КОНТ ТЕПТ
научно-методический, электронный журнал ART 14629 УДК 37.017.91
Аутлева А.Н. Социальные институты как субъекты образовательного пространства в системе экологической социализации личности // Концепт. - 2014. -Спецвыпуск № 11. - ART 14629. - 0,48 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14629.htm. - Гос. р ег. Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120X.
Аутлева Асиет Нурбиевна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и педагогических технологий ФГБОУ ВПО «Адыгейский государственный университет», г. Майкоп [email protected]
Социальные институты как субъекты образовательного пространства в системе экологической социализации личности
Аннотация. В данной статье обосновывается сущностная и функциональная роль социальных институтов в системе экологической социализации личности как базовое условие повышения ресурсного потенциала образовательного пространства. В статье исследуются связи, отражающие взаимодействие школы с различными социальными институтами; связи обучения и воспитания в системе общей социализации; связи организационно - функциональные, организационно - деятельностные, коммуникативные.
Ключевые слова: экологическая социализация, социальные институты, образовательное пространство.
Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Экологическое воспитание и образование личности в современном обществе определяется широкой включенностью всех социальных институтов в единое образовательное пространство, что ведет к формированию культуры отношений человека к природе и способствует обогащению пространства бытия субъектов содержательными и административными ресурсами.
Образовательное пространство, как феномен педагогической действительности, выступает механизмом социального становления человека. Составляющие это образовательное пространство институты образования выступают «ресурсами индивидуального и общественного развития» [1]. Взаимодействие социальных институтов с общеобразовательной школой характеризуется высокой устойчивостью системной структуры и ее элементов, где исходными концептуальными принципами выступают: уважение гражданских прав и свобод, добровольность участия, паритетность (равенство), целостность, совместимость, совместимость, природосообразность, толерантность.
Анализ научной литературы по проблеме позволил нам определить взаимодействие школы и социальных институтов, с одной стороны, как процесс, который обусловлен функциями и обязанностями субъектов взаимодействия, социальными ценностями, смыслами и профессиональными взаимоотношениями, с другой стороны, как структуру, которая также связана с социальными ценностями, смыслами, отношениями, но только с другими сферами социальной жизнедеятельности: это отношениями по управлению в общей системе образования, культуры, отношениями по определению статуса системы социально значимых институтов и т. д. Различные аспекты взаимодействия общеобразовательного учреждения и социальных институтов в педагогике раскрываются в исследованиях А. Г. Хрипковой, И.В. Гребенникова, А. М. Низовой, Д. И. Перфильевской, В. Я. Титаренко, А. Т. Фанатова и др.
Понятие «социальные институты» в философской и социологической литературе определяется как «устойчивые комплексы формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих взаимодействие людей в определенной
IV 'I rw
ART 14629
научно-методический электронный журнал
УДК 37.017.91
Аутлева А.Н. Социальные институты как субъекты образовательного пространства в системе экологической социализации личности // Концепт. - 2014. -Спецвыпуск № 11. - ART 14629. - 0,48 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14629.htm. - Гос. р ег. Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120X.
сфере жизнедеятельности и как относительно устойчивые формы организации социальной жизни, социальной практики, обеспечивающие устойчивость связей и отношений в рамках общества, санкционирующие и поддерживающие их с помощью социальных норм» [2]. Понятие «ресурс» обозначается как «средство, запасы чего-нибудь, к которым обращаются в случае необходимости (например, природные ресурсы, экономические ресурсы)» [2]. Освоение образовательного пространства приводит к личностному становлению субъекта, а само «образовательное пространство является феноменом педагогической действительности» [3].
Создание многоуровневой системы взаимодействия социальных институтов, постоянное наполнение её новыми моделями взаимодействия становится способом создания образовательного пространства с наличием высокого воспитательного потенциала. Понятие «потенциал» (potentiel от лат. potentialis - «сила, мощь, возможность»; производное от potens - «могущий») определяется как «совокупность наличных средств, возможностей в некоей области, данном отношении» [4]. Для обозначения содержательных изменений и соответственно функциональных возможностей образовательного пространства в процессе экологической социализации мы используем категорию «ресурсный потенциал». Тем самым определяем возможным выполнение и «необязательных функций»: обеспечение образовательного пространства ресурсным потенциалом по насыщению его экологическими знаниями, смыслами, ценностями, экологическими императивами и т. д.
Таким образом, включение социальных институтов в образовательное пространство школы в процесс экологической социализации личности влияет на обогащение пространства бытия обучающегося, причем «измененное» пространство будет влиять на всех субъектов экологической социализации, в том числе, и на деятельность самих социальных институтов.
В такой ситуации все субъекты образовательного пространства в процессе взаимодействия претерпевают коэволюционный эффект: с одной стороны, все они со-из-меняются; с другой, - однонаправленность социальных институтов в процессе экологической социализации создает предпосылки для становления резонансного воздействия, что во много раз усиливает силу воздействия на субъекта воспитания с точки зрения обеспечения экологически социализированной личности.
Установление связи школы, как образовательного центра, с социальными институтами, как социальными партнерами, является наиболее продуктивным, поскольку воспитательный потенциал социальных институтов, относящихся к необразовательной сфере, сегодня равноценен школьному, а иногда, по воспитательному эффекту и возможностям, могут превосходить его.
В современной социологической науке к социокультурным институтам относятся:
- образовательные институты - представляют различные уровни образования: дошкольное, школьное, среднее специальное, высшее, (бакалавриат, магистратура);
- необразовательная сфера (культурологическая, просвещенская, информационная) - театры, музеи, библиотеки, кино, телевидение, радио, интернет, заповедник;
- неформальные, неформализованные институты - общественные экологически организации, экологическое движение, экологические проекты, акции, экологические клубы. В качестве социальных институтов могут выступать не только постоянно действующие, но и временные молодежные, творческие движения, клубы, проектные группы, сообщества, которые по своей сути являются сложными многомерными институтами, формирующими или создающими предпосылки для их становления норм, традиции в образе жизни, основанные на экологических императивах.
2
КОНТ ТЕПТ
научно-методический, электронный журнал ART 14629 УДК 37.017.91
Аутлева А.Н. Социальные институты как субъекты образовательного пространства в системе экологической социализации личности // Концепт. - 2014. -Спецвыпуск № 11. - ART 14629. - 0,48 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14629.htm. - Гос. р ег. Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120X.
Согласно А.В. Мудрику, взаимодействие человека и окружающей среды, «в самом общем виде можно определить, как процесс и результат его социализации» [5], поэтому все факторы социализации личности можно разделить на две группы:
- социальные факторы - макро-, мезо - и микрофакторы, которые включают исторические, культурные, гуманитарные, этнические аспекты социализации;
- индивидуально-личностные факторы - в значительной мере они характеризуются своеобразием жизненного пути личности.
Содержание и конкретные механизмы социализации, имея исторический характер, определяются социально-экономической структурой общества. При этом процесс социализации включает всю совокупность общественных отношений; поэтому для каждого возраста существует своя специфическая «социальная ситуация развития», определенное соотношение условий социальной среды и внутренних условий формирования личности.
Личный жизненный опыт субъектов экологической социализации, их представления о взаимосвязи и взаимодействии природы и человека, развитие эмоциональноценностной сферы личности в отношениях к окружающей природе, опыт исследовательской и природоохранительной деятельности на фоне совокупности духовно-нравственной, социальной ориентированности обусловливают во многом качество и динамику экологической социализации личности.
Механизмы взаимодействия субъектов образовательного пространства в процессе экологической социализации личности направлены на создание резонирующего поля, целесообразность которого связана с обеспечением единства направлений воздействия и целевых установок агентов социализации: единства педагогических целей семьи, школы, социального окружения личности.
Если образовательное пространство рассматривается с точки зрения его поликультурности, то экологическая социализация личности происходит через «функционирование» системы этнических традиций, этнических этических норм, обычаев, народных праздников, заключенных в этнокультурном опыте субъектов поликультурного пространства.
Общеобразовательная школа как социальный институт воспитания и образования личности обучающего. Особенности образовательного учреждения как социального института в процессе экологической социализации рассматривается как «агент», который может осуществлять экологическое образование и воспитания целенаправленно через учебные программы и при обеспечении соответствующими учебниками и качественными педагогами, осуществляющих грамотно эти процессы.
Вместе с тем, практика воспитания свидетельствует о том, что до сих пор недостаточно разработаны механизмы взаимодействия социальных институтов со школой (даже таких традиционных институтов, как семья). На практике социальные институты транслируют не только разные жизненные установки, ценностные ориентиры, но и зачастую совершенно противоположные. Тем не менее, известно, что однонаправленность воздействия социальных институтов, включенных в воспитательное пространство общеобразовательной школы, может оказывать на личность школьников больший системный эффект.
Экологическая политика, её отражение в законодательстве России. В России отработаны и приняты важнейшие стратегические планы и программы в области охраны окружающей природной среды: Концепция перехода РФ к устойчивому разви-тию(1996), Концепция национальной безопасности РФ (2000), Закон «Об охране окружающей среды» (2002), «Экологическая доктрина РФ» (2002) и др.
IV 3 ^
КОНТ ТЕПТ
научно-методический электронный журнал ART 14629 УДК 37.017.91
Аутлева А.Н. Социальные институты как субъекты образовательного пространства в системе экологической социализации личности // Концепт. - 2014. -Спецвыпуск № 11. - ART 14629. - 0,48 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14629.htm. - Гос. р ег. Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120X.
В данных документах отражены основные направления деятельности Правительственных органов России, субъектов РФ, учреждений и организаций по обеспечению устойчивого развития общества и модернизации системы образования, в том числе и в области экологии, рационального природопользования и охраны окружающей среды, как базы для освоения основных критериев устойчивого развития.
Анализ правовой базы показывает, что международные правовые нормы по устойчивому развитию получили отражение в российском законодательстве 90-х гг. Это в первую очередь «Основные положения государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития», а также Указ Президента РФ «О Концепции перехода Российской федерации к устойчивому развитию», Положения Экологической доктрины имеют важное значение для реализации концепции устойчивого развития Российской Федерации и ее субъектов. Однако нельзя не отметить декларативность предусмотренных в ней многих положений. Таким образом, проблема разработки и правового закрепления государственной стратегии устойчивого развития, механизмов и условий её реализации остается актуальной.
Семья как основополагающий институт. Говоря о воспитательной функции семьи, следует также отметить, что демографический фактор показывает, что структура и состав современной семьи (полная, неполная, материнская, сложная, простая, однодетная, многодетная и т. д.) диктуют свои особенности воспитания детей и влияют на процесс социализации детей.
Известно, что семья традиционно является для ребенка первым источником, откуда он черпает первые знания, представления о природе. Социализирующая роль семьи проходит на основе доверительности, любви, родственных отношений, тем самым она способна «перекрыть» все другие виды факторы социального воздействия на личность. Здесь важно подчеркнуть приверженность семьи к этническим традициям, в которых всегда присутствуют экологические нормы, ценности, экологические императивы. Однако, известно, сама семья на разных возрастных этапах социализирующее влияние проявляет по-разному.
Неформальное экологическое образование и просвещение населения. Общепризнанно, в том числе и со стороны государственных структур, что в России именно общественные организации представляют неформальное экологическое образование и просвещение населения. Успехи неформального экологического образования основаны в свободном выборе, как стратегии организации образовательного процесса, так и в выборе методологии.
Работа в режиме проектной деятельности ориентирует общественные организации на конкретные цели и результаты. Важно то, что для негосударственных организаций приоритетной является деятельность, направленная на практическое решение местных экологических проблем. Вместе с тем, здесь имеются [6; 7] следующие проблемы:
- отсутствие финансовой устойчивости у общественных организаций, ориентированных на экологическое образование;
- некомпетентность в вопросах экологического права и законодательной базы, регулирующей нормы природопользования;
- незнание экологических законов затрудняет проведения экологического мониторинга и т. д.
Таким образом, общественные организации в неформальном экологическом образовании, безусловно, играют координирующую и объединяющую роль, а также выполняют:
- роль ресурсных центров, предоставляющих консультативные услуги, методические материалы, информацию;
IV ^ rw
Аутлева А.Н. Социальные институты как субъекты образовательного пространства в системе экологической социализации личности // Концепт. - 2014. -Спецвыпуск № 11. - ART 14629. - 0,48 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14629.htm. - Гос. р ег.
Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120X.
- роль обучающих центров, распространяющих инновационные методы и подходы;
- роль центров подготовки лидеров экологических организаций;
- роль центров активности, привлекающих активных граждан для решения социально-экологических проблем.
Дополнительное образование. Известно, что формальное образование пребывает в состоянии дефицита времени, под прессом учебных программ, поэтому оно менее мобильно. Более активно внедрение новых подходов идет в дополнительном образовании, поэтому часто именно на базе учреждений дополнительного образования создаются экологические общественные организации.
Средства массовой информации (СМИ). В российском энциклопедическом словаре под редакцией Г.В. Осипова [11] дается следующее определение понятия «средства массовой информации» - это социальные институты: пресса, книжные издательства, агентства печати, радио, телевидения и т. д., обеспечивающие сбор, обработку и распространение информации в массовом масштабе.
Анализ большинства не специализированных СМИ практикуют два способа освещения экологических тем: новости национального или международного масштаба основаны, как правило, на сообщениях информационных агентств. О региональных или местных экологических новостях обычно рассказывают собственные корреспонденты. Внимания неспециализированных СМИ в результате удостаиваются, в основном, лишь масштабные экологические события и проблемы, а это происходит там, где живут их читатели, зрители и слушатели; узнать о них в глубинке нелегко. Так и создается впечатление, что экологические проблемы - это что-то чуждое и далекое.
Интернет. Стремительно развивается и сетевая журналистика, у которой даже пока нет названия. В интернет-аудитории востребованы материалы информагентств как традиционных (ИТАР-ТАСС, Интерфакс, РИА «Новости» и др. имеют свои серверы), так и сетевых (одно из крупнейших - Национальная служба новостей (НСН).
Право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды закреплено в Конституции РФ. Законодательство об информации и информатизации и о праве на доступ к информационным источникам и информационным базам данных стало активно развиваться в 90-е годы. Следует отметить, что информированность российского общества существенно возросла в результате этих и ряда других перемен. Для целей правового регулирования имеет значение определение конституционного термина о «достоверной» информации о состоянии окружающей среды, которая может касаться различных сфер жизни общества либо частной жизни. Поэтому правовое регулирование доступа и достоверности информации о состоянии окружающей среды предполагает определение объема этой информации. Законодательно ограничен доступ только к информации, представляющей государственную или коммерческую тайну.
Анализ ответов на вопросы анкеты, изучение литературе по теме исследования свидетельствует о том, что в последнее время школьники все чаще используют Интернет в своей досуговой сфере: они предпочитают, прежде всего, игры «стрелялки», «гонялки». Вместе с тем, они затрудняются работать с различными поисковыми системами и специальными программами-навигаторами.
Таким образом, в условиях однонаправленности воздействия социальных институтов в процессе экологической социализации личности в образовательном пространстве наступает эффект резонанса. При этом «насыщенное» образовательное пространство экологическими знаниями, нормами, смыслами, ценностями гарантирует непротиворечивость информации, что, в свою очередь, усиливает внешние воз-
КОНЦЕПТ
научно-методический, электронный журнал ART 14629 УДК 37.017.91
(V С rw
КОНТ ТЕПТ
научно-методический электронный журнал ART 14629 УДК 37.017.91
Аутлева А.Н. Социальные институты как субъекты образовательного пространства в системе экологической социализации личности // Концепт. - 2014. -Спецвыпуск № 11. - ART 14629. - 0,48 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14629.htm. - Гос. р ег. Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120X.
действия и тем самым влияет на удлинение волны резонанса; в то время как противоречивая информация, сомнительные установки, исходящие из других «агентов» экологической социализации, обусловливают возможные кризисные состояния как в образовательном пространстве, так и в самой личности - субъекта этого пространства. Сами же социальные институты в концепции экологической социализации личности выступают как социальные детерминанты, обеспечивающие повышение ресурсного потенциала образовательного пространства.
Таким образом, социальные институты в концепции экологической социализации личности выступают как социальные детерминанты, обеспечивающие повышение ресурсного потенциала образовательного пространства. На этом основании мы выделили систему условий, оптимизирующих эффективность экологической социализации личности в условиях включения в образовательное пространство социальных институтов:
1. Формирование единой государственной политики в области экологического образования на базе реализации стратегии устойчивого развития в решении экологических проблем и разработки единой системы всеобщего экологического образования на этапах онтогенеза.
2. Координацию социальных институтов в решении экологических проблем, а также их включенность в образовательное пространство как ресурс, повышающий эффективность экологической социализации личности.
3. Обеспечение государством (через СМИ, интернет, политических организации) достоверной и доступной информации о состоянии экологической ситуации города, села, региона и т. д.
4. Осуществление экологического просвещения населения.
5. Проектирование экологического образования и воспитания на основе принципа полипарадигмальности, предполагающее построения моделей, направленных на различные парадигмальные установки: экзистенциальные, рационалистические, конструктивистские. Интеграция экологического образования и воспитания на уровне методологии, что позволяет разработать общие концептуальные решения по проектированию экологической социализации личности на этапах онтогенеза.
6. В экологическом образовании и воспитании использование этнокультурного опыта субъектов поликультурного образовательного пространства. Выделение «культурного ядра» отношения человека к природе («экономии природы»), как инвариантного составляющего в каждом этнокультурном опыте, свидетельствует об их схожести, близости, нежели об их культурных различиях.
7. Опора в экологическом образовании на практическое решение экологических проблем в рамках исследовательской, природоохранительной и социально-экологической деятельности.
8. Однонаправленность действия социальных институтов в процессе экологической социализации, что создает предпосылки для становления резонансного воздействия и во много раз усиливает силу воздействия на субъект воспитания с целью обеспечения экологически социализированной личности.
9. Деятельность социальных институтов в качестве субъектов экологической социализации личности, направленных на формирование в образовательном пространстве новых экологических ценностей, экологических традиции, оценок, создающих предпосылки для становления новой экологической парадигмы бытия человека. 6
r>j
6 ~
Аутлева А.Н. Социальные институты как субъекты образовательного пространства в системе экологической социализации личности // Концепт. - 2014. -Спецвыпуск № 11. - ART 14629. - 0,48 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14629.htm. - Гос. р ег.
Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120X.
Ссылки на источники
1. Какалина, Е.В. Формирование воспитательного пространства в системе открытого образования: ...автореф. дисс. канд.пед.наук., Тамбов, 2011.
2. Современный словарь иностранных слов. - М., 1993. - 870 с.
3. Кондаков, А.М. Образование как ресурс развития личности, общества и государства: ...дисс. докт.пед.наук. - М.- 2005.
4. Современный словарь иностранных слов. - М., 1993. - 870 с.
5. Мудрик, А.В. Социальная педагогика; под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 1999. - 184 с.
6. Кирко, Е.И. Роль общественных организации в развитии экологического образования и экологического сознания/ Общественная организация «Сотворение» // Экологическое образование. - СПб., - С. 136.
7. Кондрашева, Л.Г. Роль общественных организации в развитии неформального экологического образования //
Экологическое образование - СПб., 2005 - С. 136.
8. «Основы государственной политики в области экологического развития РФ на период до 2030» // Утвержден Президентом РФ от 30.04.2012.
9. «О стратегии национальной безопасности РФ до 2020» //Указ Президента от 12.05.2009. № 537.
10. «О государственной стратегии РФ по охране окружающей среды по обеспечению Устойчивого развития» // Указ Президента РФ от 04.02.1994. № 236.
11. Российский социологический энциклопедический словарь / под ред. Г.В. Осипова. - М.: Брэнд, 2000. - 624 с.
КОНЦЕПТ
научно-методический, электронный журнал ART 14629 УДК 37.017.91
Asiyet Autleva,
Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the chair of pedagogics and pedagogical techniques, Adyghe State University, Maykop [email protected]
Social institutes as subjects of educational space in the system of person’s ecological socialization Abstract: The author substantiates the essential and functional role of social institutes in the system of ecological socialization of the personality as a basic condition for increasing the resource potential of educational space of comprehensive school.
Key words: ecological socialization, social institutes, educational space.
Рекомендовано к публикации:
Горевым П.М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
(V Т rw