Научная статья на тему 'Телекоммуникационная система заочного обучения как средство совершенствования системы заочного образования в инженерном вузе'

Телекоммуникационная система заочного обучения как средство совершенствования системы заочного образования в инженерном вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
174
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЗАОЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННАЯ СИСТЕМА ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ / ИНТЕРАКТИВНОСТЬ / МУЛЬТИМЕДИЙНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Черных Анатолий Иосифович, Шапошникова Татьяна Леонидовна, Череповский Дмитрий Александрович

Рассматриваются особенности применения современных компьютерных и телекоммуникационных технологий в процессе заочного обучения в вузе. Предлагается реализация телекоммуникационной системы заочного обучения (ТСЗО) в среде Moodle. Указаны принципы, которые легли в основу реализации ТСЗО. Описана структура модулей, входящих в состав ТСЗО, а также построение учебного процесса в рамках ТСЗО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Черных Анатолий Иосифович, Шапошникова Татьяна Леонидовна, Череповский Дмитрий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Телекоммуникационная система заочного обучения как средство совершенствования системы заочного образования в инженерном вузе»

УДК 378.018.43:654.1 ББК 74.584(2)738.6 Ч 49

А.И. Черных, Т.Л. Шапошникова, Д.А. Череповский

ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННАЯ СИСТЕМА ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ЗАОЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В

ИНЖЕНЕРНОМ ВУЗЕ

(РЕЦЕНЗИРОВАНА)

Аннотация. Рассматриваются особенности применения современных компьютерных и телекоммуникационных технологий в процессе заочного обучения в вузе. Предлагается реализация телекоммуникационной системы заочного обучения (ТСЗО) в среде Moodle. Указаны принципы, которые легли в основу реализации ТСЗО. Описана структура модулей, входящих в состав ТСЗО, а также построение учебного процесса в рамках ТСЗО.

Ключевые слова: непрерывное образование, заочное обучение, телекоммуникационные технологии, компьютерные технологии, телекоммуникационная система заочного обучения, интерактивность, мультимедийность.

A.I. Chernykh, T.L. Shaposhnikova, D.A.Cherepovsky

TELECOMMUNICATION SYSTEM OF TUITION BY CORRESPONDENCE AS MEANS OF PERFECTION OF SYSTEM OF EDUCATION BY CORRESPONDENCE

IN ENGINEERING HIGHER SCHOOL

Abstract. The paper discusses features of application of modem computer and telecommunication technologies in tuition by correspondence in higher school. The authors offer realization of telecommunication system of tuition by correspondence (TSTC) in the Moodle environment and specify principles which have laid down into a basis of realization of TSTC. Module structure being a part of TSTC, as well as construction of educational process within the limits of TSTC are described.

Keywords: continuous education, tuition by correspondence, telecommunication technologies, computer technologies, telecommunication system of tuition by correspondence, interactivity, multimedia.

Сегодня наблюдается тенденция к переходу на непрерывное профессиональное образование, реализация которого предусмотрена в Федеральной программе развития образования в России (2002-2010 годы) и приоритетном национальном проекте «Образование 2006-2010 годы». Одна из основных форм непрерывного образования -заочное обучение в высших учебных заведениях, получившая в последние годы широкое распространение в большинстве стран мира. Однако в России проблемы заочного образования решаются недопустимо медленно. А именно: в настоящее время

наблюдается диссонанс содержания и формы организации процесса заочного обучения, что проявляется в нарушении структурной целостности изучаемых теорий; в эклектическом характере отбора учебного материала для экспериментального и практического блоков; в слабой ориентации на применение новых компьютерных и телекоммуникационных технологий вследствие низкого уровня информационной компетентности преподавательского состава и отсутствия тьюторов с функциями организации обучения в дистанционных средах; в неразработанности специфического технологического инструментария, оптимизирующего процесс заочного обучения в условиях развития телекоммуникационных технологий. В связи с этим актуально решение проблем конструирования телекоммуникационных систем заочного обучения

как приоритетного направления в создании нового учебно-методического обеспечения этой формы образования. Именно эта форма обучения в системе высшего образования более других нуждается в использовании телекоммуникаций, и именно она больше других открыта для этого.

В исследованиях, проведенных А.М. Новиковым [1], В.И. Овсянниковым [2] и другими специалистами в области заочного образования, подчеркивается важность и необходимость заочной формы обучения как структурного компонента в системе непрерывного образования России. Целый ряд диссертационных исследований посвящен различным подходам к совершенствованию заочной формы обучения средствами открытого образования и информационных технологий: И.И. Гурьевой [3], Н.Н. Быковой [4], Н.А. Александровой [5]. Э.Г. Кузнецова [6] и С.Н. Гаврилов [7] указывают на применение модульной технологии обучения студентов-заочников. В работах Е.С. Поплевко [8], Н.С. Россииной [9] рассмотрено применение инновационных педагогических технологий в профессиональной подготовке студентов-заочников. В.И. Овсянников, И.П. Лапчик [10], С.П. Крицкий [11] указывают на необходимость совершенствования коммуникации между преподавателем и студентами, замещая ее информационно-компьютерными технологиями. И.В. Роберт [12], Е.С. Полат высказывались за упорядочение логики и структуры содержания заочного процесса обучения. Анализ научных исследований и методической литературы, посвященных модернизации заочного обучения, свидетельствует о наличии противоречий между:

1) уровнем развития инфокоммуникационных технологий в современном обществе и традиционной структурой заочного образовательного процесса, не соответствующей условиям информатизации профессиональной деятельности;

2) наличием потребности практики заочной формы высшего образования в электронных ресурсах, адекватных специфике этой формы обучения, и устаревшими средствами методического обеспечения данного образовательного процесса;

3) возрастающей потребностью в формах обучения, обеспечивающих совмещение учебной и производственной деятельностей, и отсутствием методических систем с эффективной компьютерной поддержкой самостоятельной учебной работы;

4) непрерывным увеличением объема нормативного учебного материала и отсутствием дидактических технологий с компьютерной поддержкой, обеспечивающих его концентрацию, сгущение информации и оптимизацию форм контроля качества его усвоения;

5) уровнем подготовки педагогов в сфере инфокоммуникационных технологий и состоянием технологического оснащения образовательного процесса, динамично развивающегося в соответствии с программой «Информатизация образования РФ».

Устранение указанных противоречий требует новых подходов к модернизации заочной формы учебного процесса. В инженерном вузе разрешить данные противоречия можно путем создания телекоммуникационной системы заочного обучения (ТСЗО) с адекватным отражением структуры, логики и специфики содержания конкретной предметной области, в частности, физики. Вопросы конструирования таких систем на базе телекоммуникационных и компьютерных технологий в условиях современного профессионального заочного образования изучены еще недостаточно.

При формировании структуры ТСЗО были определены четыре ключевых принципа: адекватности, когерентности, технологичности и развития, которые в

совокупности обеспечивают полноту и системность процесса заочного обучения в условиях сложившегося информационного образовательного пространства. Традиционно сложился такой подход, при котором содержание заочного обучения не трансформируется должным образом, а копируется содержание дневной формы, при этом выбрасываются отдельные главы, законы, понятия, в результате чего из структурного построения теории выпадают некоторые элементы, разрушается ее целостная конструкция. Поэтому в соответствии с принципом адекватности мы строим структурную

схему теории путем сгущения информационного материала, его концентрации и фильтрации, порционности подачи учебной информации, трансформации учебного материала для различных степеней сложности его освоения, наглядности представления учебной информации и индивидуализации темпа ее изучения.

При проектировании ТСЗО ставилась задача не только не нарушать целостность изучаемой научной теории согласно принципу адекватности, но и исключить дублирование изучаемого материала в трех модулях: теоретическом, экспериментальном, задачно-практическом. Решение этой проблемы мы видим в когерентности указанных модулей, которая реализуется тремя этапами: онтологическим, методическим и

технологическим. Этот принцип проявляется в том, что часть изучаемого теоретического материала переносится на практическое и экспериментальное освоение, то есть, планируя содержание материала, мы рассматриваем целостную научную теорию в соответствии с принятым дедуктивным подходом, выделяем мировые законы, общепринятые константы, фундаментальные принципы и прочее. Далее материал, который имеет высокий научный статус, изучается студентами в теоретическом блоке (теоретические формы освоения информации). Но поскольку научная теория обязательно содержит также набор научных фактов, большинство из которых могут иметь практическую интерпретацию, например, формулы, то мы помещаем ее в задачно-практический блок. Если вводятся величины, которые можно измерить количественно, тогда эта часть материала размещается в экспериментальном блоке. Таким образом, в теоретическом блоке обязательно упоминается весь учебный материал, но не раскрывается полностью, дабы не нарушать целостность научной теории, а нераскрытые темы предмета интерпретируются в задачно-практическом и экспериментальном блоках представления информации.

Принцип технологичности в ТСЗО проявляется в том, что ведется автоматизированный объективный контроль знаний студентов, имеется возможность межсессионного off-line и on-line консультирования, слежения за ходом учебного процесса, весь учебный материал обладает свойствами мультимедийности и интерактивности, система некритична к месту нахождения преподавателя и студента, ведется тотальный контроль учебной деятельности студента. Реализация данного принципа приводит к тому, что студенты и преподаватели приобщаются к работе с телекоммуникационными технологиями, повышается коммуникативность за счет Интернет-общения студентов между собой и с преподавателями, система открыта для внедрения новых методов обучения, имеется возможность встраивания дополнительных компьютерных учебных программ.

На основе исследований структуры дидактических систем организации заочного учебного процесса (В.И. Солдаткин, Л.Ю. Фомина, В.М. Гареев) был сделан вывод, что модель ТСЗО должна иметь модульную структуру. Кроме того, рассмотренные нами проблемы дифференциации и индивидуализации учебного процесса позволили выделить условия педагогически целесообразного создания обучающего модуля в виде определенных уровней:

- первый (базовый) - содержит основные научные понятия и определения, а также иллюстрации к ним. Составляя не более четверти общего объёма теоретического материала, этот уровень дает законченную целостную картину учебного курса;

- второй (основной) - содержит подробное изложение всех программных вопросов учебного курса;

- третий - включает углублённое изложение отдельных вопросов, ориентированных на тех студентов, которые желают расширить свои знания в данном вопросе.

Проектируя три различные по сложности уровня изложения материала, система дает возможность дифференцирования знаний студентов, мотивирует их на получение более глубоких знаний, то есть на некоторые педагогические достижения, предлагает выбор траектории обучения студента, адекватный уровню его подготовленности. Этим

реализуется принцип развития в структуре ТСЗО. Кроме того, этот принцип реализует, помимо обучения студентов-заочников, также обучение информационным и Интернет-технологиям самих преподавателей с целью ускорения внедрения компьютерных и телекоммуникационных технологий в образовательный процесс для формирования педагога нового информационного общества и подготовки его к деятельности в новой информационной образовательной среде.

Реализация четырех выше перечисленных принципов отражена в общей структуре ТСЗО, представленной на рисунке 1.

Укажем педагогические функции каждого из модулей: обучающий, реализует три основных блока освоения учебной информации (теоретический, экспериментальный и задачно-практический), экстраполированных на разные уровни сложности материала; диагностический, который осуществляет контроль хода и результатов теоретического и практического усвоения студентами учебного материала; организационно-нормативный -содержит учебные программы, нормативные документы, методические указания и др.; электронно-справочный - предоставляет дополнительный информационный материал; модуль обратной связи решает задачи дидактического общения между студентом и преподавателем посредством телекоммуникаций.

В качестве практической реализации был создан мультимедийный интерактивный курс «Элементы кинематики» на базе ТСЗО. Согласно структуре ТСЗО, освоение курса «Элементы кинематики» происходит по трем возможным путям рассмотрения учебного материала, где предусмотрен переход между различными по трудности уровнями. При этом учебный материал разбит на параграфы. В пределах одного обучающего параграфа новый учебный материал логически связан с предыдущим учебным материалом. Каждый параграф завершается контрольными вопросами в виде тестовых заданий, так как это является весьма эффективным инструментом, стимулирующим подготовку студентов и

повышающим мотивацию к изучению предмета. Затем с помощью средств анализа результатов тестирования определяется, по какому уровню сложности учебного материала студенту целесообразно продолжить учебный процесс, чтобы обеспечить адекватность степени его подготовленности. Это позволяет максимально

интенсифицировать самостоятельные занятия в индивидуальном режиме при

формировании и закреплении новых знаний, умений, навыков по физике в условиях ограниченной методической помощи со стороны преподавателя. Весь ход учебного процесса фиксируется в системе достижений, позволяющей оценить уровень знаний студентов, степень усвоения материала, степень их активности. По завершении обучения создается ведомость итогового контроля знаний. Таким образом, учебный процесс, построенный на основе когерентности модулей ТСЗО, представляет целостную

совокупность циклов познания, структурно-иерархическое упорядочение которых на основе целеполагания и диагностики промежуточных и итоговых результатов обеспечивает целостную технологию учебного познания.

Экспериментальная работа по выявлению эффективности применения ТСЗО проводилась на материале раздела физики «Элементы кинематики» для студентов заочного отделения. Исследование проводилось в Кубанском государственном

технологическом университете со студентами заочного отделения, которые были разделены на контрольную и экспериментальную группу. В экспериментальной группе обучение проводилось с применением ТСЗО по теме «Элементы кинематики». В контрольных группах преподавание велось по традиционному методу. Результаты выполнения итогового теста показывают, что студенты экспериментальной группы более успешно отвечают на вопросы и решают задачи, а следовательно, лучше освоили содержание курса. На рисунке 2 приведены усредненные коэффициенты усвоения знаний в контрольной и экспериментальной группах.

Коэффициент

усвоения

знаний

1

0,9 0,8 0,7 0,6 0,5 0,4 0,3 0,2 0,1 0

Рисунок 2. Соотношение коэффициентов усвоения знаний в группах

□ контрольная группа

■ экспериментальная группа______________

С целью выявления уровня ознакомленности студентов с Интернет-технологиями и необходимости включения ТСЗО в процесс заочного обучения было проведено анкетирование студентов заочного отделения Кубанского государственного технологического и Кубанского государственного университетов. В анкетировании приняли участие 246 студентов. Результаты проведенного анкетирования студентов заочной формы обучения позволяют сделать следующие выводы. Более 60% студентов считают, что использование компьютеров в качестве дидактического средства позволит качественно изменить процесс заочного обучения в целом. При этом при изучении теоретического материала 28% студентов считают необходимой помощь преподавателя в понимании и обобщении материала, т.е. они считают необходимым управление усвоением нового учебного материала со стороны педагога. Лучшие способы запоминания теоретического материала (61% студентов) также связывают с электронными лекциями, содержащими интерактивные и мультимедийные элементы. 86% студентов огромное значение находят в межсессионном общении как друг с другом, так и с преподавателем. Однако же в выполнении лабораторных заданий 31% студентов

указывают на необходимость работы на реальных лабораторных установках. На последний вопрос: хотели ли бы вы обучаться на заочной форме обучения посредством ТСЗО, были даны следующие ответы: да - 51%; нет - 22%; не определился - 27%.

Анализ результатов педагогического эксперимента подтверждает гипотезу исследования о возможности диверсификации системы заочного обучения посредством ТСЗО, базирующейся на принципах адекватности, когерентности, технологичности, развития интеллектуальных и профессиональных умений, мультимедийности, интерактивности, представляющей целостную дидактическую структуру, отражающую инвариантные структурные единицы электронных учебных материалов, обеспечивающую возможность изменения содержательной базы, дифференциацию уровня сложности заданий, мониторинг результатов процесса обучения, а ее реализация способствует улучшению качества знаний студентов-заочников, повышению уровня познавательной самостоятельности и информационной компетентности.

Примечания:

1. Новиков А.М. Развитие отечественного образования. М.:Эгвес, 2005. 176 с.

2. Овсянников В.И., Круглов Ю.Г., Лазарев В.Н. Высшее заочное образование в России // Педагогическое образование без отрыва от основной деятельности: ежегодник. М., 1998. № 6.

3. Гурьева И.И. Модернизация заочного обучения как условие повышения качества профессиональной подготовки студентов в вузе: на примере университета: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ставрополь, 2007. 22 с.

4. Быкова Н.Н. Совершенствование заочного обучения в высшей школе средствами открытого образования: дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2006. 183 с.

5. Александрова Н.А. Организация самостоятельной образовательной деятельности студентов-заочников педагогического вуза на основе технологий дистанционного обучения: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Пенза, 2008. 20 с.

6. Кузнецова Э.Г. Проектирование и реализация задачно-модульной технологии обучения в системе заочного образования ССУЗа: на примере дисциплины «Техническая механика»: дис. ... канд. пед. наук. Казань, 1999. 201 с.

7. Гаврилов С.Н. Модульная технология обучения студентов-заочников в колледже: дис. ... канд. пед. наук. Н. Новгород, 2005. 151 с.

8. Поплевко Е.С. Инновационные педагогические технологии в профессиональной подготовке студентов-заочников: дис. ... канд. пед. наук. Саратов, 2006. 151 с.

9. Россиина Н.С. Традиционные и инновационные методы в системе подготовки студентов-заочников: дис. ... канд. пед. наук. Ярославль, 2006. 211 с.

10. Лапчик М.П. Информатика и информационные технологии в системе общего и профессионального образования. Омск, 1999.

11. Крицкий С.П., Кудрявцева А.А. Инструментальная система создания электронных учебников и тестирующих программ для очной и заочной форм обучения / под ред. С.П. Крицкого. Ростов н/Д, 1998.

12. Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования (психологопедагогический и технологический аспекты). М.: ИИО РАО, 2007. 18 с.

References:

1. Novikov A.M. Development of education in our country. M.: Egves, 2005. 176 p.

2. Ovsyannikov V.I, Kruglov Yu.G., Lazarev V.N. The higher tuition by correspondence in Russia// Pedagogical education without a separation from primary activity: a year-book. М., 1998. No. 6.

3. Guryeva I.I. Modernization of tuition by correspondence as a condition of improvement of quality of professional training students in higher school: using a university example: Author’s summary of dissertation for Candidate of Pedagogy degree, Stavropol, 2007. 22 p.

4. Bykova N.N. Perfection of tuition by correspondence in higher school by means of open education: Dissertation for Candidate of Pedagogy degree. SPb., 2006. 183 p.

5. Aleksandrova N.A. Organisation of independent educational activity of external students of pedagogical higher school on the basis of technologies of remote training: Author’s summary of dissertation for Candidate of Pedagogy degree, Penza, 2008. 20 p.

6. Kuznetsova E.G. Designing and realization of correspondence course-modular technology of training in system of correspondence education at secondary special educational institution: using an example of discipline “The technical mechanics”: Dissertation for Candidate of Pedagogy degree. Kazan, 1999. 201 p.

7. Gavrilov S.N. Module technology of training of external students in college: Dissertation for Candidate of Pedagogy degree. N.Novgorod, 2005. 151 p.

8. Poplevko E.S. Innovative pedagogical technologies in professional training of external students: Dissertation for Candidate of Pedagogy degree. Saratov, 2006. 151 p.

9. Rossiina N.S. Traditional and innovative methods in system of preparation of external students: Dissertation for Candidate of Pedagogy degree. Yaroslavl, 2006. 211 p.

10. Lapchik M.P. Computer science and an information technology in system of the general and professional training. Omsk, 1999.

11. Kritsky S.P., Kudryavtsev A.A. Tool system of creation of electronic textbooks and testing programs for internal and correspondence modes of tuition/ Ed. S.P.Kritsky. Rostov-on-Don, 1998.

12. Robert I.V. Theory and a technique of informatization of education (psychological-pedagogical and technological aspects). M.: IIO of Russian Education Academy, 2007. 18 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.