Научная статья на тему 'К вопросу о формировании экологической культуры студента посредством организации волонтерской деятельности'

К вопросу о формировании экологической культуры студента посредством организации волонтерской деятельности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
438
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ДОБРОВОЛЬЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВОЛОНТЕРСТВО / СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / МОТИВАЦИЯ / ECOLOGICAL CULTURE / SOCIAL AND ECOLOGICAL EDUCATION / VOLUNTEER ACTIVITY / VOLUNTEERING / SOCIAL ACTIVITY / YOUTH POLICY / MOTIVATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Абдуразакова Анжела И., Айгубов Лукман С., Хаджиалиев Курбан И.

Целью исследования является изучение некоторых аспектов эффективного формирования и развития экологической культуры учащейся молодежи РД, анализ влияния педагогического потенциала студенческого социального добровольчества на её становление. Обсуждение. Многие актуальные и характерные как для Дагестана, так и многих других регионов России социально-экологические проблемы в достаточно высокой степени интересуют и волнуют современную молодежь. Учащаяся молодежь (в возрасте 14-25 лет) в Дагестане составляет около 28% всего населения республики. Целенаправленная и систематическая работа с ней по формированию правильных социально-экологических взглядов и представлений, выработке мотивации, готовности заниматься конкретной природоохранной деятельностью на благо общества представляется нам чрезвычайно важным направлением учебно-воспитательного процесса. Высоким потенциалом в решении указанных здесь проблем обладает экологически ориентированная добровольческая деятельность молодежи, их вовлечение в различные виды природоохранной волонтерской деятельности. Заключение. В последние годы в Республике Дагестан наблюдается устойчивый рост числа молодых граждан и организаций, участвующих в добровольческой деятельности, расширяются масштабы реализуемых добровольческих программ и проектов. И одним из важных и эффективных направлений как по количеству проводимых акций и мероприятий, так и по охвату и вовлеченности молодежи является экологически ориентированная добровольческая деятельность, вовлечение студентов в различные виды природоохранной волонтерской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Абдуразакова Анжела И., Айгубов Лукман С., Хаджиалиев Курбан И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The aim of the research is to study some aspects of the effective formation and development of the ecological culture of the students in the republic of Dagestan as well as to analyze the influence of the pedagogical potential of social volunteering on the formation of the socio-ecological culture of youth. Discussion. Many current socio-ecological problems, specific to Dagestan and many other regions of Russia, are of great interest and concern to modern youth. Student youth (aged 14-25 years) in Dagestan make up about 28% of the total population of the republic. Purposeful and systematic work with young people in order to form the right socio-ecological views and ideas, develop self-motivation and readiness to engage in specific environmental activities for the benefit of the society seems to us an extremely important direction of the educational process. Environmentally oriented volunteer activity of young people has a high potential for solving the problems indicated in the study. Conclusion. In recent years, the Republic of Dagestan has seen a steady growth in the number of young citizens and organizations involved in volunteerism, thus the scope of volunteer programs and projects is expanding. And one of the most important and effective areas, both in terms of the number of events and the scope and involvement of young people, is the environmentally oriented volunteer activity of young people.

Текст научной работы на тему «К вопросу о формировании экологической культуры студента посредством организации волонтерской деятельности»

ЮГ РОССИИ: ЭКОЛОГИЯ, РАЗВИТИЕ Том 12 N 4 2017

SOUTH OF RUSSIA: ECOLOGY, DEVELOPMENT Vol.12 no.4 2017

ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

EDUCATION FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT

ОБРАЗОВАНИЕ

w

ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

Образование для устойчивого развития / Education for sustainable development Обзорная статья / Review article УДК 574(075.8)

DOI: 10.18470/1992-1098-2017-4-157-165

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТА ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Резюме. Целью исследования является изучение некоторых аспектов эффективного формирования и развития экологической культуры учащейся молодежи РД, анализ влияния педагогического потенциала студенческого социального добровольчества на её становление. Обсуждение. Многие актуальные и характерные как для Дагестана, так и многих других регионов России социально-экологические проблемы в достаточно высокой степени интересуют и волнуют современную молодежь. Учащаяся молодежь (в возрасте 14-25 лет) в Дагестане составляет около 28% всего населения республики. Целенаправленная и систематическая работа с ней по формированию правильных социально-экологических взглядов и представлений, выработке мотивации, готовности заниматься конкретной природоохранной деятельностью на благо общества представляется нам чрезвычайно важным направлением учебно-воспитательного процесса. Высоким потенциалом в решении указанных здесь проблем обладает экологически ориентированная добровольческая деятельность молодежи, их вовлечение в различные виды природоохранной волонтерской деятельности. Заключение. В последние годы в Республике Дагестан наблюдается устойчивый рост числа молодых граждан и организаций, участвующих в добровольческой деятельности, расширяются масштабы реализуемых добровольческих программ и проектов. И одним из важных и эффективных направлений как по количеству проводимых акций и мероприятий, так и по охвату и вовлеченности молодежи является экологически ориентированная добровольческая деятельность, вовлечение студентов в различные виды природоохранной волонтерской деятельности.

Ключевые слова: экологическая культура, социально-экологическое воспитание, добровольческая деятельность, волонтерство, социальная активность, молодежная политика, мотивация.

Формат цитирования: Абдуразакова А.И., Айгубов Л.С., Хаджиалиев К.И. К вопросу о формировании экологической культуры студента посредством организации волонтерской деятельности // Юг России: экология, развитие. 2017. Т.12, N4. £157-165. DOI: 10.18470/1992-1098-2017-4-157-165

Abstract. The aim of the research is to study some aspects of the effective formation and development of the ecological culture of the students in the republic of Dagestan as well as to analyze the influence of the pedagogical po-

Анжела И. Абдуразакова, Лукман С. Айгубов, Курбан И. Хаджиалиев*

Дагестанский государственный университет, Махачкала, Россия, kurban446@mail.ru

FORMATION OF THE STUDENT'S ECOLOGICAL CULTURE THROUGH

VOLUNTEER ACTIVITY

Angela I. Abdurazakova, Lukman S. Aygubov, Kurban I. Khadzhialiev*

Dagestan State University, Makhachkala, Russia, kurban446@mail.ru

ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ

ЮГ РОССИИ: ЭКОЛОГИЯ, РАЗВИТИЕ Том 12 N 4 2017 _ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

SOUTH OF RUSSIA: ECOLOGY, DEVELOPMENT Vol.12 no.4 2017 tf,^ EDUCATION FOR SUSTAINABLE

DEVELOPMENT

tential of social volunteering on the formation of the socio-ecological culture of youth. Discussion. Many current socio-ecological problems, specific to Dagestan and many other regions of Russia, are of great interest and concern to modern youth. Student youth (aged 14-25 years) in Dagestan make up about 28% of the total population of the republic. Purposeful and systematic work with young people in order to form the right socio-ecological views and ideas, develop self-motivation and readiness to engage in specific environmental activities for the benefit of the society seems to us an extremely important direction of the educational process. Environmentally oriented volunteer activity of young people has a high potential for solving the problems indicated in the study. Conclusion. In recent years, the Republic of Dagestan has seen a steady growth in the number of young citizens and organizations involved in volunteerism, thus the scope of volunteer programs and projects is expanding. And one of the most important and effective areas, both in terms of the number of events and the scope and involvement of young people, is the environmentally oriented volunteer activity of young people.

Keywords: ecological culture, social and ecological education, volunteer activity, volunteering, social activity, youth policy, motivation.

For citation: Abdurazakova A.I., Aygubov L.S., Khadzhialiev K.I. Formation of the student's ecological culture through volunteer activity. South of Russia: ecology, development. 2017, vol. 12, no. 4, pp. 157-165. (In Russian) DOI: 10.18470/1992-1098-2017-4-157-165

ВВЕДЕНИЕ

Освоение природы в процессе хозяйственной деятельности и в целях достижения своих экономических интересов обществом без учета закономерностей, действующих в биосфере, неизменно приводит к нарушению экологической гармонии в системе «природа - человек - общество» и деградации окружающей человека природной среды. В этой связи как никогда остро стоит проблема сохранения пригодной для жизни будущих поколений среды обитания, что, в свою очередь, предполагает коренное изменение и переоценку ценностей людей, их мировоззрения, формирование новой экологической культуры.

Президент России Владимир Путин отметил значимость развития в стране волонтерского движения. В рамках своего послания Федеральному собранию в декабре 2016 года он поднял тему волонтёрства в целом и поддержки некоммерческих объединений в частности: «Необходимо снять все барьеры для развития волонтерства, оказать всестороннюю помощь и социально ориентированным некоммерческим организациям. Основные решения здесь уже приняты. Со следующего года для некоммерческих организаций, имеющих соответствующий опыт, открываются возможности, открывается доступ к оказанию социальных услуг, которые финансируются за счет бюджета» [1].

Современный человек формируется под влиянием огромного количества факторов (семья, школа, телевизор, интернет, друзья, круг общения). Для того чтобы сформировать человека с нужными для общества стереотипами и соответствующим уровнем экологической культуры, надо задействовать огромные ресурсы, которыми не обладает ни одна организация, но таковыми могут стать добровольцы. По нашему мнению, экологическая культура должна занимать центральное место в воспитании нового поколения с помощью формирования личности или отдельных ее качеств в соответствии с идеалом, который задает нам общество. Поэтому большую роль в формировании экологической культуры населения играют волонтеры.

В данное время существуют противоречия о необходимости и роли волонтеров в формировании экологической культуры:

Во-первых, всеобщее беспокойство звучит на различных международных форумах, на которых развивается позиция «мыслить глобально», воплощается в конкретных делах в области формирования экологической культуры - реализуется идея «действовать локально», но при этом некоторые идеи и действия вызывают возмущения со стороны населения, вследствие чего приходится

приостанавливать или вообще прекращать свою деятельность [2].

ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ

ЮГ РОССИИ: ЭКОЛОГИЯ, РАЗВИТИЕ Том 12 N 4 2017 _ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

SOUTH OF RUSSIA: ECOLOGY, DEVELOPMENT Vol.12 no.4 2017 tf,^ EDUCATION FOR SUSTAINABLE

DEVELOPMENT

Во-вторых, правительственными структурами, творческими коллективами и отдельными энтузиастами создаются программы экологического образования и воспитания человека (общества), но реализация данных идей и программ поставлена плохо.

В-третьих, общество понимает, что существует нужда в волонтерах, в том числе и в формировании экологической культуры, но при этом отсутствует поддержка для реализации волонтерами своих идей.

В-четвертых, существует

двойственное взаимодействие человека с природой. С одной стороны, человек влияет на природу для удовлетворения тех или иных своих потребностей. А с другой стороны природа уже измененная от действий человека, влияет на самого человека, что ограничивает удовлетворение его новых потребностей [3].

В связи с данными противоречиями были разработаны основные принципы формирования экологической культуры:

- учет интересов не только нынешнего, но и будущих поколений;

- подход к решению задач экологической культуры как составной части

экологической политики города, страны и т.д.;

- учет особенностей как региональных, так и национальных, включая природные условия, экологическую ситуацию, культурно-исторические и религиозные традиции;

- поддержка и координация усилий общественных объединений, предприятий, организаций, юридических, а самое главное и физических лиц, заинтересованных в решении экологических проблем в целях формирования экологической культуры у человека (общества);

- использование основных положений государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения гарантий экологической безопасности;

- использование исторического опыта решения экологических проблем, а также формирования экологической культуры, изучение опыта зарубежных стран.

ОБСУЖДЕНИЕ

Студенческое социальное добровольчество и экологическая культура молодежи

Создание нового отношения человека к природе - задача не только социально-экологическая и техническая, но и нравственная. Она происходит из необходимости воспитывать экологическую культуру, формировать новое «правильное» отношение к природе, основанное на неразрывной связи общества (человека) с природой.

Президент России Владимир Путин, выступая в рамках Климатической конференции ООН 30 ноября 2015 года в Париже отметил: «От решения климатической проблемы зависят качество жизни всех людей на планете, экономический рост и устойчивое социальное развитие целых регионов Земли». Владимир Путин также заявил, что к 2030 году Россия уменьшит вредные выбросы до 70% по сравнению с базовым 1990 годом. При этом РФ намерена добиваться такого результата за счет прорывных решений в сфере энергосбережения, в том числе за счет новых нанотехнологий [4].

Конечно же, проблемы устойчивого развития тесно связаны с внедрением в природоохранную деятельность нанотехноло-гий, но очень многое в решении социально-экологических проблем зависит и от меры ответственности человека к указанным проблемам, степени его экологической культуры, от так называемого антропогенного фактора в целом.

В связи с тем, что в нашем исследовании особое внимание уделяется вопросам формирования экологической культуры, представляется необходимым кратко упомянуть о сути экологической культуры. Под экологической культурой принято понимать способность людей пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности. Так же под экологической культурой подразумевают личностную ответственность человека в отношении окружающей среды, его собственную деятельность, поведение и сознательное

ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ

ЮГ РОССИИ: ЭКОЛОГИЯ, РАЗВИТИЕ Том 12 N 4 2017 _ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

SOUTH OF RUSSIA: ECOLOGY, DEVELOPMENT Vol.12 no.4 2017 tf,^ EDUCATION FOR SUSTAINABLE

DEVELOPMENT

ограничение материальных потребностей

[5].

По нашему мнению, экологическая культура - это способность человека нести ответственность за его взаимоотношение с природой, уровень восприятия людьми природы, окружающего мира и умение правильно пользоваться знаниями о природе. Экологическая культура является важным фактором устойчивого развития общества.

В Дагестане все еще крайне острыми остаются такие экологические проблемы как: защита окружающей среды от загрязнения автотранспортом [6], нерациональное использования лесных ресурсов Дагестана [7], качество питьевой воды [8], организация

сельскохозяйственного производства [9], проблемы Каспия [10].

К сожалению, низкий уровень экологической культуры жителей Республики Дагестан и недальновидное следование населения принципам: «не я сорил, не мне убирать», «ничего страшного уберут» является также одной из важных причин деградации социально-экологической ситуации в Дагестане. Экологическая культура формируется и проявляется в экологической деятельности человека (общества), т.е. чем больше человек (общество) вовлечен в экологическую деятельность, тем выше уровень его экологической культуры и наоборот.

Сущность экологической культуры, по мнению Б.Т. Лихачева, можно рассматривать как органическое единство экологически развитого сознания, эмоционально-психических состояний и научно обоснованной волевой утилитарно-практической деятельности [11]. Экологическое сознание -это понимание важности и необходимости охраны природы, осознание последствий небрежного отношения к природе. Кроме того, экологическое сознание - это понимание того, что человек несет ответственность как за сохранение флоры и фауны, так и за сохранение вообще жизни на Земле.

Однако экологические знания не гарантируют наличие экологической культуры, поэтому надо развивать эмоциональные сферы личности и культуру чувств. Например, истребление животных для пошива шуб (распространялись фото и видео отходов животных) вызывали жалость людей к ним,

вследствие чего снизился спрос на шубы из натурального меха и повысился на искусственный мех. Но экологические эмоции являются индивидуальными, их проявление - это необходимая предпосылка осуществления позитивной деятельности в природной среде и формирования экологических убеждений.

В своем исследовании мы четко придерживаемся позиции, что в решении многих природоохранных социально-экологических проблем весомую помощь может оказать добровольная социально значимая деятельность учащейся молодежи РД. Добровольчество - это широкий круг интересов во многих сферах жизнедеятельности. Основная функция волонтера - это помощь тем, кто в ней больше всего нуждается. Волонтеры оказывают помощь другим людям, получая при этом большое удовольствие, новые знакомства, умения и знания. У них вырабатывается чувство уверенности в себе, коммуникабельность, умение работать в команде, а также ответственность за свои поступки и деятельность, умение находить решение любых вопросов, даже самых сложных. Главными составляющими волонтерства является щедрость души и умение сопереживать. В основном волонтерами являются люди не профессионалы. Чаще всего это молодые люди, полные сил и идей как изменить мир к лучшему, интереса к окружающему миру, с потребностью в общении, творческими замыслами.

Исследования показали, что одной из важнейших причин кризисного состояния природы является низкий уровень экологической культуры населения, отсутствия у людей осознания последствий своих действий в экологическом масштабе, а также отсутствие устойчивого ценностного отношения к природному окружению.

Коллектив добровольцев - это коллектив единомышленников. Они могут принадлежать к разным социальным слоям, иметь разные интересы, но их объединяет единая цель. Они чувствуют себя единым обществом, которое может влиять на окружающий мир. Это тот случай, когда 5*5 будет 26, а не 25. В команде они могут сделать больше, чем в одиночку [12].

ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ

ЮГ РОССИИ: ЭКОЛОГИЯ, РАЗВИТИЕ Том 12 N 4 2017 _ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

SOUTH OF RUSSIA: ECOLOGY, DEVELOPMENT Vol.12 no.4 2017 tf,^ EDUCATION FOR SUSTAINABLE

DEVELOPMENT

С учетом того, что под процессом формирования экологической культуры мы понимаем рост, становление, внедрение в жизнедеятельность человека (общества) личностных качеств, особенностей, знаний и умений, которые обеспечат экологическую безопасность, активное преобразование внутреннего мира личности, что поможет ей безопасно и творчески самореализоваться в любой сфере деятельности, волонтерство является, на наш взгляд, одним из главных компонентов, помогающих формированию экологической культуры населения. Так, например, волонтеры принимают активное участие в акциях по посадке деревьев, помогают на особо охраняемых природных территориях (уборка мусора, установка аншлагов и др.), участвуют в работе общественно-городской инспекции (занимаются вопросами незаконной вырубки деревьев, загрязнения воды, воздуха, почвы), проводят встречи со школьниками на экологические темы и т.д. Волонтерство помогает найти единомышленников, друзей, получить опыт в природоохранной сфере, внести посильный вклад в сохранение природы Земли.

Участие волонтеров в решении экологических проблем в России впервые было организовано в 1960 году в Москве преподавателями биологического факультета МГУ Владимиром Тихомировым, Константином Благосклоновым и Владимиром Кузнецовым. Вместе с группой активных студентов они создали первую дружину. Это участие достигло своего расцвета в 80-е годы, объединив более 100 студенческих организаций. Неформальные молодежные группы создавались в вузах по всей стране, как правило, на базе биологических факультетов и по инициативе студентов [13].

Всего по официальным данным в Дагестане на 2016 год действует 18 добровольческих отрядов, в которых задействовано 3200 добровольцев. В Министерстве по делам молодежи Республики Дагестан учреждена ведомственная награда Почетный знак «За развитие добровольчества в Республике Дагестан» (приказ №82 от 25.12.2015 г.). В добровольческую деятельность республики вовлечено более 24000 молодых людей. В Дагестане осуществляют волонтерскую деятельность несколько добровольческих объединений, среди которых

«Благосфера», «Движение добровольцев Дагестана», «Чистое сердце» и «Центр развития добровольческих инициатив РД». Центром развития добровольческих инициатив стал ГКУ «Республиканский дом детских и молодежных общественных объединений». Ими организованы и проведены такие мероприятия экологического характера как, экологические акция «Береговой патруль» (очистка берега Каспийского моря - 300 волонтеров); «Посади дерево» (800 чел.), «Легион зеленых» (560 чел.) и др. [14].

С целью выявления отношения к социально-экологическим проблемам и осознанности этих проблем молодежью РД на базе Дагестанского государственного университета был проведен анкетный опрос студентов. Было опрошено 200 студентов из 5 факультетов: социального, биологического, исторического и факультетов управления и востоковедения, по 50 человек с каждого курса. Среди респондентов было 70% девушек и 30% - мужчин. Респонденты возрастом 18-20 лет составляет 45% (90 чел.), 21-25 лет - 55% (110 чел.). У 65% (113 студентов) учеба является основным видом деятельности, у 35% (70 студентов) основным видом деятельности является как учеба, так и работа.

Под волонтерской деятельностью около 50% (100 чел.) опрошенных понимают желание улучшить качество жизни других, а 30% (60 чел.) понимают как проявление альтруизма, т.е. желания бескорыстно делать добро. Достойной целью жизни считают во-лонтерство 20% (40 чел.), и 20% (40 чел.) считают добровольчество возможностью бороться с определенной проблемой. Для 17% (34 чел.) опрашиваемых волонтерская деятельность является способом самореализации и для 13% (26 чел.) - общественным статусом.

Волонтеры должны обладать специальными качествами, которые необходимы для осуществления своей деятельности. 112 студентов (56%) считают, что волонтеры должны обладать такими качествами как доброжелательность, трудолюбие, коммуникабельность, ответственность, стрессоустой-чивость, дисциплинированность и энергичность.

Сущностью волонтерской деятельности 140 студентов (70%) считают безвоз-

ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ

ЮГ РОССИИ: ЭКОЛОГИЯ, РАЗВИТИЕ Том 12 N 4 2017 _ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

SOUTH OF RUSSIA: ECOLOGY, DEVELOPMENT Vol.12 no.4 2017 tf,^ EDUCATION FOR SUSTAINABLE

DEVELOPMENT

мездный труд на благо других людей. Около 40 студентов (20%) говорят, что это частично оплачиваемый труд на благо других и для 20 студентов (10%) волонтерский труд -оплачиваемый труд, как и любой другой.

Студенты являются самой активной частью населения и поэтому, если направить энергию студентов «в нужное русло», то можно добиться впечатляющих успехов. Но для этого необходимо их заинтересовать. Мотивация для студентов играет большую роль. В нашем исследовании мы также изучили причины, по которым они решили стать волонтерами. Более 30% (61 чел.) причиной назвали желание познакомиться с нужными людьми, 35% (70 чел.) - хотят получить опыт работы в определенной сфере, 20% (40 чел.) - хотят попробовать применить свои знания на практике, 3% (9 чел.) -желание ответить людям добром за добро, 10% (20 чел.) - из-за желания посещать определенные мероприятия.

В процессе опроса нам важно было определить знания студентов о существующих в республике социально-экологических проблемах, возможных путях участия студентов в природоохранной деятельности. Анализ ответов показал, что знания студентов носят фрагментарный характер. Студентов-респондентов больше всего волнуют следующие проблемы (в вопросе могло быть, несколько вариантов ответа): некачественная питьевая вода - 70%, несвоевременный вывоз мусора - 45%, загрязнение воздуха - 40%, экологическая небезопасность продуктов питания - 30%, сточные воды, поступающие в море - 25%, мало зеленых насаждений - 20%.

Анализ данных анкетного опроса показал, что 35% опрашиваемых под экологической культурой понимают ответственность за состояние окружающей среды, а также наличие экологических взглядов и убеждений. При этом 70% опрашиваемых считают, что у них средний уровень экологической культуры, 25% считают, что высокий и лишь 5% - низким. Также респонденты отметили заинтересованность общества в улучшении экологической обстановки: да - 62%, нет -35%, затрудняюсь ответить - 3%.

Для выявления истинного уровня экологической культуры студентов и сопоставления результатов с собственным мнением

опрошенных был проведен второй опрос «Мое отношение к природе» среди студентов Даггосуниверситета. Результаты свидетельствуют, что почти у подавляющего большинства студентов низкий уровень экологической культуры (62%). Респонденты эгоистичны по отношению к природе и не осознают свою связь с ней. Всего 12% студентов имеют высокий уровень экологической культуры и чуть более 25% - средний. Полученные результаты натолкнули нас на мысль, что для позитивного решения данной проблемы в соответствии с гипотезой исследования, студентов необходимо включать в различные виды и формы социально-ориентированной добровольческой деятельности с социально-экологическим содержанием, которые могут послужить эффективным условием повышения экологической культуры учащейся молодежи.

По инициативе студентов факультета и совместно с ГКУ РД «Республиканский дом детских и молодежных общественных объединений» (РДДМОО) в 2015 году на социальном факультета (СФ) ДГУ был создан волонтерский отряд «Единый мир». Сегодня он насчитывает более 60 человек. Его представители принимают самое активное участие в разных социальных и экологических мероприятиях. Многие студенты первого курса активно включились в социально значимую добровольческую деятельность и вносят свой посильный вклад в оздоровление экологической ситуации и формирование собственного профессионального самоопределения [14]. С большим интересом и энтузиазмом студенты, члены добровольческого отряда включаются в деятельность по посадке деревьев и озеленению улиц города, проведению социальных мероприятий, экологических акций, выставок, флешмобов, реализации собственных социальных проектов, оказанию помощи животным и птицам в зимний период, помощи бездомным животным, уборке и облагораживании дворов по месту жительства, территорий и помещений учебных заведений и т.д.

Основной целью экспериментального этапа исследования являлось выявление воспитательного потенциала студенческого добровольчества в формировании экологической культуры студентов. Работа в экспе-

ЮГ РОССИИ: ЭКОЛОГИЯ, РАЗВИТИЕ Том 12 N 4 2017

SOUTH OF RUSSIA: ECOLOGY, DEVELOPMENT Vol.12 no.4 2017

ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

EDUCATION FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT

риментальных группах проходила по разработанной программе, расширяющей и разъясняющей влияние добровольческой деятельности на формирование экологической культуры.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Результаты сравнительного анализа данных контрольной и экспериментальных групп приведены в диаграмме (рис 1).

70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

63% 63%

47%

|- п/ 32%

¿э/о 18% 21%

1

низкий (low) средний (medium) высокий (high level)

Контрольная группа (control group)

Экспериментал ьная группа (experimental group)

Рис. 1. Уровень экологической культуры бакалавров социальной работы

по данным контрольного эксперимента Fig. 1. The level of ecological culture of bachelors in human services according to the data of the control experiment

Уровень экологической культуры, который нами был определен по пяти компонентам у студентов, являющихся активными волонтерами, стал значительно выше, чем у студентов контрольной группы. На начальном этапе исследования высокий уровень развития экологической культуры в экспериментальной группе наблюдался у

12% студентов. На втором этапе показатель с высоким уровнем развития стал равен 32%. В контрольной группе эти показатели равны 12% и 18% соответственно. Таким образом, наблюдается рост экологической культуры после проведения формирующего эксперимента.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Практика организации и проведения интерактивных форм лекционных и семинарских занятий по курсу «Социальная экология», внеаудиторных мероприятий социально-экологического характера показывает, что принимаемые нами меры в значительной степени способствуют повышению и стимулированию учебно-познавательной активности студентов, формированию их экологической культуры. Такого рода деятельность побуждает студентов самостоятельно включаться в работу по решению актуальных для Республики Дагестан социально-экологических проблем.

По нашему мнению, для эффективного формирования экологической культуры, нужно создавать такие условия, чтобы волонтеры чувствовали свою причастность к решению экологических проблем.

Результаты экспериментального исследования позволили сделать следующие выводы:

1. Педагогически продуманная система вовлечения бакалавров социальной работы в социально-значимую добровольческую деятельность с экологическим содержанием может стать эффективным фактором формирования их экологической культуры.

ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ

ЮГ РОССИИ: ЭКОЛОГИЯ, РАЗВИТИЕ Том 12 N 4 2017 _ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

SOUTH OF RUSSIA: ECOLOGY, DEVELOPMENT Vol.12 no.4 2017 tf,^ EDUCATION FOR SUSTAINABLE

DEVELOPMENT

2. Результаты исследования свидетельствуют о том, что существует тесная взаимосвязь между уровнем экологической культуры учащейся молодежи и уровнем их вовлеченности в добровольческую деятельность.

3. Количественная оценка результатов исследования показывает, что значительно возросло число студентов с высоким и средним уровнем экологической культуры и снизилось с низким уровнем.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК

1. Послание Владимира Путина Федеральному Собранию от 01.12.2016. URL: https ://penzanews. ru/worldnews/108504-2016. (дата обращения: 14.03.2017)

2. Батукаев Н.С., Иразова М.А. Формирование экологической культуры и компетентности студентов // Педагогика высшей школы. 2015. N3. C. 60-62.

3. Ясвин В.А. Психология отношения к природе. М.: Смысл, 2000. 456 с.

4. Выступление Владимира Путина на открытии климатической конференции в Париже. URL: http://nvrus.org/54003-putin-vystupil-na-klimaticheskoy-konferencii-oon-v-parizhe.html (дата обращения: 14.03.2017)

5. Акимова Т.А., Хаскин В.В. Экология. М., 2005. 541 с.

6. Алилова К.М., Зубаиров Р.М., Алилов А.Н. Автомобилизация как предпосылка экологических проблем в Дагестане (50-е - первая половина 60-х годов XX в.) // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Естественные и точные науки. 2011. N 2. С. 8-10.

7. Гасанова А.Б. Проблемы нерационального использования экологического и экономического потенциала лесов Республики Дагестан // Региональные проблемы преобразования экономики. 2011. N 2. C. 261-267.

8. Идрисов Г.И., Алиомаров М.М., Багандова Л.М., Эльдаров Э.М. Актуальные проблемы использования и охраны водных ресурсов Дагестана // Труды

географического общества Республики Дагестан. 2013. Т. 41. С. 5-12.

9. Кайтмазов Т.Б., Езеева И.Р., Гаджинова К.Р., Марзоев Т.А. Экологические стратегии сельскохозяйственного производства Республики Дагестан // Известия Горского государственного аграрного университета. 2015. Т. 52. N 2. С. 222227.

10. Магомедов М.Д. Современные экологические проблемы Дагестана // Юг России: экология, развитие. 2006, Т. 1, N4. C. 28-30.

11. Лихачев Б.Т. Философия воспитания. М., 1995. 280 c.

12. Левочкина А.М. Психологические проблемы формирования экологической культуры студенческой молодежи // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Педагогика. Психология. N5(64). 2015. C. 129-136.

13. Пушкина Н. Добровольцы в экологическом движении: дилетанты и профессионалы // Информационно-аналитический бюллетень. 2002. N25(55). C. 1-3. URL: https://www.asi.org.ru/wp-content/uploads/2013/06/Dobrov.v-ekolog.dvizhenii.pdf. (дата обращения: 14.03.2017)

14. Айгубов Л.С., Хаджиалиев К.И. Волонтерская деятельность как средство формирования социально-экологической культуры студента // Юг России: экология, развитие. 2016, Т.11, N4. C. 175182. D0I:10.18470/1992-1098-2016-4-175-182

REFERENCES

1. Poslanie Vladimira Putina Federal'nomu Sobraniyu ot 01.12.2016 [Vladimir Putin's address to the Federal Assembly on 01.12.2016]. Available at: https://penzanews.ru/worldnews/108504-2016. (accessed 14.03.2017)

2. Batukaev N.S., Irazova M.A. Formation of ecological culture and competence of students. Pedagogika vysshei shkoly [Higher School Pedagogy]. 2015. no. 3. pp. 60-62. (In Russian)

3. Yasvin V.A. Psikhologiya otnosheniya k prirode [Psychology of attitude to nature]. Moscow, Smysl Publ., 2000. 456 p.

4. Vystuplenie Vladimira Putina na otkrytii klimatich-eskoi konferentsii v Parizhe [Speech by Vladimir Putin at the opening of the climate conference in Paris.]. Available at: http://nvrus.org/54003-putin-vystupil-na-

klimaticheskoy-konferencii-oon-v-parizhe.html. (accessed 14.03.2017)

5. Akimova T.A., Khaskin V.V. Ecologiya [Ecology]. Moscow, 2005. 541 p. (In Russian)

6. Aitova K.M., Zubairov R.M., Alilov A.N. Motorization as a prerequisite for environmental problems in Dagestan (50th - first half of the 60s of XX century). Izvestiya Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Estestvennye i tochnye nauki [Bulletin of Dagestan State Pedagogical University. Natural and Exact Sciences]. 2011, no. 2. pp. 8-10. (In Russian)

7. Gasanova A.B. The problem of irrational use of ecological and economic potential of forests of the Republic of Dagestan. Regional'nye problemy preobra-zovaniya ekonomiki [Regional problems of transforming the economy]. 2011, no. 2. pp. 261-267. (In Russian)

ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ

ЮГ РОССИИ: ЭКОЛОГИЯ, РАЗВИТИЕ Том 12 N 4 2017 _ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

SOUTH OF RUSSIA: ECOLOGY, DEVELOPMENT Vol.12 no.4 2017 tf,^ EDUCATION FOR SUSTAINABLE

DEVELOPMENT

8. Idrisov G.N., Aliomarov M.M., Bagandova L.M., Eldarov E.M. Acute problems of use and protection of Dagestan water resources. Trudy geograficheskogo obshchestva Respubliki Dagestan [Scientific Works of DGS]. 2013, vol. 41. pp. 5-12. (In Russian)

9. Kaytmazov T.B., Ezeeva I.R., Gadzhinova Ch.R., Marzoev T.A. Ecological agricultural production strategy in the Republic of Dagestan. Izvestiya Gorskogo GAU [Journal of proceedings of the Gorsky SAU]. 2015, vol. 52, no. 2. pp. 222-227. (In Russian)

10. Magomedov M.D. Modern ecological problems of Daghestan. Yug Rossii: ekologiya, razvitie [South of Russia: ecology, development]. 2006, vol. 1, no. 4. pp. 28-30. (In Russian)

11. Likhachev B.T. Filosofya vospitaniya [Philosophy of Education]. Moscow, 1995. 280 p. (In Russian)

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации Анжела И. Абдуразакова - магистр 2-го года обучения социального факультета, Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Россия.

Лукман С. Айгубов - преподаватель кафедры социальных и информационных технологий, Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Россия.

Курбан И. Хаджиалиев* - кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальных и информационных технологий, Дагестанский государственный университет. Россия, Республика Дагестан, 367008 г. Махачкала, ул. М. Гаджиева 210а. e-mail: kurban446@mail.ru

Критерии авторства Анжела И. Абдуразакова провела опросы, проанализировала материал, написала рукопись и несет ответственность за плагиат. Лукман С. Айгубов - обработка и первичный анализ материалов, подготовка табличного материала. Курбан И. Хаджиалиев - постановка задач, общее руководство, обобщение и корректировка рукописи.

Конфликт интересов Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Поступила в редакцию 27.07.2017 Принята в печать 31.08.2017

12. Levochkina A.M. Psychological problems of formation of Students' Ecological Culture. Uchenye Zapiski Zabaikalskogo Gosudarstvennogo Universiteta. Peda-gogika. Psikhologiya [Scholarly Notes of Transbaikal State University. Series Pedagogy, Psychology]. 2015. no. 5(64). pp. 129-136. (In Russian)

13. Pushkina N. Volunteers in the ecological movement: amateurs and professionals. Informatsionno-analiticheskii byulleten'. 2002, no. 25(55). pp. 1-3. Available at: https://www.asi.org.ru/wp-content/uploads/2013/06/Dobrov.v-ekolog.dvizhenii.pdf.(accessed 14.03.2017)

14. Aygubov L.S., Khadzhialiev K.I. Volunteering activities as means of formation of socio-ecological consciousness of students. South of Russia: ecology, development. 2016, vol. 11, no. 4. pp. 175-182. (In Russian) D0I:10.18470/1992-1098-2016-4-175-182

AUTHORS INFORMATION Affiliation

Angela I. Abdurazakova - Second year Master of the Faculty of Social Sciences, Dagestan State University, Makhachkala, Russia.

Lukman S. Aygubov - Teacher at the Department of Social and Information Technologies, Dagestan State University, Makhachkala, Russia.

Kurban I. Khadzhialiev* - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of social and information technologies, Dagestan State University. Russia, Republic of Dagestan, 367008, Makhachkala, 210a Gadzhieva st. e-mail: kurban446@mail.ru

Contribution

Angela I. Abdurazakova conducted surveys, analyzed the materials, wrote the manuscript and is responsible for avoiding the plagiarism. Lukman S. Aygubov responsible for the primary analysis of the materials and preparation of the tabular materials. Kurban I. Khadzhialiev responsible for the statement of tasks, general supervision, generalization and correction of the manuscript.

Conflict of interest The authors declare no conflict of interest

Received 27.07.2017 Accepted for publication 31.08.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.