16. Sokolova I. I. Sergienko, A. Yu. On the concept of improvement of teacher training. Modernization of pedagogic education : collection of scientific works of the International forum [Modernizacija pedagogicheskogo obrazovanija : sbornik nauchyh trudov Mezhdunarodnogo foruma]. Ed. by R. A. Valeyeva. Kazan, 2015. P. 215-230. (In Russian).
17. Chistousov V. A. Competence-oriented educational programs: design problems. Bulletin VEGU [Vestnik VJeGU]. 201 5. № 1 (75). P. 71-78. (In Russian).
18. Makulova Aimzhan Tulegenovna, Alimzhanova Gaukhar Mukhtashevna Theory and Practice of Competency-Based Approach in Education. International Education Studies. 2015. Vol. 8, № 8. Available at: http://dx.doi.org/10.5539/ies.v8n8p183.
19. Approaches to teaching, learning and assessment in competence based degree programmes. Available at: http://www. unideusto.org/tuningeu/images/stories/archivos/TLA PARA LA PAGINA.pdf (accessed 16. 08.2017).
20. Shabelskaya E. G. Formation of cultural needs of students in the pedagogical process. Izvestiya of Russian state pedagogical University. A. I. Herzen [Izvestija Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena]. 2009. № 112. P. 222-225. (In Russian).
УДК/uDC 37.013.77 Т. Н. Аксенова
T. Aksenova
КОУЧИНГ КАК ИНСТРУМЕНТ СОЗДАНИЯ ПРОДУКТИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
COACHING AS A TOOL FOR ESTABLISHING a productive educational ENVIRONMENT
Введение. Статья посвящена исследованию практики применения коучингового подхода в условиях непрерывного образования в целом и высшем экономическом образовании в частности.
Методология. Совокупность коучинговых инструментов, реализованных в практике преподавания экономических дисциплин в рамках общеобразовательных программ бакалавриата и методической работы с педагогическим коллективом.
Результаты заключаются в обосновании важности применения коучинговых инструментов в образовательном процессе, которые позволяют создавать мотивирующую и продуктивную среду для обучения на разных этапах образования.
Заключение. Авторами отмечается, что коучинговый подход — это качественный фундамент изменений и управления изменениями в образовательном процессе.
Introduction. The article is devoted to the study of the practice of applying the coaching approach in conditions of continuing education in general and in higher economic education, in particular.
Methodology. The study was conducted on the basis of methods of analysis and synthesis, expert assessments.
The results are to justify the importance of using coaching tools in the educational process, which allow creating a motivating and productive environment for learning at different stages of education.
Oonclusion. The authors note that the coaching approach is a qualitative foundation for changes and management of changes in the educational process.
Ключевые слова: непрерывное образование, коучинг в образовании, инструменты коучинга, эмоциональный интеллект.
Keywords: continuous education, coaching in education, coaching tools, emotional intelligence.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» так определяет образование: «Единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов» [15, с. 1].
В современном образовательном процессе вуза должны быть заложены основы формирования «людей новой жизни», более того, вуз должен опережать изменения рынка труда, прогнозируя динамику запросов работодателей [1, с. 390].
Перед профессорско-преподавательским составом вузов стоит важная задача поиска и применения новых методов обучения, которые должны отвечать требованиям современного студента и будущего работодателя, а в целом — формировать компетентного, конкурентоспособного будущего специалиста [3, с. 78].
Коучинг как явление пришел в сферу образования из бизнеса и располагает комплексом инструментов для эффективного профессионального и личностного развития [6, с. 99]. «Коучинг — это искусство способствовать повышению результативности, обучению и развитию другого человека... Он опирается не на знание, опыт, но в большей степени — на способность человека учиться самому и действовать творчески» [15].
Коучинговый подход позволяет формировать образовательное партнерство, в основе которого лежат актуальные принципы коучинга [6, с. 99], которые учитывают его особенности. Так, в процессе работы преподаватель-коуч опирается на коуч-позицию [11]: он априори верит в способности, таланты и потенциал каждого обучающегося. Коуч-позиция педагога основана на фактологическом мышлении в недирективном стиле и служит основой для создания среды, в которой возможны самореализация и самоактуализация субъектов образовательного процесса [9]. У обучающихся запускается процесс построения новых логических связей. Это способствует максимальной вовлеченности в образовательный процесс, в конечном итоге повышается эффективность овладения общекультурными и профессиональными компетенциями [10].
Изучение опыта работы с коучинговыми инструментами (например, «формат конечного результата», «шкалирование», «колесо», «пирамида логических уровней» и др. [12]) позволило выделить ряд направлений в высшем экономическом образовании, в которых коучинговые инструменты успешно освоены. Это работа учебная, методическая, научно-исследовательская и сфера личного развития, благодаря этому расширяется круг стейхколдеров (рис. 1).
Рис. 1. Применение коучингового подхода в высшем экономическом образовании
Представим наш опыт реализации совокупности коучинговых инструментов в практике преподавания экономических дисциплин в рамках общеобразовательных программ бакалавриата и методической работы с педагогическим коллективом. В учебном курсе «Планирование на предприятии», который изучается в рамках образовательной программы по направлению «Экономика» (бакалавриат), автором использовались инструменты коучинга в преподавании
темы «Планирование технического развития предприятия», основанной на исследовании вопросов модернизации экономики на уровне предприятия и страны в целом.
После ознакомления аудитории с планом лекции был использован инструмент «колесо», студентам предлагалось ответить на вопросы: каких целей Вы хотели бы достичь в рамках этой лекции? какие компетенции Вы бы смогли сформировать / развить? (рис. 2).
Рис. 2. «Колесо» в лекционных занятиях
Активность студентов в этих размышлениях показала, что «колесо» как очень простой графический подход имеет большой потенциал. Во-первых, вовлеченность аудитории в процесс обсуждения сразу усиливается; во-вторых, повышается наглядность информации; в-третьих, появляется систематизация, упорядочивание, а значит и понимание информации.
Включение «пирамиды логических уровней» (рис. 3) в лекционный процесс направлено на создание системного видения проблемы через открытые вопросы. Например: «Руководство предприятия модернизирует производство, профессиональную культуру, социальную составляющую, общую политику. Каким образом это влияет на социально-экономическое развитие страны?».
Рис. 3. Коучинговые инструменты в курсе «Планирование на предприятии»
Включение четырех главных вопросов планирования (рис. 3) в тему лекции помогло студентам конкретизировать видение темы модернизации экономики.
Общенаучные способы (анализ — синтез, индукция — дедукция), как правило, малоинформативны для неподготовленной аудитории, но пирамида логических уровней помогла сначала упорядочить понимание темы на уровне одного малого объекта (компании), а затем дать понять, что малое является частью большого (макроэкономики). При помощи обратной связи студенты оценили понимание задания и свою заинтересованность в работе на уровне 8-10 баллов по шкале от 1 до 10. Более того, студенты с легкостью синтезировали свои знания из разных дисциплин, и таким образом был проявлен междисциплинарный характер работы.
Инструмент «шкала» позволил провести анализ работы студентов и наметить перспективы их личного развития. Им были предложены вопросы: «Если представить, что все три года обучения Вы модернизировали свою жизнь, двигаясь от отметки 1 по предложенной шкале, то к какой отметке Вы пришли на данный момент? Что бы Вы сделали, чтобы продвинуться еще на шаг дальше?». Этот инструмент помог сосредоточить внимание студентов на том, что внешние изменения — модернизация — это не абстрактный процесс, а конкретный, потому что каждый из нас создает эти самые изменения и в какой-то степени управляет ими.
В конце лекции аудитория вернулась к «колесу целей и компетенций». И здесь уже каждый студент смог увидеть, чего он достиг, какие компетенции освоил и какой сделать следующий шаг в своем продвижении.
В целом включение коучинговых инструментов в лекцию содействует усвоению студентами учебного материала и усиливает включенность аудитории в образовательный процесс.
Инструменты коучинга позволяют создавать и выстраивать доверительные отношения в ходе учебного процесса, что повышает эффективность обучения.
Предметное содержание изучаемой дисциплины дополняется многообразием индивидуальных и кооперативных форм отношений между слушателями и преподавателями. Необходимо стимулировать самостоятельность и ответственность слушателей [8, с. 33], и коучинговый подход отвечает этому в большей степени.
В данном контексте коучинговый подход находит применение и в работе с педагогическим коллективом. Так, применение инструмента «стейкхолдеры» в связке с «адской бюрократией» было реализовано в рамках методической работы с педагогами, это позволило посмотреть на профессиональную деятельность педагога под другим углом зрения. В любом вузе, школе нагрузка на преподавателя в самых разных сферах очень сильно демотивирует, и порой даже материальная мотивация перестает быть двигателем активности, выгорание берет свое. В заседании педагогической школы экономического факультета был применен тренинговый формат, где через коучин-говые инструменты сделана попытка вернуть понимание ценности к повседневной работе педагога. Сначала коучи предложили возможные формы «антиучебы», а затем перешли к размышлению о том, какой она должна быть, чтобы все стороны (преподаватель — студент) получили максимальную заинтересованность и диалог, а «стейкхолдеры» помогли преподавателям сформулировать миссию и подумать о будущих проектах.
Аналогичный подход, но уже с другим наполнением может использоваться в работе со студентами. Студент ощущает свою причастность к деятельности тогда, когда у него есть наглядный пример креативной среды с возможностью применения ее на своем опыте [7, с. 261].
Педагогу необходимо культивировать в студентах ответственность, сильную энергию созидания, продуктивную образовательную среду, которая способна обогатить профессиональную реализацию будущих и настоящих специалистов.
Применение коучинговых инструментов позволяет повысить у студентов уровень осознанности профессионального и личного будущего, личной ответственности, заинтересованности в самообразовании и всестороннем развитии.
Результатами использования коучинга в образовании являются успешная реализация поставленных задач, повышение эффективности деятельности, личностный рост отдельного человека. Коучинговый подход позволяет создавать качественные образовательные коммуникации, формировать исследовательскую и доказательную базу, систематизировать и активизировать знание-вый функционал обучающихся.
Литература
1. Аксенова Т. Н. Вуз как обучающаяся организация — ключевое условие формирования позитивных трендов освоения профессионально-культурных компетенций в высшем экономическом образовании // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. С. 390.
2. Аксенова Т. Н. Коучинг как основа взаимодействия субъектов образовательного процесса // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2017. № 11. С. 12-15.
3. Аксенова Т. Н., Рябичкина Г. В. Исследование опыта применения активных и интерактивных методов обучения в курсе «макроэкономика» // Вестник Калмыцкого университета. 2013. № 1 (17). С. 78-83.
4. Ваныкина Г. В., Сундукова Т. О. Тренинг, фасилитация, коучинг и менторинг в непрерывном образовании // Электронное обучение в непрерывном образовании. 2016. № 1 (3). С. 648-655.
5. Гуляев В. Н. Педагогический коучинг в профессиональном образовании студента // Актуальные проблемы и перспективы развития профессионально-педагогического образования студентов : материалы Междунар. науч.-практ. конф. Курган, 2011. С. 21-26.
6. Куренкова Е. А. Коучинг в высшем образовании: проблемы и перспективы // Актуальные вопросы научной и научно-педагогической деятельности молодых ученых : сб. науч. тр. III Всерос. заоч. науч.-практ. конф. М., 2016. С. 99-103.
7. Лебедева Л. В., Филатова М. В. Коучинг как инструмент повышения эффективности взаимодействия в образовании // Перспективное развитие науки, техники и технологий : материалы 3-й Междунар. науч.-практ. конф. Курск, 2013. С. 260-262.
8. Молчанова А. В. Коучинг как форма консультирования педагогов в условиях системы непрерывного многоуровневого профессионального образования // Человеческий капитал. 2017. № 9 (105). С. 33-35.
9. Оскирко О. В. Эффективное взаимодействие субъектов образовательного процесса // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2017. Т. 9, № 11 (11). С. 142-145.
10. Оскирко О. В. Инновационные педагогические технологии в изучении экономических дисциплин как эффективный инструмент освоения компетенций участниками образовательного процесса // Кузбасс: образование, наука, инновации : материалы Инновационного конвента. Новокузнецк, 2016. С. 540-542.
11. Оскирко О. В. Создание творческой среды на основе коучингового подхода при подготовке студентов экономических направлений // Вестник Кемеровского государственного сельскохозяйственного института. 2016. № 6. С. 25-31.
12. Оскирко О. В., Булатова В. Ю. Коучинг как эффективный способ развития личностного потенциала молодежи // Инновационный потенциал молодежи: глобализация, политика, интеграция : сб. ст. участников Междунар. молодежной науч.-исслед. конф. Екатеринбург, 2016. С. 364-371.
13. Оскирко О. В., Маненко К. В. Источники счастья и здоровья студентов // Здоровьесберегающие технологии работников АПК — залог продовольственной безопасности России : сб. ст. II межрегион. науч.-практ. конф. Кемерово, 2016. С. 171-176.
14. Оскирко О. В., Секачева В. М., Гульчевская Н. Е. Коучинг как инструмент повышения эффективности обучения при подготовке студентов экономического профиля // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2016. № 4 (24). С. 140-143.
15. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ. URL: http:// www.consultant.nu/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 4.09.2017).
References
1. Aksenova T. N. The university as a learning organization is a key condition fon the formation of positive trends in the development of professional and cultural competencies in higher economic education. Modern problems of science and education [Sovremennye problemy nauki i obrazovanija]. 2014. № 6. P. 390. (In Russian).
2. Аksenova T. N. Coaching as a basis for interaction between the subjects of the educational process. Actual problems of the humanities and social and economic sciences [Aktual'nye problemy gumanitarnyh i social'no-jekonomicheskih nauk]. 2017. № 11. P. 12-15. (In Russian).
3. Aksenova T. N., Ryabichkina G. V. Study of the experience of using active and interactive teaching methods in the course "Мacгoeconomics". Bulletin of the Kalmyk University [Vestnik Kalmyckogo universiteta]. 2013. № 1 (17). P. 78-83. (In Russian).
4. Vanykina G. V., Sundukova T. O. Training, Facilitation, Coaching, and Mentoring in Continuing Education. E-learningin Continuing Education [Jelektronnoe obuchenie v nepreryvnom obrazovanii]. 2016. № 1 (3). P. 648-655. (In Russian).
5. Gulyaev V. N. Pedagogical coaching in professional education of students. Actual problems and perspectives of development of professional pedagogical education of students [Aktual'nye problemy i perspektivy razvitija professional'no-pedagogicheskogo obrazovanija studentov] : materials of the International scientific and practical conference. Kurgan, 2011. P. 21-26. (In Russian).
6. Kurenkova E. A. Coaching in Higher Education: Problems and Prospects. Actual issues of scientific and scientific and pedagogical activity of young scientists [Aktual'nye voprosy nauchnoj i nauchno-pedagogicheskoj dejatel'nosti molodyh uchjonyh]: a collection of scientific papers of the III All-Russian correspondence scientific and practical conference. Moscow, 2016. P. 99-103. (In Russian).
7. Lebedeva L. V., Filatova M. V. Coaching as a tool to improve the effectiveness of interaction in education. Perspective development of science, technology and technology [Perspektivnoe razvitie nauki, tehniki i tehnologij]: materials of the 3rd International scientific and practical conference. 2013. P. 260-262. (In Russian).
8. Molchanov A. V. Coaching as a form of counseling teachers in a system of continuous multi-level vocational education. Human capital [Chelovecheskij kapital]. 2017. № 9 (105). P. 33-35. (In Russian).
9. Oskirko O. V. Effective interaction of subjects of the educational process. Actual problems of the humanities and social and economic sciences [Aktual'nye problemy gumanitarnyh i social'no-jekonomicheskih nauk]. 2017. Vol. 9, № 11 (11). P. 142-145. (In Russian).
10. Oscirko O. V. Innovative pedagogical technologies in the study of economic disciplines as an effective tool for mastering competences by participants in the educational process. Kuzbass: Education, Science, Innovations [Kuzbass: obrazovanie, nauka, innovacii]: materials of the Innovation Convent. Novokuznetsk, 2016. P. 540-542. (In Russian).
11. Oscirko O. V. Creation of a creative environment on the basis of a coaching approach in the preparation of students of economic trends. Vestnik of the Kemerovo state agricultural institute [Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo sel'skohozjajstvennogo instituta]. 2016. № 6. P. 25-31. (In Russian).
12. Oskirko O. V., Bulatova V. Yu. Coaching as an effective way to develop the youth's personal potential. Innovative youth potential: globalization, policy, integration [Innovacionnyj potencial molodezhi: globalizacija, politika, integracija]: a collection of articles of the participants of the International youth scientific and research conference. Ekaterinburg, 2016. P. 364-371. (In Russian).
13. Oskirko O. V., Manenko K. V. Sources of happiness and health of students. Health-saving technologies of workers of agro-industrial complex—pledge of food safety of Russia [Zdorov'esberegajushhie tehnologii rabotnikov APK—zalog prodovol'stvennoj bezopasnosti Rossii] : a collection of articles of the II interregional scientific and practical conference. Kemerovo, 2016. P. 171-176. (In Russian).
14. Oskirko O. V., Sekacheva V. M., Gulchevskaya N. E. Coaching as a tool to improve the effectiveness of training in the preparation of students in the economic profile. Professional education in Russia and abroad [Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom]. 2016. № 4 (24). P. 140-143. (In Russian).
15. On Education in the Russian Federation: federal law of december 29, 2012 № 273-FZ. Available at: http://Www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_140174/ (accessed 4.09.2017). (In Russian).
УДК/uDC 37:574(470.67) Г. Г. Недюрмагомедов
G. Nedyurmagomedov
ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДАГЕСТАНЕ
PROBLEMS OF CONSTRuCTION OF continuous ENVIRONMENTAL education IN DAGESTAN
Введение. Объектом статьи предлагается система непрерывного экологического образования. Цель статьи — теоретический анализ проблемы становления системы непрерывного экологического образования в Дагестане и изучение его особенностей сегодня.
Методология. Исследование осуществлено на основе экоразвития (коэволюции и устойчивого развития), культурно-экологического подхода и сравнительно-сопоставительного метода исследования становления системы непрерывного экологического образования в Дагестане.
Результаты. Проведенный анализ дает возможность прогнозирования: развития системы непрерывного экологического образования и повышения уровня сформированности экологической культуры личности и общества в Дагестане.
Заключение. Автором отмечается, что в Дагестане системе непрерывного экологического образования отводится особая роль в возможности противодействия экологическому кризису, а достижение ее целей способствует эффективности формирования экологической культуры и ее основного компонента — экологической деятельности; предложены пути повышения эффективности непрерывного экологического образования.
Introduction. The article presents a study of the problems of the system of continuous environmental education. The purpose of the article is a theoretical analysis of the problem of the formation of a system of continuous environmental education in Dagestan, and the study of its features today. Можно ли так: The purpose of the article is a theoretical analysis of the problem of a system formation of continuous environmental education in Dagestan, and the study of its features today.
Methodology. The study was carried out on the basis of eco-development (co-evolution and sustainable development), a cultural-ecological approach and a comparative-comparative method (сравнительно-сопоставительный сократить до comparative) of research into the formation of a system of continuous environmental education in Dagestan.
Results are that the analysis makes it possible to predict: the system development of continuous environmental education and raising the level of the formation of the ecological culture of the individual and society in Dagestan.
Conclusion. The author notes that in Dagestan, the system of continuous environmental education plays a special role in the ability to counteract the ecological crisis, and the achievement of its goals will contribute to the effectiveness of the formation of ecological culture and its main component — environmental activities; ways to improve the effectiveness of continuous environmental education.