Научная статья на тему 'Современные технологии обучения в Белорусской государственной сельскохозяйственной академии'

Современные технологии обучения в Белорусской государственной сельскохозяйственной академии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
61
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / DISTANCE LEARNING / ИНФОРМАЦИОННЫЕ СРЕДСТВА / INFORMATION MEANS / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / EDUCATIONAL TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колеснёв Виктор Иванович, Колеснёва Елена Петровна

Обсуждаются вопросы внедрения в вузе системы менеджмента качества организации. Это предполагает использование современных информационных методик и технических средств обучения. Выделяется два этапа использования информационных технологий: информационная поддержка процесса обучения и создание дистанционных технологий обучения. Подробно описано взаимодействие между преподавателем и студентами в межсессионный период, представлен перечень учебно-методических документов, обеспечивающих эффективное обучение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Колеснёв Виктор Иванович, Колеснёва Елена Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN TECHNOLOGIES OF TRAINING IN THE BELARUSIAN STATE AGRICULTURAL ACADEMY

Introduction of quality management system of the organization in higher education institution is discussed. It assumes use of modern information techniques and technical means of training. Two operational stages of information technologies are allocated: information support of training process and creation of remote training technologies. Interaction between the teacher and students during the intersession period is in detail described; the list of the educational and methodical documents providing effective training is submitted.

Текст научной работы на тему «Современные технологии обучения в Белорусской государственной сельскохозяйственной академии»

52 Научный журнал Вестник Курганской ГСХА

УДК 001.89(476)

В. И. Колеснёв, Е. П. Колеснёва

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В БЕЛОРУССКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ АКАДЕМИИ

БЕЛОРУССКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ

V. I. Kolesnyov, E. P. Kolesnyova MODERN TECHNOLOGIES OF TRAINING IN THE BELARUSIAN STATE AGRICULTURAL ACADEMY THE BELARUSIAN STATE AGRICULTURAL ACADEMY

Обсуждаются вопросы внедрения в вузе системы менеджмента качества организации. Это предполагает использование современных информационных методик и технических средств обучения. Выделяется два этапа использования информационных технологий: информационная поддержка процесса обучения и создание дистанционных технологий обучения.

Подробно описано взаимодействие между преподавателем и студентами в межсессионный период, представлен перечень учебно-методических документов, обеспечивающих эффективное обучение.

Ключевые слова: дистанционное обучение, информационные средства, образовательные технологии.

Виктор Иванович Колеснёв

Victor Ivanovich Kolesnyov кандидат экономических наук, доцент

Е-mail: Ко^петаа1ка@М.Ьу

На сегодняшний день на 16 факультетах очного и заочного отделений Белорусской государственной сельскохозяйственной академии (БГСХА) обучается около 15 тысяч студентов, ведется подготовка по 26 специальностям и специализациям инженерного, биологического, экономического и юридического профилей. Обучение студентов проводится по образовательным стандартам и направлено на выпуск высококвалифицированных работников.

В современных условиях перехода к инновационной модели хозяйствования в АПК руководство сельскохозяйственного вуза понимает, что в рыночной экономике важнейшим фактором конкурентоспособности является высокое и стабильное качество оказываемых услуг. Его росту способствует внедрение системы менеджмента качества организации (СМК), рекомендации по совершенствованию которой содержатся в международных стандартах. СМК предусматривает реализацию таких подходов, которые направлены на достижение долгосрочного успеха вуза путем удовлетворения требований потребителя и ведет к повышению ответственности за определение политики, целей и задач организации в системе аграрного образования.

Introduction of quality management system of the organization in higher education institution is discussed. It assumes use of modern information techniques and technical means of training. Two operational stages of information technologies are allocated: information support of training process and creation of remote training technologies.

Interaction between the teacher and students during the intersession period is in detail described; the list of the educational and methodical documents providing effective training is submitted.

Keywords: distance learning, information means, educational technologies.

IV

В 2010 году Международная организация по сертификации «IQNet» и Ассоциация по сертификации «Русский Регистр» провели сертификационный аудит системы менеджмента качества УО «Белорусская ГСХА» на соответствие требованиям международного стандарта. По результатам проверки было принято решение о выдаче академии сертификатов о качестве единого международного образца, признаваемых в тридцати четырех странах мира. По результатам следующего сертификационного аудита, прошедшего в 2013 году в УО БГСХА, было установлено, что существующая система менеджмента качества в академии соответствует стандартам ИСО 9001:2008 (СТБ ISO 9001-2009).

Однако СМК требует постоянного совершенствования. В БГСХА дальнейшее повышение эффективности и качества учебного процесса связано с постоянным развитием внедренной на всех факультетах модульно-рейтинговой технологии (МРТ) обучения студентов [1]. Ее использование позволяет ранжировать студентов по уровню освоения учебного материала и приобретению необходимых навыков и умений в течение семестра до проведения итогового контроля. Такой подход повышает мотивацию студентов, стимулирует систематиче-

Елена Петровна Колеснёва

Elena Petrovna Kolesnyova кандидат экономических наук, доцент,

проректор по заочному образованию

Вестник Курганской ГСХА № 4, 2013

53

скую и результативную аудиторную и самостоятельную учебную работу в течение года.

Мониторинг современной инновационной технологии показал следующие ее достоинства: а) равномерное планирование учебного времени для успешной сдачи блоков и модулей; б) гарантированная возможность избежать неудовлетворительных оценок; в) сопоставление результатов своей учебы с результатами сокурсников; г) снижение стрессовой нагрузки в период экзаменационной сессии. Использование МРТ в учебном процессе академии показывает, что абсолютная успеваемость студентов находится на высоком уровне, а качественная успеваемость в последние годы находится в пределах от 29 до 46 %.

Конечным результатом данного процесса является использование современных информационных методик и технических средств обучения, цель которых: экономия учебного времени студента; углубление изучаемой области за счет имитации процессов и явлений, а также использования персональных компьютеров в целях организации научно-исследовательской деятельности; расширение сферы самоуправляемой работы студентов.

В процессе лекционных, лабораторных и практических занятий преподаватели академии широко используют стандартные и прикладные программные средства общего назначения (такие, как табличный процессор MS Excel, система управления базами данных СУБД Access, пакеты Mathcad, MatLab, Mathe-matica, Maple, QSB). Кроме того, исходя из специфики преподаваемых дисциплин, каждая кафедра применяет средства специального прикладного программного обеспечения, например, LPX88 для проведения оптимизационных расчетов, статистические программы STATISTICA, SPSS, STADIA, STATGRAPHICS и др.

В системе заочного образования Белорусской сельхозакадемии сейчас можно выделить два этапа использования информационных технологий. Первый представлен информационной поддержкой процесса обучения. На этом уровне Интернет предоставляет дополнительные учебные ресурсы.

Следующий шаг - создание дистанционных технологий, что требует более сложных навыков. Очевидно, что главными условиям их внедрения в сельскохозяйственной академии являются: 1) наличие соответствующей аппаратной базы на кафедрах; 2) высококвалифицированные специалисты, как в своей профессиональной сфере (преподаватели), так и в области мультимедиа. Сейчас на первый план выходит задача по своевременной разработке собственных электронных учебно-методических материалов или обучающих мультимедиа-программ. Поэтому для повышения эффективности модели обучения для студентов заочной формы образования по специальности «Землеустройство», базирующейся на коммуникационных технологиях, был сформирован коллектив преподавателей. Все материалы, необходимые для учебного процесса, представлены в электронном виде, а взаимодействие между преподавателем и студентами в межсессионный период осуществляется по электронной почте.

В процессе самостоятельной работы студент изучает разделы дисциплин, пользуясь материалами электронных учебно-методических комплексов (ЭУМК), размещенных на сайте дистанционных образовательных технологий академии.

На сайте представлены:

• учебный план по специальности;

• учебные программы по дисциплинам в разрезе курсов и семестров. По каждой дисциплине даны цели и задачи ее изучения, требования к знаниям студентов в соответствии с образовательным стандартом;

• курс лекций по темам;

• методические указания по проведению практических занятий;

• индивидуальные задания;

• дополнительные видео- и аудио учебные материалы.

Комплект мультимедийных учебно-методических разработок предоставляется в специальной форме «кейса» для самостоятельного изучения. Первые результаты показывают преимущество используемой кейс-технологии. Студент обеспечен полным комплектом структурированных учебных материалов по каждой дисциплине, которыми он может пользоваться в удобное для себя время.

Активизируется самостоятельная работа студента-заочника в межсессионный период, что обеспечивает систематичность и последовательность в обучении. Студент сам определяет темп обучения, может возвращаться по несколько раз к отдельным учебным модулям. Появляется возможность консультирования студентов посредством интерактивного взаимодействия с преподавателем в on- и offline режиме. Это также позволяет преподавателям наблюдать за ходом усвоения материала и организовать обучение на основе индивидуального подхода. Использование компьютерной графики, анимации, видео, звука, других медийных компонентов дает уникальную возможность сделать изучаемый материал максимально наглядным, а потому понятным и запоминаемым.

Такая работа по разработке ЭУМК в настоящее время продолжается и в разрезе других специальностей Белорусской сельхозакадемии на базе платформы MOODLE, так как это самая доступная и популярная система управления обучением с открытым исходным кодом, которая позволяет менять настройки в соответствии с запросами администраторов.

Таким образом, применяемые современные технологии обучения в БГСХА позволят максимально развить творческие способности и наклонности студентов, сформируют у них высокую культуру мышления для получения высококачественного образования.

Список литературы

1 Положение о модульно-рейтинговой технологии обучения студентов / Горки: БГСХА, 2011. - 21 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.