ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Дарвиш О. Б. Формирование психологической устойчивости будущих социальных педагогов в процессе обучения в вузе // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 19. - ART 75269. - 0,4 п. л. - URL: http://e-
koncept.ru/2015/75269.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
ART 75269
УДК 37.013.42
Дарвиш Олеся Борисовна,
кандидат психологических наук, доктор психологии, доцент кафедры психологии ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный педагогический университет», г. Барнаул darvish2772@mail.ru
Формирование психологической устойчивости будущих социальных педагогов в процессе обучения в вузе
Аннотация. В статье представлены результаты исследования по формированию психологической устойчивости студентов педвуза. Профессиональная подготовка в процессе обучения будущих социальных педагогов способствует развитию их психологической устойчивости.
Ключевые слова: психологическая устойчивость, обучение в вузе, юношеский возраст, социальные педагоги.
Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
В настоящее время отмечается повышенная напряженность процесса реализации человеком трудовой деятельности, повышается требовательность к своевременности и эффективности принятия человеком решений. Одним из напряженных видов профессиональной деятельности является труд работников образования, что, в свою очередь, предъявляет повышенные требования к такой ее характеристике как психологическая устойчивость. Поэтому важной задачей на современном этапе развития образования является формирование психологической устойчивости будущих педагогов в условиях профессиональной подготовки в вузе.
Наше исследование проводилось со студентами бакалавриата направления «Психолого-педагогическое образование» - будущими социальными педагогами. В своей работе мы опираемся на понимание устойчивости В. Е. Клочко, рассматриваемой в качестве открытой психологической системы как интегрирующего фактора, с которым связан выбор соответствующих решений и формирование наиболее адекватных стратегий поведения [1].
Психологическая устойчивость - это качество личности, отдельными аспектами которого являются стойкость, уравновешенность, сопротивляемость. Оно позволяет личности противостоять жизненным трудностям, неблагоприятному давлению обстоятельств, сохранять здоровье и работоспособность в различных испытаниях. Психологическая устойчивость не является качеством, которое прямо связано с возрастными изменениями. Юноши и девушки, обучающиеся в вузе, существенно различаются между собой уровнем и объемом психологической устойчивости, обладающей разной степенью устойчивости в тех или иных ситуациях. Отмечаются индивидуальные различия в устойчивости к различным типам трудных ситуаций и возникающему под их воздействием стрессу. Менее устойчивые юноши и девушки не используют полностью своих возможностей в обучении, хуже адаптированы к требованиям вуза, в связи с чем они становятся более склонными к невротизации и различным нарушениям поведения. Этому процессу могут противодействовать целенаправленные воспитательные воздействия. Своевременная и качественная диагностика и коррекционные меры могут воспрепятствовать возникновению нежелатель-
1
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Дарвиш О. Б. Формирование психологической устойчивости будущих социальных педагогов в процессе обучения в вузе // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 19. - ART 75269. - 0,4 п. л. - URL: http://e-
koncept.ru/2015/75269.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
ных тенденций в развитии личности, а также появлению различных форм отклоняющегося поведения.
Проблема психологической устойчивости личности имеет большое практическое значение, поскольку устойчивость охраняет личность от дезинтеграции и личностных расстройств, создает основу внутренней гармонии, полноценного психического здоровья, высокой работоспособности. Дезинтеграцию личности понимают как потерю организующей роли высшего уровня психики в регуляции поведения и деятельности, распад иерархии жизненных смыслов, ценностей, мотивов, целей. Психологическая устойчивость индивидуума непосредственно определяет его жизнеспособность, психическое и соматическое здоровье.
Психологическая устойчивость - это характеристика личности, состоящая в сохранении оптимального функционирования психики в условиях фрустрирующего и стрессогенного воздействия трудных ситуаций. Она не является врожденным свойством личности, а формируется одновременно с ее развитием и зависит от типа нервной системы человека, его опыта, профессиональной подготовки, навыков и умений поведения и деятельности, уровня развития познавательных структур личности. Среди компонентов психологической устойчивости выделяют: эмоциональный, волевой, интеллектуальный (познавательный), мотивационный и психомоторный. Показателем психологической устойчивости является не стабильность как таковая, а вариативность, которая рассматривается как гибкость, быстрота приспособляемости к постоянно меняющимся условиям жизнедеятельности.
Формирование психологической устойчивости, на наш взгляд поможет выявить факторы стрессоустойчивости, факторы развития личности, условия стабильности и нестабильности, найти методы работы со студентами по формированию их психологической устойчивости.
Одним из направлений по формированию психологической устойчивости будущих социальных педагогов является создание образовательной среды как культурно-образовательного пространства с приоритетом нравственных ценностей и обладающей такими качественными характеристиками, как целостность, автономность и открытость. Образовательная среда характеризуется как совокупность социальных, культурных, а также специально организованных в образовательном учреждении психолого-педагогических условий, в результате взаимодействия которых с индивидом происходит становление личности.
Многие исследователи при изучении социокультурной образовательной среды применяют теорию систем, подчеркивая, что человек рассматривается как сложная, открытая, саморазвивающаяся система. Способность сохранять сопротивляемость в среде с определенными параметрами, в том числе и с травмирующими воздействиями, рассматривается учеными как психологическая безопасность на разных уровнях: общества, локальной среды обитания (семья, ближайшее окружение), а также личности. Под психологической безопасностью понимается состояние образовательной среды, свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующей удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость среды и обеспечивающее психологическую устойчивость включенных в них участников [2].
Становление устойчивого самосознания и стабильного образа «Я» - центральное психологическое новообразование юношеского возраста [3, с. 155]. Проблема формирования личности в юношеском возрасте обусловлена необходимостью решения задач социального и личностного самоопределения в этот период. Устремленность в будущее становится основной направленностью личности, а проблема
2
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Дарвиш О. Б. Формирование психологической устойчивости будущих социальных педагогов в процессе обучения в вузе // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 19. - ART 75269. - 0,4 п. л. - URL: http://e-
koncept.ru/2015/75269.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
дальнейшего жизненного пути находится в центре внимания интересов и планов юношей и девушек. Период обучения в вузе это этап формирования самосознания, собственного мировоззрения, этап принятия ответственных решений, этап человеческой близости, когда ценности дружбы и любви, могут быть первостепенными. Перед юношами и девушками стоят задачи: построение новых отношений с окружающими, выбор области профессиональных интересов, автономизация от семьи. Потребность определить свое место в мире взрослых и ощутить себя самостоятельной и отдельной от Других личностью зачастую становится предпосылкой проблем в юношеском возрасте. И для того, чтобы преодолеть определенные проблемы и стрессы, связанные с предстоящей профессиональной деятельностью, необходимо обладать определенными качествами, стрессоустойчивостью.
Трудные ситуации нельзя исключить ни из процессов социализации и воспитания, ни из жизни в целом. Поэтому у будущих социальных педагогов необходимо формировать психологическую устойчивость к трудностям, возникающим в различных видах деятельности. Однако при постановке перед юношами и девушками задач следует обращать внимание на то, чтобы они соответствовали их возможностям, находились в зоне их ближайшего развития.
Психологическая устойчивость - это характеристика личности, состоящая в сохранении оптимального функционирования психики в условиях фрустрирующего и стрессогенного воздействия в трудных ситуациях. Психологическая устойчивость не является врожденным свойством личности, а формируется одновременно с ее развитием и зависит от типа нервной системы человека, его опыта, профессиональной подготовки, навыков и умений поведения и деятельности, уровня развития познавательных структур личности. Показателем психологической устойчивости является быстрота приспособляемости к постоянно меняющимся условиям жизнедеятельности.
Ученые, исследуя личностные характеристики социальных педагогов, определяют их индивидуально-психологические особенности и специальные способности, отражают профессиональные знания, умения и навыки, а также личностные особенности, мотивы, ценности и установки, необходимые для эффективной работы специалиста. Однако отсутствуют научные разработки о формировании модели профессиональной деятельности в векторе развития и саморазвития, самосовершенствования, что обеспечивает подлинно творческое исполнение профессиональной деятельности и развитие личности средствами профессии.
В концепции профессионального развития личности, составляющей теоретикометодологическую основу, учеными определены интегральные характеристики личности - направленность, компетентность и гибкость, обеспечивающие эффективность профессиональной деятельности.
В русле концепции направленность социального педагога рассматривается как система ценностных ориентаций, задающая иерархическую структуру доминирующих мотивов личности, побуждающих социального педагога к ее утверждению в профессиональной деятельности и общении. Компетентность социального педагога определяется как гармоничное сочетание специальных профессиональных знаний и умений, навыков педагогического общения, а также приемов и средств саморазвития, самосовершенствования, самореализации Компетентность включает в себя следующие подструктуры: деятельностную (междисциплинарные знания, умения, навыки и индивидуальные способы самостоятельного и ответственного осуществления социально-педагогической деятельности); коммуникативную (знания, умения, навыки и способы творческого осуществления профессионального общения); лич-
3
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Дарвиш О. Б. Формирование психологической устойчивости будущих социальных педагогов в процессе обучения в вузе // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 19. - ART 75269. - 0,4 п. л. - URL: http://e-
koncept.ru/2015/75269.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
ностную (потребность в саморазвитии, а также знания, умения, навыки самосовершенствования).
Гибкость социального педагога понимается как сложное многомерное психическое образование, сочетающее в себе содержательные и динамические характеристики, обусловливающие способность педагога легко отказываться от несоответствующих ситуации и задаче способов поведения. Выделяются три ее вида: эмоциональная, интеллектуальная и поведенческая .
Помимо перечисленных интегральных характеристик личности социального педагога, является социальный интеллект Данное качество выделяется во многих исследованиях как необходимое в социально-педагогической деятельности и рассматривается как категория, определяющая линию поведения человека и выражающая отношение к окружающему миру, труду, другим людям, к самому себе, а также тесно взаимосвязанная с направленностью личности, что проявляется в активном избирательном отношении личности к требованиям реального мира и, таким образом, оказывает влияние на деятельность человека.
Условием развития интегральных характеристик личности, способствующих формированию психологической устойчивости, является повышение уровня самосознания.
В рамках теоретического анализа научной литературы нами была изучена специфика социально-педагогической деятельности, выделены интегральные характеристики личности и комплексные способности социального педагога, обеспечивающие успешность профессиональной деятельности, определены психологические и организационно-педагогические условия их развития
В ходе исследования проводилась работа направленная на развитие мотивационных процессов студентов, познание личностных особенностей, развитие рефлексии Основное воздействие было направлено на мотивационную включенность студентов в систематическое приобретение специальных и психологических знаний, установление внутри-групповых отношений. Особое внимание уделяется развитию гуманистической направленности студентов, создаются условия для развития их деятельностной, коммуникативной компетентности, а также потребности в самопознании и саморазвитии. С этой целью используются учебные дисциплины: «Введение в специальность», «Общая психология», «Возрастная психология», «Педагогическая психология», «Теория и практика общения», «Методика и технология работы социального педагога», «Психологопедагогический практикум», «Психодиагностика» и др., используются активные формы обучения. Со студентами проводится социально-психологический тренинг групповой сплоченности, направленный на повышение компетентности в общении, групповую сплоченность, а также активизацию мотивационной направленности студентов на деятельность, общение, самопознание и саморазвитие.
Деятельность преподавателей направлена на развитие деятельностной, коммуникативной и личностной компетентности студентов, а также их гибкость в эмоциональном и поведенческом проявлениях.
Со студентами проводится социально-психологический тренинг коммуникативной компетентности, направленный на совершенствование межличностного взаимодействия гибкости в построении и осуществлении практической деятельности. Тренинговая работа проводится в группах с использованием методов, активизирующих познавательные и творческие процессы и направленных на повышение уровня психологической устойчивости.
Особое внимание формированию психологической устойчивости будущих социальных педагогов уделяется в процессе проведения педагогической практики, где студенты получают возможность апробировать и реализовать знания и умения в
4
о
Huem
научно-методический электронный журнал
ISSN 2304-120Х
Дарвиш О. Б. Формирование психологической устойчивости будущих социальных педагогов в процессе обучения в вузе // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 19. - ART 75269. - 0,4 п. л. - URL: http://e-
koncept.ru/2015/75269.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
различных повседневных профессиональных ситуациях, самостоятельно и осознанно регулировать возможность овладения педагогической деятельностью и воплощения в ней своего психологического потенциала. Уделяется внимание осознанию студентами особенностей построения социально-педагогической деятельности в рамках субъект - субъектного взаимодействия.
Программа педагогической практики предполагает возможность не только наблюдать за деятельностью социального педагога образовательного или социально-педагогического учреждений, но и реализовать свою собственную программу направленную на развитие личности детей и подростков. Ценность такого вида обучения заключается в систематизации знаний студентов, в формировании педагогического мышления, в разработке индивидуальной программы социальнопедагогической деятельности, что способствует успешному решению социальнопедагогических проблем и задач. формированию устойчивого интереса к будущей профессиональной социально-педагогической деятельности, осознанному отношению и пониманию и ее ценностных приоритетов.
При подготовке социальных педагогов мы формируем у будущих специалистов системы образования непроизвольные эмоциональные реакции в сложных ситуациях в сознательно регулируемые, используя при этом аутогенную тренировку, приемы психологической саморегуляции; отработку приемов стимулирования положительных мотивов поведения, самоуправления, самоконтроля экспрессивных действий, осмысливания эмоциональных переживаний в различных обстоятельствах, самоанализ поведения.
Особенность образовательных технологий используемых нами в образовательном процессе, становится их гуманистическая направленность, в их основу положены субъект-субъектные взаимодействия участников педагогического процесса, которое позволяет представить возможность будущему социальному педагогу обратиться к собственной личности другим субъектам образовательного пространства.
Профессиональная деятельность в условиях вуза строиться на разработанной индивидуальной рефлексивной модели, психологической базы которой является « Я-концепция». Включенный в деятельность будущий социальный педагог получает возможность постоянно оценивать себя на каждом этапе деятельности, анализировать свои отношения с коллегами, профессиональные личностные возможности. Организованный таким образом образовательный процесс в вузе позволяет формировать устойчивость реагирования на внешние воздействия, избирательно относиться к внешним влияниям, сопоставлять мнение и поступки других людей, а также собственные поступки с усвоенными нормами и принципами и в соответствии с ними намечать и реализовывать определенную линию поведения. В результате исследования установлена зависимость эффективности деятельности в трудных ситуациях от уровня психологической устойчивости и профессионального мастерства.
Ссылки на источники
1. Клочко В. Е. Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства личности (введение в трансспективный анализ). - Томск: ТГУ, 2005. - 174 с.
2. Баева И. А. Безопастность образовательной среды, психологическая культура и психологическое здоровье школьников. - СПб.: Питер, 2008. - 236 с.
3. Дарвиш О. Б. Возрастная психология: учеб. пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - Барнаул: АлтГ-ПА, 2010. - 243 с.
5
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Дарвиш О. Б. Формирование психологической устойчивости будущих социальных педагогов в процессе обучения в вузе // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 19. - ART 75269. - 0,4 п. л. - URL: http://e-
koncept.ru/2015/75269.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
Olesya Darvish,
Candidate of Psychological Sciences, Professor, Doctor of Psychology, Altai State Pedagogical University, Barnaul
darvish2772@mail.ru
The formation of psychological stability of future social teachers in the learning process at the University
Abstract. The article presents the results of a study on the formation of mental stability training University students. Training in the process of training of future social workers are encouraged to develop their psychological stability.
Key words: resilience, higher education, youth age, social pedagogues.
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Поступила в редакцию 06.04.15 Получена положительная рецензия 08.04.15
Received Received a positive review
Принята к публикации 08.04.15 Опубликована 29.04.15
Accepted for publication Published
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2015 © Дарвиш О. Б., 2015
www.e-koncept.ru
6