Научная статья на тему 'Модель реализации педагогических условий преодоления учебной дезадаптации учащихся основной общеобразовательной школы'

Модель реализации педагогических условий преодоления учебной дезадаптации учащихся основной общеобразовательной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
750
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ / ШКОЛЬНАЯ ДЕЗАДАПТАЦИЯ / УЧЕБНАЯ ДЕЗАДАПТАЦИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / DIFFICULTY IN EDUCATION / SCHOOL DISADAPTATION / EDUCATIONAL DISADAPTATION / PEDAGOGICAL TERMS TO OVERCOMING OF EDUCATIONAL DISADAPTATION / EDUCATIONAL ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петрова Е. Ю.

Раскрывается понятие «учебная дезадаптация», механизм ее формирования, уровни, признаки и показатели. Автором предлагается модель реализации педагогических условий преодоления учебной дезадаптации подростков в основной общеобразовательной школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF REALIZATION OF PEDAGOGICAL TERMS OF OVERCOMING OF EDUCATIONAL DISADAPTATION OF STUDENT BASIC GENERAL SCHOOL

The article explains the concept of «educational disadaptation», the mechanism of its formation, levels, signs and indicators. The author is offer the model of realization of pedagogical terms of overcoming of educational disadaptation of teenagers at basic general school.

Текст научной работы на тему «Модель реализации педагогических условий преодоления учебной дезадаптации учащихся основной общеобразовательной школы»

УДК 37.013

Е. Ю. Петрова

МОДЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ПРЕОДОЛЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Раскрывается понятие «учебная дезадаптация», механизм ее формирования, уровни, признаки и показатели. Автором предлагается модель реализации педагогических условий преодоления учебной дезадаптации подростков в основной общеобразовательной школе.

Ключевые слова: трудности в обучении, школьная дезадаптация, учебная дезадаптация, педагогические условия преодоления учебной дезадаптации, учебная деятельность.

В условиях нынешней эпохи, ее динамичности, информационной насыщенности объективно возрастает роль школьного образования. Именно образование формирует интеллектуальное, культурное, духовное состояние общества, а общество в свою очередь предъявляет все более жесткие требования к качеству знаний и умений выпускников и далеко не все школьники могут им соответствовать. Причина того - ухудшение их физического и психического здоровья. Медицинские учреждения констатируют заболеваемость среди детей и подростков более 90 %, а специалисты Института возрастной физиологии РАО отмечают нарушение социально-психологической адаптации, снижение успешности обучения и школьной адаптации у 40 % школьников [1].

Чтобы быть успешным в учебной деятельности, ребенок во время обучения в школе вынужден приспосабливаться к социально-психолого-педагоги-ческим условиям школьной среды. Нарушение механизма приспособления к названным условиям приводит к школьной дезадаптации.

Школьная дезадаптация в педагогической литературе [2-4] понимается как любые затруднения, нарушения, отклонения, возникающие у ребенка под влиянием школьных воздействий или спровоцированные учебной деятельностью, учебными неуспехами. Исходя из данного определения можно сказать, что школьная дезадаптация -понятие комплексное, содержащее следующие компоненты:

- социально-психологическая дезадаптация,

- психологическая дезадаптация,

- учебная дезадаптация.

Из всех компонентов поддается коррекции педагогическими методами в большей степени учебная дезадаптация. Последняя представляет собой нарушение механизма приспособления ребенка к соци-ально-психолого-педагогическим условиям обучения в рамках конкретных учебных дисциплин.

Выявить наличие учебной дезадаптации у обучающихся первоначально педагог может по характеру ее проявлений, которые выражаются в затруднениях в учебе, нарушениях дисциплины, слабом интересе

или его отсутствии к изучению учебной дисциплины. Следовательно, критериями являются:

- стойкая неуспеваемость по учебному предмету,

- отсутствие мотивации учения к конкретному учебному предмету и школе в целом,

- несформированность компонентов общей учебной деятельности,

- несформированность компонентов предметной учебной деятельности.

Учебная дезадаптация имеет три уровня:

1. Низкий уровень дезадаптации характеризуется хорошей и удовлетворительной успеваемостью по учебному предмету, сформированностью компонентов учебной деятельности, эпизодическими затруднениями в освоении учебного материала, индифферентным отношением к учебе.

2. Средний - характеризуется периодической неаттестацией по итогам учебных четвертей в течение года по учебному предмету, периодическими пропусками занятий, отрицательным отношением к учителю и учебному предмету, недостаточной степенью сформированности компонентов учебной деятельности.

3. Высокий - характеризуется стойкой неуспеваемостью, итоговой неаттестацией за год по учебному предмету, второгодничеством, систематическими пропусками занятий, отрицательным отношением к школе и учебному предмету, несформированностью компонентов учебной деятельности.

Учащиеся в разные периоды обучения могут находиться на разных уровнях и при условии правильной педагогической поддержки перейти с низкого уровня к уровню адаптации. Критериями учебной адаптации являются: сформированность компонентов учебной деятельности, абсолютная общая успеваемость, повышение качественной успеваемости и мотивации к изучению школьных предметов.

Поскольку учащиеся, характеризующиеся наличием разной степени учебной дезадаптации, обучаются как в классах компенсирующего обучения, так и в обычных классах, то необходимо в рамках общеобразовательного учреждения созда-

вать педагогические условия, которые способствовали бы преодолению дезадаптации в учебной деятельности.

Педагогические условия преодоления учебной дезадаптации учащихся основной школы представляют собой взаимосвязанную совокупность, реализующую принципы коррекционно-развивающего обучения:

- осуществление оперативной диагностики и динамики изменений состояния учебной дезадаптации подростков (развитие познавательной сферы, сформированности компонентов учебной деятельности, уровней учебной дезадаптации);

- составление на основе данных диагностики индивидуальных программ преодоления учебной дезадаптации, предметного учебно-методического комплекса, способствующего преодолению учебной дезадаптации, и технологии преодоления учебной дезадаптации на уроках;

- повышение профессиональной компетентности педагогов для преодоления учебной дезадаптации учащихся среднего звена школы путем формирования необходимых компетенций.

Реализация выявленных педагогических условий показана в модели (схема). Созданная модель носит прогностический характер, показывает аргументируемую картину будущего состояния объекта. Основная функция модели - диагностикопрогностическая, позволяющая зафиксировать и откорректировать основные тенденции и направления моделируемого объекта. Модель дает возможность на определенных этапах определить результативность процесса преодоления учебной дезадаптации подростков. В модель включены критерии, позволяющие определить результативность описываемого процесса. Цель, принципы, задачи, педагогические условия, отраженные в блоках: диагностирования, проектирования, реализации, оценочно-результативном, а также цикличность коррекционно-развивающей деятельности и критерии результативности определяют основное содержание модели.

Процесс преодоления учебной дезадаптации учащихся основной школы организуется педагогическим коллективом в работе блоков: диагностического, проектирования, реализации и оценочнорезультативном.

Рассмотрим, как в данной модели реализуются названные выше педагогические условия.

В блоке диагностирования реализуется первое педагогическое условие - осуществление оперативной диагностики и динамики изменений состояния учебной дезадаптации подростков. Диагностика проводится с помощью комплекса диагностических методик выявления состояния учебной дезадаптации подростков, который включает:

- методики изучения познавательной сферы учащихся (оценка внимания - методика Мюнстен-берга; оценка уровня развития памяти - «оперативная память», «образная память», «кратковременная память» - тест Лурия; оценка развития мышления - «логическое мышление», «аналитикосинтетическая деятельность» - тест Равена, уровень С и др.). Данные методики для диагностики использует психолог школы;

- методику выявления уровня сформированнос-ти компонентов учебной деятельности (мотивационного, ориентационного, содержательно-операционного, энергетического, оценочного);

- методику выявления уровня сформирован-ности общеучебных и частно-предметных знаний, умений, навыков (на примере географии), состоящую из диагностических карт оценки уровня развития логического мышления на географическом материале, сформированности общих учебно-информационных умений (на примере составления плана темы, конспекта), сформиро-ванности географических учебно-информационных умений (умений пользоваться тематическими картами), сформированности учебно-коммуникативных умений (умений слушать учителя, записывать содержание его рассказа, литературным языком выражать свои мысли, выступать перед аудиторией), сформированности учебно-организационных умений (умение организовать свое рабочее место, нацелить себя на выполнение поставленной задачи).

Результаты диагностических исследований заносятся в индивидуальную диагностическую карту развития учащегося за учебный год, которая позволяет оценить продвижение ребенка по уровням дезадаптации.

В блоке проектирования реализуется второе педагогическое условие - составление на основе данных диагностики индивидуальных программ преодоления учебной дезадаптации, предметного коррекционно-развивающего учебно-методического комплекса, способствующего преодолению учебной дезадаптации и технологии преодоления учебной дезадаптации на уроках.

В индивидуальной программе отражаются: результаты предметной диагностики, проводимой по четвертям; затруднения в изучении конкретных тем; причины затруднений; принимаемые коррекционные меры (отработка недостаточно сформированных общих и предметных учебных умений, систематическая работа дома по индивидуальным занимательным коррекционно-развивающим карточкам); результаты происходящих изменений в освоении учебного материала и итоговые результаты за учебный год в продвижении преодоления учебной дезадаптации.

Модель реализации педагогических условий преодоления учебной дезадаптации учащихся основной школы

Коррекционно-развивающий УМК по географии состоит из компонентов: программного, диагностического, коррекционно-развивающего, дидактического [5].

Программный компонент включает модифицированные программы по географии для классов компенсирующего обучения по курсам школьной географии основной школы. Инвариантная часть представлена программным материалом, соответствующим государственному стандарту по предмету. Вариативность выражается в том, что снижены

требования в пунктах «учащиеся должны уметь прогнозировать» и «учащиеся должны уметь объяснять». Вариативность содержания учебного предмета отражается также в календарно-тематическом планировании, в котором больше часов отводится на обобщающее повторение с целью восполнения пробелов в освоении учебных тем и отработке географических учений.

Диагностический компонент УМК состоит из методики диагностики общеучебных и частнопредметных (географических) ЗУН.

Коррекционно-развивающий компонент находит отражение в выделении в содержании учебных, тем более частных знаний и умений, которые необходимо первоначально усвоить для успешного понимания темы.

Дидактический компонент включает индивидуальные коррекционно-развивающие карточки с упражнениями и заданиями, составляемыми на основе психологических методик изучения внимания, мышления, памяти и отражающие конкретный географический материал каждой темы или раздела. Задания отличаются занимательностью, необычной формой, поэтому заинтересовывают учащихся, позволяя одновременно усваивать программный материал и корректировать познавательную сферу.

В блоке реализации педагогами осуществляется на уроках технология преодоления учебной дезадаптации, которая в общем плане включает:

1) знакомство с целями и задачами урока учащихся на доступном им уровне;

2) мотивирующее начало урока (интересная фраза, рисунок, рассказ по теме урока, зашифрованная тема урока);

3) применение коррекционно-развивающих упражнений, направленных на развитие познавательной сферы учащихся;

4) применение заданий коррекционно-развивающего характера;

5) изложение учебного материала, включающего интересную информацию по теме и общую информацию для учащихся, плохо посещающих школу;

6) многократное повторение терминов, подчеркивание главной мысли;

7) анализ достижения цели урока совместно с учащимися;

8) анализ урока с позиции коррекционно-развивающего обучения.

Оценочно-результативный блок включает работу по сравнению с начальными результатами исследования согласно критериям преодоления учебной дезадаптации с использованием составленного комплекса диагностических методик.

В работе всех блоков осуществляется третье условие - повышение профессиональной компетентности педагогов для преодоления учебной дезадаптации учащихся среднего звена школы путем фор-

мирования необходимых компетенций. К таким компетенциям относятся следующие:

- знание и применение методики диагностики состояния учебной дезадаптации;

- знание основных методов коррекционно-развивающего обучения, в основе реализации которых лежит решение проектных задач на основе разных видов сочетания сложных общеучебных, комплексных дидактических и исследовательских умений;

- умение конструировать и разрабатывать дидактические материалы коррекционно-развивающего характера;

- умение выявлять причины достижений и неудач в учебном процессе, осуществление бесконфликтного общения;

- фиксация динамики развития обучающихся, учет освоения ими общеобразовательных программ.

Повышение профессиональной компетентности педагогов возможно осуществить на разных уровнях: в рамках одного образовательного учреждения, городского научно-методического центра, через курсы повышения квалификации учителей в ИПК путем освоения программы методической подготовки учителей «Современные подходы к проблеме преодоления учебной дезадаптации подростков в условиях основной общеобразовательной школы».

Данная модель была реализована в МОУ СОШ № 48 г. Томска в период с 1999 по 2009 г. Данная школа отлична от других школ города составом учащихся - социально и школьно-дезадаптированные подростки, обучающиеся в классах компенсирующего обучения дневного и вечернего отделений.

Результативность модели реализации педагогических условий преодоления учебной дезадаптации учащихся выразилась:

1) в формировании у обучающихся навыков учебной деятельности,

2) развитии познавательной сферы,

3) повышении общей и качественной успеваемости по предмету «география»,

4) повышении мотивации к изучению географии,

5) значительном продвижении учащихся по уровням учебной дезадаптации (с высокого уровня дезадаптации на низкий и на уровень адаптации),

6) повышении профессиональной компетентности учителей.

Список литературы

1. Федеральная служба государственной статистики. 11^: Мр://\мт:дк8.ги

2. Кумарина Г. Ф. Школьная дезадаптация: признаки и способы предупреждения // Народное образование. 2002. № 1. С. 111-121.

3. Вайзер Г. А. Отстающие в учении школьники (проблемы психического развития). М.: Педагогика, 1986. 204 с.

4. Лусканова Н. Г. Диагностика школьной дезадаптации: для школьных психологов и учителей нач. кл. системы компенсирующего обуче-

ния / под ред. С. А. Беличевой. М.: Социальное здоровье России, 1995. 127 с.

5. Петрова Е. Ю. Учебно-методический комплекс как средство преодоления учебной дезадаптации учащихся группы риска в массовой

общеобразовательной школе // Вестн. Том. гос. пед. ун-та. 2007. № 7 (70). С. 150-153.

6. Мелик-Гайказян И. В., Мелик-Гайказян М. В. Системы и модели: границы интерпретаций // Вестн. Том. гос. пед. ун-та. 2010. № 2 (92).

С. 148.

Петрова Е. Ю., кандидат педагогических наук, ст. преподаватель.

Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, г. Томск, Томская область, Россия, 634041.

E-mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 05.05.2010.

E. Yu. Petrova

MODEL OF REALIZATION OF PEDAGOGICAL TERMS OF OVERCOMING OF EDUCATIONAL DISADAPTATION OF STUDENT BASIC GENERAL SCHOOL

The article explains the concept of «educational disadaptation», the mechanism of its formation, levels, signs and indicators. The author is offer the model of realization of pedagogical terms of overcoming of educational disadaptation of teenagers at basic general school.

Key words: difficulty in education, school disadaptation, educational disadaptation, pedagogical terms to overcoming of educational disadaptation, educational activities.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kiyevskaya, 60, Tomsk, Tomsk region, Russia, 634041.

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.