; ролики в Интернете и на телевидении; экскурсии.

Для формирования экологической культуры особенно важен и ценен личный опыт социально-экологической деятельности, проявление инициативы и активности школьников как граждан и членов формирующегося гражданского общества.

Учащимся было предложено обозначить свое отношение к ряду положений (табл. 8).

Отношение школьников к экологическим акциям

Положение Согласен Согласен Не

полностью, % частично, % согласен, %

Я сам могу стать инициатором 14,4 34,0 51,1

экологической акции, проекта

Сам я не буду инициатором 48,6 30,2 17,3

экологических акций, но с

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

удовольствием приму участие

Экологические субботники - 69,0 20,9 9,0

это нормальные мероприятия

по приведению города в хорошее

состояние

Результаты экологических акций 71,0 17,3 6,1

должны быть известны

населению города через СМИ или

экологические порталы, сайты

Большинство школьников готовы принять участие в экологических акциях (согласны полностью или частично 78,8 %), однако 51,1 % учащихся инициаторами акций и проектов быть пока не готовы.

Практически 90 % учащихся считают, что субботники - нормальные мероприятия по приведению города в хорошее состояние, а информация о результатах экологических акций должна быть известна населению города через СМИ или экологические порталы, сайты.

В настоящее время участниками общественных молодежных организаций являются лишь 9,2 % школьников, участвующих в опросе, но хотели бы попробовать себя в роли волонтера 37,4 %.

37,0 % подростков отметили, что уже имеют опыт в волонтерском движении. Это были разные направления: социальное - 14,7 %; патриотическое - 14,4 %; экологическое - 12,9 %; помощь людям с проблемами в здоровье - 8,6 %.

Несмотря на то, что участниками молодежной общественной организации являются только 9,2 % опрошенных школьников, 25,2 % уже попробовали свои силы в роли волонтера в разных направлениях, в том числе экологическом, а готовы попробовать - 37,4 % учащихся.

Таким образом, результаты социологического опроса показали:

- достаточно высокую степень заинтересованности старшеклассников проблемами окружающей среды и современного мира в целом;

- широкий взгляд на Цели устойчивого развития ООН;

- приоритетность таких ценностей, как здоровье, семья и жизнь;

- высокую самооценку знания основных экологических понятий, глобальных экологических проблем и основных региональных проблем;

- серьезное отношение к экологическим проблемам как личностно важным;

- готовность к социально экологической активности и деятельности.

Безусловно, требуют особого внимания и решения задачи, направленные на формирование экологической культуры подростков:

- развитие деятельностной составляющей, как в образовательном процессе, так и в социальной практике;

- формирование понимания тесной взаимосвязи глобальных и локальных проблем, личной ответственности и включенности в решение экологических проблем;

- расширение представлений об актуальных региональных проблемах и путях их решения;

- расширение представлений об источниках экологической информации и возможностях ее получения;

- включение в образовательный процесс широкого спектра интерактивных эколого-образовательных технологий - современных и привлекательных для молодежи .

В целом старшеклассники неформально и ответственно отнеслись к самому анкетному опросу, что свидетельствует об актуальности обозначенных вопросов для них лично.

Список литературы

1. Алексеев С.В. К городу устойчивого развития через экологическое просвещение населения // Окружающая среда Санкт-Петербурга. - 2018. - № 2(8).

- С. 53-61.

2. Алексеев С. В., Корякина Н.И., Рипачева Е.А. Педагогика окружающей среды и устойчивого развития: теория и практика: моногр.; под общ. ред. С.В. Алексеева.

- СПб.: СПб АППО, 2015. - 230 с. - (Научные школы академии).

3. Доклад о человеческом развитии в Российской Федерации. Цели устойчивого развития ООН и Россия [Электронный ресурс]: краткая версия. Авторский коллектив: М.В. Бабенко, С.Н. Бобылев, А. А. Бокарев, В. И. Гимади, под ред. С.Н. Бобылева, Л.М. Григорьева. - URL: http://ac.gov.rU/files/publication/a/14685.pdf

4. Захаров В.М. Итоги конференции «Рио+20» [Электронный ресурс] // Итоги конференции «Рио+20»: новые возможности: бюллетень На пути к устойчивому развитию России. - 2012. - № 61. - С. 4-6. - URL: http://doc.knigi-x.ru/22konferenciya/448427-2-61-2012-itogi-konferencii-rio-20-novie-vozmozhnosti-e-vm-zaharov-rio-20-novie-i.php

5. К проведению Всероссийского марафона по экологическому образованию в интересах устойчивого развития России: науч.-образовательные материалы // Образование регионов - для экологически устойчивого развития России. [Электронный ресурс]. - иКЬ: http://partner-unitwin.net/wp-content/uploads/2017/03pdf

6. Малевич А.М., Макаревич В.А. Современные школьники об экологических проблемах, ответственности и экологической культуре // Сборник работ 72-й науч. конф. студентов и аспирантов Белорусского государственного университета, 11-22 мая 2015, Минск: в 3 ч. - Ч. 3. - Мн: БГУ, 2015. - С. 101-105.

7. Райс Филип, Долджин Ким Психология подросткового и юношеского возраста / пер. В. Квиткевич, Ю. Мирончик. - СПб.: Питер, 2012. - 816 с.

8. Трегубова О. Г. Воспитание экологической культуры у подростков в условиях образовательной среды школы: дис. ... канд. пед. наук. - Пермь, 2015. - 226 с.

9. Экосити-2018: пособие для школьников по теме «Устойчивое развитие городов» / под общ. ред. Е. Качалиной. - М.: Русский углерод, 2018. - 240 с.

Статья поступила: 14.11.2018. Принята к печати: 11.12.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.