Научная статья на тему 'Внеклассная работа по формированию экологической культуры младших школьников в рамках интегративного курса «Окружающий мир»'

Внеклассная работа по формированию экологической культуры младших школьников в рамках интегративного курса «Окружающий мир» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1828
273
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ИНТЕГРАТИВНЫЙ КУРС / "ОКРУЖАЮЩИЙ МИР" / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / ENVIRONMENTAL EDUCATION / ECOLOGICAL CULTURE / INTEGRATIVE COURSE “THE WORLD AROUND US” / JUNIOR STUDENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Багова Ляна Левовна

В статье раскрываются методические условия формирования экологической культуры младших школьников в процессе изучения интегративного курса «Окружающий мир». Наряду с теоретическим анализом проблемы, автор приводит результаты экспериментальной работы по формированию экологической культуры младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes the methodological conditions for the formation of ecological culture in younger schoolchildren in the course of studying the integrative course "The world around us." Along with the theoretical analysis of the problem, the author presents the results of experimental work on the formation of ecological culture of younger students.

Текст научной работы на тему «Внеклассная работа по формированию экологической культуры младших школьников в рамках интегративного курса «Окружающий мир»»

УДК 373 ББК 74.20 Б-14

Багова Ляна Левовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры естественноматематических дисциплин, методики их преподавания Адыгейского государственного университета, e-mail.: bagova57@mail.ru

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ИНТЕГРАТИВНОГО КУРСА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

(рецензирована)

В статье раскрываются методические условия формирования экологической культуры младших школьников в процессе изучения интегративного курса «Окружающий мир». Наряду с теоретическим анализом проблемы, автор приводит результаты экспериментальной работы по формированию экологической культуры младших школьников.

Ключевые слова: экологическое образование, экологическая культура, интегративный курс, «Окружающий мир», младший школьник.

Bagova Lyana Levovna, Candidate of Pedagogy, assistant professor of the Department of Natural and Mathematical sciences and Methods of Teaching of the Adygh State University, e-mail.: Bagova57@mail.ru

EXTRACURRICULAR ACTIVITIES AIMED AT THE FORMATION OF ECOLOGICAL CULTURE IN JUNIOR SCHOOLCHILDREN WITHIN THE INTERGRATED COURSE “THE WORLD AROUND US”

(reviewed)

The article describes the methodological conditions for the formation of ecological culture in younger schoolchildren in the course of studying the integrative course "The world around us." Along with the theoretical analysis of the problem, the author presents the results of experimental work on the formation of ecological culture of younger students.

Keywords: environmental education, ecological culture, integrative course “The world around us”, junior student.

В ФГОС второго поколения в 19.7. представлена «Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни должна обеспечивать: формирование

представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды» [1, 2].

В основе построения внеклассных занятий с экологической направленностью лежат следующие целевые установки:

- формирование целостного представления о природном и социальном окружении как среде жизни, труда и отдыха человека;

- развитие умения воспринимать окружающим мир посредством органов чувств и познавательного интереса и способности к причинному объяснению при анализе фактов и явлений окружающей действительности;

- обучение младших школьников методам познания окружающего мира;

- воспитание эстетического и нравственного отношения к среде жизнедеятельности человека, умение вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами морали.

Эффективность формирования экологической культуры младших школьников в процессе внеклассной работы достигается, если:

- обеспечивается формирование экологического сознания, знаний и опыта деятельности по сохранению природы;

- реализация комплексных задач экологического образования и воспитания: образовательные, воспитательные и оздоровительные;

- соблюдения краеведческого принципа во внеклассной работе по формированию экологической культуры младших школьников является ведущим.

Исследование окружающей природы школьниками в процессе внеклассной работы, экологическое краеведение дают возможность обсуждать социальные ситуации с точки зрения нормативного отношения взрослых и детей к окружающей природе. Это позволяет школьникам на уроке овладевать научными знаниями, на основе которых у школьников изменяются поведенческие модели поведения и отношения к экологической ситуации в окружающей его среде.

Известна также роль внеклассной работы в приобщении школьников к самостоятельной работе по исследованию окружающей природной среды. Такая форма работы можно осуществлять в рамках мини экспериментов, объектами исследования при этом могут стать природные или природносоциальные комплексы, обеспечивающие возможность устанавливать детям связи взаимосвязи, взаимозависимости между природными и социальными объектами, явлениями, процессами. Дети могут в качестве результатов своих исследовании сделать зарисовки, схемы, рисунки, записи.

Формирование экологической культуры младших школьников возможно только при условии взаимосвязи различных типов и видов внеклассной деятельности и учебной деятельности, которые дают возможность младшим школьникам овладевать системными знаниями о природе и ее связях с человеком.

Внеклассная деятельность младших школьников в рамках курса «Окружающий мир» может осуществляться в различных организационных формах и методах (кружковая работа, экскурсии, организация народных праздников с экологической проблематикой, дидактические игры, разгадывание кроссвордов, народных пословиц и поговорок, викторины).

Индивидуальные формы внеклассной работы, как правило, проводятся, если требуются долговременные фенологические наблюдения за растениями, за образом жизни насекомых, птиц, земноводных и других животных. В рамках индивидуальной формы возможны выполнения младшими школьниками, проектов: озеленить улицу, очистить школьный участок от сорняков, посадить участок клумбы, подкормить зимой птиц.

Г рупповая форма внеклассной работы осуществляется в рамках кружка, во время экологической экскурсии. При этом важно продумать все методические требования: подготовить творческие задания по исследованию участков природы с социальными объектами, в частности, с жилыми домами и другой социальной инфраструктурой, назначить руководителей группы, проверить наличие необходимых материалов и других средств, заранее научить определенным исследовательским умениям и методикам.

Внеклассная работа в рамках интегрированного курса «Окружающий мир» направлена на формирование экологической культуры младших школьников в различных формах: народные праздники, связанные с экологической тематикой, дидактические игры, экскурсии на природные или социально-природные комплексы, кружковая работа.

Общение с природой вызывает у детей эмоциональный отклик, так как она своей яркостью, многообразием, динамичностью воздействует на все чувства. Проявляется симпатия и влечение к окружающему миру. Ребята радуются зеленой травке, щебетанию птиц, полету бабочек и стрекоз, запахам и ярким цветкам растений. Многие из детей наделяют живую природу чертами человеческого осмысленного поведения. Наблюдается любопытство, стремление приблизить к себе, познать, понять.

Но в тоже время есть дети, которые относятся к природе потребительски, жестоко (ловят насекомых, разоряют муравейники и птичьи гнезда, рвут без нужды растения и цветы). Иногда наносят вред природе не по злому умыслу, а по незнанию, не задумываясь над своими поступками и их последствиями.

Грамотно организованная внеклассная работа по формированию экологической культуры младших школьников с учетом их возрастных особенностей и индивидуального опыта практической и природоохранительной деятельности существенно расширяет и конкретизирует знания о мире, о природе, о человеке.

Наблюдения и анализ школьниками явлений повседневной жизни обогащают внеклассную работу: с одной стороны они актуализируют, расширяют, обогащают свой опыт; с другой стороны, знания и умения и навыки, которые младшие школьники получают во внеклассной работе, переносятся ими в решении повседневных задач.

Т.И. Тарасова под внеклассной работой в рамках интегрированного курса «Окружающий мир» понимает «организованную и целенаправленную образовательно-вос-питательную работу учащихся, связанную с изучением данной дисциплины, основанную на добровольных началах и проводимую во внеурочное время. Она строится на основе общих дидактических принципов, которые определяют ее направление, содержание, методы и формы, как-то: научность, связь с жизнью, трудом, практикой» [3, с. 32].

В ФГОС НО второго поколения [4] указывается, что формирование основ экологической культуры как качества личности предполагает:

- формирование знаний о единстве природы, ее значении для жизни человека, о взаимодействии в системе человек - природа - общество;

- формирование собственного опыта у младших школьников в процессе изучении, оценки и сохранения окружающей среды;

- формирование ценностных ориентаций в процессе изучения и сохранения окружающей природной среды;

- формирование мотивов, потребностей, привычек целесообразного поведения и деятельности, способности научных и нравственных суждений по экологическим вопросам;

- участие в активной практической деятельности по охране окружающей среды [4].

В ФГОС НО второго поколения в качестве основного направления деятельности начальной школы выдвигается идея воспитания эмоционально-ценностного, позитивного отношения к себе и к окружающему миру.

Диагностическое исследование было проведено с 30 младших школьников (респондентов), обучающиеся 4-х. классов МБОУ №3, сельского поселения Светловодское, Кабардино-Балкарии.

Экспериментальную группу (ЭГ) составили 15 младших школьников (4 «В»), 15 младших школьников - контрольную группу (4 «Б»).

В контрольной группе учебно-воспитательный процесс при изучении дисциплины «Окружающий мир» осуществлялся традиционным образом и не имел целевой ориентированности на создание особых педагогических и методических условий формирования экологической культуры.

Результаты анкетирования дают возможность понять, что уровень экологической культуры обучающихся недостаточный, как в контрольной, так и в экспериментальной группе. Констатирующий эксперимент показал, что высокий уровень сформированности экологической культуры обучающихся 4х классов составил 23,5% и 21,5%, средний уровень - 35,5% и 35,7%, низкий уровень - 41% и 42,8%

соответственно.

Таким образом, подводя итоги анкетирования и интервьюирования, мы можем сделать вывод о том, что экологическая культура у большинства младших школьников, обучающихся в экспериментальной и контрольной группах, находятся на низком уровне.

Данные, полученные на этапе констатирующего эксперимента свидетельствуют о необходимости целенаправленного поиска оптимизации экологического образования младших школьников. Причем в равной мере обратить внимание на методику экологического образования младших классов в урочной и внеурочной деятельности. Это послужило поводом для разработки системы внеклассных мероприятий в рамках интегрированного курса «Окружающий мир» на этапе формирующего эксперимента.

Повышению уровня экологической культуры способствовала внеклассная работа в рамках курса «Окружающий мир», которая включала различные виды и формы деятельности: кружок «Юный эколог», экологические экскурсии, праздники, ролевые игры, проекты, что было подтверждено в ходе контрольного эксперимента.

На этапе констатирующего эксперимента выявлен исходный уровень экологической культуры младших школьников, результаты которого свидетельствуют о низком уровне. Экспериментальное апробирование методических условий показало существенное изменение в формировании экологической культуры (не только повысился уровень экологических знаний, но и в значительной степени изменилась мотивация поступков в природе, а также интересы детей). Сравнительные данные уровня сформированности экологической культуры младших школьников на контрольном этапе свидетельствуют о положительной динамике: с высоким уровнем

экологической культуры в ЭГ от 23,5% стало до 42,9%, т.е. на 19,4%.

В ходе исследования мы теоретически обосновали и экспериментально проверили эффективность внеклассной работы в формировании экологической культуры младших школьников в рамках изучения дисциплины «Окружающий мир».

Результаты исследования доказали, что систематическое и целенаправленное использование комплекса внеклассных мероприятий (Кружок «Юный эколог», дидактические игры, праздники, экскурсии) при соблюдении методических условий обеспечили эффективное формирование экологической культуры обучающихся. Сравнение количественных и качественных показателей, полученных в ходе эксперимента, позволили отметить, что экспериментальная группа имеет более высокий результат.

Если в начале эксперимента в экспериментальной группе с высоким уровнем экологической культуры было 3 (21,5 %), то в конце эксперимента их число увеличилось (42,9 %). Со средним уровнем на начала эксперимента - (35,7 %), в конце эксперимента - (42,9 %). Группа с низким уровнем состояла на начало эксперимента из 6 человек (42,8 %), в конце эксперимента - (14,2 %). Результаты опытно-экспериментальной работы позволяют утверждать, что экологическая культура младших школьников возросла после введения комплекса внеклассной деятельности в рамках интегрированного курса «Окружающий мир».

Методическими условиями формирования экологической культуры младших школьников при освоении интегративного курса «Окружающий мир» являются:

- организация познавательной, творческой, практической и исследовательской, природоохранительной деятельности младших школьников;

- их включенность в различные виды деятельности;

- осуществление единства учебной и внеклассной работы,

- использование и сочетание инновационных и традиционных форм, активных методов и приемов.

Таким образом, экологическое образование школьников - приоритетное направление в работе школы, осуществляющееся с учетом возраста обучающихся, имеющее конечной целью формирование экологической культуры.

Литература:

Нормативно-правовые документы:

1. Об Образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29.12.2012 ФЗ №273.

2. Об экологической культуре: проект Федерального закона №90060840-3. Москва, 2000.

3. Экологическая доктрина Российской Федерации: распоряжение правительства

Российской Федерации от 31 августа 2002 г. №1225 // Российская газета. 2002. 18 сент.

4. Тарасова Т. И., Калашникова П. Т. Экологическое образование младших школьников во внеклассной работе: учебное пособие для студентов средних и высших педагогических учебных заведений. Борисоглебск: БГПИ, 2002. 146 с.

References:

Legal documents:

1. On the Education in the Russian Federation: the Federal Law of29.12.2012 №273 FL.

2. On the Ecological Culture: the bill for the Federal Law № 90060840-3. Moscow, 2000.

3. Environmental Doctrine of the Russian Federation: the resolution of the Government of the Russian Federation dated August 31, 2002 № 1225 // the Russian newspaper. Sep 18, 2002.

4. Tarasova T.I., Kalashnikova P.T. Environmental education of younger schoolchildren in extracurricular activities: textbook for students of secondary and higher educational establishments. Borisoglebsk: BSPI, 2002. 146p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.