Научная статья на тему 'Развитие системы вечернего образования в Кузбассе в 1940-1950-е годы (на примере ШРМ и Кемеровской областной заочной средней школы)'

Развитие системы вечернего образования в Кузбассе в 1940-1950-е годы (на примере ШРМ и Кемеровской областной заочной средней школы) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
489
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
СибСкрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ШКОЛЫ РАБОЧЕЙ МОЛОДЕЖИ / ОБРАЗОВАНИЕ СРЕДНЕЕ / УЧЕБНО-КОНСУЛЬТАТИВНЫЕ ПУНКТЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие системы вечернего образования в Кузбассе в 1940-1950-е годы (на примере ШРМ и Кемеровской областной заочной средней школы)»

УДК 377.018.42(571.17)“ 1940/1950”

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ВЕЧЕРНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В КУЗБАССЕ В 1940-1950-е ГОДЫ (на примере ШРМ и Кемеровской областной заочной средней школы)

Н. Ф. Кустова, А. А. Фишева

Начавшаяся Великая Отечественная война потребовала серьезной реорганизации системы образования в стране. В это связи, 15 июля 1943 года Совет народных комиссаров СССР вынес постановление «Об обучении подростков, работающих на предприятиях», согласно которому с 1 октября 1943 года в городах и рабочих поселках организовывалась сеть общеобразовательных школ для обучения подростков, работающих на предприятиях и в учреждениях и желающих без отрыва от работы продолжать свое образование. В апреле 1944 года школы для подростков были переименованы в школы рабочей молодежи.

С такой же целью начинает свою работу Кемеровская областная заочная средняя школа, но вопрос относительно того, когда была основана эта школа, не имеет столь однозначного ответа как с ШРМ. Если обратиться к литературе, например к работе В. Н. Бреля «Развитие системы образования в послевоенный период», опубликованной в сборнике статей «55 лет Кемеровской области», то он указывает как год образования заочной школы -1950. Если же обратимся к отчетным документам по областной заочной школе, которые хранятся в ГАКО (фонд 1063), то в отчетах за разные года будут приведены две даты основания школы: 1944 и 1948. При этом необходимо отметить, что вся информация о Кемеровской областной заочной школе, которая находится в архиве, начинается только с 1950 года.

В 1944 году правительством были утверждены положения о школах рабочей и сельской молодежи, сроки и порядок их работы, перечень специальных учебников, подлежащих изданию. В организации этих школ активное участие приняли комсомол и профессиональные союзы. Школы рабочий молодежи получили широкое распространение, к концу войны в области их насчитывалось уже 43 с охватом 7614 учащихся. Одной из главных проблем ШРМ в первые годы своего существования была низкая успеваемость и большой отсев учащихся, чаще всего это объяснялось непосещаемостью занятий (вызванное условиям военного времени, необходимостью оказать посильную помощь фронту).

В послевоенный период положение этих школ значительно улучшилось, в это время они приобретают огромное значение, так как их главной задачей была вовлечение в процесс обучения всей работающей молодежи, не имеющей законченного семилетнего образования.

Для поступающих в школы рабочей молодежи после перерыва в обучении более двух лет были введены вступительные экзамены. Цель экзаменов -выявить уровень знаний поступающих для более правильного комплектования классов. Как показывают архивные материалы, принцип вступительных экзаменов соблюдался не всегда, связано это было с

тем, что ШРМ были заинтересованы в увеличении количества учащихся, и поэтому руководство школ шло в обход правил и принимало на обучение молодых людей без вступительных экзаменов. Такое нарушение правил нередко становилось причиной неуспеваемости учащихся, так как некоторые ученики имели достаточно длительный перерыв в обучении, вследствие этого многие знания были утеряны, и когда они приходили в те классы, которые закончили много лет назад, то уровень их знаний не соответствовал тем условиям, которые предъявлялись в данном классе.

Возраст учеников, обучающихся в ШРМ, варьировался от 14 до 30 и более лет. Значительное число учащихся приходилось на возраст от 15 до 22 лет. Нередко в одном классе могли оказаться учащиеся, которые только что пришли из общеобразовательных школ и достаточно взрослые молодые люди, которые уже имели семью и детей. Основную массу контингента этих школ составляли подростки, молодежь из несостоятельных, бедных семей, которые, вследствие небольшого материального достатка, должны были идти работать на предприятие, чтобы прокормить себя и свою семью. Также большое количество учащихся составляли дети, которые вообще не имели родителей и шли в школу рабочей молодежи после интернатов и детских домов.

ШРМ создавались при предприятиях, что было очень выгодно для данного типа школ, так как финансирование в значительной степени брало на себя предприятие (выделение помещения под школу, обеспечение методической и художественной литературой, макетами и таблицами и т. д.) Чаще всего школы рабочей молодежи располагались в нетиповых зданиях (из 104 ШРМ в 1955-1956 годах в специальных помещения располагалось всего 67 школ, остальные осуществляли свою деятельность на базе детских школ). Известны случаи, когда школы находились в неприспособленных для обучения помещениях, например, ШРМ № 1 г. Киселевска развернула свою работу в здании РУ № 13, совершенно непригодном для учебных целей, так как температура воздуха была очень низкой. Вскоре школа была переведена в здание заводоуправления.

Одной из проблем ШРМ была не очень хорошая материальная база школ. Как показывают архивные материалы, в конце 1940-х годов многие ШРМ имели минимальное количество хозяйственного оборудования, которое было необходимо для функционирования школ (парты, классные доски, столы для учителей, стулья). При этом у школ были большие трудности с приобретением демонстрационных материалов, лабораторных столов, химических реактивов, шкафов для учебных пособий, а главное, самих учебников. Впоследствии это окажется одной из причин неуспеваемости учеников.

|| Вестник КемГУ

В 1940-е годы большой редкостью в этих школах были буфет, зеркала, умывальники, огнетушители и даже часы. Постепенно с развитием системы ШРМ эти проблемы решались за счет средств, которые выделяли предприятия и государство, и школы пополнялись всем необходимым.

Еще одной проблемой этих школ был большой отсев учащихся. К примеру, в школе № 1 г. Кисе-левска к началу 1946/1947 учебного года числилось 250 человек, а к концу года насчитывалось 155. В отчетах ГорОНО и ОблОНО указывались следующие причины отсева:

1. Вина предприятий (сменность, сверхсрочная работа, отправка осенью на с/х работы в колхозы) -это была основная причина.

2. Несоответствие уровня знаний данному классу вследствие большого разрыва в учебе.

3. Дальность расстояния от школы.

4. Плохая материальная обеспеченность школ.

5. Уход в РККА.

6. Болезнь.

7. Выезд в другие города.

Для решения главной проблемы отсева - неспособности сочетать работу с учебой, администрации школ постоянно ходатайствовали перед директорами предприятий, чтобы они урегулировали работу учащихся без ущерба для занятий (установили необходимый график смен для учащихся, не отрывали от учебы сверхурочной работой и т. д.). Результаты этих мер борьбы с отсевом учащихся хотя и давали свои положительные результаты, но они были незначительны. Процент отсева учащихся пошел на убыль только к концу 1950-х годов.

Для привлечения большего числа молодежи к получению знаний и повышению их уровня ОблО-НО ставило задачу перед РайОНО:

1. Выявить по ШРМ наличие молодежи, желающей обучаться, открыть школы и укомплектовать их учителями, обеспечить школы зданиями и необходимым оборудованием.

2. Организовать агитационную работу среди молодежи о необходимости повышения образования. Для этого учителя, профсоюзы, комсомольские организации должны проводить специальные беседы, печатать информацию о ШРМ в городских газетах.

Большое внимание к ШРМ позволило расширить сеть учебных заведений: в 1945 году - 41 ШРМ, в начале 1950-х годов - 104 ШРМ (из них 87 средних и 17 семилеток) с общим числом учащихся

- 13544 человек, в середине 1950-х годов до 97 школ (из которых 80 средних, 17 семилеток). В 1955-1956 учебном году в них обучалось 20337 человек, однако процент отсева учащихся был все еще высок (37 %). Среди оставшихся успеваемость была 83,2 % (это было на 3 % выше, чем в предыдущем учебном году). В конце 1950-х годов - 113 ШРМ (из которых 108 средних и 5 семилеток) с общим числом учащихся 24149 человек.

Постепенно увеличивалось и количество квалифицированных педагогических кадров: если в конце 1940-х годов наряду с учителями, имеющими высшее, незаконченное высшее образование было мно-

го педагогов со средним образованием и курсами учителей, то к середине 50-х годов в ШРМ работало более 1400 учителей, из них имели высшее образование 700 человек, неоконченное высшее - 530 человек, среднее педагогическое - 185 человек. Две трети учителей составляли постоянные кадры (одна треть - совместители). Закрепление педагогического состава и его рост, пропорциональный набору учащихся, позволили сформировать и отработать определенные методы работы с молодежью, получающей образование неотрывно от работы.

Учебные занятия в школах рабочей и сельской молодежи проводились по учебным планам, утвержденным Министерствам просвещения СССР.

В связи с тем, что учащиеся школ рабочей молодежи работали на производстве, занятия в школах велись по сменам (утренние, дневные, вечерние), 4 или 5 дней в неделю по четыре часа. По воспоминаниям Нины Ивановны Роговских, ученицы ШРМ №1 г. Ленинск-Кузнецкого 1958/1959 гг., в их школе было 2 десятых класса «АБ» и «В». В классе «АБ» обучались молодые люди, которые могли посещать занятия утром или вечером, в зависимости от графика работы, в классе «В» учились рабочие, которые могли получать образование только в вечернее время. Занятия утром начинались в 8.30 и длились до двух часов дня. Вечером обучение начиналось в 20.00 и заканчивалось в двенадцать часов ночи. На консультацию отводилось по часу в дни занятий или для них выделялся пятый или шестой день недели.

В ШРМ преподавались следующие дисциплины: русский язык, литературное чтение, литература, математика (арифметика, алгебра, геометрия, тригонометрия), физика, химия, естествознание, история и конституция СССР, география, иностранный язык).

В различных отчетах ГорОНО была представлена информация об успеваемости учащихся по всем предметам. В среднем по ШРМ успевали около 75 % учащихся, среди них на положительные оценки учились 40 %. Почти во всех отчетах ГорОНО обращалось внимание на то, сколько в школе имеется учащихся, которые были одновременно отличниками учебы и стахановцами производства, но такие ученики встречались крайне редко, а зачастую вовсе отсутствовали.

Приводились данные, что по русскому языку и литературе обычно из десяти человек 5 класса не успевали двое, из двадцати одного ученика 6 класса трое занимались неудовлетворительно. Неуспеваемость по русскому языку объяснялась непрочными знаниями за начальную школу, большим перерывом в учебе. Знание учащимися теории оценивалось как удовлетворительное, основная проблема заключалась в том, что практическое приложение этих знаний было недостаточным. Трудности у учащихся вызывали написание безударных гласных, отрицание «не» с частями речи, правила фонетики, написание суффиксов, пунктуация.

Знания учеников по математике оценивались удовлетворительно. Основные трудности ученики

|| Вестник КемГУ

испытывали в решении задач, уравнений. Неуспеваемость в этой дисциплине (как и по другим предметам) объяснялась большим перерывом в учебе, недостаточными знаниями за начальные классы, также неопытностью молодых учителей, нехваткой педагогических кадров, так как уроки могли проводить и неспециалисты. К причинам низкой успеваемости также можно отнести и то, что сам директор школы не мог осуществлять должный контроль за деятельностью молодых кадров на уроке, так как сам большую часть времени уделял преподаванию.

В физике и химии недостаточные знания объяснялись тем, что на начальном этапе существования школы не имели необходимого оборудования. Ученики не могли применить свои знания на практике, так как лабораторные и практические работы проводились очень редко, потому что не было специально оборудованных кабинетов.

Биологию и зоологию учащиеся знали «хорошо», так как в этих дисциплинах не было больших проблем с демонстрационным материалом: на уроках показывали гербарии, плакаты, живые растения и т.п. Хуже дела обстояли с изучением анатомии и физиологии, связано это было с отсутствием учебников, особенно по курсу дарвинизма.

В изучении географии не возникало особых проблем, отмечалось только, что трудности вызывает изучение политической карты мира, физическую карту учащиеся знали хорошо.

В изучении истории проблемы были связаны с пониманием причинно-следственных связей, роли различных деятелей в ходе исторических событий, а также знание карты вызывало определенные сложности.

Трудности в изучении иностранного языка возникали из-за отсутствия практического применения полученных знаний и с неопытностью молодых специалистов.

В школах рабочей молодежи среди учащихся также проводилась политмассовая работа. Как показывают документы, политмассовая работа проводилась нерегулярно, обычно в виде лекций или бесед на классных собраниях. На этих собраниях решались организационные вопросы, выяснялись причины прогулов и неуспеваемости, а также проводились беседы на темы: «Великая Октябрьская революция», «День Сталинской Конституции», доклады о жизни и деятельности И. В. Сталина, С. М. Кирова, доклады о 1 Мая, о Дне Победы. Основная задача политмассовой работы в ШРМ - способствовать формированию идеалов советского общества в сознании молодежи.

Помимо учебной деятельности в школе часто проводились танцевальные вечера - обычно по воскресеньям, концерты творческой самодеятельности, на которых ученики пели, танцевали, играли на музыкальных инструментах.

Для проведения экзаменов своевременно подготавливались билеты, укомплектовывались экзаменационные комиссии, проводились консультации, выставки наглядных пособий, по определенным

дням были открыты кабинеты физики и химии для самостоятельных лабораторных работ.

Хотя процент отсева учащихся был достаточно высокий, но те учащиеся, которые доучивались до сдачи экзаменов, в целом сдавали их хорошо. Процент сдачи учащимися переводных экзаменом варьировался от 82 до 86 и имел тенденцию к постоянному росту (82 % в 1955 году, 86,4 % к концу 1950-х годов). На аттестат зрелости в среднем сдавали экзамен 21 человек, из них аттестат получали около 13 человек (не сдавшие первый экзамен не допускались к сдаче последующих).

Не менее эффективной, по сравнению с ШРМ была и работа Кемеровской областной заочной средней школы. Как показывают документы, с 1944 по 1956 год заочная школа была в основном не областной, а городской. В этот период школа распространяла свою деятельность только на город Кемерово. Центральное заочное отделение располагалось по улице Ермака 7, в школе № 41(на данный момент это 3-й корпус КемГУ). Малый охват территории заочной школой был связан с нехваткой кадров, поэтому эта школа не могла начать свою деятельность в городах и районах Кемеровской области. С 1 января 1956 года проблема с обеспечением заочного отделения штатным персоналом была решена, и Кемеровская областная заочная школа распространяет свою деятельность на другие города: Сталинск, Ленинск-Кузнецкий, Киселевск, Ма-риинск, Прокопьевск.

Заочные отделения и их учебно-консультативные пункты размещались в зданиях общеобразовательных школ, при которых они создавались.

Всего на 1958/1959 учебный год числилось 20 консультативных пунктов: Центральный, Сталинский, Ленинский, Киселевский, Мариинский, Про-копьевский, Абагурский, Ампалыкский, НовоИвановский, Малиновский, Барзасский, Орлово-Розовский, Мурюкский, Сусловский, Усинский, Чугунашский, Кельбесский.

В 1958/1959 учебном году открылись еще три новых консультпункта: Даниловский-Тяжинский, Усть-Кабырзинский, Нижесустинский.

Кадровый состав консультпунктов включал в себя: заведующего заочным отделением, методиста и учителей. Педагоги в основном были совместителями, которые назначались городскими и районными отделами народного образования. Большинство учителей имели высшее образование или незаконченное высшее (учительский институт). К примеру, на 1954/1955 учебный год в Кемеровском центральном консультпункте числилось 78 учителей, из которых 52 имели высшее образование, а 26 неоконченное высшее (учительский институт). При этом педагоги с высшим образованием преподавали в старшем звене, а с неоконченным высшим - в среднем. Все учителя работали в городских методических объединениях, а педагоги родственных дисциплин периодически собирались на обсуждение вопросов, связанных с методикой проведения групповых и индивидуальных консультаций. Также в течение года несколько раз проводился педагоги-

ческий совет, на котором рассматривали проблемы подготовки школы к новому учебному году, планирование работы по предметам, выполнение учебных программ, успеваемость учащихся, итоги учебного года.

В Кемеровскую областную заочную школу в основном поступали юноши и девушки, которые не имели законченного среднего образования и работали на производстве. Значительным преимуществом заочного отделения, по сравнению с ШРМ, было то, что заочную школу нужно было посещать 2 -3 раза в неделю, а ШРМ от 4 до 5 раз. Были такие представители молодежи, которые специально бросали средние школы для того, чтобы получить производственный опыт и среднее образование быстрее, так как в общеобразовательных школах было одиннадцатилетние обучение, а заочные отделения и ШРМ 11-го класса не имели. Такая категория поступающих начала сокращаться с 1965 года, когда на вечерних отделениях тоже было введено одиннадцатилетнее обучение.

На заочные отделения средних общеобразовательных школ принимались лица от 16 лет, закончившие соответствующие классы. Все поступающие на заочные отделения представляли документ об образовании и справку с места работы. При отсут-

ствии документов об образовании зачисление в соответствующий класс производилось после проверки их знаний по русскому языку и математике. Лица, обучавшиеся на заочных отделениях, пользовались льготами при поступлении в заочные, средние специальные и высшие учебные заведения по тем специальностям, которые соответствовали их производственной работе.

Все поступившие обязаны были систематически посещать занятия групповых консультаций, не допускать опозданий, пропусков без уважительной причины, аккуратно выполнять домашние письменные и устные задания, содержать тетради в чистоте, сдавать их для проверки и отвечать на уроках по вызову учителя. В правилах поведения учащихся прописывались даже такие обязанности учеников, как курение учащихся только в специально отведенных для этой цели местах, запрещалось ходить в школе в головных уборах и оставлять на полу или в партах мусор. За поддержанием дисциплины в классе должны были следить староста, избирающийся каждый учебный год, актив класса и классный руководитель.

Основной возраст поступающих на заочные отделения колебался от 22 до 30 лет.

Таблица 1

Половозрастной состав обучающихся в Кемеровском консультпункте на 1952/1953,1954/1956 учебные годы

Возраст 1952/1953 учебный год 1954/1955 учебный год 1955/1956 учебный год

ученики ученицы ученики ученицы ученики ученицы

16 лет 3 1 12 18 17 20

17 лет 7 2 10 15 23 28

с 18 до 22-х лет 16 83 86 114 156 143

с 23 до 29 лет 82 51 181 164 276 174

30 лет и старше 20 17 167 51 31 22

Основными формами обучения учащихся заочной школы были:

- групповые консультации, которые подразумевали проведение сдвоенных уроков с обязательным составлением расписания по времени и месту их проведения, с максимальным использованием наглядных пособий, с закреплением полученных навыков в виде самостоятельных и лабораторных работ. Групповые консультации проходили 2-3 раза в неделю по 4 часа в день только вечером;

- индивидуальные консультации организовывались для педагогической помощи заочникам в их самостоятельной работе. Проводились индивидуальные консультации один или два раза в неделю в зависимости от выполнения программного материала и наполняемости классов.

Один раз в неделю учащиеся-заочники сдавали зачет. Обычно учащиеся за год сдавали 65 - 70 зачетов при 32-х зачетных неделях. Многие ученики не успевали сдать зачеты за один день и вследствие этого попадали в категорию отстающих. Для улуч-

шения успеваемости заочников с 1956 года на зачетные работы отводилось два дня в неделю.

Были и такие учащиеся, которые не могли посещать групповые занятия и индивидуальные консультации. Такие ученики получали консультации от учителей в письменном виде, а также предоставляли по каждому предмету письменные зачетные работы в количестве равном числу зачетов, установленному учебным планом для данного класса.

На заочных отделениях преподавались такие же дисциплины, как и в ШРМ. Групповые консультации проводились в виде лекций, а также в форме проведения лабораторных и самостоятельных работ.

По сравнению с ШРМ, проблем с обеспечением процесса обучения наглядными пособиями, демонстрационными материалами, химическими реактивами и др. у консультпунктов не возникало. Связано это было с тем, что все консультпункты располагались в средних общеобразовательных школах, которые и обеспечивали учащихся-заочников необходимыми материалами. Единственные трудности

возникали со снабжением учеников учебной литературой.

В основном занятия во всех консультпунктах проводились в вечернее время суток, так как утром и днем проходили уроки для учащихся средних школ. Когда же предпринимались попытки проводить занятия в дневное время, то всегда заведующий заочных отделений сталкивался с серьезной проблемой: нехваткой учебных кабинетов. В связи с этим консультпунктов, где обучение проводилось в дневное время, было очень мало.

Одной из проблем в деятельности заочной школы было постоянное невыполнение народнохозяйственного плана по набору учащихся. По плану набор заочников должен был составлять 500 человек. На 1951/1952 учебный год было набрано только 431 учащийся. С 1956 года план по набору увеличился до 1000 учащихся. Предпринимались различные меры для того, чтобы набрать необходимое число учеников:

1. Давались объявления в газеты, на радиостанции о наборе заочников, которые имели перерыв в обучении или не имеющие документов об образовании.

2. Через Обком ВКП(б), Обком ВЛКСМ, Обл-культпросветработы, Облпрофсовет, УМГБ, УМВД, Облвоенкомат были посланы письма в различные учреждения, в которых разъяснялись условия приема и учебы в заочной школе и предлагалось работникам соответствующих предприятий, не имеющих среднего образования, оформиться на учебу в заочную школу.

3. Организовывались летние подготовительные курсы для желающих поступить на заочные отделения.

Количество учащихся в Кемеровской областной заочной средней школе постоянно увеличивалось (таблицы № 2, 3).

Таблица 2

Распределение учеников по классам в центральном консультпункте на 1950/1951 учебный год

Всего классов Распределение учеников по классам на начало года Выбыло Распределение учеников по классам на конец учебного года

5 кл. - 1 5 кл. - 18 чел. 5 кл. - 2 чел. 5 кл. - 16 чел.

6 кл. - 1 6 кл. - 16 чел. 6 кл. - 2 чел. 6 кл. - 14 чел.

7 кл. - 2 7 кл. - 50 чел. 7 кл. - 8 чел. 7 кл. - 42 чел.

8 кл. -2 8 кл. - 53 чел. 8 кл. - 13 чел. 8 кл. - 40 чел.

9 кл. - 1 9 кл. - 32 чел. 9 кл. - 10 чел. 9 кл. - 22 чел.

10 кл. - 2 10 кл. - 64 чел. 10 кл. - 10 чел. 10 кл. - 54 чел.

Всего классов - 9 Итого: 233 ученика Всего выбыло - 45 учеников Итого: 188 учеников

Таблица 3

Распределение учащихся в центральном консультпункте на 1958/1959 учебный год

Всего классов Распределение учеников по классам на начало года Выбыло Распределение учеников по классам на конец учебного года

5 кл. - 1 5 кл. - 6 чел 5 кл. - 5 кл. - 6 чел

6 кл. - 2 6 кл. - 20 чел 6 кл. - 11 чел 6 кл. - 9 чел

7 кл. - 11 7 кл. - 260 чел 7 кл. - 60 чел 7 кл. - 200 чел

8 кл. -12 8 кл. - 260 чел 8 кл. - 71 чел 8 кл. - 189 чел

9 кл. -11 9 кл. - 188 чел 9 кл. - 83 чел 9 кл. - 105 чел

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10 кл. - 12 10 кл. - 312 чел 10 кл. - 71 чел 10 кл. - 241 чел

Всего классов - 49 Итого: 1046 учеников Всего выбыло 296 учеников Итого: 750 учеников

Самое большое количество учащихся зафиксировано в 1956/1957 учебном году, когда Кемеровская заочная школа была реорганизована в областную: по кемеровскому центральному консультпунк-ту в этом год было набрано 1196 учеников, это в 5 раз больше по сравнению с 1950/1951 учебным годом.

Как и в ШРМ, одной из основных проблем, с которыми сталкивалась заочная школа, - очень высокий отсев заочников. В 1952 году отсев обучающихся составлял 61 %. Основными причинами вы-

бытия из школы были: перемена местожительства; систематические задержки на работе; неуспеваемость; уход в другие школы, техникумы, училища.

Администрация заочной школы предпринимала различные меры по борьбе с отсевом:

- проведение бесед с пропускающими занятия;

- обсуждение проблемы на педсовете;

- обращение администрации школы к руководителям предприятий с просьбой о воздействии на учащихся;

- введение классного руководства, но должность классного руководителя была нештатной, поэтому серьезных требований к работе классных руководителей не предъявлялось;

- осуществление обмена опытом с аналогичными школами страны, к примеру, со Свердловской, Омской, Новосибирской заочными средними школами, которые оказали значительную помощь в организации учета знаний учащихся;

- самым эффективным методом борьбы с отсевом было предоставление возможности учащимся сдавать зачеты не в один, а в два дня. Также усовершенствование контроля над деятельностью периферийных пунктов. Заведующий каждого кон-сультпункта присылал в заочную школу сводные ведомости успеваемости, в которые ежемесячно переносились оценки из ведомостей приема зачетов, проанализировав которые дирекция делала соответствующие выводы и рассылала по консультпунктам инструктивные письма, где указывались слабые места в учебной работе и меры их ликвидации. Также практиковались выезды директора и инспектора на периферию.

Все эти меры способствовали тому, что постепенно отсев учащихся стал снижаться, но все равно оставался достаточно высоким, к 1956 году этот показатель достиг 30 % по кемеровскому консульт-пункту (по области 41 %).

В конце учебного года учащиеся 10 классов держали экзамены в той школе, к которой они были прикреплены. Учащиеся переводных классов сдавали экзамены по тем предметам, по которым не сдали установленного учебным планом количества зачетов. Заочники, получавшие консультации и представлявшие зачетные работы в письменном виде, сдавали экзамены за курс данного класса по всем учебным предметам. Своевременно проводилась подготовка к экзаменам: отправлялись инструктивные письма, где указывалось для каждого класса, по каким предметам будут экзамены, начало и конец экзаменов, а также рассылались экзаменационные билеты в достаточном количестве во все консульт-пункты, оповещались те заочники, которые не посещали групповые и индивидуальные занятия. Только за два учебных года заочная школа обучила 2 тысячи учеников.

Юноши и девушки, окончившие ШРМ и заочные отделения, получали те же права, что и лица, окончившие обычные общеобразовательные школы. При этом они пользовались преимущественными правами при поступлении в заочные средние специ-

альные и высшие учебные заведения по тем специальностям, которые соответствуют их производственной работе.

Повышение общеобразовательного уровня молодежи, работающей на производстве и в сельском хозяйстве, имело огромное народнохозяйственное значение. Юноши и девушки, окончившие школы рабочей и сельской молодежи, получив знания основ наук и имея практический опыт, обычно быстрее овладевали современной сложной техникой и давали высокие показатели производительности труда.

Таким образом, деятельность ШРМ и Кемеровской областной заочной школы позволила молодым людям, не получившим среднее образование по причине Великой Отечественной войны или в связи с тяжелым материальным состоянием семьи, выну-яедавшее девушек и юношей идти работать, удовлетворить потребность в получении полного среднего образования. Несмотря на определенные трудности в работе, с которыми сталкивались ШРМ и заочная школа (недобор числа учащихся, неуспеваемость, большой отсев учеников), они позволили большому количеству молодых людей получить среднее образование без отрыва от производства и возможность поступить в высшее учебное заведение. Работа этих школ позволила повысить общеобразовательный уровень работающей молодежи, а уровень грамотности рассматривается как основной критерий культурного и экономического развития, как страны в целом, так и Кузбасса в частности.

Литература

1. ГАКО. Ф. 323.Оп. 6.Д. 65. Л.З.

2. ГАКО. Ф. 323.0п. 6. Д.31.Л.1, 3,5.

3. ГАКО. Ф. 323.Оп. 6. Д.35. Л.З.

4. ГАКО Ф. 323.Оп. 6. Д.27. Л.3-5.

5. ГАКО. Ф. 323.Оп. 6. Д.40. Л.4.

6. ГАКО. Ф.ЮбЗ.Оп. 1. Д.1. Л.136, 245, 247, 249, 252, 259, 269, 261,267.

7. ГАКО. Ф.1063. Оп.1. Д.1. Л.136, 245, 247, 249, 252, 259, 269, 261,267.

8. Брель, В. Н. Развитие народного образования в Кузбассе в послевоенный период (1946-1950 гг.) / В. Н. Брель // 55 лет Кемеровской области. - Кемерово, 1999.

9. Сычева, Т. А. Борьба с неграмотностью подростков на территории Кузбасса в 30-50-е годы / Т. А. Сычева // Всероссийские научные чтения «Интеллектуальный и индустриальный потенциал регионов России». — Кемерово, 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.