Научная статья на тему 'Повышение учебной мотивации студентов при обучении математике посредством Веб-квеста'

Повышение учебной мотивации студентов при обучении математике посредством Веб-квеста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
76
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ / ВЕБ-КВЕСТ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ МОТИВЫ / ОБУЧЕНИЕ МАТЕМАТИКЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смирнова Оксана Борисовна, Приходько Маргарита Анатольевна

В статье обоснована возможность повышения учебной мотивации при обучении математике посредством Веб-квеста. Рассмотрены основные направления повышения учебной мотивации при работе над Веб-квестом на основе классификации мотивов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Смирнова Оксана Борисовна, Приходько Маргарита Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Повышение учебной мотивации студентов при обучении математике посредством Веб-квеста»

2. Теория и практика воспитания военнослужащих Вооружённых Сил Российской Федерации: Учебное пособие // под общей редакцией И. А. Алехина. М.: ВУ, 2003.

3. Томилин А. Н. Военно-педагогическая теория и практика формирования и развития профессиональной направленности офицера-воспитателя: монография. Новороссийск: МГА имени адмирала Ф. Ф. Ушакова, 2010.

Повышение учебной мотивации студентов при обучении математике

посредством Веб-квеста Смирнова О. Б.1, Приходько М. А.2

'Смирнова Оксана Борисовна / Smirnova Oksana Borisovna — старший преподаватель, кафедра математических и естественнонаучных дисциплин, Омский государственный аграрный университет им. П. А. Столыпина;

2Приходько Маргарита Анатольевна /Prihodko Margarita Anatolevna — кандидат педагогических наук,

кафедра высшей математики, Омский государственный университет путей сообщения, г. Омск

Аннотация: в статье обоснована возможность повышения учебной мотивации при обучении математике посредством Веб-квеста. Рассмотрены основные направления повышения учебной мотивации при работе над Веб-квестом на основе классификации мотивов.

Ключевые слова: учебная мотивация, Веб-квест, познавательные и социальные мотивы, обучение математике.

Положение о том, что любая познавательная деятельность должна быть мотивирована, считается в педагогике основополагающим. Следуя этому положению, в педагогической теории и практике постоянно совершенствуются методология и технология организации образовательного процесса, осуществляется поиск педагогических инструментов, обеспечивающих формирование положительной учебной мотивации и повышение ее уровня.

Различные стороны мотивации, как психолого-педагогической проблемы, исследовались на всех этапах развития педагогики. Структурные и характеристические составляющие мотивации, такие как факторы формирования, уровни, характер, этапы становления, качества мотивов, составляющих мотивацию, рассмотрены в работах Е. П. Ильина, А. К. Марковой, Л. А. Шипилиной, Г. И. Щукиной и др. Мотивацию обучения как специальный метод стимулирования обучения, а также в качестве одного из факторов интенсификации обучения выделял Ю. К. Бабанский.

Одним из направлений повышения учебной мотивации является включение в процесс обучения проблемных заданий в форме образовательных Веб-квестов. Структура Веб-квеста предполагает наличие следующих элементов:

• введение - описание функций участников квеста, предварительный план работы, обзор всего квеста;

• задания - одно или несколько, они понятны, интересны; имеют обозначенный итог работы и ее результат;

• выполнение - индивидуальная работа в команде на общий результат, участники одновременно, в соответствие с выбранными функциями, выполняют задания;

• оценивание - проводится по ряду критериев: достоверность представленной информации и ее связь с заданной темой; логичность, структурированность выполнения задания на основе представленного отчета о проделанной работе; подходы к решению проблемы; степень самостоятельности выполнения задания [1].

Раскроем возможности информационного наполнения каждого элемента Веб-квеста в аспекте повышения учебной мотивации студентов при обучении математике на основе выделенных А. К. Марковой групп мотивов: познавательных и социальных мотивов (табл. Карта основных групп мотивов и их проявлений в процессе обучения математике посредством Веб-квестов) [2].

Таблица 1. Карта основных групп мотивов и их проявлений в процессе обучения математике

посредством Веб-квестов

Группы мотивов Введение Задания Выполнение Оценивание

Мотивы Познавательные широкие познавательные мотивы (ориентированы на овладение новыми знаниями-фактами) интерес к новым занимательным математически м фактам, явлениям (исторический компонент информационного наполнения), к существенным свойствам математических объектов (теорет-кий компонент) и т.д. задания журналистского типа (сбор математических фактов и их организация в любом журналистском жанре); задания компиляционного типа (выявление исторических подходов к определению конкретного математического объекта, достоинств и недостатков рассматриваемых определений) и т.д. принятие решения задачи математическ ого характера как личностно значимое; обращение за дополнительн ыми математическ ими сведениями повышение самооценки как результат овладения новыми математическими знаниями

учебно-познавательные мотивы (ориентированы на способы добывания знаний, приемов самостоятельного приобретения знаний) интереса к выявлению основных принципов, подходов построения математически х теорий, способов обоснования математических утверждений, методов решения математически х задач и пр. задания аналитического типа (выявление взаимосвязи между различными математическими объектами); задания конструкторского типа (выявление способов решения типовых математических заданий) и пр. возможность выбора действий по поиску разных способов решения математическ ой задачи, их анализ и сравнение в групповой работе удовлетвор ение от овладения новыми приемами и методами осуществле ния математиче ской деятельнос ти

самообразование (ориентировано на приобретение дополнительных знаний с целью самосовершенствован ия) интерес к применению математическо й теории в исследовательс кой деятельности и пр. задания оценочного типа (оценивание различных методов, подходов к решению определенного класса математических заданий); задания научного типа (выявление степени разработанности математической теории, классифицирование определенного ряда математических объектов) и т.д. возможность выбора рациональной организации математическ ой деятельности удовлетвор ение от овладения новыми математиче скими приемами, методами осуществления исследовательской деятельности

Социальные широкие социальные мотивы (долг, ответственность, понимание социальной значимости учения) осознание значимости математическог о материала в системе профессиональ ных знаний и пр. моделирование (построение математических моделей для решения профессиональных задач); задания конструкторского характера (предполагают перенос математических знаний на решение профессиональных, квазипрофессиональ-ных задач) и пр. осознание ответственнос ти за выполнение порученной части работы в группе за счет разбиения математическ ой задачи на подзадачи Значимость выполненн ой работы вследствие интерпрета ции математиче ских знаний на соответству ющую профессиональную задачу

узкие социальные или позиционныемотивы (стремление занять определенную позицию в отношениях с окружающими получить их одобрение) осознание личной значимости участия в решении математическо й задачи и пр. задания оценочного типа (предполагается разбиение на малые группы в соответствии с исполняемыми ролями в зависимости от целей математических заданий); творческие задания (создание оценочных средств одной группой по определенной математической теории и их апробация другой группой) и пр. стремление к взаимодейств ию для решения поставленной задачи, получению оценки своей работы и пр. самоутверж дение, личностны й рост математиче ского образовани я

оценивание

образовате

льного

задания результата

конструкторского типа с точки

(предполагают взаимное зрения

осознание обучение членов команды осознание установлен

мотивы социального преимуществ и умениям работы с рациональнос ной нормы

сотрудничества недостатков компьютерными ти работы в (например,

(ориентация на разные коллективной программами и Интернет, коллективе эталон

способы работы над совместное подведение для решения),

взаимодействия с решением итогов выполнения достижения на основе

другим человеком) математическо каждой математической образовательн сравнения

й задачи подзадачи, обмен ой цели всех

материалами для результатов

достижения общей цели)

и пр. полученны

х при

выполнени

и задания

Обязательным при проведении занятий с помощью технологии Веб-квестов является рефлексия. Понимание своего отношения к происходящему - основа для формирования мотивов изучения не только математики, но и любой дисциплины. Обсуждение проделанной работы над Веб-квестами в коллективе делает результат социально значимым.

Литература

1. Смирнова О. Б., Приходько М. А. Развитие логической культуры студентов при обучении математике посредством веб-квестов. [Электронный ресурс]: О. Б. Смирнова, М. А. Приходько // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ, 2016. № 3 (6) июль - сентябрь. Режим доступа: http://e-journaLomgau.ra/index.php/2016-god/5/29-statya-2016-2/378-00128. ISSN 2413-4066/ (дата обращения: 21.10.2016).

2. Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. [Текст]: пособие для учителя / А. К. Маркова. Москва: Просвещение, 1983. 96 с.

Экологическая тропа «Тиинчээн» как средство активизации познавательной

деятельности учащихся Захарова А. Г.1, Гаврильева А. П.2

'Захарова Акулина Гаврильевна / 2аНатоуа Аки1та ОаупГета - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра методики преподавания биологии, химии и географии; 2Гаврильева Айталина Петровна / Gavril'eva Ajtalina Petrovna — студент, Институт естественных наук Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, г. Якутск

Аннотация: в статье анализируется реализация принципа активного обучения, которая имеет определенное значение, т. к. обучение и развитие носят характер активности и качества учения как деятельности, от которой зависят результаты обучения.

Ключевые слова: активизация, познавательная деятельность, природная тропа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.