Научная статья на тему 'Экологическая социализация младших школьников на основе событийного подхода'

Экологическая социализация младших школьников на основе событийного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
346
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / СОБЫТИЙНЫЙ ПОДХОД / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ECOLOGICAL SOCIALIZATION / SOCIALIZATION / PRIMARY SCHOOLCHILD / EVENT APPROACH / ECOLOGICAL CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аутлева Асиет Нурбиевна, Багова Ляна Левовона

В статье представлен педагогический подход формирования экологической культуры младших школьников на основе организации воспитательных и образовательных Событий как укрупненных акции, вызывающих у детей эмоционально-когнитивный отклик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Аутлева Асиет Нурбиевна, Багова Ляна Левовона

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ecological socialization of primary schoolchildren on the basis of the event approach

He article presents a pedagogical approach to ecological culture formation in primary schoolchildren on the basis of organization of educational events as enlarged actions that cause emotional and cognitive response in children.

Текст научной работы на тему «Экологическая социализация младших школьников на основе событийного подхода»

УДК 373 ББК 74.20 А-93

Аутлева Асиет Нурбиевна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой педагогики и педагогических технологий ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет», e-mail: asiet-aytleva@list.ru;

Багова Ляна Левовона, кандидат педагогических наук, доцент кафедры естественно-математических дисциплин и методики их преподавания в системе дошкольного и начального образования ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет», e-mail: bagova57@mail.ru

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ СОБЫТИЙНОГО ПОДХОДА (рецензирована)

В статье представлен педагогический подход формирования экологической культуры младших школьников на основе организации воспитательных и образовательных Событий как укрупненных акции, вызывающих у детей эмоционально-когнитивный отклик.

Ключевые слова: экологическая социализация, социализация, младший школьник, событийный подход, экологическая культура.

Autleva Asiet Nurbievna, Candidate of Pedagogics, an associate professor, head of the Department of Pedagogy and Pedagogical Technologies of FSBEI HE "Adygh State University", e-mail: asiet - aytleva@list.ru;

Bagova Liana Levovona, Candidate of Pedagogics, an associate professor of the Department of Natural and Mathematical Disciplines and Methods of Teaching in the Preschool and Primary Education System of FSBEI HE "Adygh State University", e-mai: bagova57@mail.ru

ECOLOGICAL SOCIALIZATION OF PRIMARY SCHOOLCHILDREN ON THE BASIS OF THE EVENT APPROACH (Reviewed)

The article presents a pedagogical approach to ecological culture formation in primary schoolchildren on the basis of organization of educational events as enlarged actions that cause emotional and cognitive response in children.

Key words: ecological socialization, socialization, primary schoolchild, event approach, ecological culture.

Обострение глобальных проблем современной цивилизации, ухудшение экологической ситуации во многих точках Земного шара обусловливают внимание государств, всего мирового сообщества к вопросам воспитания нового поколения, руководствующего в повседневной жизни экологическими нормами как нравственными. Низкая эффективность предпринимаемых усилий образовательной системой по формированию экологической культуры обучающихся на разных ступенях образования связана, на наш взгляд, с тем, что этот процесс осуществляется только лишь в рамках школьного пространства. При этом игнорируются важные социальные факторы, оказывающие значительное влияние на социализацию личности обучающегося: семья, СМИ, Интернет, администрация поселения, культурно-досуговые учреждения в среде жизни ребенка, приверженность населения традиционным способам хозяйствования.

Включая такие концепты как: «экологическая культура», «экологическая социализация» и «опережающая социализация», мы стремимся к объединению формирующих педагогических и социальных факторов в едином процессе решения задач становления современной экологической культуры обучающихся, что нацеливает нас на расширение области педагогической ответственности, на поиск новых методик и форм работы в единстве школы, семьи и общественности, на объединение образовательных и социальных ресурсов формирования личности.

Социализация личности, в традиционном смысле, представляет собой процесс приобретения опыта социальных отношений и освоения новых социальных ролей. Различные формы и способы коммуникации личности младшего школьника в окружающим миром приводят к ее обогащению не только знаниями о мире, природе, о человеке, но и формируют опыт социального взаимодействия, готовность личности ребенка к социальным действиям, направленных на преобразование окружающей среды. В такой логике социализация младшего школьника обеспечивает его самореализацию в повседневной жизни, развивает инициативность, творчество, самостоятельность и результативность действий. Д.И. Фельдштейн подчеркивал необходимость гуманизации в условиях вхождения ребенка в социальный мир: «социализация выступает как присвоение ребенком норм человеческого общежития, а индивидуализация как постоянное открытие; утверждение (понимание, отделение) и формирование себя как субъекта <....> социализация по своей сути - это движение, а не ряд локальных действий присвоения» [ 1, с. 11]. Вектор направленности социализации определяется, с одной стороны, освоением личностью мировой культуры, с другой - выработкой субъективного отношения к социальной действительности, к мировому опыту, заключенному в содержании образования на разных ступенях образования в режиме самоактуализации личности. Социализация личности обучающегося в режиме обыденной жизни подразумевает освоение знаний о природе, о взаимосвязях между животными сообществами и растительным миром, о взаимозависимостях между деятельностью человека и экологическим состоянием окружающего мира. Экологическая культура личности - это интегративное свойство личности, характеризующееся единством ценностных установок, теоретических экологических знаний и практических умений, готовность личности обучающегося к проявлениям ценностного отношения к экологическим нормам в повседневной жизни. На становление экологической культуры личности влияют внешние (социальные, политические, культурные) факторы, а также и внутренние факторы (механизмы самодетерминации, индивидуальные, психологические особенности ребенка, степень социальной зрелости младшего школьника и др.). Социализация, нацеленная на обеспечение становления экологически культурной личности, на этапах ее развития представляет, скорее всего, не стихийный процесс, а специально конструированный процесс, который осуществляется при участии многих субъектов из различных сфер (семьи, деятелей культуры, политики, СМИ и др.).

Экологическая социализация основана на идее обогащения жизненного пространства младшего школьника (предметного, информационного, субъектного, событийного) экологическими ценностями, смыслами, нормами. Именно они составляют содержание экологической социализации. Реализация событийного подхода в жизни образовательного учреждения предполагает организацию эмоционально насыщенных, незабываемых дел, которые оказываются коллективно и индивидуально значимыми и привлекательными. Не менее важным педагогическим условием формирования

экологической культуры младших школьников через их включенность в подготовку и проведения воспитательных Событий.

Событие - это не традиционное воспитательное мероприятие в школе, а запоминающееся, эмоционально-насыщенное действие, обладающее высоким воспитательным потенциалом. Его можно охарактеризовать как субъективно-значимую ситуацию существования младшего школьника, в процессе сильных переживаний получает новый социальный опыт на основе актуализации личного, индивидуального жизненного опыта. «Для личности События представляют собой «точки», становящиеся в жизни человека началом нового этапа, новой ступени жизни. В современных концепциях воспитания событийный подход занимает особое место. <...> Человек стремится к Событиям, создающим положительный резонанс в жизни, и, наоборот, он старается избегать отрицательных событий, связанных с отрицательными эмоциями, переживаниями и т.д.» [2, с. 39].

В качестве таких Событий могут выступать: Акции «День птиц», «День Земли», «Мы за здоровый образ жизни»; социальные проекты «Сохраним жизнь бездомным животным», «Сохраним родную природу», наряду с ними, участвовали организация и моделирование народных праздников «День весеннего равноденствия», «Корзина с фруктами»; музыкально-художественная выставка «Палисадник на подоконнике», конкурс-выставка рисунков «Родная природа» и др.

События, направленные на формирования экологической культуры личности адресованы на структурные компоненты экологической культуры (когнитивный, рефлексивный, ориентационный, эмоционально-ценностный, деятельностный) пять модулей, которые между собой логически взаимообусловлены.

Когнитивный модуль - связан с освоением младшими школьниками экологических знаний, заключенных в учебниках на основе межпредметной интеграции. Когнитивный модуль включает: знание - информация; знание - ценность; взгляды, убеждения, мировоззренческие позиции личности (как присвоенные личностью экологические знания), способы исследования объектов окружающей среды, знания о способах природопользования.

Рефлексивный модуль - связан с осмыслением личностью своих индивидуальных характеристик, своего отношения к природе, соотнесение своих субъективных эмоциональных переживаний, самоощущение, удовлетворение жизнью к определенной экологической ситуации.

Ориентационный модуль - предполагает взаимообогащение личности в процессе межкультурного взаимодействия в рамках её участия в События и события детей и взрослых. Продуктивность этого диалога зависит от уровня индивидуальной культуры диалогирующих, степени их включенности в События, технологической и методической их подготовки.

Деятельностный модуль - предполагает наличие в личности обучающегося определенного жизненного опыта в исследовательской и природоохранной деятельности, практические и исследовательские умения обучающихся.

Эмоционально-ценностный модуль - включает ценностные ориентации, интересы, потребности, установки, отношения, мотивы, социальные ценности, мировоззренческие позиции личности, общая их ориентированность в нормах и стереотипах поведения в природе в культуре, признание самоценности природы.

В ходе опытно-экспериментальной работы с младшими школьниками мы осуществляли экологическую социализацию младших школьников на основе событийного

подхода. В экспериментальной группе на начальном этапе организации Событий особое внимание уделяли созданию положительного отношения к предстоящим экологическим событиям, велась подготовка детей к различным видам экологической деятельности, актуализировали проблему взаимодействия человека с окружающей средой, причем, основываясь на личном опыте детей. Внешне заданной обстановкой учебного диалога учитель побуждал детей в случае необходимости отстоять право на оригинальность своей идеи. В связи с этим предпринимались попытки помочь школьникам увидеть смысл, общую направленность своей творческой деятельности, оценивать развитие собственных возможностей для решения творческой задачи. Состояние сосредоточенности выражалось во включенности младших школьников в познавательную, ориентационную, рефлексивную, природоохранительную деятельности.

В процессе освоения учебных дисциплин и проведения внеучебных мероприятий младшие школьники получали первоначальные представления о взаимодействиях человека природы и общества: участвовали в экскурсиях по микрорайону, городу, в ходе которых знакомились с архитектурой и другой инфраструктурой города с точки зрения безопасности (дорожные переходы возле школ, магазинов), комфортности, эстетики восприятия.

При этом получали первоначальные навыки сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, старшими детьми, взрослыми в социально-экологической деятельности (в ходе сюжетно-ролевых экологических игр, посредством создания проблемных экологических ситуаций, проведения внеучебных мероприятий (праздники, выставки изделий сделанных из природных материалов), раскрывающих перед детьми широкий спектр экологической, природоохранительной деятельности; а также приобретение социального опыта: опыт уважительного и творческого отношения к окружающим людям; учились творчески применять знания, полученные при освоении учебных предметов, участвовали в разработке и реализации различных воспитательных Событий. Совместная деятельность участников События была ориентирована на коллективное взаимодействие на всех этапах, предполагающих равное соотношение индивидуальной и коллективной работы. Были использованы различные методы организации учебной и воспитательной деятельности (метод «обучение в команде», метод «групповое исследование», метод «коп-коп», метод «поиск»). Создание экспериментальной группы, характеризующейся взаимодополнительностью и высоким ценностно-ориентационным единством, было определено как важное педагогическое условие. Для выявления особенностей внутригруппового взаимодействия участников экспериментальной группы мы использовали методику определения ценностно-ориентационного единства группы.

Анализ полученных в ходе опроса данных показал более высокие показатели внутригрупповой сплоченности, удовлетворенности процессом и результатами проектирования участников проектных групп. Методика определения ценностно-ориентационного единства позволила выявить уровень групповой сплоченности на основе ценностных ориентаций. В экспериментальной группе был зафиксирован высокий уровень ценностно-ориентационного единства (61,7%). Анализ данных контрольной группы показал средний и низкий уровни ценностно-ориентационного единства (38,3%).

Педагогическое сопровождение, предполагающее создание ситуации успеха в процессе подготовки и проведения Событиями заключалось в создании ситуации успеха, атмосферы радости и одобрения, создаваемой вербальными (речевыми) и невербальными (мимико-пластическими) средствами. Подбадривание словом и мягкие интонации,

мелодичность речи и корректность обращений, а также открытая поза и доброжелательная мимика создавали в сочетании благоприятным фоном, обеспечивали мотивацию творческого решения поставленных задач.

Так, в результате проведенной работы в экспериментальной группе количество младших школьников, имеющих значение показателя на уровнях «низкий» и «ниже среднего», уменьшилось соответственно с 25,4% до 6,9% и 34,3% до 16,7%, количество младших школьников, имеющих значение показателя на уровнях «средний» и «высокий», увеличилось с 22,0% до 36,1% и с 18,3% до 40,3%.

Были реализованы педагогические условия, связанные с установлением связи школы с социальными институтами, системным эффектом, которого стало формирование экологической культуры младших школьников. Наряду с этим, родители детей активно участвовали в проэкологических Событиях на всех этапах, они получали практический опыт, направленный на повышения их уровня экологической культуры, что, как известно, обусловливает грамотное построение экологического семейного воспитания. Разноплановая система воспитательных Событий обеспечила целенаправленное воздействие на младшего школьника для развития разных его сфер: когнитивной, эмоционально-ценностной, рефлексивной, ориентационной, деятельностной. Сравнительный анализ результатов опытно-экспериментальной работы показал положительную динамику в сторону увеличения количества респондентов с высоким уровнем экологической культуры в экспериментальной группе.

Получение практического опыта в процессе экологической социализации на основе событийности жизни младших школьников предусматривало использование условий жизни для увеличения доли экологической активности младших школьников при решении экологических и социально-экологических ситуаций.

Таким образом, экологическая социализация младших школьников на основе событийного подхода является эффективным процессом, обеспечивающем экологическую культуру младших школьников.

Литература:

1. Фельдштейн Д.И. Развитие психолого-педагогических наук и пространственно-временной ситуации XXI века // Человек и образование. 2013. №1(34). С. 4-11.

2. Аутлева А.Н. Полипарадигмальная модель экологической социализации личности в условиях поликультурного образовательного пространства. Майкоп: Магарин О.Г., 2016. 380 с.

3. Багова Л.Л. Внеклассная работа по формированию экологической культуры младших школьников в рамках интегративного курса «Окружающий мир» // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2015. Вып. 3. С. 61-65.

Literature:

1. Feldstein D.I. Development ofpsychological and pedagogical sciences and space-time situation in XXI //Man and Education. No. 1, (34). 2013. P. 4-11

2. Autleva A.N. Poly paradigm model of ecological socialization of a person in conditions of multicultural educational space. Maikop: Magarin O.G., 2016. 380 p.

3. Bagova L.L. Extra-curricular work on the formation of ecological culture of primary schoolchildren in the framework of the integrative course "The World around us"/ Bulletin of Maikop State Technological University. Issue 3. 2015. P. 61-65.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.