ISSN 2304-120X
Тырина М. П. Дидактическая подготовка социального педагога // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 19. - ART 75276. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75276.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN2304-120X.
ниепт
научно-методический электронный журнал
ART 75276
УДК 37.013.42
Тырина Марина Петровна,
кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой педагогики ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный педагогический университет», г. Барнаул kaf-ped@mail.ru
Дидактическая подготовка социального педагога
Аннотация. В статье предлагается структурно-функциональная модель дидактической подготовки социального педагога в контексте профессиональной деятельности.
Ключевые слова: дидактика, дидактическая подготовка, дидактическая культура, социальный педагог.
Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Профессиональная подготовка социального педагога является динамичной системой, объединяющей разноплановые и относительно самостоятельные структурные элементы. Составной частью процесса профессионального становления социального педагога выступает его дидактическая подготовка.
Дидактическая подготовка социального педагога представляет собой преемственный педагогический процесс, направленный на развитие дидактической культуры и дидактической компетентности специалиста, обеспечивающих овладение им дидактической деятельностью, его готовность к продуктивному дидактическому взаимодействию и развитию процесса обучения в образовательном учреждении.
Нами разработана структурно-функциональная модель дидактической подготовки социального педагога в контексте профессиональной деятельности.
Ведущими методологическими подходами, направляющими моделирование дидактической подготовки социального педагога, явились культурологический, ком-петентностный, контекстный, системный, личностный, аксиологический, деятельностный, технологический.
Основными структурными элементами системы дидактической подготовки, взаимодействие которых обеспечивает ее функционирование и целостность, выступают целевой, содержательный, технологический и результативный компоненты. Наполнение структурных компонентов определяется целью развития дидактической культуры и спецификой формируемой дидактической деятельности специалиста.
В соответствии с деятельностным и компетентностным подходами к обучению основной целью вузовского образования является формирование целостной структуры усваиваемой, конкретной профессиональной, в нашем случае, дидактической деятельности и профессиональных, в нашем случае, дидактических компетенций. Самостоятельными задачами дидактической подготовки социального педагога целесообразно считать: 1) формирование у будущих специалистов системы дидактических знаний; 2) овладение студентами необходимым комплексом дидактических умений и навыков; 3) усвоение будущими педагогами опыта творческой дидактической деятельности; 4) формирование у студентов системы ценностно-эмоциональных отношений к дидактике, педагогической деятельности и процессу дидактической подготовки к ней. Комплексное решение указанных задач обеспечивает формирование дидактической культуры и дидактической компетентности социального
1
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Тырина М. П. Дидактическая подготовка социального педагога // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 19. - ART 75276. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75276.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN2304-120X.
педагога. При этом дидактическая компетентность педагога является не самоцелью, а основой, условием и фактором развития его дидактической культуры.
Для системы дидактической подготовки социального педагога характерна полифункциональность, выражающаяся во взаимозависимости и взаимообусловленности ее образовательной, воспитательной, развивающей, координирующей и интегрирующей функций.
Реализация функций дидактической подготовки социального педагога осуществляется в ходе овладения будущим бакалавром определенным содержанием. Содержательный компонент дидактической подготовки - это относительно самостоятельная область содержания педагогического образования, усвоение которого создает условия для овладения личностью дидактическими аспектами педагогической деятельности. Содержанием дидактической подготовки в этом случае выступает педагогически адаптированная система дидактических знаний, способов дидактической деятельности, опыта ее творческого осуществления и ценностноэмоциональных отношений, усвоение которой будущим специалистом обеспечивает формирование его дидактической культуры и дидактической компетентности.
Технологический компонент дидактической подготовки социального педагога составляет синтез используемых преподавателем педагогических технологий, регламентирующих формы организации, методы и средства дидактической подготовки. Дидактическая подготовка социального педагога осуществляется в целенаправленно моделируемой профессиональной среде на протяжении всего обучения в вузе и носит динамичный характер. Этот процесс представляет собой последовательность пропедевтического, ориентационно-теоретического, формирующего и преобразующего этапов, каждый из которых сопровождается целесообразным воздействием на мотивационно-потребностную сферу личности будущего специалиста.
Дидактическую подготовку социального педагога особенно в рамках прикладного бакалавриата мы предлагаем осуществлять с использованием технологии контекстного обучения.
Контекстным обучением в системе дидактической подготовки социального педагога мы стали считать тип обучения, в котором всей системой форм, методов и средств обучения моделируется предметное и социальное содержание дидактической деятельности специалиста.
Профессиональным контекстом в дидактической подготовке выступает совокупность дидактических задач, организационных форм и методов профессиональной дидактической деятельности педагогов, ситуаций их социально-психологического взаимодействия, регулируемого ценностно-нормативной системой дидактической деятельности. Социальный контекст представлен единством ценностноориентационных и личностных компонентов. Предметный контекст составляют производственно-технологический, оргаизационно-управленческий, должностной и учрежденческий аспекты.
При этом очевидно, что педагогическая деятельность располагает преимуществами перед многими другими видами профессиональной деятельности для моделирования в вузовской аудитории ее динамики и реальных условий. На наш взгляд, подготовка личности к деятельности в образовательных учреждениях может осуществляться не только в контексте будущей деятельности студентов, но и в контексте профессиональных действий работающего с ними преподавателя. Студент, выступая субъектом процесса обучения, видит перед собой образец дидактической деятельности, формирование которой и является целью дидактической подготовки. Деятельность преподавателя и осуществляемый им учебный процесс становятся
2
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Тырина М. П. Дидактическая подготовка социального педагога // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 19. - ART 75276. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75276.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN2304-120X.
естественным контекстом профессиональной деятельности будущих педагогов. До поступления в педагогический вуз каждый студент уже выступал субъектом образовательном процесса (хотя и «по другую сторону стола»). Довузовский опыт студентов, становясь объектом профессионально-педагогического анализа, также задает контекст их дидактической подготовки. Таким образом, дидактическая подготовка социального педагога может осуществляться в контексте предшествующей, настоящей и будущей деятельности студентов, что приводит в движение психологические механизмы рефлексии, актуализации и антиципации. Иными словами, студенты, анализируя опыт своего обучения, обучаясь и обучая, учатся учить. Как видим, формирование целостной структуры профессиональной деятельности специалиста в педагогическом вузе не сопровождается столь острыми противоречиями, как в прочих учебных заведениях. Ориентиром организации дидактической подготовки будущих социальных педагогов в контексте предстоящей им профессиональной деятельности способна стать концепция контекстного обучения.
Согласно концепции знаково-контекстного обучения основными принципами дидактической подготовки социального педагога в контексте профессиональной деятельности выступают принципы связи педагогической теории и образовательной практики, последовательного моделирования в учебной деятельности студентов дидактической деятельности педагогов, активности личности в овладении ею, про-блемности содержания дидактической подготовки, совместной деятельности и диалогичности педагогического взаимодействия, единства обучения и воспитания будущих специалистов. Ориентация на развитие дидактической культуры придает принципу культуросообразности системообразующий статус.
Содержанием дидактической подготовки, рассматриваемой в контексте профессионально-педагогической деятельности, является адаптированное под влиянием семиотических и психолого-дидактических требований содержание дидактики как научной дисциплины, детерминированное спецификой профессиональной дидактической деятельности социального педагога. Отбор содержания дидактической подготовки проходит в двух основных направлениях - со стороны науки и со стороны профессиональной деятельности. Учебный предмет «Дидактика» становится предметом учебной, квазипрофессиональной и учебно-профессиональной деятельности. При этом требования со стороны будущей профессиональной дидактической деятельности являются системообразующими. Эти прагматические требования задают контекстный принцип построения и развертывания содержания дидактики как научной дисциплины. Основной единицей содержания дидактической подготовки в контексте профессиональной деятельности становится дидактическая ситуация во всей ее неоднозначности и противоречивости.
В контекстном обучении моделируется не только предметное, но и социальное содержание предстоящей выпускнику профессиональной деятельности. Создаются условия для усвоения студентами как норм компетентных предметных дидактических действий, так и норм социальных поступков, отражающих ценностнонормативную систему дидактической деятельности. Предметное содержание будущей профессиональной деятельности студентов обеспечивается материалом учебной дисциплины «Дидактика». Социальное содержание динамизируется через участие студентов в индивидуальной, парной, групповой и коллективной формах их деятельности при ведущей роли коллективной, где усваивается и предметное, и нравственное, и социокультурное содержание педагогической деятельности.
3
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Тырина М. П. Дидактическая подготовка социального педагога // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 19. - ART 75276. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75276.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN2304-120X.
Структурно-функциональная модель дидактической подготовки социального педагога
4
ISSN 2304-120X
Тырина М. П. Дидактическая подготовка социального педагога // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 19. - ART 75276. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75276.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN2304-120X.
кониепт
научно-методический ^ электронный журнал
Контекстный подход в дидактической подготовке осуществляется посредством трансформации собственно учебной деятельности студентов через квазипрофессиональную (профессионально-подобную) в учебно-профессиональную. Сущность квазипрофессиональной деятельности заключается в воссоздании на понятийно-практическом уровне условий и динамики педагогического процесса в образовательном учреждении, а также отношений осуществляющих его специалистов. Наиболее представительной формой квазипрофессиональной деятельности является деловая игра, в которой с помощью имитационной и игровой моделей воссоздается предметное, социальное и психологическое содержание профессионального труда социального педагога, задается контекст его профессиональной деятельности.
Базовые формы организации деятельности студентов в основном соответствуют этапам дидактической подготовки: пропедевтический и ориентационно-теоретический этапы протекают в традиционной форме учебной деятельности; формирующий этап требует разверстки форм квазипрофессиональной деятельности; преобразующий этап осуществляется в учебно-профессиональной деятельности студентов.
Условия для содержательной интеграции учебной, научной и производственной деятельности студентов в ходе их дидактической подготовки обеспечиваются системой форм и методов контекстного обучения, объединяющей группы неимитационных и имитационных методов. Игровые и неигровые имитационные формы и методы контекстного обучения используются в процессе дидактической подготовки, если введение модельных представлений об основных фрагментах профессионально-педагогической деятельности возможно, а воссоздание ее предметного и социального содержание необходимо в целях эффективной дидактической подготовки специалиста. Неимитационные формы и методы контекстного обучения используются в процессе дидактической подготовки, если введение модельных представлений об основных фрагментах профессионально-педагогической деятельности невозможно или нецелесообразно.
Выбор форм и методов дидактической подготовки осуществляется на основе анализа ведущей по теме дидактической компетенции. Дидактическая подготовка социального педагога, осуществляемая в контексте его будущей профессиональной деятельности, призвана сократить сроки и снять сложности предметной и социальной адаптации молодых специалистов в педагогических коллективах.
Marina Tyrina,
Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor, head of the department of pedagogy, Altai State
Pedagogical University, Barnaul
kaf-ped@mail.ru
Didactic training of social teachers
Abstract. The paper proposes structural-functional model of the didactic training of the social teacher in the context of professional activity.
Key words: didactics, didactic training, didactic culture, social pedagogue.
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Поступила в редакцию 06.04.15 Получена положительная рецензия 08.04.15
Received Received a positive review
Принята к публикации 08.04.15 Опубликована 29.04.15
Accepted for publication Published
www.e-koncept.ru
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2015 © Тырина М. П., 2015
5