ЮГ РОССИИ: ЭКОЛОГИЯ, РАЗВИТИЕ Том 11 N 4 2016
SOUTH OF RUSSIA: ECOLOGY, DEVELOPMENT Vol.11 no.4 2016
ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
EDUCATION FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT
Образование для устойчивого развития / Education for sustainable development Оригинальная статья / Original article УДК 574(075.8)
DOI: 10.18470/1992-1098-2016-4-175-182
ВОЛОНТЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТА
Лукман С. Айгубов, Курбан И. Хаджиалиев*
Дагестанский государственный университет, Махачкала, Россия, kurban446@mail.ru
Резюме. Цель. Проведение анализа современного состояния социально-экологической культуры молодежи и рассмотрение вопросов использования студенческой волонтерской деятельности в формировании экологической культуры на примере Дагестана. Обсуждение. Социально-экологические проблемы с негативным оттенком являются в значительной степени характерными для Дагестана. Последствия этих являются одним из направлений социальной работы, главная цель которой - оказывать помощь и поддержку людям, попавшим в сложную жизненную ситуацию. Социальный факультет ДГУ ежегодно готовит более 150 бакалавров и магистров социальной работы. Правильное использование потенциала студенческой волонтерской деятельности, на наш взгляд, поможет в определенной мере решить существующие в республике социально-экологические проблемы, снизить их негативное влияние на население. Заключение. Республика Дагестан является очень важным регионом для реализации идей волонтерского движения. Но, анализ проведенной работы показал, что волонтерские объединения, как правило, существуют во многих вузах и их деятельность подобна кружкам по интересам, носит формальный характер. Налицо отсутствие системной целенаправленной работы по использованию волонтерской деятельности учащейся молодежи. Мы пришли к выводу о необходимости организации такой работы с учащейся молодежью, основными целями которой должны быть следующие: организация обучения, направленного на развитие социальной активности и личностного потенциала; формирование экологической культуры; использование волонтерской деятельности будущих социальных работников в решении социально-экологических проблем.
Ключевые слова: социальная экология, волонтер, волонтерство, социальная активность, воспитание, экологическая культура, мотивация.
Формат цитирования: Айгубов Л.С., Хаджиалиев К.И. Волонтерская деятельность как средство формирования социально-экологической культуры студента // Юг России: экология, развитие. 2016. Т.11, N4. С175-182.
Abstract. Aim. The aim is to analyze the current state of social and ecological consciousness of youth and consider the introduction of student volunteering activity in the formation of ecological consciousness in the context of Republic of Dagestan. Discussion. The social and environmental issues with a negative shade are largely typical for Dagestan. The consequences of these are one of the areas of social work the main goal of which is to provide assistance and support to people who are in difficult life situation. Annually, more than 150 bachelors and masters of social work graduate the Department of Sociology of Dagestan State University. Proper use of the potential of student volunteering activities, in our opinion, will help to a certain extent to solve the existing in the country social and environmental problems, reduce their negative impact on the population. Conclusion. The Republic of Dagestan is a very important region for the realization of the ideas of volunteerism. However, an analysis of the work done has shown that voluntary associations, as a rule, exist in many universities and their activities is a mere formality as they are similar to circles of interest. There is a lack of systematic and purposeful approach on the use of voluntary activi-
DOI: 10.18470/1992-1098-2016-4-175-182
VOLUNTEERING ACTIVITIES AS MEANS OF FORMATION OF SOCIO-ECOLOGICAL CONSCIOUSNESS OF STUDENTS
Lukman S. Aygubov, Kurban I. Khadzhialiev*
Dagestan State University, Makhachkala, Russia, kurban446@mail.ru
ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ
ЮГ РОССИИ: ЭКОЛОГИЯ, РАЗВИТИЕ Том 11 N 4 2016 J УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
SOUTH OF RUSSIA: ECOLOGY, DEVELOPMENT Vol.11 no.4 2016 иТ^ EDUCATION FOR SUSTAINABLE
DEVELOPMENT
ties of students. We came to the conclusion that it is crucial to implement an appropriate approach, the main objectives of which shall be as follows: the organization of training aimed at the development of social activity and personal potential; formation of ecological awareness; use of volunteering activities of future social workers in dealing with social and environmental problems.
Keywords: Social ecology, volunteer, volunteering, social activities, education, ecological culture, motivation.
For citation: Aygubov L.S., Khadzhialiev K.I. Volunteering activities as means of formation of socio-ecological consciousness of students. South of Russia: ecology, development. 2016, vol. 11, no. 4, pp. 175-182. (In Russian) DOI: 10.18470/1992-1098-2016-4-175-182
Анализ литературных источников, материалов СМИ, свои скромные исследования по проблемам волонтерской деятельности позволяет нам говорить о том, что в последнее время все больше молодых людей понимают необходимость личного участия в решении проблем, стоящих перед обществом и государством, и готовы безвозмездно посвятить этому свое время, использовать свои опыт и знания. И элитой молодежи всегда считалось студенчество. Оно является активом мировой и отечественной практики волонтерства.
Отечественные ученые Г. Казнова, А. Леонтьев, А. Лишин, Г. Николаев, С. Тетер-ский, Д. Фельдштейн и другие отмечают, что привлечение студента к различным формам общественно полезной деятельности обеспечивает наиболее интенсивное развитие его социальной активности, поскольку социально значимая деятельность соответствует потребностям самоутверждении и создает условия развертывания определенных форм отношений, признание реальной значимости студента как члена общества [1].
Общественно полезная деятельность, отмечает Леонтьев, как средство формирования личности может быть реализована в том случае, «если она соответствующим образом организована: значимые цели этой деятельности имеют как общественный, так и личностный смысл; ... деятельность эта направлена на благо другим людям, обществу» [2].
В общественно полезной деятельности студент, включаясь в социальные отношения, моделирует реальную практику общественных взаимосвязей, обеспечивает формирование соответствующей
мотивационно-потребностной сферы
личности, когда потребность
самовыражения себя как человека, творческое отношение к общему делу, забота о других людях, стремление принести благо другим становится способом его жизнедеятельности [3].
Волонтерское движение в России сегодня переживает новый подъем. Правительством РФ была принята Концепция долгосрочного социально-экономического развития на период до 2020 года, согласно которой содействие развитию и распространению добровольческой деятельности отнесено к числу приоритетных направлений социальной и молодежной политики.
Во Всемирной Декларации
Добровольчества (январь 2001 г.), отмечается, что добровольчество является фундаментом гражданского общества, оно привносит в жизнь потребность в мире, свободе, безопасности, справедливости. Также Декларация подтверждает, что добровольчество - способ сохранения и укрепления человеческих ценностей, реализации прав и обязанностей граждан, личностного роста, через осознание человеческого потенциала.
Положительные моменты организации волонтерской деятельности студентов заключается также в следующем:
1) студенты чувствуют, что с ними считаются и предоставляют им известную свободу;
2) студенты работают с более четкой мотивацией и большей отдачей;
3) им удается избежать неприятного чувства, которое возникает всякий раз, когда их заставляют заниматься чем-то против их воли [4].
Одной из особенностей волонтерства является его интеграция в сферу социальной работы. Проблема заключается в том, что
ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ
ЮГ РОССИИ: ЭКОЛОГИЯ, РАЗВИТИЕ Том 11 N 4 2016 J УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
SOUTH OF RUSSIA: ECOLOGY, DEVELOPMENT Vol.11 no.4 2016 иТ^ EDUCATION FOR SUSTAINABLE
DEVELOPMENT
волонтерская работа студентов в своем большинстве носит стихийный характер, а сама волонтерская деятельность
рассматривается зачастую, прежде всего как обслуживающая. Поэтому требуется теоретическое осмысление возможностей и условий организации волонтерства студентов как средства их
профессионального становления. Мы предполагаем, что высшая школа в достаточной степени обладает
возможностями использования волонтерства как эффективного средства повышения социальной активности и выполнения задач профессиональной социализации студентов.
Но, к сожалению, в нашей республике до настоящего времени нет школ и традиций волонтерства. Правильное использование
потенциала студенческой волонтерской деятельности, на наш взгляд, поможет в какой-то мере решить существующие в республике острые социальные, экологические и другие проблемы, где волонтеры смогли бы стать дополнительным ресурсом в снижении их негативного влияния на население.
В связи с этим, проанализировав имеющиеся в республике наиболее острые социально-экологические проблемы, мы поставили целью своей работы проведение анализа современного состояния социально-экологической культуры и рассмотрение вопросов использования студенческой волонтерской деятельности в формировании экологической культуры учащейся молодежи на примере Дагестана.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ Социально-экологические проблемы Дагестана и вопросы формирования экологической культуры молодежи
Современное общество оказалось перед выбором: либо сохранить существующий способ взаимодействия с природой, что приведет к экологической катастрофе, либо сохранить биосферу, пригодную для жизни. Но для этого необходимо изменить сложившийся тип деятельности человека по отношению к окружающей среде.
На заседании ГенАссамблеи ООН от 28 сентября 2015 года в Нью-Йорке и состоявшемся в декабре в Париже климатической конференции ООН Президент России В.В. Путин четко отметил, что «...речь должна идти о внедрении принципиально новых природоподобных технологий, которые не наносят урон окружающему миру, а существуют с ним в гармонии.. .Мы сможем добиться выработки нового климатического соглашения, которое . будет служить интересам всех государств и народов после 2020 года».
Сказанное президентом России является весьма актуальным и для Дагестана, так как многие социально-экологические проблемы в республике обозначились очень выпукло и приобрели острый характер. Даже поверхностный анализ работ известных дагестанских исследователей в области экологии показывает, что социально-экологическая ситуация в Дагестане характеризуется
наличием многообразия проблем и остается критической.
Говоря о проблемах устойчивого развития, директор Института прикладной экологии РД, доктор биологических наук, профессор Абдурахманов Г.М. констатирует: «Свою устойчивость человечество потеряло, ориентируя жизнедеятельность на интенсификацию глобальных техногенных процессов, превращая человека в элемент технико-технологических искусственных систем, рассматривая природу как средство получения экономической прибыли и достижения комфорта» [5].
Акцентируя свое внимание на влиянии антропогенных факторов, профессор Омаров К.З., отмечает: «Проблема антропогенной трансформации ландшафтов в различных модификациях в последнее время стала одним из самых приоритетных и ведущих направлений экологии и биологии, далеко выходящим за рамки фундаментальных научных дисциплин» [6].
Среди современных экологических проблем Дагестана особую остроту приобрели проблемы Каспия: «.несмотря на многочисленные природоохранные организации на Каспии, в настоящее время мы имеем практически полную потерю прибрежного лова осетровых» [7].
ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ
ЮГ РОССИИ: ЭКОЛОГИЯ, РАЗВИТИЕ Том 11 N 4 2016 J УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
SOUTH OF RUSSIA: ECOLOGY, DEVELOPMENT Vol.11 no.4 2016 иТ^ EDUCATION FOR SUSTAINABLE
DEVELOPMENT
Сегодня многие ученые признают, что «...горы являются живой полевой лабораторией для раннего обнаружения первых признаков климатических изменений, таких, как всеобщее потепление, влияние озоновых дыр на здоровье людей и многое другое. Одновременно горы планеты - это клубок самых острых техногенных проблем, экологических проблем, проблем окружающей среды и биосферы в целом» [8].
Весьма актуальными и крайне острыми остаются для РД и такие проблемы: защиты окружающей среды от загрязнения автотранспортом [9], нерационального использования лесных ресурсов Дагестана [10], качества питьевой воды [11], организации сельскохозяйственного производства [12].
В связи с тем, что в нашем исследовании важное внимание уделяется вопросам формирования экологической культуры, нелишним будет кратко охарактеризовать это понятие. «Под экологической культурой следует понимать органическую, неотъемлемую часть общей культуры, которая охватывает те стороны мышления и деятельности человека, которые соотносятся с природной средой. Это сложное личностное образование, несущее в себе:
■ ответственность за состояние окружающей среды;
■ наличие экологических взглядов и убеждений;
опыт деятельности по изучению и
охране природной среды;
систему научных понятии по
проблемам экологии и биологии» [13].
Одной из составляющих экологической культуры являются собственно экологические и связанные с ними знания.
В феврале - марте 2016 года кафедра общей и социальной педагогики и кафедра социальных и информационных технологий Дагестанского государственного
университета провели краткий опрос среди студентов вузов на предмет выявления и анализа отношения студентов к волонтерской, общественно-значимой
деятельности и наличия у них знаний об экологии и социально-экологической ситуации в РД.
Для сбора первичной
социологической информации был
применен метод анкетного опроса. Анкета состояла из 10 вопросов. Было опрошено 180 человек. Выборка была случайной. Проведенное социологическое исследование среди студентов показало, что 57% респондентов уже состоят в какой-либо студенческой организации. Около 90% опрощенных состоят в разных общественных организациях и
общественных объединениях. Из опрошенных в официально
зарегистрированных учреждениях состоят 37% студентов, в неформальном - 13%.
На вопрос «Считаете ли вы, что волонтерские организации, движения решают важные для молодежи задачи?» ответы распределились следующим образом: ни один из респондентов не отметил вариант о том, что волонтерство не решает сколь-нибудь значимые проблемы; нейтрально высказалось - 16 %; хороший способ реализовать себя - 30 %; так можно помочь нуждающимся - 34 %; сейчас это востребовано - 20 %. На вопрос «Ощущаете ли Вы пользу от функционирования вашей волонтерской организации?», необходимы ли волонтеры обществу, ответы распределились в следующей пропорции: «да» - 97 %; «нет» - 3 %.
С помощью некоторых открытых вопросов анкеты мы попытались определить знания студентов о существующих в республике социально-экологических проблемах, возможных путях участия студентов в природоохранной деятельности. Анализ ответов показал, что знания студентов носят фрагментарный характер. В качестве основных студенты назвали проблему загрязнения атмосферы (67%), проблему мусора в городах (46%), проблему качества питьевой воды (68%) и санитарно-гигиеническую проблему в местах массового купания людей (74%). Другие проблемы смогло обозначить незначительное количество студентов (до 7%).
Вопрос о том, «в каких социально значимых природоохранных мероприятиях, акциях вы принимали или хотели бы принять участие?», нам дал такого рода информацию: посадка деревьев, озеленение улиц, решение проблем окружающей среды, показ видеофильмов, роликов о социально-экологических проблемах современности;
ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ
ЮГ РОССИИ: ЭКОЛОГИЯ, РАЗВИТИЕ Том 11 N 4 2016 J УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
SOUTH OF RUSSIA: ECOLOGY, DEVELOPMENT Vol.11 no.4 2016 иТ^ EDUCATION FOR SUSTAINABLE
DEVELOPMENT
проведение социальных мероприятий, экологических акций, выставок, флешмобов; реализация собственных социальных проектов, оказание помощи животным и птицам в зимний период, помощь бездомным животным, уборка и облагораживание дворов по месту жительства, территорий и помещений учебных заведений и т.д. Нас так же интересовала информация по поводу проблем, с которыми сталкиваются студенты-волонтеры при организации и проведении такого рода работ. Были получены следующие ответы: трудно получить разрешение для проведения акций и мероприятий, отсутствие инициаторов и грамотных руководителей, нехватка материала и инструмента, нехватка времени, нехватка людей для природоохранных акций, и т.д.
Последний вопрос касался планов молодежи по поводу вступления в волонтерскую организацию. Из тех опрошенных, которые еще не являются членами каких-либо общественных организаций, подавляющее большинство не готово к сотрудничеству с такими организациями (67%), а 33% собираются в ближайшее время вступить в волонтерское движение (60 студентов). А неготовность объясняется отсутствием условий и навыков работы с разными континген-тами населения (43%) и отсутствием смысла проводимой работы и хороших специалистов по работе с добровольцами (57%).
Республика Дагестан является очень важным регионом для реализации идей волонтерского движения. В Дагестане осуществляют волонтерскую деятельность несколько добровольческих объединений, среди которых «Благосфера», «Движение добровольцев Дагестана», «Чистое сердце» и «Центр развития добровольческих инициатив РД». Центром развития добровольческих инициатив стал ГКУ «Республиканский дом детских и молодежных общественных объединений» по вопросам создания волонтёрских проектов и отрядов в школах и вузах. ГКУ РД «РДДМОО» постепенно стало позиционировать себя как методическое учреждение, осуществляющее обучение сотен лидеров ДМОО, ст. вожатых, педагогов дополнительного образования, волонтёров, активистов и лидеров в детских и молодёжных общественных объединений,
соответствующее их интересам и запросам, способствующее развитию добровольческих инициатив [14].
За 2 года функционирования Центра развития добровольческих инициатив реализовано около 40 проектов, более 70 акций различной направленности: это социальные, гражданско-патриотические, развитие донорства, экология и благоустройство. Вот некоторые из них:
■ Всероссийская профилактическая акция по усилении мер по предотвращению продажи несовершеннолетним алкогольной и табачной продукции (январь)- волонтёры-активисты (около 100 чел.);
■ Акция «Георгиевская лента» (апрель
- май) - более 150 человек;
■ Донорская акция «Подари жизнь». В рамках этой акции было роздано более 600 листовок по пропаганде донорства сдано около 40 литров крови;
■ Экологическая акция «Береговой патруль», (очистка берега Каспийского моря
- 200 волонтеров); «Посади дерево» (600 чел.);
Всего на 2015 год по официальным данным в республике действует 22 добровольческих отряда, задействовано в них 3028 добровольцев. В добровольческую деятельность республики вовлечено более 24000 молодых людей. В базе данных ГКУ РД «РДДМОО» на сегодняшний день зарегистрировано и выдано 2210 волонтерских книжек. В рамках развития добровольческого движения в республике за 2015год:
■ - выдано более 600 волонтерских книжек;
проведено
около
200
добровольческих акций.
И все же, на сегодняшний день еще не разработаны критерии эффективности волонтерской деятельности: количество участников мероприятий; количество постоянного актива волонтерского объединения; количество собранных благотворительных средств; соотношение затраченных и привлеченных средств; соотношение запланированных и проведенных мероприятий; участие во всероссийских, региональных, городских, вузовских, факультетских мероприятиях (конференции, семинары, конкурсы проектов, акции и другое) и др. Не разра-
ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ
ЮГ РОССИИ: ЭКОЛОГИЯ, РАЗВИТИЕ Том 11 N 4 2016 J УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
SOUTH OF RUSSIA: ECOLOGY, DEVELOPMENT Vol.11 no.4 2016 иТ^ EDUCATION FOR SUSTAINABLE
DEVELOPMENT
ботан также механизм регистрации и учета молодых граждан, принимающих или изъявляющих желание принять участие в добровольческой (волонтерской) деятельности.
На социальном факультете на 1 курсе бакалавриата по всем профилям как обязательная дисциплина читается курс «Социальная экология». Курс рассчитан на 32 часа аудиторных занятий (16 ч. лекций и 16 ч. практических занятий). При чтении этого курса на лекциях и практических занятиях больше всего внимания уделяется глобальным проблемам экологического кризиса, роли антропогенного фактора в усугублении социально-экологической ситуации, социально-экологическим проблемам региона и Дагестана, в частности, законодательной основе природоохранной деятельности.
Огромный интерес у студентов вызывают интерактивные формы организации лекционных и семинарских занятий, организация и проведение которых повышает и стимулирует их учебно-познавательную активность. Особенно интересны и популярны у студентов игровые интерактивные технологии: деловая диагностическая игра «Ковер проблем и решений», ролевая игра «Суд над автомобилем», семинар-конференция «Заседание Римского клуба». Подготовка к таким занятиям побуждает студентов самостоя-
тельно искать и находить интересный, актуальный для региона и республики оригинальный материал, готовить презентации по экологическим проблемам, разрабатывать социально-экологические проекты и защищать их. Часто практикуем на семинарских занятиях защиту рефератов, слушания докладов и эссе на актуальные для Республики Дагестан социально-экологические проблемы.
На социальном факультета (СФ) ДГУ по инициативе студентов факультета и совместно с ГКУ РД «Республиканский дом детских и молодежных общественных объединений» (РДДМОО) был создан волонтерский отряд «Единый мир». На первом организационном заседании представитель ГКУ РДДМОО вручил членские книжки волонтера 26 студентам социального факультета. Специалистами РДДМОО были проведены на факультете консультации, тренинги. В настоящее время число членов волонтерского отряда «Единый мир» растет, и его представители принимают самое активное участие в разных социальных и экологических мероприятиях. Многие студенты первого курса изъявили желание стать полноправными членами волонтерского отряда СФ.
Вся проводимая нами работа по организации волонтерской деятельности среди студенческой молодежи и поиска возможностей их привлечения, посильного участия в природоохранной деятельности привело к позитивным результатам. Уровень экологической культуры, который нами был определен по 5 компонентам (мотивационно-целевой, содержательный, операционный, валеологический, этико-правовой) у студентов, являющихся активными волонтерами стал значительно выше, чем у студентов контрольной группы. На начальном этапе исследования высокий уровень развития экологической культуры в экспериментальной группе наблюдался у 24% студентов. На втором этапе показатель с высоким уровнем развития стал равен 38%. В контрольной группе эти показатели равны 22% и 25% соответственно.
На наш взгляд, одним из эффективных способов организации добровольческой деятельности, способной дать толчок для развития волонтерства в массовом масштабе является создание волонтерских
объединений в вузах. Это позволит системно решать проблемы вовлечения студентов в социально-значимую
деятельность, повысит социальную активность студентов и будет способствовать самореализации личности.
Обеспечить пути реализации данного условия мы планируем, привлекая студентов к следующим формам и видам общественно полезной деятельности:
- создание секторов социального взаимодействия в структуре студенческого актива, обеспечивающих организацию и управление социальными инициативами студентов;
ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ
ЮГ РОССИИ: ЭКОЛОГИЯ, РАЗВИТИЕ Том 11 N 4 2016 J УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
SOUTH OF RUSSIA: ECOLOGY, DEVELOPMENT Vol.11 no.4 2016 иТ^ EDUCATION FOR SUSTAINABLE
DEVELOPMENT
- пропаганда общественно полезной деятельности;
- организация волонтерских студенческих групп;
- участие в экологических акциях по озеленению, благоустройству, уборке территории университета, района, города.
В связи с этим очень важно правильно выстроить приоритеты волонтерского движения в Дагестане, которые могли бы
студенчество
объединить дагестанское общими целями.
Мы предлагаем провести
объединенный форум студентов волонтеров Северо-Кавказских вузов, где можно было обменяться опытом и этот форум был бы стимулом для объединения молодежи Северного Кавказа в этой природоохранной деятельности.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Николаев Г. Молодежная общественно полезная деятельность. М.: Фонд «Созидание», 2005. 104 с.
2. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: в 2-х т. М.: Педагогика, 1983. 392 с.
3. Абрамова С. В. Педагогические условия формирования социальной активности личности // Альманах современной науки и образования. 2013. N1 (68).С. 10-14.
4. Волонтерский менеджмент: пособие для сотрудников и молодежных лидеров Белорусского Общества Красного Креста / сост. В. Колбанов. М.: Политиздат, 2010. 74 с.
5. Абдурахманов Г.М., Гасанов Ш.Ш., Ахмедова Л.Ш., Раджабова Р.Т. Еще раз об устойчивом развитии с позиции экологических измерении" // Юг России: экология, развитие. 2014, Т. 9, N4. С. 7-16. 001:10.18470/1992-1098-2014-4-7-16
6. Омаров К.З. Пути адаптаций популяций и сообществ мелких млекопитающих к условиям лесных рубок на Восточном Кавказе. Сообщение 1. Популяции // Юг России: экология, развитие. 2008, Т. 3, N1. С. 94-103.
7. Магомедов М-Р.Д. Современные экологические проблемы Дагестана // Юг России: экология, развитие. 2006. Т. 1, N4. С. 28-30.
8. Сайдиева Э.А., Абдурахманова А.Г. Экономические проблемы и механизм экологически устойчивого развития горных территорий // Юг
России: экология, развитие. 2013, Т. 8, N2. С. 22-25. 001:10.18470/1992-1098-2013-2-22-25
9. Алилова К.М., Зубаиров Р.М., Алилов А.Н. Автомобилизация как предпосылка экологических проблем в Дагестане (50-е - первая половина 60-х годов XX в.) // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Естественные и точные науки. 2011. N 2. С. 8-10.
10. Гасанова А.Б. Проблемы нерационального использования экологического и экономического потенциала лесов Республики Дагестан // Региональные проблемы преобразования экономики. 2011. N2. С. 261-267.
11. Идрисов Г.Н., Алиомаров М.М., Багандова Л.М., Эльдаров Э.М. Актуальные проблемы использования и охраны водных ресурсов Дагестана // Труды географического общества Республики Дагестан. 2013. N41. С. 5-12.
12. Кайтмазов Т.Б., Езеева И.Р., Гаджинова К.Р., Марзоев Т.А. Экологические стратегии сельскохозяйственного производства Республики Дагестан // Известия Горского государственного аграрного университета. 2015. Т. 52. N 2. С. 222-227.
13. Тюрикова Г.Н. Социальная экология: учебник для студ. учреждений высш. образования. М.: Издательский центр «Академия», 2011. 78 с.
14. Отчет о работе ГКУ РД «Республиканский дом детских и молодежных общественных объединений» за 2015 г. Махачкала, 2015. 24 с.
1. Nikolaev G. Molodezhnaya obshestwenno poleznaya deyatelnost [Youth Community Service]. Moscow, "Creation" Foundation Publ., 2005. 104 p. (In Russian)
2. Leont'ev А.N. Izbrannye psichologicheskie pro-izwedeniya [Selected psychological works]. Moscow, Pedagogika Publ., 1983. 392 p. (In Russian)
3. Abramova S.V. Pedagogical conditions of formation of social activity of the person. Al'manakh sov-remennoi nauki i obrazovaniya [Almanac of modern science and education]. 2013. no. 1 (68). pp. 10-14. (In Russian)
4. Kolbanov B. comp. Volonterskii menedzhment: posobie dlya sotrudnikov i molodezhnykh liderov BOKK [Volunteer Management: A guide for staff and youth leaders of the Belarusian red cross Society]. Moscow, Politizdat Publ., 2010. 74 p. (In Russian)
5. Abdurakhmanov G.M., Gasanov Sh.Sh., Akhmedova L.Sh., Radzhabova R.T. Again on sustainable development from the perspective of environmental measurements. South of Russia: ecology, development. 2014. vol. 9, no. 4. pp. 7-16. (In Russian) DOI:10.18470/1992-1098-2014-4-7-16
ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ
ЮГ РОССИИ: ЭКОЛОГИЯ, РАЗВИТИЕ Том 11 N 4 2016 J УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
SOUTH OF RUSSIA: ECOLOGY, DEVELOPMENT Vol.11 no.4 2016 иТ^ EDUCATION FOR SUSTAINABLE
DEVELOPMENT
6. Omarov K.Z. Ways of adaptations of populations and communities of fine Mammals to conditions of wood cabins on East Caucasus. The message 1. Populations. Yug Rossii: ekologiya, razvitie [South of Russia: ecology, development]. 2008, vol. 3, no. 1. pp. 94-103. (In Russian)
7. Magomedov M.D. Modern ecological problems of Daghestan. Yug Rossii: ekologiya, razvitie [South of Russia: ecology, development]. 2006, vol. 1, no. 4. pp. 28-30. (In Russian)
8. Saydieva E.A., Abdurahmanova A.G. Economic problems and a mechanism for the environmentally sustainable development of mountain areas. South of Russia: ecology, development. 2013. vol. 8, no. 2. pp. 22-25. (In Russian) DOI:10.18470/1992-1098-2013-2-22-25
9. АУ^ K.M., Zubairov R.M., Alilov A.N. Motorization as a precondition for environmental problems in Dagestan (50th -. First half of the 60-ies of XX century). Izvestiya Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagog-icheskogo universiteta. Estestvennye i tochnye nauki [Proceedings of the Dagestan State Pedagogical University. Natural and exact sciences]. 2011. no. 2. pp. 810. (In Russian)
10. Gasanova A.B. The problems of irrational use of environmental and economic potential of the forests of
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации Лукман С. Айгубов - аспирант кафедры общей и социальной педагогики, Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Россия.
Курбан И. Хаджиалиев* - кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальных и информационных технологий, Дагестанский государственный университет. E-mail: kurban446@mail.ru Россия, 367008 Республика Дагестан, г. Махачкала, ул. М. Гаджиева 210а
Критерии авторства
Лукман С. Айгубов провел опросы, проанализировал материал, написал рукопись и несет ответственность за плагиат.
Курбан И. Хаджиалиев - постановка задач, общее руководство, обобщение результатов и корректировка рукописи.
Конфликт интересов
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Поступила в редакцию 08.08.2016 Принята в печать 12.09.2016
the Republic of Dagestan. [Regional problems of transforming the economy]. 2011. no. 2. pp. 261-267. (In Russian)
11. Idrisov G.N., Al^mare^ M.M., Bagandova L.M., Eldarov E.M. Actual problems of use and protection of water resources of Dagestan [Proceedings of the Republic of Dagestan]. 2013. no. 41. pp. 5-12. (In Russian)
12. Kaitmazov T.B., Ezeeva I.R., Gadzhinova K.R., Marzoev T.A. Environmental policies for agricultural production in the Republic of Dagestan. Izvestiya Gor-skogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta [Journal of proceedings of the Gorsky SAU]. 2015. vol. 52, no. 2. pp. 222-227. (In Russian)
13. Tyurikova G.N. Sotsial'naya ekologiya: uchebnik dlya studencheskikh uchrezhdenii vysshego obra-zovaniya [Social ecology: textbook for student of higher education institutions]. Moscow, Academia Publ., 2011. 78 p. (In Russian)
14. Otchet o rnbote GKU RD «Respublikanskii dom detskikh i molodezhnykh obshchestvennykh ob"edinenii» za 2015 g. [Report on the work of the Civil Code RD "Republican House of children's and youth public associations" for 2015]. Makhachkala, 2015. 24 p. (In Russian)
INFORMATION ABOUT AUTHORS Affiliations
Lukman S. Aygubov - post-graduate department of general and social pedagogy, Dagestan State University, Makhachkala, Russia.
Kurban I. Hadzhialiev* - Ph.D., Associate Professor of Social and Information Technologies, Dagestan State University. E-mail: kurban446@mail.ru
Russia 367008 Republic of Dagestan, Makhachkala, M. Gadzhiev str. 210a
Contribution
Lukman S. Aygubov, conducted interviews, analyzed the materials, wrote the manuscript and is responsible for avoiding plagiarism.
Kurban I. Khadzhialiev, set the objectives, directed the project, summarized the results and corrected the manuscript.
Conflict of interest
The authors declare no conflict of interest.
Received 08.08.2016 Accepted for publication 12.09.2016