Научная статья на тему 'Подготовка социального педагога к работе с обучающимися в условиях школы'

Подготовка социального педагога к работе с обучающимися в условиях школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
455
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БАКАЛАВР / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / НОВЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА / СТУДЕНТЫ / ФУНКЦИИ / BACHELOR / COMPETENCE / FUNCTIONS / NEW STATE EDUCATIONAL STANDARDS / SOCIAL PEDAGOGICS / STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гиенко Любовь Николаевна, Шептенко Полина Андреевна

Работа раскрывает особенности обучения студентов по направлению «Психо-логопедагогическое образование», профилю «Психология и социальная педагогика». Указаны виды профессиональной деятельности, описаны профессиональные компетентности бакалавров, рассмотрены задачи, обозначены изучаемые дисциплины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гиенко Любовь Николаевна, Шептенко Полина Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Training of the social teacher for work with being trained in the conditions of school

Work opens features of training of students, in the direction "Psychology and Pedagogical Education", "Psychology and Social Pedagogics" profile. Types of professional activity are specified, described professional competence of bachelors. Tasks are considered. Studied disciplines are designated.

Текст научной работы на тему «Подготовка социального педагога к работе с обучающимися в условиях школы»

КОНЦЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14777 УДК 371.13

Гиенко Л. Н., Шептенко П. А. Подготовка социального педагога к работе с обучающимися в условиях школы // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 23. - ART 14777. -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14777.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

Гиенко Любовь Николаевна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «Алтайская государственная педагогическая академия», г. Барнаул lvubov.gienko@mail.ru

Шептенко Полина Андреевна,

кандидат педагогических наук, профессор кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «Алтайская государственная педагогическая академия», г. Барнаул psheptenko@vandex.ru

Подготовка социального педагога к работе с обучающимися в условиях школы

Аннотация. Работа раскрывает особенности обучения студентов по направлению «Психолого-педагогическое образование», профилю «Психология и социальная педагогика». Указаны виды профессиональной деятельности, описаны профессиональные компетентности бакалавров, рассмотрены задачи, обозначены изучаемые дисциплины.

Ключевые слова: новые государственные образовательные стандарты, бакалавр, социальная педагогика, студенты, компетентность, функции.

Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

В настоящее время система высшего педагогического образования осуществляет переход на новые государственные образовательные стандарты.

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050400 психолого-педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр») обозначает объектами профессиональной деятельности: обучение; воспитание; индивидуально-личностное развитие обучающихся; здоровье обучающихся; психолого-педагогическое и социальное сопровождение обучающихся, педагогов и родителей в образовательных учреждениях различного типа и вида; социализация.

Бакалавр готовится к следующим видам профессиональной деятельности: психолого-педагогическое сопровождение дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования; психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в специальном и инклюзивном образовании; социально-педагогическая деятельность; образовательная деятельность в дошкольном образовании; образовательная деятельность на начальной ступени общего образования.

Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится бакалавр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей [1].

Итогом обучения для бакалавра будет способность решать профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности, например, реализация на практике прав ребенка; создание условий для полноценного обучения, воспитания обучающихся, взаимодействия и общения ребенка со сверстниками и взрослыми, социализация учащихся; участие в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды в учреждении; повышение уровня социальной компетентности участников образовательного процесса; использование здо-

г\л Л г\л

КОНЦЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14777 УДК 371.13

Гиенко Л. Н., Шептенко П. А. Подготовка социального педагога к работе с обучающимися в условиях школы // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 23. - ART 14777. -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14777.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

ровьесберегающих технологий в профессиональной деятельности; проведение психологического (диагностического) обследования детей с использованием стандартизированного инструментария; работа с педагогами с целью организации эффективного учебного взаимодействия детей и их общения в образовательных учреждениях и в семье; помощь школьникам в процессе профессиональной ориентации и профессионального самоопределения; осуществление комплекса мероприятий по социальной защите обучающихся из числа детей-сирот и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, включая взаимодействие социальных институтов; организация комплекса мероприятий по развитию и социальной защите обучающихся в образовательном учреждении и по месту жительства; организация социально полезных видов деятельности обучающихся, развитие социальных инициатив, социальных проектов; выявление потребностей, проблем, конфликтных ситуаций и отклонений в поведении обучающихся, выявление и развитие их интересов и др. [1]

Особого внимания заслуживает область образовательной деятельности на начальной ступени общего образования. Подготовленным бакалавром осуществляется реализация в учебном процессе образовательных программ начальной школы с использованием современных психолого-педагогических методов, ориентированных на формирование и развитие учебной деятельности обучающихся; создание оптимальных условий для адаптации обучающихся к начальному периоду учебной деятельности; интеллектуальное, личностное и нравственное развитие обучающихся в процессе формирования учебной деятельности; взаимодействие с педагогами, администрацией учебного заведения и родителями в целях развития обучающихся с учетом возрастных норм; формирование у обучающихся учебно-познавательной мотивации и умения учиться как необходимого результата их подготовки к обучению в основной школе.

Введение уровневого высшего профессионального образования по направлению «Психолого-педагогическое образование» позволяет выстроить гибкие индивидуально-ориентированные траектории обучения будущей профессиональной деятельности для каждого студента. Для всех видов профессиональной деятельности определены общекультурные и профессиональные компетенции.

Выпускник должен обладать профессиональными компетенциями в социальнопедагогической деятельности:

- готов к организации мероприятий по развитию и социальной защите учащегося;

- способен к выявлению интересов. трудностей. проблем. конфликтных ситуаций и отклонений в поведении учащихся;

- умеет составлять программы социального сопровождения и поддержки;

- способен участвовать в разработке и реализации социально ценной деятельности обучающихся, развитии социальных инициатив, социальных проектов;

- готов выстраивать профессиональную деятельность на основе знаний об устройстве системы социальной защиты детства;

- владеть методами социальной диагностики;

- способен выступать посредником между обучающимися и различными социальными институтами [1].

В современном российском обществе становится необходимым специально подготовленные кадры, способные к профессионально-грамотному решению задач адаптации, социализации и интеграции подрастающего поколения в общество.

IV О rw

КОНЦЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14777 УДК 371.13

Гиенко Л. Н., Шептенко П. А. Подготовка социального педагога к работе с обучающимися в условиях школы // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 23. - ART 14777. -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14777.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

В системе высшего педагогического образования осуществляется переход на новые государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования.

Наше исследование проводилось на базе АлтГПА при подготовке социальных педагогов к профессиональной деятельности, которая направлена на защиту прав детей в обществе, содействие им в период социального и профессионального становления, нуждающимся в социально педагогической помощи и поддержке.

Особого внимания требует подготовка социальных педагогов к работе с обучающимися и их семьями в условиях школы, которая рассматривается нами как одно из условий успешности процессов адаптации социализации и интеграции детей в современный социум.

В Алтайской государственной педагогической академии ведется подготовка социальных педагогов по направлению «Психолого-педагогическое образование», профилю «Психология и социальная педагогика».

Рассмотрение требований современных стандартов к обязательному минимуму содержания образовательных программ в системе высшего профессионального образования социальных педагогов позволил установить, что в процессе подготовки студентов вуза к профессиональной деятельности с обучающимися в условиях школы, студенты осваивают ряд дисциплин: Технология работы социального педагога в общеобразовательном учреждении», «Методика и технология работы социального педагога», «Технология работы с детьми с девиантным поведением», «Технология работы социального педагога с семьей группы риска», «Социальная компетентность подростков общеобразовательного учреждения».

В учебных дисциплинах достаточно представлена целостная методика организации комплексной социально-педагогической деятельности.

При этом фактически слабо используются реальные ресурсы учебнопроизводственной практики и самостоятельной работы в процессе овладения студентами знаниями и специальными умениями, важными для квалифицированной организации социальной помощи в разрешении проблем детей в данных условия.

Подготовка социальных педагогов к работе с обучающимися в условиях школы включает овладение ими определенными функциями:

- мотивационно-ценностная функция, которая отражает сформированные морально-ценностные предпочтения. Она проявляется в социальной зрелости мыслей, мотивов, развитости личных жизненных ценностей и смыслов профессионального труда;

- профилактическая функция в своих целях её реализации ориентирована на оздоровление психологического климата, на коррекцию детско-родительских отношений, снятие возможных проблем, улаживание возникших конфликтов и обострившихся разногласий;

- сигнально-операционная функция включает умения и способности своевременно работать с поступающей информацией, исследовать проблемную ситуацию, адекватно диагностировать проблемы ребенка, объективно оценить варианты их решения, чтобы сформировать цельный план совокупных действий по успешной социализации ребенка и его семьи;

- интегративно-стабилизирующая функция реализуется и в процессе определения этапности успешной деятельности, и при объединении личных и профессиональных интересов разных специалистов, и в установлении стабильного общения, при интеграции форм и методов работы с детьми и др.;

IV 3 ^

КОНЦЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14777 УДК 371.13

Гиенко Л. Н., Шептенко П. А. Подготовка социального педагога к работе с обучающимися в условиях школы // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 23. - ART 14777. -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14777.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

- рефлексивная - это осознание наилучших способов конструктивного разрешения конфликтов, возможность самоизучения и оценки собственных качеств, знаний, умений, способностей [2].

Важным является выработка умения изучать психологическое и социальное здоровье семьи, используя посещение семей в процессе педагогического рейда, анкетирование, составление карты взаимодействия и др.

Успешность деятельности социальных педагогов зависит от создания мотивирующих ситуаций для детей, степени вовлеченности родителей в процесс организации и интеграции воспитательных ресурсов микросоциума.

Во время педагогической практики студенты выполняют задания по разработке и созданию моделей социально-педагогической помощи обучающимся, а также использованию и усовершенствованию технологий взаимодействия с родителями с целью помощи и социально-педагогической поддержки.

Овладение социальными педагогами функциями осуществляется в процессе учебных занятий и педагогической практики. Например, в период практики студенты планируют свою социально-педагогическую деятельность по профилактике правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних и работу с семьями, находящимися в социально опасном положении; принимают участие в заседаниях совета профилактики, психолого-педагогических консилиумах; осуществляют совместную работу с органами системы профилактики.

Профилактическая деятельность основывается на принципах законности (приняты законы ФЗ № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.99 г., Закон Алтайского края от 15.12.2002 г. № 86-ЗС «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Алтайском крае»), демократизма, гуманного обращения с несовершеннолетними, поддержки семьи и взаимодействия с ней. В основе деятельности лежит индивидуальный подход и принцип конфиденциальности, государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.

Студенты-практиканты составляют социальный паспорт; проводят мониторинг семей (в зависимости от их категории); занимаются организацией профилактической работы с неблагополучными семьями, воспитывающими детей школьного возраста; проводится работа среди родительской общественности по вопросам воспитания детей и правовой охране детства (беседы, консультации, разъяснение действующего законодательства, оказание помощи в создании условий для обучения, воспитания детей в семье и школе; защита жилищных, имущественных и других прав несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей), оказывается помощь детям, находящимися в трудной жизненной ситуации.

Основной подход к профилактике безнадзорности и правонарушений включает следующие мероприятия: акции, рейды, тематические вечера для учащихся, родительский всеобуч, экскурсии и др.

Активная включенность семьи в педагогический процесс способствует осознанию подростком себя частью общества. Он начинает осваивать новые общественно значимые позиции, делает попытки в самоопределении.

Общение родителей с подростком является перспективным при учете потребностей в анализе поведения, стремление выделить разные точки зрения при оценке тех

IV ^ rw

КОНЦЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14777 УДК 371.13

Гиенко Л. Н., Шептенко П. А. Подготовка социального педагога к работе с обучающимися в условиях школы // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 23. - ART 14777. -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14777.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

или иных поступков, поэтому при взаимодействии с подростком родителям следует не столько декларировать нормативные требования, сколько помогать анализировать возможные варианты поведения человека в ситуации социального взаимодействия.

Важную роль играет позитивный опыт обучающихся в процессе социализации на уровне микросоциума. Трудно ожидать, что у детей сформируются нравственная устойчивость, ценность здорового образа жизни, когда тот, кто его воспитывает, провозглашая те или иные истины, на деле поступает вопреки им. Учитывая, что на поступках детей отрицательно сказываются противоречия между словом и делом родителей, взрослым рекомендуется быть более ответственными в своем поведении.

Работа с родителями решает следующие задачи: улучшение внутрисемейных отношений; выбор оптимальной стратегии поведения в конкретных ситуациях; поиск воспитательных ресурсов в семье.

С целью улучшения внутрисемейных отношений используется диагностика «Признаки гармоничной семьи», упражнения «Что я ожидаю от своего ребенка?», «Что я ожидаю от своих родителей?». Родителям предлагаются памятки «Как поддержать ребенка», где даны рекомендации по реагированию на плохие поступки детей, например, «выражайте недовольство действиями ребенка, а не ребенком в целом»; «задавайте вопросы вместо приказаний»; «делайте так, чтобы ребенку было приятно исполнить то, что вы ему поручаете»; «умейте находить и раскрывать перед ребенком его сильные стороны»; «хвалите ребенка даже за скромный успех и будьте при этом искренними»; «дайте ребенку возможность «спасти себя, высказаться».

С целью изучения структуры социальных взаимоотношений в семье предлагается упражнение «Семейная скульптура». Данное задание заключается в расстановке одним из представителей семьи остальных членов или персон, их символизирующих, таким образом, чтобы это отражало типичные формы взаимоотношений в семье. Иногда «скульптуру» просят придумать для каждого члена семьи слово или фразу, которые лучше всего характеризовали бы его поведение, затем последовательно их произнести.

После создания «скульптуры» семья отвечает на вопросы:

1. Придумайте название вашему произведению (вопрос «скульптору» раньше всех других вопросов).

2. Как вы чувствуете себя на этом месте среди ваших родственников? (каждому члену семьи).

3. Знали ли вы раньше, что «скульптор» воспринимает вас именно так, как он это изобразил? (каждому члену семьи).

4. Согласны ли вы с тем, что ваша семья функционирует именно так, как изображено в «скульптуре»? (всей семье).

5. Какие изменения в жизни семьи вы хотели бы увидеть?

Данная технология работы с родителями, активизирует воспитательный потенциал семьи, способствует улучшению внутрисемейных отношений; определяет выбор оптимальной стратегии поведения в конкретных ситуациях при воспитании подростков. Расширяется контролируемое влияние социальной среды.

В процессе практических занятий будущие социальные педагоги убеждаются в том, что они:

знают: особенности школы как открытой социально-педагогической системы и тенденции ее развития на современном этапе, делопроизводство школьного социального педагога, виды социально-педагогических технологий, востребованных в

(V С rw

КОНЦЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14777 УДК 371.13

Гиенко Л. Н., Шептенко П. А. Подготовка социального педагога к работе с обучающимися в условиях школы // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 23. - ART 14777. -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14777.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

работе с учащимися, их родителями и ближайшим окружением, педагогическим коллективом, их структуру, специфику реализации на различных ступенях образования;

умеют: применять теоретические знания о социально-педагогических технологиях в практической деятельности с учащимися, их родителями, педагогическим коллективом, в ближайшем окружении школы; самостоятельно проектировать социально-педагогические технологии с учетом потребностей участников и ресурсов педагогического процесса;

владеют навыками: планирования социально-педагогической деятельности в школе; организации социально-педагогического взаимодействия с использованием социально-педагогических методов, технологий и средств деятельности школьного социального педагога.

В процессе исследования мы пришли к выводу о том, что специально организованная подготовка будущих социальных педагогов к работе с обучающимися в условиях вуза и в реальной практике способствует обеспечению их успешной социализации и формированию активной социальной позиции родителей.

Ссылки на источники

1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование». - М.: МГППУ, 2011. - 34 с.

2. Мардахаев Л. В. Социальная педагогика. Полный курс: учеб. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2011. - 797 с.

3. Гиенко Л. Н. Социальный педагог в школе: документация, отчетность, архивирование: учеб. пособие / Алтайская государственная педагогическая академия, Учебно-научно-исследовательская лаборатория «Социально-педагогические технологии». - Барнаул, 2014. - URL: http://abs.uni-altai.ru/unibook/D_SP_OY2/exe.htm (дата обращения 9.09.2014).

Lyubov Giyenko,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor Federal state budgetary educational institution of higher professional education “Altai State Pedagogical Academy”, Barnaul lyubov.gienko@mail.ru Polina Sheptenko,

Candidate of Pedagogical Sciences, Professor Federal state budgetary educational institution of higher professional education “Altai State Pedagogical Academy”, Barnaul psheptenko@yandex.ru

Training of the social teacher for work with being trained in the conditions of school Abstract. Work opens features of training of students, in the direction "Psychology and Pedagogical Education", "Psychology and Social Pedagogics" profile. Types of professional activity are specified, described professional competence of bachelors. Tasks are considered. Studied disciplines are designated.

Key words: new state educational standards, bachelor, social pedagogics, students, competence, functions.

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт» 6

r>J

6 ~

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.