КОНТ ТЕПТ
научно-методический электронный журнал ART 14785 УДК 378.147:316.6
Шептенко П. А. Подготовка социальных педагогов к реализации личностно-ориентированной технологии социально-педагогического взаимодействия с клиентами // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 23. -ART 14785. - 0,5 п. л. - URL: http://e-
koncept.ru/2014/14785.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.
Шептенко Полина Андреевна,
кандидат педагогических наук, профессор ФГБОУ ВПО «Алтайская государственная педагогическая академия», Барнаул psheptenko@yandex. ru
Подготовка социальных педагогов к реализации личностно-ориентированной технологии социально-педагогического взаимодействия с клиентами
Аннотация. Предложена личностно-ориентированная технология подготовки будущих социальных педагогов к социально-педагогическому взаимодействию с клиентами. В основу технологии положены субъект-субъектные взаимодействия участников педагогического процесса. Проведенное исследование по реализации личностно-ориентированной технологии в период практики в деятельности бакалавров подтверждает её эффективность.
Ключевые слова: социально-педагогическая деятельность, личностно-
ориентированная технология, социально-педагогическое взаимодействие, саморазвитие, личностный рост, профессиональные компетенции.
Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
В современных условиях повышается значимость социально-педагогической компоненты во всех сферах профессиональной деятельности и образования. Стоит вопрос о введении во все образовательные, социально-педагогические учреждения специалистов, способных повлиять на сложившуюся ситуацию, оказать конкретную социально-психолого-педагогическую помощь в социализации детей и подростков, детей с проблемами в развитии, дезадаптивных детей, молодежи и взрослых. В связи с этим актуализируется проблема совершенствования подготовки специалистов для социальной сферы, в частности, социальных педагогов.
Основным видом профессиональной деятельности социального педагога является социально-педагогическая деятельность, которая ориентирована на работу с человеком в его социуме, окружающей микросреде. Он призван создавать благоприятные условия для социализации и развития личности. «Социально-педагогическая деятельность - это многоплановая и многоуровневая активность специалистов педагогического профиля по развитию и удовлетворению разнообразных потребностей и интересов детей и взрослых по социальной адаптации, поддержке личностного развития, их социальной защите, подготовке к условиям конкуренции в современном обществе на основе использования потенциальных возможностей самого социума для разрешения текущих и хронических проблем личности или социальных групп» [1]. Социальный педагог побуждает человека к деятельности, помогает людям использовать личные ресурсы, резервные возможности для преодоления трудностей. Деятельность социального педагога направлена на содействие и помощь клиенту в решении его собственных проблем [2].
Наше исследование проведено на базе Алтайской государственной педагогической академии, в которой осуществляется подготовка бакалавров по направлению «Психолого-педагогическое образование», профилю «Психология и социальная педагогика». Разработчиками Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по данному направлению (основной разработчик «Московский городской психолого-педагогический университет») пред-
г\л Л г\л
ART 14785
научно-методический электронный журнал
УДК 378.147:316.6 49965. - issn 2304-120X.
социально-педагогического взаимодействия с клиентами // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 23. -ART 14785. - 0,5 п. л. - URL: http://e-
koncept.ru/2014/14785.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-
Шептенко П. А. Подготовка социальных педагогов к реализации личностно-ориентированной технологии
ложена компетентная модель подготовки выпускника, определены его профессиональные задачи, общекультурные и профессиональные компетенции. Так, определены компетенции в социально-педагогической деятельности:
- готов к организации мероприятий по развитию и социальной защите учащегося;
- способен к выявлению интересов, трудностей, проблем, конфликтных ситуаций и отклонений в поведении учащихся;
- умеет составлять программы социального сопровождения и поддержки;
- способен участвовать в разработке и реализации социально ценной деятельности обучающихся, развитии социальных инициатив, социальных проектов;
- готов выстраивать профессиональную деятельность на основе знаний об устройстве системы социальной защиты детства;
- владеет методами социальной диагностики;
- способен выступать посредником между обучающимся и различными социальными институтами [3].
Выпускник по направлению «Психолого-педагогическое образование» должен обладать способностью к толерантному поведению, а также социальному и профессиональному взаимодействию.
Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования установлены общие требования к профессиональной подготовке социальных педагогов, которые должны овладеть не только научными знаниями, необходимыми для их будущей профессиональной деятельности, но и приобрести определенные умения - аналитические, организаторские, коммуникативные, проективные и др.
Введение уровневого высшего профессионального образования по направлению «Психолого-педагогическое образование» позволяет выстроить гибкие индивидуально-ориентированные траектории обучения будущих социальных педагогов к использованию личностно-ориентированных технологий социально-педагогического взаимодействия с клиентами, которое предполагает признание личности ребенка не столько объектом, сколько субъектом воспитания и развития, партнером в социально-педагогическом процессе. Чтобы оказать клиенту помощь и поддержку, социальный педагог использует личностно-ориентированные технологии. Взаимодействие социального педагога с ребенком как с субъектом собственной жизнедеятельности является тем инструментом, который реально обеспечивает активный выход его в единое образовательное пространство, и именно в ходе взаимодействия происходит трансляция знаний, позиций, взаимообмен в распространении и осмыслении информации, выход в единое информационно-образовательное пространство современного человеческого сообщества [4].
Основной целью социально-педагогического взаимодействия, по мнению В. И. Загвязинского, является «оптимизация механизмов социального функционирования индивида или социальной группы, предполагающая: увеличение самостоятельности клиента, его способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы, создание условий, в которых он может в максимальной мере проявить свои возможности; адаптацию или реадаптацию клиента в обществе» [5].
В своем исследовании мы исходим из того, что социально-педагогическое взаимодействие» - это особая форма связи между участниками образовательновоспитательного процесса, в ходе и результате которого происходит:
IV О rw
КОНТ ТЕПТ
научно-методический электронный журнал ART 14785 УДК 378.147:316.6
Шептенко П. А. Подготовка социальных педагогов к реализации личностно-ориентированной технологии социально-педагогического взаимодействия с клиентами // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 23. -ART 14785. - 0,5 п. л. - URL: http://e-
koncept.ru/2014/14785.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.
- взаимное обогащение интеллектуальной, эмоциональной, деятельностной сфер его участников, имеет социально-значимый характер;
- приоритет индивидуальности, самоценности, самобытности ребенка как субъектного носителя опыта, складывающегося задолго до влияния специально организованного образовательно-воспитательного процесса (ребенок не становится, а изначально является субъектом познания, общения и деятельности);
- изучение и описание «позитивного профиля» ученика как своеобразного ти-
па мышления;
- определение средств, обеспечивающих реализацию поставленных целей и
задач;
- сочетание различных видов деятельности (игровой, познавательной, ценностно-ориентационной, рефлексивной и др.);
- сотрудничество педагога и воспитанника, направленное на обмен различного содержания опыта;
- предоставление ребенку свободы способов выполнения заданий, активизация творчества детей путем использования групповых форм занятий, диалоговой формы обучения и воспитания;
- организация субъект-субъектных отношений в совместной деятельности педагога и воспитанника.
Процесс обучения будущего социального педагога личностноориентированному педагогическому взаимодействию включает в себя глубокое разъяснение психолого-педагогических основ и путей осуществления, а также формирование практических умений по его реализации.
Новое воспитание, по утверждению Н. Е. Щурковой, проецирует становление способности у детей быть субъектом собственной жизни, и, войдя в общественную взять, стать субъектом социальных отношений. «Подлинная сущность воспитания состоит в том, чтобы, возбуждая активность формирующей личности, вовлекать ее в продуктивные виды деятельности, способствовать ее саморазвитию, самовоспитанию и самосовершенствованию, способствуя саморегуляции» [6].
С целью подготовки будущих социальных педагогов к осуществлению социально-педагогической деятельности в Институте психологии и педагогики Алтайской государственной педагогической академии нами предопределены виды деятельности студентов на практических, лабораторных занятиях, учтены преемственность и единство теоретического обучения и практической подготовки будущих социальных педагогов, программируется исследовательская, организаторская, методическая работа студентов на педагогической практике в образовательных и социальнопедагогических учреждениях.
В профессионально-образовательную программу подготовки социальных педагогов включены такие предметы, как: социальная педагогика, социальная психология, технология социально-педагогической деятельности и др. Предусматривается овладение социальными педагогами технологией работы с дезадаптированными подростками, детьми и молодежными объединениями, родителями школьников, неблагополучными семьями, основами педагогического общения, технологией организации досуговой деятельности в микросоциуме.
Будущим социальным педагогам предлагается система практикумов, психолого-педагогических тренингов по общению с детьми, взрослым населением, взаимодействию с различными социальными институтами в микрорайоне, выполнение
IV 3 ^
ART 14785
научно-методический электронный журнал
УДК 378.147:316.6 49965. - issn 2304-120X.
социально-педагогического взаимодействия с клиентами // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 23. -ART 14785. - 0,5 п. л. - URL: http://e-
koncept.ru/2014/14785.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-
Шептенко П. А. Подготовка социальных педагогов к реализации личностно-ориентированной технологии
учебно-исследовательских заданий по проектированию различных моделей воспитательных систем в микросоциуме с учетом специфики микрорайона, а также педагогическая практика в условиях микросоциума.
Педагогическая практика как один из этапов профессиональной подготовки будущих социальных педагогов является частью Государственного образовательного стандарта. В соответствии со стандартом высшего профессионального образования к специалисту по социальной педагогике предъявляются соответствующие требования. Специалист должен иметь не только научно-теоретические знания, необходимые для будущей профессиональной деятельности, но и практические умения: диагностические, организаторские, коммуникативные, аналитические, проектировочные и др., которыми он овладевает на учебных занятиях и в большей степени в период педагогической практики. В процессе практики у будущих социальных педагогов формируются профессиональные компетенции, определенные профессиональнозначимые личностные качества.
Педагогическая практика будущих социальных педагогов предполагает работу студентов в разных типах учреждений и организаций (спектр учреждений, где может работать такой специалист, чрезвычайно широк): в образовательных учреждениях, в социально-педагогических учреждениях, службах социальной защиты населения, здравоохранения, юстиции, культуры и т. д. и с различными категориями детей и взрослых.
В процессе практики студент решает типовые задачи профессиональной деятельности, соответствующие его квалификации: в области социально-
педагогической деятельности:
- проектирование и проведение работы по социальной профилактике в процессе обучения и воспитания;
- организация взаимодействия родителей учащихся и педагогов как участников образовательного процесса;
- проведение профориентационной работы;
- оказание помощи в решении задач социализации учащихся.
Выполняя задания, будущие социальные педагоги проектируют различные модели воспитательных систем в микросоциуме с учетом специфики микрорайона. Они учатся определять эмоциональное состояние учащихся, благоприятную (неблагоприятную) атмосферу в классе (группе), осуществлять личностно-ориентированное взаимодействие. Данные микроисследований становятся предметом обсуждения практических работников, а также на занятиях по психологии, педагогической технологии, при написании студентами курсовых, выпускных квалификационных работ. В этом видится практическая направленность учебно-исследовательской работы будущих социальных педагогов.
Будущий социальный педагог изучает не только воспитанника, но и влияние социальной микросреды на развитие, прогнозирует, организует воспитательный процесс с целью развития личности, фокусирует позитивные влияния и нейтрализует негативные, использует комплекс правовых норм, направленных на защиту прав и интересов клиента, заботится о его душевном равновесии, способствует организации самопомощи. Вместе с воспитанником определяет пути самопомощи по его развитию и личностному росту, рекомендации выхода из затруднений, пути создания ситуации успеха. Зная личностные особенности, проблемы, намечаются более эффективные пути, приемы, способы по оказанию самопомощи воспитанником, опираясь на его возможности и сильные качества, на потенциальные возможности социума.
IV ^ rw
ART 14785
научно-методический электронный журнал
УДК 378.147:316.6 49965. - issn 2304-120X.
социально-педагогического взаимодействия с клиентами // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 23. -ART 14785. - 0,5 п. л. - URL: http://e-
koncept.ru/2014/14785.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-
Шептенко П. А. Подготовка социальных педагогов к реализации личностно-ориентированной технологии
Результатом работы является проектирование программы развития, личностного роста подростка, что дает возможность создать комфортные благоприятные условия для реализации как личности подростка, так и личности самого социального педагога.
В условиях педагогической практики используются диалоговые формы работы. Ребенок, высказывая свое мнение, суждение, оценку, раскрывает свое «Я» для самого себя. В диалоге растет субъектность, потому что в нем ребенок видит отличие своей личности от других, влияние своего мнения на мнение других, значимость своих суждений для окружающих. Он обретает в диалоге то, что сегодня принять называть самостью - способность иметь и представлять автономность внутреннего мира своего «Я».
С целью подготовки будущих социальных педагогов к организации социальнопедагогического взаимодействия нами разработана личностно-ориентированная технология, которая включает: характеристику особенностей личности с ориентацией на положительно(акцентируется внимание на выявление и фиксирование положительных качеств, нравственных ценностей, достоинств личности); проблемное поле личности - трудности в обучении, общении, межличностных отношениях со сверстниками, педагогами, родителями; отклонения в состоянии здоровья, проблемы во взаимоотношениях в семье и др.; выявление референтных лиц. Референтные лица выявляются с позитивным и негативным влиянием, чтобы позитивные влияния сфокусировать, а негативные нейтрализовать.
В основу личностно-ориентированной технологии положены субъект-субъ-ектные взаимодействия участников педагогического процесса. Они направлены на выявление мотивации будущего социального педагога, саморазвития, самовыражения. Личностно-ориентированная технология означают персонализацию социальнопедагогического взаимодействия, которая требует переживаний, эмоций, соответствующих им действий и поступков.
Реализуя личностно-ориентированные технологии, будущий социальный педагог, осуществляя межпредметные связи, обращается, прежде всего, к своим психологическим знаниям о сущности личности, ее структурным компонентам, типам нервной системы, характерологическим особенностям и др. Он овладевает педагогическими умениями определять, прежде всего, положительные качества, особенности личности воспитанника; статус ребенка в семье, в коллективе сверстников; референтных лиц; проблемное поле личности (над чем предстоит работать, от чего следует отказаться). При этом студент учится видеть, какие новообразования появляются в личности ребенка в результате проводимой с ним работы.
С целью определения эффективности использования личностноориентированной технологии социально-педагогического взаимодействия по окончании практики нами проведено анкетирование студентов. На вопрос «Как вы понимаете личностно-ориентированное педагогическое взаимодействие?» будущие социальные педагоги дали следующие ответы: «направленность на осознание мотивов клиента и собственной деятельности», «учет индивидуальных способностей личности», «работа социального педагога с каждым клиентом индивидуально», «выбор методов воспитания с учетом проблем воспитания», « во взаимодействии учитывать приоритетные индивидуальные особенности и личностные качества», «процесс взаимодействия должен быть направлен на развитие клиента», «учет индивидуальных особенностей клиента», «индивидуализация личности ребенка, раскрытие его возможностей», «подбор подходящих методов помощи и поддержки», «ориентация ре-
(V С rw
ART 14785
научно-методический электронный журнал
УДК 378.147:316.6 49965. - issn 2304-120X.
социально-педагогического взаимодействия с клиентами // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 23. -ART 14785. - 0,5 п. л. - URL: http://e-
koncept.ru/2014/14785.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-
Шептенко П. А. Подготовка социальных педагогов к реализации личностно-ориентированной технологии
бенка на самовоспитание, самозащиту, самореализацию», «знать и учитывать особенности каждого ребенка».
Анкета предполагала ответ на вопрос «Что должен учитывать специалист при личностно-ориентированном взаимодействии с клиентом?». Будущие социальные педагоги указали: «индивидуальные качества клиента», «возраст клиента», «особенности здоровья», личностные особенности клиента, его настроение», «личностные и индивидуальные особенности клиента», «темперамент», «характер», «проблемы клиента», «психологические особенности клиента», «интерес к деятельности». На вопрос «Влияет ли личностно-ориентированное взаимодействие на социальную компетентность клиентов?» - «да» - 90%, «нет» - 10%.
Оценка профессиональной готовности будущих социальных педагогов к личностно-ориентированному социально-педагогическому взаимодействию следующая: «готов» - 20%, «готов частично» - 80%, «не готов» - 0%.
На вопрос «Какие формы и методы работы Вы предложите по подготовке к личностно-ориентированному взаимодействию в системе психолого-педагогического образования» ответы будущих социальных педагогов следующие: «беседы», «тренинги», «семинары», «лекции», «круглые столы», «дискуссии», «игровые занятия», «мастер-классы», «консультации», социально-педагогическая практика.
Анализ объектов будущих социальных педагогов позволяет сделать вывод о том, что у студентов в целом проявляется мотивация к совершенствованию, организации педагогического взаимодействия с клиентами.
Исходя из структурных компонентов профессиональной деятельности будущих социальных педагогов, мы определили уровень развития профессиональных компетенций в осуществлении личностно-ориентированного социально-педагогического взаимодействия: оптимальный, допустимый, критический, недопустимый.
Оптимальный - выпускник самостоятельно, творчески применяет знания о личностно-ориентированном социально-педагогическом взаимодействии, находит оптимальные решения использования активных методов и приемов воспитания.
Допустимый - знания об организации личностно-ориентированного социальнопедагогического взаимодействия применяет в стандартных педагогических ситуациях по образцу, предложенному преподавателем.
Критический - владеет знаниями об организации личностно-ориентированного социально-педагогического взаимодействия, но затрудняется находить пути их осуществления, использует личностно-ориентированный подход после подсказки преподавателя.
Недопустимый - имеет слабые знания сущности личностно-ориентированного подхода, организации социально-педагогического взаимодействия и не использует приемы педагогического взаимодействия в социально-педагогической деятельности.
Анализ результатов исследования показывает, что используемая нами технология способствует развитию профессиональных компетенций личностноориентированного социально-педагогического взаимодействия будущих социальных педагогов с клиентами: более 50% будущих социальных педагогов находятся на оптимальном уровне, 34% - на допустимом уровне, и только небольшая часть студентов находится на критическом и недопустимом уровнях.
Таким образом, мы пришли к выводу о том, что используемая личностноориентированная технология способствует эффективной подготовке будущих социальных педагогов к осуществлению социально-педагогического взаимодействия с клиентами.
6
КОНТ ТЕПТ
научно-методический электронный журнал ART 14785 УДК 378.147:316.6
Ссылки на источники
Шептенко П. А. Подготовка социальных педагогов к реализации личностно-ориентированной технологии социально-педагогического взаимодействия с клиентами // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 23. -ART 14785. - 0,5 п. л. - URL: http://e-
koncept.ru/2014/14785.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.
1. Торохтий В. С. Актуальные проблемы современной социальной педагогики (избранные статьи) / сост. В. С. Торохтий. - М.: МГППУ, 2011. - С. 74.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование». - М.: МГППУ, 2011. - С. 5.
3. Социальная педагогика: учеб. для бакалавров / под ред. В. И. Загвязинского, О. А. Селивановой. - М.: Юрайт, 2012. - 405 с.
4. Бочарова В. Г. Социальный педагог: должность профессия, призвание: науч.-метод. пособие. -М.: СПС РАО, 2007. - С. 148.
5. Шептенко П. А. Введение в специальность «Социальный педагог»: учеб. пособие / П. А. Шептенко; под ред. В. А. Сластенина. - М.: Флинта; МПСИ, 2008. - С. 200.
6. Щуркова Н. Е., Мухин М. И., Желаннова А. В. Новое воспитание в новой школе / под общ. ред. Н. Е. Щурковой. - М.: АРКТИ, 2012. - С. 155.
7. Шептенко П. А. Личностно-ориентированное образование: методология, теория и технология: материалы V междунар. науч.-практ. конф., 30 мая 2011 г. / Международная академия наук образования; Шадр. гос. пед. ин-т. - Шадринск: ШНПИ, 2011. - 206 с.
Polina Sepchenco,
Candidate of Pedagogical Sciences, Professor, Federal state budgetary educational institution of higher professional education “Altai State Pedagogical Academy”, Barnaul [email protected]
Preparing teachers to implement student-centered technologies for social and educational interaction with customers
Abstract. Personality-oriented technology training future social workers to the social and pedagogical interaction with clients. The technology is based on subject-subject interaction of the participants of educational process. Research on the implementation of personal and orijentirowannoi technology in the period of practice in the activity of b-ditch confirms its effectiveness.
Key words: socio-pedagogical activity, personality-oriented technology, socio-pedagogical interaction, sa-marati enterprise, personal growth, professional competence.
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
(V Т rw