ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Гиенко Л. Н. Формирование профессиональной готовности будущих социальных педагогов к работе с выпускниками интернатных организаций // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 19. - ART 75268. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75268.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
ART 75268
УДК 37.013.42
Гиенко Любовь Николаевна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный педагогический университет», г. Барнаул [email protected]
Формирование профессиональной готовности будущих социальных педагогов к работе с выпускниками интернатных организаций
Аннотация. Статья содержит описание формирования профессиональной готовности будущих социальных педагогов к работе с выпускниками интернатных организаций. Рассматривается социальная ситуация развития выпускников. Межведомственное взаимодействие определяется условием успешной социализации. Обозначены основные задачи, определяющие содержание межведомственного взаимодействия.
Ключевые слова: компетентностный подход, паттерн, социальная ситуация развития, выпускник интернатной организации, межведомственное взаимодействие. Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
В процессе модернизации образования в законодательной базе обращается внимание на формирование определенных компетенций обучающихся. Целью определяется их успешная социализация. В данном контексте заслуживает внимания организация социально-педагогической деятельности с выпускниками организаций интернатного типа. Предпочтение отдается формированию субъектной позиции обучающихся при реализации компетентностного подхода.
В настоящее время исследования саморазвития личности вышли на новый уровень теоретического осмысления и эмпирического изучения.
Традиционно выделяют две основные силы, влияющие на ход развития: внутренние генетически обусловленные задатки и среда в самом широком смысле слова. Наряду с ними необходимо учитывать и «третий фактор» развития личности, не сводимый ни к «внутреннему», ни к «внешнему», - это сама личность, её позиция по отношению к своей социальной ситуации и активность [2].
Становление этого «третьего фактора», т. е. становление психологических механизмов самодетерминации, которое переводит саморегуляцию жизнедеятельности на качественно новый уровень; источник личностного развития и его движущие силы смещаются извне вовнутрь.
Самодерминация является наиболее ярким проявлением личностной зрелости. Самодетерминируемая личность способна действовать в относительной свободе от заданных условий этой деятельности - как внешних, так и внутренних, - на основе личной автономии, свободы и ответственности, развитых механизмов смысловой регуляции жизнедеятельности.
На базе соотношения механизмов свободы и ответственности эмпирически выявлены и описаны пути личностного развития. Четыре паттерна - автономный, конформный, импульсивный и симбиотический. В некоторых исследованиях свобода и ответственность сохранили типообразующую роль в выделении типов личностного развития, но более существенным эмпирическим основанием выделения паттернов выступили параметры «благополучие/неблагополучие» и «адаптация/дезадаптация» [3].
1
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Гиенко Л. Н. Формирование профессиональной готовности будущих социальных педагогов к работе с выпускниками интернатных организаций // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 19. - ART 75268. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75268.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
Социальную ситуацию развития выпускников интернатных организаций можно охарактеризовать как затруднённые условия развития личности, под которыми понимается «неоптимальное состояние биологических и/или социальных предпосылок личностного развития, требующее существенно повышенных усилий для решения задач развития и предъявляющее в силу этого повышенные требования к личности». Но осознанно или неосознанно, в обычных или затруднённых условиях любой подросток делает выбор: перейти или не перейти от решения нормативных адаптационных задач социальной ситуации развития к постановке и решению не обязательных, но возможных задач личной ситуации развития [2].
При сравнении семейных подростков и подростков-сирот обнаруживаются как благополучные, так и не благополучные пути личностного развития.
Наиболее психологически зрелый и здоровый автономный паттерн личностного развития является одновременно наиболее устойчивым и воспроизводимым как у выпускников интернатных организаций, так и у семейных подростков. Конформный паттерн личностного развития в чистом виде воспроизводится у выпускников интернатных организаций; у подростков из семей выделялся похожий на него адаптивный. Это достаточно благополучные траектории личностного развития; их обнаруживают подростки, которые в своей жизни следуют преимущественно предписаниям извне: за них часто решают, как надо поступать и куда надо идти, что именно делать и на что ориентироваться, следуя ожиданиям со стороны микро - и макросоциума.
Дезадаптивный паттерн развития также обнаружен и у выпускников интернатных организаций, и у семейных подростков. Это психологически неблагополучные, отчужденные, пассивные подростки, без собственных смысловых ориентаций, убежденные в том, что их действия не на что не повлияют. Они не могут следовать ни своим внутренним ориентирам, ни чужим, внешним, плывя по течению.
Импульсивный паттерн наблюдается только у подростков из семей и имеет вполне благополучную картину, он не обнаружен у выпускников интернатных организаций. Здесь при неразвитых механизмах детерминации наблюдается достаточно высокая удовлетворенность жизнью. Их благополучие основано на ресурсах социальной поддержки, лишившись которой они испытают большие трудности в адаптации.
У выпускников интернатных организаций обнаруживаются как общие с семейными подростками, так и специфические особенности личностного развития и становления механизмов самодетерминации. Однако, выпускники интернатных учреждений имеют негативно окрашенное отношение к отцу и к матери, высокую неудовлетворённость своей жизнью, ярко выраженный комплекс выученной беспомощности, не верят в то, что жизнь человека подвластна сознательному контролю. Это позволяет отнести данную категорию подростков к группе риска, с которыми необходима тщательная коррекционно-развивающая социально-психоло-педагогическая работа по развитию механизмов самодетерминации как ресурсов для достижения в потоке постоянно изменяющегося мира, дабы предотвратить проявления аддиктивности и девиантности, часто наблюдаемые в социальной группе сирот, вышедших из стен социальных учреждений в самостоятельную жизнь. Без такой работы они неминуемо столкнуться с трудностями на пути социализации и вхождения во взрослую жизнь [2].
В процессе подготовки будущих социальных педагогов к взаимодействию с выпускниками организаций интернатного типа на занятиях изучается опыт работы образовательных организаций Алтайского края (см. ниже).
В процессе организации социально-педагогической деятельности на базе Краевого государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Алтайский политехнический техникум» организация межведомственного взаи-
2
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Гиенко Л. Н. Формирование профессиональной готовности будущих социальных педагогов к работе с выпускниками интернатных организаций // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 19. - ART 75268. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75268.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
модеиствия рассматривается как инновационная технология развития успешной социализации выпускников интернатных учреждений.
Межведомственное взаимодействие - это взаимодействие, осуществляемое в целях обеспечения успешной социализации выпускников интернатных учреждений в период их постинтернатной адаптации, между государственными и муниципальными органами и другими социально ориентированными субъектами, достигающими своих целей посредством определенных профессионально специализированных мер и действий.
Межведомственное взаимодействие является условием, без которого социализация не может быть успешной. Чтобы построить схему межведомственного взаимодействия необходимо выстроить модель самого процесса социализации, сформулировать результаты данного процесса. И лишь затем определять социальных партнеров, с которыми учреждение сможет решить задачи успешной социализации и достичь определенных результатов.
В связи с реализацией компетентностного подхода в системе профессионального образования, основу модели социализации будет составлять набор социальных компетенций, обладание которыми позволит субъекту эффективно взаимодействовать с социумом и решать возникающие в процессе его жизнедеятельности проблемы.
Компетентностный подход даёт возможность согласовать ожидания учителей и обучаемых. Определение цели образования с позиций компетентностного подхода означает описание возможностей, которые могут приобрести обучающиеся в результате образовательной деятельности. В этом смысле целью является научить обучающегося решать проблемы в сфере учебной деятельности, в том числе: определять направления познавательной деятельности, выбирать необходимые источники информации, находить оптимальные способы добиться поставленной цели, оценивать полученные результаты, организовывать свою деятельность, сотрудничать с другими; объяснять явления действительности и др...
Необходимость взаимодействия обусловлена следующими условиями:
- создание условий успешной социальной и профессиональной адаптации сирот;
- обеспечение целенапрвленности, согласованности действий педагогов и специалистов; возможность всестороннего, более глубокого изучения детей и получения более объективной информации о ребенке от разных субъектов сопровождения, необходимой для постановки обоснованных задач постинтернатной поддержки сироты;
- взаимное обогащение субъектов постинтернатного сопровождения профессиональными идеями, стимулирование их активности и профессионального роста.
К субъектам межведомственного взаимодействия в Алтайском крае относятся:
- Органы государственной и муниципальной власти: Главное управление образования и молодежной политики Алтайского края. Орган опеки и попечительства. Главное управление Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Главное управление Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности. Управление Алтайского края по труду и занятости населения.
- Краевые государственные образовательные организации: Краевые государственные бюджетные профессиональные образовательные учреждения. Краевые государственные образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Краевые государственные образовательные учреждения центры ППМС (Рубцовский, Семья+). Учреждения социального обслуживания.
3
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Гиенко Л. Н. Формирование профессиональной готовности будущих социальных педагогов к работе с выпускниками интернатных организаций // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 19. - ART 75268. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75268.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
- Общественные организации и объединения: Краевой общественный совет по социализации выпускников детских домов и опекунских семей (при Главном управлении образования и молодежной политики Алтайского края). Попечительские советы (при каждом интернатном учреждении). Службы социально-педагогического сопровождения (при каждом КГБОУ профессионального образования). Общественная палата Алтайского края. Алтайское отделение Детского фонда. Юридический центр «Фемида». Детский фонд «Виктория» (г. Москва, на основании соглашения о партнерстве с Администрацией Алтайского края). Корпоративный благотворительный фонд «Картен» (на основе соглашения с главным управлением по образованию; ведут проект «Хочу учиться!» - выдача именных стипендий). Общественная организация «Доброе сердце».
Основные задачи, определяющие содержание межведомственного взаимодействия:
1. Содействие в решении проблем отношений выпускников интернатных организаций с окружающей средой:
- оказание помощи в адаптации к новым жизненным ситуациям, адекватном социальном выборе позиции в новых, ранее неизвестных условиях в виде совместного с воспитанниками анализа новой ситуации, определения их отношения к ней, поиска способов поведения;
- коррекция ценностей молодых людей, существенно влияющих на поступки и поведение путем изменения их отношения к окружающему миру, стереотипных для них норм поведения, повышения степени ответственности за свои поступки;
- содействие в преодолении личных кризисов, связанных с неадекватной оценкой возникающих ситуаций, жизненными событиями и складывающимися взаимоотношениями с людьми.
2. Коррекция социального опыта через социальное обучение, направленное на приобретение знаний о социальной действительности, способах решения социальных проблем, об эталонах взаимодействия с людьми:
- формирование и развитие у молодых людей базовых правовых, политических, психологических и других знаний, необходимых для реализации себя как члена общества и гражданина страны;
- знакомство с возможными вариантами социального выбора;
- формирование и развитие прогностической готовности к оценке возможных последствий своего социального поведения.
3. Создание условий для социального самоопределения (выбора выпускником интернатного учреждения своей социальной роли и социальной позиции на основе целей своей жизни) и включение личности в систему социальных отношений:
- функция проживания имитируемой жизненной ситуации посредством создания условий, имитирующих типичные жизненные ситуации;
- рефлексивная функция - стимулирование самооценки выпускником интернатного учреждения решения социальной проблемы и своего проживания в реальной или имитируемой ситуации;
- нравственная экспертиза - формирование готовности к оценке социальной действительности на основе интериоризированных нравственных норм;
- социально-педагогическая поддержка - процесс совместного с молодым человеком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий(проблем), мешающих ему сохранить своё человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни;
4
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Гиенко Л. Н. Формирование профессиональной готовности будущих социальных педагогов к работе с выпускниками интернатных организаций // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 19. - ART 75268. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75268.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
- социально-педагогическая помощь выпускнику интернатного учреждения -реальное содействие в преодолении возникающих трудностей.
Таким образом, изучение будущими социальными педагогами опыта социально-педагогической деятельности по успешной социализации выпускников интернатных организаций формирует определенные компетенции студентов, позволяющие освободит сирот от последствий депривации и выработать новые позитивные установки по отношению к окружающему миру, к самим себе, научить управлять событиями собственной жизни в противовес выученной беспомощности.
Ссылки на источники
1. Закон 273-ФЗ «Об образовании в РФ» 2014. - URL: http://www.assessor.ru/zakon/273-fz-zakon-ob-obrazovanii-2013/
2. Леонтьев Д. А., Сулимина О. В., Бастракова А. С. Траектория личностного развития у подростков, воспитывающихся в семье, и подростков-сирот // Вопросы психологии. - 2014. - № 3. - С. 30-48.
3. Осин Е. Н., Леонтьев Д. А., Буровихина И. А. Паттерны саморегуляции и психологическое благополучие в подростковом возрасте // Личностный ресурс субъекта труда в изменяющейся России: материалы II международной научно-практической конференции. Ч. 2. - Кисловодск: СевКавГТУ, 2009. - С. 266-271.
Lyubov Giyenko,
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Altai Pedagogical University, Barnaul [email protected]
Formation of professional readiness of future social teachers for work with graduates of the residential organizations
Abstract. Article contains the description of formation of professional readiness of future social teachers for work with graduates of the residential organizations. In article the social situation of development of graduates of the residential organizations is considered. Interdepartmental interaction is defined by a condition of successful socialization. The main objectives defining the content of interdepartmental interaction are designated.
Key words: competence-based approach, pattern, situation with social development, graduate of the inhabited organization, interaction between departments.
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Поступила в редакцию 06.04.15 Получена положительная рецензия 08.04.15
Received Received a positive review
Принята к публикации 08.04.15 Опубликована 29.04.15
Accepted for publication Published
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2015 © Гиенко Л. Н., 2015
www.e-koncept.ru
5