Научная статья на тему 'Система коррекционно-развивающей деятельности учителя географии'

Система коррекционно-развивающей деятельности учителя географии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
782
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДЕТИ "ГРУППЫ РИСКА" / МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ / КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ГЕОГРАФИИ / КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ / CHILDREN "AT RISK" / CORRECTIONAL-DEVELOPING EDUCATION / INCLUSIVE EDUCATION / METHODS OF GEOGRAPHY TEACHING / CORRECTIONAL-DEVELOPING ACTIVITY OF A GEOGRAPHY TEACHER / CORRECTIONAL-DEVELOPING EXERCISES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петрова Елена Юрьевна

Показана проблема внедрения коррекционно-развивающего обучения в общеобразовательные учреждения России. Выявлены недостатки в профессиональной подготовке к коррекционной деятельности действующих учителей географии и студентов-географов, обучающихся по направлению подготовки «Педагогическое образование». Конкретизированы профессиональные компетенции учителя, необходимые для эффективной психолого-педагогической работы с детьми «группы риска». Описаны: методика диагностики уровня сформированности универсальных учебных действий; принципы составления индивидуальной коррекционно-развивающей программы; способы составления коррекционно-развивающих упражнений и заданий, являющихся основой коррекционно-развивающей деятельности учителя географии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петрова Елена Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SYSTEM OF CORRECTIONAL-DEVELOPING ACTIVITY OF A GEOGRAPHY TEACHER

The article deals with the problem of implementation of correctional-developing training in educational institutions of Russia. Identifies the disadvantages in professional training for correctional activities of the working teachers of geography and students-geographers enrolled in the direction of preparation “Teacher Education”. Specifies the professional competences of the teacher, necessary for effective psychological and educational work with children “at risk”. Describes: a technique for diagnosing the level of formation of universal educational actions; principles of compiling the individual correctional and development programs; ways of drawing up corrective developing exercises and tasks, which are the basis of correctional and development activity of the teacher of geography.

Текст научной работы на тему «Система коррекционно-развивающей деятельности учителя географии»

УДК 373. 1.02:372 . 8

Е. Ю. Петрова

СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕй ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ ГЕОГРАФИИ

Показана проблема внедрения коррекционно-развивающего обучения в общеобразовательные учреждения России. Выявлены недостатки в профессиональной подготовке к коррекционной деятельности действующих учителей географии и студентов-географов, обучающихся по направлению подготовки «Педагогическое образование». Конкретизированы профессиональные компетенции учителя, необходимые для эффективной психолого-педагогической работы с детьми «группы риска». Описаны: методика диагностики уровня сформирован-ности универсальных учебных действий; принципы составления индивидуальной коррекционно-развиваю-щей программы; способы составления коррекционно-развивающих упражнений и заданий, являющихся основой коррекционно-развивающей деятельности учителя географии.

Ключевые слова: коррекционно-развивающее образование, инклюзивное образование, дети «группы риска», методика обучения географии, коррекционно-развивающая деятельность учителя географии, коррекци-онно-развивающие упражнения.

Современная российская школа является отражением общества в миниатюре. В ней, как и в «большом» обществе, имеются разные категории детей: целеустремленных и инфантильных, добрых и агрессивных, успешных в учебе и неуспевающих, подчиняющихся правилам внутреннего распорядка школы и нарушающих их, здоровых и имеющих отклонения в здоровье и т. д. Психолого-педагогические исследования и реальная педагогическая практика подтверждают тот факт, что в рамках общеобразовательной школы отмечается увеличение количества обучающихся, испытывающих трудности в освоении образовательной программы на уровне Федерального государственного образовательного стандарта основного общего и среднего образования.

Поэтому особую актуальность в настоящее время приобретают разработка и внедрение в школьную жизнь различных форм дифференцированной, индивидуализированной психолого-педагогической помощи наиболее трудной в образовательном и воспитательном отношении категории детей -детей «группы риска». К этой категории относятся дети, которые в силу различного рода причин генетического, биологического и социального свойства приходят в школу психически и соматически ослабленными, социально запущенными, с повышенным риском школьной дезадаптации [1].

По информации Института возрастной физиологии РАО, у 40 % школьников отмечаются трудности в обучении, которые приводят к выраженному функциональному напряжению, отклонениям в состоянии здоровья, нарушению социально-психологической адаптации и снижению успешности обучения. Все большее количество детей обнаруживают признаки социально-педагогической запущенности, недоразвития школьнозначимых психофизиологических и высших психических функций. По данным Министерства образования РФ, к числу таких детей на этапе поступления в школу мо-

жет быть отнесен практически каждый пятый ребенок [1]. Согласно различным психолого-педагогическим исследованиям, школьная дезадаптация среди детей начального звена обучения варьирует в пределах от 31,6 до 77 % (Н. Н. Заваденко, А. С. Петрухин) [2]. Еще более высокие показатели дезадаптрованности среди учащихся среднего звена школы приводят В. М. Волошин, Б. А. Каза-ковцев, Ю. С. Шевченко - 70 % [3]. Выявленная тенденция позволяет говорить о том, что в системе общего образования в настоящее время острой проблемой выступает школьная неуспеваемость и дезадаптация учащихся в условиях учебного учреждения и учебного процесса.

С начала 1990-х гг. в России стала активно развиваться система коррекционной и социальной помощи детям, нуждающимся в особом подходе: создаются реабилитационные центры для «трудных» подростков, специализированные школы для детей с девиантным поведением, специальные (коррек-ционные) школы, классы компенсирующего и кор-рекционно-развивающего обучения. В начале XXI в. при переходе школ на «подушевое» финансирование число классов компенсирующего и коррекционно-развивающего обучения неуклонно сокращается, а во многих школах и не открываются совсем.

Данные департамента образования г. Томска показывают следующую статистику: в 1999/2000 учебном году функционировало 211 классов компенсирующего обучения (3286 обучающихся), в 2007/08 учебном году - 27 классов (437 обучающихся), в 2008/09 учебном году - 13 классов (182 обучающегося) [4]. На 2014 г. данных о классах компенсирующего обучения, действующих в г. Томске, нет. Классы коррекционно-развиваю-щего обучения также единичны и открыты в начальном звене школ. В результате сложившейся ситуации обучающиеся «группы риска» остаются в общеобразовательных классах, попадают в ряды

неуспевающих, с трудом осваивают школьные предметы и проходят итоговую аттестацию.

Таким образом, школьники с проблемами школьной адаптации нуждаются в особом психолого-педагогическом подходе, в том числе и на уроках. Такой подход обеспечивает система коррекционно-развивающего обучения. Коррекци-онно-развивающее обучение - система мер дифференцированного образования, позволяющая решать задачи своевременной помощи детям, испытывающим трудности в обучении и школьной адаптации. Целью является систематизация знаний, направленных на повышение общего уровня развития ребенка, восполнение пробелов его предшествующего развития и обучения, развитие недостаточно сформированных умений и навыков, коррекцию отклонений в познавательной сфере ребенка [5].

Несмотря на достаточно большой опыт коррек-ционно-развивающей работы в школе, учителя-предметники среднего звена испытывают значительные трудности в обучении школьников «группы риска», поскольку большинство методических рекомендаций и разработок либо касается начальной школы, либо лежит в области психологии и дефектологии.

Учителя, работающие с детьми «группы риска», должны обладать определенными компетенциями, позволяющими им эффективно осуществлять процесс коррекции и развития обучаемых. В коррекционной литературе (А. Д. Гонеев, С. Г. Шевченко) [1, 3] отмечаются следующие элементы профессиональной компетентности педагога, работающего с детьми, имеющими отклонения в поведенческой и познавательной сферах:

- осознание учителем своего мастерства как системы;

- попытка с теоретических позиций обобщить результаты педагогического мастерства учителя;

- взаимосвязь сущности личного опыта с достижениями педагогической науки и передового опыта с последующим доведением его до инновационного;

- овладение общеучебными и исследовательскими умениями;

- знание диагностики познавательных способностей личности, опирающееся на данные медико-психолого-педагогического консилиума;

- знание основных методов коррекционно-раз-вивающего обучения, в основе реализации которых лежит решение проектных задач на основе разных видов сочетания сложных общеучебных, комплексных дидактических и исследовательских умений;

- умение конструировать и разрабатывать дидактические материалы, основываясь на особенно-

стях познавательной сферы учащихся группы риска;

- определение и учет психологических особенностей учащихся группы риска в процессе обучения; выявление причин достижений и неудач в учебном процессе, осуществление бесконфликтного общения;

- фиксация динамики развития обучающихся, учет освоения ими общеобразовательных программ.

Следует отметить, что в педагогических вузах дисциплины «Коррекционная педагогика» и «Дефектология» читаются на специализированных факультетах, а студенты, обучающиеся по другим направлениям педагогического образования, имеют смутное представление о коррекционно-развиваю-щей деятельности учителя-предметника. В Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки «Педагогическое образование» среди требований к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата в части формирования профессиональных компетенций указывается, что выпускник должен обладать: способностью решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития личности обучающихся (ПК-2); готовностью применять современные методики и технологии, методы диагностирования достижений обучающихся для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-3) [6]. Содержание данных компетенций также не раскрывает особенностей подготовки педагогов-предметников к коррекцион-но-педагогической деятельности.

В рамках выявленной проблемы ПК-3 можно конкретизировать и вывести еще ряд компетенций для учителей-предметников:

- знание индивидуально-психологических и возрастных особенностей обучающихся «группы риска»;

- умение определять уровень сформированно-сти универсальных учебных действий (УУД) на основе комплекса диагностических методик;

- умение разрабатывать индивидуальные программы развития УУД для обучающихся, испытывающих затруднения в овладении универсальными учебными действиями;

- умение разрабатывать индивидуальные кор-рекционно-развивающие упражнения и задания по учебным темам;

- умение разрабатывать уроки коррекционно-развивающего характера.

С целью формирования данных компетенций у студентов, обучающихся по направлению подготовки 050100.62 Педагогическое образование (Профили: Биология и География), в календарно-

тематическом плане дисциплины «Методика обучения географии» в раздел «Психолого-педагогические основы обучения географии» включена лекция «Коррекция и развитие познавательной сферы обучающихся на уроках географии» и подробно изучаются личностно ориентированные технологии обучения в разделе «Технология обучения географии в общеобразовательной школе». На практических занятиях студенты знакомятся с методикой диагностики уровня сформированности универсальных учебных действий, индивидуальной программой развития УУД для обучающихся, испытывающих затруднения в овладении универсальными учебными действиями, разрабатывают коррекционно-развивающие задания по школьным курсам географии. Все описанное составляет систему коррекционно-развивающей деятельности учителя географии. Рассмотрим ее более подробно.

В основе оценки уровня сформированности регулятивных УУД лежат методики диагностики эмоционально-волевой сферы (Личностный опросник Кеттела в модификации Л. А. Ясюковой, методика социально-психологической адаптации учащихся при переходе в среднее звено Э. М. Александровской в модификации Е. С. Еськиной и Т. Л. Больбот, методика самооценки и уровня притязаний Дембо-Рубинштейн). В диагностическую карту включены обобщенные критерии, характеризующие уровень развития регулятивных, познавательных и коммуникативных умений [7].

На основе диагностических исследований выявляются обучающиеся с проблемами в развитии УУД и составляются индивидуальные программы развития УУД. В них отражены результаты первичного исследования, описаны коррекционные меры (например отработка умений работать с тематическими географическими картами, составлять план или конспект параграфа, развивать внимательность и т. д.), определены сроки коррекции и показаны результаты.

Коррекционно-развивающие задания - педагогически обоснованная совокупность заданий, адресованных школьникам, испытывающим трудности в овладении программным материалом, направлены на коррекцию их познавательной и эмоционально-волевой сферы. Если коррекционно-развивающие задания применяются систематически, то они принимают характер упражнений. Структурные элементы коррекционно-развиваю-щих упражнений:

- комплекс упражнений, обеспечивающий произвольность психических процессов, сформиро-ванность важнейших учебных действий;

- комплекс упражнений, направленный на развитие мышления;

- комплекс упражнений, обеспечивающий коррекцию недостатков деятельности анализаторов;

- комплекс упражнений, обеспечивающий поведенческую саморегуляцию.

Основу коррекционно-развивающих упражнений и заданий составляют:

- методики изучения внимания (Мюнстенберга, Корректурная проба);

- методики изучения мышления - тесты Айзен-ка (проверка уровня развития лингвистического мышления, числовой субтест), школьный тест умственного развития;

- ребусы, кроссворды, сканворды, головоломки.

Примеры коррекционно-развивающих упражнений и заданий, применяемых на уроках географии.

1. Коррекционно-развивающие упражнения на развитие внимания:

Упражнение «Наблюдательность».

Цель: выявить связи внимания и зрительной памяти.

Выполнение: учащимся предлагается подробно описать карту либо фрагмент карты с указанием элементов карты, отражая ее содержание.

Упражнение «Корректировка».

Цель: развитие внимания и привитие навыков правильного письма.

Выполнение: ученику предлагается прочесть текст, исправляя написанное. Например: Абсйер-ги - обломки лдников, спускающихся к мюро в полярных стрнх. В гористых местностях ледники достигают этих стран огромных размеров.

2. Коррекционно-развивающие упражнения на развитие памяти:

Упражнение «Трудное - запомни».

Цель: выявить связи внимания и зрительной памяти.

Выполнение: учитель показывает несколько слов с трудным написанием на 25-30 с. Учащиеся пишут эти слова под диктовку на листке. Зрительная память «подстраховывает» слуховую. Выигрывает тот, кто записал все слова правильно. Например: изучая Красную книгу Томской области мы узнали о многих растениях, таких как молодило, зверобой продырявленный, любка двулистная, липа сердцелистная, сильвиния плавающая.

Упражнение «Составь рассказ».

Цель: развитие краскосрочной памяти.

Выполнение: учитель произносит два географических термина, например «атмосфера» и «циклон», ученик составляет небольшой рассказ, объединяя эти слова. Затем произносит два своих термина, предлагает другому. В заключение нужно вспомнить все произносимые термины.

3. Коррекционно-развивающие упражнения на развитие мыслительной деятельности:

Упражнение «Ключ к неизвестному».

Цель: развитие зрительной памяти и логического мышления.

Выполнение: учащимся предлагаются рисунки, фото, фрагменты карт, сделанные с большим увеличением, по внешним признакам напоминающие известное изображение. Нужно отгадать, что изображено с помощью наводящих вопросов.

Упражнение «Составление предложений».

Цель: установление связей, обобщение, создание целостных географических образов.

Выполнение: учитель называет три слова, не связанных по смыслу, например: река, гора, ветер; надо составить как можно больше предложений, связывающих эти слова.

4. Коррекционно-развивающие упражнения на развитие воображения:

Упражнение «Отгадай».

Цель: развитие воображения.

Выполнение: ученик показывает пантомимой явление, например: извержение вулкана, ветер или географический объект: озеро, реку, барханы и т. д. Все участники отгадывают.

Упражнение «Перевоплощение».

Цель: развитие воображения и логического мышления на базе имеющихся картографических знаний.

Выполнение: ученикам предлагается отгадать географический объект по его описанию без использования карт. Например: «я протягиваюсь от Карского моря до Каспийского, высотой около 1500 метров, к востоку от меня располагается обширная Западно-Сибирская равнина, а к западу -Восточно-Европейская».

5. Коррекционно-развивающие задания на обобщающее повторение по курсам школьной географии:

Задание 1. Подчеркните за 1 минуту слова, относящиеся к теме «Административный состав Томской области»:

РОСТОМСККАРГАСОКАРГСТРЕЖЕВОЙ-ПЕРВОМАЙСКИЙВАШИВВУЦАСИНОСЯФЙЭ-ЗЫРЯНСКОЕПАРАБЕЛЬМГМДЛТЕГУЛЬДЕТ-СКИЙЧУНЖАЯБЕЛЫЙЯРМАФУЕШЕГАР-СКИЙЮОРВАКРАСНОЯРСКИЙКРАЙРВСБ.

Задание 2. Вычеркните лишнее:

а) Горн, Чимборасо, Гальинас, Париньяс;

б) Амазонка, Титикака, Ориноко, Парана;

в) Перуанское, Фолклендское, Гвианское, Бразильское.

Задание 3. В каких районах Томской области преобладает мужское население? Вычислите логику последовательного расположения цифр. Лишний ряд будет являться правильным ответом:

а) 1 6 11 16 - Александровский, Томский, Карга-сокский, Зырянский;

б) 9 13 17 21 - Александровский, Каргасокский, Зырянский, Парабельский;

в) 30 35 40 45 - Бакчарский, Шегарский, Колпа-шевский, Первомайский.

Описанная система коррекционно-развиваю-щей деятельности учителя географии была апробирована автором в процессе преподавания географии в МОУ СОШ № 48 г. Томска с 1996 по 2006 г. и в последующем внедрена в учебный процесс ряда томских школ: МОУ СОШ № 28, 11, 50, 37, 18. Данная система была также представлена слушателям курсов повышения квалификации учителей географии в Томском областном институте повышения квалификации и переподготовки работников образования (ТОИПКРО) в 2007-2009 гг., на курсах повышения квалификации и курсах переподготовки учителей географии в ТГПУ в 20082014 гг., в ходе преподавания дисциплины «Методика обучения географии» в ТГПУ с 2006 г. по направлениям специалитета: биология и география, история и география, по направлению подготовки бакалавров педагогического образования: биология и география.

Коррекционно-развивающая деятельность учителя-предметника становится все более востребованной еще и в связи с внедрением инклюзивного образования в общеобразовательную школу. Инклюзивное образование рассматривается как способ интеграции детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в социум и признано одним из приоритетных направлений развития образования в мире. Согласно Конвенции о правах ребенка, государства-участники признают, что неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества [8].

В Томской области увеличивается количество школ для обучения детей с особыми потребностями: в 2011 г. - 36 школ, в 2012 г. - 41 школа, в 2013 г. - 46 школ. А в 2014 г. в 14 муниципальных образованиях было организовано сопровождение 80 детей-инвалидов со сложными ограничениями здоровья в образовательных учреждениях [4].

Следовательно, современный педагог, работающий с детьми, имеющими адаптационные трудности, с детьми-инвалидами, обучающимися в общеобразовательных учреждениях, должен обладать как традиционными дидактическими знаниями, так и знаниями из области дефектологии и коррек-ционной педагогики, уметь грамотно применять личностно ориентированные технологии как в рамках своего предмета, так и в педагогическом процессе в целом.

Описок литературы

1. Гонеев А. Д. Основы коррекционной педагогики: учеб . пос-е для студентов высш . пед . учеб. завед . М .: Академия, 1999 . 280 с.

2 . Заваденко Н . Н . Школьная дезадаптация: психоневрологическое и нейропсихологическое исследование // Вопр .психологии . 1999.№ 4 .С .21-28 .

3 . Шевченко С . Г . Коррекционно-развивающее обучение: организационно-педагогические аспекты: метод . пос-е для учителей классов

коррекционно-развивающего обучения . М . : ВЛАДОС, 1999 . 136 с .

4 . Департамент общего образования Томской области . Статистическая отчетность . Официальный сайт . URL: http://edu .tomsk. gov. ru (дата

обращения: 13.03.2015) .

5 . Подласый И . П . Курс лекций по коррекционной педагогике: учеб . пос-е для студентов сред . спец . учеб . завед . М .: ВЛАДОС, 2002 . 352 с .

6 . Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки

050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр») . URL: http://fgosvo . ru (дата обращения: 15.03.2015) .

7 . Петрова Е . Ю . Диагностический инструментарий выявления уровня сформированности универсальных учебных действий обучающих-

ся в школьных курсах географии // Вестн . Томского гос. пед . ун-та (TSPU Bulletin) . 2014 . Вып . 11 (152) . С . 127-133.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8 . Конвенция о правах ребенка . Сайт Консультант плюс . URL: base .consultant.ru (дата обращения: 14 .03.2015) .

Петрова Е. Ю., кандидат педагогических наук, доцент. Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061. E-mail: PetrowaEU@yandex.ru

Материал поступил в редакцию 18.03.2015.

E. Yu. Petrova

THE SYSTEM OF CORRECTIONAL- DEVELOPING ACTIVITY OF A GEOGRAPHY TEACHER

The article deals with the problem of implementation of correctional-developing training in educational institutions of Russia. Identifies the disadvantages in professional training for correctional activities of the working teachers of geography and students-geographers enrolled in the direction of preparation "Teacher Education". Specifies the professional competences of the teacher, necessary for effective psychological and educational work with children "at risk". Describes: a technique for diagnosing the level of formation of universal educational actions; principles of compiling the individual correctional and development programs; ways of drawing up corrective developing exercises and tasks, which are the basis of correctional and development activity of the teacher of geography.

Key words: correctional-developing education, inclusive education, children "at risk", methods of geography teaching, correctional-developing activity of a geography teacher, correctional-developing exercises.

References

1. Goneev A. D . Osnovy korrektsionnoy pedagogiki: ucheb. posobie dlya studentov vyssh. ped. ucheb. zaved. [Fundamentals of special education: a textbook for students of higher pedagogical educational institutions] . Moscow, Akademiya Publ . , 1999 . 280 p . (in Russian) .

2 . Zavadenko N . N . Shkol'naya dezadaptatsiya: psihonevrologicheskoe i neyropsihologicheskoe issledovanie [School exclusion: neuropsychiatry

and neuropsychological study] . Voprosy psikhologii- Questions of psychology, 1999, no . 4, pp . 21-28 (in Russian) .

3 . Shevchenko S . G . Korrektsionno-razvivayushchee obuchenie: organizatsionno-pedagogicheskie aspekty: metodicheskoe posobie dlya uchiteley

klassov korrektsionno-razvivayushchego obucheniya [Remedial and developmental education: organizational and pedagogical aspects: methodological handbook for teachers of classes of developmental education] . Moscow, VLADOS Publ, 1999 . 136 p . (in Russian) .

4 . The General education Department of the Tomsk region. Statistical reporting. URL: http://edu .tomsk. gov. ru (accessed 13 March 2015) (in Russian) .

5 . Podlasyy I . P. Kurs lektsiy po korrektsionnoy pedagogike: uch. posobie dlya studentov sred. spets. ucheb. zaved. [A course of lectures on special

education science: textbook for students of specialized secondary educational institutions] . Moscow, VLADOS Publ, 202 . 352 p . (in Russian) .

6 . Federal state educational standard of higher professional education, training direction 050100 Pedagogical education (qualification (degree)

"bachelor" . URL: http://fgosvo . ru (accessed 15 March 2015) (in Russian) .

7 . Petrova E . Yu . Diagnosticheskiy instrumentariy vyyavleniya urovnya sformirovannosti universal'nyh uchebnyh deystviy obuchayushchikhsya v

shkol'nykh kursakh geografii [Diagnostic tools to identify the level of formation of universal educational activities of students in the school geography courses] . Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2014, no. 11 (152), pp . 127-133 (in Russian) .

8 . The Convention on the rights of the child. URL: base .consultant.ru (accessed 14 March 2015) (in Russian) .

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061. E-mail: PetrowaEU@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.