Научная статья на тему 'Результаты апробации программы повышения уровня экологической культуры во внеурочной деятельности в условиях дополнительного образования детей'

Результаты апробации программы повышения уровня экологической культуры во внеурочной деятельности в условиях дополнительного образования детей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
786
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДИАГНОСТИКА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЭКОЛОГИЯ / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES / DIAGNOSIS OF ECOLOGICAL CULTURE OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN / THE PROGRAM OF ADDITIONAL EDUCATION / ECOLOGICAL CULTURE / ECOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Харитонова Лариса Юрьевна

Данная статья посвящена оценке уровня сформированности экологической культуры младших школьников. Проведенное диагностическое исследование показало актуальность разработанной программы экологической направленности «Видеть, слышать, чувствовать природу». В работе представлены основные положения данной программы дополнительного образования младших школьников во внеурочной деятельности, а также результаты ее апробации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article is devoted to assessing the level of formation of ecological culture of younger schoolchildren. Conducted a diagnostic study showed the relevance of the developed ecological programs “to See, hear, feel nature...”. The paper presents the basic provisions of the program of additional education of younger students in extracurricular activities, and the results of its testing.

Текст научной работы на тему «Результаты апробации программы повышения уровня экологической культуры во внеурочной деятельности в условиях дополнительного образования детей»

УДК 37.034

Харитонова Лариса Юрьевна

студентка магистратуры

ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический

университет», Пермь, Россия 6140990, Пермь, Сибирская, 24, +7 (342) 238-63-44 e-mail: Larisa.platinum@yandex.ru

РЕЗУЛЬТАТЫ АПРОБАЦИИ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Larisa Yu. Haritonova

Master's Degree Student

Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Perm State Humanitarian Pedagogical University»

24, Sibirskaja, 614990, Perm, Russia, e-mail: Larisa.platinum@yandex.ru

THE RESULTS OF SAMPLING PROGRAMS OF ENVIRONMENTAL AWARENESS IN EXTRACURRICULAR ACTIVITIES IN THE CONDITIONS OF ADDITIONAL EDUCATION OF CHILDREN

Аннотация. Данная статья посвящена оценке уровня сформированности экологической культуры младших школьников. Проведенное диагностическое исследование показало актуальность разработанной программы экологической направленности «Видеть, слышать, чувствовать природу».

В работе представлены основные положения данной программы дополнительного образования младших школьников во внеурочной деятельности, а также результаты ее апробации.

Ключевые слова: внеурочная деятельность, диагностика экологической культуры, младшие школьники, программа дополнительного образования, экологическая культура, экология.

Abstract. This article is devoted to assessing the level of formation of ecological culture of younger schoolchildren. Conducted a diagnostic study showed the relevance of the developed ecological programs "to See, hear, feel nature...".

The paper presents the basic provisions of the program of additional education of younger students in extracurricular activities, and the results of its testing.

© Харитонова Л.Ю., 2017

Key words: extracurricular activities, diagnosis of ecological culture of younger schoolchildren, the program of additional education, ecological culture, ecology.

Надо иметь не только глаз, но и внутренне чувствовать природу, надо

слышать ее музыку и проникаться ее тишиной.

И.И. Левитан

В настоящее время ввиду активного развития общества и жизнедеятельности человека окружающая среда претерпела значительные изменения, большинство из которых носят негативный характер: в результате деятельности человека происходит ее загрязнение, деградация естественных экологических систем и истощение природных ресурсов.

Без изменений в сознании человека представлений об экологии нельзя рассчитывать на позитивные изменения в окружающей среде, именно достаточный уровень экологического воспитания способен привести в соответствие деятельность человека с биосферными и социальными законами жизни.

Экологическое воспитание - относительно новое направление научного познания в педагогике. Оно востребовано изменением качества жизни людей и необходимостью обучить подрастающее поколение формам культурной коммуникации с окружающей средой, базирующимся на принципе согласования действий и поведения человека с состоянием природы.

На сегодняшний день в педагогике существует множество терминов, определяющих экологическое направление образования. И хотя нет единства в их формулировке, все исследователи сходятся в определении цели экологического образования - формирование экологической культуры.

Почему же так важно воспитывать экологическую культуру и как ее воспитывать? Лев Толстой говорил: «Счастье - это быть с природой, видеть ее, говорить с ней». Если это так, то как же сделать человека счастливым, сознавая при этом, что в понимание счастья входит многое другое? [3]. Как говорил известный журналист и писатель В.М. Песков, чувство природы, помогающее нам видеть ее в истинном свете, врожденное. Любовь к природе «спит» глубоко внутри нас и нуждается в «будильнике». Песков был уверен, что этим «будильником» может стать что угодно и кто угодно: хорошая книга, умный, чуткий учитель или любой другой человек, который уже был «разбужен».

Любовь к окружающему миру помогает человечеству стать справедливее, великодушнее и нести ответственность за свои действия. Любить природу способен лишь тот, кто ее знает и понимает, кто умеет ее видеть. Чтобы общество научилось этому чувству, прививать любовь к природе необходимо с самого раннего детства.

Важно разбудить интерес и благоговейное отношение к великому таинству жизни именно в раннем детстве, так как убеждения человека

формируются в самом раннем возрасте, еще в период начальной школы, именно поэтому экологическое воспитание актуально в этот период, необходимо не только заложить в человека экологические знания, но и позволить им стать убеждениями и основными жизненными ценностями, сформировать активную жизненную позицию.

Выдающийся русский педагог-естественник Б.Е. Райков писал: «Любовь к природе слагается, по крайней мере, из трех групп чувствований: эстетических, интеллектуальных и этических» [4].

Но эстетика природы не может строиться на случайных впечатлениях, личных вкусах, а как всякая наука нуждается в логических определениях, категориях и принципах [1].

Воспитание экологической культуры обеспечивается специально созданным образовательным пространством как целостной пространственно-предметной, социальной, педагогической средой, где организована образовательно-воспитательная система, обеспечивающая присвоение детьми совокупности специальных знаний, умений и навыков, формирующих экологическое сознание и мышление, экологическую потребность, развивающих эмоциональную сферу, природосообразное поведение и деятельность. Формирование любви к природе через восприятие ее красоты, сочетание знаний основ экологических проблем с практической деятельностью позволит воспитать экологически культурного юного гражданина.

Дополнительное образование создает наиболее благоприятные условия для воспитания и формирования экологической культуры, позволяет более полно использовать полученные знания на практике. Ограниченные рамки урока, а также необходимость следования учебной программе не всегда позволяют решать задачи экологического образования. Организация внеклассной работы, направленной на формирование экологической культуры личности младшего школьника, реализует когнитивные функции (прочное освоение системы знаний о природе) и развивает интерес к вопросам экологии. Наряду с этим выполняются воспитательные функции: формируется ответственное и бережное отношение к природе, осознание себя частью единой природы.

В целях воспитания экологической культуры детей была создана программа повышения уровня экологической культуры во внеурочной деятельности в условиях дополнительного образования детей «Видеть, слышать, чувствовать природу».

Данная программа способствует формированию экологической культуры ребенка через воспитание способности видеть красоту родной природы, прививает любовь к ней. Только тот, кто может оценить неповторимость красоты окружающей природы, способен дорожить этим чудом - нашей живой планетой. Происходит формирование у детей целостного представления о природе как живом организме, передача и накопление опыта эмоционально-

ценностного, эстетического отношения к миру, воспитание духовно богатой личности.

Актуальность программы обусловлена комплексным подходом к процессу обучения, что в целом дает возможность для самореализации потенциала, заложенного в каждом ребенке, и успешного формирования его экологической культуры посредством постижения красоты природы и организации деятельности по ее защите.

Разработанная программа основана на структуре экологической культуры и включает в себя три модуля (см. таблицу).

Модули образовательной программы «Видеть, слышать, ^ чувствовать природу»

Преобладающий компонент экологической культуры Образовательный модуль программы Описание модуля программы

Когнитивный «Блаженство видеть природу!» Умение видеть природу, непосредственное взаимодействие с природой: экскурсии, исследования в природе, просмотр фильмов, презентаций о природе и пр.

Эмоциональный «На языке природы» Умение слышать природу: знакомство с произведениями художественной литературы и искусства о природе, выполнение творческих проектов экологической направленности

Деятельностный «Сотрудничество и дружба» Непосредственное участие в поддержании красоты, чистоты природы родного края, природоохранительная деятельность, «добрые» дела в природе, занятия-праздники экологической направленности

Уметь видеть природу - первое условие воспитания через природу. Нужно самим научиться и научить ребенка видеть вокруг себя прекрасное.

Включение в программу изучения и анализа художественной литературы и других произведений искусства способствует правильному эстетическому восприятию природы детьми младшего школьного возраста.

Приобретенное в детстве умение видеть и слышать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет их знания, способствует формированию характера и интересов.

Но не только воспевание красоты природы и ее созерцание становится содержанием программы, но и умение заботиться о ней в реальной жизни. Программой предусмотрена практическая природоохранительная деятельность, посильная для детей младшего школьного возраста.

Конечно, в младшем школьном возрасте дети сами стремятся к познанию окружающего мира, но «смотреть» и «видеть» - совсем не одно и то же. Поэтому, чтобы действительно «видеть», а не просто «смотреть», и аналогично,

«слышать», а не «слушать» (и ничего не предпринимать), необходимо пробудить у детей интерес быть исследователями и наблюдателями, научить их читать книгу природы, видеть экологическую информацию во многих объектах и явлениях природы, необычное в привычном.

Общие организационные вопросы программы отражена на рис. 1.

Были реализованы экскурсии на природу с последующим фотоотчетом, дети с удовольствием придумывали, проектировали и изготавливали кормушки для птиц, макеты благоустройства местного пруда и парка. Многие дети вместе с семьями изготовили оригинальные скворечники. Детям очень понравились занятия «Хранители воды» и «Международный день леса». Также младшие школьники активно участвовали в посадке кустарников и организации клумб у школы. В ходе уборки мусора младшие школьники работали в парах со старшеклассниками школы.

Продолжительность программы

• 1 год обучения •36 часов

• 1 раз в неделю

• Продолжительность занятий - 1 час

Контингент

• Обучающиеся 4-х классов начальной школы

• Возрастной состав: 9-10 лет.

• Число обучающихся: 15-25 человек

Особенности

• Дополнительное образование во внеурочной деятельности.

• 3 модуля: «Блаженство видеть природу!», «На языке природы», «Сотрудничество и дружба».

• Технологии: проблемное обучение, исследовательское обучение

Рис. 1. Краткая характеристика образовательной программы «Видеть, слышать,

чувствовать природу»

После апробации программы дополнительного образования детей «Видеть, слышать, чувствовать природу...» на базе 4-х классов обучающихся МБОУ Рябковская СОШ Чернушинского района Пермского края был проведен контрольный этап исследования.

Цель контрольного этапа - оценить уровень сформированности экологической культуры младших школьников после апробации данной программы и сделать вывод об ее эффективности.

Экологическая культура является интегративной категорией, вбирающей в себя множество компонентов:

- экологические знания, экологическая образованность, культура познавательной деятельности, экологическое сознание, экологическое

мышление, экологическое мировоззрение (когнитивный, ценностно-смысловой, аксиологический компоненты);

- культура духовного общения с природой, культура чувств, эмоционально-эстетические переживания (эмоциональный, эмоционально-эстетический);

- культура труда, экологически осознанное поведение, система практических навыков и умений в улучшении природопользования, (деятельностный, действенно-операционный, коммуникативный, творческий компоненты).

Таким образом, судить о том, обладает ли личность экологической культурой и каков ее уровень, можно по интеллектуальным, деятельностным и эмоциональным характеристикам, поэтому на основе структуры экологической культуры были выделены основные критерии для оценивания: познавательный, эмоционально-эстетический, практический (деятельностный).

На этапе контрольной диагностики использовались те же самые методики, что и на констатирующем этапе исследования: методика диагностики интенсивности субъективного отношения к природе «Натурафил» и вербальная ассоциативная методика диагностики экологических установок личности «Эзоп», разработанные В.А. Ясвиным и С.Д. Дерябо [2].

По результатам контрольной диагностики по методике «ЭЗОП» выяснилось, что если раньше большая часть младших школьников (61 %) имели в первую очередь эстетическую установку в отношении природы, то после проведения серии занятий по разработанной программе «Видеть, слышать, чувствовать природу» основная позиция младших школьников изменилась в сторону природоохранительной установки - 43,5 % обучающихся (рис. 2).

Рис. 2. Изменение главной позиции в отношении природы младших школьников на констатирующем и контрольном этапах исследования по методике «Эзоп», %

Вторая позиция младших школьников после апробации программы также изменилась: если раньше наибольшая доля учащихся имела когнитивную направленность (52,2 % учащихся), то после проведения занятий по программе увеличилась доля учащихся с природоохранительной направленностью (с 8,7 % до 35 %).

По результаты контрольной диагностики «Натурафил» у ребят повысились баллы по всем компонентам отношения к природе. Дети начали четко осознавать, что конкретные практические дела могут способствовать сохранению природы, а попустительское отношение может привести к гибели природы, результаты чего они наблюдали в ходе экскурсий, походов и путешествий на природу, в парк, к пруду, в лес.

Из рис. 3 видно, что уровень натуралистической эрудиции у младших школьников за период апробации программы значительно повысился: если ранее в ходе констатирующего этапа диагностики только 12 % испытуемых показали уровень эрудиции выше среднего и высокий (они соответствует 7 и 9 баллам) и большая часть детей имела низкий уровень эрудиции, то после реализации программы более 2/3 младших школьников показали средний и высокий уровни натуралистической эрудиции и 9 % учащихся имеют очень высокий уровень. Этому способствовали не только практические занятия экологической направленности, но и решение экологических задач, наблюдений, экспериментов над живой и неживой природой.

Рис. 3. Изменение шкалы натуралистической эрудиции по методике «Натурафил» на констатирующем и контрольном этапах исследования, % учащихся по баллам

Таким образом, результаты контрольного этапа эксперимента показали эффективность разработанной и апробированной программы «Видеть, слышать, чувствовать природу». По мере освоения программы происходит последовательное формирование экологической культуры обучающихся,

возрастает их творческая исследовательская активность. Программа может быть рекомендована для реализации в школах Пермского края.

Список литературы

1. Гусева А.Ю. Экологическая эстетика как превращенная форма эстетики природы // Общество. Среда. Развитие (ТеггаНитапа). - 2011. -Вып. 3. - С. 209-213.

2. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Методики диагностики и коррекции отношения к природе // Серия: «Экологическая психология и педагогика». - М., 1995. - С. 46-69, 70-84, 101-104.

3. Песков В.М. Полное собрание сочинений. - М., 2014.

4. Райков Б. Школьное естествознание и любовь к природе // Естествознание в школе. - 1915. - №8. - С. 3-39.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.