Научная статья на тему 'Технологии социально-педагогического сопровождения социально-значимой деятельности студенческой молодежи'

Технологии социально-педагогического сопровождения социально-значимой деятельности студенческой молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
683
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / СОПРОВОЖДЕНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / SOCIAL AND EDUCATIONAL SUPPORT / SUPPORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шанц Евгения Альфридовна

В статье автором представлен анализ сущностных характеристик социально-педагогического сопровождения социально значимой деятельности студенческой молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Technology socio-pedagogical support socially significant activities of students

In this paper the author presents an analysis of the essential characteristics of the socio-pedagogical sup-port of socially significant activities of students.

Текст научной работы на тему «Технологии социально-педагогического сопровождения социально-значимой деятельности студенческой молодежи»

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Шанц Е. А. Технологии социально-педагогического сопровождения социально значимой деятельности студенческой молодежи // Концепт. - 2015. -Спецвыпуск № 17. - ART 75238. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75238.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

ART 75238 УДК 378.37

Шанц Евгения Альфридовна,

кандидат педагогических наук, доцент ФГБОУ ВПО «Сургутский госу дарственный педагогический университет», г. Сургут shants.eva@mail.ru

Технологии социально-педагогического сопровождения социально значимой деятельности студенческой молодежи

Аннотация. В статье автором представлен анализ сущностных характеристик социально-педагогического сопровождения социально значимой деятельности студенческой молодежи.

Ключевые слова: сопровождение, педагогическое сопровождение, социально-педагогическое сопровождение.

Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Современный этап развития высшего профессионального образования характеризуется сменой подходов к организации педагогической деятельности. Обучение в вузе - это период, когда происходят качественные перемены в жизни студента, влияющие на параметры его социальности как субъекта собственного становления и развития: осуществляются значимые жизненные решения и выборы, усиливаются ценностные аспекты поведения, повышается интерес к социокультурной деятельности (целям, образу жизни, долгу, социальной активности и т. д.). При этом студент как развивающаяся личность нуждается в особо продуманной системе педагогического влияния, что подтверждается многими исследователями (Н. В. Бордовская, Л. А. Барановская, В. Добрынина, Н. А. Игнатов, Т. Кухтевич, Е. А. Климов, А. А. Реан).

Идеи модернизации российского образования обуславливают необходимость освоения технологий, формирующих конкурентоспособную, компетентную, гибкую, творческую личность, способную действовать целенаправленно. В этой связи вопросы личностного развития студента и педагогического сопровождения его профессионального становления являются ключевыми в современной педагогической теории и практике высших учебных заведений.

В Толковом словаре «сопровождать» трактуется как «следовать вместе, находиться рядом, сопутствовать чему-нибудь, производить одновременно, дополнять».

Сопровождение, по мнению Л.Н. Харавининой является самостоятельной сферой педагогической деятельности, порожденной гуманизацией образования, предусматривающей поддержку развивающейся личности [1].

В психолого-педагогической литературе и энциклопедических источниках понятие «сопровождение» рассматривается как действие человека в отношении другого; взаимодействие людей в его социальной среде [2, 3]. В последнем значении «сопровождение» этимологически приближается к понятиям «содействие», «супервизия», «фасилитация», «наставничество», «помощь одного человека другому в преодолении трудностей». При этом оказываемая помощь обязательно предполагает максимальную свободу и ответственность личности, которой эта помощь оказывается. Эффективность сопровождения не может быть измерена количественно, но может быть описана качественно через его виды: психологическое, педагогическое, социальное, экономическое и другие; она обеспечивает переход сопровождаемого к более высокому уровню сформированности социальной ответственности.

1

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Шанц Е. А. Технологии социально-педагогического сопровождения социально значимой деятельности студенческой молодежи // Концепт. - 2015. -Спецвыпуск № 17. - ART 75238. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75238.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

В психолого-педагогическом аспекте сопровождение чаще всего рассматривается как метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора, в основе которого всегда лежит взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого.

Э. Ф. Зеер выделяет понятие «психологическое сопровождение становления профессионала», которое определяет как целостный процесс изучения, формирования, развития и коррекции профессионального становления личности.

Понятие «педагогическое сопровождение» определяется исследователями как специфический вид сопровождения, который отражает управляемую сторону процесса развития воспитуемого в системе социального и педагогического взаимодействия с другими людьми, а также как своего рода наставничество и контроль, носящие личностно ориентированный характер. И. А. Липский, трактуя данное понятие как специфическое взаимодействие людей, которое носит педагогическую направленность, подчёркивает, что педагогическое сопровождение осуществляется посредством специальных педагогических систем (образования, просвещения, воспитания, обучения, подготовки) в их институциональном оформлении.

Е. А. Александрова рассматривает педагогическое сопровождение как тип педагогической деятельности, сущность которой выражается, как в превентивном процессе научения студента самостоятельно планировать свой жизненный путь и индивидуальный образовательный маршрут, организовывать жизнедеятельность, разрешать проблемные ситуации, так и в перманентной готовности адекватно реагировать на ситуации его эмоционального дискомфорта.

Субъектом педагогического сопровождения выступает как обучающийся, так и сам педагог. По отношению к педагогу данное сопровождение, реализуемое в многообразных формах и технологиях, есть система взаимосвязанных функций, действий, процедур, методов, техник, мероприятий, обеспечивающих оказание ему квалифицированной помощи на протяжении всей его профессиональной карьеры, считают М. Н. Певзнер и О. М. Зайченко. Учёные предлагают осуществлять эту помощь через консультирование, профессиональный тренинг, моделирование, супервизию.

Иной точки зрения придерживаются Е. И. Казакова, Л. Г. Тарита, Л. М. Шипицы-на и др., рассматривающие сопровождение как метод, который обеспечивает создание условий для принятия личностью оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора, в том числе профессиональных [4]. Так, с точки зрения Л. Г. Та-риты, сопровождающий не решает за сопровождаемого проблему, а учит его находить (изобретать или заимствовать) наиболее разумные решения, актуальные для другого человека и его самого.

По М. В. Шакуровой, педагогическое сопровождение является одним из механизмов длящегося, двустороннего, солидаристического педагогического взаимодействия. Автор выделяет следующие, присущие ему, характеристики: субъектная позиция всех участников взаимодействия; принимаемая и поддерживаемая субъектами совместность и взаимореферентность; многопроектность; схожесть интерпретаций; адаптивность; предоставление сопровождаемому той степени свободы, за которую он может нести ответственность в силу возрастных и индивидуальных особенностей; преимущественное использование «мягких» методов педагогического взаимодействия.

Н. М. Борытко и М. А. Валеева под педагогическим сопровождением понимает создание и развитие разносторонних условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора и обладающего та-

2

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Шанц Е. А. Технологии социально-педагогического сопровождения социально значимой деятельности студенческой молодежи // Концепт. - 2015. -Спецвыпуск № 17. - ART 75238. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75238.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

кими характеристиками, как непрерывность, комплексный характер и опосредован-ность оказываемой помощи [5, 6].

Научное осмысление содержательной и процессуальной сторон педагогического сопровождения показало сложность и неоднозначность понимания данной категории в современной науке.

Психолого-педагогическими основаниями для реализации в вузе технологии социально-педагогического сопровождения являются:

- идеи и концепции личностно ориентированного образования (Е. В. Бонда-ревская, И. А. Колесникова, В. И. Слободчиков, И. С. Якиманская и др.);

- идеи и концепции педагогической поддержки и сопровождения (Е. А. Александрова, О. С. Газман, М. И. Губанова, Н. Б. Крылова, М. И. Рожков, В. И. Слободчиков, Ф. М. Фрумин, Е. А. Цыбина, С. Н. Чистякова, С. Ю. Юсфин и др.);

- исследования самоопределения личности как социокультурного феномена (И. С. Кон, А. В. Мудрик, Н. Н. Никитина, В. И. Слободчиков и др.).

Выбор педагогом того или иного типа деятельности зависит от авторства цели взаимодействия, потребности в нем детей, степени видимой части активности субъектов. Сочетание этих критериев позволило нам разделить типы педагогической деятельности на три блока (Е. А. Александрова):

I блок объединяет деятельность педагога в тех ситуациях, когда ребенок не может самостоятельно справиться с затруднением или же не видит грозящей ему опасности. К этому блоку относятся «опека», «забота», «защита».

II блок, наиболее распространенный в России, включает один тип деятельности - «наставничество».

III блок характерен для взаимодействия педагогов с теми обучающимися, у которых сформировалась «Я-концепция». В зависимости от нее, обучающийся проявляет ту или иную потребность во взаимодействии с педагогом. К этому блоку относятся такие типы педагогической деятельности как «помощь», «поддержка», «сопровождение».

Осуществляя педагогическое сопровождение, педагог должен ориентироваться на сочетание методов и приемов развития индивидуальных ключевых личностных и профессиональных компетенций обучающегося и его высокой коммуникативной и общей культуры.

По мнению М. А. Валеевой, важным условием профессионального становления является разработка и использование принципиально новых технологий обучения, позволяющих проектировать процесс подготовки специалиста как последовательную трансформацию учебной деятельности в профессиональную. Методика преподавания должна строиться таким образом, чтобы будущему специалисту была всегда ясна практическая область применимости получаемых им теоретических знаний [6].

В этом смысле позиция А. Б. Гутникова является весьма значимой. Он утверждает, что процесс усвоения знаний связан с развитием познавательных навыков, а их практическое применение основано на использовании навыков действия и участия. Тренинг практических навыков, по мнению исследователя, возможен только через практическую деятельность. В этой связи большую роль автор отводит интерактивным методам обучения, моделированию практических ситуаций на занятиях, включающих механизм «проб и ошибок», и позволяющих освоить навык посредством осмысления собственного опыта. В преподавании различных дисциплин в вузе возможно использование таких интерактивных методов, как: «активное включение» (метод Донахью), «круглый стол», «экспертная оценка», «сократовский метод», «демонстрация», «группы звонка» и др. Одним из самых популярных интерактивных методов обучения и работы в группах является мозговая атака (или мозговой штурм,

3

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Шанц Е. А. Технологии социально-педагогического сопровождения социально значимой деятельности студенческой молодежи // Концепт. - 2015. -Спецвыпуск № 17. - ART 75238. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75238.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

банк идей), которая применяется с целью выдвижения различных вариантов решения проблемы, «атакуя» ее одновременно с разных сторон.

Эффективным методом привлечения внимания студентов к определенной проблеме, важной информации является направляемая дискуссия. Данный метод позволяет выявить различные взгляды относительно противоречивых вопросов, формирует навыки высказывания собственного мнения и выслушивания иных, развивает логическое мышление.

Одним из актуальных сегодня интерактивных методов является комплексноаналитическое моделирование. Использование данного метода призвано способствовать сокращению количества и уровня критических ошибок в практической профессиональной деятельности, увеличению ее эффективности.

Особое внимание должно уделяться творческим заданиям, носящим проблемный характер и требующим от студентов творческого подхода. Использование творческих проблемных заданий способствует созданию атмосферы делового заинтересованного общения всех субъектов занятия, мотивируя студентов на их выполнение. Перспективным для применения на практических и лабораторных занятиях является метод обсуждения конкретных ситуаций (кейсов).

Таким образом, интенсифицировать образовательный процесс в вузе можно посредством включения в него различных интерактивных методов обучения, причем они могут быть похожими, включать в себя несколько методов, либо представлять собой измененный вариант одного метода. Но общим для них является то, что при их использовании студент занимает позицию активного субъекта, творческого исследователя, способного к совместной конструктивной работе по достижению цели.

В этой связи сопровождение приобретает организационно-педагогические функции и, следовательно, можно говорить о нём как об организационно-педагогическом сопровождении.

В последнее время появился ряд диссертационных работ, в которых предметом исследования выступает педагогическое или организационно-педагогическое сопровождение, рассматриваемое на концептуальном и технологическом уровнях.

Важным условием формирования образовательной и профессиональной направленности личности студента, его социальной позиции и нравственных ориентиров, неотъемлемой частью качественной подготовки специалиста является создание педагогически комфортной образовательной среды.

Интересна в этом плане позиция А. А. Ергазиной, основанная на идее гуманизма, что чем шире доступ, обеспечиваемый средой, к общекультурному достоянию, чем больше возможностей она предоставляет для саморазвития человека, тем более эта среда удовлетворяет условиям, необходимым для формирования опыта деятельности.

И. Г. Шендрик утверждает, что среда, в которой находится человек, должна рассматриваться как основа для его изменения, обеспечивая его как инвариантными условиями относительно константного существования, так и средствами их преобразования. Применительно к образовательной среде подобное утверждение связано с поиском элементов ее составляющих, благодаря которым может проявиться специфически человеческая часть среды обитания субъекта.

А. В. Вишнякова выделяет три базовых структурных компонента образовательной среды: пространственно-предметный, социальный и психодидактический. Автор представляет и характеристические свойства образовательной среды: векторность, интерактивность, целостность, многоаспектность, универсальность, открытость, обширность. Исследователем формулируются общие принципы организации образовательной среды в личностно-ориентированном направлении, а именно:

4

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Шанц Е. А. Технологии социально-педагогического сопровождения социально значимой деятельности студенческой молодежи // Концепт. - 2015. -Спецвыпуск № 17. - ART 75238. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75238.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

1) природосообразность: учет закономерностей природного развития, укрепление физического и психического здоровья;

2) культуросообразность: обучение, воспитание и организация жизни в контексте культуры;

3) жизнетворчество: включение в решение реальных проблем коллективной и личной жизни, обучение технологиям построения собственной жизни в изменяющихся экономических и социокультурных условиях;

4) индивидуально-творческий подход: удовлетворение интересов и потребностей в разнообразных видах творческой деятельности;

5) сотрудничество, объединение целей, общая деятельность и согласованность действий, общение и взаимопонимание, общая устремлённость в будущее и взаимная поддержка.

По Т. В. Менгу, образовательная среда вуза является таким окружением или «осубъектированным пространством», в котором создаются условия для формирования личности, в частности профессионального становления студента. Образовательная среда должна содействовать раскрытию еще не проявившихся интересов и способностей, развитию уже проявившихся способностей и личности обучающегося, всех сфер психики (физической, эмоциональной, познавательной, личностной, духовно- нравственной) в соответствии с индивидуальными особенностями.

Погружение в образовательную среду призвано способствовать осознанию студентами своей неповторимости, оригинальности, непохожести на других, раскрытию и признанию творческих способностей, саморазвитию, профессиональному становлению. Особенно важным является формирование субъектных качеств личности, её самоутверждение и стремление к самосовершенствованию.

Педагогический и социально-педагогический процесс представляет собой, с этой точки зрения, взаимодействие двух равноправных субъектов, партнеров, где педагог и обучающийся - «идущие вместе», а не «ведущий и ведомый». Именно субъектсубъектными отношениями характеризуется технология сопровождения, в этом ее сущностная черта, в отличие от помощи и поддержки. У обеих сторон происходит в результате взаимодействия формирование определенного опыта, формируется рефлексивная позиция, происходит взаимоподдержка и взаимостимулирование.

Таким образом, особенностью социально-педагогического сопровождения является специфическая позиция педагога и целью этого сопровождения, как и всей социально-педагогической деятельности, является оказание помощи в процессе социализации. Кроме того, акцент в социально-педагогическом сопровождении должен делаться не на изменении позиции субъекта, а на стимулировании естественного развития, реализации потребности в саморазвитии.

В соответствии с чем, целью социально-педагогического сопровождения является формирование у молодых людей культуры социального служения как важного фактора саморазвития личности, формирования ее социально-значимых качеств, готовности к выполнению социально-полезной деятельности. Социально-педагогическое сопровождение социально-значимой деятельности студентов, на наш взгляд, позволяет решить целый рад задач, среди которых:

- выявление и развитие у обучающихся гуманности, милосердия, человеколюбия и сострадания;

- развитие социальной активности молодых людей, самостоятельности и ответственности, коммуникативных умений и навыков;

- привлечение социальных служб и общественных организаций к социальнозначимой деятельности;

5

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Шанц Е. А. Технологии социально-педагогического сопровождения социально значимой деятельности студенческой молодежи // Концепт. - 2015. -Спецвыпуск № 17. - ART 75238. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75238.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

- обобщение и распространение опыта социально-психологического сопровождения.

Таким образом, мы полагаем, что социально-педагогическое сопровождение социально-значимой деятельности студентов представляет собой организованный социально-педагогический процесс, предполагающий комплекс целенаправленных педагогических действий, ориентирующих молодых людей на социально-значимую деятельность; прогнозирующий проблемы и трудности студента в данном виде деятельности; оказывающий содействие в их предупреждении и преодолении. Условиями реализации данной технологии с целью личностного и профессионального развития студентов вуза на наш взгляд, являются:

- насыщение социально-образовательного пространства вуза аксиологическими смыслами социально ответственного отношения студента не только к учебнопрофессиональной деятельности, но и к общественной;

- педагогическое сопровождение участия студентов в социальных практиках (социальные и благотворительные акции, фандрайзинг и спонсоринг, организация и осуществление социально-культурной деятельности и пр.);

- создание системы стимулирования мотивации и поощрения социальнозначимой деятельности студентов вуза.

Ссылки на источники

1. Харавинина Л. Н. Модель сопровождения профессионально-личностного развития молодого преподавателя // Ярославский педагогический вестник. - Ярославль, 2010. - № 1. - С. 104-107.

2. Кузьмина Т. А. Психолого-педагогические подходы к понятию «педагогическое сопровождение» // Естественно-математическое образование: проблемы и перспективы : материалы Всерос. науч.-практ. конф., 25 ноября 2010 г. / Междунар. акад. наук пед. образования, Шадр. гос. пед. ин-т. -Шадринск: ШГПИ, 2010. - С. 155-160.

3. Манузина Е. Б. Педагогическое сопровождение студентов в образовательных учреждениях высшего профессионального образования // Вестник ТГПУ. - Тобольск, 2011. - № 1(103). - С. 109-112.

4. Шипицына Л. М. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка. - М.: «Владос», 2003. - 528 с.

5. Борытко Н. М. Система профессионального воспитания в вузе: учеб-метод. пособие / под ред. Н. К. Сергеева. - М.: АПК и ППРО, 2005. - 250 с.

6. Валеева М. А. Педагогическое сопровождение профессионального сопровождения студента вуза // Известия самарского научного центра Российской академии наук. - Самара, 2009. - Т. 11 4(3). - С. 589-593.

Evgenia Shants,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Surgut State Pedagogical University, Surgut shants.eva@mail.ru

Technology socio-pedagogical support socially significant activities of students Abstract. In this paper the author presents an analysis of the essential characteristics of the sociopedagogical support of socially significant activities of students.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Key words: support, social and educational support.

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

Поступила в редакцию 11.03.15 Получена положительная рецензия 13.03.15

Received Received a positive review

Принята к публикации 13.03.15 Опубликована 17.04.15

Accepted for publication Published

© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2015 © Шанц Е. А., 2015

www.e-koncept.ru

6

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.