УДК 316:37.013.78 ББК 60.561.9 А-93
Аутлева Асиет Нурбиевна, кандидат педагогических наук, доцент Адыгейского государственного университета, т. :8(918)4255022
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ В СИСТЕМЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ
(рецензирована)
В статье обсуждаются особенности экологической социализации в рамках общей социализации личности, раскрываются ключевые категории. В статье экологическая социализация основана на идее расширения и обогащения образовательного пространства за счет включенности в него социальных институтов.
Ключевые слова: социализация, экологическая социализация личности, экологическое образование, экологическое воспитание, образовательное пространство.
Autleva Asiet Nurbievna, associate professor of Adygh State University, tel.: + 7-918-42550-22 [email protected]
ECOLOGICAL EDUCATION AND UPBRINGING IN THE SYSTEM OF ECOLOGICAL SOCIALIZATION OF A PERSON
(reviewed)
The article discusses the features of environmental socialization within the overall socialization, key categories have been revealed. The environmental socialization is based on the idea of expansion and enrichment of the educational space due to other social institutions.
Keywords: socialization, socialization of the individual, ecological education,
environmental upbringing, educational environment.
Г армонизация социоприродного взаимодействия обуславливает осознание необходимости совершенствования системы экологической социализации личности, обеспечивающей становления новой парадигмы жизни, в которой соблюдение экологических принципов отношения общества к природе становятся базовой.
Экологические проблемы - это системный кризис. Они по своей сути свидетельствуют о разрыве связей, сложившихся в процессе культурной и природной эволюции.
Осмысление экологических проблем приводит к необходимости преобразования самого человека, его когнитивной, деятельностной, эмоционально-ценностной сферы, направленной на установление связи с окружающей средой на основе принципов экологических этических норм. Как известно, экологическая некомпетентность личности на любом возрастном этапе, приводит зачастую к неадекватному пониманию и разрешению экологических проблем.
«Сегодня как никогда нужен целостный трансдисциплинарный взгляд на мир, причем на уровне сознания большинства граждан, иначе в обществе не возникнет когерентного понимания глобальных проблем и способов их решения» [ 1].
Глобальные проблемы современности обуславливают становление новой парадигмы образования, в которой экологическое образование занимает приоритетное и перспективное направление. В этом случае значение экологического образования как главного фактора оптимизации взаимодействия в системе «человек - природа - общество» невозможно переоценить: оно становится условием культурной эволюции, как отдельной личности, так и всего общества.
В современной педагогической теории и практике, воспитание, образование, как правило, осуществляются вне широкого социального, культурного контекста личности обучающегося. Замкнутость образовательного пространства школы, его не включенность в широкое социальное пространство, делают процесс освоения экологических, социально-
экологических, нравственных знаний, норм отношения человека к природе сугубо педагогическим действием, оторванным от личного опыта обучающегося. Такая ситуация усугубляется не разработанностью механизмов системного и систематического взаимодействия социальных институтов: семьи, СМИ, внешкольных образовательных и культурно-досуговых учреждений, дополнительного образования, обладающих ресурсным потенциалом для трансляции и популяризации экологических знаний, норм, представлений, экологических императивов. Известно, что в социальном пространстве в качестве социальных регуляторов выступают нормы морали, система ценностей, в том числе, сложившиеся традиции отношения к природе как к среде жизни. Именно они детерминируют экологические и нравственные смыслы, мировоззренческие позиции, оказывают влияние на нормы общественного мнения, нормы общественного контроля, которые в свою очередь, регламентируют поведенческие и отношенческие модели, создают предпосылки для развития самооценки личности как субъекта социального пространства.
В таком случае становится необходимость создание системы экологической социализации личности, которой системообразующей становится идея гармонизации триады «человек - природа - общество», а компонентами системы являются экологическое образование, экологическое воспитание, которые подвергаются определенной корректировки согласно социальной детерминированности экологических проблем.
И.Ф. Реймерс [2] определяет: «экологическое образование - система обучения, направленная на усвоение теории и практики всеобщей экологии как одной из фундаментальных основ природопользования»[2, с. 215]. В.А. Ситаров, В.В. Пустовойтов рассматривают экологическое образование в контексте общего образования, но «придающее ему новое качество, формирующее иное отношение не только к природе, но и к обществу, к человеку» [3]. Эти формулировки отражают традиционные подходы к определению экологического образования, когда оно реализуется в рамках учебных дисциплин, прежде всего, естественнонаучного направления, с другой стороны, как часть общего образования. Очевидно, в русле такой логики, экологическое образование реализуется в рамках учебных дисциплин, и в лучшем случае, направлено на формирование экологических знаний как предметных. Специфичность экологических знаний заключается в том, что они не только объясняют неизвестные стороны действительности, но и признаны выполнять предписывающие функции по отношению к социальной деятельности. Модели поведения субъектов становятся показателями уровня экологической культуры, а значит, и результатом экологического образования.
Экологическое воспитание в контексте социокультурной эволюции заключается в том, чтобы новые экологические ценности становятся личностно-значи-мыми на всех возрастных этапах и уровнях развития.
Экологическое воспитание как компонент экологической социализации, выступает средством упорядочивания образовательного пространства.
Образовательное пространство, «насыщенное» экологическими этическими нормами, ценностями, взглядами, представлениями, придает содержанию бытия личности не только экологические смыслы, но и проповедует, актуализирует идеи партнерства, терпимости, взаимопонимания в решении экологических проблем и гармонизации системы «человек - природа».
Экологическая социализация - это освоение личностью социальных норм, ценностей, традиции отношения, поведения, основанных экологических императивах и способы социальной жизни и вырабатывать собственные ценностные ориентации (самоактуализироваться и самореализовываться) в отношении личности к окружающей среде, природе, согласно экологическим этическим нормам.
При раскрытии сущности экологической социализации, родовой категорией является «социализация личности».
Социализация личности, в традиционном смысле представляет собой процесс приобретения опыта социальных отношений и освоения новых социальных ролей,
происходящий в сферах деятельности, общения и самопознания путем узнавания, освоения, обогащения и передачи опыта социального взаимодействия, формирования готовности к социальным действиям, направленной на социально значимое преобразование окружающей среды, активную интеграцию в социум и самореализацию личности в обществе, развитие инициативности, творчества, самостоятельности и результативности действий.
Социализация как процесс, с одной стороны, сводится к освоению культуры как социального опыта, в которую входят ценности, нормы, установки, присущие обществу и социальным группам. С другой стороны, в процессе социализации, личность транслирует в окружающее её пространство освоенные знания, ценности, традиции, позиции, нормы после их субъективного анализа, осмысления, тем самым, социальный опыт, воспроизводящий личностью, носит иные параметры, знаки, акценты, приоритетные свойства. Таким образом, социализация не только представляет мир взрослых, но также констатирует и новый мир, устанавливаемый договором в процессе интеракции. Следовательно, как «новичок», так и агенты социализации становятся субъектами социального контроля и социальной власти.
В педагогической науке социализации личности раскрывается в исследованиях П.П. Блонского, А.К. Гастева, А.В. Евстигнеев-Белякова, Н.Н. Иорданского, Н.К. Крупской, А.В. Луначарского, А.С. Макаренко, Н.И. Попова, В.А. Сухомлинского, С.Т. Шацкого, В.Н. Шульгина и др.
Е.Н.Шиянов, характеризуя феномен социализации, выделяет два «плана» социализации: филогенетический и онтогенетический. Филогенетический план
обеспечивает раскрытие «путей и механизмов формирования родовых свойств человека. Онтогенетический связан со становлением личности в ходе индивидуального развития, как правило, он связан с процессами «интериоризации социальных норм, ценностей, типичных форм поведения и их экстериоризации, которые проявляются в процессе индивидуального развития» [4].
Анализируя исследования отечественных и зарубежных авторов, можно отметить, что социализация раскрывается как:
- процесс освоения ролей и ожидаемого поведения в отношениях с социальными институтами (Г. Пейджа, Дж. Б. Томаса, А.Р. Маршалла);
- процесс социального научения, стимулом к которому является необходимость адаптации к социуму (Б. Скиннер, Э. Торндайк, В. Уолтер);
- основа сопряжения природных импульсов, инстинктов и требований социальную среду, где эти инстинкты реально могут быть удовлетворены, в результате чего вырабатываются социально приемлемые способы их реализации (К. Хорни, А. Кардинер, Г.С. Салливер).
Д.И. Фельдштейн подчеркивает, что « социализация по своей сути - это движение, а не ряд локальных действий присвоения». Социализация выступает как присвоение ребенком норм человеческого общежития, а индивидуализация как постоянное открытие; утверждение (понимание, отделение) и формирование себя как субъекта» [5].
Тема гармонизации системы «человек - природа - общество» охватывает гуманитарные, рефлексивные аспекты взаимодействия, наряду с техническими, экономическими, политическими. Экологические проблемы относятся к разряду трансдисциплинарных, поэтому их исследовать, невозможно, ограничиваясь рамками естественнонаучных дисциплин. В этой связи в системе образования на всех её ступенях необходимо коренным образом изменить существующие подходы для обеспечения формирования целостного видения природы, человека и общества в контексте междисциплинарного диалога.
Таким образом, становится актуальной осуществления широкой экологической социализации личности на этапах онтогенеза. Это достигается за счет включения в образовательное пространство общеобразовательного учреждения социальных институтов, чьи ресурсные потенциалы интегрируются, благодаря чему, и актуализируется широкий спектр возможностей образовательного пространства в процессе экологической социализации.
Установление связи общеобразовательной школы с социальными институтами в качестве социальных партнеров, является наиболее продуктивным, поскольку воспитательный потенциал социальных институтов, относящихся к не образовательной сфере, сегодня равноценен школьному, а иногда, по воспитательному эффекту и возможностям, могут превосходить его (А.И. Остраухова, Н.Б. Крылова, В.С. Кузин, А.К. Лукин, Н.В. Нагорский, Т.В. Перезва, П.И. Семенов).
Известно, что социализация личности в рамках институционального механизма реализуется процессами образования, воспитания, обучения.
В научной, учебно-методической, справочной литературе дано множество определений понятия «воспитания», которые демонстрируют подчас «субъективизм и даже произвол его определений» (А.С. Роботова, Е.В. Титова, И.А. Колесникова). Одни авторы видят положительные стороны в таком плюрализме, связывая эту ситуацию со стремлением многих исследователей раскрыть суть явления, зафиксировав своё понимание в соответствующем определении.
В воспитании «важнее согласование и принятие норм, законов, традиций общежития в социуме для достижения уровня культурности, интеллигентности. Если нормы и законы в социуме будут нарушаться, тогда невозможно свободное существование индивида и целостное функционирование общества» (О.С. Газман, И.В. Иванов, В.А. Караковский, А.В. Мудрик, В.С. Мухина).
В данном исследовании мы основывались на концепции воспитания, связанные с целенаправленной «социализацией личности человека в среде, сообществе» (В.А. Караковский, Н.И. Селиванова); освоением личностью системы социальных ролей (Н.М. Таланчук); пониманием воспитания как части педагогического процесса социализации. (М.И. Рожков); педагогической помощи ребенку в становлении его ... социализации (Е.В. Бондаревская); гармонизации сущностно различных процессов социализации и индивидуализации (О.С. Газман).
Воспитание можно определить как педагогический компонент процесса социализации (контролируемого социализацию), который предполагает систему действий, направленных, на интеграцию человека в общество, на освоение им комплекса социальных ролей.
«Образование интегрирует воспитание, педагогическую деятельность и самовоспитание личности, и на этих основаниях выстраивается реальный педагогический процесс, который проектируется с учетом различных образовательно-воспитательных концепций и теорий, воплощается в образовательных системах и учреждениях» [6]. Л.И. Новикова [7], исходит из того, что когнитивная сторона воспитания и воспитательная функция образования делает тождественными эти два процесса, по сути своей.
Социализация как процесс освоения человеком социальных, культурных норм, представлений, поведенческих и отношенческих моделей может в известной мере претендовать на статус «экологический», если условно выделить в социальном опыте экологические ценности, знания, представления, модели поведения, которыми личность руководствуется в повседневной жизни.
В экологической социализации проблема эволюционного развития взаимоотношения, взаимодействия в системе «человек - природа - общество» раскрывается в условиях установления определенной пространственно - временной детерминированности: философией жизни, укладом хозяйства, уровнем развития наук, культурным развитием этносов, поликультурностью социального пространства и др.
Эволюционные изменения в пространстве и времени наблюдаются во всех сферах жизни: в образе жизни, в способах хозяйствования, в культурной жизни. Содержание экологической социализации включает нормы, ценностей разделяемые всем обществом, а также нормы и ценности перспективного характера. Освоение норм и ценностей перспективного характера представляется залогом изменения норм, стереотипов поведения общества, в процессе конструирования образа жизни с актуализированными, экологическими этическими нормами, проповедуемыми в культурных традициях этносов, образующих поликультурное
образовательное пространство.
Так, начальный уровень экологической социализации характеризуется осознанием личностью целей экологической деятельности, на основе которой формируются отношения к характеру и результатам деятельности. Включенность личности в различные виды деятельности в рамках проектов, Событий, решения социально-экологических ситуаций, самостоятельность обучающегося, высокая его степень свободы ставит его перед необходимостью морального выбора, что актуализирует морально-этическую сферу личности в условиях конструирования опыта.
На этапах экологической социализации индивида особое значение приобретают два уровня обобщения культурных образцов. Первый - нормы, разделяемые всем обществом, которые определяют культуру данного общества. Второй - нормы и ценности перспективного характера. Овладение этими двумя уровнями культурных норм обязательно в процессе экологической социализации для любого индивида, при этом личность, овладев нормами культуры и социальными ролями, приобретает способность к активному влиянию на социокультурную среду.
Экологическая социализация представляет собой целостную систему, использование отдельных компонентов которой не обеспечивает системный эффект. В то же время она содержит возможности конструктивных изменений для реализации в различных условиях с сохранением системы целостности (рис. 1).
Социализирующая функция школы, установление ею множественных связей с государственными и общественными учреждениями в конструировании пространства, оказывающего априорное влияние на принятие личностью экологических ценностей как нравственных, выражается в высокой степени адаптивности, активности, автономности личности на этапах экологической социализации.
Социализация личности человека в среде, сообществе
Интеграция человека в общество
Освоение человеком комплекса социальных ролей
Обобщение культурных образцов:
• нормы и ценности определяющие культуру данного общества
• нормы и ценности перспективного характера
Системный эффект
Культура личности
і
Рис. 1. Социализации личности в системе воспитания и образования
Таким образом, экологическая социализация разворачивается и осуществляется в контексте общей социализации личности. Вместе с тем экологическая социализация это не отдельное направление общей социализации личности, а новый уровень её, в которой доминирующей становится тема гармонизации системы «человек - природа - общество». Экологическое воспитание и образование как подсистемы целостной системы экологической социализации, упорядочивают образовательное пространство, обладая возможностью транслировать экологические знания, взгляды, ценности, представления, установки. Руководствуясь логикой общих механизмов социализации, активизация пространства: субъектного, информационного, событийного, предметного и др. становится тем условием, которая позволяет общеобразовательной школе реализовать образовательные и воспитательные функции в системе экологической социализации.
Литература:
1. Буданов, В.Г. Синергетические стратегии в образовании/ www.iph.ras.ru, дата обращения 01.08.2013.
2. Реймерс Н.Ф. Экология: теория, законы, правила, принципы, гипотезы/ Н.Ф. Реймерс. - М. - Просвещение, 1994. - 364 с.
3. Ситаров В.А., Пустовойтов В.В. Социальная экология / В.А. Ситаров, В.В. Пустовойтов. - М. - Академия, 2000. - 280 с.
4. Шиянов Е.Н. Идея гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности / Е.Н. Шиянов, И.Б. Котова. - Ростов н/Д: Цветная печать, 1995. - 320 с.
5. Фельдштейн Д.И. Приоритетные направления психолого-педагогических исследований в условиях значимых изменений ребенка и ситуация его развития: докл. на выездном заседании Президиума РАО в Нижнем Новгороде 19-20 апреля 2010 г. / Д.И. Фельдштейн. - М.; Воронеж: Изд-во МПСИ: МОДЭК, 2010. - 16 с.
6. Лихачев, Б.Т. Философия воспитания / Б.Т. Лихачев. - М., 1997.
7. Новикова, Л.И. Воспитательное пространство как открытая система (Педагогика и синергетика) /Л.И. Новикова, М.В. Соколовский //Общественные науки и современность. -1998. - №1. - С. 132-134.
References:
1. Budanov V.G. The synergistic strategies in education / www.iph.ras.m (date of access 01.08.2013).
2. Reimers N.F. Ecology: theory, laws, rules, principles, hypotheses. M.: Education, 1994.
364 p.
3. Sitarov V.A., Pustovoitov V.V. Social ecology. M.: Academy, 2000. 280 p.
4. Shijanov E.N. The idea of humanization of education in the context of domestic theories of personality. Rostov on/D: Color Print, 1995. 320 p.
5. Feldstein D. I. Priority areas of psycho - educational research in a significant change in a child and the situation of its development: report at the session of the Presidium of RAE in Nizhny Novgorod, April 19-20, 2010. M.; Voronezh: Publishing House of the MPSI: MODEK, 2010. - 16 p.
6. Likhachev B.T. The philosophy of education. M. 1997.
7. Novikova L.I. Educational space as an open system (Pedagogy and Synergetics) // Social Sciences and modernity. 1998. № 1. P. 132-134.