МОДУЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ-ЗАОЧНИКОВ...
УДК 37.018.43
Мошкина Елена Васнльевна
Старший преподаватель кафедры информационных технологий образования Института педагогики, психологии и социологии Сибирского федерального университета, е!_тoshkina@тail. ru, Красноярск
Смолянинова Ольга Георгиевна
Доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Российской Академии Образования, директор Института педагогики, психологии и социологии, Сибирский федеральный университет, [email protected], Красноярск
МОДУЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ-ЗАОЧНИКОВ В СИСТЕМЕ MOODLE
Moshkina Elena Vasilyevna
Teacher, Information Technologies in Education Chair, Institute of Education, Psychology and Socio/ogy, Siberian Fédéral University (SFU), [email protected], Krasnoyarsk
Smolyaninova Olga Grigoryevna
Professer, Doctor Correspondent member of Russion Academy of Education. Director of Institute of Education, Psychology and Sociology, Siberian Fédéral University (SFU), smololga@mail. ru, Krasnoyarsk
MODULE-BASED TECHNOLOGY FOR CORRESPONDENT STUDENTS IN THE MOODLE SYSTEM
Создание эффективной системы обучения с опорой на информационные технологии является актуальной задачей всех уровней образования. Одной из систем, ориентированной на профессиональное саморазвитие и самосовершенствование будущих специалистов и позволяющей обеспечить непрерывность повышения профессионального развития, является система заочного обучения с использованием информационных технологий.
В последнее время все больше в систему заочного обучения студентов внедряются технологии смешанного обучения (очной и дистанционной поддержки), на протяжении всего образовательного периода. Смешанное обучение обеспечивает преподавателю и студенту эффективную образовательную среду на основе традиционного взаимодействия («лицом к лицу» в учебной аудитории) и дистанционного обучения в режиме off-line или on-line. Преподаватель сопровождает самостоятельную работу студента-заочника в консультационном режиме, корректируя и направляя учебную деятельность, сочетая технологии дистанционного и очного обучения.
Формы учебной работы в сессионный период студентов-заочников отработаны в условиях многолетней практики организации учебного процесса. К ним относятся: установочные и обзорные лекции, практические и лабораторные занятия, заочные и очные групповые и индивидуальные консультации, экзамены.
Перед преподавателем системы заочного обучения ставятся особые дидактические задачи:
- оказание помощи студентам в организации учебной работы;
- формирование и развитие у студентов навыков рациональных способов обучения;
- формирование общих умений и навыков в самостоятельной работе.
Следует отметить, что в системе заочного обучения особую значимость
приобретают активность и самостоятельность образовательных действий самих студентов.
Как правило, на самостоятельную работу студентов отводится более половины времени, отведенного для изучения предметов. Очевидно, что для эффективной организации самостоятельной деятельности самостоятельная работа должна быть обеспечена учебно-методической литературой, как в традиционном печатном, так и в электронном варианте.
На наш взгляд, особенно важно предоставлять разнообразный учебный материал студентам, который дает возможность разноуровневого выбора информации. Только в таком режиме может быть осуществлен индивидуальный подход, обеспечивающий образовательные запросы студентов и мотивацию на индивидуальные достижения.
Анализ литературы свидетельствует о том, что специфика организации педагогического процесса в системе заочного обучения порождает ряд проблем и противоречий, связанных с обеспечением качества подготовки. Вопросам качества обучения придается особое значение в условиях модернизации профессионального образования.
Э. Г. Кузнецова выявляет следующие противоречия в существующей организации системы заочного образования:
- между ориентацией на высокий уровень подготовки специалистов и низким уровнем опорных знаний обучаемых;
- между усилением внимания и переносом акцента на самостоятельную познавательную деятельность студентов и отсутствием знаний и умений по организации самостоятельной познавательной деятельности;
- между необходимостью управления учебно-познавательной деятельностью студентов и трудностями его реализации в межсессионный период [7].
По нашему мнению в данный список противоречий необходимо добавить противоречие между декларацией образовательным учреждением свободы выбора индивидуальной траектории, обеспеченную разноуровневыми программами и отсутствием реальных организационных механизмов поддерживания образовательных запросов студентов.
Как отмечает в своем исследовании Е. Б. Сергиенко [9], эти противоречия связаны в первую очередь с тем, что в процессе организации заочного обучения не учитываются следующие особенности:
- разный возраст обучающихся;
- сжатые сроки обучения;
- слабая мотивация обучения;
- отсутствие проработанных технологий заочного обучения;
- нехватка учебно-методической литературы;
- отсутствие направляющей роли преподавателя в межсессионный период;
- отсутствие у студентов навыков самостоятельной работы;
- отсутствие систематического текущего контроля за ходом и результатами деятельности обучаемых.
В дополнение к проблемам заочного обучения, выделенным выше, на наш взгляд, важными являются противоречия, отмеченные в работах А. С. Марковой:
- рассредоточенность обучаемых по территории, проживание в сельских населенных пунктах, отстоящих на значительном расстоянии от вузов и от улусных центров;
- отсутствие филиалов и консультационных пунктов вузов, т. е. для получения необходимых и своевременных консультаций студенту приходится лишний раз посещать вуз, а, следовательно, нести определенные финансовые расходы;
- противоречие между оторванностью студента от вуза практически в течение всего межсессионного периода и интенсивным стационарным обучением только во время сессий [8].
Специфика обучения на заочном отделении вуза требует обеспечения таких условий, при которых студенты могли бы без отрыва от основной профессиональной деятельности приобрести академические знания и высокую квалификацию по избранной специальности.
По нашему мнению, одной из важнейших задач совершенствования учебного процесса заочной формы обучения является открытая структура и четкая организации процесса обучения: строгий отбор и логичное, четкое построение учебного материала; разработка учебно-методических материалов для практических занятий, обеспечивающих дифференцированный и индивидуальный подход; планирование поэтапного и итогового контроля качества усвоения учебного материала; выбор необходимых средств обучения; использование информационных технологий обучения.
Вышесказанное предполагает необходимость применения интенсивных технологий обучения, обладающих большой информационной насыщенностью, динамичностью, эмоциональной окрашенностью и способствующих ускоренному интеллектуальному и профессиональному развитию без увеличения сроков обучения.
Анализ мирового опыта в области профессионального обучения показывает, что такими характеристиками обладает модульный подход и смешанные технологии обучения, успешно применяемый в мировой и отечественной педагогике.
Одним из принципов технологичного построения содержания обучения является принцип модульности. Идеи модульного обучения берут начало в трудах Б. Ф. Скинера и получают теоретическое обоснование и развитие в работах зарубежных ученых Дж. Расселла, Б. и М. Гольдшмид,
К. Курха, Г. Оуенса. Модульное обучение - один из видов программированного обучения, известного уже с 1960-х годов в учебных заведениях США и Западной Европы как альтернатива традиционному обучению. В нашей стране технология модульного обучения в различных вариантах применяется и исследуется с начала 1980-х годов (П. А. Юцявичене и др.). Центральное понятие теории модульного обучения - понятие модуля. Существуют различные точки зрения на понимание модуля и технологию его построения как в плане структурирования содержания обучения, так и в плане разработки системы форм и методов обучения.
В таблице 1 нами представлена феноменология понятия «модуль» с позиции различных авторов.
Таблица 1 - Подходы к понятию «Модуль»
№ п/п Определение Авторы
1 2 3
1. Модуль - учебный пакет, охватывающий концептуальную единицу учебного материала и предписанных учащимся действий Дж. Рассел [20]
2. Модуль - автономная, независимая единица в спланированном ряде видов учебной деятельности, предназначенная помочь студенту достичь некоторых четко определенных целей Б. и М. Гольдшмид [18]
3. Модуль - обучающий замкнутый комплекс, в состав которого входят педагог, обучаемые, учебный материал и средства, помогающие обучающемуся и преподавателю реализовать индивидуализированный подход, обеспечить их взаимодействие. Г. Оуене [19]
4. Модуль - относительно самостоятельная часть определенной системы, несущую функциональную нагрузку, что в обучении соответствует «дозе» информации или действия достаточной для формирования тех или иных профессиональных знаний и навыков будущего специалиста Ю. Ф. Тимофеева [11]
5. Модуль - самостоятельная тема или раздел курса, в котором рассматривается одно фундаментальное понятие или группа родственных понятий Ю. А. Устынюк [12] Н. В. Шумякова [16]
6. Модуль - программа обучения, индивидуализированная по содержанию, методам обучения, уровню самостоятельности, темпу учебно-познавательной деятельности учащихся П. Юцявичене [17], Т. И. Шамова [14]
7. Проблемно-модульная технология. Модуль - это целевой функциональный узел, в котором учебное содержание и технология овладения им объединены в систему высокого уровня целостности. М. А. Чошанов [13]
Окончание таблицы
1 2 3
8. Модуль - автономная организационно-методическая структура учебной дисциплины, которая включает в себя дидактические цели, логически завершенную единицу учебного материала (составленную с учетом внутрипредметных и междисциплинарных связей), методическое руководство (включая дидактические материалы) и систему контроля Н. В. Борисова [4]
9. Модуль - определенный объем научной информации, необходимой для выполнения какой-либо конкретной профессиональной деятельности. Ю. К. Балашов и В. А. Рыжов [2]
10. Модуль (с точки зрения профессионального обучения) - организационно-методическая междисциплинарная структура учебного материала, предусматривающая выделение семантических понятий в соответствии со структурой научного знания, структурирование информации с позиции логики познавательной деятельности будущего инженера В. В. Карпов [6]
11. Модуль - интегрированная программа обучения, все дисциплины объединены в единую программу, которая обеспечивает знания и выполнение конкретных навыков. Модули трудовых навыков (МТН) - формирование профессиональных умений и навыков. Н. В. Блохин [3]
Модульный подход обеспечивает взаимосвязь целей обучения с его содержанием, когда процесс обучения разделен на относительно самостоятельные фрагменты, которые перестраиваются по целевому признаку.
Таким образом, целью модульного подхода является повышение уровня и качества обучения за счет логически выстроенного материача, на основе создания специальных программ, имеющих точно заданные цели, эффективное методическое обеспечение и оптимизирующих процесс обучения по определенному набору параметров.
Важным достоинством данной технологии является и ее интеграционное качество, поскольку модуль, как единство содержания и технологии его изучения, реализуется через комплекс технологий: проблемной, алгоритмической, программированной, поэтапного формирования умственных действий, «полного усвоения», КСО и т. д.
Модульное обучение имеет в своих основаниях несколько концепций, среди которых В. М. Рябов выделяет следующее:
- технология лабораторного плана (Е. Пакхерст, Дж. и Э. Дьюи (1919 г.)) (свободный темп обучения, открытость входа и выхода в систему, документация успехов учащихся);
- технологии программированного обучения (Б. Ф. Скиннер (1950-е г.), Н. Краудер, В. П. Беспалько (1960-е г.)) (покадровая структура программ, элементно-блочное деление материала, средства тестового программированного контроля);
- традиционная классно-урочная технология обучения (принципы наглядности, последовательности, регулярности, контроля и др.).
Модульное построение содержания учебных программ основывается на следующих принципах:
1) целенаправленный подбор учебного материала и составление его в целевые блоки;
2) полнота учебного материала в блоке, его разносторонность и интегративно сть;
3) обеспечение относительной самостоятельности модуля, его логической завершенности;
4) методическое обеспечение усвоения материала студентами и обеспечение обратной связи с преподавателем [9].
Модульный подход обеспечивает гибкость и открытость учебной программы. Студенты могут самостоятельно выстраивать последовательность изучения материала, осваивая содержание всего учебного курса. Это особенно выгодно при построении учебного процесса в заочном обучении.
Модульный подход применяется там, где:
- множественность задач обучения и разнородность учебных материалов делают необходимым дифференциацию различных фрагментов процесса обучения и отработку этих фрагментов с позиций педагогической технологии;
- существует необходимость обновления учебного содержания по дисциплине;
- возникла необходимость совершенствования методики обучения конкретным учебным дисциплинам [9].
Следует отметить, что в настоящее время существуют несколько видов модульных технологий, основывающихся на принципах программированного блочного обучения: проблемно-модульная (М. А. Чошанов), модули трудовых навыков (Н. В. Блохин), адаптивное обучение (Н. В. Басова). Каждая из данных модульных технологий предполагает свою сферу применения. По мнению авторов данной типологии в системе высшего образования наиболее целесообразно применять адаптивное обучение.
Существуют частные модели модульного обучения.
Так, С. Н. Гаврилов [5] на основе модели «Модули трудовых навыков» предлагает модель модульной технологии обучения студентов-заочников колледжа, представленной в виде взаимосвязанных этапов обучения. Этапы включают цели, блок содержания учебного материала, систему действий по его усвоению, прогнозируемые результаты деятельности, нормативно диагностические требования к каждому этапу обучения, отражающие в целом требования к современному специалисту, владеющим широким спектром производственных функций.
Данная модель обеспечивает сознательное усвоение знаний и умений, оказывает значительное влияние на развитие профессиональных интересов и компетентности будущих специалистов.
Модульное содержание обучения в виде обучающих модулей включает в себя:
- координирующий блок, с перечнем необходимых материалов, инструментов и оборудования;
- информационный блок, содержащий учебный материал в виде краткого, четко сформулированного структурированного текста, снабженного необходимыми иллюстрациями;
- контролирующий блок, содержащий тесты различных типов;
- блок практических заданий.
В период межсессионных консультаций учебные элементы каждого модульного блока изучаются самостоятельно в домашних условиях. В этот период организуется текущий (тестовые и практические задания в контролирующем блоке) и промежуточный контроль по модульным блокам, которые очень важны при заочном обучении. Промежуточный контроль реализуется с использованием методов активного обучения (решение конкретных ситуаций, мозговой штурм, дискуссии и т. д.) [5].
Использование методов активного обучения способствует переходу на практико-ориентированные модели обучения, что приводит к повышению качества обучения. В данных методах органично сочетается предметный и социальный аспекты профессиональной деятельности, что дает возможность одновременной реализации обучения, воспитания и развития студентов в профессиональном контексте.
Н. Л. Шевелева предлагает организационно-педагогическую модель модульной организации процесса обучения при повышении квалификации (рис. 1) [14]. Эта модель может применяться и при других видах обучения: очно-заочном обучении с выездом преподавателей к месту обучения, семинарах, стажировках.
Главной особенностью этой модели является наличие «открытого» банка учебных элементов, которые могут иметь многофункциональное использование: как инструментальные средства, как открытые развиваемые учебные элементы. Это обеспечивает модели гибкость и открытость. На всех этапах обучения учитываются индивидуальные цели, возможности, потребности, способности обучающихся.
Разработка содержания и структуры модулей и учебных элементов - наиболее трудоемкая и длительная часть работы при разработке модульного обучения. Привлечение слушателей курсов повышения квалификации к разработке учебных элементов являются одним из этапов модульной программы повышения квалификации (рис. 1). Работа с аспирантами и кандидатами в аспирантуру позволяет пополнять банк учебных элементов новыми педагогическими идеями и инновационными технологиями.
Ж X >01
Потенциальный обучаемый
I
І. Анализ исходной ситуации
.... - А
Социальный заказ Анализ возможностей учебного заведения :м . • і Системный анализ профессиональной деятельности Характеристика контингента Личные потребносл и возможности обучения
і ГГ
Ал
Образовательные модули программы повышения квалификации Входное тестирование. УЭ Профессиональные затруднения педагога
г
Учебные планы для различных категорий обучающихся
+
Выбор учебных элементов. Составление индивидуального пакета УЭ обучения ' составление индивидуальной программы обучения слушателей ФПК
Ї
_ Процесс обучения ПК
4 1 , г ...-І ^
Установочные
лекции
Микрообучение и самоанализ!
Тренинги
Самостоят. работа с УЭ и индивидуал, консультации
Выявление ресурсов _| для научной работы (аспирантуры)
Учебный курс “Модульное обучение" Разработка УС
5. Выполнение выпускной работы УЭ —————_——_________
Защита выпускной работы -------------Ї--------------
6. Аспирантура Повысивший квалификацию —-> Новый уровень педагогического мастеоства
Аттестация, категория, ____РазРЗД____
Рисунок 1 - Модель модульного обучения при повышении квалификации
(по Н. Л. Шевелевой) [14]
Данная модель обучения позволяет развивать научно-творческий потенциал обучающихся в процессе разработки учебных элементов. Модель особенно хорошо приспособлена для непрерывного обучения и андрагогики и дает возможность преодолеть ограничения линейного последовательного образования.
Учитывая специфику обучения студентов-заочников в вузе, нами была разработана модель организации процесса обучения студентов-заочников Института педагогики, психологии и социологии Сибирского федерального университета основанное на смешанной технологии обучения и электронной системе управления обучением Моос11е (рис. 2).
Рисунок 2 - Модель организации процесса обучения студентов-заочников Института педагогики, психологии и социологии СФУ
Цель организации процесса обучения - повышение эффективности обучения студентов-заочников. Основными компонентами модели являются деятельность преподавателя и деятельность студента. В деятельности преподавателя мы выделяем четыре блока: содержание обучения, организация обучения, методы обучения и средства обучения.
Содержание обучения представлено в виде электронных учебно-методических комплексов дисциплин (программа дисциплины, курс лекций, методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов и т. д.), которые могут существовать как в электронном, так и в печатном виде.
При организации обучения используется модульная технология, балльно-модульная система оценивания знаний и модульная объектно-ориенти-
47
рованная динамическая учебная среда Моос11е. Данная система управления обучением, ориентирована на организацию взаимодействия между преподавателем и студентами. Она удобна для организации смешанного обучения, включающая и технологии очного обучения в учебной аудитории.
Под методом обучения мы будем понимать дидактическую категорию, дающую теоретическое представление о системе норм взаимодействия преподавателя и обучающихся, в ходе которой осуществляется организация и регулирование деятельности обучающихся, обеспечивающей усвоение ими содержания и тем самым достижение целей обучения. Среди методов обучения мы выделяем общедидактические методы, классификация которых основана на деятельностном подходе к обучению.
К общедидактическим относятся методы:
- обеспечивающие овладение учебным предметом (словесные, наглядные, практические, репродуктивные, проблемно-поисковые, индуктивные, дедуктивные);
- стимулирующие и мотивирующие учебную деятельность (ролевые игры, учебные дискуссии, метод проектов);
- контроля и самоконтроля учебной деятельности (опрос, зачет, экзамен И др.).
В след за А. А. Андреевым [1] к средствам обучения мы относим:
- печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал и т. д.);
- электронные образовательные ресурсы (образовательные мультимедиа мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т. п.);
- аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях;
- наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);
- демонстрационные (муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные);
- учебные приборы;
- тренажеры.
В модели отражена поэтапная деятельность студента.
На первом, подготовительном (мотивационно-ориентировочном), этапе происходит постановка и обоснование целей обучения профессиональной деятельности и развитие у студентов познавательного интереса к будущей профессии. Этот этап знакомит студентов с основами модульной технологии обучения и балльно-модульной системой оценивания знаний, условиями её выполнения, а также с электронной учебной средой Моос11е.
Второй этап, основной, - этап формирования и развития профессиональных знаний и компетентностей через усвоение содержания обучающих модулей. Этот этап дает возможность преподавателям осуществлять объективный контроль.
Третий, заключительный (контрольно-оценочный), этап реализуется в ходе зачетно-экзаменационной сессии.
В системе оценивания знаний используются следующие методы: наблюдение за ходом учебного процесса, анкетирование, беседы со студента-ми-заочниками, анализ, сравнение, обобщение полученных данных, анализ входного, промежуточного и итогового контроля, сравнение результатов обучения студентов-заочников, проводимых с использованием балльно-модульной системы оценивания знаний.
По результатам мониторинга возможна коррекция деятельности преподавателя, как в содержании и организации обучения, так и в методах и средствах обучения студентов-заочников.
Более наглядно структура деятельности студента-заочника представлена на рис. 3.
1 этап -подготовительный (мотивационно-ориентировочный)
2 этап - основной -(формирование и развитие профессиональных знаний и компстентростей)
3 этап -заключительный (контрольно-оцененный)
і'.МП ' * І
Рисунок 3 - Структурная схема организации образовательной деятельности студентов-заочников в смешанной системе обучения (очно-дистанционная)
Примечание: УЛ - учебная лекция; Д1, Д2, ... Дп - дисциплины;
М1, М2,... Мп - модули; ПК 1, ПК2,... ПКп - промежуточный контроль; КОНС - консультации; Т1, Т2,.. .Тп - временной период освоения модуля.
На первом этапе происходит подготовка студентов к работе в системе управления обучением Moodle. Все дисциплины представлены в виде электрон-но-методических комплексов (ЭУМКД) с балльно-модульной системой оценивания знаний. Внутри ЭУМК дисциплина в модульной структуре, а организационно методическая схема обучения нацелена на освоение модулей в произвольном порядке, в зависимости от индивидуальной траектории обучения.
После учебных лекций «Модульная технология обучения» и «Система управления обучением Moodle» активизируется роль преподавателей, которые осуществляют работу со студентами на протяжении всего семестра (установочные лекции, межсессионный период, зачетно-экзаменационная сессия). Согласно учебному плану той или иной специальности (направления), аудиторная нагрузка, отведенная на установочные лекции, должна составлять не менее 160 часов в год. На каждую дисциплину отводится примерно 10% от общего количества часов. Во время установочных лекций преподаватель знакомит студентов с программой курса, технологией поиска обработки информации, требованиями к выполнению письменных контрольных работ при самостоятельном изучении и тестам. По необходимости преподаватель может провести входной и промежуточный контроль.
На втором этапе обучения основной фокус в подготовке и освоении учебного материала ложится на больший, по времени, межсессионный период. Весь учебный процесс происходит в системе Moodle. Данная система позволяет достаточно просто и эффективно организовывать работу с учебно-методическими комплексами дисциплин и промежуточный контроль в установленные преподавателем сроки. Такой способ организации учебного процесса мотивирует студента готовиться к сессии (осваивая модули всех дисциплин в семестре) равномерно в межсессионный период. Студенты имеют возможность консультироваться с преподавателями в режиме online, посредством электронной почты, а так же индивидуально и группами при очной встрече в академическом пространстве.
Третий, заключительный, этап начинается с обобщающих междисциплинарных семинаров, цель которых - подведение итогов самостоятельного освоения модулей в межсессионный период и обобщение полученных знаний и применение их на практике. На данных семинарах студент имеет возможность набрать дополнительные баллы (демонстрация компетентностей, минипроекты, экспертная оценка, комплексная оценка).
Таким образом, освоив учебные модули и пройдя промежуточный контроль по всем дисциплинам в установленные сроки, студент допускается к сдаче зачетов и экзаменов. Далее контрольно-оценочные процедуры реализуются согласно Положению о сдаче зачетов и экзаменов, принятому в Сибирском федеральном университете.
Практика организации обучения студентов-заочников по разработанной нами модели (рис. 3) позволяет сделать вывод о возможности решения проблем, возникающих при обучении студентов-заочников, за счет модульной организации учебного процесса, балльно-модульной системы оценивания знаний и использования системы управления обучением Moodle.
50
Таким образом, представленная модель организации учебного процесса студентов-заочников института педагогики, психологии и социологии Сибирского федерального университета позволяет решать следующие задачи:
- непрерывное обучение студентов-заочников течение всего периода обучения;
- внедрение информационных технологий, позволяющих индивидуализировать темп, последовательность, глубину и технологию обучения;
- мотивация познавательной деятельности студентов, повышение их самостоятельности и самоорганизации;
- рационализация учебно-методического обеспечения процесса обучения, гармонизация в нем деятельности преподавателя и студентов за счет очной и дистанционной технологии;
- повышение информативности, системности, интегративности и функциональности содержания учебных дисциплин за счет использования смешанной системы обучения.
Библиографический список
1. Андреев, А. А. Дидактические основы дистанционного обучения / А. А. Андреев [Электроннй ресурс]. Режим доступа: http://www.iet.mesi.ru/br/ogl-b.htm.
2. Балашов, Ю. К. Профессиональная подготовка кадров в условиях капитализма [Текст]/ Ю. К. Балашов, В. А. Рыжов. - М., 1987.
3. Блохин, Н. В. Формирование профессионально важных навыков и качеств в условиях модульного практико-ориентированного обучения [Текст]: автореф. дисс. ... канд. пед. наук / Н. В. Блохин. - Ярославль, 1999.
4. Борисова, Н. В. Педагогические особенности создания и внедрения системы активных методов обучения в институте повышения квалификации [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Н. В. Борисова - М., 1987.
5. Гаврилов, С. Н. Модульная технология обучение студентов-заочников колледжа [Текст]: дисс... канд. пед. наук / С. Н. Гаврилов. - Нижний Новгород, 2005.
6. Карпов, В. В. Методология подготовки преподавателей на ФПКП при многоступенчатой системе обучения в вузе [Текст]/ В. В. Карпов, М. Н. Катханов, Н. Г. Свиридова. - М., 1992.
7. Кузнецова, Э. Г. Проектирование и реализация задачно-модульной технологии обучения в системе заочного образования ССУЗа (на примере дисциплины «Техническая динамика») [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Э. Г. Кузнецова. - Казань, 1999.
8. Маркова, А. С. Организационно-педагогические условия совершенствования высшего заочного педагогического образования [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / А. С. Маркова. - Якутск, 2000.
9. Рябов, В. М. Профессиональная педагогика / В. М. Рябов. - Брянск, 2001 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ryabov-kozel.narod.ru/model.htm.
10. Сергиенко, Е. Б. Организационно-педагогические модели дистанционного обучения в высшей школе [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е. Б. Сергиенко. - Казань, 2001.
11. Тимофеева, Ю. Ф. Системно-модульный подход к проблеме формирования творческой личности будущего учителя [Текст]: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Ю. Ф. Тимофеева. - Ижевск, 1999.
12.Устынюк, Ю. А. Как сесть в уходящий поезд? [Текст]/ Ю. А. Устынкж // Химия и жизнь. - 1989. - № 9. - С. 11-13.
13.Чошанов, М. А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения [Текст]/ М. А. Чошанов. - М.: Народное образование, 1996.
14. Шамова, Т. И. Управление профильным обучением на основе личнос-тно ориентированного подхода: учебно-метод. пособие [Текст]/ Т. И. Шамова. -М, 2006.
15. Шевелёва, H. JI. Модульное обучение в системе дополнительного профессионального образования инженерно-педагогических кадров: дис. канд. пед. наук [Текст] / H. JI. Шевелева. - Екатеринбург, 1998.
16. Шумякова, В. Н. Модульное обучение при подготовке предпринимателей в США [Текст]/ В. Н. Шумякова //ред. К. Н. Цейкович. - М., 1995.
17. Юцявичене, П. А. Теория и практика модульного обучения [Текст]/ П. А. Юцявичене. - Каунас: Швиеса, 1989.
18. Goldshmid, В. Goldshmid Modular .Instruction in Higher Education// Hig her Education. - 1972. - № 2.
19. Owens, G. The Modele in “Universities Quarterly”// Universities Quarterly, Higher education and society. - Vol. 25. - № 1.
20.Rassel, J. D. Modular Instruction //A. Guide to the Desingn, Selection, Utilization and Evaluation of Modular Materials. Minneapolis, Minnesota: Burgess Publishing Company. - 1974. - 164 P.