Научная статья на тему 'Проблемы становления непрерывного экологического образования в Дагестане'

Проблемы становления непрерывного экологического образования в Дагестане Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
308
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС / НЕПРЕРЫВНОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ECOLOGICAL CRISIS / ECOLOGICAL CULTURE / CONTINUOUS ENVIRONMENTAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Недюрмагомедов Георгий Гаджимирзоевич

Введение. Объектом статьи предлагается система непрерывного экологического образования. Цель статьи теоретический анализ проблемы становления системы непрерывного экологического образования в Дагестане и изучение его особенностей сегодня. Методология. Исследование осуществлено на основе экоразвития (коэволюции и устойчивого развития), культурно-экологического подхода и сравнительно-сопоставительного метода исследования становления системы непрерывного экологического образования в Дагестане. Результаты. Проведенный анализ дает возможность прогнозирования: развития системы непрерывного экологического образования и повышения уровня сформированности экологической культуры личности и общества в Дагестане. Заключение. Автором отмечается, что в Дагестане системе непрерывного экологического образования отводится особая роль в возможности противодействия экологическому кризису, а достижение ее целей способствует эффективности формирования экологической культуры и ее основного компонента экологической деятельности; предложены пути повышения эффективности непрерывного экологического образования.Introduction.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Недюрмагомедов Георгий Гаджимирзоевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents a study of the problems of the system of continuous environmental education. The purpose of the article is a theoretical analysis of the problem of the formation of a system of continuous environmental education in Dagestan, and the study of its features today. Можно ли так: The purpose of the article is a theoretical analysis of the problem of a system formation of continuous environmental education in Dagestan, and the study of its features today. Methodology. The study was carried out on the basis of eco-development (co-evolution and sustainable development), a cultural-ecological approach and a comparative-comparative method (сравнительно-сопоставительный сократить до comparative) of research into the formation of a system of continuous environmental education in Dagestan. Results are that the analysis makes it possible to predict: the system development of continuous environmental education and raising the level of the formation of the ecological culture of the individual and society in Dagestan. Conclusion. The author notes that in Dagestan, the system of continuous environmental education plays a special role in the ability to counteract the ecological crisis, and the achievement of its goals will contribute to the effectiveness of the formation of ecological culture and its main component environmental activities; ways to improve the effectiveness of continuous environmental education.

Текст научной работы на тему «Проблемы становления непрерывного экологического образования в Дагестане»

12. Oskirko O. V., Bulatova V. Yu. Coaching as an effective way to develop the youth's personal potential. Innovative youth potential: globalization, policy, integration [Innovacionnyj potencial molodezhi: globalizacija, politika, integracija]: a collection of articles of the participants of the International youth scientific and research conference. Ekaterinburg, 2016. P. 364-371. (In Russian).

13. Oskirko O. V., Manenko K. V. Sources of happiness and health of students. Health-saving technologies of workers of agro-industrial complex—pledge of food safety of Russia [Zdorov'esberegajushhie tehnologii rabotnikov APK—zalog prodovol'stvennoj bezopasnosti Rossii] : a collection of articles of the II interregional scientific and practical conference. Kemerovo, 2016. P. 171-176. (In Russian).

14. Oskirko O. V., Sekacheva V. M., Gulchevskaya N. E. Coaching as a tool to improve the effectiveness of training in the preparation of students in the economic profile. Professional education in Russia and abroad [Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom]. 2016. № 4 (24). P. 140-143. (In Russian).

15. On Education in the Russian Federation: federal law of december 29, 2012 № 273-FZ. Available at: http://Www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_140174/ (accessed 4.09.2017). (In Russian).

УДК/uDC 37:574(470.67) Г. Г. Недюрмагомедов

G. Nedyurmagomedov

ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДАГЕСТАНЕ

PROBLEMS OF CONSTRuCTION OF continuous ENVIRONMENTAL education IN DAGESTAN

Введение. Объектом статьи предлагается система непрерывного экологического образования. Цель статьи — теоретический анализ проблемы становления системы непрерывного экологического образования в Дагестане и изучение его особенностей сегодня.

Методология. Исследование осуществлено на основе экоразвития (коэволюции и устойчивого развития), культурно-экологического подхода и сравнительно-сопоставительного метода исследования становления системы непрерывного экологического образования в Дагестане.

Результаты. Проведенный анализ дает возможность прогнозирования: развития системы непрерывного экологического образования и повышения уровня сформированности экологической культуры личности и общества в Дагестане.

Заключение. Автором отмечается, что в Дагестане системе непрерывного экологического образования отводится особая роль в возможности противодействия экологическому кризису, а достижение ее целей способствует эффективности формирования экологической культуры и ее основного компонента — экологической деятельности; предложены пути повышения эффективности непрерывного экологического образования.

Introduction. The article presents a study of the problems of the system of continuous environmental education. The purpose of the article is a theoretical analysis of the problem of the formation of a system of continuous environmental education in Dagestan, and the study of its features today. Можно ли так: The purpose of the article is a theoretical analysis of the problem of a system formation of continuous environmental education in Dagestan, and the study of its features today.

Methodology. The study was carried out on the basis of eco-development (co-evolution and sustainable development), a cultural-ecological approach and a comparative-comparative method (сравнительно-сопоставительный сократить до comparative) of research into the formation of a system of continuous environmental education in Dagestan.

Results are that the analysis makes it possible to predict: the system development of continuous environmental education and raising the level of the formation of the ecological culture of the individual and society in Dagestan.

Conclusion. The author notes that in Dagestan, the system of continuous environmental education plays a special role in the ability to counteract the ecological crisis, and the achievement of its goals will contribute to the effectiveness of the formation of ecological culture and its main component — environmental activities; ways to improve the effectiveness of continuous environmental education.

Ключевые слова: экологический кризис, непрерывное экологическое образование, экологическая культура.

Keywords: ecological crisis, continuous environmental education; ecological culture.

Введение

Современное общество нуждается в специалистах с профессиональной подготовкой, которую может обеспечить только система непрерывного образования (А. А. Вербицкий, Б. С. Гершунский, В. И. Загвязинский, А. В. Усова, Р. Дейв, Ч. Куписевич и др.). Концепция непрерывного образования, провозглашенная ЮНЕСКО в 1972 г, основывается на постоянном обновлении, совершенствовании и развитии личности в течение всей жизни. Непрерывное экологическое образование в Дагестане, начав формироваться в конце ХХ века, сегодня является частью системы образования в целом — от дошкольного до образования лиц «третьего возраста» — и направлено на формирование экологической культуры и системы экологических ценностей.

Экологическое образование рассматривается в педагогической теории и практике как важнейшее средство преодоления глобального (и регионального) экологического кризиса. Непрерывное экологическое образование обеспечивает усвоение систематизированных знаний, выработку необходимых умений и навыков экологического характера, закладывает фундаментальные основы экологической культуры личности (Е. Н. Дзятковская, А. Н. Захлебный, Н. П. Несговорова, Е. К. Янакиева и др.) [3; 14; 16]. Экологическая культура — это высокая степень общей духовной культуры, междисциплинарных, глобальных представлений и понятий об экологической проблеме, осознание человека как части природы; владение системой научных экологических умений и навыков. Несмотря на принимаемые разнообразные меры, эффективность системы непрерывного экологического образования на Северном Кавказе, в Дагестане в частности, остается крайне низкой [6-9; 11-13], в связи с этим особую актуальность приобретает совершенствование методического и организационно-педагогического обеспечения непрерывного экологического образования.

Методология

Для разрешения указанного противоречия использовались теоретический анализ научной литературы по исследуемой проблеме, изучение программно-методических документов по школьному экологическому образованию, результаты наблюдений и экспериментальной работы в образовательных учреждениях республики. Исследование проводилось на основе теории экоразвития (коэволюции и устойчивого развития), культурно-экологического подхода и сравнительно-сопоставительного метода исследования становления системы непрерывного экологического образования в Дагестане.

Результаты

Непрерывное образование является, с одной стороны, системой, способствующей формированию у личности адекватного современным требованиям знания, с другой стороны, системой ее профессионального становления и развития в течение всей жизни. Непрерывное образование — это процесс роста образовательного (общего и профессионального) потенциала личности в течение всей жизни на основе использования системы образовательных институтов и в соответствии с потребностями личности и общества. После Конференции ООН по окружающей среде (Стокгольм, 1972) ЮНЕСКО стала ориентировать образовательные системы всех государств на развитие экологического образования, понимаемого как «целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения экологическими знаниями, умениями и навыками, которые обеспечивают ответственное отношение к окружающей социально-природной среде и здоровью» [1; 6; 15].

Экологическое образование — это «непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде и здоровью» [4].

Принятый на Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992] новый программный документ по реализации Концепции устойчивого развития внес коррективы в развитие системы непрерывного образования [2], что способствовало становлению «образования для устойчивого развития» [4], являющегося ключевым на всех уровнях образования, так как

через образование внедряются экологические ценности, поведение и стиль жизни, необходимые для устойчивого развития мира.

«Образование для устойчивого развития» представляет собой новую форму «проникающего» обучения, охватывающего все предметные области наук, изучаемые в образовательных учреждениях, и ориентировано на предотвращение глобальной экологической катастрофы. Обострение глобальных и региональных экологических проблем поставило экологическое образование в число приоритетных задач, его главная цель — формирование экологической культуры личности и общества (А. Н. Захлебный, С. Н. Глазачев, Г Г Недюрмагомедов, Н. П. Несговорова, Н. П. Семчук, И. Т. Суравегина, Е. К. Янакиева и др.) [5-9; 15-17]. Цели, ценности и механизм передачи экологической культуры нашли отражение в Национальной стратегии экологического образования РФ (2000), определившей специфику формирования системы непрерывного экологического образования в РФ в начале XXI века. Экологическое образование в своем развитии прошло ряд этапов, сформировав к концу ХХ века в развитых странах систему непрерывного экологического образования, однако в России (и в Дагестане в частности), к сожалению, еще не создана целостная система непрерывного экологического образования (С. В. Афанасьева, 2010).

Непрерывное экологическое образование — это совокупность последовательных, взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга основных элементов системы образования (дошкольное экологическое образование ^ школьное экологическое образование ^ вузовское экологическое образование ^ экологическое образование на этапе повышения квалификации), предоставляющих обучающимся возможности для углубления и расширения знаний по экологии (как биологической дисциплины) в соответствии с требованиями быстро меняющегося мира под воздействием научного прогресса.

Современные подходы (знаниевый, аксиологический, деятельностный, эколого-системный, культурологический, коэволюционный, компетентностный и др.) к содержанию непрерывного экологического образования должны основываться на концепции устойчивого развития, соответствовать новым ценностным ориентациям, этическим принципам взаимоотношений человека с биосферой (В. П. Горлачев, С. Д. Дерябо, И. А. Журавлева, Е. А. Игумнова, В. А. Кобылянский, Л. В. Моисеева, Н. П. Несговорова, С. А. Смирнова и др. [5; 14]). Для эффективного функционирования в Дагестане сформировавшейся системы непрерывного экологического образования особое значение имеет принцип региональности, учитываемый при разработке содержания экологического образования (А. Н. Захлебный, Е. А. Игумнова, Д. Н. Кавтарадзе, И. Т. Суравегина, М. А. Якунчев и др. [3]).

На территории Дагестана функционирует ряд образовательных учреждений с экологической направленностью, созданных в 1990-е годы и заложивших основы современной региональной системы непрерывного экологического образования.

Дошкольное образование: дошкольный возраст (3-6 лет) является фундаментальным этапом формирования основ экологического сознания, мышления, становления основ экологической культуры, благоприятным для становления осознанного эмоционально положительного отношения к окружающему социоприродному миру. Главной целью учреждения дополнительного образования является воспитание гуманной, социально активной личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним; формирование базовой системы ценностей по отношению к окружающему миру. На этом этапе в учебных программах («Цветущий сад», «Зеленая аптека», «Сад в горах» и др.), к сожалению, тиражируются ошибочные стереотипы (например, классификация живых организмов на вредные, опасные и полезные способствует развитию потребительского отношения личности к природе; необходимость охраны природных объектов обосновывается с точки зрения пользы (потребления) для человека и т. д.), которые не соответствуют современным взглядам, формирующимся в обществе.

Школьное образование: современной общеобразовательной школе отводится главная роль в непрерывном экологическом образовании. Основной целью является формирование у школьников ответственного отношения к окружающей природной среде, своему здоровью и здоровью окружающих людей на основе правовых и нравственных норм, освоение современной системы ценностей в коммуникации с природой (приблизить учащихся к природе, дать им представление о единстве мира, о человеке как органической части биосферы и космоса), трансляция ценностей экологической культуры в образовательном процессе школы. Особенностью школьного экологического образования является то, что оно может быть реализовано лишь всей системой образова-

ния в современной школе, определяемой в значительной степени научно обоснованным базисным учебным планом, через экологизацию содержания всего образовательного процесса на непрерывной межпредметной и межцикловой основе с перспективой придания ему интегративной экологически ориентированной направленности [8; 13; 17].

Если экологическое образование в дагестанской школе в 1990-е гг. реализовывалось в образовательном процессе посредством однопредметной, многопредметной и смешанной моделей, то с 2000 г предпочтение отдается смешанной модели. В настоящее время в дагестанской школе вопросы экологии изучаются в рамках таких учебных дисциплин, как «Окружающий мир», «Биология», «Химия», «География», «Экология», «Экология Дагестана», «География Дагестана» [10], и элективных курсов профильного обучения. Большой вклад в экологическое образование дагестанских школьников вносят учреждения дополнительного образования (кружки, научно-практические конференции школьников, олимпиады, семинары и т. д.).

Вузовское экологическое образование (экологическое образование в высших учебных заведениях) реализуется через преподавание экологии как общеобразовательной дисциплины в рамках учебных программ и подготовку специалистов-экологов для работы в природоохранных государственных органах и экологических службах предприятий страны. Главной целью является подготовка специалистов, обладающих хорошим профессиональным уровнем, имеющих современные научные знания об основах устойчивого развития, а также о правах и обязанностях личности в отношении природной среды, умеющих оценить степень антропогенного воздействия на природу, с сформированными компонентами экологической культуры (экологическими компетенциями и активной экологической деятельностью).

Экологическое образование на этапе повышения квалификации: в системе повышения квалификации специалистов акцентируются деятельностный и компетентностный подходы. Компетентностный подход предполагает развитие экологической компетентности, понимаемой как имманентный компонент высокого уровня профессионализма специалиста независимо от его профессиональной ориентации, включающей знания, позволяющей судить о вопросах сферы профессиональной деятельности с учетом экологического аспекта; а также качества личности, дающие возможность специалисту осуществлять профессиональную деятельность с позиций ее экологической целесообразности (эколого-ориентированную профессиональную деятельность) (И. А. Багирова, С. Н. Глазачев, Н. П. Несговорова, Н. П. Семчук и др.) [9; 14]. Деятельностный подход в системе повышения квалификации предполагает, что усвоение специалистом содержания обучения происходит не только путем передачи новой современной учебной информации, но и в процессе активной учебно-познавательной деятельности специалистов, повышающих квалификацию, направленной на усвоение теоретических знаний о предмете обучения и способов решения связанных с ним профессиональных задач с учетом природоохранных и экологических аспектов. Цель данного этапа — дать современные научные базовые знания в области экологии, экологического права и управления природопользованием специалистам, принимающим ключевые решения на государственном, региональном и муниципальном уровнях, непосредственно связанным с природопользованием и влияющим на состояние окружающей среды; коррекция и дальнейшее развитие базовых компонентов их экологической культуры.

Методологической базой непрерывного экологического образования являются основные положения о биосоциальной природе человека; о единстве и взаимосвязи развития природы и человеческого общества в широком понимании их эволюции; о био- и ноосфере; диалектическом характере этих законов и т. д. Система непрерывного экологического образования в Дагестане испытывает многочисленные финансовые, материальные, методические и организационные проблемы. Например, в школьных учебных планах отсутствуют предмет «Экология» и региональная дисциплина «Экология Дагестана» в качестве отдельной и полноценной школьной биологической дисциплины (Д. Г Джаруллаев, Г Г. Недюрмагомедов, Д. Л. Тодорина), также крайне низка экологизация естественно-научных и гуманитарных дисциплин основного общего образования) [8; 15-17]. Важной, но нерешенной задачей является необходимость разработки обязательных минимумов содержания основных образовательных программ всех уровней системы непрерывного экологического образования с включением вопросов, касающихся проблем экологии, охраны окружающей среды, природопользования и экологической безопасности.

Заключение

Для улучшения функционирования сформировавшейся системы непрерывного экологического образования в Дагестане необходимо соблюсти ряд организационно-педагогических условий:

— структурная перестройка сформировавшейся в Дагестане системы непрерывного экологического образования должна быть направлена на совершенствование содержания экологического образования, его организационных форм, методов и технологий, укрепление взаимосвязей системы экологического образования, науки и культуры;

— включение в основную образовательную программу общеобразовательных учреждений Дагестана регионального экологического курса «Экология Дагестана»;

— усиление воспитательной функции системы непрерывного экологического образования направлено на формирование экологической культуры на основе деятельностного и компетент-ностного подходов;

— совершенствование качества дагестанской системы непрерывного экологического образования (параллельно с аналогичными процессами других субъектов Северного Кавказа), формирование у выпускников образовательных учреждений системы непрерывного экологического образования ключевых научных знаний, умений и компетентностей, необходимых для их эффективной деятельности, с учетом экологического и природоохранного компонентов.

Литература

1. Голохвастова Е. Ю., Недюрмагомедов Г. Г. Формирование общих компетенций у студентов-экологов в учреждениях среднего профессионального образования // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2016. № 2 (25). С. 21-26.

2. Дрейер О. К., Лось В. А. Экология и устойчивое развитие. М. : УРАО, 1997. 224 с.

3. Игумнова Е. А. Экологическое образование школьников в региональном образовательном пространстве: теория и практика. Новосибирск : Наука, 2013. 192 с.

4. Кузина О. В. Образование в рамках концепции устойчивого развития // Вестник Поморского университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки». 2006. № 3. С. 45-49.

5. Моисеева Л. В. Региональное экологическое образование: теория и практика : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Екатеринбург, 1997. 43 с.

6. Недюрмагомедов Г. Г. Проблемы экологического образования старшеклассников в дагестанской общеобразовательной школе // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. 2007. № 3 (139). С. 130-133.

7. Недюрмагомедов Г. Г. Формирование экологической культуры как цель экологического образования старшеклассников // Вестник Ставропольского государственного университета. 2007. № 51. С. 105-111.

8. Недюрмагомедов Г. Г. Теория и практика экологического образования в конце ХХ века: проблемы развития // Вюник Львiвського уыверситету. Серiя географiчна. 2010. Вип. 38. C. 243-254.

9. Недюрмагомедов Г. Г., Багирова И. А. Современное экологическое образование учащихся старших классов в процессе изучения естественнонаучных дисциплин в поликультурной среде // Педагогический ежегодник: Педагогическая наука, теория и практика. Кн. 1. Благоевград : Неофит Рилски, 2013. С. 256-264.

10. Недюрмагомедов Г. Г., Багирова И. А. Экология Дагестана (Западный Прикаспий) : 9 класс. Махачкала: АЛЕФ (ИП Овчинников М.А.), 2014. 266 с.

11. Недюрмагомедов Г. Г. Содержание теорий экологического образования старшеклассников, реализуемых в процессе обучения в школах Северного Кавказа // First international scientific conference «FILKO» — philology, culture and education invitation letter (18-19 марта 2016 г.). Stip : Goce Delcev University, 2016. P. 631-638.

12. Недюрмагомедов Г. Г., Джаруллаев Д. Г. Развитие экологической культуры учащихся общеобразовательных учреждений Северного Кавказа // Proceedings of the Third student scientific conference «Ecology and environment» (April 22-23, 2016). Shumen : Konstantin Preslavsky University Press, 2016. Vol. 3. P. 146-155.

13. Недюрмагомедов Г. Г., Джаруллаев Д. Г. Проблемы методики преподавания школьного регионального курса «Экология Дагестана» // Proceedings of the Third student scientific conference «Ecology and environment» (April 21, 2017). Shumen : Konstantin Preslavsky University Press, 2017. Vol. 4. P. 128-135.

14. Несговорова Н. П., Ионина Н. Г., Охапкина Е. Н. Методика экологического образования школьников. Курган : Изд-во Курганского гос. ун-та, 2004. 113 с.

15. Тодорина Д. Л., Недюрмагомедов Г. Г. Модель формирования экологической культуры школьников в современных условиях // Десятилетие образования для устойчивого развития (2005-2014): итоги и перспективы эколого-географиче-ского образования, науки и практики в формировании культуры безопасности. Кластерный подход : сб. материалов Все-рос. науч.-практ. очно-заоч. конф. с междунар. участием (13-14 ноября 2014 г.) / отв. ред. Н. П. Несговорова. Курган, 2014. С. 26-28.

16. Янакиева Е. К. Форми за организация на екологическото възпитание в детската градина. Благоевград : ЮЗУ, 2006. 154 с.

17. Nedyurmagomedov G. G., Bagirova I. A. Conditions of environmental culture secondary school students // Proceedings of the Third student scientific conference «Ecology and environment» (April 24, 2015). Shumen : Konstantin Preslavsky University Press, 2015. Vol. 2. P. 143-152.

References

1. Golokhastova E. Y., Nedyurmagomedov G. G. Formation of general competencies for environmental students in institutions of secondary vocational education. Vector of Science. TSU. Series: Pedagogy, psychology [Vektor nauki TGU. Serija: Pedagogika, psihologija]. 2016. № 2 (25). P. 21-26. (In Russian).

2. Dreyer O. K., Los V. A. Ecology and sustainable development [Jekologija i ustojchivoe razvitie]. Moscow: URAO, 1997. 224 p. (In Russian).

3. Igumnova E. A. Ecological education of schoolchildren in the regional educational space: theory and practice [Jekologicheskoe obrazovanie shkol'nikov v regional'nom obrazovatel'nom prostranstve: teorija i praktika]. Novosibirsk: Science, 2013. 192 p. (In Russian).

4. Kuzina O. V. Education in the framework of the concept of sustainable development. Bulletin of the Pomor University. Series "Humanities and Social Sciences" [Vestnik Pomorskogo universiteta. Serija "Gumanitarnye i social'nye nauki"]. 2006. № 3. P. 45-49. (In Russian).

5. Moiseyeva L. V. Regional environmental education: theory and practice [Regional'noe jekologicheskoe obrazovanie: teorija i praktika] : the dissertation ... the doctor of pedagogical sciences. Ekaterinburg, 1997. 43 p. (In Russian).

6. Nedyurmagomedov G. G. Problems of ecological education of senior pupils in the Dagestan school of general education. Izvestiya Vysshikh Uchebnykh Zavedenii. North-Caucasian region [Izvestija vysshih uchebnyh zavedenij. Severo-Kavkazskij region]. 2007. № 3 (139). P. 130-133. (In Russian).

7. Nedyurmagomedov G. G. Formation of ecological culture as the goal of ecological education of senior pupils. Bulletin of the Stavropol State University [Vestnik Stavropol'skogo gosudarstvennogo universiteta]. 2007. № 51. P. 105-111. (In Russian).

8. Nedyarmahedov G. G. Theory and practice of environmental education at the end of the twentieth century: development problems. Visnyk of Lviv University. The series is geographic [BicHHK IbBiBCbKoro yHiBepcuroTy. Cepifl reorpa^ma]. 2010. Issue 38. P. 243-254.

9. Nedyurmagomedov G. G., Bagirova I. A. Modern ecological education of pupils of the senior classes in the process of studying natural science disciplines in a multicultural environment. Pedagogical Yearbook: Pedagogical Science, Theory and Practice [Pedagogicheskij ezhegodnik: Pedagogicheskaja nauka, teorija i praktika]. Book 1. 2013. Blagoevgrad: Publishing House of the Neophyte Rilski, 2013. P. 256-264. (In Russian).

10. Nedyurmagomedov G. G., Bagirova I. A. Ecology of Dagestan (Western Caspian region): 9 class. Makhachkala: ALEF (IP Ovchinnikov MA), 2014. 266 p. (In Russian).

11. Nedyurmagomedov G. G. The content of the theories of ecological education of senior pupils realized in the process of education in the schools of the North Caucasus. First international scientific conference "FILKO" — philology, culture and education invitation letter (March 18-19,2016). Stip: Goce Delcev University, 2016. P. 631-638.

12. Nedyurmagomedov G. G., Dzharullaev D. G. Development of ecological culture of pupils of general education institutions of the North Caucasus. Proceedings of the Third student scientific conference "Ecology and environment" (April 22-23, 2016). Shumen: Konstantin Preslavsky University Press, 2016. Vol. 3. P. 146-155.

13. Nedyurmagomedov G. G., Dzharullaev D. G. Problems of the methodology of teaching the regional school course "Ecology of Dagestan". Proceedings of the Third student scientific conference "Ecology and environment" (April 21, 2017). Shumen: Konstantin Preslavsky University Press, 2017. Vol. 4. P. 128-135.

14. Nesgovorova N. P., Ionina N. G., Okhapkina E. N. The method of ecological education of schoolchildren [Metodika jekologicheskogo obrazovanija shkol'nikov]. Kurgan: Publishing house of Kurgan State University, 2004. 113 p. (In Russian).

15. Todorina D. L., Nedyurmagomedov G. G. Model of formation of ecological culture of schoolchildren in modern conditions. Decade of Education for Sustainable Development (2005-2014): results and perspectives of ecological and geographical education, science and practice in the formation of a safety culture. Cluster approach [Decade of Education for Sustainable Development (2005-2014): Results and Prospects of Ecological and Geographical Education, Science and Practice in Forming a Safety Culture. Cluster approach] : a collection of materials of the All-Russia scientific-practical full-time conference with international participation November 13-14, 2014. Ed. N. P. Nesgovorova. Kurgan, 2014. P. 26-28. (In Russian).

16. Yanakieva E. K. Forms for the organization of ecologic education in the child of the hailstones. Blagoevgrad: UZU, 2006. 154 p. (Translated from bulgarian).

17. Nedyurmagomedov G. G., Bagirova I. A. Conditions of environmental culture Secondary school students "Ecology and environment" (April 24, 2015). Shumen: Konstantin Preslavsky University Press, 2015. Vol. 2. P. 143-152. (Translated from English).

информационные технологии

В СОВРЕМЕННОМ МАТЕМАТИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ INFORMATION TECHNOLOGIES IN MODERN MATHEMATICAL EDuCATION

Введение. В статье рассматривается проблема высшего математического образования. Цель статьи — показать, что развитие информационных технологий привело к необходимости смещения акцентов в традиционно сложившемся содержании математического образо-

УДК/uDC 378:004

Л. Ю. Монахова, Е. А. Рябоконь

L. Monakhova, E. Ryabokon

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.