4. Шляхова С. С. Звуковой символизм в коми-пермяцком языке: фонестема, морфема, слово. Статья третья // Вестник Удмуртского университета. Серия «История и филология», 2016. № 2. С. 143-152.
5. Павловская И. Ю. Фоносемантический анализ речи. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2001. 292 с.
6. Lewis M. Teaching Collocation: Further Development in the Lexical Approach. Hove, England: LTD, 2000. 245 p.
7. Журавлев А. П. Фонетическое значение. Изд-во Ленингр. ун-та, 1974. 159 с.
8. Кравченко О. В. Развитие коллокационной компетенции как одна из проблем комбинаторной лингводидактики (на примере французского языка) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2016. № 4 (58): в 3-х ч. Ч. 2. С. 200-202.
Социально-педагогические условия подготовки студентов на кафедре военной подготовки при образовательных организациях высшего образования Шумаков П. В.1, Проваторов К. В.2
'Шумаков Павел Владимирович /Shumakov Pavel Vladimirovich - кандидат педагогических наук, доцент;
2Проваторов Константин Владимирович /Provatorov Konstantin Vladimirovich - старший преподаватель,
кафедра военной подготовки, Российский государственный университет нефти и газа Национальный исследовательский университет имени И. М. Губкина, г. Москва
Аннотация: в статье анализируются социально-педагогические условия подготовки студентов на кафедре военной подготовки при образовательных организациях высшего образования. Военное обучение студентов в гражданских вузах не может быть идентичным аналогам военных вузов, и имеются очевидные противоречия. Подготовка военнослужащего в комплексе сочетания передовых научных технологий.
Ключевые слова: анализ, подготовка, кафедра военной подготовки, компетентность, условия, противоречия.
С поступлением в Вооруженные Силы России современного оружия, совершенствованием способов ведения боевых действий, вносит определенные корректировки в содержание учебного материала, которым овладевают военные специалисты, в том числе и выпускники кафедр военной подготовки в образовательных организациях высшего образования. Для поддержания обороноспособности и безопасности России на высоком уровне необходимо иметь подготовленный резерв. Подготовкой мобилизационного резерва занимаются на кафедрах военной подготовки в образовательных организациях высшего образования. Специфика подготовки военного специалиста в системе военного образования в России определяется особенностями военно-профессиональной деятельности.
В системе военного образования в России наряду с положительными факторами имеются и некоторые недостатки.
Проанализировав научную литературу, и проведя исследования, мы пришли к выводу, что в гражданских вузах к кафедрам военной подготовки уделяется недостаточное внимание: имеющиеся работы касаются отдельных аспектов подготовки специалистов в военных вузах -изучения военно-профессиональной направленности обучаемых (Печников А. Н.). А. Н. Томилин [3] считают, что человек не может быть профессионалом, если направленность у него не сформирована и не развита. А. М. Столяренко утверждает: «Профессиональная направленность -ведущее свойство личности профессионала, особенности системы его побуждений на применение своих сил и способностей в избранной профессии», это «стремление личности стать, быть и оставаться» специалистом, профессионалом, помогающее ей преодолевать препятствия и трудности в профессиональной деятельности.
Отсутствие комплексных исследований по организации военного обучения студентов в образовательных организациях высшего образования, оптимизации учебного процесса на кафедрах военной подготовки сдерживает повышение качества подготовки военных специалистов в гражданских вузах.
Очевидно, что подготовкой молодежи на кафедрах военной подготовки должны заниматься специалисты, обладающие глубокими знаниями и личным богатым опытом, приобретенным при служении в рядах Вооруженных Сил как в области военных наук, так и медицины, психиатрии,
психологии, педагогики, права, технологий информационной войны и т. д. В целом, образовательный процесс на кафедрах военной подготовки направлен на формирование профессионально компетентной, умеющей принимать решения, обладающей ответственностью, конкурентно способной личности военного специалиста. Воспитание и обучение - основа военной подготовки студентов в образовательных организациях высшего образования.
Военное обучение студентов в гражданских вузах не может быть идентичным аналогам военных вузов, и имеются очевидные противоречия:
- между творческими установками университетского образования четкими требованиями общевоинских Уставов;
- между принятыми в университете отношениями и принципами единоначалия в армии;
- между профессиональной ориентацией студента при поступлении в учебное заведение и предлагаемой ему военно-учетной специальностью;
- между научным статусом университета и недостаточной научной квалификацией педагога кафедры военной подготовки;
- между низким уровнем мотивированности учащихся.
Учебный процесс на кафедре военной подготовки должен планироваться в первую очередь с учетом нравственных и военных аспектов воспитания. Необходимо формирование у учащегося бодрости, смелости, надежности, храбрости, твердости, решительности, дисциплины и устойчивого беззаветного служения своей Родине.
Кафедра военной подготовки при гражданском вузе функционирует как эффективная система мобилизационного резерва защитников Отечества, если:
- осуществляется синтез базисного курса университета и знаний военной науки;
- педагог кафедры военной подготовки использует приемы военного мастерства с компетенциями университетского преподавателя, в том числе основами научно-исследовательской деятельности;
- корректируются программы и процесс организации военного образования;
- учитываются особенности военной подготовки в условиях гражданского вуза;
- определены условия, позволяющие преподавателям кафедры военной подготовки достигать повышения профессионального мастерства.
Особое внимание необходимо уделять на компетентность преподавателя кафедры военной подготовки гражданского вуза. Очевидно, что офицеры, проходя службу в рядах Вооруженных Сил, не располагают временем на занятие научно-педагогической деятельностью. Необходимо совершенствовать внутри педагогических коллективов кафедры военной подготовки гражданского вуза вопросы методики обучения, повышения эффективности и качества учебного процесса. Как вариант, создавать учебно-методический совет при кафедре, в состав которого включаются наиболее квалифицированные специалисты из числа профессорско-преподавательского состава кафедры, представители воинских частей видов Вооруженных Сил Российской Федерации, родов войск, главных и центральных управлений Министерства обороны Российской Федерации. Деятельность преподавателя кафедры военной подготовки - сложных областей человеческой деятельности. К отбору профессорско-преподавательского состава на кафедру нужно подходить очень ответственно. Психологическая структура деятельности военного педагога представляет собой взаимосвязь, определенное соотношение и логику ее элементов - целей, мотивов, методов и форм работы, функционирования психических процессов, состояний, свойств и образований личности [2].
Сегодня важно стимулировать разработку и реализацию комплекса мероприятий по привлечению научно-педагогического сообщества к анализу хода и промежуточных результатов реформирования системы военного образования, разработке оптимальных и эффективных мер по ее модернизации. При этом замысел и ход реформирования системы военного образования необходимо активно отражать в средствах массовой информации с привлечением к обсуждению результатов и возникающих проблем армейской и флотской общественности, представителей научно-педагогического сообщества, ветеранских организаций.
Поступление в Вооруженные Силы России новейшей техники, ставит новые задачи перед защитником Отечества. Подготовка военнослужащего в комплексе сочетания передовых научных технологий сформирует имидж военного специалиста, который способен выполнять военно-профессиональные задачи поставленные перед ним.
Литература
1. Концепция воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации - приложение
№3 к приказу Министра обороны Российской Федерации 2004 года № 70.
2. Теория и практика воспитания военнослужащих Вооружённых Сил Российской Федерации: Учебное пособие // под общей редакцией И. А. Алехина. М.: ВУ, 2003.
3. Томилин А. Н. Военно-педагогическая теория и практика формирования и развития профессиональной направленности офицера-воспитателя: монография. Новороссийск: МГА имени адмирала Ф. Ф. Ушакова, 2010.
Повышение учебной мотивации студентов при обучении математике
посредством Веб-квеста Смирнова О. Б.1, Приходько М. А.2
'Смирнова Оксана Борисовна / Smirnova Oksana Borisovna — старший преподаватель, кафедра математических и естественнонаучных дисциплин, Омский государственный аграрный университет им. П. А. Столыпина;
2Приходько Маргарита Анатольевна /Prihodko Margarita Anatolevna — кандидат педагогических наук,
кафедра высшей математики, Омский государственный университет путей сообщения, г. Омск
Аннотация: в статье обоснована возможность повышения учебной мотивации при обучении математике посредством Веб-квеста. Рассмотрены основные направления повышения учебной мотивации при работе над Веб-квестом на основе классификации мотивов.
Ключевые слова: учебная мотивация, Веб-квест, познавательные и социальные мотивы, обучение математике.
Положение о том, что любая познавательная деятельность должна быть мотивирована, считается в педагогике основополагающим. Следуя этому положению, в педагогической теории и практике постоянно совершенствуются методология и технология организации образовательного процесса, осуществляется поиск педагогических инструментов, обеспечивающих формирование положительной учебной мотивации и повышение ее уровня.
Различные стороны мотивации, как психолого-педагогической проблемы, исследовались на всех этапах развития педагогики. Структурные и характеристические составляющие мотивации, такие как факторы формирования, уровни, характер, этапы становления, качества мотивов, составляющих мотивацию, рассмотрены в работах Е. П. Ильина, А. К. Марковой, Л. А. Шипилиной, Г. И. Щукиной и др. Мотивацию обучения как специальный метод стимулирования обучения, а также в качестве одного из факторов интенсификации обучения выделял Ю. К. Бабанский.
Одним из направлений повышения учебной мотивации является включение в процесс обучения проблемных заданий в форме образовательных Веб-квестов. Структура Веб-квеста предполагает наличие следующих элементов:
• введение - описание функций участников квеста, предварительный план работы, обзор всего квеста;
• задания - одно или несколько, они понятны, интересны; имеют обозначенный итог работы и ее результат;
• выполнение - индивидуальная работа в команде на общий результат, участники одновременно, в соответствие с выбранными функциями, выполняют задания;
• оценивание - проводится по ряду критериев: достоверность представленной информации и ее связь с заданной темой; логичность, структурированность выполнения задания на основе представленного отчета о проделанной работе; подходы к решению проблемы; степень самостоятельности выполнения задания [1].
Раскроем возможности информационного наполнения каждого элемента Веб-квеста в аспекте повышения учебной мотивации студентов при обучении математике на основе выделенных А. К. Марковой групп мотивов: познавательных и социальных мотивов (табл. Карта основных групп мотивов и их проявлений в процессе обучения математике посредством Веб-квестов) [2].