ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Шептенко П. А. Подготовка социальных педагогов в педвузе в условиях бакалавриата // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 19. - ART 75277. - 0,4 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2015/75277.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
ART 7527 УДК 37.013.42
Шептенко Полина Андреевна,
кандидат педагогических наук, профессор ФГБОУ ВПО «Алтайский гос ударственный педагогический университет», г. Барнаул psheptenko@vandex. ru
Подготовка социальных педагогов в педвузе в условиях бакалавриата
Аннотация. В статье представлены результаты исследования подготовки социальных педагогов в педвузе в условиях бакалавриата. Предложены технологии подготовки студентов в процессе учебных занятий, педагогической практики, международного сотрудничества.
Ключевые слова: социально-педагогическая деятельность, профессиональные компетенции, компоненты профессиональной готовности, личностно ориентированное педагогическое взаимодействие, международное сотрудничество. Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
В России развиваются направления подготовки специалистов высшей категории в области социальной работы по различным базовым специализациям: «организатор социальной работы», «социальная работа в здравоохранении», «социальная работа с семьями», «социальная работа в службах занятости», «социальная работа с группами риска» и др.
Разработкой системы подготовки социальных педагогов занимаются Российская академия образования, педагогические вузы страны (Московский, Новосибирский, Санкт-Петербургский и др.), которые переходят на многоуровневую подготовку специалистов разных статусов (бакалавр, магистр), активно разрабатывается система переподготовки социальных педагогов.
В Алтайском государственном педагогическом университете осуществляется подготовка социальных педагогов по направлению «Психолого-педагогическое образование» в рамках бакалавриата. Разработчиками Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (основной разработчик ГОУ ВПО «Московский государственный психолого-педагогический университет») по данному направлению предложена компетентная модель подготовки выпускника, определены его профессиональные задачи, описаны общекультурные и профессиональные компетенции. Образовательная модель создает возможность для «бакалавриата» любого профиля психолого-педагогического направления продолжить свое обучение в магистратуре по данному направлению или другому профилю и быть подготовленным к профессиональной деятельности в смежной области.
Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования установлены общие требования к профессиональной подготовке социальных педагогов, которые должны овладеть не только научными знаниями, необходимыми для их будущей профессиональной деятельности, но и приобрести определенные умения - аналитические, организаторские, коммуникативные, проективные и др.
В стандарте бакалавриата выделены особо важные по данному направлению компетенции в области социально-педагогической деятельности: владеть методами социально-педагогической диагностики; выступать посредником между обучающимся и различными социальными институтами; выстраивать профессиональную деятельность на основе знаний об устройстве системы социальной защиты детства;
1
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Шептенко П. А. Подготовка социальных педагогов в педвузе в условиях бакалавриата // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 19. - ART 75277. - 0,4 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2015/75277.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
выявлять интересы, трудности, проблемы, конфликтные ситуации и отклонения в поведении обучающихся; организовывать мероприятия по развитию и социальной защите обучающихся; составлять программы социально-педагогического сопровождения и поддержки; участвовать в разработке и реализации социально-значимой деятельности обучающихся, развития социальных инициатив, социальных проектов [1].
Готовность педагога к профессиональной деятельности рассматривается как личностное образование, ядром которого становится личностная и функциональная готовность.
В настоящее время поиск технологий является направленным не на приоритет знания и исполнения, а на вариативность, субъектность, индивидуально-творческие личностно-ориентированные формы и методы педагогического взаимодействия, что позволяет повысить эффективность социально-педагогической деятельности.
С целью подготовки будущих социальных педагогов к осуществлению социально-педагогической деятельности в Алтайском государственном педагогическом университете предопределены виды деятельности студентов на практических, лабораторных занятиях, учтены преемственность и единство теоретического обучения и практической подготовки будущих социальных педагогов. программируется исследовательская, организаторская, методическая работа студентов на педагогической практике в социально-педагогических учреждениях.
Предусматривается овладение социальными педагогами технологией работы с дезадаптированными подростками, родителями школьников. В процессе практикумов, которые проводятся на объектах в социально-педагогических учреждениях, студенты осуществляют наблюдение, проводят микроисследования, выполняют учебно-исследовательские задания, алгоритм которых направлен на изучение функций социального педагога и приемов их реализации.
Выполняя задания, будущие социальные педагоги учатся определять эмоциональное состояние клиентов, благоприятную (неблагоприятную) атмосферу в коллективе (гриппе), находить пути формирования «Я концепции» воспитанника и педагога, осуществлять личностно-ориентированное взаимодействие.
В ходе педагогической практики создаются условия для самореализации будущих социальных педагогов в процессе осуществления ими функций: диагностической, прогностической, коммуникативной, охранно-защитной, социальнотерапевтической и др. и включения воспитанников в различные виды деятельности и общения. Они уясняют, что социально-педагогическая деятельность осуществляется с целью развития воспитанника, перевода его в субъектную позицию, что она должна быть наполнена социальным смыслом, так как социальный педагог выступает от имени общества и в его интересах. Будущие социальные педагоги организуют деятельность по защите ребенка, оказывают ему разностороннюю поддержку, а самое главное - стимулируют «подопечных» на развитие собственных сил, на конструктивную деятельность по устранению проблем, негативных воздействий, что положительно влияет на развитие не только воспитанников, но и личности практиканта -будущего социального педагога.
В процессе изучения психолого-педагогических дисциплин социальный педагог овладевает научно-педагогическим основами социально-педагогического взаимодействия, у него формируется профессиональная готовность к субъект-субъектному взаимодействию с клиентами (детьми, взрослым населением), он овладевает технологическими механизмами личностно-ориентированного педагогического взаимодействия, при котором воспитанник становится субъектом воспитывающей деятельности.
2
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Шептенко П. А. Подготовка социальных педагогов в педвузе в условиях бакалавриата // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 19. - ART 75277. - 0,4 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2015/75277.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
В учебных планах значительное место отводится практической деятельности студентов, которая осуществляется как на практикумах, тренинговых занятиях, так и в ходе учебной и социально-педагогической практик.
Для подготовки компетентного высокопрофессионального специалиста особое значение приобретает практика в условиях, максимально приближенных к реальности, т. е. в пространстве образовательного учреждения. При выборе объектов практики мы руководствуемся следующими критериями: осуществление социально-психолого-педагогической деятельности в учреждении; наличие в штате учреждения социального педагога, педагога-психолога.
В рамках стандартов последнего поколения и учебных планов направления «Психолого-педагогическое образование» нами проводится практика в образовательных, социально-педагогических учреждениях, стажировочных площадках, которые соответствуют данному направлению. Взаимодействие вуза и базовых учреждений практик направлено на объединение ресурсов создания образовательного пространства для приобретения профессиональных компетенций будущих специалистов сферы образования.
Целью учебной практики является введение в профессию, адаптация через различные формы организации деятельности, первичное взаимодействие и создание благоприятного социально-психологического климата в студенческих группах, формирование представления о различных типах социально-педагогических учреждений, с работой которых они знакомятся в ходе практики, погружение их в реальную практическую деятельность.
В период социально-педагогической практики в образовательных и социальнопедагогических учреждениях будущие социальные педагоги осуществляют целенаправленное педагогическое влияние на поведение, деятельность детей и взрослых; содействуют социально-педагогической деятельности всех социальных институтов микрорайона (СМИ, образования, семьи); стремятся использовать в воспитательном процессе средства и возможности самой личности, как субъекта воспитательного процесса.
В рамках Болонского процесса происходят процессы сближения интеграции учебных заведений российских и зарубежных учебных заведений, готовящих педагогов. Они стоят перед сложной проблемой разработки концепции академической мобильности участников образовательного процесса, ее структуры, содержания, форм и методов ее реализации. Нами используются возможности обеспечения академической мобильности студентов, магистрантов, преподавателей через международные обменные проекты, направленные на подготовку высококвалифицированных специалистов, востребованных на современном рынке труда.
Одним из направлений работы учебно-научно-исследовательской лаборатории АлтГПУ «Социально-педагогические технологии» является международное сотрудничество с государственным университетом имени Шакарима города Семей». Направления сотрудничества разнообразны - это и обмен студентами по различным программам, сотрудничество в научно-исследовательской сфере, культурное взаимодействие.
В рамках соглашения о сотрудничестве на базе АлтГПУ ежегодно проводится международный инструктивно-методический лагерь по подготовке специалистов к прохождению летней педагогической практике в детских оздоровительных лагерях.
Инструктивно-методический лагерь проводится в вузе с 1968 г. Уже пять лет лагерь носит статус «международный», поскольку в его работе принимают участие
3
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Шептенко П. А. Подготовка социальных педагогов в педвузе в условиях бакалавриата // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 19. - ART 75277. - 0,4 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2015/75277.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
студенты Государственного университета имени Шакарима города Семей (Республика Казахстан).
Предусматривается посещение детских оздоровительных лагерей и учреждений образования: Краевого центра реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями, Центра детского творчества. Центра помощи семье и детям с целью изучения опыта организации работы с детьми в летний период в данных учреждениях. Планируется обязательное посещение Центра казахского языка и культуры на площадке Алтайского государственного педагогического университета с целью изучения культуры казахского народа, специфики работы с детьми в условиях республики Казахстан.
В рамках международного инструктивно-методического лагеря происходит освоение студентами психолого-педагогических знаний и приобретение практических навыков, необходимых для работы в качестве вожатых, педагогов-организаторов летнего отдыха детей и подростков. После освоения программы у будущих педагогов формируется профессиональная компетентность в сфере летнего оздоровления, досуга и воспитания детей.
Наше исследование показывает, что работа международного инструктивнометодического лагеря является одним из успешных примеров плодотворного сотрудничества.
В рамках совместных проектов организуются международные научно-практические конференции, психологические тренинги коммуникативной компетентности для преподавателей, магистрантов, студентов, где выстраивается педагогическое взаимодействие на основе толерантности, использования современных технологий и психологического сопровождения субъектов образовательного процесса.
Реализация международных проектов способствует повышению академической мобильности, междисциплинарному взаимодействию, кооперации сотрудников, созданию среды открытого образования, формированию и совершенствованию профессиональных компетенций будущих педагогов, развитию инновационного мышления и творческого потенциала, профессионального мастерства, готовности к профессиональному совершенствованию. В результате международного сотрудничества студенты и магистранты постигают культурно-ментальную специфику российско-казахстанских вузов, активно интегрируются в студенческий социум Алтайского вуза и вуза Республики Казахстан.
Проводится работа со студентами с ограниченными возможностями здоровья. Участники встречи обсуждают проблемы современной молодежи и особенности адаптации и общения людей с инвалидностью. Студенты, гости и преподаватели включаются в искреннюю беседу, поддерживая и дополняя друг друга. Приятным сюрпризом оказался на одной из встреч танец на инвалидной коляске одного из участников. Преподаватели пришли к выводу, что подобные мероприятия повышают у студентов мотивацию к изучению социальной педагогики и психологии, и очень важны для их будущего профессионального становления.
Мы согласны с Н. Е. Щурковой, что «подлинная сущность воспитания состоит в том, чтобы возбуждая активность формирующей личности, вовлекать ее в продуктивные виды деятельности, способствовать ее саморазвитию и самосовершенствованию, способствуя саморегуляции» [2, с. 153].
Наше исследование позволяет утверждать, что происходящие преобразования в педагогике отношений в социуме во многом зависят от профессиональной готовности социального педагога к реализации педагогического компонента в социо-
4
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Шептенко П. А. Подготовка социальных педагогов в педвузе в условиях бакалавриата // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 19. - ART 75277. - 0,4 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2015/75277.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
культурной среде и обеспечению своей функциональной деятельности во взаимодействии с институтами воспитания и субъектами социальной сферы.
С целью совершенствования подготовки будущих социальных педагогов нами сконструирована модель, компонентами которой являются: стимулирующе-
мотивационный, содержательный (теоретический) операционно-деятельностный, оценочно-рефлексивный [3].
Компоненты профессиональной готовности мы рассматриваем как параметры сложной многоуровневой модели специалиста, каждый из которых выполняют свои функции.
Стимулирующе-мотивационный компонент состоит в том, чтобы сформировать у будущих социальных педагогов потребность в субъект-субъектном взаимодействии.
Содержательный компонент ориентирован на овладение студентами системой знаний, раскрывающих субъект-субъектное педагогическое взаимодействие в процессе социально-педагогической деятельности;
Операционно-деятельностный компонент направлен на формирование у будущих социальных педагогов совокупности знаний, умений, навыков, позволяющих им моделировать процесс субъект-субъектного взаимодействия с детьми и подростками.
Оценочно-рефлексивный компонент обусловлен рефлексией как необходимым механизмом любой сознательной деятельности, реализация которой осуществляется на основе рефлексивного отношения к себе, своим качествам, действиям, поступкам, состояниям; самооценка своих желаний, определение путей дальнейшего развития.
Исходя из структурных компонентов обучения будущих социальных педагогов организации субъект-субъектных отношений, мы обнаружили, чем выше уровень развития отдельных компонентов, тем выше степень развития структуры в целом.
На основании обозначенных положений нами были выделены четыре уровня сформированности умений организации личностно-ориентированного взаимодействия с подростками у будущих социальных педагогов: оптимальный, допустимый, критический, недопустимый [3].
Оптимальный уровень - выпускник самостоятельно, творчески применяет знания о личностно ориентированном педагогическом взаимодействии, находит оптимальные решения использования активных методов и приемов воспитания, направленных на создание ситуации успеха у воспитанника.
Допустимый - знания об организации личностно-ориентированного педагогического взаимодействия применяет в стандартных педагогических ситуациях по образцу, предложенному преподавателем.
Критический - владеет знанием личностно-ориентированного педагогического взаимодействия, организации самопомощи, но затрудняется находить пути осуществления, использует личностно-ориентированный подход, организовывает процесс самопомощи в трудовой деятельности после подсказки преподавателя.
Недопустимый - имеет слабые знания сущности личностно-ориентированного подхода, организации самопомощи и не использует прием осуществления самопомощи подростков в своей в практической деятельности.
Анализ результатов исследования показывает, что более 5% будущих социальных педагогов находятся на оптимальном уровне, 34% - на допустимом уровне, и только небольшая часть студентов находится на критическом и недопустимом уровне.
Подготовка социальных педагогов по разработанной нами модели к организации личностно ориентированного педагогического взаимодействия, самопомощи подростков дает положительные результаты. Представленная технология обеспечивает про-
5
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Шептенко П. А. Подготовка социальных педагогов в педвузе в условиях бакалавриата // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 19. - ART 75277. - 0,4 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2015/75277.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
фессионально-личностное развитие будущих социальных педагогов и их эффективную подготовку в условиях бакалавриата к профессиональной деятельности.
Ссылки на источники
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование». - М.: МГППУ, 2011. - 34 с.
2. Щуркова Н. Е., Мухин М. И., Желаннова А. В. Новое воспитание в новой школе / под общ. ред. Н. Е. Щурковой. - М.: АРКТИ, 2012. - 264 с.
3. Социально-педагогическая деятельность: проблемно-ориентированный подход: коллективная монография / под ред. П. А. Шептенко. - Барнаул: АлтГПА, 2013. - 323 с.
Polina Sheptenko,
Candidate of Pedagogic Sciences, Professor, Altai State Pedagogical University, Barnaul [email protected]
Preparation of social teachers in Technicalities in a bachelor's degree
Abstract. In the article the results of research of preparation of social teachers are presented in pedagogical institution of higher education in the conditions of бакалавриата. Technologies of preparation of students offer in the process of lessons, pedagogical practice, international cooperation.
Key words: socially-pedagogical activity, professional competenses, components of professional readiness, personality-oriented pedagogical cooperation, international cooperation.
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Поступила в редакцию 06.04.15 Получена положительная рецензия 08.04.15
Received Received a positive review
Принята к публикации 08.04.15 Опубликована 29.04.15
Accepted for publication Published
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2015 © Шептенко П. А., 2015
www.e-koncept.ru
6